Полезные ископаемые добыча использование 3 класс
Слайд 2
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.
Слайд 3
Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.
Слайд 4
Фронтальный опрос по изученному материалу. – Что такое полезные ископаемые? – Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? – Для чего добывают полезные ископаемые?
Слайд 5
Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.
Слайд 6
Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.
Слайд 7
Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.
Слайд 8
Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.
Слайд 9
ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо
Слайд 10
Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .
Слайд 11
Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.
Слайд 12
НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей
Слайд 13
Природный газ – очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Слайд 14
ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .
Слайд 15
Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Слайд 16
На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.
Слайд 20
Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Слайд 21
1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?
Слайд 22
Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
Слайд 23
Домашнее задание Учебник стр. 48-52.
Слайд 24
Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна
Составила учитель начальных классов: Поросенкова Любовь Николаевна.
Конспект урока окружающего мира с использованием ИКТ “Путешествие в кладовые Земли. Полезные ископаемые”
Задачи:
Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Оборудование:
– учебник Плешкова “Окружающий мир» 3 класс 1 часть;
– коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
– иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.
Презентация в программе PowerPoint. Приложение 1
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка дом. задания.
3. Сообщение темы и целей урока.
– На прошлом уроке мы с вами говорили о некоторых полезных ископаемых, сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое “полезные ископаемые”? Что такое «недра» земли? – Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью..
Скажите, что означает выражение “разработка недр”?
Д. Добыча полезных ископаемых.
У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?
Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?
Д. Когда человек спускается в шахту.
У. Как вы думаете, почему?
Д. В шахте может произойти обвал.
У. Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Слайд 1.
– А почему они ископаемые? И почему полезные? Слайд 2.
4. Работа по теме урока. – На прошлом уроке мы с вами познакомились с некоторыми полезными ископаемыми? Давайте вспомним, как они называются.
5. Практическая работа учащихся.
На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой: ) и атлас-определитель “От Земли до неба”
У вас в группах лежит образец полезного ископаемого, даете анализ по плану.
Слайд 3
План описания полезного ископаемого
Напиши название полезного ископаемого.
Определи его свойства.
3. Где используется это полезное ископаемое?
– С помощью атласа-определителя расскажите о своем ископаемом по плану.
Проверка с использованием слайдов.
– Что вы узнали о полезных ископаемых?
-Расскажите об их свойствах. – Где они применяются?
– А сейчас давайте посмотрим на экран.
6. Знакомство с составом и свойствами гранита.
Слайд 4 –Гранит
– Что можно сказать про этот камень?
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
– Однороден ли он по составу?
Слайд 5 – Состав гранита
– Где вы встречали гранит?
Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
Слайд 6 – Гранитный массив
Слайд 7- Применение гранита.
обозначается:
7. Работа с учебником.
– Откройте учебники на с. 64
– Рассмотрите образцы слюды, кварца, полевого шпата.
Слайд 8
Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.
используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.
Слайд 9 – Известняк
Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел. Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы.
– А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми.
СЛАЙД – 10 Железная руда
– Твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.
обозначается:
СЛАЙД 11
Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.
Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Обозначается:
Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)
СЛАЙД 12 – ТОРФ
Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.
используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.
обозначается:
Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.
СЛАЙД 13
(Строительные: известняк, глина, гранит;
рудные: железная руда;
топливные: каменный уголь, торф)
А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)
– Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.
IV. Обобщение, подведение итогов урока.
Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
Слайд-14 кроссворд
Слайды 15-22-загадки.
По горизонтали:
1.
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5.
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.
Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7.
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Полезные ископаемые, которые не являются однородными по составу, и состоящие из нескольких минералов называются горными породами. Минералы же однородны по составу.
Слайд 28-34-ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ
VII. Охрана полезных ископаемых.
1. И последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим на уроке – это охрана полезных ископаемых.
Охрана недр.
Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.
Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.
В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник (Показать по карте его расположение). Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывали разные ценные минералы. Теперь копи приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют.
Учёные заповедника изучают как залегают в недрах земли различные горные породы и минералы. Студенты геологических институтов приезжают в заповедник на практику.
Тема: Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)
Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства
Планируемые результаты:
Предметные: проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве
Личностные: чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе
Метапредметные: планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков
Форма урока: урок-исследование
Термины и понятия: полезные ископаемые, геолог, месторождение, карьер, шахта
Оборудование: образцы полезных ископаемых (песок, глина, гранит, известняк) и их условные знаки, информация о полезных ископаемых, сундучок, карточки «да, можно», «нет, нельзя», презентация, оборудование для опытов, чашки Петри, учебники, тетради, инструктивные карточки, музыка для работы в группе, тесты, цветные карандаши, карты Московской области, листочки для синквейна
Ход урока:
1. Организационный момент
– Что у меня в руках? (Сундучок.)
– Что обычно хранят в сундучках? (Украшения, богатства.)
– Да, это богатства. А какие именно, узнаете, если отгадаете загадки?
1) Он очень нужен детворе,
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
2) Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
3) Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит.)
4) Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк.)
– Да, это песок, глина, гранит, известняк.
– Люди какой профессии занимаются изучением и поиском залежей в природе, н-р песка, глины, гранита, известняка? (Геологи.)
– Как вы думаете, интересно работать геологами?
– Сегодня мы с вами будем геологами. Мы с вами коллеги. И будем заниматься изучением полезных ископаемых.
2. Постановка проблемы урока
– Ребята, а можно ли вообще обойтись без этих полезных ископаемых? Как вы думаете, коллеги?
– Покажите карточки – «да, можно» или «нет, нельзя». Это будет главный вопрос нашего урока. В конце урока мы вернёмся к нему.
3. Знакомство с новым материалом
– В мире существует много полезных ископаемых. Какие другие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей.)
– А почему они называются полезными?
– Попробуем сформулировать понятие полезные ископаемые.
Итак, что такое полезные ископаемые, сформулируйте. (Нефть уголь, торф, песок и другие необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми.)
– Сравните наше определение с определением других ученых в учебнике на с. 60.
– Запишите определение в тетрадь на с. 24.
4. Работа в группах
– Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми, а именно с песком, глиной, гранитом, известняком, и поучимся самостоятельно определять их свойства. Работа будет проходить в 8-ми группах. У каждой группы есть свой командир. На столах 1, 2, 3, 4 – образцы полезных ископаемых, а также картинка – условное обозначение того полезного ископаемого, которое вы будете изучать. Ребята за этими столами проводит работу по изучению полезных ископаемых с помощью инструктивной карточки.
Название полезного ископаемого _________________________________
Твёрдое или жидкое ____________________________________________
Цвет _________________________________________________________
Плотное или рыхлое (или пластичное) ____________________________
Прозрачное или непрозрачное ___________________________________
Горючее или негорючее (из личного опыта) ________________________
Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов) __________________________________________________________
– За столами 5, 7, 8 сидят группы информаторов. Они изучают дополнительную информацию о полезных ископаемых, подчеркивают важное, затем нам сообщают.
5. Выступление каждой группы
Давайте проверим, как вы выполнили работу.
Песок
Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой. Он бывает разного цвета: белый, жёлтый, красный и даже серый. Песок используют для производства стекла. Для этого песок смешивают с другими веществами (известью, содой) и ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится, и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твёрдым.
Глина
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпичи. Для прочности их обжигают в печи.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.
Гранит
Гранит – очень плотная горная порода, образованная тремя минералами – полевым шпатом, кварцем, слюдой. Встречается гранит различного цвета (красный, розовый, серый и других цветов). Состоит из разных по форме и величине кусочков (зёрен), которые крепко соединены между собой. Обычно он залегает глубоко под землёй, но иногда выходит на поверхность, образуя горы. Из него сооружают набережные, опоры мостов, памятники. Также его используют для облицовки зданий, станций метро.
Известняк
Плотная горная порода. Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Известняки бывают чаще всего белого цвета, встречаются серые и жёлтые. Эту горную породу легко отличить от других. Если налить на неё немного кислоты (например, уксусной), то послышится шипение, и на поверхности камня появятся пузырьки углекислого газа. Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Иногда они образуют горы. Известняки бывают разных видов, например обыкновенный известняк, мрамор, мел. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Смешивая глину с известняком, получают вещество цемент.
– Как назвать все эти образцы, которые у вас находятся на столах? (Полезные ископаемые.)
– Молодцы! Но мы должны быть не только умными, но и физически закалёнными. Сделаем перерыв в нашей в нашей работе и проведём физкультминутку.
6. Физкультминутка
Путь его тяжёл и долог
Ищет залежи геолог.
С молоточком по горам
Он проходит тут и там
И уверен: «Я найду
Здесь железную руду!»
Потрудились – отдохнём:
Встанем глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Наклонились, прямо встали,
Руки вниз и вверх подняли,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Продолжение изучения темы
Отдохнули?
Продолжим работу.
У каждого есть своё место, откуда он берёт своё начало.У каждого из нас есть своё место рождения.
Как называются места, где производится добыча полезных ископаемых? (Месторождениями.)
– Каким способом добываются полезные ископаемые?
– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.
Презентация
Закрепление изученного материала
А какие полезные ископаемые добывают в Московской области? (Работа по картам.)
Известняк
Известняк раньше добывали в поймах рек Пахра, Москва и широко применяли в строительстве – стены древнего Кремля, а также множество монастырей и церквей были сделаны из этого материала.
Песок
Разработка песка в песчаных карьерах ведется на территории практически всей области (г. Дзержинский; г. Котельники – кирпичный завод). Цветовая палитра песка в Подмосковье очень разнообразна – от белого, до черных песков юрского периода. Темпы добычи песка в области не снижаются по сей день, спрос на песок всегда актуален – ведется многочисленное строительство и промышленных объектов, и частных домов, и поселков, и высотных домов.
Глина
Применение глины тоже достаточно широко. И в Московской области есть несколько видов глины – основные из них – кирпичная и гончарная. Самое известное месторождение глины в Подмосковье – это Гжель. В этом городе с давних времен развит народный промысел – изготовление посуды и роспись в определённом стиле.
Другие ископаемые
В небольшом количестве в Московской области также встречаются поделочные камни. Близ города Воскресенка – небольшие залежи фосфатов.
Кластер
А теперь всё обобщим и заполним таблицу «Полезные ископаемые».
Полезные ископаемые
Полезное ископаемое
Изображение
Условное обозначение
Песок
Глина
Гранит
Известняк
Тест
– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
1. Месторождение – это …
А) карьеры
В) горные породы
С) места залегания полезных ископаемых
2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
А) врачи
В) геологи
С) строители
3. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
А) песок, глина
В) гранит, торф
С) каменный уголь, поваренная соль
4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
А) оловянная и медные руды
В) каменный уголь, природный газ
С) графит, сера
5. Основные свойства гранита:
А) в виде крупинок, сыпучий
В) белого, серого или жёлтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется углекислый газ)
С) зернистый, твёрдый и прочный.
6. Какое полезное ископаемое используется для изготовления стекла?
А) песок
В) глина
С) известняк
7. Мел – это разновидность:
А) гранита
В) известняка
С) ракушечника
8.Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
А) они опасны для здоровья
В) запасы их не безграничны, их пополнить нельзя
С) они красивы
Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.
(Самопроверка по мультимедийному проектору).
– Поставьте себе оценку: если все восемь правильных ответов – поставьте «8»,
А теперь закрасьте звёздочку соответствующим цветом.
7
6
5
4
3
Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.
Молодцы!
9. Итог урока
Сегодня мы с вами попробовали быть геологами, которые изучают полезные ископаемые в лаборатории.
Что мы называем полезными ископаемыми?
Где их применяют?
– Для чего добывают полезные ископаемые? (Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.)
Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых, которые мы сегодня изучали? (Ответы детей.)
Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной природы и в частности полезных ископаемых.
10. Синквейн
– Геологи не только занимаются поиском и изучением полезных ископаемых, они еще и большие романтики. Прошу вас сочинить нерифмованное пятистишье – синквейн – со словом «ископаемые».
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определённый смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
11. Домашнее задание
– Прочитайте в учебнике на с. 61, 62, подготовьте сообщение об одном из полезных ископаемых; выясните, какие полезные ископаемые добывают в Люберецком районе.
– Спасибо за урок!