Полезные ископаемые для получения минеральных удобрений
Приветствую тебя мой читатель, богата и щедра наша земля бесценными запасами полезных ископаемых, разнообразие которых порой поражает, поэтому, сегодня я расскажу вам о том, какие полезные ископаемые удобрения используются человеком на протяжении долго времени для улучшения качества почвы и получения высоких урожаев.
Именно эти бесценные дары живой природы способствуют быстрому росту и полноценному созреванию зерновых и овощных культур, плодовых и ягодных культур, выращиваемых в полях, садах и огородах.
Необходимость применения и классификация различных видов удобрений
Как известно, удобрениями считают те вещества в виде химических компонентов, что дают пищу растениям и повышают плодородие почв. Для нормального развития и жизнедеятельности растений им, безусловно, необходимы:
- свет и тепло,
- вода и воздух,
- питательные вещества (микро и макроэлементы),
получаемые из земной среды и околоземного пространства.
Однако при этом необходимо учитывать такие специфические факторы как особенности почвы в плане кислотности грунта и степени плодородия почвы, а также химический состав и даже возраст растений, влияющие на необходимость применения и количественный состав вносимых удобрений.
Что касается классификации удобрений, то их можно разделить по таким основным признакам как — химический состав и биологическое происхождение на четыре основных класса:
- органические и бактериальные,
- минеральные и стимуляторы роста,
с присущими каждому классу их видами.
Так органические удобрения включают в себя все вещества растительного и животного происхождения —
- птичий помет и животный навоз,
- торф и солома,
- зеленое удобрение и компост,
которые являются богатым источником питательных минералов и при грамотном применении окультуривают и улучшают почву, улучшая корневую и наземную части растения, тем самым повышая его урожайность.
Бактериальные удобрения не имеют питательных веществ, однако включают в себя бактерицидные микроорганизмы –
- нитрагин и азото-фосфоробактерин,
- препараты АМБ и ЭМ,
которые имеют способность к активному размножению в благоприятной природной среде, где применяются для улучшения питания клубней растений.
К удобрениям стимуляторам роста относят такие вещества, которые ускоряют деление и растяжение клеток растения, ими в первую очередь являются:
- смесь корнепитателя корневин и гетероауксин,
- фитогормоны гиббереллины и гумины,
- этамон и бизон, циркон и завязь,
с определенным набором процессов, оказывающих благоприятное развитие на жизнедеятельность растения.
Минеральные удобрения для производства, которых применяется природное сырье в виде полезных ископаемых, а также используются переработанные твердые и жидкие отходы различных предприятий:
- фосфорные и калийные,
- азотные и марганцовые,
- микроэлементы и комплексные,
- специализированные бесхлорные и железо-серосодержащие,
необходимые для нормального роста и созревания растений.
Полезные ископаемые используемые в качестве минеральных удобрений
Все полезные ископаемые являются природными образованиями земной коры, состоящие из органических и неорганических или минеральных пород, находящиеся на поверхности либо на небольшой глубине недр земли.
Большинство из этих горных пород имеют осадочное происхождение и содержат неорганические соединения минеральных солей.
Именно такие соединения человечество с давних времен добывает и использует в качестве полезного
- простого, состоящего из одного микроэлемента
- и комплексного или комбинированного, состоящего из нескольких микроэлементов
минерального состава, используемого в качестве микро и макроудобрения для лучшего роста и созревания сельскохозяйственных растений.
К таким добываемым минеральным удобрениям следует в первую очередь отнести:
- калийные соли и ценный торф,
- фосфорные соединения фосфориты и сульфатный гипс,
- карбонатный мел и биологически активный сапропель,
- фосфорные соли апатиты и мелкозернистая монтмориллонитовая глина,
- кварцевый песок и глинисто-карбонатный мергель,
- тяжелый минерал бария и марганец с цинком,
- оксиды кальция и натрия, меди и бора, магния и алюминия,
являющиеся для всего народного хозяйства бесценным химическим веществом.
Влияние природных удобрений на растительные сообщества
Как известно почва земли является не возобновляемым ресурсом, где ответственность за ее постепенное истощение и снижение плодородия возлагается на самого человека. Поскольку с уменьшением в почве полезных веществ невозможно выращивать полноценные сельскохозяйственные культуры и тем более получать высокие урожаи.
Чтобы изменить такое бедственное положение в плане улучшения характеристик почв, работники сельского хозяйства и садоводы любители регулярно обогащают почву не только ценной органикой, но и действующими продолжительное время минеральными удобрениями на основе полезных ископаемых, повышающих не только плодородие почвы, но и качество выращенного урожая.
Так для выработки хлорофилла листьям растения необходимо питание азотными удобрениями в виде сыпучих твердых гранул и жидкой мочевины, которые позволяют растению накапливать достаточно углеводов и увеличивать рост побегов особенно в активный период вегетации.
Огромную роль играют калийные удобрения в подкормке и росте плодовых растений, поскольку участвуют в обмене веществ. Передвижение углеводов по стволу дерева позволяет растению из воздушной среды усваивать углекислоту, оказывающую огромное влияние на:
- сопротивляемость к заболеваниям растений,
- качество обработки урожая и степень зрелости фруктов,
- продолжительность лежки и процесса дозреваемости снятых плодов
в виде таких популярных микро и макроудобрений как – магний и бор, железо и кобальт сернокислый, марганцовка и борная кислота.
Значительное влияние на белковый обмен и подкормку растений оказывают фосфорные удобрения, вносимые одновременно с перегноем, повышающие устойчивость к резкой смене низких и высоких температур.
Внесение этих минеральных удобрений увеличивает в растениях содержание жиров, белков и углеводов, которое необходимо в самом начале появления первых всходов и роста растения.
Применяется данный вид удобрения для сезонной подкормки плодовых и овощных культур в виде концентрированного фосфорсодержащего препарата, который при внесении в почву, способен обеспечить ее на несколько лет питательными веществами.
Именно комплексные или так называемые комбинированные удобрения в различных сочетаниях минеральных микроэлементов эффективны при внесении в почву в качестве припосевной подкормки, в форме сухих спрессованных гранул полностью растворимых в воде.
Классическими примерами таких комбинированных удобрений являются сложные препараты азофоска и нитрофоска, состоящие из трех элементов:
- азота,
- фосфора
- и калия.
Состав специализированных бесхлорных минеральных удобрений настолько сбалансирован, что применяется только для конкретных сельскохозяйственных культур.
Получение и использование ископаемых удобрений
Добыча полезных ископаемых является трудоемким делом, поэтому использование огромных геологических запасов должно быть рациональным. Это колоссальное богатство нашей земли в качестве минеральных удобрений является настоящим кладом в деле обогащения почвы и подкормки растений полезными элементами, повышающими урожайность полей, садов и огородов.
Получают все ископаемые удобрения на специализированных предприятиях нашей огромной страны:
- при переработке горных пород,
- при использовании отходов металлургической отрасли,
- при перемалывании небольшого количества крупных костей различных животных,
получая, таким образом, фосфорную муку, серную кислоту и различные минеральные соли.
Так такая горная порода как мел используется не только для уменьшения кислотности почвы, но и для повышения жизнедеятельности полезных для почвы микроорганизмов. Одновременно используясь:
- в производстве цемента, извести и силикатного кирпича,
- в производстве стекловолокна и оконного стекла.
Такое ископаемое как сапропель используется не только как сельскохозяйственное удобрение, но и используется:
- химической промышленностью для получения смол и парафина, типографской краски и вара, применяемых в качестве изоляционного материала для электрических проводов и толстых кабелей,
- деревообрабатывающая и мебельная промышленность использует его в качестве связующих смол и клеев для получения древесно-стружечных плит и изготовления мебели.
Торфяное удобрение не только улучшает структуру почвы, нейтрализуя ее кислотность, но и оказывает благоприятное действие на жизнедеятельность полезных микроорганизмов. А такое ископаемое как кислый торф служит прекрасной гигиенической подстилкой для домашнего скота, борясь с болезнетворными бактериями.
Такое природное сырье как мергель, содержащее в своем составе универсальную смесь глины, мела и песка используется для известкования кислых почв полей и садов, лугов и огородов, одновременно являясь:
- в строительной отрасли прекрасным теплоизоляционным материалом в виде минеральной ваты,
- в цементном производстве в качестве силикатного сырья для производства строительных блоков.
Легкая кремниевая порода – трепел вместе с известью, обладает прекрасными вяжущими свойствами, поэтому используется в качестве универсального термо-звуко-изоляционного материала в качестве фильтра поглотителя в пищевой, нефтяной и лакокрасочной промышленности.
Химическая промышленность использует эту породу для изготовления технической и бельевой синьки, получения огнеупорных красок и ультрамарина, а также изготовления жидкого стекла.
Имея слабую теплопроводность и огромную механическую устойчивость, трепел используется для нейтрализации вредных выделений в литейном производстве металлургии, а в качестве мягкой добавки используется в полировочном и шлифовальном деле.
Так фосфориты являются прекрасными возбудителями и стимуляторами роста растений, содержащие ценные радиоактивные вещества. А фосфоритная мука используется в литейном производстве в качестве формовочных песков.
Работники сельского хозяйства используют такие полезные ископаемые –
- пирит и таллий,
- мел и тальк,
- барий и каолин,
в качестве вредных ядов для борьбы и уничтожения амбарных клещей и жучков, мышевидных полевок и грызунов, в огромном количестве уничтожающих собранный урожай.
Классификация свойств удобрительных ископаемых
Все удобрительные вещества ископаемого происхождения получают при помощи механической и химической переработки, где затем они повсеместно используются народным хозяйством сельскохозяйственного производства и промышленной сферой.
Поэтому эта важнейшая группа ископаемых классифицируется по таким физико-механическим показателям как:
- агрегатное состояние – твердое: в виде кристаллов, гранул и порошка, жидкое: в виде эмульсии и суспензии, газообразное,
- по количеству и содержанию питательных веществ на простые, то есть односоставные и комплексные, то есть многосоставные.
В расширенную классификацию всех этих полезных удобрений также можно включить такие основные показатели как:
- влажность и слеживаемость,
- гигроскопичность и плотность,
- сыпучесть и рассеиваемость,
- прочность и влагоемкость.
По способу переработки их можно разделить на:
- механическое измельчение до состояния муки,
- химическое разложение при помощи кислот,
- извлечение электротермическим восстановлением
- и термическая обработка.
По степени растворимости подразделяются на:
- легкорастворимые — полностью растворимые в воде,
- среднерастворимые – растворимые в слабых растворах кислот,
- труднорастворимые – растворяются только в сильно концентрированных кислотах.
По действующему веществу минеральные удобрения делят на:
- молибденовые и борные,
- марганцевые и медные,
- цинковые и магниевые.
Все эти показатели свойств в значительной степени влияют на качество и сохранность минеральных удобрений, а их эффективность применения определяется не только особенностью сельскохозяйственных культур, но и почвенно-климатическими условиями.
А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, как полезные ископаемые удобрения влияют на рост и созревание сельскохозяйственных культур. Может быть, и вам приходилось использовать этот вид удобрения или применять препараты на его основе, поделитесь с читателями вашими результатами в комментарии к этой статье. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.
Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. Здесь вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.
В недрах Земли, хранятся богатства, которыми человек пользуется на протяжении веков. Многие из природных ископаемых, используемые как питательные удобрения, также добываются из недр земли. К сожалению, природные ресурсы не бесконечны, требуют бережного отношения и использования. Добыча многих из них довольна трудоемкая и дорогостоящая.
Торф
К ископаемым, добываемых из земли относится торф. Он имеет природное происхождение и формируется на дне высохших болот, практически по всей России. Торф состоит из слоев перегнивших останков растительного и животного происхождения. Наиболее ценным слоем, считается низинный торф, так как его состав, это, полностью разложившиеся элементы, имеющие высокий показатель гумусовой массы. Верхний слой, листовой, наименее ценен по питательным показателям, второй слой соответственно нечто среднее.
Торф применяется для тяжелых, влажных и глинистых почв, позволяя увеличить их воздухопроницаемость, облегчает почвы и подпитывает их микроэлементами.
Мергель
Этот природный компонент, содержится в слоях, с глиной и карбонатами. Эти полезные залежи возникли на дне морей и озер, которые пересохли миллионы лет назад. В нашей стране, это районы Кубани, в горах и предгорьях близ города Сочи.
Что такое мергель? Это горная порода, содержащая минералы, доломит, глинистый состав. Породы, представляющие наибольшую ценность, содержат глинистые частицы всего 20 %, а кальцита до 80%.
Мергеля используется как удобрение, примерно так же как и известь, но берется в больших количествах. В его состав входит угле — известковая соль, которая и заметно улучшает физические показатели почвы.
В мергеле есть и фосфорная и калийная кислота, но количество их не значительно. Если удобрять мергелем землю, то прежде, надо знать показатели состава земли, и только после этого вносить.
Другие полезные ископаемые.
Калийная соль
Очень похожа внешне на поваренную, всем известную. Хорошо растворима в воде, горькая на вкус. Это очень ценное удобрение, содержащее азот и калий, из которого производят много различных химических составов.
В нашей стране большие месторождения калийной соли находятся на Урале.
Сапропель
Это ценнейшее вещество, добывается со дна озер. Представляет собой, илистую массу. Имеет в своем составе, микро, макроэлементы, гуминовые кислоты, аминокислоты, витамины. Это насыщенное и богатейшее органическими и минеральными веществами природное удобрение. На его основе, производится множество питательных жидких и твердых смесей для подкормки растений.
Известняк
Это горная осадочная порода, из которой при обжиге, получают удобрение в виде негашеной извести. Широко применяется в сельском хозяйстве для раскисления почвы. Удобрения из известняка, могут иметь различную твердость.
Твердые удобрения: известняк, мел, доломитка.
Мягкие удобрения: озерная известь, мергель, туф известковый.
Продукты переработки известняка: негашеная известь, пушонка, жженая известь.
Сера
Может встречаться в виде природных ископаемых рудных или самородных серных соединениях.
Гипс
Является сульфатным минералом. Используется для производства различных удобрений, с содержанием сульфата. Используется для обогащения почвы.
Апатит
Это минералы, содержащие в своем составе много фосфатных солей. Широко используется в химической промышленности для производства удобрений разных составов, содержащих фосфат.
Как видим, большое количество полезных ископаемых удобрений для почвы, добывается из недр нашей земли, и находит свое применение, являясь природными полезными ископаемыми.
Цели коррекционно-образовательные:
- Способствовать формированию знаний о
месторождениях полезных ископаемых России. - Закрепить знания о группах полезных ископаемых
(по их использованию), о их использовании и
способах добычи. - Выявить причинно-следственные связи
разнообразия полезных ископаемых на территории
нашей страны. - Обобщить и систематизировать знания учащихся о
полезных ископаемых. Научить детей применять
полученные знания на практике.
Цели коррекционно-развивающие:
- Развивать умение самостоятельно работать с
текстом учебника, заполнять таблицу - Развивать умение классифицировать полезные
ископаемые по использованию. - Развивать пространственные представления
учащихся, умение работать с картой,
cистематизировать информацию и делать выводы. - Развивать у учащихся память, внимание,
коррегировать ассоциативную память на основе
предлагаемых упражнений.
Цели коррекционно-воспитательные:
- Обеспечить воспитание мотивов учения,
положительного отношения к знаниям. - Содействовать экологическому воспитанию
учащихся, прививать бережное отношение к
природным богатствам. - Учитывать потенциальные возможности учеников в
способности мыслить, проводить анализ,
сравнение. - Научить учащихся быть наблюдательными и
получать знания из самой природы.
Оборудование: коллекция полезных
ископаемых, сигнальные карточки «открытый»,
«закрытый», «шахта», «карьер». Картины: шахта,
карьер. Значки полезных ископаемых, контурные
карты. Физическая карта России. Свежие овощи: лук,
огурец, томаты. Загадки. Магнит. Вода. Видеосюжет
о взрыве на Воткинской шахте.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, практический.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Дыхательная гимнастика
Цель: создание положительного эмоционального
фона. Активизация детей на учебную деятельность.
Цель урока – изучаем полезные ископаемые.
2. Повторение. Фронтальная беседа
– Что называют полезными ископаемыми? (Это
все тела и вещества, которые люди добывают из
земли.)
– Почему их так назвали? (Ископаемые – так как
добывают из земли, выкачивая или выкапывая.
Полезными за то, что полезны для хозяйства
человека.)
– На какие группы делят полезные ископаемые по
их использованию? (Строительные –
гранит, мрамор, мел, песок, глина, известняк. Горючие
– торф, каменный уголь, нефть, природный газ,
горючий сланец. Используемые для получения минеральных
удобрений – фосфориты, калийная соль.
Используемые для получения черных и
цветных металлов – руды.)
– Как называются места, где залегают полезные
ископаемые? (Месторождения).
– Кто открывает эти месторождения? (Геологи).
– Вспомним, какими способами ведут добычу
полезных ископаемых? (Открытым – карьер,
закрытым – шахта, при помощи скважин.)
Картины: карьер, шахта, скважина.
3. Проверка домашнего задания
На столе разложена коллекция
полезных ископаемых. Рассказать по
желанию о свойствах любой группы полезных
ископаемых.
Приведите примеры. Показать образцы.
Строительные.
Горючие.
Минеральные удобрения.
Демонстрация опыта. «Растворение
минеральных солей в воде»
4. Просмотр видеофрагмента «Взрыв на
Воткинской шахте»
5. Групповая работа с классом
Установить соответствие. На доске способы
добычи.
Открытый
В
шахтах
С
помощью скважин
Песок,
глина
Уголь
Нефть
Торф,
гранит
Сланец
Природный
газ
Мрамор, известняк
Руды
6. Физическая пауза под музыку
7. Работа по физической карте России
– Вспомним, что показано на физической карте
цветом? – формы поверхности
– Какие формы поверхности показаны на карте
цветом? (фото карта)
– Зеленым – низменности, желтым –
возвышенности, светло-коричневый – плоскогорье,
темно – коричневый – горы.
– Как на карте изображаются полезные ископаемые?
– условными значками.
Вывод: при помощи условных знаков мы
можем на физической карте определить основные
месторождения полезных ископаемых.
8. Работа по контурным картам (фронтально)
На карте отметим крупные месторождения
каменного угля. Кузбасс, Печорское, о. Сахалин.
Нефти – Западная Сибирь, Волго – Уральские, о.
Сахалин
Природный газ – Север Западной Сибири,
Астрахань.
9. Фронтальная работа. Занимательная
страничка
Каждый ученик получает загадку.
а) Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)
б) Этот мастер белый – белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел, известняк)
в) Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть).
г) Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
д) Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
е) Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
10. Объяснение нового материала
– Сегодня, мы подробнее познакомимся с
группой Минеральных удобрений, а именно –
Калийная соль.
Чтобы вырастить хороший урожай овощей, надо,
чтобы в почве были питательные вещества – удобрения.
Особенно нужны растениям калийные и фосфорные
соли. Вместе с талыми водами эти соли поступают в
почву. Сухие вещества не могут поглощать
растения, поэтому на поля вносят те, которые
хорошо растворяются в воде.
Такие соли и называются минеральными
удобрениями.
Для получения калийной соли используют калийную
руду.
Для фосфорной соли – фосфориты.
Демонстрация опыта.
Растворить в стаканчике минеральные удобрения.
Вывод: Минеральные соли хорошо и
полностью растворяются в воде.
Калийные мин. Удобрения необходимы для
лучшего созревания овощей, смогут выдерживать
заморозки, устойчивы к болезням.
Фосфорные удобрения для лучшего созревания
плодов. (Демонстрация томатов, лука, огурцы,
картофель, морковь.)
11. Закрепление знаний и умений
Каждому выдается карточка, где перечислены
основные группы полезных ископаемых. Необходимо
зачеркнуть лишнее.
На той же карточке под диктовку написать
значки полезных ископаемых.
Например. Горючий сланец, торф, антрацит, глина.
(лишнее зачеркни)
Карточка №1 Вариант I | |
1. Зачеркни лишнее | Гранит, песок, глина, торф, мрамор. |
2. Запиши условными значками торф, известняк, каменный уголь, нефть, глина. | |
Ответ на задание 2: |
Карточка №2 Вариант II | |
1. Зачеркни лишнее | Каменный уголь, природный газ, известняк, горючий сланец, торф. |
2. Запиши условными значками природный газ, нефть, торф, мрамор, песок. | |
Ответ на задание 2: |
12. Подведение итога урока
Оценки учащимся с комментарием.
13. Домашнее задание: стр. 120-121 вопросы,
кк, повторить значки.