Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Полезные ископаемые для экономики 3 класс thumbnail

Окружающий мир, 3 класс

Урок 24. «Экономика. Основы экономики. Полезные ископаемые»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что такое экономика
  2. Основы экономики
  3. Полезные ископаемые
  4. Роль природных богатств и труда людей в экономике

Глоссарий по теме

Экономика – совокупность производственных отношений, соответствующих определённой ступени развития производительных сил.

Воздух – смесь газов, составляющая атмосферу Земли.

Вода – прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.

Полезные ископаемые – природные минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, которые добывают, а затем используют в естественном либо переработанном виде в различных производствах или строительстве.

Почва – верхний слой земной коры.

Природные богатства – полезные ископаемые, естественные богатства.

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.

Капитал – созданные людьми средства производства.

Ключевые слова

Экономика, воздух, вода, полезные ископаемые, почва, природные богатства, труд, капитал.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 38 – 50.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2 ч. — М.: Просвещение, 2017. С. 23 – 28
  3. Атлас-определитель «От земли до неба» С. 6–17

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей. Экономика бывает мировая, рыночная, производственная, плановая, смешанная. Но какой бы экономика ни была, она учит людей сберегать средства, правильно распределять их для удовлетворения собственных потребностей.

Чтобы человек имел все необходимое, и необходима экономика. При этом она обучает нас бережно относиться к природным ресурсам, с разумом применить их для ублажения собственных дел.

Природные богатства, не обращая внимания на все своё многообразие и значение, не в состоянии обеспечить население Земли необходимыми товарами и услугами.

Для этого необходима некая сила, которая смогла с умом использовать богатую сырьевую базу.

И подобной движущей силой считается человеческий труд.

Без него невозможно:

  1. добыча природных богатств;
  2. создание капитала;
  3. производство любых услуг и товаров.

В экономике нужен труд людей разных профессий, к примеру, труд архитектора, инженера, работника банка, учёного.

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Успех труда во многом зависит от качества полученного образования, и здоровья людей. Тот, кто часто болеет, вряд ли сможет трудиться так же хорошо, как тот, кто болеет изредко. Хорошо, если человек с детских лет беспокоится о своём здоровье.

Природные богатства и труд людей – основа экономики. Экономика без природных богатств невозможна.

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое.

Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.

Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.

У любого человека есть потребности в воде и воздухе, в еде, в одежде и обуви, в жилье, в транспорте, в образовании и медицинском обслуживании и др.

Всё то, что нужно для удовлетворения потребностей даёт нам природа. Воздух, чистая вода из родника, тепло и свет солнца, красота цветущего луга и звёздного неба, радость встречи с птицей, зверьком или яркой бабочкой – всё это мы получаем именно от природы.

Достояние природы нужно использовать бережно, чтобы не разрушить наш природный дом.

Богатства природы можно разделить на три части:

  1. живые природные богатства;
  2. неживые природные богатства;
  3. силы природы.

Живые природные богатства – растения, животные.

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Неживые природные богатства – воздух, вода, почва, полезные ископаемые

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Силы природы – течение рек, ветер, солнечный свет.

Полезные ископаемые для экономики 3 классПолезные ископаемые для экономики 3 классПолезные ископаемые для экономики 3 класс

Без почвы было бы невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания.

Без воздуха не будет гореть топливо в двигателе автомобиля. Если вдруг исчезнет вода – остановятся заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные и парикмахерские и весь водный транспорт. Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

В мире существует много полезных ископаемых, большинство из них твёрдые.

Нефть – жидкое полезное ископаемое

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Природный газ – это полезное ископаемое в газообразном состоянии.Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Добывая полезные ископаемые, люди преследуют разные цели.

Для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать в природе песок, глину, известняк. Из глины делают кирпичи. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

Полезные ископаемые для экономики 3 классПолезные ископаемые для экономики 3 класс

Экономика не может обойтись без угля, природного газа, бензина.

Уголь и газ добывают в природе. А бензин получают из нефти, которую нам тоже даёт природа.

Полезные ископаемые для экономики 3 классПолезные ископаемые для экономики 3 класс

Полезные ископаемые (нефть, природный газ, каменный уголь и др.) потому и называются полезными, что используются в хозяйстве.

Вокруг нас много металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра. А станки на заводе, самолёты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Всё это из металлов! А металлы получены из руд, добытых в природе.

Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своём составе соединения железа. Из неё выплавляют сталь.

Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.

Полезные ископаемые для экономики 3 классПолезные ископаемые для экономики 3 класс

Изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения геологи. Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолёты и вездеходы, радиосвязь и фотографии Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах. К примеру, уголь добывают в шахтах.

Карьер – это открытый котлован с полезными ископаемыми.

Шахты – это глубокие колодцы, в которых добывают полезные ископаемые.

Полезные ископаемые для экономики 3 классПолезные ископаемые для экономики 3 класс

Для того чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины. Нефть и газ добывают как на суше, так и в море.

Полезные ископаемые для экономики 3 классПолезные ископаемые для экономики 3 класс

Полезные ископаемые являются бесценным кладом нашей Земли. Очень важно их беречь и охранять. Ведь запасы полезных ископаемых на нашей планете не бесконечны. Нужно правильно и бережно их использовать.

Разбор типового тренировочного задания

Что может рассматриваться как товар?

Картинка 1

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Картинка 2

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Картинка 3

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Картинка 4

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Картинка 5

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Картинка 6

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Правильные варианты:

Картинка 1

Картинка 4

Картинка 5

Разбор типового контрольного задания

Заполните таблицу, сортируя товары и услуги по колонкам.

Картинка 1

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Картинка 2

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Картинка 3

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Картинка 4

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Картинка 5

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Картинка 6

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Картинка 7

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Картинка 8

Полезные ископаемые для экономики 3 класс

Правильный вариант ответа:

Товары

Услуги

Картинка 1

Картинка 2

Картинка 3

Картинка 4

Картинка 6

Картинка 5

Картинка 8

Картинка 7

Источник

Тема: «Полезные ископаемые» (раздел «Чему учит экономика»)

Цели: познакомиться со свойствами полезных ископаемых и применением полезных ископаемых в экономике; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе и полезным ископаемым.

Ход урока

  1. Орг момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Великая радость – работа:

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта-

Всё счастье земли – за трудом!

    – Я желаю вам отлично потрудиться на уроке и получить отличные оценки, достойные ваших знаний!

  1. Повторение пройденного

– О чём мы говорили на предыдущем уроке?(об Экономике)

– Сейчас мы разгадаем кроссворд и проверим, как хорошо вы запомнили пройденный материал?

1.Профессия человека, которая участвует в производстве товаров из металла:(металлург).

2.Что означает слово «Экономика» в переводе с греческого:(хозяйство).

3.Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности:(услуги).

4. Всё, что нужно людям для жизни:(потребности).

5.Это один из фундаментов экономики. Он нужен физический и умственный для производства товаров и услуг:(труд).

6.Это природное богатство. Без неё невозможно развитие сельского хозяйства:(земля).

7.Товар, который произведён человеком:(продукция).

– Каждый из вас МОЛОДЕЦ, кто вспомнил пройденный материал!

 – Ещё у вас было творческое задание по выбору. Вам предлагалось провести исследовательскую работу и подготовить сообщение о любом товаре, произведённом человеком. На доске вы видите лучшие работы. Давайте прослушаем одно из них.                ( Герасименко Денис )

3.Объявление темы и целей урока

– Посмотрите на эти товары и подумайте, какие природные богатства использовал человек для их производства:

                        Игрушка  ——– глина

                        Стекло ———– песок

                        Мелок ———–   мел

                        Ножницы ———     ????

                         Мыло ————  ?????

– Сегодня мы узнаем, из каких природных богатств получают эти предметы.

– Глина, песок, мел. Как можно их назвать по-другому? (полезные ископаемые)

     – Почему ископаемые? (потому что их добывают, выкапывая из земли)

      – Почему «полезные»? (приносят пользу человеку)

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ». Сегодня на уроке мы узнаем новые полезные ископаемые, познакомимся с их свойствами и узнаем, в каких отраслях экономики их применяют.

  1. Объяснение нового материала.

 -Посмотрите ещё раз на ножницы. Из какого полезного ископаемого они сделаны вам расскажет наш эксперт –  ученик 8-го класса.- Карпенко Владислав

 Ножницы сделаны из металла. Металл получают из руды. Руда- это камни. Руды бывают разные. Они залегают в земле, и их приходится выкапывать.   Впервые люди получили металл из руды, скорее всего, нечаянно. Кто-то бросил в жаркий костёр, найденный им необычный камень. Когда костёр погас, люди утром обнаружили в золе костра слиток металла, который был крепче камня и кости. Положив его на камень и ударяя по слитку другим камнем, кто-то изготовил из слитка нож или наконечник копья. С тех пор  люди стали искать в природе такие камни и стали выплавлять из них металл.

 В наше время из железной руды получают металл, а из него много нужных товаров (инструменты, посуду, машины, оружие, орудия труда и т.д.)

 – Какое полезное ископаемое необходимо для изготовления ножниц? (железная руда)

– Что нового вы узнали об этом полезном ископаемом?  (свойства ПИ)

– О полезном ископаемом, которое используют при изготовлении мыла, вам расскажет на эксперт – ученица 8-го класса – Величко Ксения.

При изготовлении мыла используют такое полезное ископаемое, как нефть.  Её добывают из земли при помощи буровых установок.  Очень давно, люди находили на земле места, где на поверхность вытекала тёмная маслянистая жидкость с резким запахом. Иногда люди обнаруживали её в виде пятен на поверхности речной воды. Бывало, что такая жидкость появлялась на дне глубоких погребов, вырытых людьми. Оказалось, что нефть хорошо горит. Люди стали использовать её на войне. Широко использовать нефть стали с изобретением машин. Из нефти сейчас делают: бензин, керосин, солярку, масла для машин, спирты, удобрения, пластмассы, стиральные порошки, пластилин, шины, одежду и т.д.  Это горючее полезное ископаемое.

– Какое полезное ископаемое используют при изготовлении мыла? (нефть)

– Что нового вы узнали об этом полезном ископаемом? (свойства)

Вывод: – Какие полезные ископаемые вы теперь знаете?

– Полезных ископаемых очень много. Кто заинтересовался ими, может на перемене посмотреть коллекции полезных ископаемых.

4. Работа по учебнику.

– Какие полезные ископаемые вы  видите в учебнике, назовите их? (глина, песок, известняк, железная руда, нефть, каменный уголь, гранит, природный газ) (рис. на стр.48)

– – Почему люди их  стали добывать? (полезные ископаемые обладают особыми свойствами, которые удовлетворяют потребности людей )

  1. Практическая работа в парах (по рядам).

-Сейчас вы постараетесь изучить свойства полезных ископаемых(известняк, каменный уголь, гранит). Ответьте на вопросы практической работы, подчёркивая верный ответ.

Вопросы

  1. Название.
  2. Цвет: белый, серый, желтый, чёрный; прозрачное или непрозрачное
  3. Зернистое, плотное, рыхлое, хрупкое.
  4. Твёрдое или жидкое.
  5. Горючее или негорючее.
  6. Применение полезного ископаемого.

– На какие три группы можно разделить эти полезные ископаемые?

 (Строительные: известняк, глина песок, гранит )

(Рудные: железная руда)

(Горючие: нефть, каменный уголь, природный газ)

    – Наша страна очень богата полезными ископаемыми. На карте РФ это очень хорошо видно. Условными обозначениями показано, где находятся самые крупные месторождения –места залегания полезных ископаемых.

 – А какими полезными ископаемыми богат наш край? Об этом мы узнаем из видеоэкскурсии краеведческого музея.(видео 4 мин.)

– Где применяли эти полезные ископаемые в нашем крае, вам расскажет наш ученик.

– Из железной болотной руды люди нашего Новозыбковского района в мастерских РУДНЯХ изготавливали различные железные предметы: подковы, гвозди, орудия труда и т.д. Так получили свои названия сёла: РУДНЯ и СТАРАЯ РУДНЯ.

Из стекольного кварцевого песка  в печах ГУТА мастера варили тягучую массу для изготовления стекла. Так в Новозыбковском районе получило своё название село ГУТА МУРАВИНКА.

  1. Закрепление пройденного

Тест

  1. Какие из полезных ископаемых используется в строительстве:

А) песок, глина;

Б) гранит, торф;

В) каменный уголь, поваренная соль.

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом:

А) железная и медная руды;

Б) каменный уголь, природный газ;

В) нефть, глина.

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок:

А) известняк, гранит;

Б) природный газ, нефть;

В) золото.

4. Как называются места, где залегают в земле полезные ископаемые:

А) шахты:

Б) горы;

В) месторождения.

5. Что мы называем полезными ископаемыми:

А) глина, песок, гранит, нефть, гранит;

Б) мазут, уголь, бензин, гранит, природный газ;

В) стекло, бензин, мел, золото, торф.

1-А, 2-Б, 3-Б, 4-В, 5-А.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание с.48-49, Р.т. стр.27 з.4

Окружающий мир.

 3 класс

Тест

  1. Какие из полезных ископаемых используется в строительстве:

А) песок, глина;

Б) гранит, торф;

В) каменный уголь, поваренная соль.

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом:

А) железная и медная руды;

Б) каменный уголь, природный газ;

В) нефть, глина.

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок:

А) известняк, гранит;

Б) природный газ, нефть;

В) золото.

4. Как называются места, где залегают в земле полезные ископаемые:

А) шахты:

Б) горы;

В) месторождения.

5. Что мы называем полезными ископаемыми:

А) глина, песок, гранит, нефть, гранит;

Б) мазут, уголь, бензин, гранит, природный газ;

В) стекло, бензин, мел, золото, торф.

ОТВЕТЫ: 1-А, 2-Б, 3-Б, 4-В, 5-А.

Тест

  1. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве:

А) песок, глина;

Б) гранит, торф;

В) каменный уголь, поваренная соль.

2.  Какие из полезных ископаемых служат топливом:

А) железная и медная руды;

Б) каменный уголь, природный газ;

В) нефть, глина.

3.  Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок:

А) известняк, гранит;

Б) природный газ, нефть;

В) золото.

4.  Как называются места, где залегают в земле полезные ископаемые:

А) шахты:

Б) горы;

В) месторождения.

5.  Что мы называем полезными ископаемыми:

А) глина, песок, гранит, нефть, гранит;

Б) мазут, уголь, бензин, гранит, природный газ;

В) стекло, бензин, мел, золото, торф.

________________________________________________________________

    Тест

  1. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве:

А) песок, глина;

Б) гранит, торф;

В) каменный уголь, поваренная соль.

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом:

А) железная и медная руды;

Б) каменный уголь, природный газ;

В) нефть, глина.

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок:

А) известняк, гранит;

Б) природный газ, нефть;

В) золото.

4. Как называются места, где залегают в земле полезные ископаемые:

А) шахты:

Б) горы;

В) месторождения.

5. Что мы называем полезными ископаемыми:

А) глина, песок, гранит, нефть, гранит;

Б) мазут, уголь, бензин, гранит, природный газ;

В) стекло, бензин, мел, золото, торф.

Из железной болотной руды люди нашего Новозыбковского района в мастерских РУДНЯХ изготавливали различные железные предметы: подковы, гвозди, орудия труда и т.д.

Так получили свои названия сёла: РУДНЯ и

СТАРАЯ РУДНЯ.

Из стекольного кварцевого песка  в печах ГУТА мастера варили тягучую массу для изготовления стекла и предметов из стекла. 

Так в Новозыбковском районе получило своё название село ГУТА МУРАВИНКА.

Практическая работа

Вопросы 

  1. Название полезного ископаемого.
  2.  Цвет: белый, серый, желтый, чёрный…
  3.  Прозрачное или непрозрачное полезное ископаемое.
  4.  Зернистое, плотное, рыхлое, хрупкое.
  5.  Твёрдое или жидкое.
  6.  Горючее или негорючее.
  7.  Применение полезного ископаемого:

     что изготавливает человек из этого полезного     ископаемого?

______________________________________________

Практическая работа

Вопросы 

  1. Название полезного ископаемого.
  2.  Цвет: белый, серый, желтый, чёрный…
  3.  Прозрачное или непрозрачное полезное ископаемое.
  4.  Зернистое, плотное, рыхлое, хрупкое.
  5.  Твёрдое или жидкое.
  6.  Горючее или негорючее.
  7.  Применение полезного ископаемого:

     что изготавливает человек из этого полезного     ископаемого?

Источник

Окружающий мир 3 класс стр 26 Как заполнить таблицу “Значение природных богатств для экономики”?

таблица: Природные богатства/Значение для экономики.

lady v
[629K]

3 года назад

Человек такое уникальное существо, что сумел приспособить для своих нужд, для нужд своей экономики все что есть на нашей планете.

Воздух используется во многих химических процессах, в том числе в металлургии для получения стали, и как энергоноситель.

Вода используется и как растворитель, и как энергоноситель, и как движущая сила, и как охладитель. Да и без воды не было бы жизни на планете.

Полезные ископаемые – используются во всех отраслях промышленности.

Почва используется не только для строительства, но главное для выращивания растений и выгул животных. А от растений и животных мы получаем пищу, ткани и многое другое.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Nelli­4ka
[110K]

3 года назад

За счет чего ряд природных богатств способен повлиять на экономику? Рассмотрим по порядку.

1) Воздух:

  • в сочетании с ветром может дать человеку электроэнергию;
  • необходим для горения топлива (автомобили, котельные и т.д.).

2) Вода:

  • необходима для работы всех заводов, фабрик и других предприятий;
  • нужна для функционирования водного транспорта;
  • вода крайне необходима для развития сельского хозяйства, а оно – ценный поставщик необходимых для людей продуктов (в принципе, можно отнести к первому пункту);
  • вода – источник энергии.

3) Полезные ископаемые:

  • используются при производстве самых разнообразных товаров.

4) Почва:

  • благодаря ей человек получает продукты питания;
  • почва дает жизнь растениям, которые, например, ценны для фармацевтики;
  • все, что растет на земле, в том числе и сама земля, является строительным материалом, а почва – это основа (место) для любого строительства.

5) Растения:

  • являются пищей для человека и животных;
  • производство бумаги;
  • производство строительных материалов;
  • растения актуальны в сфере фармацевтики;
  • из древесины делают мебель и другую полезную для человека утварь.

6) Животные:

  • дают продукты питания: яйца, молоко, мясо;
  • шерсть и мех животных идут на производство, например, одежды.
  • кожа животных идет на производство, например, обуви;
  • навоз используется для удобрения почвы;
  • ценны для фармацевтики (например, рыбий жир).

Ричар­д Сайфе­р
[2.7K]

4 года назад

С точки зрения химии, воздух О2 используется в промышленности при получении некоторых сплавов. Вода, конечно, имеет большее значение. Она используется в металлургии, машиностроении, хлопково-бумажной, лесной, химической и пищевой промышленности. Полезные ископаемые- это металлы, которые используются в промышленности( цветная и черная металлургия), лес- в лесной и горной и др. Почва в пищевой и лесной. Растения используются как в пищевой, так и в хлопково-бумажной. Животные в пищевой и в кожевенной.

Odess­itka
[104K]

3 года назад

В данной таблице нам следует кратко сформулировать основное значение каждого элемента природных богатств, которые используются человеком в экономике.

Например вода – нужна для получения электроэнергии и в пищевой промышленности.

Воздух – ветроэнергетика, окислитель.

Полезные ископаемые – топливо, металлы и прочее.

Почва – поля и пастбища

Растения – хлеб, продукты питания, корм для скота

Животные – мясо, молоко, шерсть.

Знаете ответ?

Источник