Полезные ископаемые для 3 класса уголь

Полезные ископаемые для 3 класса уголь thumbnail
  • Доклады и сообщения
  • География
  • Уголь полезные ископаемые

Уголь – полезное ископаемое, образовавшееся вследствие разложения погибших растений. Углём пользовались ещё наши предки. И до сих пор это полезное ископаемое широко используется. Образно считают, что в чёрном камне законсервирована солнечная энергия.

Виды угля

Существует три вида угля. Все они залегают пластами в недрах Земли.

  1. Антрациты. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

  2. Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Им топят печки, из него получают искусственный графит, жидкое топливо, краски, смазочные масла. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

  3. Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Методы добычи угля

Насколько глубоко под землёй находятся пласты, напрямую будет влиять на способ его добычи. Всего два способа:

  • Открытый способ применяется, когда порода находится не глубоко. Перед тем, как приступить к добыче, проводится анализ почвы на твёрдость, выясняется, насколько выветриваема почва и толщина покрывающего слоя. Отталкиваясь от этого, пригоняется техника для копания. Бульдозеры и скреперы пригоняют для вскапывания мягкого грунта. Экскаваторы и драглайны для толстого слоя. Производят взрыв мощного слоя породы.
  • Закрытый способ применяют, когда уголь находится глубоко. Для добычи строят штольни и шахты. Если глубина достигает более 45 метров, строят шахтные стволы. От неё ведут штольни – горизонтальные тоннели.

Такой способ имеет две системы добычи ископаемого: длинными очистными забоями или же камерно-столбовая. Вторая система менее экономична. Первая гораздо безопаснее и эффективнее. Благодаря ей можно извлекать до 79 процентов угля и равномерно доставить его на поверхность.

Происхождение полезного ископаемого

Когда давно на нашей планете был влажный тёплый климат, в котором развивалась разная растительность. Именно из неё и образовался каменный уголь. Под мощным прессом воды, пород и песка, растительность медленно разлагалась. Вся эта масса начала затвердевать под воздействием огромных температур, после чего всё превратилось в привычный для нас каменный уголь.

Крупные месторождения угля

Угольным бассейном называют место, где залегает уголь. Во всём мире насчитывается свыше 3,5 тыс. угольных бассейнов. Суммарно площадь всех бассейнов занимает 14,9 % земной суши. Страной, в которой больше всего находится залежей угля, является США. Мировой запас там составляет 23%. Следующей страной является Россия, в которой находится около 13% мирового запас. С 11 процентами следующим третьим лидером идёт Китай. В Соединённых Штатах, Аппалачский бассейн – место, с самыми крупными залежами во всём мире. 1600 миллиардов тонн – запасы этого месторождения.

В нашей стране самым большим бассейном является Кузнецкий. Место положения – Кемеровская область. По его запасам насчитывают около 640 млрд. тонн.

Использование угля

Область использования полезного ископаемого огромна

  • Из него добывают свиней, серу, ванадий, цинк.
  • Его применяют в качестве топлива.
  • Расходуется для выплавки металлов.
  • Из угля выводятся вещества, которые необходимы для производства лаков и красок, а так же других продуктов – бензол и ксилол.
  • Его сжигают и получают жидкое топливо.

На сегодняшний день, в результате хим. обработки, изготавливают более 400 различных видов промышленных продуктов.

Доклад Уголь полезные ископаемые сообщение

Природное полезное ископаемое, такое как уголь, использовали, с древних времен и по сей, день в качестве незаменимого топлива. Цвет характерный ему от черного к серо-черному, иного преобладает глянцевый блеск. Размер и форма преобладает разнообразная от мелкого размера к крупному размеру угля.

Как образуется уголь?

Начало его лежит глубоко под землей. А начало образования угля произошло из-за остатков древних растений, которые находились очень глубоко под земле, это было более 300 миллионов лет тому назад. Так как растения находились, под толстым слоем земли без поступления воздуха и на него воздействовала, довольно большая температуры, постепенно эти растения начинали приобретать вид в торфа. По истечению не малого времени, торф терял влагу и газ, и подвергался прессованию, постепенно приобретал вид и свойства угля.

Из чего состоит уголь?

В состав угля входит углерод, водород, кислород, зола и сера. Уголь хоть и выглядит довольно крепким, но являться очень хрупким и легко разбивается на маленькие кусочки. Для того чтобы уголь дошел до людей, для этого понадобиться приложить не мало усилий и времени.

В случае если уголь расположен не глубоко под землей, а можно сказать что на поверхности, то его могли, добывать на поверхности не подгружаясь, под землю. Его вывозят при помощи специальной техники. А если уголь находиться на глубине более одного километра, то в таком случае его добывают при помощи подземных шахт, где с помощью шахтеров уголь добывается и отправляется в реализацию для дальнейшего его использования по назначению.

Делая вывод, можно сказать, что такое природное ископаемое как уголь, очень ценное и нужное. Его используют в бытовых условия для отопления многих помещений, а так же государственных предприятий, а так же это ископаемое применяют в металлургии и химической промышленности. Это черное золото для человечества просто незаменимое.

3, 4, 5 класс, окружающий мир

Уголь полезные ископаемые

Уголь полезные ископаемые

Популярные темы сообщений

  • Колизей в древнем Рире

    Возведение Колизея началось в 71-70 г. до н.э. императором Веспасианом. Чтобы изыскать средства на постройку величайшего сооружения пришлось повысить старые и ввести новые налоги.

  • История изобретения турбин

    Турбина — это такого рода мотор способный вращаться, в основном при высокой температуре, с помощью газа или иной жидкости. Образцом является водяная мельница.

  • Арфа – музыкальный инструмент

    В древние времена человек охотился с помощью лука. При натяжении тетивы он издавал звук, который позднее стали применять для дачи сигнала. Кому-то пришла в голову мысль натянуть большее количество тетивы разного метража.

Источник

Конспект по окружающему миру для 3 класса.

Тема: Полезные ископаемые: каменный уголь”.

УМК: “Школа России”

Тип урока: предметный.

Цели урока:

Познавательные:

  • формировать у детей понятие о каменном угле, как об одном из полезных ископаемых, его составе и применении;

  • формировать практических умений при организации практических действий.

Развивающие:

  • развитие наблюдательности при выполнении практической работы, позволяющие выделить свойства каменного угля;

  • развитие логических УУД:

– анализ при выделении свойств каменного угля;

– сравнение разных видов угля по их отличительным свойствам;

– установление причинно-следственных связей между свойствами каменного угля и способами его применения;

– группировка при отнесении каменного угля к группе горючих полезных ископаемых;

– обобщение при описательной характеристики каменного угля как полезного ископаемого.

  • развитие самостоятельности при работе по алгоритму.

Воспитательные:

  • воспитание устойчивого познавательного интереса;

  • воспитание культуры общения;

  • воспитание аккуратности при выполнении опытов и работе с раздаточным материалом;

  • воспитание чувства гордости за богатства нашей страны, которое экспортируется в другие страны;

  • воспитание рационального отношения к использованию полезных ископаемых;

  • воспитание уважения к людям труда.

Оборудование:

для демонстрации опыта – для учителя: спиртовка, пинцет, образцы каменного угля, мультимедийное оборудование: презентация по теме “Способы добычи каменного угля”;

для учащихся: раздаточный материал: молоточки, кусочки каменного угля, стакан с водой, ложечка, лист белой бумаги, салфетки.

Подготовительная работа:

  • сообщение о происхождении каменного угля (готовит один ученик);

  • применение каменного угля (учитель обязательно указывает литературу, где он может прочитать) – ( готовит ученик);

  • месторождение и добыча каменного угля.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.

Мы снова вместе – вы и я

Начинаем наш урок – он для вас

Мы будем вместе грызть

Гранит науки, в добрый час.

Оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.

Ученик:

hello_html_7e0bdf2a.jpg

– Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

II. Проверка домашнего задания по теме “Природные богатства и труд людей – основа экономики”. (Тест.)

hello_html_19c1a176.jpg

III. Самоопределение к деятельности.

– Из чего изготовляют автомобили, самолёты, поезда? (Из стали, металла.)

– Вот построили автомобили, самолёты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что ещё надо для них? (Бензин, горючее.)

– Из чего делается горючее? (Из нефти.)

– Недра Земли и её поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Все полезные ископаемые в нашей стране подлежат охране. Наше государство заботится о сохранении природных богатств для будущих поколений. Добытые полезные ископаемые полностью используются. Места, где залегают полезные ископаемые, оберегаются от пожаров и затоплений.

– Тема нашего урока: “Полезные ископаемые: каменный уголь”.

– Мы узнаем о полезном ископаемом, о его значении, и способах добычи.

IV. Работа по теме урока.

1) Сообщение о происхождении каменного угля.

Традиционно считается, что история происхождения каменного угля на планете начинается с девонского периода палеозойской эры (около 400 миллионов лет назад). Именно в это время, в связи с потеплением климата и увеличением влажности, на Земле начинается бурный рост доисторических разновидностей флоры. Большинство месторождений каменного угля образовалось в результате отмирания и особой консервации древних папоротников, хвощей и плаунов. Растения разлагались и превращались в торф, затем их перекрыли плотные слои почвы, которые под высоким давлением законсервировали и приостановили гниение.

Так начинается углеобразование: вначале появляется бурый уголь, постепенно превращающийся в каменный уголь, и затем – в антрацит с 98 процентным содержанием углерода.

Как видим, непредсказуемость климатических процессов на планете Земля предоставила человечеству уникальную возможность использования природных богатств задолго до нашего появления.

2) Применение каменного угля.

Область использования каменного угля просто огромна.

• Из угля добывают серу, ванадий, германий, цинк, свинец.

• Сам уголь – превосходное топливо.

• Используется в металлургии для выплавки железа, при производстве чугуна, стали.

• Полученную после сжигания угля золу используют в производстве строительных материалов.

• Из угля после его специальной обработки получают бензол и ксилол, которые используют в производстве лаков, красок, растворителей, линолеума.

• Путем сжижения угля получают первоклассное жидкое топливо.

• Уголь – сырье для получения графита. А также нафталина и еще ряда ароматических соединений.

В результате химической обработки каменного угля на сегодняшний день получают свыше 400 видов промышленных продуктов.

3) Месторождение и добыча каменного угля.

Месторождение каменного угля.

Место залегания каменного угля называют угольным бассейном. В мире известно свыше 3,6 тысяч угольных бассейнов. Их площадь занимает около 15% территории земной суши. Самый большой процент залежей мирового запаса угля в США – 23%.На втором месте – Россия, 13%. Замыкает тройку стран-лидеров Китай – 11%. Самые крупные залежи угля в мире находятся в США. Это Аппалачский каменноугольный бассейн, чьи запасы превышают отметку в 1600 млрд. тонн.

В России самый большой угольной бассейн – Кузнецкий, что в Кемеровской области. Запасы Кузбасса составляют 640 млрд. тонн.

Перспективна разработка месторождений в Якутии (Эльгинское) и в Тыве (Элегестское).

Добыча каменного угля.

В зависимости от глубины залегания угля применяют либо закрытый способ добычи, либо открытый.

• Закрытый, или подземный метод добычи. Для этого метода строят шахтные стволы и штольни. Шахтные стволы строят, если глубина залегания угля 45 метров и выше. От нее ведут горизонтальный тоннель – штольню.

Существуют 2 системы закрытой добычи: камерно-столбовая и добыча длинными очистными забоями. Первая система менее экономична. Ее используют лишь в тех случаях, когда обнаруженные пласты мощные. Вторая система гораздо безопаснее и практичнее. Она позволяет извлекать до 80% породы и равномерно доставлять уголь на поверхность.

• Открытый метод применяют, когда уголь залегает неглубоко. Для начала проводят анализ твердости почвы, выясняют степень выветриваемости почвы и слоистость покрывающего слоя. Если грунт над пластами угля мягкий, достаточно использования бульдозеров и скреперов. Если верхний пласт толстый, то пригоняют экскаваторы и драглайны. Пролегающий над углем мощный слой твердой породы взрывают.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

V. Практическая работа: “Каменный уголь”.

План работы:

1. Актуализация.

2. Постановка проблемы или проблемной ситуации.

3. Свойства каменного угля (практическая работа):

  • название,

  • состояние,

  • цвет,

  • блеск,

  • запах,

  • хрупкость,

  • прочность,

  • отношение к воде (легче – тяжелее; раствором ли в воде),

  • применение,

  • условное обозначение,

  • местонахождение в России, в Калужской области,

  • как добывается (как образуется).

Алгоритм выполнения практической работы по теме: “Каменный уголь”.

  1. Запишите название полезного ископаемого в таблицу.

  2. Какое состояние имеет уголь: твёрдое, жидкое, газообразное. Выбери и запиши.

  3. Возьмите кусочек каменного угля и проведи по белой бумаге. Какой цвет оставляет? Запиши.

  4. Посмотрите есть ли блеск. Для того чтобы узнать сравни три кусочка угля. Запишите.

  5. Есть ли запах? Понюхайте кусочки каменного угля обнаружили ли вы специфический запах по которому можно узнать каменный уголь не видя его. Запиши выделенное тобой свойство.

  6. Чтобы узнать это свойство необходимо завернуть кусочек угля в салфетку и стукнуть по нему молоточком (выполняет один ученик). Как можно назвать это свойство? Прочный или хрупкий?

  7. Опустите кусочек каменного угля в стакан с водой. Что вы при этом наблюдаете? Как вы думаете легче или тяжелее каменный уголь воды?

  8. Помешайте в стаканчике ложкой. Что произошло с ним? Как вы думаете растворим каменный уголь или нет. Запишите.

  9. Горючесть (выполняет учитель).

VI. Анализ полученный представлений.

  • С какой целью выполняли практическую работу?

  • Что при этом должны были делать?

  • Что при этом наблюдали?

  • Почему эти наблюдения могут служить доказательством?

  • Какой вывод можно сделать?

VII. Итог урока.

– Давайте поиграем в игру “Хорошо – плохо”.

– Чем хорош уголь?

  • топливо

  • электричество

  • лекарства

  • краски

  • искусственные ткани

  • бензин

– Чем плох уголь?

  • разрушается почва

  • не возобновляется

  • копоть

  • сажа

  • загрязняет атмосферу

Заключительная беседа.

– С каким новым полезным ископаемым мы сегодня познакомились на уроке?

– Чем уголь опасен для человека?

– Какое главное свойство угля узнали?

– Где на территории России добывают уголь?

– Почему горючесть является главным свойством?

– Давайте ребята сформулируем вывод о каменном угле.

VII. Рефлексия.

– У вас на столе 2 шахтера (один – улыбается, другой – хмурится). Выберите и покажите того, чьё эмоциональное состояние вы испытывали на уроке.

Домашнее задание.

1. Найти загадки про уголь.

2. Учебник с. 46 – 50.

Источник

Цель: Формирование у детей представления об
угле, его добыче и применении.

Задачи:

  • Дать представление об угле, как полезном
    ископаемом на основе практической работы.
  • Выявить места добычи каменного угля в Кузбассе.
  • Закреплять умение ориентироваться в
    пространстве.
  • Познакомить с применением угля и его отходов в
    различных отраслях народного хозяйства.

Оборудование:

  • карта Кемеровской области, физическая карта
    России,
  • карта г. Полысаево, атласы,
  • образцы каменного угля, ящик с углем, молоточек,
    образцы угля с отпечатками растений,
  • слайды “Каменный уголь”,
  • компьютер, проектор, магнитофон.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительная беседа.

– Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете,
что лежит в этом ящике.

(Звучит магнитофонная запись)

“Миллиарды лет назад я был высоким могучим
деревом и горделиво возвышался над моими
низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье.
Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в
болото. Потянулись скучные, бесконечные долгие
годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в
твердое, холодное, черное вещество и думал, что в
таком состоянии придется находиться вечно.

Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и
взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья
превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я
обогреваю жилье, привожу в движенье машины и даю
моему другу лекарства, чтобы он был всегда
здоров”.

– Что же лежит в этом ящике?

(ответы ребят)

– Рассмотрите уголь и дайте ему характеристику.

(Черного цвета, блестит, твердый, хрупкий,
превращается в угольную пыль, тяжелее воды,
горит).

– Почему уголь горит?

(Деревья поглощают солнечную энергию, затем
отмирают, оказавшись в почве затвердевают и
каменеют. Так образуется уголь. Когда он горит –
выделяется солнечная энергия).

(Показ образцов окаменевших деревьев и угля с
отпечатками растений)

– Каменный уголь – остатки очень больших
растений, которые росли на земле очень давно,
когда людей еще не было, а жили огромные животные
– динозавры. Остатки растений накопили
солнечную энергию, которая выделяется при
горении.

Ученик:

“Листик солнца луч поймал,
Удержал, упаковал,
И отправил в кладовую,
Необычную, живую.
Долго лучики хранились
Вот и людям пригодились”.

– Как по-другому можно назвать каменный уголь?

(солнечным камнем)

– Люди узнали, что уголь горит приблизительно 250
лет назад. Но многие не знали, как его применять.
Поэтому в Америке для рекламы жгли уголь в
кострах на улице, а в некоторых городах углем
устилали мостовые. Теперь без угля не обойтись.

– Как вы думаете, где применяют уголь или
угольную смолу?

(ответы ребят)

III. Чтение текста в учебнике с. 50 – 51.

IV. Просмотр слайдов “Каменный уголь” через
мультимедийный проектор. Использую кадры о
применении каменного угля в народном хозяйстве.

– Что же можно изготовить из каменного угля?

(ответы ребят)

– Чтобы изготовить эти предметы, нужно большое
количество угля.

– Как вы думаете, изменяется ли запас угля в
недрах Земли?

(угля становится меньше)

– В какую же группу можно отнести каменный
уголь?

(Ребята должны ответить, что уголь –
невозобновляемые природные ресурсы).

– А к какой группе относится солнечная энергия?

(неисчерпаемые природные ресурсы)

V. Работа с картой и атласами.

– Найдите по физической карте России, где
добывают каменный уголь?

– Месторождения полезных ископаемых, в
частности угля, истощаются.

Ведь камень не растет вновь, как растение, и раз
использованный камень не рождается на наших
глазах.

Подсчеты геологов и минерологов показывают,
что угля на всей Земле хватит при современной
добыче лет на 70.

Человечество останется без природных богатств,
если будет по-прежнему расхищать природу.

– Чем можно заменить каменный уголь?

(Солнечной энергией)

VI. Работа по карте Кемеровской области.

– Очень богата углем Кемеровская область, глее
мы с вами живем.

– Как по-другому называют Кемеровскую область?

(Кузбасс)

– А кто знает, как расшифровывается “Кузбасс”?

(Кузнецкий угольный бассейн)

– Кузнецкий уголь был открыт тобольским
казачьим сыном Михайлом Волковым в 1720 году близ
Верхотомского острога.

С этого открытия и начинается история
угольного Кузбасса.

Кузбассовцы не забыли о Михайле Волкове. Его
именем названы один из угольных пластов
Кемеровского рудника, улица Рудничного района г.
Кемерово, одна из площадей г. Кемерово. На этой
площади стоит памятник первооткрывателю
Кузнецкого угля.

– Найдите по карте Кемеровской области города,
где добывают каменный уголь.

(Работают 4 бригады по четырем картам).

Задание 1 бригаде: “В каких городах на севере
области добывают уголь?”

Задание 2 бригаде: “В каких городах на
востоке центральной части Кемеровской области
добывают уголь?”

Задание 3 бригаде: “В каких городах на юге
области добывают уголь?”

Задание 4 бригаде: “В каких городах на западе
центральной части Кемеровской области добывают
уголь?”

После проведенной работы бригадиры
отчитываются.

VII. Работа по карте г. Полысаево.

– Посмотрите на карту г. Полысаево.

– Какие шахты расположены в черте города?

(ответы и показ)

VIII. Дифференцированная работа.

1 группа работает
самостоятельно.
2 группа работает с
учителем.
(Карты разделены на квадраты. Задание на
доске.)

3 квадрата – на север

3 квадрата – на северо-запад

4 квадрата – на восток

2 квадрата – на северо-восток

6 квадратов – на запад

– К какой шахте мы пришли?

(ОАО “ш. Полысаевская”)

– В каком направлении от города
находится:

а) ш. “Октябрьская”

б) ш. “Заречная”

в) ш. “Сибирская”

г) ОАО “Разрез Моховский”

д) ш. “Полысаевская”

IX. Работа с использованием материалов
экскурсии на шахту “Полысаевская”

– Мы с вами были на экскурсии на ш.
“Полысаевская”, но в шахту нас не пустили, т.к.
это запрещается инструкцией.

– А кто из вас хочет побывать в шахте?

– Давайте совершим заочное путешествие в шахту.

X. Рассказ ученика с использованием таблицы
“Разрез шахты”.

“Под вышкой глубокий и широкий колодец. По
колодцу вверх – вниз снует лифт. Он везет
шахтеров на работу и с работы. Всего за минуту
кабина опускается на глубину нескольких сотен
метров. Приехали – и вперед по подземному
проспекту. Он называется – штрек.

От “угольного проспекта” отходят в сторону
“угольные переулки” – лавы. В переулках тоже
светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них
для угля дорожки – самокатки.

Идешь вдоль по лаве, вдруг – стоп! – тупик! На
пути встала сплошная угольная стена. Это забой.
Здесь шахтеры из черной стены вырубают уголь
комбайном.

Уголь черным потоком мчится по самоходным
дорожкам в обратную сторону, к “подземному
проспекту”, к “трамвайной остановке”

Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в
вагонетки, – и едет до самого лифта. А в лифте
поднимается на-гора.

– Ребята, отгадайте загадку:

“Какой из комбайнов никогда не видит
солнышка?”

(угольный)

– Из шахты в лифте поднимаются минералы угля.
Эти минералы часто спаяны с минералами пустых
пород или с минералами рудных образований.

Необходимо отделить их друг от друга. Такой
процесс разделения минералов выполняют на
специальных обогатительных фабриках,
расположенных поблизости от шахты.

Мы с вами побывали на обогатительной фабрике
шахты “Полысаевская”. Давайте вспомним:

С чего начинается разделение угля от минералов
других пород?

(1 – отмывка угля водой и магнетитом;

2 – просеивание;

3 – обогащение;

4 – отгрузка)

– А где еще кроме шахт добывают уголь?

(на разрезах)

– Что общего между шахтой и разрезом?

– Чем они отличаются?

(при добыче угля открытым способом
видоизменяется окружающая природа)

XI. Словарная работа.

– Разрезы должны проводить рекультивацию,
т.е. должны восстанавливать почву.

– Что вы можете предложить для восстановления
почв?

(высадка деревьев, кустарников, т.д.)

– Прочитайте слова А.М.Горького:

“Человек должен устраивать свою землю так,
  как он привык устраивать свой дом, свое
жилье”

XII. Обобщение.

– Давайте поиграем в игру “Хорошо – плохо”

– Чем хорош уголь? – Чем плох уголь?
а) топливо

б) электричество

в) лекарства

г) краски

д) искусственные ткани

ж) бензин и т.д.

а) разрушается почва

б) не
возобновляется

в) копоть

г) сажа

д) загрязняет атмосферу

и т.д.

XII. Рефлексия.

У вас у каждого на столе 2 шахтера (один –
улыбается, а другой – хмурится). Выберите и
покажите того, чье эмоциональное состояние вы
испытали на уроке.

XIV. Домашнее задание.

  • Найти загадки про уголь.
  • Нарисовать схему, как используется каменный
    уголь.

Источник