Полезные ископаемые что это 2 класс окружающий мир
Полезные ископаемые
Термины-понятия: ПИ, геологи, месторождения, карьер, шахта.
I. Организационный момент
(Представление.)
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
II. Актуализация знаний
Перед тем, как начать изучение новой темы, давайте вспомним то, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Экономика). Может ли экономика обойтись без угля, природного газа, бензина? Не может, это различные виды топлива. Уголь и газ добывают из нефти, которую нам тоже дает природа.
III. Определение темы урока.
(СЛАЙД) Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности, а другие спрятаны глубоко в земле.
Я предлагаю вам разгадать загадки, из которых мы с вами поймём о чем же мы будем сегодня говорить: (СЛАЙД)
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (Нефть)
Не кладут ее в варенья,
Но кладут ее в соленья,
Но кладут ее в борщи,
В пюре, котлеты, рыбу, щи. (Каменная соль)
Он нужен очень детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже. (Песок)
Становлюсь собой в плену огня.
Не было бы в мире без меня
Ни велосипедов, ни коньков,
Ни автомобилей, ни станков. (Железо)
– Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какое общее понятие объединяет эту группу слов? (полезные ископаемые) (СЛАЙД)
– Как сказал один известный ученый: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». (СЛАЙД)
– А может кто-нибудь из вас уже знает почему их называют полезными?
Полезные ископаемые– это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют в хозяйстве . (СЛАЙД)
– Мы с вами узнаем какие подземные богатства прячутся под землей.
Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные); твердые, жидкие, газообразные. (СЛАЙД)
Горючие: нефть, торф(это ПИ, образованное скоплением остатков растений) , каменный уголь, природный газ.
Рудные (металлические): железная руда, алюминиевые руды, бокситы.
Нерудные (строительные): песок, гранит, глина, мрамор, известняк, слюда.
Твердые: песок, гранит, мрамор, глина, известняк, слюда, каменный уголь, торф, гранит, Алмаз.
Жидкие: нефть, минеральная вода.
Газообразные: природный газ.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Мы с вами разобрали наиболее известные ПИ, их св-ва (состояние), к какой группе они относятся, А теперь я вам предлагаю поработать на листочках. (работа на карточках; правильно соединить название — св-ва) ( нефть, песок, природный газ) (проверка ответов на слайде)
IV. Физминутка
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!
(СЛАЙД) ПИ добывают по-разному: одни добывают- в открытых котлованах. Открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые, называется карьером; другие- в закрытых- в шахтах.
– Скажите пожалуйста, как вы думаете, а может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Почему ПИ играют главную роль в жизни человека?
(СЛАЙД) Людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения ПИ, называют геологами. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолеты и вездеходы, с помощью которых они сообщают о своих находках. А скажите, зачем это все людям? (для чего нужно узнавать месторождения, залежи ПИ?).
А вот для чего: (Фронтальная работа)
Например, для того, чтобы изготовить стекло и сделать из него стакан, нужен особый песок- и это является полезным ископаемым. Как вы думаете, из чего строят дома, школы, различные заводы? (для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка). А из чего делают автомобили, самолеты? (для того, чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий). Хорошо, но вот построили автомобили, самолеты, только тут снова проблема: они сами не поедут и не полетят. Что еще нужно для их движения? (( топливо) нужно горючее, которое получают из нефти). Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Какие полезные ископаемые используют в качестве топлива, по-другому их называют горючими? (уголь, торф, нефть, природный газ). Все эти ПИ залегают на разной глубине в недрах земли и на ее поверхности.Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добывать. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с ее поверхности- называютископаемыми.
Например, Ископаемое топливо является ценным сырьем для химической промышленности. (СЛАЙД) Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля– делают краски, духи, также лекарства. Из природного газа делают Пластмассы.
Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды– чугун, сталь. Из медной руды– медь.
(СЛАЙД) Самые необходимые человеку ПИ это каменный уголь и нефть.
(СЛАЙД) А для того, чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины.
Места, где в глубинах земли или на ее поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.
ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО КАРТЕ:
На физических картах месторождения ПИ изображают условными обозначениями. Сейчас объединитесь в группы, я раздам вам карты. Перед вами физическая карта РБ в левом углу есть сноска, называется она «Месторождения полезных ископаемых» . Вам нужно найти по одному месторождению: Нефть, Каменный уголь, Природный газ.
V. Итог урока
Итак, что же называют полезными ископаемыми? На какие группы можно разделить полезные ископаемые? Без какого ПИ невозможно приготовить пищу?
Рефлексия
Перед вами три вопроса, на какой один из них вы бы хотели ответить?
1.Чему я научился сегодня на уроке? 2.Что мне было трудно? 3.Что я запомнил?
Ахметова Р. М.
4 Б КЛАСС
Окружающий мир
Тема: Полезные ископаемые
Цель урока:
Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
- Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
- Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
- Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
- Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
- Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
- Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
- Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
- Воспитывать толерантности.
Тип урока:
предметный
Форма урока:
урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности:
индивидуально– групповая, фронтальная.
Методы:
частично-поисковый,исследовательский.
Термины и понятия:
полезные ископаемые,геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование:
мультимедийный проектор,экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки,гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы
: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
2 этап. Мотивация и целеполагание.
Презентация.
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”(слайд 4).
– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)
– Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).
– Для чего нам необходимо это знать?
– Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).
3 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
– Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).
4 этап. Реализация плана.
Фронтальная работа.
– Исследование. Что такое “полезные” и“ископаемые” (слайд6).
– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” – природные богатства,которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).
–
Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать,где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).
– Каждое полезное ископаемое обладает каким-либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.
Свойства полезных ископаемых.
Название | Состояние | Цвет | Основное свойство | Где используют |
Нефть | Жидкое; легкая; маслянистая | коричневый | горючесть | топливо |
Каменный уголь | Твердое; тяжелый | черный | горючесть | топливо |
Гранит | Очень твердое | красный, серый, белый | прочность | строительство |
Нефть (слайд9).
Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).
Каменный уголь.
Исследовать по плану (слайд11).
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля.Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
- Если остался след – то порода мягкая;
- Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
- Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий.Докажите! Найдите способ доказательства.
5. Где используют и на основании какого свойства?
– Сравните эти два полезных ископаемых,используя таблицу.
План изучения свойств гранита (слайд12).
1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита.Определите, какого цвета и из чего состоит?Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?
2. Определите легче или тяжелее воды?
3. Сравните твердость гранита и твердость угля,оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
4. Убедитесь в особой прочности гранита.Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
Вывод по таблице о граните.
– Давайте сравним по таблице уголь и гранит.
Физминутка (слайд13).
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”
– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.
– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)
5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение:Конверт №2.
(см. в конце статьи)
– Как вы думаете, кто такие геологи?
– Сейчас каждая группа будет геологами –разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.
У каждой геологической группы свое задание.Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд14).
Геологи –
люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Месторождения –
места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер –
это открытый котлован.
Шахты –
это глубокие колодцы.
(Дети читают приготовленные сообщения)(слайд15,16,17,18,19,20,21,22).
– Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).
6 этап
. Бережное использование.
–
Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
–
Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
7 этап. Вывод (слайд 28,29).
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия (слайд 30).
–
Какие задачи ставили в начале урока?
– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
9этап. Оценивание работы.
Оценка в группе.
1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.
– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом
Приложение к уроку. Конверты.
Задание группе 1.
Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Карьер –
это открытый котлован.
Шахта –
это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
Задание группе 2
.Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире.Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например,чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства,фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Задание группе 3.
Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД,содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец.Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки,кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы.Все это из металлов! А металлы получены из РУД,добытых в природе.
Задание группе 4 .
Строительные материалы.Песок, глина, известняк.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы.Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.Белят стены. Используют при строительстве домов
Конспект урока
по предмету «Окружающий мир»
2 класс
Тема: Горные породы. Полезные ископаемые.
Цель: формировать понятие “горная порода”, “полезные ископаемые”; ознакомить с самыми известными полезных ископаемых и их свойствами; выяснить данные об использовании полезных ископаемых, учить сравнивать, выделять существенные признаки, а также доказать важность и необходимость их использования. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, классифицировать; расширять кругозор учащихся; воспитывать бережное отношение к использованию полезных ископаемых родного края.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (предметный урок)
Оборудование: учебники, наглядность, коллекция полезных ископаемых
Хронометраж урока
1. Организация начала урока – 3 мин
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания – 7-8 мин
3. Сообщения темы, цели и задач урока – 2 мин
4. Восприятие и осознание учащимися нового материала – 12 мин
Музыкальная физминутка
5. Осмысление знаний – 12 мин
6. Обобщение и систематизация – 6 мин
7. Итог урока – 6 мин
8. Сообщение домашнего задания – 3 мин
Содержание урока
1. Организация начала урока
1.1. Приветствие
1.2. Минутка синоптика
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания
3. Сообщения темы, цели и задач урока
4. Восприятие и осознание учащимися нового материала
4.1. Рассказ с элементами беседы.
4.2. Работа с Полезными ископаемыми
4.3. Работа с учебником
Музыкальная физминутка
5. Осмысление знаний
5.1. Беседа на тему “Поверхность Земли и полезные ископаемые”
5.2. Разгадывание загадок
6. Обобщение и систематизация
6.1. Рассказ с элементами беседы
6.2. Работа с учебником
7. Итог урока
8. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организация начала урока
1.1. Подготовка учителя к уроку
1.2. Подготовка учеников к уроку:
– Раздать тесты
– Раздать на парту полезные ископаемые
– Проверить что бы у всех были ручки
1.3. Приветствие.
Словесный метод. Рассказ.
Станьте, дети, улыбнитесь.
Земле нашей поклонитесь.
К солнцу дружно потянитесь.
И к соседу повернитесь.
Счастьем с ним вы поделитесь
И на места свои садитесь.
1.4. Подведение итогов наблюдений за погодой за прошедшую неделю. Фронтальная беседа.
– Ребята, сейчас мы проведём минутку синоптика!
– Какие изменения произошли с солнцем за эту неделю?
– Как изменилось протяжение дня и ночи?
– Как изменилась температура?
– Каким было небо? Каких дней было больше солнечных или пасмурных?
– Наблюдали ли вы осадки?
– Как изменилась жизнь растений?
– А какие же растения не реагируют на изменения в природе? (хвойные)
– А произошли ли изменения в живой природе? Какие?
– Каких животных мы уже не можем наблюдать в лесу?
– Скажите, а в жизни людей произошли изменения?
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.
2.1. Фронтальная беседа
– Ребята, на прошлом уроке вы изучали тему “Вода”
– Скажите, где на Земле есть вода? (В реках, озёрах, морях)
– В каких трёх состояниях может находиться вода? (жидкое, газообразное, твёрдое)
– Почему зимой в сильный мороз иногда лопаются водопроводные трубы? (когда вода превращается в луд, она перестаёт сжиматься и начинает расширятся)
2.2. Тестирование
– А сейчас ребята, мы проверим, как же вы усвоили пройденный материал в форме тестирования. У каждого на парте лежит листок бумаги, на котором вы будете писать ответы. Я буду диктовать вам вопрос, и читать ответы. Ваша задача написать только номер вопроса, и букву, под которой находится правильный ответ.
1. В организме человека вода составляет:
а) половину массы тела б) больше половины массы тела
2. В природе вода находится в таких состояниях:
а) только в жидком б) в жидком, газообразном, твёрдом.
3. При нагревании вода:
а) расширяется б) сжимается
4. Воду с растворёнными в ней веществами называют
а) растворитель б) раствор
5. Вода превратится в лёд при температуре:
а) плюс пять б) ноль в) плюс три
6. Превращение воды в жидкости в пар, называется:
а) испарение б) замерзание
7. Вода в газообразном состоянии называется:
а) снег б) водяной пар
8. Под влиянием солнечного тепла с поверхностей водоёмов вода:
а) испаряется б) растекается
9.Водяной пар — это:
а) прозрачный бесцветный газ б) белый туман
в) сиреневый туман г) облака и тучи
10. Превращение воды в природе из одного состояния в другое называется:
а) испарение б) круговорот воды в природе
11. Снег и лёд, это вода в … состоянии:
а) твёрдом б) жидком в) газообразном
– Итак, скажите, ребята, как происходит круговорот воды в природе?
– А почему летом в водоёмах воды становится меньше?
3. Сообщения темы, цели и задач урока
3.1. Рассказ с элементами беседы.
– Сегодня на уроке Я предлагаю вам принять участие в геологической экспедиции и стать настоящими геологами.
– Кто мне скажет, что такое Экспедиция?
– Экспедиция – одна из организационных форм научных исследований, как правило связанная с перемещением исследователей по изучаемой территории.
– А кто же такие Геологи?
– Геологи – это те люди, которые изучают из чего, из какого материала состоит наша планета. Им приходится переплывать бурные реки, подниматься высоко в горы, ходить по болотам, пробираться неизвестными тропами, в мороз и жару жить в палатках. Издавна человек учился использовать разнообразные богатства, которые лежат на поверхности земли или в ее недрах, строя шахты, образуя карьеры.
– Геологи открывают новые и новые месторождения.
Чтобы изготовить разнообразные машины, самолеты необходимы чугун, сталь, медь, алюминий, их выплавляют из железной, алюминиевой и медной руды.
Для отопления жилых домов нужно топливо и нефть, каменный уголь и горючий торф.
Чтобы суп был соленый – нужна соль. И это также полезное ископаемое.
4. Восприятие и осознание учащимися нового материала
4.1. Рассказ с элементами беседы.
– Много лет назад климат на земном шаре был иным, он способствовал образованию многих полезных ископаемых. О некоторых из них мы узнаем в сегодняшней экспедиции.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Ребята¸ о чём шла речь в стихотворении?
– А кто мне скажет, что такое ГОРНЫЕ ПОРОДЫ?
Горные породы – это природные сокровища, среди которых есть полезные ископаемые.
– А что такое ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ?
Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из недр (глубин) Земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых называется месторождением.
4.2. Ознакомление с коллекцией горных пород и минералов
– Сейчас мы с вами отправимся в пещеру горного короля Саурона, где хранятся несметные сокровища, вот и мы сегодня на уроке узнаем о главном кладе нашей земли.
– Ребята, сейчас вы будете работать в группах по 4 человека. Вы должны работать дружно и помогать друг другу.
– Рассмотрите коллекцию полезных ископаемых которые лежат у вас на партах.
– В коробке находятся минералы и горные породы.
– А кто мне скажет, чем же отличаются минералы от горных пород? (минералы – это однородное тело, которое имеет одну составную часть, а горные породы состоят из нескольких составных частей, т.е. из нескольких минералов)
– Ребята, просмотрите пожалуйста сперва минералы, вы можете аккуратно взять в руки и посмотреть, но потом положите на место, и не отклеивайте бирочки!. На таблицах прочитайте их название, и где их добывают. Когда группа закончит работу над минералами, поднимите руки.
– Итак, вы ознакомились с минералами, скажите, какие же минералы добывают у нас, в Донецкой области?
– А с какими минералами вы уже были знакомы?
– Какие увидели впервые?
– Молодцы ребята. Теперь так же само поработаем с горными породами. Просмотрите их, прочитайте названия и где добывают, кто справится, поднимите руки.
-Итак, какие же горные породы добывают в Донецкой области?
– А какие горные породы были вам знакомы?
– Скажите, используются добытые богатства?
– А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.
– На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней одному из жителей этого острова пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и вот что он там прочитал: “:солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину”. И тогда он решил со всеми жителями острова написать, тайно от правителя, письмо к деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на их остров. Когда они получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на их остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.
– Итак, о каких полезных ископаемых говорится в сказке?
– Что происходит с гранитом под действием солнца, ветра и мороза?
4.3. Работа с учебником. Рассказ с элементами фронтальной беседы
– Ребята, откройте свои учебники на странице 98. Прочитаем текст “Горные породы” цепочкой.
– Все полезные ископаемые делят на горючие, рудные и нерудные.
Горючие полезные ископаемые хорошо горят и выделяют много тепла. Это торф, бурый уголь, каменный уголь, нефть и природный газ.
Рудные полезные ископаемые — это разные руды, из которых выплавляют металлы. Например, из железной руды — железо, из медной руды — медь, из
алюминиевой руды — алюминий.
Нерудные полезные ископаемые добывают и используют без переработки. Это каменная соль, глина, песок, мел, гипс, графит, сера, гранит, мрамор.
– Посмотрите пожалуйста на рисунок на с 99 и найдите в той коллекции образцы горючих полезных ископаемых. (бурый уголь, каменный уголь, нефть и природный газ)
– Рудных. (железная, медная руда)
– Нерудных. (песок, мел, гранит, мрамор, каменная соль)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
5. Осмысление знаний
5.1. Репродуктивная беседа. Разгадывание загадок
– Ребята, посмотрите! Нам пришло послание. Это послание от горного короля Саурона:
– Вы любите отгадывать загадки?
– Значит мы справимся с этим заданием и сможем продолжить нашу экспедицию!
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ)
Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи. (Железная руда)
Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадает – испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались – это… (каменная соль).
Спрятан в голубой земле ценный самоцвет.
Муравьишка в нем застыл, посмотри на свет.
Если знаешь ты о крае много о своем,
То поможешь рассказать, о чем речь ведем. (Янтарь)
– Молодцы, ребята.
6. Обобщение и систематизация
6.1. Рассказ-повествование с элементами беседы
– И последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим на уроке – это охрана полезных ископаемых.
– Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.
В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник . Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывали разные ценные минералы. Теперь копи приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют.
Учёные заповедника изучают как залегают в недрах земли различные горные породы и минералы. Студенты геологических институтов приезжают в заповедник на практику.
– Откройте пожалуйста свои учебники на с 100. Прочитаем статью “Горные породы нуждаются в охране”
6.2. Эвристическая беседа. Работа с учебником.
– А теперь откройте свои учебники на с 100. Сейчас мы прочитаем статью, которая называется ” Горные породы нуждаются в охране “.
– Ребята, а чем богат Донбасс? (углём)
– Правильно, у нас в Донецке очень много построено шахт где добывают уголь.
– Ребята, уголь, это очень важное, тепло- и светодающее полезное ископаемое.
– Кто мне скажет, почему я сказала светодающее?
– Потому что Уголь использують на электростанциях, которые дают нам свет, а так же благодаря углю, который используют на теплостанциях, обогреваются наши дома и квартиры.
– Ребята, как вы можете помочь взрослым беречь это тепло- и светодающее полезное ископаемое?
– Мы должны выключать свет в комнатах, которых никто не находится в данный момент, закрывать зимой окна и форточки сразу после проветривания квартиры, что бы тепло не уходило зря.
– Так скажите же, для чего добывают полезные ископаемые? (Чтобы изготовить разнообразные машины, самолеты. Для отопления жилых домов.
Чтобы суп был соленый )
7. Итог урока
7.1. Эвристическая беседа
– Какие полезные ископаемые вы запомнили?
– Какое полезное ископаемое помогает нам учиться?
– Почему полезные ископаемые надо экономно использовать?
– Вы сегодня все очень активно работали. Оценки получат такие ученики: . . .
8. Домашнее задание.
Проработать статьи учебника.
Узнать, какие полезные ископаемые добывают в нашей области.
Сочинить сказку или загадку об одном из полезных ископаемых (по желанию учащихся)