Полезные ископаемые буровая вышка 4 класс

– Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

– Где находятся эти богатства?

– Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

Что мы называем полезными ископаемыми?

Сообщение учителя

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

Загадка.

– Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

Сообщения учащихся

  1. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.

  1. Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.

  1. Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

Сообщение учителя

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

Задание 1.

– Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)

Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

– Кто приходит на смену геологам? (буровики)

– Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

Задание 2.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены?

Задание 3.

Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

Задание 4.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

Задание 5.

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

Задание 6.

-Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

Задание 7.

– Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

Задание 8.

– Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Диагностика качества освоения темы

  1. Допиши предложения:

Чёрное золото – это ……………………………………………. .

Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.

  1. Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

Шахтёр геолог буровик фармацевт

  1. Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

Бурение скважин;

Поиск нефтяных месторождений;

транспортировка нефти по трубопроводам;

подготовка месторождений к разработкам.

Источник

УМК «Гармония»

Урок по окружающему миру на тему:

Полезные ископаемые. Их добыча.

Цели: сформировать понятие «полезные ископаемые»;

познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами

их добычи;

познакомить с условными знаками полезных ископаемых;

развивать познавательную активность; умение характеризовать

объекты окружающего мира; экологическое мышление;

воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к

окружающему миру

Ход урока.

1.Организационный момент.

Психологический настрой:

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому,

Внимание мое растет

Память моя крепка

Голова мыслит ясно

Я хочу учиться,

Я готов к работе

Работаю …

2. Введение в тему урока:

– Из чего построена школа, в которой вы учитесь?

– С помощью чего можно приготовить обед?

– На каком топливе работает двигатель автомобиля?

– Чем выложены дороги?

– Из чего сделаны украшения?

– Где человек взял необходимые ему в быту материалы?

3. Сообщение темы, цели урока. Слайд №1.

– Что же называют полезными ископаемыми?

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или

с ее поверхности, – это полезные ископаемые. Они встречаются во всех

районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют

месторождениями.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие

месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.

Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни

необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль,

например, человек использует для приготовления пищи.

4.Работа по учебнику.

– На какие группы могут делиться полезные ископаемые?

– А чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте прочитаем статью в

учебнике.

Дети читают статью «Что называют полезными ископаемыми» на стр.

88-89 учебника.

– Так на какие группы можно распределить полезные ископаемые?

Слайд №2

– какие полезные ископаемые относятся к твердым?

Слайд №3

– какие полезные ископаемые относятся к жидким?

Слайд №4

– какие полезные ископаемые относятся к газообразным?

Слайд №5

-Давайте рассмотрим рисунок ,(Слад №6 ) на котором изображены слои

полезных ископаемых.

5. Физминутка.

6. Как находят полезные ископаемые?

– Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые?

Слад №7.

– Прочитайте текст о работе геологов на стр. 89-90 учебника.

– Так чем же занимаются геологи? ( разведкой полезных ископаемых)

7. Условные знаки полезных ископаемых.

– Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы

«отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми

обозначают на карте полезные ископаемые.

Слайд №8.

– Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не

забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды,

медные руды, нефть.

8. Как добывают полезные ископаемые.

Слайд №9.

-Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих установок?

( песок, глину, нефть, природный газ)

9.Рассказы детей о добыче полезных ископаемых.

– О добыче полезных ископаемых нам расскажут девочки.

– уголь

Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя

способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко

под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали

киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны

дробят пласты угля.

– нефть

Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По

ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится

«помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.

В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные

подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным

дорогам в цистернах и на особых морских судах – нефтеналивных танкерах.

– природный газ

Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От

месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым

газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

10. Работа в тетради стр. 35, задание №15.

– А сейчас мы с вами вернем полезные ископаемые в шахту,

карьер и скважину. А в этом вам помогут ваши рабочие тетради.

Слайд №10. (проверка)

11.Экологические проблемы. Слайд №11.

– Ребята, человек добывает полезные ископаемые, использует их, а

какие же экологические проблемы возникают

– при разработке месторождений ( нарушаются места обитания растений и

животных);

– при добыче полезных ископаемых (засоряется земля, поверхностные и

грунтовые воды, воздух);

– при транспортировке ( разливается нефть, радиоактивные ископаемые

излучают губительное для всего живого излучение).

Все эти экологические проблемы решают экологи.

12. Итог урока.

– Что называют полезными ископаемыми?

– На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

– Найдите в классе условные знаки, которыми обозначают полезные

ископаемые и вставьте их в таблицу.

В классе висят условные знаки:

– нефть

– природный газ

– каменный уголь

– железные руды

– золото

– медные руды

– Какие сооружения делают для добычи твердых полезных

ископаемых? жидких? (карьеры, скважины)

13. Домашнее задание. Узнать, какие полезные ископаемые и как их

добывают в твоем крае. Страница 90 и 92 – ответить на вопросы. Задание

выполняем по выбору.

14. Рефлексия.

Источник

Слайд 1

Русская мозаика

Слайд 2

Русская мозаика Мозаика – картинка, сложенная из нескольких маленьких кусочков. В широком смысле мозаикой может быть любое изображение, собранное из элементов . В более узком смысле в декоративном искусстве мозаикой называют картины, панно, напольные композиции и другие виды оформления интерьера и экстерьера из разноцветных кусочков разных материалов. Одними из основных видов материалов для мозаики являются смальта и стекло . Стеклянная мозаика часто используется для витражей в храмах, так как этот вид мозаики обладает стойкостью к жарким температурам и водоотталкивающими свойствами. Также стеклянной мозаикой украшают мебель, камины, фасады зданий, стены и полы. Мозаика из смальты использовалась многие века. После обработки смальта становилась прочной, морозоустойчивой и обладала сохранностью на века. Смальта изнутри кажется светящейся из-за пузырьков, хотя и не прозрачная. Смальта стоит дороже, чем стекло. В древности и в наше время очень красивой считается стеклянная мозаика со вставками из серебра или 24-каратного золота. Ещё мозаика изготавливается из мрамора, различных пород натурального камня – еще с античных времён сохранились каменные мозаики. Камень – прекрасный и прочный материал, который отличается удивительной красотой, способен вносить в мозаику естественные цвета и природную энергетику.

Слайд 4

Мозаичное искусство: от Древней Руси к современной России Появление мозаичного искусства на Руси датируется X в. – как раз после принятия христианства, для украшения первых храмов. Но вначале этот вид искусства встретил неожиданные препятствия из-за дороговизны смальты, которую привозили из-за границы, отчего он стоил чрезвычайно дорого. До нашего времени сохранились работы мастеров того времени в церкви Святой Софии (XI в.), а также в Михайло-Златоверхом монастыре (1113 г.) в Киеве. Развитие технологии изготовления мозаики и украшения храмов остановилось из-за монголо-татарского ига, поэтому мастера теряли квалификацию, и тайны их мастерства были утрачены до XVIII в. Возродил искусство мозаики в России М. В. Ломоносов в начале 1750 года. Но и его начинания оказались полузабытыми спустя несколько десятилетий. Середина XIX века стала важным событием для мозаичных мастеров, так как тогда была организована мастерская Императорской Академии художеств, где начали обучаться первые художники. Для стажировки их отправляли в Италию. Смальты в России были созданы приглашёнными из Ватикана химиками – братьями Бонафеде , которые создали до 17 различных оттенков этого материала. Академия художеств продавала свои изделия не только в России, но также и за рубеж, например в Англию.

Слайд 5

Смальта, изготовленная М. В. Ломоносовым в его лаборатории

Слайд 6

Мозаика из плитняка (русская мозаика) На Урале по мере расширения добычи камня появляется русская каменная мозаика. Камень при этом не шлифуется, и в качестве дополнительного художественного приема используется естественная фактура камня.

Слайд 15

Русская мозаика Техника русской мозаики, где пластинки искусно подбирались по тону, рисунку и цвету и создавалось впечатление монолитного камня с единым узором применялась при работе с малахитом, с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями. Особенность русской мозаики заключается в том, что пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из дешевого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбирают по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Русская мозаика отличается от классической и флорентийской еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.).

Слайд 16

В древнем мире малахит был известен только в трех местах: в Египте, близ Самарканда ( хорасанский сорт) и в горах Кирмана . Дахнадж — это арабское название малахита, в Ираке его называют дахнадж фариди , в Нишапуре — фариди , а в Индии — тутийа . В этих местах четкостью своих оттисков славились малахитовые печати; считалось, что амулеты из малахита благодаря заключенным в этом камне силам защищают от опасностей маленьких детей. Слово «малахит» произошло от греческого малакос — мягкий или малахе — мальва. Этот минерал впервые упоминается у Плиния под названием молохиитс . Автор сообщает, что камень «сей непрозрачен, но плотнее и темнее, чем изумруд». По его мнению, свое название минерал ведет от цветка мальвы. Существует еще одна версия, согласно которой малахит получил свое название от греческого слова « малхе », что в переводе означает трава, а красота малахита объясняется тем, что его образование идет при просачивании медьсодержащих растворов через карбонатные толщи путем отложения соединений меди в виде натеков, корочек, сталактитов и сталагмитов.

Слайд 17

Слово «малахит» произошло от греческого малакос — мягкий или малахе — мальва. Этот минерал впервые упоминается у Плиния (древнеримский писатель-эрудит). под названием молохиитс . Автор сообщает, что камень «сей непрозрачен, но плотнее и темнее, чем изумруд». По его мнению, свое название минерал ведет от цветка мальвы. Существует еще одна версия, согласно которой малахит получил свое название от греческого слова « малхе », что в переводе означает трава, а красота малахита объясняется тем, что его образование идет при просачивании медьсодержащих растворов через карбонатные толщи путем отложения соединений меди в виде натеков, корочек, сталактитов и сталагмитов.

Слайд 18

В древнем мире малахит был известен только в трех местах: в Египте, близ Самарканда ( хорасанский сорт) и в горах Кирмана . В этих местах четкостью своих оттисков славились малахитовые печати; считалось, что амулеты из малахита благодаря заключенным в этом камне силам защищают от опасностей маленьких детей. На территории нашей страны его месторождение было открыто на Урале. Кроме малахита в русской мозаике широко используют агат, лазурит, родонит и другие камни с красивым цветом и рисунком. Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений.

Слайд 19

“Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Этим способом, изобретенным еще во второй половине XVIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе – все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня”.

Слайд 23

Исаакиевский собор

Слайд 24

Нерукотворный Спас – пробная мозаика М.В.Ломоносова 1753 г.

Слайд 25

Мозаичная карта СССР из поделочных камней размером 5.91 х 4.5 м, площадью 26.6 кв.м – уникальный памятник советского камнерезного декоративно-прикладного искусства конца 30-х гг. 20 века. Это мозаичное панно из 45.000 пластин самоцветов толщиной 6 мм экспонируется в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее им. акад. Ф.Н.Чернышева, Санкт-Петербург

Источник

Урок 4. Полезные ископаемые.
Изделие «Буровая вышка»
Цели: дать общие сведения о видах полезных ископаемых; познакомить с технологией добычи полезных ископаемых посредством бурения, с расположением месторождений на территории России, с конструкцией буровой вышки; закрепить навыки работы с металлическим конструктором и изготовить из его деталей модель буровой вышки; учить самостоятельно планировать и исполнять намеченный план, использовать полученные навыки и умения в целях изменения конструкции изделия, развивать пространственное мышление, конструкторские способности, мелкую моторику пальцев рук, аккуратность, усидчивость, раскрыть содержание понятий полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга рассказать о профессиях (геолог, буровик).
Формируемые УУД: создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия, проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно, участвовать в коллективном обсуждении проблем, с достаточной полно- I(,й и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, делать выводы на основе изученной информации.Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, изображения различных полезных ископаемых, образец готового изделия; материалы: металлический конструктор.
Ход урокаОрганизационный моментАктуализация знанийКак называется следующий пункт нашего путешествия?
(Полезные ископаемые.)
Что вы можете рассказать по этой теме? (Высказывания детей.)
(Учащиеся вспоминают сведения, полученные на уроках по курсу «Окружающий мир».)
Наша планета существует миллиарды лет. За это время Земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Эти сокровища называют полезными ископаемыми. Они бывают твердыми (в виде кристаллов), жидкими (например, вода и нефть) и в виде пара и газа. Сокровищами являются лечебные грязи, драгоценные камни, строительные пески, керамические глины, минеральные удобрения. Одни сокровища лежат почти на поверхности земли, другие скрыты на глубине нескольких километров. Одни полезные ископаемые образуются и в настоящее время, другие родились сотни миллионов лет назад. На Земле постоянно происходят процессы создания и разрушения полезных ископаемых.
Самоопределение к деятельности— О чем идет речь?
Встала елка на воде –
Краше елки нет нигде:
Расцвела она огнями,
Ярко светит до небес,
Рада встрече с моряками,
Рассыпает в волнах блеск.
Это в море вышла Буровая… (вышка).
Что выполним на уроке? (Предположения детей.)
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое полезные ископаемые, каково их значение в жизни и хозяйственной деятельности человека, как их добывают, и создадим макет буровой вышки.
Работа по теме урока
Беседа
Вспомните, в каких трех состояниях могут находиться полезные ископаемые. (В твердом, жидком, газообразном.)
Приведите примеры.
(Ученики называют полезные ископаемые, учитель может демонстрировать их на слайдах.)
Каково значение полезных ископаемых в повседневной жизни? (Ответы учащихся.)
Работа по учебнику
С. 18
Прочитайте обращение Ани на с. 18 учебника. Почему нефть является важным полезным ископаемым? (Высказывания детей.)
Работая в парах, прочитайте текст с условным обозначением «Путешествуем во времени» и следующий абзац (слова Вани). Составьте вопросы по тексту, задайте их друг другу. (Примерные вопросы. Как давно люди поняли, что под землей есть нефть? Как ее нашли? Какое свойство нефти использовали в быту? Как ее применяли? Где добывают нефть? Кто находит нефть? Какая основная операция используется при добыче нефти? Куда поступает нефть в первую очередь? Какими способами нефть доставляют на заводы?)(Ученики узнают значения выделенных слов в «Словарике юного технолога» на с. 129 учебника. Учитель уточняет значения слов «геолог» и «буровик».)Геолог – специалист по геологии. Геология комплекс наук о строении, составе и истории земной коры и Земли, о методах изыскания полезных ископаемых. День геолога – профессиональный праздник геологов, традиционно отмечается в первое воскресенье апреля.
Буровик — специалист по буровым работам. Бурить значит делать скважины, сверлить, пробивать почву, горную порозу
С. 19
Какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти изображены на иллюстрации? (Буровая вышка, нефтепровод, вагоны-цистерны.)
Работа с картой
(На с. 4—5 рабочей тетради среди условных обозначений учащиеся находят знаки «нефть» и «природный газ», отмечают им карте месторождения данных полезных ископаемых.)
Тест «Как добывают нефть»
(Ученики выполняют тестовые задания на с. 16 рабочей тетради.)
Анализ образца
Прочитайте текст на с. 20 учебника, рассмотрите иллюстрацию.
Когда геологи находят нефтяное или газовое месторождение, над ним ставят буровые вышки со специальными бурами. Бур достигает нефтяного пласта, и нефть по скважине с помощью насосов поднимают на поверхность. От вышки нефть по нефтепроводу или в танкере (нефтяном судне) доставляют на нефтеперерабатывающий завод.
Для добычи нефти или газа, месторождение которых находится на большой глубине под морским дном, строят стационарные (неподвижные) вышки или устанавливают их на плавучих платформах. Высота буровой вышки составляет обычно около 60 м.
Что представляет собой буровая вышка?
Для чего она предназначена?
Какой высоты может достигать буровая вышка?
Опишите конструкцию буровой вышки.
Что такое тяга?
Из чего изготавливают детали буровой вышки?
Чем соединяют их при сборке?
Какой материал больше подходит для создания модели буровой вышки?
Планирование работы
(Ученики заполняют технологическую карту на с. 17 рабочей тетради.)
Последовательность работ Приемы, способы выполнения Материалы, инструменты и приспособления Оценка качества выполнения работ
1 2 3 4
Эскиз Рисование(набросок) Карандаш,
ластик Разметка (по шаблону, чертеж ит. д.) 1 2 3 4 Раскрой (вырезать, оборвать) Сборка (склеить, сшить, переплести) Сборка верхней площадки, ног, основы, нижней площадки, тяги; соединение частей Металлический конструктор Отделка (По иллюстрациям на с. 21—23 учебника составляют план работы.)
План
Сборка верхней площадки для установки механизма. Со единить панель и два тройных угла при помощи винтов и гаек, при этом с каждого края прикрепить по одной планке с двумя отверстиями.
Перевернуть выполненную на предыдущем этапе заготовку. Присоединить две скобы к нижнему основанию и уголок к панели.
Сборка ног. Соединить две планки третьей по диагонали.
Соединение ног и верхней площадки. Сборка нижней части вышки.
Сборка верхней площадки (укрытия). По две планки соединяются в квадрат с двух противоположных сторон. Со сторон, где расположено по одной планке, прикрепить скобы.
Соединение площадки и верхней части вышки.
Сборка основы. Четыре пластины соединить между собой в квадрат. По периметру центрального отверстия крепятся планки.
Сборка ног. Поместить планки на скобы, которые попарно соединяются планкой по диагонали. Сверху к данному отверстию присоединить еще планку.
Соединение ног и основы.
Сборка нижней площадки (укрытия). Собрать квадрат из планок. С двух противоположных сторон прикрепить по пластине.
Соединение скобами нижней площадки с ногами.
Соединение верхней и нижней частей вышки.
Сборка нижней части вышки.
Сборка тяги. Две планки соединить в длину. На винт надеть скобу, к которой прикрепить конструкцию из планок.
Присоединение тяги к вышке уголком.
ФизкультминуткаПродолжение работы по теме урокаСамостоятельное изготовление изделия
(Ученики могут работать индивидуально и в мини-группах (по желанию). Учитель при необходимости оказывает помощь учащимся.)Рефлексия. Итог урока- Ответьте на вопросы Ани на с. 23 учебника.
(Выставка готовых изделий. Учитель вместе с учениками обсуждает результат.)- Какие изменения вы внесли в конструкцию изделия?
– Для чего мастерили изделие? (Чтобы закрепить навыки работы с конструктором, научиться изготавливать сложные модели.)
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чем испытали затруднения?
– Какие знания применяли сегодня на уроке?
– Какими универсальными учебными действиями овладевали?
– Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?
(Уборка рабочего места.)
Домашнее задание
1. Узнать о профессиях людей, связанных с добычей и переработкой нефти.
2. Ответить на вопросы на с. 17 рабочей тетради.
Найти дополнительный материал о самой высокой в мире буровой вышке.
4. Найти загадки о полезных ископаемых.
Дополнительный материал
Как добывают нефть
Люди ищут и находят нефть самыми разными способами. Иногда нефть, сама поднимается и выливается на поверхность Земли, но чаще 1’г приходится искать. Нефть — основной источник энергии на Земле. И I нее получают бензин, керосин, мазут, вазелин, лаки и пластмассы. Сейчас используется много типов нефтяных буровых установок. Некоторые из них бывают высотой с 20-этажное здание, другие стоят на коле- П1Ч, и иные располагаются на платформах и баржах для бурения скважин м морском дне.
Около 85% скважин являются результатом применения метода вращательного бурения, при котором в землю внедряется быстро вращающийся бур. Существуют различные виды буров для разных типов почвы. К буру прикрепляется буровая труба, состоящая из 10-метровых секций,
называемых узлами, каждая из которых весит около 200 кг. Плоский стальной поворотный круг удерживает в вертикальном положении и поворачивает трубу, проходящую сквозь него в землю. С каждым поворотом трубы бур, прикрепленный к ней, вгрызается все глубже в землю, и к ней наращивается узел за узлом.
В процессе бурения в трубу закачивается специальная жидкость, которая охлаждает и смазывает бур. По мере того как скважина делается все глубже, к трубе время от времени добавляют длинную стальную трубу, называемую обсадной.
Так как бур затупляется, проходя через горные породы, его надо довольно часто заменять и для этого вытаскивать из скважины всю трубу, что является весьма трудоемкой работой. Иногда на то, чтобы заменить бур и опустить трубу обратно в скважину, уходит от 4 до 6 ч.
Когда скважина достигает нужной глубины, бур с трубой вытаскивают, обсадную трубу, наполненную специальным химическим составом, опускают до самого дна скважины. Для того чтобы открыть нефти выход, в скважину опускают специальное приспособление, напоминающее небольшую пушку, чтобы пробить в трубе отверстия. Потом в трубу закачивают воду, чтобы устранить заполняющий ее состав. В скважине повышается давление, и наконец, нефть начинает поступать через клапаны-отверстия в открытый резервуар.
Морской промысел нефти и газа
Потребность мирового сообщества в нефти и газе при истощении их запасов на суше вызвала к жизни необычные плавучие средства для их поиска, разведки и добычи в шельфовой зоне (преимущественно равнинная мелководная часть подводной окраины материка) Мирового океана. Площадь этой зоны составляет 7,5% поверхности Мирового океана. Сейчас доля морской добычи нефти и газа достигла 25 и 15% общего годового уровня (2,2 млрд т и 1250 млрд м3) соответственно.
Морской промысел нефти и газа ведется в Мексиканском, Мафакаибском и Персидском заливах, в Северном, Средиземном, Черном и Каспийском морях, в арктических морях Северной Америки, у побережья Юго-Восточной Азии, Африки, Индии, Австралии и Южной Америки. Ажурные нефтяные вышки стали неотъемлемой частью морского пейзажа.
Самой глубоководной самоподъемной является 3-колонная установка «Трайдент IX» постройки 1982 г. (Япония), которая может работать на глубинах до 122 м. Самая глубоководная скважина была пробурена с американского бурового судна «Дискавери Севен Сиз» в том же 1982 г. при глубине моря 1828 м.
Загадки о полезных ископаемых
На кухне у мамы помощник отличный —
Он синим цветком расцветает от спички.
(Природный газ.)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг —
Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтобы сделать миску, вазу,
Она понадобится сразу. (Глина.)
Белый камешек растаял —
На доске следы оставил. (Мел.)
Покрывают им дороги,
Улицы в селении.
А еще он есть в цементе
Или в удобрении. (Известняк.)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Росли на болоте растения —
Стали топливом и удобрением. (Торф.)
По трубе течет, пироги печет. (Газ.)
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный и блестящий —
Помощник настоящий. (Уголь.)
Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть.)
Не зря она варилась
В доменной печи —
На славу получились
Ножницы, ключи. (Железная руда.)

Источник