Полезные ископаемые белгородской области для дошкольников

любовь костева
«Природные ископаемые Белгородской области». Коррекционно-развивающее занятие

«Природные ископаемые Белгородской области»

Цель: пополнить знания воспитанников о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе.

Задачи:

– дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов родного края;

– расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми;

– формировать экологически грамотное поведение в быту и природе

Предварительная работа: просмотр презентации «Кладовая Белгородского края».

Оборудование: карта Белгородской области, карточки с символами полезных ископаемых, простые карандаши, листы бумаги.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы постараемся выяснить, хорошо ли мы знаем свой родной Белгородский край. Предлагаю сейчас отправиться в экспедицию по родному краю, чтобы лучше узнать, какими природными богатствам славится он.

II. Основная часть.

Воспитатель: Как вы думаете, чем богата наша земля, почему ее называют Белогорьем? (ответы детей) Правильно, слово «Белогорье» состоит из двух – белые горы. А белые они из-за мела. Еще в нашей области добывают глину, песок и железную руду.

Я приглашаю вас всех на экскурсию в подземное царство.

Воспитатель: Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли.

На Земле очень много полезных ископаемых. Природа не обделила наш край этими богатствами. Среди полезных ископаемых нашей области наибольшее значение имеют те, что используются как естественные, строительные материалы и сырье для их производства.

Мел. Наиболее крупные месторождения качественного мела находятся в Белгородской области. Разведано свыше 29 месторождений мела. К наиболее крупным разведанным месторождениям мела относятся Лебединское и Стойленское, Шебекинское, Волоконовское, Чернянское, Фироновское, Чураевское. Одним из старейших месторождений мела, эксплуатируемых уже несколько десятилетий, является Белгородское, расположенное практически в черте города. На базе этого месторождения работает Белгородский комбинат строительных материалов (БКСМ, который производит известь, силикатный кирпич и порошковый мел. Мел – хрупкое вещество, имеет белый цвет. Благодаря тому, что он хрупкий, мы и пишем им на доске

Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.

Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой.Разновидность известняка: мел.

Железная руда. На территории Белгородской области сосредоточено 80% запасов богатых железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) и 40% всех разведанных запасов этих руд в России. Руда признана одной из лучших в мире по качеству. Богатая железная руда добывается только в Старооскольском железорудном районе на Стойленском месторождении. Яковлевское месторождение по условиям залегания рудной залежи и содержанию железа 68% не имеет аналогов в мире. Добывают руду закрытым способом.

На Восточном участке Гостищевского, Шемраевском и Большетроицком месторождениях ведутся опытные работы по отработке технологии скважинной гидродобычи рыхлых богатых железных руд. Железистые кварциты разведаны в Оскольском железорудном районе $.

Железная руда – твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

Пески. На территории области учтено 13 месторождений строительных песков. Используются в качестве строительных материалов, для производства силикатных изделий, формовочных, закладочных, стекольных и прочих изделий. Качественных природных строительных песков в области практически нет. Добыча этих песков ведется как экскаваторным, так и гидроспособом (земснарядом, причем в последнем случае качество добытого песка заметно лучше.

Глинистое сырье. Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич, а также применяется для изготовления посуды.

Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством. На территории области разведано и оценено уникальное месторождение тугоплавких и огнеупорных глин – Краснояружское. В настоящее время месторождение эксплуатирует Борисовский керамический завод.

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”, т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

Гранитный карьер расположен в Красненском районе между селами Горки и Богословка.

Стойленский ГОК. Стойленский горно-обогатительный комбинат образован в 1961 году. Он занимается разработкой Стойленского месторождения КМА. Месторождение расположено в центральной части северо-восточной полосы Курской магнитной аномалии.

Яковлевский рудник. Яковлевское месторождение железных руд расположено в Белгородской области и входит в состав Курской Магнитной аномалии (КМА). По условиям залегания рудной залежи и содержанию железа до 68% не имеет аналогов в мире. Вредные для металлургии примеси практически отсутствуют. Таким образом, руда Яковлевского месторождения – прекрасное металлургическое сырье, пригодное для выплавки высококачественного металла. Добывают руду закрытым способом.

Лебединский ГОК является крупнейшим в России предприятием по добыче и обогащению железной руды и производству высококачественного сырья для черной металлургии. Добыча руды осуществляется открытым способом при помощи взрывания, экскавации и транспортировки горной массы автомобильным и железнодорожным транспортом. Попутно добывается нерудное минеральное сырье – песок, мел, кристаллические сланцы, кварцитопесчаник, которое с помощью внутреннего железнодорожного транспорта отгружается потребителям.

Лебединский ГОК дважды занесен в книгу рекордов Гиннесса:

Как предприятие, разрабатывающее уникальное по запасам месторождение железной руды. И, как предприятие, имеющее крупнейший в мире карьер по добыче негорючих полезных ископаемых. Площадь карьера составляет тысячу триста пятьдесят гектаров, глубина – порядка четырехсот пятидесяти метров.

Воспитатель: Я буду читать вопросы и вместе запишем ваши ответы в кроссворд.

1. Полезное ископаемое, которое используется при производстве цемента (песок)

2. Полезное ископаемое, которое имеет свойство светиться (фосфор)

3. Полезное ископаемое для изготовления посуды (глина)

4. Полезное ископаемое белого цвета, давшее название городу, используется в школе, в строительстве (мел)

5. Полезное ископаемое, используемое в строительстве (гранит)

6. Полезное ископаемое, которое используется как топливо (уголь)

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Хочу проверить все ли были внимательными.

Вопросы:

– Где находятся полезные ископаемые?

– Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

– Какие есть полезные ископаемые?

– Какие полезные ископаемые нашего края вы знаете?

Воспитатель: Все эти природные богатства нужно беречь и экономно использовать, иначе они быстро закончатся.

Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Мы много узнали о полезных ископаемых, и я думаю, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас откроет новое месторождение нашего края.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД

№ 52 «ЛАСТОЧКА»

ПРОЕКТ

«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

(УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ)

                                         СОСТАВИЛИ:

                                                                   ЛОБАРЕВА СВЕТЛАНА ФЁДОРОВНА                                                                                       КРУЧИНИНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

     ВОСПИТАТЕЛИ МБДОУ ДС № 52,

ГРУППА «УЛЫБКА»

Г. СТАРЫЙ ОСКОЛ

СЕНТЯБРЬ 2015 Г. – ФЕВРАЛЬ 2016 Г.

1.  ВВЕДЕНИЕ _______________________________________СТР. 3

  1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА ___________________________________СТР. 4
  2. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ________________________________СТР. 4
  3. ГИПОТЕЗА. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ________________СТР. 4
  4. ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ____________________________СТР. 5
  5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ___________________СТР. 6
  6. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ________________________________СТР. 6
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________СТР. 7
  8. ВЫВОД ___________________________________________СТР. 7

ВВЕДЕНИЕ.

        Мир меняется, каким он будет – во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. Экономические,  социальные, экологические и другие проблемы, вставшие не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством, по всей сути имеют общий корень и могут быть сведены к общей проблеме – человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг нас.

        Белгородская область может по праву считаться богатым регионом. Благоприятные природно – климатические условия и плодородные почвы сочетаются здесь с залежами железной руды, известняка, сырья для цементной промышленности. На территории области сосредоточено 80% запасов железных руд Курской магнитной аномалии и более 40% России. Месторождения железных руд: Коробковское, Лебединское, Стойленское и перспективные: Большетроицкое в Шебекинском районе, а также Яковлековское, Чернянское и Погремецкое месторождения.

Выявлены и в разной степени разведаны крупные месторождения бокситов, апатитов, минеральных подземных вод. Известны проявления золота, графита и редких металлов. Имеются географические предпосылки для выявления платины, углеводородного сырья и других полезных ископаемых.

Экология 

        По данным геофизических исследований регион действующих горнорудных предприятий КМА, и прежде всего Старооскольский железорудный район, располагаются в области, характеризующейся наличием большого количества естественных радиоактивных аномалий высокой интенсивности. Эти радиоактивные аномалии в настоящее время вскрыты или активно вскрываются скважинами и горными выработками. Создание огромных по площади открытых отвалов горной массы, регулярно осуществляемые в карьерах массовые взрывы больших объемов, деятельность мощных обогатительных фабрик и другие методы способствуют выведению на поверхность радиоактивных геологических образований, могут существенно ухудшать радиоэкологическую обстановку территории действующих горнорудных предприятий КМА.

        Дополнительно радиоэкологическая обстановка усложняется тем, что указанная территория располагается в пределах влияния «чернобыльского радиоактивного следа». Кроме того, железистые кварциты и вмещающие их породы КМА содержат довольно высокие концентрации таких экологически опасных для здоровья элементов, как свинец, цинк, никель, медь, кобальт, хром, кадмий, ванадий, марганец, германий, бор, висмут, сурьма, селен и ртуть.  Предварительные исследования показали, что в результате промышленных выбросов горнодобывающего комплекса, а также при пылении хвостов обогащения в радиусе 15-20 км на почве формируются техногенные геохимические аномалии с повышенным содержанием железа, меди, цинка, свинца, кадмия и радиоактивных элементов. В целом же техногенное загрязнение почв фиксируется в радиусе более 50 км. Территория горнодобывающих предприятий КМА располагается в контуре одной из самых мощных аномалий земного шара, а, как известно, влияние сильного электромагнитного поля усугубляет воздействие других геоэкологически неблагоприятных факторов. Охарактеризованная геоэкологическая обстановка, по-видимому, оказывает прямое влияние на резкий рост числа многих заболеваний, в том числе онкологических в г. Губкине, Старый Оскол и других, наметившийся с началом активной деятельности горнорудных предприятий территории.

Вид проекта – групповой, информационно-познавательно-исследовательский.

Участники проекта – дети средней  группы, родители воспитанников, воспитатели.

Продолжительность проекта – сентябрь 2015 г. – февраль 2016 г.

Актуальность проекта

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, дети не знают об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой Белгородчины. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует гармоничному развитию личности, формированию активного словаря, развивает воображение. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным         богатствам.

Цель проекта – познакомить детей с полезными ископаемыми Белгородской области

Задачи проекта

1. Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

3. Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях полезных ископаемых

4. Познакомить детей с ролью полезных ископаемых  в жизни человека.

5. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

6.Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам родного края.

        НОВИЗНА 

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям  заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Предполагаемый результат

У детей сформированы представления о свойствах полезных ископаемых, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Дети имеют представление о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Белгородская область; проявляют познавательные способности, демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; воплощают идеи в творческой деятельности.

Продукт проекта: Мини – музей полезных ископаемых Белгородской области.

Этапы реализации проекта

1 этап – выявление первоначальных знаний детей о камнях.

1 ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ  ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О КАМНЯХ.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КАМНЯХ?

ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?

ГДЕ УЗНАТЬ ОТВЕТЫ НА ВАШИ ВОПРОСЫ?

*Камни твердые, а еще они разные.

* Из них делают дома, дворцы, мосты и для опытов.

* Я знаю уголь. Я видела в музеи.

* Я знаю песок. Он есть у меня дома.

* У меня дома есть глиняная  фигурка.

*Почему камни бывают красивые и блестящие?

*Какие бывают полезные ископаемые?

*Как появилисьполезные ископаемые?

*Почему камни такие разные?

Откуда взялись камни?

 *Спрошу у мамы и папы.

*Расскажет воспитатель.

*Нужно посмотреть в книжке.

*Есть все в компьютере.

*Посмотреть в журнале.

*Найти картинки про полезные ископаемые.

2 этап. Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Цель: Заинтересовать и увлечь детей и их родителей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.

3 этап. Разработка проекта.

4 этап. Презентация проекта.

1. Представление коллекции камня.

2. Выставка совместных с родителями поделок из камней «Ожившие камни»

3. Итоговое экологическое занятие «Удивительные камни».

4. Итоговая диагностика по экологическому воспитанию дошкольников по блоку программы «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой «Песок, глина, камни».

На заключительном этапе проекта нами проведен анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей.

По итогам в начале проекта:

. Дошкольники называют небольшое количество свойств камней.

. Затрудняются ответить на вопрос, как могут помочь камни человеку.

. Дошкольники не точно дают определение, что такое горы.

. Возникают затруднения назвать горы нашей страны.

Сравнительный анализ результатов по проектной деятельности в конце года выявил положительную динамику усвоения детьми знаний по проекту «Удивительные камни»:

. Все дошкольники перечисляют 6-7 свойств полезных ископаемых.

. Знают, как камни помогают человеку.

. Дошкольники уверенно дают ответ, что такое горы.

В результате реализации экологического проекта «Удивительные камни»:

. Значительно повысился уровень знаний дошкольников по разделу «Песок, глина, камни».

. Углублены знания дошкольников о свойствах полезных ископаемых.

. Выявлена заинтересованность родителей в реализации экологического проекта (предоставление фотографий, стихов, сказок, аудиозаписей).

. Пополнена эколога – развивающая среда группы: создана коллекция полезных ископаемых.

ВЫВОД: Цель проекта достигнута в полном объёме.

Список литературы

  1. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 2000.
  2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.
  3. Дыбина  «Опыты и эксперименты в детском саду».
  4. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: «Новая школа», 1993.
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издат. центр «Академия», 1999.
  6.  Николаева С.Н. Метод. Пособие к программе «Зеленая тропинка». М.,
  7. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. Матер. Для работы с родителями учреждений. М., 1993.
  8. Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.
  9.  Саморукова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е. М., 1973.
  10. Федотова А.М. Экологическое воспитание дошкольников: учеб. Пособие для педучилищ. – М.: Просвещение, 1986.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 «Росинка»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

на тему: «Полезные ископаемые нашего Белгородского края»

Подготовили:

воспитатель МБДОУ д/с №36

«Росинка»

Подвигина Н.М.

Белгород 2013г.

Программное содержание:

– Добиваться грамматически правильных ответов на вопросы.

– Развивать внимание, мыслительные операции (синтез, классификация) .

– Расширять и закреплять знания детей о полезных ископаемых и об их свойствах.

– Ввести в словарь детей новые слова: (чугун, сталь, железная руда).

– Воспитывать бережное отношение к дарам Земли.

Оборудование: белые халаты и колпачки, магнит, компасы, кусок породы железной руды, мел, уголь, песок, глина, воронка, стаканы, ложечки.

Ход занятия: 

– Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с полезными ископаемыми нашего родного края. А что интересного в названии нашего города? Почему он так называется? Чтобы разобраться в том, какими полезными ископаемыми богата наша земля мы создали  в группе  свою мини-лабораторию.

– Ребята, давай те вспомним, что называют лабораторией и что там делают? (Это помещение, где делают опыты.)

– Мы с вами будем лаборантами, как самые настоящие лаборанты будем проводить опыты, наблюдать, делать выводы.

– А для того, чтобы быть настоящими лаборантами, нужно выполнять четыре правила. Запомните их!

1.Внимательно слушать старшего лаборанта

2.Точно выполнять указания

3.Аккуратно работать с оборудованием

4.В конце опытов делать выводы.

– Повторите эти правила. Молодцы! Правильно, а теперь давайте вы будете лаборантами, а я, старшим лаборантом.

– Ребята, посмотрите вокруг себя, что вы видите на своих столах: мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом полезные ископаемые.

Найдите мне песок и глину.

– А теперь давайте сравним эти полезные ископаемые по цвету: песок какой? Глина, какая? Назовите свойства песка, глины.

Песок – сыпется, не лепится, глина не сыпется, лепится.

Мокрый песок – лепится, но не сохраняет форму, глина сохраняет.

Опыт: Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.

– Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина нет. Песок в воде не растворяется, а глина частично. Проверим.

Опыт: Берем 2 стакана в одном песок в другом глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем. Делаем вывод: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно. Песок пропускает воду, глина нет.

Опыт: берем две воронки в одной песок, в другой глина, в стакан наливаем воду и наблюдаем.

Делаем вывод: Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает. Где используют эти полезные ископаемые? Их используют в строительстве. Песок для изготовления стекла – белый. Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.

– Наша белгородская земля очень богата песком и глиной

-А чем еще богата наша земля? (мелом и углем)

Сравнение мела и угля

Мел – белый, может писать, не сыпется.

Уголь – черный, горит, не сыпется.

Мел используют в строительстве.

Уголь в народном хозяйстве как топливо.

Физминутка

– Ребята, какие еще полезные ископаемые бывают у нас в Белгородской области? (железная руда)

– Ребята, а где у нас в области добывают железную руду?  (в городе Губкин)

– Ребята, а почему этот город Губкин называют железорудный? (потому что там много железной руды)

-А как узнали, что здесь руда? (Люди издавна заметили, что в этих местах происходит сильное магнитное притяжение и во время дождя сильно бьет молния. Стали проводить эксперименты и выяснили, что в земле большие залежи железной руды)

– Нужно взять магнит и определить, есть ли в земле железная руда. Магнит притягивает к себе железную руду, а простые камни нет. А если поднести компас к железной руде, стрелка откланяется то вправо, то влево. Это говорит о том, что здесь находится железная руда.

– Ребята, вот у вас на столе лежит кусок породы железной руды.

– Что надо сделать для того, чтобы из него получилось железо? (ее нужно освободить от примесей)

– Мы можем освободить? (нет)

– Где это можно сделать? (на металлургических комбинатах)

– Вот этим и занимаются Старооскольский и Лебединский комбинат по переработке этой железной руды.

– Давайте вспомним, мы с вами рассматривали иллюстрации с этими комбинатами, там мы видели большие доменные печи по переработке руды. В печах руда плавится.

– А кто же стоит у печей? (металлурги)

– А кто такие металлурги? (люди, которые плавят руду)

– А из руды выплавляют – чугун, сталь, одним словом – металл.

– Давайте к слову металл подберем родственные слова, металл – металлический – металлурги – металлом – металлургический.

– Назовите свойства металла! Металл – твердый, не ломается, тонет, плавится.

Опыт: Берем металлическую пластину и бросаем в воду. Металл – тонет.

Сравниваем с деревом. Дерево – мягкое, плавает, ломается, горит.

– Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое: от обыкновенных кухонных ножей до космических кораблей.

– А сейчас у вас на столах лежат карточки, на них изображены различные предметы. Отберите предметы из металла.

– Правильно, ребята, вы отобрали карточки, на которых изображены металлические предметы. В Белгороде, у здания краеведческого музея, есть необычный памятник. Какой? (тяжелая коричневая глыба, огромный осколок железной руды)

– Почему железной руде поставлен памятник? (Это гордость нашей Белгородской области)

– Сейчас возьмите альбомные листы, акварель и нарисуйте последовательность проведения любого понравившегося опыта. После мы отберём лучшие работы и поместим в опытно-экспериментальный уголок.

Источник