Полезные ископаемые беларуси человек и мир 3 класс
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация “Полезные ископаемые Беларуси”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2 слайд
Описание слайда:
Не все горные породы и минералы будут полезными ископаемыми. Только тем, которым человек нашёл применение, дают такое гордое название. Когда смотришь на географическую карту Республики Беларусь, думаешь: залежи каких полезных ископаемых могут быть на территории страны в центре Европы? Ввиду отсутствия гор залежи рудных пород в промышленных масштабах исключены изначально. Но с учетом равнинной местности и развитой водной сети можно предположить наличие минерального сырья.
3 слайд
Описание слайда:
На территории государства известно более тридцати видов минерального сырья и разведано более четырех тысяч месторождений. ( Для увеличения , щёлкни по карте )
4 слайд
Описание слайда:
Все полезные ископаемые Республики Беларусь можно разделить на следующие виды: Топливные минеральные ресурсы: нефть, торф, бурый уголь, нефтяные газы, горючие сланцы. Нерудные полезные ископаемые: калийные и каменные соли, фосфориты, цементное сырье, доломит, мел, облицовочный и строительный камень, глина, песок и гравий. Рудные полезные ископаемые: руды черных и цветных металлов, золото, алмазы, янтарь. Подземные пресные и минеральные воды.
5 слайд
Описание слайда:
Топливные минеральные ресурсы Полезные ископаемые, содержащие углеводороды, располагаются в восточной части Припятского прогиба. Первая нефтяная скважина Беларуси была пробурена в начале 50-х годов прошлого столетия. Однако извлеченная из неё нефть была не самого высокого качества. Черное золото в промышленных масштабах стали добывать здесь лишь в середине 1960 годов.
6 слайд
Описание слайда:
Центром белорусской нефтедобычи стал город Речица в Гомельской области. Здешняя нефть отличалась уже более высоким качеством. Еще одно крупное нефтяное месторождение (Осташковичское) было открыто в двадцати километрах от Речицы.
7 слайд
Описание слайда:
На сегодняшний день разведано свыше семидесяти месторождений нефти, а активно используется половина из них. Общие запасы черного золота в них составляют почти 90 миллионов тонн. Добыча ведется лишь для местного потребления. Её объем не превышает двух миллионов тонн. Но это не покрывает даже пятнадцати процентов потребностей страны.
8 слайд
Описание слайда:
В белорусской нефти также содержится некоторое количество попутного газа. Однако его добыча покрывает лишь один процент от общих потребностей страны в этом ресурсе. Попутный газ используется для производства электроэнергии на одной из ТЭС, а также идет на обогрев жилых домов в населенных пунктах Гомельской области.
9 слайд
Описание слайда:
На территории страны разведано несколько месторождений горючих сланцев (Любанское и Туровское), которые залегают на глубине до 600 метров. Их общие запасы оцениваются одиннадцатью миллиардами тонн. Но горючие свойства сланцев низкие, а зольность – высокая. Поэтому осуществлять их добычу пока не целесообразно.
10 слайд
Описание слайда:
Богаты белорусские недра и бурым углем. Крупные месторождения этого топливного ресурса выявлены на западе Припятского прогиба: Житковичское, Бриневское и Тонежское месторождения. Глубина залегания 20-80 м, что позволяет добывать угли открытым (карьерным) способом. Запасы на этих 3 месторождениях – более 100 млн тонн.
11 слайд
Описание слайда:
Запасы торфа в стране составляют более тридцати миллионов кубометров. Торфяные месторождения Беларуси расположены по всей стране. Выявлено около 9200 месторождений торфа. Эксплуатируется порядка 400 месторождений, ежегодно добывается 13-15 млн тонн сырья.
12 слайд
Описание слайда:
Торф используется в растениеводстве и животноводстве, в промышленности (для производства воска и парафина, органических красителей, аммиака, фенола, уксусной и щавелевой кислот, метилового и этилового спирта, смазочных масел, активированного угля, кормовых дрожжей). Из торфа изготавливают торфобрикет – важное топливо в сельской местности
13 слайд
Описание слайда:
Калийные соли выступают практически первостепенным сырьем Республики Беларусь. Полезные ископаемые этого типа разрабатываются на Старобинском, Октябрьском и Петриковском месторождениях. Их стратегические запасы оцениваются в десять миллиардов тонн. По этому показателю страна является третьей в мире, после Канады и России. Нерудные полезные ископаемые
14 слайд
Описание слайда:
Сейчас годовая добыча калийных солей в Беларуси составляет около 20 млн тонн, из которых ежегодно производится более 8 млн тонн калийных удобрений.
15 слайд
Описание слайда:
В Беларуси обнаружены практически неограниченные запасы каменной соли. Они находятся в Припятской впадине, на площади в 25 000 квадратных километров. Добыча ресурса пока ведется только в двух местах – на Мозырском и Старобинском месторождениях. Их промышленные запасы составляют около 22 миллиардов тонн сырья.
16 слайд
Описание слайда:
В пределах Могилёвской области республики разведаны залежи фосфоритов. Здесь, по оценкам геологов, находится примерно 60 миллионов тонн данного сырья. Разведанные месторождения фосфоритов – Мстиславское, Лобковичское. Но промышленная добыча сейчас нерентабельна.
17 слайд
Описание слайда:
К полезным ископаемым, которые используются в строительстве, следует отнести суглинки и глины, пески, гравий, гальку, мел, мергель, известняк, граниты, доломиты, лабрадориты, мрамор, каолин и прочие горные породы. Территория Беларуси чрезвычайно богата этими полезными ископаемыми.
18 слайд
Описание слайда:
Легкоплавкие глины распространены практически по всей территории страны. Вплоть до начала ХХ века их добывали даже в черте Минска. Глины самого высокого качества залегают в пределах Витебской области. Общие запасы легкоплавких глин в Беларуси оцениваются почти в полтора миллиарда тонн.
19 слайд
Описание слайда:
Огнеупорные и тугоплавкие глины залегают в пределах Лоевского и Столинского районов. Открыто около 20 месторождений.
20 слайд
Описание слайда:
На территории Беларуси также активно добываются силикатные и строительные пески. Их общие прогнозные запасы оценены в два миллиарда кубических метров сырья. Строительные пески сегодня добывают на 20 месторождениях. Самое крупное из них находится близ села Лебежаны Барановичского района.
21 слайд
Описание слайда:
Песчано-гравийные смеси залегают на севере и центре Беларуси. Существует 136 месторождений с общими запасами более 700 млн м3. Ежегодно добывается около 3 млн м3 песчано-гравийных материалов. Они применяются, в основном, для приготовления бетонов и строительных растворов.
22 слайд
Описание слайда:
В белорусских недрах залегает и сырье для цементной промышленности – мергель, мел, а также моренные глины. В частности, в Костюковичском районе разведано крупнейшее месторождение цементного сырья в Европе – Коммунарское. На его базе функционирует три завода.
23 слайд
Описание слайда:
Месторождения доломита в Беларуси расположены на Оршанской впадине. Разведанное и разрабатываемое месторождение доломитов – Руба (Витебский район).
24 слайд
Описание слайда:
Месторождение разрабатывается открытым способом (карьер Гралево). Ежегодная добыча 3-4 млн тонн доломита. Основная продукция – доломитовая мука для известкования кислых почв. Общие разведанные запасы месторождения составляют 755 млн тонн.
25 слайд
Описание слайда:
Месторождения строительного камня в Беларуси – это Микашевичи и Ситница (Брестская область), Глушкевичи и Карьер Надежды (Гомельская область). На месторождении Микашевичи (самое крупное) годовая добыча камня составляет около 3,5 млн м3, производство щебня – 5,5 млн м3, на месторождении Глушкевичи – 0,1 млн м3 и 0,2 млн м3 соответственно.
26 слайд
Описание слайда:
В Беларуси из земных недр также извлекают минеральные пигменты (красители), которые широко используются в различных отраслях хозяйства. Это белый мел, охра, сидерит и глауконит.
27 слайд
Описание слайда:
Сапропелевые отложения развиты в озерах Беларуси и в торфяных залежах. Средняя мощность отложений 3 м, общие запасы 1,1 млрд. тонн. Их общие ресурсы составляют 4 млрд. тонн. Используются как органо-минеральные удобрения.
28 слайд
Описание слайда:
Рудные полезные ископаемые В Беларуси известно как минимум о двух месторождениях железной руды. Они расположены в Кореличском и Столбцовском районе (Новоселковское и Околовское ).
29 слайд
Описание слайда:
Содержание железа в местных кварцитах невелико. Добыча руды также затруднена довольно глубоким залеганием её пластов. Их общие запасы, по оценкам экспертов, составляют чуть более трехсот миллионов тонн.
30 слайд
Описание слайда:
А вот для производства минеральной краски используют залежи болотных железных руд, которые раскиданы по всей стране в количестве более трехсот месторождений. Первое железо и чугун древний человек получил как раз плавлением болотных руд. В породах кристаллического фундамента найдены залежи редкоземельно-бериллиевых руд.
31 слайд
Описание слайда:
Подземные и минеральные воды Пресная вода – ещё одно сокровище нашей страны. Суммарные эксплуатационные ресурсы пресных подземных вод страны составляют около 50 млн м3 в сутки.
32 слайд
Описание слайда:
Территория Беларуси, благодаря особенностям геологического строения, богата и подземными минеральными водами. В пределах страны выявлены многочисленные источники сульфатных, гидрокарбонатных, магниевых и других вод.
33 слайд
Описание слайда:
Исследовано более шестидесяти источников, и практически все они используются для санитарно-курортного лечения или бутилирования.
34 слайд
Описание слайда:
В недрах Беларуси есть и обычное, традиционное золото, а также алмазы (по предположениям некоторых экспертов-геологов). Однако их разработка и добыча в любом случае будет нерентабельной вследствие слишком глубокого залегания данного ресурса.
35 слайд
Описание слайда:
В южной части страны, как полагают геологи, могут быть месторождения некоторых цветных металлов, в частности, самородной меди и халькопирита. В Лельчицком районе концентрация урана в отложениях достаточно велика и достигает промышленных показателей (то есть, организация её добычи здесь может быть рентабельной).
36 слайд
Описание слайда:
В целом геологи продолжают исследовать юг страны, где на поверхность выходят породы кристаллического щита. По их убеждению, в скором будущем там можно будет открыть новые месторождения различных металлических полезных ископаемых.
37 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-066455
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №4 г. Солигорска»
Сценарий открытого урока
по предмету «Человек и мир»
в 3 классе
по теме
«Полезные ископаемые Республики Беларусь»
Учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа №4
г. Солигорска»
Макаренко Светлана
Александровна
Солигорск
2013
Тема: Полезные ископаемые Республики Беларусь.
Цель урока:раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
· ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
· организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
· показать их важную роль в экономике страны;
· развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства; умения составлять и вести таблицы.
· показать необходимость охраны полезных ископаемых;
· поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
· способствовать воспитанию толерантности.
Оборудование: ПК, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, образцы полезных ископаемых, таблицы для заполнения, пробирки, стаканчики, воронки для опытов, название групп, чёрный ящик, условные обозначения полезных ископаемых.
Ход урока
1.Организационный момент. Создание психологического комфорта.
–Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Слайд 1
Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. На нашей планете есть много существ, которые живут в царстве «Земли». Кого из наземных жителей вы знаете?
— Есть царство небесное. Кто обитает там?
— А еще есть подземный мир, в котором есть свои жители, свои богатства.
— Каких подземных жителей вы знаете?Слайд 2
2. Мотивация и целеполагание.
— Сегодня на урок в чёрном ящике я тоже принесла подземных жителей. Предлагаю поиграть и узнать, что в чёрном ящике.Слайд 3
1. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
3. С буквой Т пирог он с кремом,
С буквой Ф он кормит почву
И отапливает домик. (Торф)
— Как одним словом назвать эти вещества?
–В старые времена люди верили, что во многих местах под землей хранятся драгоценные клады-сокровища, зарытые кем-то в землю. Все рассказы о заколдованных кладах просто сказки, которым уже никто не верит. Но все же люди были правы. В земле действительно есть несметные сокровища и называются они полезные ископаемые.Слайд 4
— Чтобы объяснить значение термина «полезные ископаемые» обратимся к этимологии слова. Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?
Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.
Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая
2) отваливая землю, делать углубления.Слайд 5
Значит, можно сказать, что полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.
Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли.
— Обратимся к научной литературе, в нашем случае к учебнику, и проверим наши предположения.
(учебник, стр. 26)
— Наше предположение верно.
–Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями. Слайд 6
–Сегодня на уроке мы проведём исследование, предметом которого будут полезные ископаемые, распространённые в Республике Беларусь. Во время исследования нам необходимо доказать: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».
— В ходе исследования мы изучим основные свойства полезных ископаемых, узнаем, каким способом они добываются и как человек их применяет.
— Каждый из вас внесёт свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждёт успех в конце урока.
— Каждый из вас работает в разном темпе, поэтому у вас есть дополнительное задание: кроссворд, который поможет закрепить полученные знания.(Приложение 2) Ребята, которые к концу урока выполнят это задание, за свою работу получат отметку.
— На уроке сегодня у нас присутствуют 2 научных сотрудника, которые будут работать в своей научной лаборатории, и о результатах работы доложат попозже. Для вас лист с заданиями, можете приступать к выполнению. (Ребусы, разгадав их, вы узнаете названия полезных ископаемых, кроссворд, игра «Собери пазлы».)
3. Работа над темой урока.
— Но для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться, их ещё нужно найти. И этим нелегким делом занимаются геологи.Слайд 7
Словно древние кладоискатели, неутомимо ходят они по дремучей тайге и ущельям, бродят по заболоченным местам, плывут по бурным рекам. В руках у них геологические молотки, карты, сложные научные приборы и дневники. И мы с вами будем сегодня геологами и во время исследования будем вести геологический дневник, работать с картой. Геологи работают в команде, так поступим и мы. У каждой команды свой предмет исследования.
Узнайте его название, расшифровав запись. Вычеркните буквы, которых нет в русском языке.(Приложение 3)
(вывешиваются на доску)
–Как обозначаются эти полезные ископаемые и как много их месторождений разрабатывается?
Ответ на этот вопрос найдём с помощью физической карты РБ.Слайд 8
— Каждая группа находит условный знак своего полезного ископаемого и считает количество месторождений, обозначенных на карте.
Песок 18Нефть 5Торф 22Глина 23
Гранит 1
— Слушая выступление своих товарищей, вы заносите данные по другим полезным ископаемым в свои геологические дневники(Приложение 4). Эти знания понадобятся при доказательстве нашей гипотезы.
(отчёт групп)
— Какой вывод можем сделать? Какие полезные ископаемые наиболее распространены на территории Республики Беларусь?(глина, торф и песок)
Слайд 9
«Это интересно»
— В настоящее время в недрах Земли выявлено и разведано всего около 5 тысяч месторождений, представляющих 30 видов минерального сырья.
–Ответы на вопросы: какими свойствами обладают исследуемые нами полезные ископаемые и как эти свойства использует человек?найдём в следующей части нашего исследования.
4. Физкультминутка. (Приложение на диске)
5. Практическая работа учащихся.
— Сейчас вы, геологи-исследователи, проведёте самостоятельную работу, которую вам поможет выполнить инструкция(Приложение 5).Слайд 10
Инструкцию необходимо выполнять чётко, не нарушая последовательности. Задача каждого из вас – отработать самостоятельно инструкцию, занести данные по своему предмету исследования в геологический дневник. Результатом вашей самостоятельной работы будет мини-сообщение о полезном ископаемом через игру «Дополни предложение».
При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:
Ø Все участвуют в работе.
Ø Все друг другу помогают.
Ø Споры решаются мирным путём.
Ø Когда один говорит, все внимательно слушают.
(Во время выступления групп каждый из учеников заполняет свой геологический дневник.)Слайд 11—15
— Выполнив самостоятельную работу и послушав друг друга, можно утверждать, что мы доказали нашу гипотезу: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».
— А сейчас предоставим слово нашим научным сотрудникам.
— Нашим заданием было составить пазлы и узнать, какими способами добывают полезные ископаемые. Слайд 16—19
—Существует три способа добычи полезных ископаемых:
Ø скважина. Этим же способом удаётся добыть часть каменной соли, предварительно её растворив в воде.
Ø шахта. Такой способ добычи подходит для полезных ископаемых, которые залегают на большой глубине.
Ø карьер, или открытый способ. Большие карьеры достигают протяжённости в несколько километров и глубины в сотни метров
— А сейчас геологи будьте внимательны! Научные сотрудники называют способ добычи, а вы, если считаете, что он подходит вашему полезному ископаемому, поднимаете свою карточку.(Приложение 6)
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по – хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
Дополнительное игровое задание «Узнай меня» (Приложение 7)
Дома вы продолжите работу по этой теме.
6. Домашнее задание. Слайд 20
· Прочитать статью в учебнике на страницах, ответить на вопрос №5.
· Исследовать литературу в библиотеке и узнать, какие полезные ископаемые добывают на территории Минской области.
· Нарисовать плакат «Берегите полезные ископаемые!»
7. Подведение итогов.
— А сейчас каждый из вас покажет результат своей деятельности на уроке. Для этого необходимо правильно выполнить тестовое задание.Свой вариант ответа записывайте в таблицу. (Приложение 8)
— Какое слово получил