Полезные ископаемые беларуси человек и мир 3 класс

Полезные ископаемые беларуси человек и мир 3 класс thumbnail

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация “Полезные ископаемые Беларуси”

 ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Описание слайда:

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2 слайд

Не все горные породы и минералы будут полезными ископаемыми. Только тем, кото

Описание слайда:

Не все горные породы и минералы будут полезными ископаемыми. Только тем, которым человек нашёл применение, дают такое гордое название. Когда смотришь на географическую карту Республики Беларусь, думаешь: залежи каких полезных ископаемых могут быть на территории страны в центре Европы? Ввиду отсутствия гор залежи рудных пород в промышленных масштабах исключены изначально. Но с учетом равнинной местности и развитой водной сети можно предположить наличие минерального сырья.

3 слайд

На территории государства известно более тридцати видов минерального сырья и

Описание слайда:

На территории государства известно более тридцати видов минерального сырья и разведано более четырех тысяч месторождений. ( Для увеличения , щёлкни по карте )

4 слайд

Все полезные ископаемые Республики Беларусь можно разделить на следующие виды

Описание слайда:

Все полезные ископаемые Республики Беларусь можно разделить на следующие виды: Топливные минеральные ресурсы: нефть, торф, бурый уголь, нефтяные газы, горючие сланцы. Нерудные полезные ископаемые: калийные и каменные соли, фосфориты, цементное сырье, доломит, мел, облицовочный и строительный камень, глина, песок и гравий. Рудные полезные ископаемые: руды черных и цветных металлов, золото, алмазы, янтарь. Подземные пресные и минеральные воды.

5 слайд

Топливные минеральные ресурсы Полезные ископаемые, содержащие углеводороды, р

Описание слайда:

Топливные минеральные ресурсы Полезные ископаемые, содержащие углеводороды, располагаются в восточной части Припятского прогиба. Первая нефтяная скважина Беларуси была пробурена в начале 50-х годов прошлого столетия. Однако извлеченная из неё нефть была не самого высокого качества. Черное золото в промышленных масштабах стали добывать здесь лишь в середине 1960 годов.

6 слайд

Центром белорусской нефтедобычи стал город Речица в Гомельской области. Здешн

Описание слайда:

Центром белорусской нефтедобычи стал город Речица в Гомельской области. Здешняя нефть отличалась уже более высоким качеством. Еще одно крупное нефтяное месторождение (Осташковичское) было открыто в двадцати километрах от Речицы.

7 слайд

На сегодняшний день разведано свыше семидесяти месторождений нефти, а активно

Описание слайда:

На сегодняшний день разведано свыше семидесяти месторождений нефти, а активно используется половина из них. Общие запасы черного золота в них составляют почти 90 миллионов тонн. Добыча ведется лишь для местного потребления. Её объем не превышает двух миллионов тонн. Но это не покрывает даже пятнадцати процентов потребностей страны.

8 слайд

В белорусской нефти также содержится некоторое количество попутного газа. Одн

Описание слайда:

В белорусской нефти также содержится некоторое количество попутного газа. Однако его добыча покрывает лишь один процент от общих потребностей страны в этом ресурсе. Попутный газ используется для производства электроэнергии на одной из ТЭС, а также идет на обогрев жилых домов в населенных пунктах Гомельской области.

9 слайд

На территории страны разведано несколько месторождений горючих сланцев (Любан

Описание слайда:

На территории страны разведано несколько месторождений горючих сланцев (Любанское и Туровское), которые залегают на глубине до 600 метров. Их общие запасы оцениваются одиннадцатью миллиардами тонн. Но горючие свойства сланцев низкие, а зольность – высокая. Поэтому осуществлять их добычу пока не целесообразно.

10 слайд

Богаты белорусские недра и бурым углем. Крупные месторождения этого топливног

Описание слайда:

Богаты белорусские недра и бурым углем. Крупные месторождения этого топливного ресурса выявлены на западе Припятского прогиба: Житковичское, Бриневское и Тонежское месторождения. Глубина залегания 20-80 м, что позволяет добывать угли открытым (карьерным) способом. Запасы на этих 3 месторождениях – более 100 млн тонн.

11 слайд

Запасы торфа в стране составляют более тридцати миллионов кубометров. Торфяны

Описание слайда:

Запасы торфа в стране составляют более тридцати миллионов кубометров. Торфяные месторождения Беларуси расположены по всей стране. Выявлено около 9200 месторож­дений торфа. Эксплуатируется по­рядка 400 месторождений, ежегодно добывается 13-15 млн тонн сырья.

12 слайд

Торф используется в растениеводстве и животноводстве, в промышленности (для п

Описание слайда:

Торф используется в растениеводстве и животноводстве, в промышленности (для производства воска и парафина, органических красителей, аммиака, фенола, уксусной и щавелевой кислот, метилового и этилового спирта, смазочных масел, активированного угля, кормовых дрожжей). Из торфа изготавливают торфобрикет – важное топливо в сельской местности

13 слайд

Калийные соли выступают практически первостепенным сырьем Республики Беларусь

Описание слайда:

Калийные соли выступают практически первостепенным сырьем Республики Беларусь. Полезные ископаемые этого типа разрабатываются на Старобинском, Октябрьском и Петриковском месторождениях. Их стратегические запасы оцениваются в десять миллиардов тонн. По этому показателю страна является третьей в мире, после Канады и России. Нерудные полезные ископаемые

14 слайд

Сейчас годовая добыча калийных солей в Беларуси составляет около 20 млн тонн,

Описание слайда:

Сейчас годовая добыча калийных солей в Беларуси составляет около 20 млн тонн, из которых ежегодно производится более 8 млн тонн калийных удобрений.

15 слайд

В Беларуси обнаружены практически неограниченные запасы каменной соли. Они на

Описание слайда:

В Беларуси обнаружены практически неограниченные запасы каменной соли. Они находятся в Припятской впадине, на площади в 25 000 квадратных километров. Добыча ресурса пока ведется только в двух местах – на Мозырском и Старобинском месторождениях. Их промышленные запасы составляют около 22 миллиардов тонн сырья.

16 слайд

В пределах Могилёвской области республики разведаны залежи фосфоритов. Здесь,

Описание слайда:

В пределах Могилёвской области республики разведаны залежи фосфоритов. Здесь, по оценкам геологов, находится примерно 60 миллионов тонн данного сырья. Разведанные месторождения фосфоритов – Мстиславское, Лобковичское. Но промышленная добыча сейчас нерентабельна.

17 слайд

К полезным ископаемым, которые используются в строительстве, следует отнести

Описание слайда:

К полезным ископаемым, которые используются в строительстве, следует отнести суглинки и глины, пески, гравий, гальку, мел, мергель, известняк, граниты, доломиты, лабрадориты, мрамор, каолин и прочие горные породы. Территория Беларуси чрезвычайно богата этими полезными ископаемыми.

18 слайд

Легкоплавкие глины распространены практически по всей территории страны. Впло

Описание слайда:

Легкоплавкие глины распространены практически по всей территории страны. Вплоть до начала ХХ века их добывали даже в черте Минска. Глины самого высокого качества залегают в пределах Витебской области. Общие запасы легкоплавких глин в Беларуси оцениваются почти в полтора миллиарда тонн.

19 слайд

Огнеупорные и тугоплавкие глины залегают в пределах Лоевского и Столинского р

Описание слайда:

Огнеупорные и тугоплавкие глины залегают в пределах Лоевского и Столинского районов. Открыто около 20 месторождений.

20 слайд

На территории Беларуси также активно добываются силикатные и строительные пес

Описание слайда:

На территории Беларуси также активно добываются силикатные и строительные пески. Их общие прогнозные запасы оценены в два миллиарда кубических метров сырья. Строительные пески сегодня добывают на 20 месторождениях. Самое крупное из них находится близ села Лебежаны Барановичского района.

21 слайд

Песчано-гравийные смеси залегают на севере и центре Беларуси. Существует 136

Описание слайда:

Песчано-гравийные смеси залегают на севере и центре Беларуси. Существует 136 месторождений с об­щими запасами более 700 млн м3. Ежегодно добывается около 3 млн м3 песчано-гравийных материалов. Они применяются, в основном, для приготовления бетонов и строительных растворов.

22 слайд

В белорусских недрах залегает и сырье для цементной промышленности - мергель,

Описание слайда:

В белорусских недрах залегает и сырье для цементной промышленности – мергель, мел, а также моренные глины. В частности, в Костюковичском районе разведано крупнейшее месторождение цементного сырья в Европе – Коммунарское. На его базе функционирует три завода.

23 слайд

Месторождения доломита в Беларуси расположены на Оршанской впадине. Разведанн

Описание слайда:

Месторождения доломита в Беларуси расположены на Оршанской впадине. Разведанное и разрабатываемое месторождение доломитов –  Руба (Витебский район).

24 слайд

Месторождение разрабатывается открытым способом (карьер Гралево). Ежегодная д

Описание слайда:

Месторождение разрабатывается открытым способом (карьер Гралево). Ежегодная добыча 3-4 млн тонн доломита. Основная продукция – доломитовая мука для известкования кислых почв. Общие разведанные запасы месторождения составляют 755 млн тонн.

25 слайд

Месторождения строительного камня в Беларуси – это Микашевичи и Ситница (Брес

Описание слайда:

Месторождения строительного камня в Беларуси – это Микашевичи и Ситница (Брестская область), Глушкевичи и Карьер Надежды (Гомельская область). На месторождении Микашевичи (самое крупное) годовая добыча камня составляет около 3,5 млн м3, производство щебня – 5,5 млн м3, на месторождении Глушкевичи – 0,1 млн м3 и 0,2 млн м3 соответственно.

26 слайд

В Беларуси из земных недр также извлекают минеральные пигменты (красители), к

Описание слайда:

В Беларуси из земных недр также извлекают минеральные пигменты (красители), которые широко используются в различных отраслях хозяйства. Это белый мел, охра, сидерит и глауконит.

27 слайд

Сапропелевые отложения развиты в озерах Беларуси и в торфяных залежах. Средня

Описание слайда:

Сапропелевые отложения развиты в озерах Беларуси и в торфяных залежах. Средняя мощность отложений 3 м, общие запасы 1,1 млрд. тонн. Их общие ресурсы составляют 4 млрд. тонн. Используются как органо-минеральные удобрения.

28 слайд

Рудные полезные ископаемые В Беларуси известно как минимум о двух месторожден

Описание слайда:

Рудные полезные ископаемые В Беларуси известно как минимум о двух месторождениях железной руды. Они расположены в Кореличском и Столбцовском районе (Новоселковское и Околовское ).

29 слайд

Содержание железа в местных кварцитах невелико. Добыча руды также затруднена

Описание слайда:

Содержание железа в местных кварцитах невелико. Добыча руды также затруднена довольно глубоким залеганием её пластов. Их общие запасы, по оценкам экспертов, составляют чуть более трехсот миллионов тонн.

30 слайд

А вот для производства минеральной краски используют залежи болотных железных

Описание слайда:

А вот для производства минеральной краски используют залежи болотных железных руд, которые раскиданы по всей стране в количестве более трехсот месторождений. Первое железо и чугун древний человек получил как раз плавлением болотных руд. В породах кристаллического фундамента найдены залежи редкоземельно-бериллиевых руд.

31 слайд

Подземные и минеральные воды Пресная вода - ещё одно сокровище нашей страны.

Описание слайда:

Подземные и минеральные воды Пресная вода – ещё одно сокровище нашей страны. Суммарные эксплуатационные ресурсы пресных подземных вод страны составляют около 50 млн м3 в сутки.

32 слайд

Территория Беларуси, благодаря особенностям геологического строения, богата и

Описание слайда:

Территория Беларуси, благодаря особенностям геологического строения, богата и подземными минеральными водами. В пределах страны выявлены многочисленные источники сульфатных, гидрокарбонатных, магниевых и других вод.

33 слайд

Исследовано более шестидесяти источников, и практически все они используются

Описание слайда:

Исследовано более шестидесяти источников, и практически все они используются для санитарно-курортного лечения или бутилирования.

34 слайд

В недрах Беларуси есть и обычное, традиционное золото, а также алмазы (по пре

Описание слайда:

В недрах Беларуси есть и обычное, традиционное золото, а также алмазы (по предположениям некоторых экспертов-геологов). Однако их разработка и добыча в любом случае будет нерентабельной вследствие слишком глубокого залегания данного ресурса.

35 слайд

В южной части страны, как полагают геологи, могут быть месторождения некоторы

Описание слайда:

В южной части страны, как полагают геологи, могут быть месторождения некоторых цветных металлов, в частности, самородной меди и халькопирита. В Лельчицком районе концентрация урана в отложениях достаточно велика и достигает промышленных показателей (то есть, организация её добычи здесь может быть рентабельной).

36 слайд

В целом геологи продолжают исследовать юг страны, где на поверхность выходят

Описание слайда:

В целом геологи продолжают исследовать юг страны, где на поверхность выходят породы кристаллического щита. По их убеждению, в скором будущем там можно будет открыть новые месторождения различных металлических полезных ископаемых.

37 слайд

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Полезные ископаемые беларуси человек и мир 3 класс

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые беларуси человек и мир 3 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Полезные ископаемые беларуси человек и мир 3 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-066455

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №4 г. Солигорска»

Сценарий открытого урока

по предмету «Человек и мир»

в 3 классе

по теме

«Полезные ископаемые Республики Беларусь»

Учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа №4

г. Солигорска»

Макаренко Светлана

Александровна

Солигорск

2013

Тема: Полезные ископаемые Республики Беларусь.

Цель урока:раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

· ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

· организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

· показать их важную роль в экономике страны;

· развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства; умения составлять и вести таблицы.

· показать необходимость охраны полезных ископаемых;

· поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

· способствовать воспитанию толерантности.

Оборудование: ПК, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, образцы полезных ископаемых, таблицы для заполнения, пробирки, стаканчики, воронки для опытов, название групп, чёрный ящик, условные обозначения полезных ископаемых.

Ход урока

1.Организационный момент. Создание психологического комфорта.

–Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Слайд 1

Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. На нашей планете есть много существ, которые живут в царстве «Земли». Кого из наземных жителей вы знаете?

— Есть царство небесное. Кто обитает там?

— А еще есть подземный мир, в котором есть свои жители, свои богатства.

— Каких подземных жителей вы знаете?Слайд 2

2. Мотивация и целеполагание.

— Сегодня на урок в чёрном ящике я тоже принесла подземных жителей. Предлагаю поиграть и узнать, что в чёрном ящике.Слайд 3

1. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

2. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

3. С буквой Т пирог он с кремом,

С буквой Ф он кормит почву

И отапливает домик. (Торф)

— Как одним словом назвать эти вещества?

–В старые времена люди верили, что во многих местах под землей хранятся драгоценные клады-сокровища, зарытые кем-то в землю. Все рассказы о заколдованных кладах просто сказки, которым уже никто не верит. Но все же люди были правы. В земле действительно есть несметные сокровища и называются они полезные ископаемые.Слайд 4

Чтобы объяснить значение термина «полезные ископаемые» обратимся к этимологии слова. Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?
Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.
Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая

2) отваливая землю, делать углубления.Слайд 5

Значит, можно сказать, что полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли.

— Обратимся к научной литературе, в нашем случае к учебнику, и проверим наши предположения.

(учебник, стр. 26)

— Наше предположение верно.

–Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями. Слайд 6

–Сегодня на уроке мы проведём исследование, предметом которого будут полезные ископаемые, распространённые в Республике Беларусь. Во время исследования нам необходимо доказать: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».

— В ходе исследования мы изучим основные свойства полезных ископаемых, узнаем, каким способом они добываются и как человек их применяет.

— Каждый из вас внесёт свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждёт успех в конце урока.

— Каждый из вас работает в разном темпе, поэтому у вас есть дополнительное задание: кроссворд, который поможет закрепить полученные знания.(Приложение 2) Ребята, которые к концу урока выполнят это задание, за свою работу получат отметку.

— На уроке сегодня у нас присутствуют 2 научных сотрудника, которые будут работать в своей научной лаборатории, и о результатах работы доложат попозже. Для вас лист с заданиями, можете приступать к выполнению. (Ребусы, разгадав их, вы узнаете названия полезных ископаемых, кроссворд, игра «Собери пазлы».)

3. Работа над темой урока.

— Но для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться, их ещё нужно найти. И этим нелегким делом занимаются геологи.Слайд 7

Словно древние кладоискатели, неутомимо ходят они по дремучей тайге и ущельям, бродят по заболоченным местам, плывут по бурным рекам. В руках у них геологические молотки, карты, сложные научные приборы и дневники. И мы с вами будем сегодня геологами и во время исследования будем вести геологический дневник, работать с картой. Геологи работают в команде, так поступим и мы. У каждой команды свой предмет исследования.

Узнайте его название, расшифровав запись. Вычеркните буквы, которых нет в русском языке.(Приложение 3)

(вывешиваются на доску)

–Как обозначаются эти полезные ископаемые и как много их месторождений разрабатывается?

Ответ на этот вопрос найдём с помощью физической карты РБ.Слайд 8

— Каждая группа находит условный знак своего полезного ископаемого и считает количество месторождений, обозначенных на карте.

Песок 18Нефть 5Торф 22Глина 23

Гранит 1

— Слушая выступление своих товарищей, вы заносите данные по другим полезным ископаемым в свои геологические дневники(Приложение 4). Эти знания понадобятся при доказательстве нашей гипотезы.

(отчёт групп)

— Какой вывод можем сделать? Какие полезные ископаемые наиболее распространены на территории Республики Беларусь?(глина, торф и песок)

Слайд 9

«Это интересно»

— В настоящее время в недрах Земли выявлено и разведано всего около 5 тысяч месторождений, представляющих 30 видов минерального сырья.

–Ответы на вопросы: какими свойствами обладают исследуемые нами полезные ископаемые и как эти свойства использует человек?найдём в следующей части нашего исследования.

4. Физкультминутка. (Приложение на диске)

5. Практическая работа учащихся.

— Сейчас вы, геологи-исследователи, проведёте самостоятельную работу, которую вам поможет выполнить инструкция(Приложение 5).Слайд 10

Инструкцию необходимо выполнять чётко, не нарушая последовательности. Задача каждого из вас – отработать самостоятельно инструкцию, занести данные по своему предмету исследования в геологический дневник. Результатом вашей самостоятельной работы будет мини-сообщение о полезном ископаемом через игру «Дополни предложение».

При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:

Ø Все участвуют в работе.

Ø Все друг другу помогают.

Ø Споры решаются мирным путём.

Ø Когда один говорит, все внимательно слушают.

(Во время выступления групп каждый из учеников заполняет свой геологический дневник.)Слайд 11—15

— Выполнив самостоятельную работу и послушав друг друга, можно утверждать, что мы доказали нашу гипотезу: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».

— А сейчас предоставим слово нашим научным сотрудникам.

Нашим заданием было составить пазлы и узнать, какими способами добывают полезные ископаемые. Слайд 16—19

Существует три способа добычи полезных ископаемых:

Ø скважина. Этим же способом удаётся добыть часть каменной соли, предварительно её растворив в воде.

Ø шахта. Такой способ добычи подходит для полезных ископаемых, которые залегают на большой глубине.

Ø карьер, или открытый способ. Большие карьеры достигают протяжённости в несколько километров и глубины в сотни метров

— А сейчас геологи будьте внимательны! Научные сотрудники называют способ добычи, а вы, если считаете, что он подходит вашему полезному ископаемому, поднимаете свою карточку.(Приложение 6)

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по – хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Дополнительное игровое задание «Узнай меня» (Приложение 7)

Дома вы продолжите работу по этой теме.

6. Домашнее задание. Слайд 20

· Прочитать статью в учебнике на страницах, ответить на вопрос №5.

· Исследовать литературу в библиотеке и узнать, какие полезные ископаемые добывают на территории Минской области.

· Нарисовать плакат «Берегите полезные ископаемые!»

7. Подведение итогов.

— А сейчас каждый из вас покажет результат своей деятельности на уроке. Для этого необходимо правильно выполнить тестовое задание.Свой вариант ответа записывайте в таблицу. (Приложение 8)

— Какое слово получил