Полезные ископаемые 4 класс технология конспект
Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4
.
Предмет: Технология
-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.
-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
№
Этапы
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Подготовка к уроку
Перемена до урока
-Ребята достаем свои папки для технологии
Подготовка материала, самоконтроль
Р:Умение настроиться на работу
1
Организационный момент
1
-Здравствуйте ребята!
-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.
Приветствуют учителя.
Самоконтроль.
Л: действия смыслообразования
2
Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний
2
Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)
Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.
Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)
Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)
А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.
– формулировка темы урока
-формулировка целей урока
-усвоение новых понятий
-ответы на вопросы в беседе
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
3
Объяснение нового материала: анализ образца
3-5
Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)
Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].
Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.
Молодцы, конечно, это мозаика.
Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)
Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».
-ответы на поставленные вопросы
-Чтение про себя
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)
5-7
Анализ образца изделия
Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)
Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)
Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)
Давайте повторим правила работы с пластилином.
- Работай на подкладном листе.
- Перед лепкой смочи руки.
- Разомни пластилин.
- Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
- После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.
Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)
Повторим правила работы со стекой.
- Стека должна лежать в правом углу парты.
- Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
- Держи стеку как ручку.
Объяснение учебной задачи по технологической карте
- В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
- Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
- После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
- Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
- Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
- Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»
-Работать будем самостоятельно. Но перед работой – отдохнём.
ПОВТОРЕНИЕ ЭТАПОВ
1. Разметка изделий
2. Заготовка деталей
3. Сборка изделия
4. Оформление изделия.
-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.
Слушают
Краткое формулирование этапов практической работы
Л: участвовать в творческом, созидательном процессе
П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность
4
Физминутка
1-2
-Ребята, чтобы хорошо работать дальше, давайте разомнем наши пальчики, и глазки. Смотрим на экран.
Выполнение упражнений
5
Постановка творческой задачи
1-2
-Итак, ваша задача, сделать птичку.
-Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения, подборка цветового решения.
Вопросы по заданию
К: допускать возможность различных точек зрения
6
Самостоятельная работа
25-30
Повторение планирования
С чего мы начинаем работу?
Что делаем затем?
После этого?
Далее?
Чем мы закончим работу?
Теперь обратите внимание на доску (Вывешена пословица: «Какие труды, такие и плоды»).
Как вы ее понимаете? (как потрудишься, так и получится изделие)
Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней – соблюдают их.
- Работаем дружно, вместе.
- Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.
- Работу делай лучше, материалы береги.
- Упавший пластилин немедленно подними.
- Во время работы держи свое рабочее место в порядке.
Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны особо стараться.
-Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой.
-Посмотрите на рисунок, стр. 27. В итоге у нас получится своя выставка с шкатулками.
-подготовка рабочего места к работе
-повторение техники безопасности по работе с инструментами
-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)
-взаимопомощь
П:преобразованиеучебного материала, действия
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
7
Итог урока
1-2
Выставка и анализ работ учащихся.
А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске [оцениваются работы, обговариваются ошибки].
Как называется изделие?
Какие материалы потребовались для изготовления?
Чему вы научились на уроке?
Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности – 1 раз.
Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня – хлопните 2 раза в ладоши.
Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.
Вашим домашним заданием будет завершение работы.
Спасибо за урок! Вы можете быть свободны.
-самоанализ
-взаимоанализ
-самооценка
-взаимооценка
-ответы на вопросы для закрепления материала
-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей
К: допускать возможность различных точек зрения
П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Л: Участие в подведении итогов урока
Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
8
Домашнее задание
1
– Ребята, дома вам нужно будет сделать шкатулку из других цветов
-Запись домашнего задания в дневник
П: установка причинно следственных связей
9
Уборка рабочих мест
перемена
-Дежурный, проследи за классом, чтоб у каждого ученика было убрано рабочее место.
-уборка рабочих мест
-Самоконтроль
Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками
Источник
Конспект урока
ФИО педагога: Федорова Екатерина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Полное название ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Сарапул
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 «Б»
Учебник (УМК, программа): Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир»
Тема: Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»
Тип урока: Комбинированый
Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал: карточки для групп, листы оценивания.
Цель урока: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить имеющиеся знания.
Формировать УУД:
Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
Личностные УУД: Учиться: высказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ход урока
Этап урока,
время этапа
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Мотивационно-целевой этап
Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
Садитесь.
Орешек знаний тверд,
Но все же
Мы не привыкли отступать!
Ученику всегда поможет
Простой девиз:
«Хочу все знать!!»
На нашем уроке мы узнаем много интересного и полезного.
Приветствие.
Хочу все знать.
Ориентировочный этап
-Но перед тем как приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
-Можно ли назвать водоемы богатством земли?
-Что еще относится к природным богатствам?
– Послушайте сказку и определите о чем пойдет речь на нашем уроке. Готовы слушать?Внимание!
– Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй – отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
– Я – соль земли, – говорит соль, – без меня каши не сваришь.
-А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?
– Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
– А на чем варить будете? – Интересуется уголь? – Без топлива в этом деле не обойтись.
– Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.
– Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.
-Что же полезного есть в земле?
– Какова тема нашего сегодняшнего урока?
– Какая цель нашего урока?
Давайте составим план нашего урока
Что такое полезные ископаемые. Почему так называют.
Разнообразие полезных ископаемых.
Полезные ископаемые нашего края.
Свойства полезных ископаемых.
– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.
-На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах.
Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые.
Полезные ископаемые.
Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.
Поисково-исследовательский этап
– Давайте откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника.
-Что нового необычного увидели на карте?
-Кто знает, что они обозначают?
-Все ли значки одинаковые? Почему?
– Какие полезные ископаемые уже знаете?
-Почему же полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах?
– А, может быть, мы можем их поместить куда хотим?
-Почему?
– Как вы думаете, как мы можем назвать место, где на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого?
-Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение.
-Поработайте в парах и выполните задание 1 на стр. 71.
Возьмите лист оценивания. Оцените себе, как ты поработал в паре. Поставь оценку 1 до 5.
– А сейчас давайте откроем атлас Удмуртской Республики и посмотрим, а какие же полезные ископаемые есть в нашем крае.
-Какие же полезные ископаемые есть на территории Удмуртии.
Например, запасы нефти составляют приблизительно 300 млн тонн. 114 месторождений.Крупнейшие Мишкинское, Вятское. Торфа 619 месторождений крупнейшие из них Дзякино, Орловское и Камбарский район. В республике добывают бурый и каменный уголь. Главные угленосные районы Казаковский (в Алнашском районе) и Камбарский. В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, строительного песка и щебня, глины для производства кирпича, строительного камня, песчано-гравийной смеси.
-А еще в Удмуртии есть Волконскоит уникальный минерал, который обнаружен на земном шаре только в России и только в трех местах: Кировской, Пермской областях и в Удмуртии.
Волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков, от светло-зеленого до темно-зеленого. Встречается коричневого и черного цветов, обладает мерцающим блеском, жирный на ощупь. Это превосходная, прочная и красивая природная краска, дающая все оттенки зеленого цвета, не тускнеющие со временем
– Давайте вернемся к рабочей тетради и обведем в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в Удмуртии.
Значки
Полезные ископаемые
Нет, они разные
Нет
Потому что в одних местах добывают одни полезные ископаемые, а в других другие.
Затрудняются ответить.
Оценивают.
Ответы детей
Практический этап
– Вспомните, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?
– Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем в группах.
В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья,
И здоровью не вредить!
-Цель вашей исследовательской работы: рассмотреть образец полезного ископаемого невооружённым глазом. Установить свойства полезного ископаемого. На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Результаты работы оформляем в таблицу , а дополнительную информацию вы получите, работая с текстом учебника.
Перед тем как мы начнем, выслушивать группы давайте отдохнем.
Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).
Выступление детей 1 группа
1. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)
По трубе течет,
пироги печет. (Газ)
Выступление 2 группы
2. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)
Выступление 3 группы
3. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)
Выступление 4 группы
4. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
Выступление 5 группы
5. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Выступление 6 группы
6.Белый камушек растаял.
На доске следы оставил. (Мел)
-Оцените, пожалуйста, вашу работу в группе. И поставьте в лист оценивания.
Геологи
Работа в группах, заполнение таблиц.
Рефлексивно-оценочный этап
-Какова была цель урока?
– Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
– На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
– Как вы думаете, где пригодятся вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?
-А теперь оцените свою работу на уроки. Все ли было понятно, активно ли ты работал на уроке, все ли получилось. Поставь в лист оценивания.
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с.149-159 учебника.
2. Выполнить задание 2,4 на с.71,73 рабочей тетради.
Для любознательных
Придумать сказку о полезных ископаемых.
-Чтобы проверить как вы поняли тему нашего урока поиграем в игру. Я буду вам читать утверждения, если оно верное вы хлопаете в ладоши 1 раз, если же не верно, то ничего не делаете.
-Верно ли, что полезные ископаемые – это неживая природа?
-Верно ли, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
-Верно ли, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
-Верно ли, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
-Верно ли, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
-Верно ли, что месторождения волконскоита находятся в Удмуртии?
-Верно ли, что торф и каменный уголь используют как топливо?
-Верно ли, что в Удмуртской Республике есть месторождения различных полезных ископаемых
Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.
Да.
Да.
Хлопок
Хлопок
Хлопок
Нет
Хлопок
Хлопок
Хлопок
Хлопок
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.
Как ни лепи песок, он все рассыпается.
На песке дом не построишь.
Глину не мять — горшков не видать.
Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.
Печаль точит человека, как ржавчина железо.
Железом добывают золото, а золотом железо.
Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).
Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).
Москва, что гранит, — никто Москву не победит.
Источник