Полезные ископаемые 4 класс плешаков новицкая

Полезные ископаемые 4 класс плешаков новицкая thumbnail

Итоговая контрольная работа по окружающему миру. 4 класс

УМК «Перспектива». Авторы учебника: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

Вариант 1.

Фамилия, имя_________________________________________________ Класс _______________

Закончи предложение.

Основной закон страны, который определяет устройство государственной власти, управления, правосудия и экономики в стране, а также основные права, свободы и обязанности граждан – это __________________________________ .

Отметь когда в России отмечается государственный праздник День Конституции?

 4 ноября  12 декабря  1 мая  12 июня

Кто является главой нашего государства? Укажи должность и полное имя главы нашего государства?

_______________________________________________________________________________

И спользуя слова для справок, заполните схему.

Государственная власть

Слова для справок: исполнительная, законодательная, судебная, Правительство РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума, Совет Федерации

Соотнеси названия республик входящих в состав Российской Федерации, и их столиц.

Республика Башкортостан

Республика Саха (Якутия)

Чеченская Республика

Республика Адыгея

Грозный

Майкоп

Якутск

Уфа

Спомощью карты определи, с какими государствами на море граничит Россия. Ответ запиши.

На море Россия граничит с ___________

____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Соотнеси названия стран, соседей Российской Федерации и их столиц.

Украина

Китай

Казахстан

Норвегия

Пекин

Осло

Астана

Киев

Отметь какое полезное ископаемое обладает пластичностью?

 глина  песок  известняк  гранит

Отметь рисунок, на котором показаны условные знаки, обозначающие каменный уголь, нефть, торф?

  

Как человек использует эти полезные ископаемые?

_________________________________________________________________________________

Какие горы в России самые высокие?

 Кавказские  Саяны  вулканы Камчатки  Уральские

Отметь названия морей Северного Ледовитого океана.

 Азовское  Белое  Карское  Берингово

 Балтийское  Баренцево  Охотское  ЧукотскоеЛаптевых

Соедини линиями

Ладожское

Карское

Охотское

Таймыр

Японское

ОЗЕРО

МОРЕ

Белое

Онежское

Селигер

Азовское

Каспийское

Отметь какие природные зоны соседствуют с зоной степей?

 смешанные и широколиственные леса  тайга

 тундра  пустыни  арктические пустыни

Назови природную зону по описанию.

Леса образованы теплолюбивыми широколиственными растениями. Растительный и животный мир богат и разнообразен.

______________________________________________________________________________

Соедини линиями.

ПЕСЕЦ

ЛЕММИНГ

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

БЕЛАЯ СОВА

ГАГАРА

МОРЖ

АРКТИКА

КАРЛИКОВАЯ БЕРЁЗА

ЛИШАЙНИК

ПОЛЯРНЫЙ МАК

МОРОШКА

ВОЛК

ТЮЛЕНЬ

Какой природной зоне характерна данная цепь питания?

ЯГЕЛЬ ОЛЕНЬ ВОЛК __________________________________________

Отметь какой заповедник был создан в зоне лесов?

 Таймырский  Приокско-террасный

 «Чёрные земли»  Баргузинский

Отметь что означает выражение «до нашей эры»?

 в прошлом веке  в прошлом тысячелетии

 до Рождества Христова  после Рождества христова

Отметь кто вошел в историю, как креститель Руси?

 Князь Владимир  Александр Невский

 Ярослав Мудрый  Пётр Великий

Отметь как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию?

 Кирилл  Иван Фёдоров

 Мефодий  монах Нестор

Отметь. О ком идет речь в этом описании?

В самых разных областях знаний раскрылся талант этого человека. Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ историк.

 Пётр Первый  Иван Фёдоров

 М.В. Ломоносов  Д.И. Пожарский

Что такое мировая война?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему война 1812 года осталась в истории под названием Отечественная?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каком году человек впервые побывал в космосе?

 в 1970 году  в 1957 году

 в 1961 году  в 1967 году

На каком портрете изображен учёный, конструктор космической техники Сергей Павлович Королёв?

Ответ: ____________

Итоговая контрольная работа по окружающему миру. 4 класс

УМК «Перспектива». Авторы учебника: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

Вариант 2.

Фамилия, имя_________________________________________________ Класс _______________

Закончи предложение.

Конституция – это ________________________________________________________, который определяет устройство государственной власти, управления, правосудия и экономики в стране, а также основные права, свободы и обязанности граждан.

Отметь когда в России отмечается государственный праздник День России?

 4 ноября  12 декабря  1 мая  12 июня

Кто является главой нашего государства? Укажи должность и полное имя главы нашего государства?

_______________________________________________________________________________

Используя слова для справок, заполните схему.

Государственная власть

Слова для справок: исполнительная, законодательная, судебная,

Правительство РФ,

Федеральное собрание, Государственная Дума, Совет Федерации

Соотнеси названия республик входящих в состав Российской Федерации, и их столиц.

Чеченская Республика

Республика Хакасия

Республика Карелия

Республика Алтай

Абакан

Горно-Алтайск

Грозный

Петрозаводск

Спомощью карты определи, с какими государствами на суше граничит Россия. Ответ запиши.

На суше Россия граничит с _______________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Используя карту, соотнеси названия стран, соседей Российской Федерации и их столиц.

Белоруссия

КНДР

Азербайджан

Япония

Баку

Минск

Токио

Пхеньян

Отметь какое полезное ископаемое обладает плавкостью?

 глина  песок  нефть  железная руда

Отметь рисунок, на котором показаны условные знаки, обозначающие каменный уголь, нефть, природный газ?

  

Как человек использует эти полезные ископаемые?

_________________________________________________________________________________

Отметь название равнины, которая раскинулась от западных границ России до Уральских гор?

 Восточно- Европейская  Приволжская

Читайте также:  Сырники на завтрак с чем полезно

 Среднесибирское плоскогорье  Западно-Сибирская

Приведи примеры названий 4-5 крупнейших рек России

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметь моря каких океанов омывают берега Российской Федерации?

 Северного Ледовитого  Атлантического  Индийского

 Южного  Тихого

Пронумеруй основные природные зоны в порядке их смены с севера на юг.

 тайга  степи

 тундра  арктические пустыни

 пустыни  смешанные и широколиственные леса

Назови природную зону по описанию.

Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения. Так как они менее требовательны к теплу, животный мир разнообразен.

______________________________________________________________________________

Соедини линиями.

ПЕСЕЦ

ЛЕММИНГ

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

БЕЛАЯ СОВА

ГАГАРА

МОРЖ

ТУНДРА

КАРЛИКОВАЯ БЕРЁЗА

ЛИШАЙНИК

ПОЛЯРНЫЙ МАК

МОРОШКА

ВОЛК

ТЮЛЕНЬ

Какой природной зоне характерна данная цепь питания?

ВОДОРОСЛИ РАЧКИ МОРЖ ____________________________________

Отметь какой заповедник был создан в пустынях?

 Таймырский  Приокско-террасный

 «Чёрные земли»  Баргузинский

Что означает выражение «нашей эры»?

 в нашем веке  в нашем тысячелетии

 до Рождества Христова  после Рождества христова

Отметь в каком году произошло Крещение Руси?

 в 889 году  в 955 году

 в 988 году  в 1908 году

Отметь кто создал славянскую азбуку?

 Ярослав Мудрый  Владимир Красное Солнышко

 Кирилл и Мефодий  Юрий Долгорукий

Отметь. О каком царе идёт речь?

Во время путешествия в Европу молодой царь трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь премудрости корабельного дела. За свою жизнь он освоил около 14 специальностей.

 Пётр Первый  Иван Фёдоров

 М.В. Ломоносов  Д.И. Пожарский

Что такое гражданская война?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему война 1941-1945 года осталась в истории под названием Великая Отечественная война?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каком году на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли?

 в 1951 году  в 1957 году

 в 1961 году  в 1967 году

На каком портрете изображен первый русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин?

Ответ: ____________

Источник

Календарно-тематический план

Тема урока

Кол-во

часов

Формаконтроля

Характеристика действий обучающихся

Страницы учебника

Дата проведения

Мы — граждане единого Отечества (13 ч)

1.

Вводный урок. Путешествие по учебнику

1

Вспомнить изученное в 3 классе, ознакомиться с оглавлением учебника

Часть 1

1-3

2

Общество — это мы!

1

фронтальный

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества. Сопоставлять понятия “гражданин” и “соотечественник”, выявлять общее и различное.

4-7

2

3

Российский народ

1

фронтальный

Характеризовать государственную символику России, оформлять Календарь памятных дат.

8-11

4

Конституция России

1

фронтальный

Различать права и обязанности гражданина России. Употреблять специальную лексику Конституции. Приводить примеры свобод из Конституции.

12-15

5

Права ребенка

1

фронтальный

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре народов России.

16-19

6

Государственное устройство России

1

фронтальный

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституцией. Объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России.

20-23

7

Российский союз равных

1

фронтальный

Характеризовать особенности субъектов РФ

24-29

8

Проект “Заочное путешествие по республикам РФ”.

1

проект

Презентовать заочное путешествие в одну из республик РФ. Показывать ее положение на карте, называть столицу.

———-

9

Государственная граница России

1

фронтальный

На карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море. Показывать на карте государственную границу России.

развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действий с ними;

30-33

10

Путешествие за границу России

1

фронтальный

По карте определять названия столиц. Рассказывать о важнейших природных и культурных объектах.

34-37

11

Сокровища России и их хранители

1

фронтальный

–формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;

38-43

12

Творческий союз

1

фронтальный

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов России и своего края.

44-47

13

Проверочная работа по разделу “Мы – граждане единого Отечества”.

1

письменная работа

Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.

———

Блок внеклассной, внешкольной работы: продолжение воображаемых путешествий в республики и другие регионы Российской Федерации. Оформление «Альбома путешествий» и выставки «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации».

По родным просторам (22 ч)

14

Карта — наш экскурсовод.

.

1

Практическая работа

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу.

Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике.

50-53

15

По равнинам и горам

.

1

Практическая работа

Находить на физической карте России равнины и горы. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России.

– формирование зрительных образов и представлений;

54-57

16

В поисках подземных кладовых

1

фронтальный

Изучать полезные ископаемые разных регионов России, рассказывать о них. Извлекать информацию из разных источников.

– формирование зрительных образов и представлений;

58-61

17

Наши реки

1

Практическая работа.

Составлять схему “Части реки”. Учиться показывать реки на карте. Сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения протяженности.

Читайте также:  Для чего полезен кефир для женщин

62-65

18

Озёра — краса Земли

1

фронтальный

Учиться показывать озера на карте. Сравнивать озера по глубине.

– формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;

66-69

19

Проект “Реки (озера) России”.

1

фронтальный

Презентовать фоторассказ на заданную тему.

– развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действий с ними;

——-

20

По морским просторам

1

фронтальный

Различать озера и моря по существенному признаку. Учиться показывать моря на карте.

70-73

21

С севера на юг

1

Практическая работа.

Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг.

74-77

22

В ледяной пустыне

1

фронтальный

Находить на карте зону арктических пустынь, рассказывать по карте об этой зоне. Узнавать природные зоны по фотографиям.

78-81

23

В холодной тундре

1

фронтальный

Знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе.

82-85

24

Среди лесов

1

Практическая работа.

В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса, готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения.

86-89

25

В широкой степи

1

фронтальный

Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе.

90-93

26

В жаркой пустыне

1

фронтальный

Находить на карте зоны пустынь и полупустынь, рассказывать о них по карте. Знакомиться по рисункам учебника с животным миром пустыни.

94-97

27

У тёплого моря

1

фронтальный

Находить по карте субтропики. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа.

98-101

28

Викторина “Природные зоны России”.

1

фронтальный

Оценить свои знания и умения по изученной теме.

——

29

Мы — дети родной земли

1

фронтальный

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. Анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах и поговорках.

102-105

30

В содружестве с природой

1

фронтальный

Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни. Показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России.

106-109

31

Как сберечь природу России

1

фронтальный

Знакомиться с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его.

110-113

32

По страницам Красной книги

Экскурсия в краеведческий музей

1

Экскурсия

Знакомиться с растениями и животными из Красной книги России. Выполнять задания в рабочей тетради. Делать выводы по теме урока.

114-117

33

По заповедникам и национальным паркам

1

фронтальный

Знакомиться с заповедниками и национальными парками России. Читать и обсуждать рассказ “В пещере” из книги “Великан на поляне”, формулировать соответствующие правила экологической этики.

118-123

34

Проект “Заповедники и национальные парки России

1

проект

Презентовать проекты на заданную тему. Оценивать презентации других ребят.

124

35

Проверочная работа по разделу ” По родным просторам.”

1

письменная работа

Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.

——–

Блок внеклассной, внешкольной работы: продолжение изучения природы родного края, его экологических проблем, участие в местных экологических проектах. Заочное посещение заповедников и национальных парков в разных краях России. Составление «Альбома путешествий», организация выставок этих альбомов, викторины на темы «Красная Книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Музеи под открытым небом». Чтение книг о природе и культуре. Знакомство с древними песнями, сказаниями народов своего края, орудиями и технологиями их труда, который издавна был основой жизни в содружестве с природой.

Путешествие по Реке времени (27 ч)

36

В путь по Реке времени

1

фронтальный

Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия история.

Часть 2

4-7

37

Путешествуем с археологами

1

фронтальный

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике, отмечать их возраст по схеме.

8-11

38

В путь по страницам летописи

1

фронтальный

Показывать на исторической карте места обитания разных племен. Характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике.

12-15

39

Истоки Древней Руси

1

фронтальный

Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства.

– развитие временных представлений.

16-19

40

Мудрый выбор

1

фронтальный

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

20-23

41

Наследница Киевской Руси

1

фронтальный

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей, объяснять важность преемственности в их государственных поступках.

24-27

42

Москва — преемница Владимира

1

фронтальный

Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков.

28-31

43

Начало Московского царства.

1

фронтальный

Характеризовать деятельность великого князя Ивана ІІІ и царя Ивана Грозного.

32-35

44

Подвижники Руси и землепроходцы.

1

фронтальный

Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках.

36-39

45

Проект “Основание городов Амурской области”.

1

проект

Читайте также:  Бразильские орехи полезные свойства для мужчин

Презентовать рассказы об основании городов Сибири.

——-

46

На пути к единству

1

фронтальный

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны.

Называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

40-43

47

Начало Российской империи

1

фронтальный

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости.

44-47

48

«Жизнь — Отечеству, честь — никому!»

1

фронтальный

Характеризовать преображения в жизни страны в послепетровскую эпоху. Обосновывать значимость деятельности Ломоносова, Суворова, Ушакова.

48-51

49

Отечественная война 1812 года

1

фронтальный

Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну. Приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года за рубежом.

52-55

50

Великий путь

1

фронтальный

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке.

56-59

51

Золотой век театра и музыки

1

фронтальный

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в 19 веке. Приводить полные названия первых консерваторий.

60-63

52

Расцвет изобразительного искусства и литературы

1

фронтальный

Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства. Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей.

64-67

53

В поисках справедливости

1

фронтальный

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей. Приводить примеры изменения названий городов и улиц.

68-71

54

Век бед и побед

1

фронтальный

Характеризовать особенности развития страны.

72-75

55

«Вставай, страна огромная!»

1

фронтальный

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом.

76-81

56

Трудовой фронт России

1

фронтальный

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время войны. Раскрывать понятие “трудовой фронт”.

82-85

57

«Нет в России семьи такой…»

1

фронтальный

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах.

86-91

58

После Великой войны

1

фронтальный

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне.

92-95

59

«Мои земляки в годы Великой

Отечественной войны»

(проектная работа).

проект

60

Достижения 1950—1970-х годов

1

фронтальный

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-х годах XX века.

96-99

61

Экскурсия к историческим памятникам.

1

Экскурсия

——

62

Проверочная работа по разделу “Путешествие по Реке времени”.

1

письменная работа

Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.

——-

Блок внеклассной, внешкольной работы: организация поисково-исследовательской работы по истории и культуре своего края, конкретного местожительства (названия города (села), рек, озёр в его окрестностях, народные исторические предания об основателях и первых жителях, устные свидетельства и письменные документы о знаменитых земляках, примечательных событиях в разные исторические периоды и т. п.). Посещение достопримечательностей и святынь своего края, города (села). Организация заочных экскурсий по городам Золотого кольца России. Составление фоторассказов для «Альбома путешествий» или организация выставки рисунков. Составление Календаря памятных дат нашего Отечества с включением страниц, посвящённых событиям истории своего края и своих земляков. Оформление выставки «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны» и «Книги памяти» по семейным воспоминаниям к празднованию Дня Победы.

Мы строим будущее России (6 ч)

63

Современная Россия

1

фронтальный

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х годов XX века и первое десятилетие XXI века.

– формирование у детей потребности использования зрительных умений навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов;

102-105

64

Хороша честь, когда есть, что есть

1

фронтальный

Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей.

106-109

65

Умная сила России

1

фронтальный

Характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан.

110-113

66

Светлая душа России

1

фронтальный

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России.

114-117

67

Начни с себя!

1

фронтальный

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее России на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

118-121

68

Обобщение пройденного за год.

Игра «Брейн – ринг»

1

фронтальный

Блок внеклассной, внешкольной работы: встречи со специалистами в области сельского хозяйства, техники, работниками пищевой промышленности, представителями науки, искусства своего края. Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края и знакомство с применением новых научных разработок для их развития, улучшения условий труда и благоустройства жизни работников и жителей города . Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России» с участием старшеклассников и членов своих семей, с приглашением в оргкомитет конкурса представителей местных властей города .

Учебно-тематический план 4 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Практич.

работы

Экскур

сии

1.

Мы — граждане единого Отечества

13

2.

По родным просторам

22

5

1

3.

Путешествие по Реке времени

27

 1

4.

Мы строим будущее России

6

Итого:

68

5

2

Практическая часть программы:

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Практическая работа

3

2

5

Проект

1

1

2

1

5

Самостоятельная работа

1

1

2

1

5

Проверочная работа

1

1

1

1

4

Источник