Полезные ископаемые 4 класс плешаков новицкая
Итоговая контрольная работа по окружающему миру. 4 класс
УМК «Перспектива». Авторы учебника: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
Вариант 1.
Фамилия, имя_________________________________________________ Класс _______________
Закончи предложение.
Основной закон страны, который определяет устройство государственной власти, управления, правосудия и экономики в стране, а также основные права, свободы и обязанности граждан – это __________________________________ .
Отметь когда в России отмечается государственный праздник День Конституции?
4 ноября 12 декабря 1 мая 12 июня
Кто является главой нашего государства? Укажи должность и полное имя главы нашего государства?
_______________________________________________________________________________
И спользуя слова для справок, заполните схему.
Государственная власть
Слова для справок: исполнительная, законодательная, судебная, Правительство РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума, Совет Федерации
Соотнеси названия республик входящих в состав Российской Федерации, и их столиц.
Республика Башкортостан Республика Саха (Якутия) Чеченская Республика Республика Адыгея | Грозный Майкоп Якутск Уфа |
Спомощью карты определи, с какими государствами на море граничит Россия. Ответ запиши.
На море Россия граничит с ___________
____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Соотнеси названия стран, соседей Российской Федерации и их столиц.
Украина Китай Казахстан Норвегия | Пекин Осло Астана Киев |
Отметь какое полезное ископаемое обладает пластичностью?
глина песок известняк гранит
Отметь рисунок, на котором показаны условные знаки, обозначающие каменный уголь, нефть, торф?
Как человек использует эти полезные ископаемые?
_________________________________________________________________________________
Какие горы в России самые высокие?
Кавказские Саяны вулканы Камчатки Уральские
Отметь названия морей Северного Ледовитого океана.
Азовское Белое Карское Берингово
Балтийское Баренцево Охотское ЧукотскоеЛаптевых
Соедини линиями
Ладожское Карское Охотское Таймыр Японское | ОЗЕРО МОРЕ | Белое Онежское Селигер Азовское Каспийское |
Отметь какие природные зоны соседствуют с зоной степей?
смешанные и широколиственные леса тайга
тундра пустыни арктические пустыни
Назови природную зону по описанию.
Леса образованы теплолюбивыми широколиственными растениями. Растительный и животный мир богат и разнообразен.
______________________________________________________________________________
Соедини линиями.
ПЕСЕЦ ЛЕММИНГ БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ БЕЛАЯ СОВА ГАГАРА МОРЖ | АРКТИКА | КАРЛИКОВАЯ БЕРЁЗА ЛИШАЙНИК ПОЛЯРНЫЙ МАК МОРОШКА ВОЛК ТЮЛЕНЬ |
Какой природной зоне характерна данная цепь питания?
ЯГЕЛЬ ОЛЕНЬ ВОЛК __________________________________________
Отметь какой заповедник был создан в зоне лесов?
Таймырский Приокско-террасный
«Чёрные земли» Баргузинский
Отметь что означает выражение «до нашей эры»?
в прошлом веке в прошлом тысячелетии
до Рождества Христова после Рождества христова
Отметь кто вошел в историю, как креститель Руси?
Князь Владимир Александр Невский
Ярослав Мудрый Пётр Великий
Отметь как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию?
Кирилл Иван Фёдоров
Мефодий монах Нестор
Отметь. О ком идет речь в этом описании?
В самых разных областях знаний раскрылся талант этого человека. Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ историк.
Пётр Первый Иван Фёдоров
М.В. Ломоносов Д.И. Пожарский
Что такое мировая война?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему война 1812 года осталась в истории под названием Отечественная?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каком году человек впервые побывал в космосе?
в 1970 году в 1957 году
в 1961 году в 1967 году
На каком портрете изображен учёный, конструктор космической техники Сергей Павлович Королёв?
Ответ: ____________
Итоговая контрольная работа по окружающему миру. 4 класс
УМК «Перспектива». Авторы учебника: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
Вариант 2.
Фамилия, имя_________________________________________________ Класс _______________
Закончи предложение.
Конституция – это ________________________________________________________, который определяет устройство государственной власти, управления, правосудия и экономики в стране, а также основные права, свободы и обязанности граждан.
Отметь когда в России отмечается государственный праздник День России?
4 ноября 12 декабря 1 мая 12 июня
Кто является главой нашего государства? Укажи должность и полное имя главы нашего государства?
_______________________________________________________________________________
Используя слова для справок, заполните схему.
Государственная власть
Слова для справок: исполнительная, законодательная, судебная,
Правительство РФ,
Федеральное собрание, Государственная Дума, Совет Федерации
Соотнеси названия республик входящих в состав Российской Федерации, и их столиц.
Чеченская Республика Республика Хакасия Республика Карелия Республика Алтай | Абакан Горно-Алтайск Грозный Петрозаводск |
Спомощью карты определи, с какими государствами на суше граничит Россия. Ответ запиши.
На суше Россия граничит с _______________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Используя карту, соотнеси названия стран, соседей Российской Федерации и их столиц.
Белоруссия КНДР Азербайджан Япония | Баку Минск Токио Пхеньян |
Отметь какое полезное ископаемое обладает плавкостью?
глина песок нефть железная руда
Отметь рисунок, на котором показаны условные знаки, обозначающие каменный уголь, нефть, природный газ?
Как человек использует эти полезные ископаемые?
_________________________________________________________________________________
Отметь название равнины, которая раскинулась от западных границ России до Уральских гор?
Восточно- Европейская Приволжская
Среднесибирское плоскогорье Западно-Сибирская
Приведи примеры названий 4-5 крупнейших рек России
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь моря каких океанов омывают берега Российской Федерации?
Северного Ледовитого Атлантического Индийского
Южного Тихого
Пронумеруй основные природные зоны в порядке их смены с севера на юг.
тайга степи
тундра арктические пустыни
пустыни смешанные и широколиственные леса
Назови природную зону по описанию.
Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения. Так как они менее требовательны к теплу, животный мир разнообразен.
______________________________________________________________________________
Соедини линиями.
ПЕСЕЦ ЛЕММИНГ БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ БЕЛАЯ СОВА ГАГАРА МОРЖ | ТУНДРА | КАРЛИКОВАЯ БЕРЁЗА ЛИШАЙНИК ПОЛЯРНЫЙ МАК МОРОШКА ВОЛК ТЮЛЕНЬ |
Какой природной зоне характерна данная цепь питания?
ВОДОРОСЛИ РАЧКИ МОРЖ ____________________________________
Отметь какой заповедник был создан в пустынях?
Таймырский Приокско-террасный
«Чёрные земли» Баргузинский
Что означает выражение «нашей эры»?
в нашем веке в нашем тысячелетии
до Рождества Христова после Рождества христова
Отметь в каком году произошло Крещение Руси?
в 889 году в 955 году
в 988 году в 1908 году
Отметь кто создал славянскую азбуку?
Ярослав Мудрый Владимир Красное Солнышко
Кирилл и Мефодий Юрий Долгорукий
Отметь. О каком царе идёт речь?
Во время путешествия в Европу молодой царь трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь премудрости корабельного дела. За свою жизнь он освоил около 14 специальностей.
Пётр Первый Иван Фёдоров
М.В. Ломоносов Д.И. Пожарский
Что такое гражданская война?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему война 1941-1945 года осталась в истории под названием Великая Отечественная война?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каком году на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли?
в 1951 году в 1957 году
в 1961 году в 1967 году
На каком портрете изображен первый русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин?
Ответ: ____________
Календарно-тематический план
№
Тема урока
Кол-во
часов
Формаконтроля
Характеристика действий обучающихся
Страницы учебника
Дата проведения
Мы — граждане единого Отечества (13 ч)
1.
Вводный урок. Путешествие по учебнику
1
Вспомнить изученное в 3 классе, ознакомиться с оглавлением учебника
Часть 1
1-3
2
Общество — это мы!
1
фронтальный
Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества. Сопоставлять понятия “гражданин” и “соотечественник”, выявлять общее и различное.
4-7
2
3
Российский народ
1
фронтальный
Характеризовать государственную символику России, оформлять Календарь памятных дат.
8-11
4
Конституция России
1
фронтальный
Различать права и обязанности гражданина России. Употреблять специальную лексику Конституции. Приводить примеры свобод из Конституции.
12-15
5
Права ребенка
1
фронтальный
Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре народов России.
16-19
6
Государственное устройство России
1
фронтальный
Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституцией. Объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России.
20-23
7
Российский союз равных
1
фронтальный
Характеризовать особенности субъектов РФ
24-29
8
Проект “Заочное путешествие по республикам РФ”.
1
проект
Презентовать заочное путешествие в одну из республик РФ. Показывать ее положение на карте, называть столицу.
———-
9
Государственная граница России
1
фронтальный
На карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море. Показывать на карте государственную границу России.
– развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действий с ними;
30-33
10
Путешествие за границу России
1
фронтальный
По карте определять названия столиц. Рассказывать о важнейших природных и культурных объектах.
34-37
11
Сокровища России и их хранители
1
фронтальный
–формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;
38-43
12
Творческий союз
1
фронтальный
Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов России и своего края.
44-47
13
Проверочная работа по разделу “Мы – граждане единого Отечества”.
1
письменная работа
Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.
———
Блок внеклассной, внешкольной работы: продолжение воображаемых путешествий в республики и другие регионы Российской Федерации. Оформление «Альбома путешествий» и выставки «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации».
По родным просторам (22 ч)
14
Карта — наш экскурсовод.
.
1
Практическая работа
Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу.
Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике.
50-53
15
По равнинам и горам
.
1
Практическая работа
Находить на физической карте России равнины и горы. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России.
– формирование зрительных образов и представлений;
54-57
16
В поисках подземных кладовых
1
фронтальный
Изучать полезные ископаемые разных регионов России, рассказывать о них. Извлекать информацию из разных источников.
– формирование зрительных образов и представлений;
58-61
17
Наши реки
1
Практическая работа.
Составлять схему “Части реки”. Учиться показывать реки на карте. Сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения протяженности.
62-65
18
Озёра — краса Земли
1
фронтальный
Учиться показывать озера на карте. Сравнивать озера по глубине.
– формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;
66-69
19
Проект “Реки (озера) России”.
1
фронтальный
Презентовать фоторассказ на заданную тему.
– развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действий с ними;
——-
20
По морским просторам
1
фронтальный
Различать озера и моря по существенному признаку. Учиться показывать моря на карте.
70-73
21
С севера на юг
1
Практическая работа.
Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг.
74-77
22
В ледяной пустыне
1
фронтальный
Находить на карте зону арктических пустынь, рассказывать по карте об этой зоне. Узнавать природные зоны по фотографиям.
78-81
23
В холодной тундре
1
фронтальный
Знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе.
82-85
24
Среди лесов
1
Практическая работа.
В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса, готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения.
86-89
25
В широкой степи
1
фронтальный
Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе.
90-93
26
В жаркой пустыне
1
фронтальный
Находить на карте зоны пустынь и полупустынь, рассказывать о них по карте. Знакомиться по рисункам учебника с животным миром пустыни.
94-97
27
У тёплого моря
1
фронтальный
Находить по карте субтропики. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа.
98-101
28
Викторина “Природные зоны России”.
1
фронтальный
Оценить свои знания и умения по изученной теме.
——
29
Мы — дети родной земли
1
фронтальный
Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. Анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах и поговорках.
102-105
30
В содружестве с природой
1
фронтальный
Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни. Показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России.
106-109
31
Как сберечь природу России
1
фронтальный
Знакомиться с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его.
110-113
32
По страницам Красной книги
Экскурсия в краеведческий музей
1
Экскурсия
Знакомиться с растениями и животными из Красной книги России. Выполнять задания в рабочей тетради. Делать выводы по теме урока.
114-117
33
По заповедникам и национальным паркам
1
фронтальный
Знакомиться с заповедниками и национальными парками России. Читать и обсуждать рассказ “В пещере” из книги “Великан на поляне”, формулировать соответствующие правила экологической этики.
118-123
34
Проект “Заповедники и национальные парки России
1
проект
Презентовать проекты на заданную тему. Оценивать презентации других ребят.
124
35
Проверочная работа по разделу ” По родным просторам.”
1
письменная работа
Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.
——–
Блок внеклассной, внешкольной работы: продолжение изучения природы родного края, его экологических проблем, участие в местных экологических проектах. Заочное посещение заповедников и национальных парков в разных краях России. Составление «Альбома путешествий», организация выставок этих альбомов, викторины на темы «Красная Книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Музеи под открытым небом». Чтение книг о природе и культуре. Знакомство с древними песнями, сказаниями народов своего края, орудиями и технологиями их труда, который издавна был основой жизни в содружестве с природой.
Путешествие по Реке времени (27 ч)
36
В путь по Реке времени
1
фронтальный
Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия история.
Часть 2
4-7
37
Путешествуем с археологами
1
фронтальный
Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике, отмечать их возраст по схеме.
8-11
38
В путь по страницам летописи
1
фронтальный
Показывать на исторической карте места обитания разных племен. Характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике.
12-15
39
Истоки Древней Руси
1
фронтальный
Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства.
– развитие временных представлений.
16-19
40
Мудрый выбор
1
фронтальный
Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
20-23
41
Наследница Киевской Руси
1
фронтальный
Составлять схему родственных отношений древнерусских князей, объяснять важность преемственности в их государственных поступках.
24-27
42
Москва — преемница Владимира
1
фронтальный
Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков.
28-31
43
Начало Московского царства.
1
фронтальный
Характеризовать деятельность великого князя Ивана ІІІ и царя Ивана Грозного.
32-35
44
Подвижники Руси и землепроходцы.
1
фронтальный
Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках.
36-39
45
Проект “Основание городов Амурской области”.
1
проект
Презентовать рассказы об основании городов Сибири.
——-
46
На пути к единству
1
фронтальный
Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны.
Называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.
40-43
47
Начало Российской империи
1
фронтальный
Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости.
44-47
48
«Жизнь — Отечеству, честь — никому!»
1
фронтальный
Характеризовать преображения в жизни страны в послепетровскую эпоху. Обосновывать значимость деятельности Ломоносова, Суворова, Ушакова.
48-51
49
Отечественная война 1812 года
1
фронтальный
Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну. Приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года за рубежом.
52-55
50
Великий путь
1
фронтальный
Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке.
56-59
51
Золотой век театра и музыки
1
фронтальный
Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в 19 веке. Приводить полные названия первых консерваторий.
60-63
52
Расцвет изобразительного искусства и литературы
1
фронтальный
Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства. Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей.
64-67
53
В поисках справедливости
1
фронтальный
Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей. Приводить примеры изменения названий городов и улиц.
68-71
54
Век бед и побед
1
фронтальный
Характеризовать особенности развития страны.
72-75
55
«Вставай, страна огромная!»
1
фронтальный
Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом.
76-81
56
Трудовой фронт России
1
фронтальный
Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время войны. Раскрывать понятие “трудовой фронт”.
82-85
57
«Нет в России семьи такой…»
1
фронтальный
Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах.
86-91
58
После Великой войны
1
фронтальный
Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне.
92-95
59
«Мои земляки в годы Великой
Отечественной войны»
(проектная работа).
проект
60
Достижения 1950—1970-х годов
1
фронтальный
Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-х годах XX века.
96-99
61
Экскурсия к историческим памятникам.
1
Экскурсия
——
62
Проверочная работа по разделу “Путешествие по Реке времени”.
1
письменная работа
Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.
——-
Блок внеклассной, внешкольной работы: организация поисково-исследовательской работы по истории и культуре своего края, конкретного местожительства (названия города (села), рек, озёр в его окрестностях, народные исторические предания об основателях и первых жителях, устные свидетельства и письменные документы о знаменитых земляках, примечательных событиях в разные исторические периоды и т. п.). Посещение достопримечательностей и святынь своего края, города (села). Организация заочных экскурсий по городам Золотого кольца России. Составление фоторассказов для «Альбома путешествий» или организация выставки рисунков. Составление Календаря памятных дат нашего Отечества с включением страниц, посвящённых событиям истории своего края и своих земляков. Оформление выставки «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны» и «Книги памяти» по семейным воспоминаниям к празднованию Дня Победы.
Мы строим будущее России (6 ч)
63
Современная Россия
1
фронтальный
Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х годов XX века и первое десятилетие XXI века.
– формирование у детей потребности использования зрительных умений навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов;
102-105
64
Хороша честь, когда есть, что есть
1
фронтальный
Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей.
106-109
65
Умная сила России
1
фронтальный
Характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан.
110-113
66
Светлая душа России
1
фронтальный
Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России.
114-117
67
Начни с себя!
1
фронтальный
Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее России на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.
118-121
68
Обобщение пройденного за год.
Игра «Брейн – ринг»
1
фронтальный
Блок внеклассной, внешкольной работы: встречи со специалистами в области сельского хозяйства, техники, работниками пищевой промышленности, представителями науки, искусства своего края. Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края и знакомство с применением новых научных разработок для их развития, улучшения условий труда и благоустройства жизни работников и жителей города . Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России» с участием старшеклассников и членов своих семей, с приглашением в оргкомитет конкурса представителей местных властей города .
Учебно-тематический план 4 класс
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Практич.
работы
Экскур
сии
1.
Мы — граждане единого Отечества
13
2.
По родным просторам
22
5
1
3.
Путешествие по Реке времени
27
1
4.
Мы строим будущее России
6
Итого:
68
5
2
Практическая часть программы:
Вид работы
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
Практическая работа
3
2
–
–
5
Проект
1
1
2
1
5
Самостоятельная работа
1
1
2
1
5
Проверочная работа
1
1
1
1
4