Полезные ископаемые 3 класс загадки с ответами
На чтение 7 мин. Просмотров 456
В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте…
Без труда
Не добывается в шахте…
Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений.
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу.
Росли на болоте растения …
А теперь это топливо и удобрение.
В воде не тонет, в земле не гниет, в огне не горит.
(Уголь)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
От огня происхожу,
От огня и умру.
Охапку лучей
Из топок печей
Нам древнее солнышко дарит,
Нас греет и пищу нам варит.
Закопай — не гниёт,
Кинь в воду — поплывёт.
Чёрный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей.
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом.
Маленький,
Лёгонький,
А тяжело поднять.
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
Во дворе малыш играл:
Груз в машину насыпал,
Стряпал вкусный пирожок,
Любят дети все …
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать и играть.
Тянусь я тоненьким столбцом
По трубке из стекла,
Сжимаюсь я от холода,
Расту я от тепла.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске —
Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен …
(Мел)[/spoiler]
Одну её не едят,
А без неё мало что едят.
Белый камень в воде тает.
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда.
В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.
В воде родится,
На огне вырастает.
С матерью встретится —
Опять умирает.
Я не вкусна, но в пищу каждому нужна.
В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат!
Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях,
А ещё он есть в цементе.
Сам он — удобрение.
Туп конец,
Востёр резец.
Режет листы,
Летят куски.
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное.
Эта драгоценность обрадует вас —
В кольце чистой каплей сверкает …
Ни огня, ни света,
А огнём блестит.
Эти камни просто чудо:
И сверкают, и горят,
Их вставляют в кольца, в броши,
Красотой они дарят.
Ответ
(Драгоценные камни. Самоцветы)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Оно варилось долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи.
Иду воду – красен,
Выйду – черен.
Становлюсь собой в плену огня.
Не было бы в мире без меня
Ни велосипедов, ни коньков,
Ни автомобилей, ни станков.
Если встретятся оно и вода
Ржавчина появится тогда.
Сталевар из руд достал
Нужный людям всем …
В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный…
Тема: Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)
Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства
Планируемые результаты:
Предметные: проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве
Личностные: чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе
Метапредметные: планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков
Форма урока: урок-исследование
Термины и понятия: полезные ископаемые, геолог, месторождение, карьер, шахта
Оборудование: образцы полезных ископаемых (песок, глина, гранит, известняк) и их условные знаки, информация о полезных ископаемых, сундучок, карточки «да, можно», «нет, нельзя», презентация, оборудование для опытов, чашки Петри, учебники, тетради, инструктивные карточки, музыка для работы в группе, тесты, цветные карандаши, карты Московской области, листочки для синквейна
Ход урока:
1. Организационный момент
– Что у меня в руках? (Сундучок.)
– Что обычно хранят в сундучках? (Украшения, богатства.)
– Да, это богатства. А какие именно, узнаете, если отгадаете загадки?
1) Он очень нужен детворе,
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
2) Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
3) Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит.)
4) Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк.)
– Да, это песок, глина, гранит, известняк.
– Люди какой профессии занимаются изучением и поиском залежей в природе, н-р песка, глины, гранита, известняка? (Геологи.)
– Как вы думаете, интересно работать геологами?
– Сегодня мы с вами будем геологами. Мы с вами коллеги. И будем заниматься изучением полезных ископаемых.
2. Постановка проблемы урока
– Ребята, а можно ли вообще обойтись без этих полезных ископаемых? Как вы думаете, коллеги?
– Покажите карточки – «да, можно» или «нет, нельзя». Это будет главный вопрос нашего урока. В конце урока мы вернёмся к нему.
3. Знакомство с новым материалом
– В мире существует много полезных ископаемых. Какие другие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей.)
– А почему они называются полезными?
– Попробуем сформулировать понятие полезные ископаемые.
Итак, что такое полезные ископаемые, сформулируйте. (Нефть уголь, торф, песок и другие необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми.)
– Сравните наше определение с определением других ученых в учебнике на с. 60.
– Запишите определение в тетрадь на с. 24.
4. Работа в группах
– Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми, а именно с песком, глиной, гранитом, известняком, и поучимся самостоятельно определять их свойства. Работа будет проходить в 8-ми группах. У каждой группы есть свой командир. На столах 1, 2, 3, 4 – образцы полезных ископаемых, а также картинка – условное обозначение того полезного ископаемого, которое вы будете изучать. Ребята за этими столами проводит работу по изучению полезных ископаемых с помощью инструктивной карточки.
Название полезного ископаемого _________________________________
Твёрдое или жидкое ____________________________________________
Цвет _________________________________________________________
Плотное или рыхлое (или пластичное) ____________________________
Прозрачное или непрозрачное ___________________________________
Горючее или негорючее (из личного опыта) ________________________
Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов) __________________________________________________________
– За столами 5, 7, 8 сидят группы информаторов. Они изучают дополнительную информацию о полезных ископаемых, подчеркивают важное, затем нам сообщают.
5. Выступление каждой группы
Давайте проверим, как вы выполнили работу.
Песок
Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой. Он бывает разного цвета: белый, жёлтый, красный и даже серый. Песок используют для производства стекла. Для этого песок смешивают с другими веществами (известью, содой) и ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится, и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твёрдым.
Глина
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпичи. Для прочности их обжигают в печи.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.
Гранит
Гранит – очень плотная горная порода, образованная тремя минералами – полевым шпатом, кварцем, слюдой. Встречается гранит различного цвета (красный, розовый, серый и других цветов). Состоит из разных по форме и величине кусочков (зёрен), которые крепко соединены между собой. Обычно он залегает глубоко под землёй, но иногда выходит на поверхность, образуя горы. Из него сооружают набережные, опоры мостов, памятники. Также его используют для облицовки зданий, станций метро.
Известняк
Плотная горная порода. Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Известняки бывают чаще всего белого цвета, встречаются серые и жёлтые. Эту горную породу легко отличить от других. Если налить на неё немного кислоты (например, уксусной), то послышится шипение, и на поверхности камня появятся пузырьки углекислого газа. Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Иногда они образуют горы. Известняки бывают разных видов, например обыкновенный известняк, мрамор, мел. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Смешивая глину с известняком, получают вещество цемент.
– Как назвать все эти образцы, которые у вас находятся на столах? (Полезные ископаемые.)
– Молодцы! Но мы должны быть не только умными, но и физически закалёнными. Сделаем перерыв в нашей в нашей работе и проведём физкультминутку.
6. Физкультминутка
Путь его тяжёл и долог
Ищет залежи геолог.
С молоточком по горам
Он проходит тут и там
И уверен: «Я найду
Здесь железную руду!»
Потрудились – отдохнём:
Встанем глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Наклонились, прямо встали,
Руки вниз и вверх подняли,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Продолжение изучения темы
Отдохнули?
Продолжим работу.
У каждого есть своё место, откуда он берёт своё начало.У каждого из нас есть своё место рождения.
Как называются места, где производится добыча полезных ископаемых? (Месторождениями.)
– Каким способом добываются полезные ископаемые?
– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.
Презентация
Закрепление изученного материала
А какие полезные ископаемые добывают в Московской области? (Работа по картам.)
Известняк
Известняк раньше добывали в поймах рек Пахра, Москва и широко применяли в строительстве – стены древнего Кремля, а также множество монастырей и церквей были сделаны из этого материала.
Песок
Разработка песка в песчаных карьерах ведется на территории практически всей области (г. Дзержинский; г. Котельники – кирпичный завод). Цветовая палитра песка в Подмосковье очень разнообразна – от белого, до черных песков юрского периода. Темпы добычи песка в области не снижаются по сей день, спрос на песок всегда актуален – ведется многочисленное строительство и промышленных объектов, и частных домов, и поселков, и высотных домов.
Глина
Применение глины тоже достаточно широко. И в Московской области есть несколько видов глины – основные из них – кирпичная и гончарная. Самое известное месторождение глины в Подмосковье – это Гжель. В этом городе с давних времен развит народный промысел – изготовление посуды и роспись в определённом стиле.
Другие ископаемые
В небольшом количестве в Московской области также встречаются поделочные камни. Близ города Воскресенка – небольшие залежи фосфатов.
Кластер
А теперь всё обобщим и заполним таблицу «Полезные ископаемые».
Полезные ископаемые
Полезное ископаемое
Изображение
Условное обозначение
Песок
Глина
Гранит
Известняк
Тест
– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
1. Месторождение – это …
А) карьеры
В) горные породы
С) места залегания полезных ископаемых
2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
А) врачи
В) геологи
С) строители
3. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
А) песок, глина
В) гранит, торф
С) каменный уголь, поваренная соль
4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
А) оловянная и медные руды
В) каменный уголь, природный газ
С) графит, сера
5. Основные свойства гранита:
А) в виде крупинок, сыпучий
В) белого, серого или жёлтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется углекислый газ)
С) зернистый, твёрдый и прочный.
6. Какое полезное ископаемое используется для изготовления стекла?
А) песок
В) глина
С) известняк
7. Мел – это разновидность:
А) гранита
В) известняка
С) ракушечника
8.Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
А) они опасны для здоровья
В) запасы их не безграничны, их пополнить нельзя
С) они красивы
Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.
(Самопроверка по мультимедийному проектору).
– Поставьте себе оценку: если все восемь правильных ответов – поставьте «8»,
А теперь закрасьте звёздочку соответствующим цветом.
7
6
5
4
3
Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.
Молодцы!
9. Итог урока
Сегодня мы с вами попробовали быть геологами, которые изучают полезные ископаемые в лаборатории.
Что мы называем полезными ископаемыми?
Где их применяют?
– Для чего добывают полезные ископаемые? (Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.)
Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых, которые мы сегодня изучали? (Ответы детей.)
Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной природы и в частности полезных ископаемых.
10. Синквейн
– Геологи не только занимаются поиском и изучением полезных ископаемых, они еще и большие романтики. Прошу вас сочинить нерифмованное пятистишье – синквейн – со словом «ископаемые».
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определённый смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
11. Домашнее задание
– Прочитайте в учебнике на с. 61, 62, подготовьте сообщение об одном из полезных ископаемых; выясните, какие полезные ископаемые добывают в Люберецком районе.
– Спасибо за урок!
Загадки про полезные ископаемые могут быть использованы во внеклассной работе, при проверке домашнего задания, а также при изучении нового материала и его закреплении.
Загадки включают в себя информацию о происхождении полезных ископаемых, их свойствах и применении человеком. Школьник может не только отгадать загадку, выделив признаки полезного ископаемого, но и дополнить их.
Тот, кто плохо меня знает,
Часто грязью называет,
Но коснусь умелых рук,
И украшу вокруг:
Дам игрушки я вам, детки,
Взрослым- вазы, статуэтки,
Кирпичи, тарелки, блюдца
У меня для всех найдутся! (Глина)
***
Я из торфа появился
И на славу уродился.
Знак мой – черненький квадрат
И помочь я людям рад.
Хоть я хрупкий, но горючий,
Ты меня используй лучше:
Фабрикам тепло я дам,
А пластмассу, краски – вам. (Каменный уголь)
Уголь
***
С детства я вам всем знаком:
Я могу согреть ваш дом.
И могу без промедленья приготовить угощенья.
Лучше ты со мной дружи,
А иначе жди беды.
Я бесцветный и горючий,
Ты за мной смотри получше.
Коль займу я всю квартиру,
То звони по 04. (Природный газ)
***
Цвет мой бывает серый и красный.
Тяжелый и прочный я не напрасно.
Могу под землею я обитать
Или могучей скалою стоять.
Коль знание приложишь свое и умение,
То в городе стану я украшением. (Гранит)
***
Из земли меня достань,
Дам тебе за это сталь,
А могу чугун, железо-
Это тоже все полезно.
Изготовишь ты станки,
И машины, и клинки…
Все не перечислить это:
От гвоздя и до ракеты. (Железная руда)
Железная руда
***
Разольешь меня ты в море,
Принесу я много горя.
При хорошем обращении,
Дам я людям облегчение:
Всем машинам пищу дам,
Чтобы помогали вам.
Для ремонта- лаки, краски
И пластмассу, как из сказки. (Нефть)
***
Ее из моря добывают.
И хорошо ее все знают,
Ведь если в пище ее нет,
Невкусным станет твой обед.
И сохранить она поможет
Грибы, огурчик, рыбу тоже.
На кухне ты ее найдешь,
В хозяйстве с ней не пропадешь. (Соль)
***
Из растений на болоте я могу образоваться.
Ты со мною осторожно должен обращаться.
У животных в их жилище уберу я влагу,
Чтобы урожай был лучше, смело в почву лягу.
Если станешь замерзать ты, я теплом согрею,
Заболеешь, я лекарство дать тебе сумею. (Торф)
***
Я на болоте образовался,
Стать людям полезным очень старался:
Подстилкою быть для животных могу,
В морозы согрею, тепло подарю.
Чтоб был урожай в огороде прекрасный,
В почву добавят меня не напрасно.
Но, если меня не беречь от огня,
То может случиться большая беда. (Торф)
Торфяник
***
К вам меня послало море,
Чтобы вы не знали горя,
Чтоб везде, где только б смог,
В жизни людям я помог.
Побелю вам потолки,
Дам зубные порошки,
Мелом в школе появлюсь
И на стройке пригожусь. (Известняк)
***
Гранит долго нагревался,
Ночью сильно охлаждался,
Размывался он дождями,
Длилось это все годами.
Он, конечно, стал крошиться,
Тут и я смог появиться.
Желтый, белый или серый,
Пропускаю воду смело.
Я стараюсь день и ночь,
Чтоб строителям помочь. (Известняк)
***
Моим предком был гранит,
Но я не этим знаменит.
Я могу быть желтым, серым,
Даже красным или белым.
Я сыпучий, не горючий.
Для детей нет друга лучше:
Можно куличи лепить,
Можно замки возводить,
Можно бегать босиком
И лежать на мне потом.
Я собой украшу речку,
Безопасность обеспечу,
И стараюсь день и ночь,
Чтоб строителям помочь. (Песок)
Толстикова С. Б., учитель начальных классов МАОУ “Гимназия № 4”
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Загадки про гранит
Детские загадки про гранит с ответами. Гранит – это горная порода, которая состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и различных слюд.
Загадки про гранит
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Загадки про полезные ископаемые с ответами
Детские загадки про полезные ископаемые с ответами. Если бы не было полезных ископаемых, то тогда картина мира была совершенно иной. Ведь полезные ископаемые используют во всех сферах жизни человека – для изготовления украшений, для решения транспортных проблем, в строительстве.
Загадки про уголь
Детские загадки про уголь с ответами. Уголь – это полезное ископаемое, а также вид топлива, который образуется из остатков древних растений под землей без доступа кислорода.
Загадки про уголь
В воде не тонет,
Загадки про торф
Детские загадки про торф с ответами. Торф – это горючее полезное ископаемое, а также агроруда, образуется при скоплением остатков мхов, которые подверглись неполному разложению в болотистой местности.
Загадки про торф
Росли на болоте растения…
Загадки про сталь
Детские загадки про сталь с ответами. Сталь – это сплав железа с углеродом и другими химическими элементами. Содержание углерода в стали составляет не более 2,14 %. Углерод придает сплавам железа прочность и твердость, износостойкость, снижает пластичность и вязкость.
Загадки про серебро
Детские загадки про серебро с ответами. Серебро обладает характерными особенностями, которые позволяют использовать его в медицине, промышленности и ювелирном деле. О бактерицидных свойствах серебра известно уже давно, поэтому его используют для очистки воды и дезинфекции.
Загадки про руду
Детские загадки про руду с ответами. В земной коре содержится достаточно много железной руды, причем руда широко распространена по всему земному шару, а добыча и производство металла не составляет каких-то особых трудностей.
Загадки про руду
Загадки про нефть
Детские загадки про нефть с ответами. Нефть – это природная маслянистая горючая жидкость с особым характерным запахом, которая состоит из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических элементов.
Загадки про нефть
Загадки про мрамор
Детские загадки про мрамор с ответами. История мрамора насчитывается с древних времен. Слово “мрамор” впервые появился в Древней Греции и означал в переводе “блестящий камень”.
Загадки про мрамор
Он очень прочен и упруг,
Загадки про металлы
Детские загадки про металлы с ответами.
Загадки про мел
Детские загадки про мел с ответами. Мел – это осадочная горная порода белого цвета, которая по своей структуре мягкая и рассыпчатая, при этом нерастворимая в воде. Мел входит в состав земной коры и его составная часть более 4% от всего объема коры.
Загадки про мел
Загадки про медь
Детские загадки про медь с ответами. Медь широко используется в электротехнике для изготовления силовых кабелей, проводов или других видов проводников.
Загадки про медь
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Загадки про кристалл
Детские загадки про кристалл с ответами. Самые большие кристаллы на планете были обнаружены в пещере кристаллов в шахтовом комплексе Найка.
Загадки про кристалл
В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Загадки про известняк
Детские загадки про известняк с ответами. Известняк – это осадочная горная порода органического, реже хемогенного происхождения.
Загадки про известняк
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Загадки про золото
Детские загадки про золото с ответами. Золото – это драгоценный металл, который хорошо проводит тепло и электричество и никогда не ржавеет. Чистое золото никогда не вызывает раздражение кожи.
Загадки про золото
Ни огня, ни света,
Страницы
Понравилось? Расскажи об этой странице друзьям!
Сайт развития ребенка Умные дети
На сайте развития ребенка вы найдете полезную информацию о обучение детей, о развивающих игр для детей, о раннем развитии ребенка, интересные статьи, а также полезные материалы для обучения. Все это на портале развития ребенка Умные дети.