Полезные ископаемые 3 класс презентация и урок конспект

Полезные ископаемые 3 класс презентация и урок конспект thumbnail

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

– Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

– Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

– Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

– Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

– А из чего делают автомобили, самолёты?

– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

– А почему они полезные? (Ответы детей)

– Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

– Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

– А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

– Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

– Молодцы. Перейдём к третьей группе.

– Как вы думаете, почему они называются строительными?

– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

– А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

– Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

– Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? – У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

– Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

– Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

– Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

– Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

– Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник

Конспект урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Программное обеспечение:курс «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений авторов И. В. Потапова, Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина УМК «Планета знаний»

Тема: Полезные ископаемые (глина, песок, известняк, гранит).

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.

Задачи урока:

1. Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;

2.Познакомить со свойствами песка, глины, гранита, известняка .

3. Формировать общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать в парах, развивать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) знать о значении камней в жизни человека;

2) вызвать интерес к изучению новой темы;

3) расширение кругозора учащихся.

Метапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

уметь добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах, составлять рассказ по результатам;

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком.

Предметные результаты:

1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;

2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;

3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых.

Оборудование: презентация, образцы полезных ископаемых (глины, известняка, песка, гранита), стаканы, воронки, цветной песок, столовый уксус,

Технологическая карта урока

1.Организационный момент.

Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку

Быстрое включение учащихся в деятельность

2. Актуализация знаний

Цель: актуализация изученных способов действий.

Наш урок мы начнем с повторения.

– Вспомните, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

Вспомним материал прошлого урока в форме игры «Верно – неверно» (карта№1)

  1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

  2. Горные породы залегают только в горах.

  3. Горные породы состоят из минералов.

  4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

  5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

  6. Вода – горная порода.

Самопроверка домашнего задания.

Приём «Верно – неверно».

Учащиеся ставят «+» или «-» напротив высказываний

Фронтальная проверка с помощью интерактивной доски.

Оценивание

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы.

Контролируют правильность ответов.

3. Самоопределение к деятельности

Цель: формирование способности формулировать учебную задачу.

3.1 Создание проблемной ситуации

В уральских сказах нашего земляка П. П. Бажова рассказывается о Хозяйке Медной горы — хранительнице драгоценных пород и камней, иногда предстает она перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная, а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите узнать разгадать тайны сокровищ Хозяйки Медной горы?

Учитель достает из шкатулки  кусочек глины и песок, известняк и гранит.

– Что же это за сокровище? Оно блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Это урок нам покажет можно ли считать эти горные породы и минералы сокровищем.

Можем ли мы отнести эти горные породы к полезным ископаемым?

3.2. Формулирование цели и учебных задач урока.

Работа в карте №2

Запишите в 1 столбик, что вам известно о полезных ископаемых. А во 2 – й столбик, что вы бы хотели о них узнать.

Проверка записей – определение темы и задач урока.

Учащиеся заполняют карты (ЗХУ), определяют задачи урока

1.Что такое полезные ископаемые?

2. Какие горные породы и минералы можно отнести к полезным ископаемым?

3. Какими свойствами обладают некоторые полезные ископаемые?

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Самостоятельное выдвижение гипотезы и ее обоснование с опорой на жизненный опыт.

Умение использовать знания в нестандартной ситуации.

Умение формулировать учебную задачу.

Выделение существенной информации и ее обоснование.

4. Открытие нового знания.

Цель: изучение свойств полезных ископаемых

Как вы думаете, чтотакое полезные ископаемые?

Предлагаю проверить ваши версии в учебнике

с. 60, 1 абзац.

Что такое месторождение полезных ископаемых?

Практическая работа (Работа в группах.)

Теперь вернёмся к сокровищам Хозяйки Медной горы. Вам предстоит доказать полезные свойства некоторых полезных ископаемых.

Вы будете работать в группах. Каждая группа – это опытная лаборатория.

Давайте повторим правила работы в группе.

1группа

Определить цвет, структуру, наличие запаха (в сухом и влажном состоянии) у песка и глины.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

2 группа

Проверьте способность песка и глины пропускать воду. Для этого проделайте опыт.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

3 группа

Проверьте вязкость песка и глины. Для этого из мокрого песка и мокрой глины скатайте шарики.

Проверьте, что лучше сохраняет форму?

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

4 группа

Определите цвет, структуру и запах известняка и гранита.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

5 группа

Определите прочность известняка и гранита (ударьте молотком по граниту и известняку, предварительно заверните их в кусок ткани).

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

6 группа

Проверьте, пропускают ли известняк и гранит воду.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

Ответы, предположения детей

Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоёв Земли. Они необходимы для жизни и деятельности людей.

Места, где полезные ископаемые залегают в больших количествах.

Выполняют опыты по инструкции и результаты заносят в таблицу (р.т.с.25.

58)

Каждая группа выступая, заносит результат в общую таблицу на ИД, а учащиеся – в тетради.

Сравним свойства песка и глины , гранита и известняка.

Назовите похожие свойства, отметьте, чем различаются эти полезные ископаемые.

Умение строить понятные для собеседника высказывания.

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение формулировать собственное мнение.

Контролируют правильность выбранных доказательств и их обоснование.

Оценивают правильность выдвигаемой гипотезы

Умение дополнять и уточнять высказанное мнение.

5.Физ.минутка.

6.Усвоение и закрепление новых знаний

Цель: обеспечение максимального осмысления материала через проведение творческой работы

Теперь, зная свойства гранита, известняка, песка и глины, можете ответить, являются ли эти ископаемые полезными или нет.

Где используется гранит, известняк? (слайды)

Какие свойства гранита и известняка используют люди в своей деятельности?

Творческое задание группам.

1-3 группы постараются вылепить из куска глины предмет посуды (чашку).

– Какое свойство глины помогло вам выполнить задание?

4-6 группы с помощью песка и клея создадут коллективное панно.

– Какое свойство песка помогло вам выполнить задание?

Гранит, известняк, песок и глина полезные – это ископаемые?

Отвечают на вопросы, делая выводы по слайдам.

Выполняют творческое задание

Участвуют в обсуждении выбора нужной информации

Умение формулировать собственное мнение.

Анализ результатов жизненного опыта

Приходят к собственному мнению в процессе совместной деятельности

В ходе выполнения заданий осуществляют самоконтроль

7.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Проверьте себя. Самостоятельно выполните задание. Затем проверим.

На ИД появляются правильные варианты ответа.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Найдите ошибку.

гранит сыпучий, из крупинок,

хорошо пропускает воду

песок состоит из песчинок, прочный, не имеет запаха,

не пропускает воду

глина прочный, если капнуть уксусом, то послышится шипение.

известняк пластичная, сырая имеет запах.

(Один ребенок выполняет такую работу у доски, остальные проверяют с места.)

оценивание

Построение логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей.

8.Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: Инициировать психо – эмоциональное состояние путем создания «ситуации успеха».

Вернитесь к карте №2 и заполните 3 столбик (что узнали на уроке о полезных ископаемых)

Расскажите, что нового узнали на уроке?

Заполняют 3 столбик в картах №2 (ЗХУ)

Устно подводят итоги.

Развитие у школьников способности к оценочным действиям.

9.Домашнее задание.

С. 61 – 62 пересказ, р.т. с.24, №56,57

Приложение

Карта № 1

Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»

1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

2. Горные породы залегают только в горах.

3. Горные породы состоят из минералов.

4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

6. Вода – горная порода.

Карта № 1

Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»

1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

2. Горные породы залегают только в горах.

3. Горные породы состоят из минералов.

4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

6. Вода – горная порода.

Карта № 1

Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»

1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

2. Горные породы залегают только в горах.

3. Горные породы состоят из минералов.

4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

6. Вода – горная порода.

Карта № 1

Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»

1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.

2. Горные породы залегают только в горах.

3. Горные породы состоят из минералов.

4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.

5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.

6. Вода – горная порода.

Карта №2 Карта №2

Карта №2 Карта №2

1группа

Определите цвет, структуру, наличие запаха (в сухом и влажном состоянии) у песка и глины.

1.Рассмотрите песок и глину, определите цвет и состояние (твёрдое, жидкое, газообразное).

2.Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах.

Сделайте вывод.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

2 группа

Проверьте способность песка и глины пропускать воду. Для этого проделайте опыт.

Возьмите два стакана, поместите в них воронки. В воронки положите вату. В одну воронку насыпьте песок, в другую –

размельчённую глину. Налейте одновременно в стаканы одинаковое количество воды.

Сделайте вывод.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

3 группа

Проверьте вязкость песка и глины.

Для этого из мокрого песка и мокрой глины скатайте шарики.

Проверьте, что лучше сохраняет форму?

Сделайте вывод.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58

4 группа

Определите цвет, структуру и запах известняка и гранита.

Сделайте вывод.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

5 группа

Определите прочность известняка и гранита

Ударьте молотком по граниту и известняку, предварительно заверните их в кусок ткани.

Сделайте вывод.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

6 группа

Проверьте, пропускают ли известняк и гранит воду.

Возьмите два стакана, поместите в них воронки. В воронки положите вату. В одну воронку поместите известняк, в другую – гранит. Налейте одновременно в стаканы одинаковое количество воды.

Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.

Сделайте вывод.

Источник