Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир школа россии

Полезные ископаемые 3 класс окружающий мир школа россии thumbnail

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

– Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

– Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

– Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

– Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

– А из чего делают автомобили, самолёты?

– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

– А почему они полезные? (Ответы детей)

– Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

– Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

– А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

– Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

– Молодцы. Перейдём к третьей группе.

– Как вы думаете, почему они называются строительными?

– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

– А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

– Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

– Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? – У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

– Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

– Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

– Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

– Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

– Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник

Тема: «Полезные ископаемые».

Цель: формирование знаний о свойствах и значении полезных ископаемых.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование: презентация, учебник «Школы России»  Окружающий мир 3 класс 2 часть (А. А. Плешков), карточки, заготовки.

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

1 мин.

Учитель приветствует учащихся. Организация внимания школьников.

Сядьте ровно, спинки прямые, ноги стоят правильно.

Посмотрите, готовы ли вы к уроку? Карандаши, линейка, ручка, учебник, тетрадь, все ли лежит на парте?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации.

II.  Актуализация знаний

Словесный — ответы на вопросы;

практический-игра.

5 мин.

– Давайте проверим домашнюю работу. Итак, откройте Р.Т. Я пройду и посмотрю.

-Кто хочет прочитать выполненное домашнее задание.

1)Подпишите, что составляет основу экономики.

Основа экономики: … и … (природные богатства, труд людей).

2)Напишите, какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)

3)Что такое природное богатство? (То, что даёт природа. Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)

Выполнять задания, записывать правильно ответы.

Регулятивные:

– развивать логическое  мышление;

– развивать навыки проблемно-поисковой деятельности.   Коммуникативные:

 умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

III. Мотивационный этап

Практический,

вопросы первичного восприятия;

словесный – объяснение.

5 мин.

Прослушайте стихотворение и сформулируйте тему урока:

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету

 – Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

Формулировать тему урока.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Личностные:

-смыслообразование.

IV. Постановка учебной задачи

Словесный.

Прием- беседа, слово учителя

7 мин.

-Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?(О полезных ископаемых )

-Правильно! Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Сегодня на уроке у нас есть такая возможность познакомиться с ними поближе

-Какая тема нашего урока?

-Какие задачи мы поставим перед собой?

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из составляющих природных богатств – полезных ископаемых.

– Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

Какова цель нашего урока? (Ответить на вопросы и изучить полезные ископаемые)

Формулировать тему, задачи урока.

Отвечать на вопросы, рассуждать.

Читать текст в учебнике.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на урок

Регулятивные:

-умение ставить учебную задачу.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Физминутка

1-2 мин

Показывает движения.

Выполнять упражнения.

V. Решение учебной задачи

Практический, ответы на вопросы;

Письменные упражнения.

7 мин.

Беседа. Работа с учебником.

Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твердые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное.

Какие еще полезные ископаемые вы знаете?

Работа в тетради. Работа в группах.

Вам нужно объединиться в группы, я раздам вам коллекции полезных ископаемых. Сначала вместе обсуждаете, затем каждый записывает.

Стр. 28 №2.

Затем каждая группа рассказывает об одном полезном ископаемом.

Читать, записывать значение, делать вывод.

Коммуникативные:

учиться работать в паре, сотрудничество с учителем и сверстниками.

VI. Первичное закрепление

5 мин

Работа в тетради. Работа в парах.

Сейчас откройте ваши учебники на странице 47.

№3. Вам нужно заполнить пропуски.

Подведение итогов.

Выполнять задания в Р.Т.

Познавательные:

 выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий.

VII. Вторичное закрепление

5

мин

Работа с учебником.

Давайте прочитаем информацию о том, как добывают полезные ископаемые. Читаем по одному абзацу, затем вам нужно будет ответить на вопросы по тексту. (Что такое месторождение? Кто такие геологи? Где добывают полезные ископаемые?)

Ребята, а нужно ли беречь полезные ископаемые? Или они безграничны?

Как охраняют полезные ископаемые? (Презентация, рассказ учителя)

Выполнять задания в Р.Т.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

VIII. Итог урока

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Рефлексия

Домашнее задание

4 мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Рубрика обсудим и проверь себя. Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

-Домашнее задание.

Учебник: прочитать текст на стр. 46-49, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр. 50.

Делиться впечатлениями, обобщать свои наблюдения, учиться делать выводы с опорой на поставленную цель, учебную задачу урока, темы, раздела.

Познавательные: делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

 умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

Источник

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

по теме «Полезные ископаемые»

Автор: Мягкова Марина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №61

г.Воронеж.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Задачи:

– развивать экологическое мышление;

– учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;

– формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

– формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физическая карта России, кроссворд, лупы, микроскоп, гвоздь, стаканы с водой.

Дидактические материалы: презентация учителя, коллекция полезных ископаемых, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых, картинки с изображением: шахтера, геолога, бурильщика, карточки с индивидуальными заданиями.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы будем опять наблюдать

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок!

Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация знаний.

– Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Растениеводство).

– Что же такое растениеводство? (Отрасль сельского хозяйства, выращивание культурных растений.)

Чтобы на нашем столе был хлеб – растениеводы выращивают зерновые культуры –пшеницу, рожь.

-Кормовые культуры – тимофеевку, люцерну, клевер – выращивают, чтобы обеспечить кормами домашних животных.

Чтобы получить ткань, выращивают прядильные культуры –хлопчатник и лен. -Как называется раздел, который мы изучаем? (Экономика).

 Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:

Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. – Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.

  2. – Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.

  3. – Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.

  4. – Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.

 III. Целеполагание и мотивация.

– Без чего невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).

– А что же такое богатство?

Ответы детей: 

Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).

– Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.(Известняк)

– Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?

(о полезных ископаемых).

– Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока).

– Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

– Почему они полезные? (служат людям).

– Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

 (Выслушиваются ответы детей).

Учитель:

– Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.

Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

– Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).

Запишем в тетради какие из ваших потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

IV. Изучение нового материала.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Фронтальная беседа.

Учитель.

В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).

– А еще бывают и такие полезные ископаемые.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички (газ)

– На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).

–  На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая. А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, полезными ископаемыми). Рядом с картой висит таблица обозначений некоторых полезных ископаемых. Благодаря этим обозначениям мы можем определить на карте, где какие природные богатства располагаются (дети определяют по карте расположения полезных ископаемых).

– Как добывают полезные ископаемые.

– Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

– Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)

На доске появляется карточка со словом «месторождение».

– Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

– Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

– Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые.

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна

С угольком зимой страна! (Шахтеры)

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)

– Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

– Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

– Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

– Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти это бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

– Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.

V. Физминутка.

Мы геологами станем,

Будут все гордиться нами.

Что же ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река т(показывают руками),

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут).

Все мы сможем, все сумеем,

И своей достигнем цели.

VI. Практическая работа.

Учитель:

– Я предлагаю вам поработать в группах: определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск?

2. Используя микроскоп или лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое.

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить.

5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде.

– А еще, что мы наблюдаем? (он не тонет).

– Значит уголь легче воды.

Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

  1. Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.

  2. Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит?

  3. Плотное или рыхлое (пористое).

  4. Выясните на сколько прочен и тверд.

  5. Растворяется в воде или нет.

  6. Занесите полученные результаты в таблицу.

 Каждой группе дается по 1 полезному ископаемому.

1 группа – гранит 3 группа – песок

2 группа – известняк 4 группа – глина

Результаты заносим в тетрадь, с.28, №2.

Проверяем – один человек от группы.

Учитель:

Давайте перечислим, для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Дети перечисляют.

Тетрадь, с.29, №3.

VII. Беседа об охране полезных ископаемых (слайд 23).

– Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.

На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.

Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.

– Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Ответы детей:

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить быстро, как, например, лес после вырубки.

Учитель:

– Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?

Ответы детей:

-Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.

– Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.

– Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.

– Экономно использовать газовые и электрические приборы.

– Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.

– Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.

Учитель:

– Во время взрывных работ портится почва, изменяется ландшафт местности. А на его восстановление требуется очень много времени.

VIII. Закрепление изученного материала.

Выполним самостоятельную.

Т.с.30, №4.

1 вариант 1-5

2 вариант 6-10, взаимопроверка.

IX. Домашнее задание.

1.Учебник стр. 46-50, пересказ,Т.с.31,№6,8.

X. Подведение итога урока. Рефлексия.

Наше увлекательное путешествие заканчивается.

О чем мы говорили сегодня на уроке?

Что же нового вы узнали, чему научились?

Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?

 Кто для себя сделал открытие?

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?

Кому на уроке было интересно и захотелось больше узнать о полезных ископаемых?

Кому урок подарил хорошее настроение?

Кто не все понял по теме урока?

Синквейн.

Кладовые.

Полезные. Строительные.

Добывают, залегают, бурят.

Человек использует в хозяйстве.

Богатства.

Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.

Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.

Источник