Полезные инструменты в работе с подростками

Полезные инструменты в работе с подростками thumbnail

Какие методы терапии лучше всего работают с подростками и детьми

Жизнь штука непростая само по себе, а для взрослеющих и стремительно меняющихся подростков – тем более. Стрессовые события, такие как взросление, трансформация тела, приносящая с собой не только новые желания, а и возможности их реализации (что особенно пугает в этот период!), потеря устоявшихся детских дружеских отношений, необходимость выстраивать новые, усиливающиеся эротические и агрессивные импульсы, поиск себя, переезд в новый город или интеграция в новую школьную среду, являются сложными как эмоционально, так и физически. Чаще всего от этих сложностей можно уйти с головой в зубрежку, физическую активность до истощения, модные сериалы, компьютерные игры. В особо критических ситуациях алкоголь, опасные связи и легкие наркотики становятся временным убежищем от невозможности справится с эмоциональными состояниями.

Это тяжелая битва, которую молодые люди ведут сами с собой ежедневно. Лучшая самозащита от эмоциональных внутренних бомбардировок в этот период- это развитие способности управлять своими чувствами, какими бы яростными они не были. Подросткам может быть особенно стыдно и сложно обращаться за профессиональной помощью, в этом им необходима чуткая поддержка родителей и значимых взрослых. Вот здесь разговорная терапия может сыграть важную роль. В последнее время специалисты в области психического здоровья все чаще используют нейробиологические исследования для определения наилучшего подхода в терапии, особенно в работе с подростками и детьми.

Рассмотрим два основных направления психологической помощи, рекомендованные европейскими службами здоровья при работе с детьми и подростками.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) в настоящее время на западе является наиболее часто рекомендуемым типом разговорной терапии для лечения многих расстройств. КПТ была первой формой психотерапии, научно протестированной с использованием самых строгих критериев: рандомизированных исследований и активного сравнения. Изначально использовалось для работы со взрослыми и теперь применяется в работе с детьми и подростками.

КПT учит методу регулирования эмоций, так называемой когнитивной переоценке, который призван помочь клиенту переинтерпретировать ситуацию, посмотреть на нее с новой точки зрения. Что в свою очередь должно со временем менять возникающие в подобных ситуациях эмоции. Например, девушка, которая изо всех сил пытается бросить курить, видит пачку сигарет в магазине. Ее первой реакцией может быть мысль о том, как хорошо будет купить и выкурить сигарету. Используя когнитивную переоценку, она может сосредоточиться на том, как неловко ей будет чувствовать привкус табака во рту, когда она на свидании поцелует своего парня. Таким образом, ее эмоциональная реакция меняется от желания к отвращению, что облегчает отвыкание от сигарет.

Но работает ли это со всеми?

Благодаря своей эффективности когнитивная переоценка является наиболее широко изученной стратегией регулирования эмоций. Однако, подросткам данный метод не всегда подходит. Исследования в области развития человеческого мозга дают ключ к разгадке. Созревание мозга — процесс длительный и неравномерный по его зонам и уровням в соответствии с возрастными этапами. Развитие мозга идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми. В свою очередь, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и психического становления.

И если области мозга отвечающие за распознавание ощущений и зрительные области в основном полностью сформированы к пяти-шести годам; теменные области, регулирующие рост математических навыков и логики, активная мелкая моторика совершенствуются к средней школе, то некоторые участки мозга, такие как префронтальная кора, благодаря которой развиваются высшие психические функции (рассудительность, логика, абстрактное мышление, специализация, контроль за импульсами и тд), продолжают созревать вплоть до 24 лет. Когнитивная переоценка опирается именно на эти позднеспелые части. Иными словами, у детского мозга может еще не быть всего “мозгового оборудования”, необходимого для использования методов когнитивной переоценки.

Важно заметить, что ни одна из существующих психотерапий не была специально разработана для активации определенных областей мозга. Но исследования нейровизуализации показали, что, хотя когнитивная переоценка использует поздносозревающие участки мозга, существуют и другие стратегии регуляции эмоций, которые, по-видимому, используют ранние участки мозга. Именно поэтому нам важно рассмотреть иные методы психотерапии, которые работают на более глубоких и ранних этапах психики.

Психоаналитическая и психодинамическая терапия

Психодинамическая психотерапия детей и подростков – это подход к работе с молодыми людьми, который использует психоаналитические идеи, одновременно интегрируя идеи из других дисциплин, включая психологию развития, теорию привязанности и нейронауку (Lanyado and Horne, 2009; Alvarez, 2012; Kegerreis and Midgley, 2014).

Несмотря на то, что методы могут отличаться в некой степени один от другого, объединяет их общая идея – что поведение, эмоции и реакции, а также проблемы и симптомы имеют внутреннюю логику и смысл. Их корни лежат во внутреннем мире ребенка, который создается из его самого раннего опыта и отношений. Специалисты, работающие в психодинамическом направлении, обучаются тому, чтобы внимательно наблюдать ребенка и отвечать на те негласные сообщения, которые он может сообщать через свою игру или поведение. «Через отношения с психотерапевтом и постоянный сеттинг ребенок или молодой человек может начать чувствовать себя способным выражать свои самые беспокоящие мысли и чувства. Смешанные, напуганные, раненные, гневные или болезненные чувства могут постепенно быть выражены словами, а не через действия. Терапевт может помочь ребенку понять свой собственный опыт и развить собственную индивидуальность и потенциал» (Ассоциация детских психотерапевтов, 2016).

Важной особенностью психоаналитической психотерапии является исследование защитных механизмов. Защитные механизмы – это часто неадаптивные автоматические реакции, которым пациенты научились в прошлом, не осознавая этого. Другими словами, защитный механизм – это имплицитная стратегия регулирования эмоций.

Психоаналитические психотерапевты взаимодействуют с пациентами через их защитные механизмы, чтобы способствовать появлению более адаптивных и продуктивных имплицитных стратегий регуляции эмоций. Поскольку эта работа по своей сути включает в себя те части мозга, которые созревают раньше в развитии, дети и подростки, вероятно, могли бы извлечь больше пользы из психоанализа, чем из КПТ.

Исследования последних лет показали, что хотя улучшения в ходе лечения психоаналитическим методом наступают медленнее, они являются более устойчивыми, а так же могут проявляться и закрепляться даже после завершения терапии. Одним из важных условий успешной работы остается обязательная параллельная работа с родителями подростка. В условиях отсутствия таковой, напротив, может оказывать негативное влияние на функционирование семейной системы.

На самом деле, психоаналитическая психотерапия часто более эффективна, чем КПТ, как для детей, так и для взрослых. Исследования демонстрируют, что хотя в краткосрочной перспективе оба метода одинаково эффективны, воздействие психоаналитической психотерапии продолжается еще долго после окончания лечения.

На основе материалов

«Психодинамическая психотерапия детей и подростков:
обновленный повествовательный обзор доказательной базы» Journal of Child Psychotherapy, 2017; v. 43 (3), p307, 23p

https://www.psychologytoday.com/intl/blog/psychoanalysis-unplugged/201808/which-talk-therapies-work-best-teens-and-children?fbclid=IwAR3XzJ1xTQ1ymRZVPzVL3aNep5oj-iqigHwbMJGw3L29CYK7PDGT5PruPJE

Источник

Невыносимый пубертат

Ученики бывают разные, и не к каждому легко найти подход. Особенно к подросткам, которых зовут «трудными». Переживая турбулентность пубертата, они бывают агрессивными, саботируют занятия и выводят из себя даже ангельских преподавателей. Вместе с психологом разобрались, существуют ли на самом деле «трудные» подростки и что делать, если учить их — вам.

Психолог

Инна Илларионова

:
«В случае с „трудными“ учениками обычно есть внутрисемейный конфликт. И в большинстве случаев родители отрицают проблемы со своей стороны, а вот ребёнок может быть довольно адекватен, и работа с ним имеет смысл. Репетитор не в силах изменить семейную ситуацию, но может наблюдать и отмечать динамику — есть положительные результаты от занятий или нет. Если есть, работу можно продолжать.
Если у вас хороший контакт с родителями, им можно порекомендовать психолога. Идеальный случай, это когда репетитор работает с ребёнком, а психолог — с родителями. Если же случай совсем тяжёлый — проблему отрицают и родители, и ребёнок, — от таких клиентов лучше отказаться. Всех денег не заработаешь».

Допустим, наш подросток — не «тяжёлый случай», положительная динамика есть. Но работа с ним невыносима. Выясним, что делать, на конкретных примерах.

Проблема: проявляет агрессию и конфликтует

Дети младшего возраста обычно признают авторитеты и изо всех сил стараются угодить взрослым, а вот подростки могут проявлять «характер». Бунт, розовые волосы и хлопанье дверьми — нормальная и даже ожидаемая реакция. К переходному возрасту у человека уже полностью формируется эмоциональная система, но не так хорошо развита префронтальная кора головного мозга, отвечающая за рациональность. Добавьте гормоны, трудности социализации — и вы получите типичного подростка.

Но, как отмечает психолог, гнев ребёнка по отношению к репетитору может быть вовсе не иррационален, а вполне справедлив. Ведь занятия — это, как правило, решение родителей.

Совет репетитору: в ситуации, когда подростку занятия навязали, ищите особый подход. Выясните, что его интересует, и зайдите с этой стороны — можно учить английские слова, переводя песни любимых групп, например.
На время забудьте про запрос родителей и узнайте о запросах самого ребёнка.

Проблема: не хочет заниматься

«Если репетитор выбирается осознанно, если подросток сам его выбрал, таких проблем возникнуть не может», — считает психолог. Трудности возникают, если ребёнок и не думал учиться, а родители нанимают ему репетиторов и настаивают: «Только занимайся, только поступи, твоя задача — поступить!» В этом случае родители слишком много решают за ребёнка.

Совет репетитору: попробуйте объяснить родителям, что не стоит игнорировать потребности ребёнка. Решать за подростка, учиться ему у репетитора или нет, — это время, нервы и деньги на ветер. А в процессе обсуждения можно довести ребёнка до понимания, что ему это действительно нужно.

Проблема: постоянно отвлекается

Обычно невнимательность — явный признак скуки или нежелания заниматься. Тут возвращаемся к пунктам про «особый подход» и «поговорить с родителями». Но бывают и ситуации-исключения, когда у ребёнка есть адекватная мотивация, но он не может справиться с заданием, быстро утомляется. Здесь, как замечает психолог, нужна консультация невролога, психиатра или нейропсихолога.

В подростковом возрасте часто бывают дебюты психических заболеваний, а иногда повинным оказывается синдром дефицита внимания — всё это нужно учитывать. Как и то, что переходному возрасту сопутствуют естественные физиологические изменения и гормональные взрывы — это временное явление, нужно только уменьшить продолжительность и частоту занятий на какой-то срок.

Совет репетитору: часто занятиям мешают личные переживания подростка: нелюбовь крутого одноклассника, развод родителей. Всё это мешает сосредоточиться. В такой ситуации лучше поговорить с ребёнком: «Слушай, я вижу, что сегодня с тобой что-то не так. Давай сократим время занятия».

Проявляя внимание, вы демонстрируете понимание и формируете доверие. Есть вероятность, что после такого разговора подросток расслабится и войдёт в работу.

Проблема: саботирует, срывает занятия

Иногда дети не приходят на занятия, прогуливают. Или регулярно опаздывают. Могут предлагать репетитору деньги за занятие, которого не будет, или демонстративно молчать весь урок. Ассортимент велик.

Совет репетитору: назначайте встречи в удобное для ребёнка время. Саботаж — это, как правило, бунт-доказательство своей значимости. В ходе общения с подростком не забывайте показывать, что видите в нём полноценную личность, а не пассивный объект, которому что-то навязали.

Что почитать

Чтобы наладить коммуникацию с ребёнком, проявить понимание и заслужить доверие, нелишним будет узнать подробнее о специфике работы с ним. В книге «Саммерхилл — воспитание свободой» Александр Нилл, создатель легендарной школы с детским самоуправлением, рассказывает о «трудных детях», которые со временем превращаются в трудных взрослых. Книга даёт отличный психологический обзор и разбор феномена.

Найти контакт с подростками поможет и знание чисто физиологических особенностей взрослеющих детей. В книге «Мозг подростка. Спасительные рекомендации нейробиолога для родителей тинейджеров» нейроучёный отвечает на вопросы родителей, детей и преподавателей, рассказывает об особенностях мозга подростков и даёт практические советы, как поддержать детей в их не самые приятные годы.

Самый главный совет

Не спешите называть учеников трудными, ведь чаще всего речь идёт о трудных родителях и семьях. Говорите с детьми на равных. В подростковом возрасте, кроме розовых волос, любви крутого одноклассника и сумасшедшего значка на рюкзак, хочется только одного: чтобы с вами считались.

Источник

ГБОУ СОШ № 556 г.Москвы

Социальный педагог Орехова Екатерина Владимировна

Методический материал для классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога

Индивидуальные приемы работы с подростками в различных ситуациях

Индивидуальные приемы работы с подростками в различных ситуациях

(использование метафор как способ индивидуальной коррекционной работы с подростками).

Метафора позволяет работать с большим диапазоном подростковых проблем и позволяет достаточно быстро донести до подростка смысл тех сложностей, которые он испытывает. Метафора позволяет подростку самому найти способы выхода из сложившейся ситуации. Это объясняется тем, что в 13-15 лет уже сформировано образное мышление и подростки хорошо умеют ассоциировать, анализировать, сопоставлять и прогнозировать.

Но самое главное преимущество метода метафоры – это ее безопасность. Подростку бывает непросто напрямую изложить свои проблемы, а специалист, который наблюдает за ним в школе, совместно с родителями может достаточно четко сформулировать, с какими трудностями он столкнулся. Важно также отметить, что метафора позволяет воодушевить подростка и сообща найти способы разрешения проблем.

Метафоры могут быть разнообразны:

  • словесная, написанная на бумаге;

  • нарисованная ребенком;

  • заранее приготовленная психологом (тематические картинки, аватары, маски.

Ситуация 1.

Подросток испытывает трудности общения со сверстниками, его называют «ботаном», он учится хорошо, но его социальный статус в классе невысок. Для работы с таким подростком используется метафора «ботан-хулиган» – как образ, знакомый ребенку по его жизненному опыту и интересам.

Суть работы заключается в том, что подросток, совместно со специалистом описывает способы поведения «ботана» и «хулигана», например:

– «ботан» – хорошо учится, не списывает, живет по правилам, общается с «ботанами», с девочками почти не общается; при этом в классе либо изгой, либо его не замечают;

– « хулиган» – плохо учится, не переживает по этому поводу, списывает и не испытывает угрызений совести; любимчик девочек, среди сверстников чаще – лидер, часто ругается, находится в состоянии «шалтай-болтай».

Затем, рисует линию – на одном конце «ботан», на другом – «хулиган»:

«ботан» ———————————————————————————————– «хулиган»

Инструкция: «Честно отметь, где ты находишься на этой линии».

После того, как он отметил себя на линии, его просят придумать название тому человеку, которого он отметил на линии. Затем, нужно придумать образ этого подростка, его поведение, отношение к учебе и т.д. Итогом данной работы должно быть заключение устного договора с подростком о том, что необходимо научиться вести себя как «….» (то определение, которое сам подросток придумал).

Следующим этапом работы будет – выделение основных приемов «хулигана», которые обеспечивают ему популярность у девушек и сверстников: кокетничает, «юморит», рассказывает анекдоты и т.д. Затем, подросток выбирает то, что он мог бы использовать в своем поведении и специалист занимается с ним, обучая его новым приемам поведения (даются домашние задания, на следующих встречах обсуждаются результаты, планируются следующие шаги).

После освоения данного поведения психолог (соц.педагог) предлагает подростку ситуации из жизни и просит его ответить, как бы поступили «ботан», «хулиган» и тот, кого он сам выбрал.

Обсуждать такие ситуации можно в течение нескольких занятий, но при этом усложняя задачу подростку и давая мало времени на размышления. Можно также просить придумать несколько вариантов ответа.

Последний этап работы, который может быть использован и как проверка сформированности нового образа поведения, – закрепление опыта через расширение границ общения: лагерь, поход, общение со сверстниками вне стен школы (курсы, тренинги и пр.).

Как работает метафора?

В данной ситуации метафора наполняется содержанием внутреннего мира подростка. Психолог использовал метафору для структурирования внутреннего мира подростка. Метафора «ботан-хулиган» позволяет побудить подростка к рефлексии собственного поведения, проявлению активности и появлению внутренней уверенности в себе.

Ситуация 2.

Подросток мало интересуется общением со сверстниками, не думает о будущем, но любит делать что-то одно, есть увлечение компьютером. Поскольку подростка интересуют только компьютеры и все, что с ними связано, можно использовать метафору «компьютерщик – хакер» как способ привлечения подростка к внутреннему миру, который побуждает к осознанию собственных чувств.

Вот как описывают подростки стиль поведения компьютерщика и хакера:

  • «компьютерщик» живет по правилам, все делает по инструкции, он живет скучно, но много знает и много работает;

  • «хакер» любит хулиганить, развлекаться, мешает окружающим, он любит творить и получает от этого удовольствие.

Психолог предлагает подростку примерить на себя роль «хакера» и пожить в этом образе в школе, придумать разные приколы, вирусы, шутки. Несколько занятий посвящается выдумыванию интересных приколов. Когда фантазия иссякнет, психолог (педагог) задает вопрос – «Что эта работа тебе дала?».

Как работает метафора?

В данном случае метафора помогает наполнить внутренний мир подростка другим содержанием; помогает осознать, актуализировать и дать выход чувствам и переживаниям. Главное, что у подростка появляется желание изучать свой внутренний мир и дальше.

Ситуация 3.

Подросток очень плохо учится, ходит в школу без желания, не может справиться с трудностями сам, пасует, не верит в себя, переживает по поводу своих неудач. В этой ситуации хорошо использовать метафору «гора-путешественник» как способ переноса акцентов с остроты переживания в реальности на способы действия, которые осуществляются в метафоре (движения в реальном мире символизируют движения во внутреннем мире).

Техника работы: психолог предлагает подростку представить себе путешественника, который идет в горы один, затем просит перечислить, с какими трудностями столкнется путешественник в горах, и записать их на листе бумаги в столбик. На следующем занятии подростку предлагается помочь путешественнику и собрать в дорогу рюкзак качеств, которые обязательно помогут ему в горах. Можно предложить нарисовать рюкзак и написать и записать много положительных качеств. Следующий шаг – попросить описать, с какими трудностями в горах ассоциируются у него трудности в школе:

– напротив трудности путешественника в горах – написать трудности школьника:

Трудности путешественника в горах

Трудности школьника

Все последующие занятия психолог (соц.педагог, педагог) вместе с подростком разбирают ситуации, ищут способы решения проблемы в горах и затем сравнивается и переносится на учебную проблему. Используется «рюкзак качеств», то есть достается оттуда то качество, которое может пригодиться для преодоления данной трудности.

Как работает метафора?

В данной ситуации метафора –«гора-путешественник» позволяет подростку представить себя в образе путешественника, испытывающего трудности, и описать собственные трудности с использованием метафорических названий.

Ситуация 4.

Подросток агрессивный, грубый, демонстративен в поведении, в одежде, одноклассники с ним мало общаются, чаще бояться. С учителями ведет себя вызывающе, хамит. В семье также трудности взаимоотношений, все «мешают ему жить». В этой ситуации уместно использовать метафору «маски, которые люди надевают на себя», как способ расширения границ поведения и приобретения новых социальных ролей.

Техника работы:

  • сначала похвалить подростка за отличную демонстрацию одной из жизненных ролей и добавить, что в жизни существует еще очень много ролей и тот, кто умеет использовать все роли, может достичь гораздо большего; добиться согласия;

  • обсудить, почему это именно так; прийти к выводу, что человек, который всегда поступает одинаково, скучен, неинтересен, не может понять других людей;

  • предложить подростку перечислить, какие еще существуют маски, например:

– искатель правды;

– «плевать я хотел»;

– «я не такой, как все»;

– «все меня достали»;

– «взрывоопасная смесь»;

– «излучатель тепла»;

– «мне никто не нужен»;

– «розовый романтик».

* после перечисления всех масок попросить подростка записать их названия в столбик, подобрать и приклеить рядом с каждым названием картинку;

* затем выбрать какую-то новую маску, которая в настоящее время наиболее интересна, и обсудить ее по следующему плану:

1. Если бы ты встретил человека в этой маске, то как он был бы одет?

2. Где он может жить?

3. Кто его друзья?

4. Как бы он учился?

5. Какая у него любимая поза?

6. Какие чувства чаще всего он испытывает?

7. Какие слова чаще всего использует в своей речи?

8. Если бы на него «наехали», то как бы он повел себя?

9. Если бы его похвалили, то что бы он сделал?

10. Если бы его обидели, то чтобы он сделал?

11. В кого он может влюбиться или кто в него может влюбиться?

12. Если бы ты надел на себя эту маску, то что она бы тебе дала, что бы ты хотел взять у этой маски? Когда это маска может помочь? Когда ( в какой ситуации) она может навредить?

Как работает метафора? В данной ситуации метафора «маска, которую надевают люди» помогает подростку открыть в себе новые качества, выбрать новые способы действия в разных ситуациях, отреагировать чувства. При обсуждении разных способов поведения людей в различных ситуациях психологу (педагогу) совместно с подростком удается рассмотреть большой спектр жизненных ситуаций и способов решения конкретных проблем, в процессе такой психологической работы у подростка появляется больше доверия к людям, эмоциональная открытость, доступность адекватного, неагрессивного реагирования.

Ситуация 5.

Подросток робкий, в себе неуверен; считает, что его никто не замечает; из-за малейших трудностей расстраивается, плачет; испытывает трудности общения со сверстниками. В такой ситуации можно предложить метафору «Кокос: снаружи и внутри», который снаружи невзрачный, но имеет вкусное молоко и очень нежную мякоть. А чтобы узнать вкус кокоса, его необходимо попробовать.

Техника работы:

  • изучение внутренних ресурсов подростка с помощью арт-средств: коллаж, «карта моих ресурсов», «сокровища моей дущи» и др.;

  • демонстрация своих хобби сверстникам;

  • организация мастер-класса по тому, что хорошо получается (хобби, способности в какой-либо области искусства, увлечения);

  • обратная позитивная связь от группы (поддержка, комплимент).

Как работает метафора? В данной ситуации метафора помогает побудить подростка к самоисследованию, к желанию самовыражаться подростка, который имеет сильные запреты на проявление чувств, и прибавляет ему уверенности в собственных возможностях и собственной значимости.

Метафора позволяет работать с большим диапазоном подростковых проблем и позволяет достаточно быстро донести до подростка смысл тех сложностей, которые он испытывает. Она позволяет подростку самому найти способы выхода из сложившейся ситуации.

Самое главное преимущество метода метафоры – это ее безопасность. Подростку бывает непросто напрямую изложить свои проблемы, а психолог, который наблюдает за ним в школе, совместно с родителями может достаточно четко сформулировать, с какими трудностями он столкнулся.

Формы метафоры могут быть разнообразны:

– словесная, написанная на бумаге;

– нарисованная ребенком;

– заранее приготовленная психологом (тематические картинки, маски и т.д.)

Источник