Полезные инструменты и сервисы для библиотекарей

Полезные инструменты и сервисы для библиотекарей thumbnail

В мире, где Интернет содержит в себе всё, многие считают библиотеки устаревшими. И всё же в условиях информационной перегрузки библиотека – зачастую единственное место, где мы можем получить достоверную информацию или даже уникальные документы, созданные в «довебовскую» эпоху. Наверное, сейчас более, чем когда-либо для людей важна помощь библиотекаря в своевременном получении необходимой информации. Исследование, каталогизация и структурирование – области, в которых библиотекарям нет равных.

oblakaВажный вопрос, который стоит сейчас перед библиотекарями – это поиск наиболее эффективных способов взаимодействия и общения с современными технически грамотными читателями. При этом, конечно, никак нельзя забывать о бюджетных ограничениях. И облачные технологии позволяют найти ряд решений, которые отвечают веяниям времени, позволяя экономно расходовать денежные средства и вместе с тем идти в ногу с технологическими инновациями.

Приложения Google Apps позволяют использовать онлайн ставшие незаменимыми электронные таблицы, текстовые редакторы, электронную почту и календари. Одним из крупнейших пользователей этого сервиса является Публичная библиотека Лос-Анджелеса.

Zoho – альтернативный набор сервисов. Государственный университет Клейтон использует Zoho, для того чтобы упростить своим студентам процедуру обращения к библиотекарю. Библиотека университета разместила виджет «Спроси библиотекаря» на своём сайте, и в течение рабочего дня любой желающий может получить помощь онлайн.

Для отслеживания проектов, выполняемых в библиотеке Университета Южной Флориды, используется BaseСamp.

Некоторые библиотеки используют сервис DropBox, чтобы предоставить своим читателям доступ к электронным ресурсам. Это очень удобно, поскольку управление файлами сконцентрировано в одних руках.

SugarSync позволяет автоматически синхронизировать различные ресурсы между разными устройствами, при этом сохраняя историю изменений. Такой сервис очень помогает при совместной работе над документами.

Сервис HipChat предоставляет возможность проведения конференций с удалёнными пользователями. Это очень удобное средство связи для распределённых организаций.

QuestionPoint – онлайновая справочная система, позволяющая библиотекарям предоставлять профессиональную поддержку своим читателям. Эта система поддерживает коллективную работу и, если случилось так, что читатель, ранее обращавшийся к одному библиотекарю, не смог застать его на месте, то другой сотрудник сможет помочь ему.

Другой способ организовать работу с читателями – сервис ZenDesk, комбинирующий базу знаний с системой обмена мгновенными сообщениями. Читатели могут искать ответы на вопросы самостоятельно, могут обратиться к другим пользователям и, конечно, получить помощь библиотекаря.

Публичная библиотека Лонг Бич в Калифорнии использует сервис Encore для хранения своей коллекции исторических документов. Одним из несомненных плюсов этого сервиса является возможность распространения материалов через социальные сети.

Важное место среди сервисов для библиотекарей занимает LibraryThing – сервис для каталогизации личных книг. Созданный с помощью сервиса список может быть размещён на сайте библиотеки или группе в Facebook. Но это самое простое, что позволяет сделать этот сервис. Colm O’Connor из библиотеки Национального музея печати (Дублин) использовал LibraryThing чтобы создать целую библиотечную систему.

Сервисы Zapier и If This, Then Else позволяют автоматизировать рутинные операции без каких-либо навыков программирования.

OCLC и его «потомок» WorldCat позволяют библиотекам присоединиться к международному консорциуму или воспользоваться его ресурсами, такими, например, как единый каталог. Сервисы компаний 3M и OverDrive – крупнейших международных агрегаторов книг – способ предоставить читателям библиотеки доступ к электронным коллекциям современной литературы.

BiblioСommons позволяет сделать библиотечные ресурсы интерактивными. Ресурс позволяет читателям добавлять комментарии, обзоры и рейтинги.

Сайт LibGuides даёт библиотекарям мощные средства создания справочных материалов для читателей.

Компания LibLime Koha предоставляет облачные сервисы для обслуживания читателей, созданные на базе электронной библиотечной системы Koha.

Источник