Полезные и вредные привычки для младших школьников
любовь пермякова
Занятие в 1–4 классах «Полезные и вредные привычки»
Занятие в 1-4 классах «Полезные и вредные привычки».
12 декабря 2019 года.
Подготовил и провел:
социальный педагог
МБОУ «Варсковская СШ»–
Пермякова Л. А.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на нашем занятии, и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
2. Психологический настрой
– Присаживайтесь, выпрямите спинки и повторяйте за мной.
Мы – умные!
Мы – Дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
– На доске рассыпались звёзды (буквы). Соберите их, чтобы получилось слово, и вы узнаете тему нашего занятия.
– Тема нашего занятия ПРИВЫЧКИ (давайте вместе повторим тему занятия) Слайд 1
– Кто знает, что такое привычка?
(Это то, что человек привык делать не задумываясь. Почему он делает что-то именно так, потому что он привык это делать.)
-А вот точное определение слова «привычка» можно узнать в толковом словаре
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
ПРИВЫКНУТЬ
Усвоить, приобрести постоянную привычку (делать что-нибудь или поступать каким-нибудь образом). Привыкнуть курить. Привык рано вставать.
У меня есть привычка – самая простая умываться по утрам и чистить зубы.
– Давайте определим цель занятия.
Как вы думайте ребята, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
(Мы будем учиться отличать вредные и полезные привычки.)
-Как правило, у человека бывает много различных привычек. Они приносят ему либо пользу, либо вред. В зависимости от этого все привычки можно разделить на две группы. Какие? (Вредные и полезные). Слайд 2
-Как вы думаете, какие привычки надо воспитывать каждому человеку у себя, а от каких избавляться?
– Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Привычки формируются в результате многократных повторений, когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает их повторять, не задумываясь.
– А могут ли привычки оказать влияние на здоровье человека? (Да, могут)
– Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными (чистить зубы, делать зарядку, питаться в одно и то же время).
-Привычки, наносящие вред здоровью называются вредными.
– Я хочу задать вам один вопрос: «Хотите ли вы быть здоровыми и счастливыми?» (да)
– Почему? (так как здоровье – главная ценность человека)
– Но, к сожалению, часто о здоровье мы начинаем говорить, когда его теряем. А теряем зачастую по своей вине. И большую роль в этом играют вредные привычки.
– Какие вредные привычки относятся к категории опасных? (курение, алкоголизм, наркомания)
– Как же вредные привычки влияют на здоровье?
Вредными эти привычки называются потому, что от них бывает трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. От таких привычек трудно избавиться самому. Человек вынужден обращаться за помощью к психологу или врачу.
– Чтобы выработать полезные привычки, необходимо прикладывать усилия, старание. Трудно воспитать полезную привычку, но избавиться от вредной ещё сложней, это требует от человека проявления твёрдости и силы воли. Хуже всего то, что вредные привычки одного человека (например, курение, грызть ногти, опаздывать и т. д.) причиняют вред не только его здоровью, но и окружающих его людей.
Сегодня мы вместе постараемся ответить
1) Что такое привычка.
2) Узнать, на какие группы делятся привычки.
3) Определить, как влияют привычки на человек.
3. Мозговой штурм.
-Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Полезные и вредные привычки» Я попрошу вас всех встать в круг.
– Если вы услышите полезную привычку, то хлопните в ладоши вот так (хлопок, а если вредную – топните вот так: раз. два.
-делать зарядку; (Хлопок)
– опаздывать; (Топ)
– поздно ложиться спать; (Топ)
– есть много сладкого (Топ,
– есть овощи и фрукты; (Хлоп)
– целый день смотреть телевизор (Топ,
– долго сидеть за компьютером; (Топ)
– гулять на свежем воздухе (Хлоп,
– заниматься спортом; (Хлоп)
– курить (Топ)
– грызть ногти, ручку; (Топ)
– говорить обидные слова; (Топ)
– разговаривать с незнакомыми людьми (Топ);
– мыть руки перед едой; (Хлоп)
– употреблять много газировки, чипсов, сухариков;(Топ)
– чистить зубы; (Хлоп)
– выполнять домашние поручения (Хлоп)
4. Подведение итогов беседы, выводы.
-На какие 2 группы можно разделить все привычки человека?
*Послушайте отрывок из стихотворения.
«Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки,
Как же маме мне помочь?
Постирать платочки?
Мыло пениться в корыте-
Я стираю, посмотрите!»
– О каких привычках мальчика идёт речь в этом отрывке? Как можно назвать такие привычки?
(ПОЛЕЗНЫЕ)
Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными.
*Послушайте другой отрывок
«Коля, маленький лентяй,
За собою убирай!
У тебя ленивы руки:
Под столом ремень и брюки.
На полу рубашка,
Николай – неряшка!»
– О каких привычках Коли рассказывает автор? (о лени и неряшливости)
Это для него вредно или полезно? Значит, как называются такие привычки?
(ВРЕДНЫЕ)
5. Тест «Сможешь ли ты устоять?»
-Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить свои силы.
Сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском?
Перед вами лежат листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно дать ответ «да» или «нет». Отвечать нужно честно,иначе вы ничего о себе не узнаете:
Дети пишут напротив каждого пункта «да» или «нет».
1. Любишь ли ты смотреть телевизор?
2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше трех часов ежедневно?
3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?
4. Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?
6. Любишь ли ты уроки физкультуры?
7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
10. Друзья зовут тебя поиграть в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?
-Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы «да», и запишите полученное число.
Вы сказали «да»не больше 3 раз – вот ваш результат:
Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями.
Вы сказали «да» от 4 до 8 раз – ваш результат похуже.
Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Из-за этого можно попасть в зависимость от вредной привычки.
Вы сказали «да» от 9 до 10 раз – тут уже пора задуматься.
Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».
-Этот тест показывает, кому нужно работать над своим характером, укреплять свою волю, учиться самостоятельности.
Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.
-Ребята, а чтобы быть здоровыми, что в первую очередь нужно делать? Правильно, соблюдать режим дня и правильно питаться и сейчас мы это проверим.
А что помогает избавиться от многих вредных привычек?
6. Физкультминутка
Как живёшь? (Вот так)
Как идёшь? (Вот так)
Как плывёшь? (Вот так)
Как летишь? (Вот так)
Как бежишь? (Вот так)
Как шалишь? (Вот так)
Как сидишь? (Вот так)
– Молодцы!
7. ИГРА «Отгадайте героя произведения».
В. Лившиц «Неряха»
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет-
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно,
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик?
Неряха.
-О каких привычках рассказывается в стихотворении?
О вредных привычках: (не умывался, был грязнулей, неряхой, не уважал труд других людей)
Почему человека так называют? Какую привычку необходимо приобрести мальчику? (Аккуратность)
С. Маршак «Про художников и художниц»
Что за художники
Или художницы
В школу приносят
Ножи или ножницы
И вырезают
На парте узор?
Этим художникам –
Стыд и позор!
Стыд и позор Пустякову Василию:
Он нацарапал на парте фамилию,
чтобы ребята во веки веков
знали: «здесь сидел Пустяков»!
-О каких привычках рассказывается в стихотворении?
(Вредная привычка: (портить школьное имущество, полезная привычка бережное отношение к труду других людей).
8. Отгадывание загадок «Полезные вещи»
– О каких полезных вещах загадки?
Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяну – обезьяна.
Вот подвели к нему Федю Баратова
Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)
Целых 25 зубков,
Для Кудрей и Хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа)
Вроде не нежна на вид,
Но не просит пищи,
По одежде пробежит,
Она станет чище. (Щётка для одежды)
Лёг в карман и караулю,
Рёву, Плаксу и Грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Горяча и холодна,
Я всегда тебе нужна.
Позовёшь меня – бегу,
От болезней берегу. (Вода)
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка:
С мятной пастой дружит
Нам усердно служит. (Зубная щётка)
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)
– Ребята, для чего нужны эти вещи? (Ответ детей)
(Чтобы всегда содержать в чистоте и порядке своё тело, свои вещи. Быть всегда опрятными, здоровыми и красивыми).
Не зря народная мудрость гласит: “Кто аккуратен – тот людям приятен”
9. Итог занятия.
-О чем говорили сегодня?
-Какие привычки называют полезными?
– Какие вредными?
-К чему приводят вредные привычки?
-А вы помните, какова была цель занятия?
-А, мы достигли этой цели, мы научились различать полезные и вредные привычки?
-Сегодня на занятии мы поговорили о разных привычках. Как вы думаете, а вам – ученикам привычки нужны? Каким они сделают ученика?
– Ребята, что важно помнить вам, чтобы не подружиться с вредными привычками?
10. РЕФЛЕКСИЯ
-Я думаю, что каждый из вас может гордиться собой, если научится самостоятельно мыслить, если научится говорить нет любым вредным привычкам.
-Я предлагаю каждому взять листочек, написать свою вредную привычку, от которой вы хотите избавиться прямо сейчас.
-Опустите её в сундучок. Мы закроем его крепко-накрепко, чтобы ваши вредные привычки не смогли выбраться оттуда и навсегда исчезли бы из вашей жизни.
Источник
Что такое привычка. Привычки полезные и вредные.
Внеурочное занятие для младших школьников.
Цель: сформировать у учащихся представление о привычке.
Оборудование: видеопроектор, ноутбук, презентация «Привычка», рисунок дерева, листья дерева, вырезанные из бумаги, фонограмма песни «Гимнастика».
Участники занятия: учащиеся начальных классов.
Проводит: социальный педагог: Балышева М.Ю.
Ход занятия.
Слайд 2.
Педагог. В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. Во дворце жил правитель, у которого было три сына.
Слайд 3.
Педагог: отец любил своих сыновей, они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя — сыновья часто и подолгу болели.
Слайд4-5.
Педагог: правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?»
Слайд 6.
Педагог: мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».
Слайд 7.
Педагог: выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для детей своей страны. Обратите внимание на дерево (одна сторона дерева покрыта листьями, другая сторона дерева без листьев).
Педагог: здоровье человека-это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больны, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, не сможете полностью реализоваться в этом мире. На сегодняшнем занятии, мы попробуем оживить дерево и узнать, что нужно для того, чтобы был здоров человек.
Слайд 8.
Педагог: обратите внимание на буквы.
Слайд 9.
Педагог: какое слово у вас получилось? ( Ответы детей).
Что означает слово привычка? (Ответы детей).
Педагог: привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшие в жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно. Ведь не зря наши далекие предки подметили одну особенность, которую мы сейчас постараемся отгадать.
Слайд 10.
Педагог: ребята, для того, чтобы узнать эту особенность, нужно составить пословицу.
Ответы детей.
Посеешь поступок – пожнешь привычку,
Посеешь привычку – пожнешь характер,
Посеешь характер – пожнешь судьбу.
Педагог: итак, кто из вас догадался, чему будет посвящено наше занятие сегодня?
Ответы детей.
Педагог: сегодня мы будем говорить о привычках. Что такое привычка мы уже сказали. У вас есть привычки? (Ответ детей)
Какие? (Ответы детей)
Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответы детей)
Педагог: привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят, другие появляются, третьи остаются на всю жизнь. Но здоровье человека тесно связано с привычками.
Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
Мы уже с вами сказали о том, что привычки бывают полезными и вредными.
– А как вы думаете, могут ли привычки оказывать влияние на здоровье человека? (Ответ детей)
Сегодня на занятии мы попробуем оживить дерево, выполняя задания и узнавая для себя что-то новое.
Слайд 11.
1 задание «Здоровье».
«Здоровье все-без здоровья ничего».
Задание: на каждую букву слова «Здоровье» найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.
Ответы детей.
З – зарядка, Д-диета, О –отдых, Р- режим, О –отдых, В -вода, витамины, Ь, Е-еда.
Следить за своим здоровьем – это полезная привычка.
Прикрепим листик «Здоровье» на дерево (бумажный листок прикрепляется к той части дерева, которая без листьев).
Слайд 12.
2 задание «Режим».
«Здоровье не купишь – его разум дарит».
Задание: на доске режим дня, но с ошибками. Пока играет музыка необходимо восстановить в правильном режимном порядке.
7:00-подъем
13:00-обед
7:15-зарядка
14:00-отдых
8:30-завтрак
16:00- полдник
8:30-13:20 -уроки
19:00-ужин
21:00-сон
Педагог. Это примерный режим дня для школьников вашего возраста. Выполнение режима дня – это привычка? Какая привычка?
Прикрепим листик «Режим» на дерево.
Слайд 13.
4 задание «Правильное питание».
«Правильное питание-залог долголетия».
Педагог. Ребята, обратите внимание. На экране разные продукты. Выберите из них вредные и полезные продукты питания.
Очень важно перед школой поесть, нам необходим горячий завтрак из двух блюд,например, чай, каша, йогурт. В течение всего дня мы должны есть разнообразную пищу, содержащую белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Эти вещества содержаться в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах и фруктах. Интервал между приемами пищи не должен быть больше 3 – 4 часов.
Режим питания – это полезная или вредная привычка? Полезная.
А чем опасны вредные продукты? (Ответы детей).
Вредные продукты содержат сахарозаменители, ароматизаторы, специи, усилители вкуса, красители. Поэтому такие продукты вызывают различные заболевания: кариес, гастрит, дисбактериоз и другие.
Слайд 14.
Стихотворение «Полезные и вредные продукты».
Педагог: правильное питание – это полезная привычка, прикрепим листик «Полезное питание» к дереву.
Слайд 15.
Физминутка.
Педагог: ребята, у каждого из вас карточки со словами, нужно встать парами, найдя слова, подходящие друг к другу. Найдя друг друга, пара выполняет движения под музыку.
Ноги
Руки
Нос
Волосы
Зубы
Ногти
Голова
Одежда
Таз с водой
Мыло
Носовой платок
Расческа
Зубная паста
Ножницы
Головной убор.
Щетка
Правильная обувь.
Перчатки.
Слайд 16.
5 задание «Частокол».
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Педагог: ребята, разгадайте ребус.
пИоПсоРСорОтУсДЖРм
Слайд 17 «Дружи со спортом».
Педагог: спорт – это полезная привычка. Спорт это здоровье, красивая фигура, выносливость. Заниматься спортом – это какая привычка?
Прикрепляем листик «Здоровье» на дерево.
Педагог: о каких еще хороших привычках мы забыли? Кто нам напомнит? Да, вы правы! Соблюдение чистоты и порядка в доме, мытье посуды — это хорошие привычки. Полезная привычка — соблюдение правил личной гигиены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно причесанным — замечательная привычка.
Прикрепим листочки «Гигиена», «Чистота в доме» на дерево.
Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. Поговорим о них. Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь.
Какие привычки вредны для человека? (Ответы детей: курение, употребление спиртных напитков, наркомания, игромания и т. п.)
Слайд18.
Педагог: ребята, как вы понимаете пословицу: «Бедность – от лени, а болезнь – от невоздержанности»? (Ответы детей).
Педагог: если человек не привык к труду, он будет беден. А если он не привыкнет бороться со своими вредными привычками, он будет болеть. Итак, ребята, мы выяснили, что плохие привычки появляются от неумения человека сдержать себя. Плохие привычки несут человеку бедность и болезни.
Слайд 19.
Педагог: о вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения.
Слайд 20.
Педагог. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака – от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид – другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым – фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару. Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу. В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 – летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.
Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам – балеринами, певицами и др.). Курение и школьник несовместимы. Школьные годы – это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками.
Слайд 21.
Навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные.
Педагог: это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
Слайд 22.
Здоровье – это не игрушка.
Легко сломать, нельзя купить.
Давайте лучше мы подумаем, как нам его сохранить.
Педагог: в старину говорили, что здоровье приходит золотниками, а уходит пудами. Золотник- это совсем небольшой вес, примерно вес одной пятикопеечной монеты, а пуд- 16 кг. Это значит, стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье намного быстрее.
Работа в группах. Задание – разделить привычки из предложенного списка на 2 группы – полезные привычки и вредные привычки.
Слайд 23.
спать с открытой форточкой
обманывать
умываться
чистить зубы
грызть ногти
сутулиться
класть вещи на место
выполнять домашнее задание
заниматься спортом
пропускать уроки
говорить правду
лениться
курить
читать лежа
мыть за собой посуду
драться
конфликтовать
Педагог: здоровый образ жизни полностью отвергает вредные привычки. Только осознанное отношение к возможным последствиям пагубных пристрастий дает положительные результаты в искоренении вредных привычек.
Проводится игра «Волшебный стул».
Задание для детей. Сесть на стул и сказать: «Я забочусь о своем здоровье. У меня есть полезная привычка……»
Слайд 24.
Рефлексия.
– О чем вы сегодня узнали?
– Какие привычки называют полезными?
– Какие вредными?
– К чему приводят вредные привычки?
– Может ли человек сам избавиться от вредной привычки? Что для этого необходимо сделать?
– Какой основной вывод можем сделать?
Слайд 25.
Вывод
Существуют разные привычки: полезные и вредные. Хорошие привычки можно в себе развить. Надо стараться вести себя так, чтобы не приобретать плохих привычек. Не иметь вредной привычки помогает сила воли. Избавиться от плохой привычки тоже нужна сила воли.
Заключительная часть: подведение итогов занятия.
Педагог. Посмотрите на наше дерево, что с ним произошло?
(Ответы детей).
Педагог: каждый человек хозяин своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь не проживут ни родители, ни учителя, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так и будет.
Источник