Полезные и вредные микроорганизмы 7кл урок
Технология Класс 7. Урок №2. Дата 06.09 2016г.
Тема урока: Понятие о микроорганизмах. ПР «Определение срока годности консервов».
Правила гигиены, санитарии, безопасной работы.
Цели урока:
Образовательная: формировать представление о микроорганизмах, их воздействии на пищевые продукты, развивать умения и навыки безопасной работы, соблюдение правил санитарии и гигиены, профилактики пищевых отравлений и инфекций, выяснить последствия их несоблюдения;
развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, развитию речи учащихся, их самостоятельности;
воспитательная: способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности.
Задачи урока:
– учащиеся самостоятельно, используя информацию из учебника, интернета определяют полезные и вредные микроорганизмы;
– учащиеся знакомятся с источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека;
– учащиеся определяют, что может привести к пищевому отравлению, признаками пищевого отравления, способами профилактики инфекций;
– оказание первой помощи при пищевых отравлениях;
Научиться соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с пищевыми продуктами.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, метод проектов.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Словарная работа: микроорганизмы, инфекция, пищевые отравления.
Дидактическое обеспечение: табл. “Правила безопасной работы”, карточки-задания, презентация «Микроорганизмы». Набор продуктов с маркировкой сроков годности (консервы, кетчуп, сметана, творог йогурт, упаковки от лекарств).
Тип урока: комбинированный использованием новых информационных технологий.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Мотивация и целеполагание. Слайд-фильм о микроорганизмах. (учащиеся сами называют тему урока) просьба сформулировать цели. Результатом нашей работы должен стать проект «Правила профилактики пищевых инфекций».
3. Актуализация знаний учащихся.
Издавна знакомы человечеству и повальные заболевания, уносившие порой население целых сел и городов. И немало несчастных было обвинено в колдовстве и сожжено на кострах инквизиции за “напущение” чумы или холеры, прежде чем были установлены истинные виновники бедствий. (Последствия раскопок египетских пирамид, открытие пенициллина, создание сыра «рокфор» и др.)
Постановка проблемы.
Что за невидимые помощники, которые вызывают полезные людям превращения?
4. Изучение нового материала. Словесно – иллюстративный рассказ.
Однажды голландский естествоиспытатель Антон Левенгук (1632 – 1723), собственноручно шлифовавший линзы и собиравший простейшие микроскопы, с удивлением обнаружил в дождевой капле воды мельчайшие живые организмы – микроорганизмы, или микробы.
Микроорганизмы – организмы, не различимые невооруженным взглядом. К ним относятся грибы, простейшие, бактерии, вирусы.
Микроорганизмы находятся буквально везде: в почве, воде, воздухе, в организме и на поверхности тела человека и животных, на растениях, различных предметах, в пищевых продуктах. Причем, не только находятся, но и играют важную роль в круговороте веществ в природе. Вот хотя бы одна цепочка: микробы разлагают все отмершее и умершее: растения и тела животных, — превращая их в почву. А та снова рождает и питает новые поколения растений, они в свою очередь питают собой животных, те дают пищу человеку.
Задание: по ходу работы группы заполняют предложенную форму, предварительно ознакомившись с материалом учебника и в карточках, предлагают правила профилактики пищевых инфекций.
1-я гр. Полезные микроорганизмы: а) дрожжи – одноклеточные пекарские грибки.
Микроорганизмы получили широкое распространение в кулинарии в процессе приготовления теста (процесс брожения), что повышает выход (количество) готовой выпечки и ее качество; также они применяются в виноделии для ускорения выделения соков из плодов и ягод;
б) молочнокислые бактерии – без применения микроорганизмов невозможно производство кисломолочных продуктов, квашеные овощи заквашиваются тоже этими бактериями, синтезируя витамины В1, В2, В3, В6 и В9;
в) кефирный грибок – совместное существование микроорганизмов, но сохраняются не более 2-х недель, поэтому йогурты с большими сроками хранения менее полезны;
в) микроорганизмы используются в спиртоваренной промышленности при получении дрожжей, в медицинской промышленности при производстве лекарств.
Впрочем, не все микроорганизмы приносят человеку пользу. Пищевые продукты – прекрасная питательная среда для развития микроорганизмов. Во влажной среде, содержащей питательные вещества, при благоприятных условиях начинают размножаться микробы, вызывая разложение составных частей пищевых продуктов, в результате чего они становятся непригодными к потреблению (особенно быстро происходит размножение микроорганизмов в мясе, рыбе, молоке яйцах, жирах, овощах и плодах.
2-я гр. Вредные микроорганизмы: а) плесневелые грибы – появляются на сладостях, мясе и сыре, развиваются в теплой и влажной среде. Жара и солнечный свет убивают их.
б) дрожжевые грибки – размножаются на пищевых продуктах, содержащих влагу и сахар, продукты начинают бродить. Содержание их в холоде убивает грибки.
в) сальмонеллы – палочки, вызывающие тяжелые отравления, трудно распознаваемы, т. к. не изменяют вид, цвет и вкус блюд. Для профилактики сальмонеллеза сырые и готовые продукты режут на отдельных разделочных досках, сырые яйца тщательно моют.
в) ботулинус – вызывает ботулизм, тяжелое пищевое отравление, проявляется во вздутии консервных банок; Способ борьбы – воздействие
г) золотистый стафилококк – вызывает ангину, воспалительные процессы, гнойнички. Не изменяет вкус, цвет, запах продукта. Для профилактики соблюдают личную гигиену и хранят при +2- 4о С.
3-я гр. Внешние факторы, влияющие на развитие микроорганизмов.
Возбудители пищевых инфекций устойчивы к различным воздействиям и длительно сохраняются во внешней среде: в водопроводной воде – до 3 месяцев, на овощах и фруктах – от 5 до 14 недель. Молоко, бифштексы, котлеты, студень, салаты — являются наиболее благоприятной средой для возбудителей пищевых инфекций, в них микробы могут размножаться при температуре 20—40°С.
Как люди, изменяя внешние факторы, подавляют развитие микроорганизмов?
- Температура. Оптимальная температура для размножения микроорганизмов 20…25°С. Низкая (6…20°С и высокая (45…50°С) температуры замедляют или прекращают рост микроорганизмов.
- Влажность. Продукты, содержащие большое количество влаги, быстро портятся, т.к. в воде хорошо растворяются питательные для микроорганизмов вещества. Если в продукте уменьшить количество влаги, то продлится срок его хранения.
- Кислотность среды. Большинство микроорганизмов не выносят повышенной кислотности. Поэтому при консервировании овощей, их квашении и мариновании микроорганизмы погибают под воздействием молочной или уксусной кислоты.
- Микроорганизмы погибают под влиянием повышенной концентрации соли и сахара. Вот почему долго хранятся соленые рыба и мясо, различные джемы, варенья, повидло.
- Биологические факторы. Фитонциды – вещества содержащиеся в луке, чесноке, хрене, убивают многие болезнетворные микробы.
4-я гр. Пищевые отравления – заболевания, возникающие в результате употребления пищи, инфицированной определенными видами микроорганизмов или содержащей токсические вещества(ботулизм, стафилококк, сальмонеллы, др. При попадании в организм болезнетворных микробов в нем развивается болезнь.
Немикробные пищевые отравления — отравления продуктами, ядовитыми по своей природе.
Симптомы: боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, в тяжелых случаях потеря сознания.
Микробные пищевые отравления не передаются от больного человека к здоровому, а имеют только пищевой путь передачи. Если вы обнаружили у кого-либо признаки пищевого отравления, необходимо вызвать «скорую помощь», но до прибытия врача следует, по возможности, правильно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.
Необходимо выяснить, какой продукт стал причиной отравления,
и сделать его недоступным для других.
Если пострадавший в сознании, нужно промыть ему желудок: дать выпить три-четыре стакана бледно-розового раствора марганцовокислого калия (марганцовки) и вызвать рвоту, надавливая на корень языка пальцем или ложкой.
После промывания желудка рекомендуется приготовить раствор активированного угля: 20-30 таблеток залить стаканом холодной кипяченой воды, размешать до кашеобразного состояния и дать выпить пострадавшему.
Через два-три часа повторно промыть желудок. Промывание желудка следует повторить два-три раза (если порекомендует врач).
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения на расслабление мышц шейного отдела позвоночника, кистей рук и упражнения для глаз.
Затем каждая группа докладывает о своей работе ( кратко) и все вместе составляют правила предупреждения пищевых инфекций:
Есть общие правила, при соблюдении которых можно избежать или предупредить пищевые инфекции.
1. Перед приемом и приготовлением пищи обязательно мойте руки с мылом.
2. При приготовлении пищи пользуйтесь только инструментами и приспособлениями с соответствующей маркировкой.
3. После работы тщательно убирайте рабочее место.
4. Инвентарь и посуду храните в строго отведенном месте.
5. Не допускайте совместного хранения сырья и готовой продукции.
6. Не употребляйте в пищу продукты с истекшим сроком хранения и сомнительного происхождения.
7. Соблюдайте правила и сроки хранения продуктов.
8. Применяйте достаточную тепловую обработку пищевых продуктов.
9. Если продукты не требуют дальнейшей тепловой обработки, тщательно промойте их теплой, а затем горячей водой.
10. Не допускать наличия мух, тараканов, грызунов.
11. Использовать только мясо, прошедшее ветеринарно-санитарный контроль, имеющее клеймо.
12. Куриные яйца перед использованием мыть.
13. Все баночные консервы хранить в холодильнике, и проверять их на бомбаж (вздутие консервной банки).
14. Тщательно очищать картофель и удалять глазки.
15. Использовать безопасную посуду.
5. Закрепление
Вопросы для повторения:
1. Что такое микроорганизмы? Какие полезные и вредные воздействия они оказывают на пищевые продукты?
2. Почему пищевые инфекции имеют второе название – «Болезни грязных рук»?
3. Назовите источники и пути проникновения болезнетворных микроорганизмов в организм человека.
Задание: Из предложенных вариантов ответов на вопросы исключить неверные
1 . Вопрос : В каких процессах участвуют полезные микроорганизмы ?
Ответы: Квашение, брожение, плесневение .
2. Вопрос : Болезнями грязных рук являются…
Ответы: Ангина, дизентерия, гепатит, ОРЗ .
3. Вопрос: Переносчиками пищевых инфекций могут быть:
Ответы: Больные, мухи, блохи, грызуны.
4. Вопрос: Признаками пищевого отравления являются:
Ответы: Рвота, чихание, резкая слабость, насморк, понос.
5. Как правильно оказать 1-ю доврачебную помощь при пищевом отравлении?
Ответ: Дать сладкий чай, активированный уголь, вызвать рвоту, вызвать врача.
7. ПР «Определение срока годности продуктов и лекарств» – учащиеся рассматривают маркировку продуктов и определяют годность или просроченность и делают выводы.
8.Рефлексия. Что мы делали на уроке? Что у нас получилось сразу? Над чем мы размышляли? Что надо запомнить? Как я оцениваю свою работу?
9. Домашнее задание § 1, знать профилактику пищевых инфекций; проверить с родителями аптечку и сроки годности лекарств, содержимое холодильника (инд.)
Краткое описание документа:
Раздел: Кулинария. Физиология питания 7 класс.
Тема урока: Физиология питания. Микроорганизмы.
Цель урока:
познакомить с полезным и вредным воздействием микроорганизмов на пищевые продукты.
Задачи урока:
дать учащимся понятие о микроорганизмах;
познакомить с источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека;
заболеваниями, передающимися через пищу, способами профилактики инфекций;
учить приёмам оказания первой помощи при пищевых отравлениях;
формировать навыки соблюдения санитарно-гигиенических правил при работе с пищевыми продуктами.
Оборудование: учебник по технологии 7 класс, рабочая тетрадь, компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Тип урока: объяснение нового материала, урок с использованием новых информационных технологий.
Ход урока
1.Организационная часть.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Сообщение темы, цели урока (слайд 2).
2.Изучение нового материала.
Словесно – иллюстративный рассказ.
Ребята, скажите кто такой Антон Левенгук. Давайте найдем о нем информацию… Молодцы. Так вот…
(Слайд 2 ) Однажды голландский естествоиспытатель Антон Левенгук (1632 – 1723), собственноручно шлифовавший линзы и собиравший простейшие микроскопы, с удивлением обнаружил в дождевой капле воды мельчайшие живые организмы – микроорганизмы, или микробы.
Что же такое микроорганизмы (м.о.). Теперь разделимся на 3 группы и найдем информацию о бактериях, плесени, дрожжах.
(Слайд 3 ) М.О – живые существа, жизнь которых зависит от условий внешней среды, в которой они находятся.
Учитель: Ребята, так кто же относится к м.о.?
Ответы учащихся.
Учитель: Молодцы. К м.о. относятся бактерии, плесени, дрожжи.
М.о. насыщена вся окружающая человека среда: вода, почва, воздух, продукты питания и т. д.
Учитель: Как вы думаете м.о.полезны или вредны.
Ответы учащихся.
Со времени открытия Левенгука ученые стремятся глубже изучить свойства микроорганизмов и использовать полученные знания в хозяйственной деятельности.
Из всего многообразия м. о. большинство безвредно, а нередко даже полезно для человека. Так, благодаря жизнедеятельности микробов происходит разложение и минерализация животных и растительных остатков, попадающих в почву. Без м.о. наша планета выглядела бы совсем по-другому. Они творцы процесса круговорота веществ в природе. Микробы разлагают все отмершее и умершее, превращая их в почву. Почва же снова рождает и питает новые поколения растений, которые, в свою очередь, питают животных, а животные дают пищу человеку.
МО (бактерии, плесени, дрожжи)
ПОЛЕЗНЫЕ ВРЕДНЫЕ
Учитель: а где же используют полезные м.о. Самостоятельный поиск информации.
Ответы учащихся.
(Слайд 4 -10)Полезные м.о. работают на человека, их используют:
1. В кулинарии в процессах приготовления теста (процесс брожения);
2. Дрожжи применяют в хлебопечении, улучшая качество мучных изделий.
3. Возбудители спиртового брожения – дрожжи – в различных отраслях пищевой промышленности;
4. Молочнокислые бактерии участвуют в производстве кисломолочных продуктов, квашении овощей, изготовлении кваса.
5. Широкое применение находят и продукты жизнедеятельности м.о.- ферменты. Они применяются более чем в 20 отраслях легкой, пищевой и медицинской промышленности.
(Слайд 11 )Учитель: а как могут влиять вредные м.о.
Ответы учащихся.
(Слайд 12 )Помимо полезных, существуют вредные микроорганизмы и ферменты, вызывающие порчу пищевых продуктов. При этом происходят главным образом процессы гниения, брожения и плесневения. Поэтому, занимаясь приготовлением пищи в домашних условиях, необходимо учитывать постоянное вмешательство бактерий и микробов во все процессы обработки и сохранения продуктов.
Кроме того, существует большое количество болезнетворных микроорганизмов, способных вызывать заболевания. При попадании в организм человека они могут вызвать пищевые инфекции.
(Слайд 13)Инфекция – совокупность явлений, возникающих и развивающихся в организме при внедрении и размножении болезнетворных микробов.
К заболеваниям, передающимся через пищу, относится брюшной тиф, дизентерия, холера, сальмонеллез, инфекционный гепатит и др. Признаки заболевания – это боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, а в тяжелых случаях потеря сознания.
(Слайд 14 )Заражение может происходить при контакте с больными, при употреблении загрязненной воды или инфицированных пищевых продуктов, кроме того, возбудителями болезни могут быть мухи, тараканы и грызуны. Пищевые инфекции имеют второе название – «Болезни грязных рук». Патогенные микробы долго сохраняют жизнеспособность. Срок выживания их зависит от вида продукта и условий внешней среды, особенно температуры хранения.
А сейчас немного отдохнем: физминутка
Комплекс 1.
Упражнение 1.
И.п. – руки за голову.
1-3 – поднимаясь на носки, руки вверх, потянуться,
4 – и.п.
Упражнение 2.
И.п. – то же.
1-2 – присед, руки на пояс,
3-4 – и.п.
Упражнение 3.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 – поворот туловища вправо, руки вправо.
2 – и.п.
3-4 – то же влево.
Упражнение 4.
И.п. – основная стойка.
1-4 – поднимаясь на носки, руки вверх, сжимая и разжимая пальцы,
5-8 – и.п. (6-8 повторений).
(Слайд 15 ) Болезнетворные м.о. гораздо опаснее гнилостных. Если на продукты попали гнилостные микробы и в результате продукты испортились, эту порчу можно обнаружить . Болезнетворные же м.о.распознаются труднее. Самые опасные из них- бактерии ботулизма, которые попадая на пищевые продукты, вначале не дают видимых признаков порчи, но вырабатывают сильнодействующий яд, вызывающий отравление. Заражение пищевыми инфекциями происходит при употреблении в пищу зараженных болезнетворными м.о. продуктов питания, продуктов с истекшим сроком годности, а так же при несоблюдении правил личной и санитарной гигиены.
Пищевые отравления можно разбить на три группы:
Микробные – не передаются от больного человека здоровому, а имеют только пищевой путь передачи.
(Слайд 16-19) Немикробного происхождения – могут быть вызваны
а) продуктами растительного и животного происхождения, ядовитыми по своей природе;
Ø Отравление несъедобными грибами – это очень тяжелое заболевание, сопровождающееся поражением нервной системы и высокой смертностью.
Ø Отравление ядовитыми растениями – чаще у детей беленой, белодонной, болиголовом.
Ø Отравление ядовитыми продуктами животного происхождения. Некоторые виды рыб во время нереста вырабатывают ядовитые для человека веществ.
б)продуктами растительного и животного происхождения, съедобными по своей природе, но проявившими по какой-либо причине ядовитые свойства:
Ø Отравления соланином – ядом, содержащимся в картофеле; бобами фасоли, горькими ядрами косточковых плодов.
в) ядовитыми примесями к пищевым продуктам:
Ø Ядовитые примеси растительного происхождения – семена растений софоры, гелиотропа, грибками (спорыньей и головней)
Ø Отравления примесями химического происхождения происходит при переходе их в пищевые продукты из материалов, оборудования, тары и упаковки
Ø Нитратами и нитритами, используемыми в качестве добавок при производстве колбасных изделий или в качестве консервантов.
Неуточненного происхождения.
В пищевые продукты растительного и животного происхождения химические вещества могут попасть из окружающей среды.
Пищевые отравления характеризуются следующими признаками:
внезапным началом, острым течением, болью в области живота, рвотой, поносом, слабостью.
Если же случилось пищевое отравление, необходимо вызвать врача, а до его прихода оказать первую медицинск