Полезные и вредные бактерии для дошкольников
Валентина Нигматуллина
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Микробы-вредные и полезные»
Тема: «Микробы-полезные и вредные»
Цель: – формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Задачи:
1.Образовательные:
-дать детям простейшее понятие о полезных и вредных (болезнетворных) микроорганизмах-микробах (бактериях); познакомить детей с микроскопом; с простыми способами борьбы с вредными микробами;активизировать словарь детей словами: микроскоп, микробы, бактерии
2.Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, любознательность, коммуникативно-речевые способности
3.Воспитательные:
– воспитывать культурно – гигиенические навыки, отзывчивость, доброжелательность друг к другу.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Материал и оборудование: ватные мешочки для игры
Демонстрационный материал- микроскоп
Приложение №1- портрет Г. Остера, сказка Г. Остера
Приложение №2- картинки с изображением микробов,
Приложение №3- картинки с изображением продуктов, содержащих полезные бактерии
Раздаточный материал – Приложение №5 – сюжетные картинки под номерами 1,2,3,4,5: «солнышки» и «тучки»
Ход НОД
1. Организация начала занятия. Подведение к теме занятия.
Коммуникативно-речевая игра «Здравствуйте!»
Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
-Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Предлагаю поздороваться и с ними. Молодцы, присаживайтесь.
-Ребята. Скажите, пожалуйста, вы любите сказки? Сейчас я вам прочитаю авторскую сказку. Называется она «Как Петька спас свою родную каплю». Написал это произведение известный детский писатель Григорий Остер. (показ портрета) Вы очень внимательно послушаете сказку и скажете после прочтения, о ком она. В этой сказке скрывается тема нашего сегодняшнего занятия.
Чтение воспитателем сказки из книги Г. Остера «Петька-микроб»
-Итак, ребята, о ком эта сказка?
-Почему все хвалили Петьку? Что он сделал? Почему он отговорил Муравья попить воды?
-Чему учит сказка?
-О чём мы сегодня будем говорить на занятии?
-Сегодня на занятии мы постараемся больше узнать о микробах, узнаем, где они обитают, как они попадают в организм человека и как с ними бороться.
2. Основная часть занятия. Обобщение и закрепление знаний детей.
-Ребята, очень внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Почему?
– Микробы (бактерии)– это очень маленькие существа-микроорганизмы. Это такие шарики и палочки, которые мы не можем видеть простым взглядом. Их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. (показ прибора)
-Посмотрите на доску. Вы видите здесь изображения микробов, увеличенных с помощью микроскопа. Если рассматривать под микроскопом микробов, то можно увидеть, как они выглядят, как двигаются и размножаются.
– А кто же они такие, эти микробы?
Микроб -это невидимый злодей,
Враг честных и простых людей.
Несмотря на крошечные размеры, микробы – существа могущественные. Стоит им только пробраться в организм человека, они начинают там разбойничать и размножаться. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу. Это вредные микробы.
Микробы бывают не только вредные, но и полезные. Они помогают нашему пищеварению и даже защищают наш организм от вторжения некоторых инфекций. Полезные бактерии используют при создании разных лекарств,при выработке молочных продуктов: кефира, йогурта, сметаны, в сельском хозяйстве для создания удобрений для растений.
Ребята, приглашаю вас сегодня в научно-исследовательскую лабораторию. Мы, как настоящие учёные, выясним, где обитают вредные – болезнетворные микробы, как они попадают в наш организм и как с ними можно бороться. Но сначала отдохнём.
Динамическая пауза «1,2,3,4,5 – начинаем отдыхать!»
-Продолжаем занятие. Учёные, готовы к исследованиям?
-Итак, из серии картинок давайте сейчас выясним, где обитают вредные – болезнетворные микробы, как они попадают в наш организм и как с ними можно бороться. Работаем в парах. Помогайте друг другу, не ссорьтесь, договаривайтесь.
Работа по картинке № 1 – были микробы на яблоке, ребёнок съел немытое яблоко и вот микробы в организме.
-Как бы вы повели себя в этой ситуации?
Работа по картинке № 2 – микробы были в земле и на траве, ребёнок играл на улице – микробы прилипли к пальцам, потом он пошёл домой и, не помыв руки, стал есть, и микробы снова в организме.
-Правильно ли сделал ребёнок?
Упражнение «Продолжи предложение»
– Ребята, рассмотрите следующие картинки и расскажите сами, как микробы попали в организм детей.Ответ свой начинайте словами: Микроб был….И обязательно обоснуйте, прав герой или нет?
Работа по картинкам № 3, 4, 5
Зрительная гимнастика «Глазки влево…»
Мы с вами выяснили, что микробы бывают не только на грязных руках и предметах. Они живут и в человеке и могут попадать от одного человека к другому. Как это происходит? при чихании и кашле.
-Этот способ называется прямым заражением. Когда люди чихают и не закрывают рот, микробы разлетаются на 10 метров. Чтобы вы себе это представили, предлагаю вам игру.
(Дети делятся на 2 команды: чихающие и заражающиеся. «Чихающие» бросают мешочки, «заражающиеся» увертываются)
-Тяжело пришлось заражающимся. Что нужно делать, чтобы микробы так не разлетались?
-А сейчас мы поиграем в игру «Это правда или нет?», вы должны отвечать «да» или «нет», но не словами, а движениями. Если ответ «да», попрыгайте, если ответ «нет» – присядьте. Будьте внимательны. Эта игра вам поможет запомнить правила, которые вы должны выполнять, что бы вредные микробы не попадали в ваш организм.
Вас прошу я дать ответ:
Это правда или нет?
Чтоб с микробами не знаться
Надо, дети, закаляться? (прыжки)
Никогда чтоб не хворать,
Надо целый день проспать? (приседание)
Если хочешь сильным быть
Со спортом надобно дружить? (прыжки)
Чтоб зимою не болеть,
На улице надо петь? (приседание)
И от гриппа, от ангины
Нас спасают витамины? (прыжки)
Будешь кушать лук, чеснок –
Тебя простуда не найдет? (прыжки)
Хочешь самым крепким стать?
Сосульки начинай лизать! (приседание)
Ешь побольше витаминов –
Будешь сильным и красивым? (прыжки).
3. Итог занятия. Рефлексия.
-Вот и закончился наш день в научно исследовательском центре. Мы сегодня с вами в научной лаборатории провели много важных и нужных исследований и выяснили, что микробы могут быть повсюду. Где же мы увидели и нашли микробов? (Ответы детей)
-Какие правила нужно всегда помнить, чтобы вредные микробы не попали в наш организм? (ответы детей).
– Что вы узнали нового? Какие новые слова услышали и запомнили?
-Солнышком или тучкой расскажите о своём отношении к занятию (понравилось-солнышко, не понравилось-тучка).
-Спасибо вам, за то, что вы были такими активными и любознательными.
Слайд 1
Микробы Твои первые уроки здоровья Яцкина Нина Михайловна МКДОУ №2 «Ласточка Г. Семилуки 2014г.
Слайд 2
Там, где грязь, живут микробы. Мелкие — не увидать. Их, микробов, очень много, Невозможно сосчитать. Среди микробов есть наши друзья и враги. С теми и другими мы должны научиться правильно себя вести, чтобы оставаться здоровыми. Микробы – друзья и враги человека, поэтому следует быть крайне осторожными.
Слайд 3
Вот капля воды, посмотри, сколько на ней микробов! Ты ничего не видишь? Правильно, потому что микробы очень маленькие, меньше капельки, их так просто не разглядеть.
Слайд 4
Маленькие, да удаленькие микробы – друзья и враги человека. Размер микробов – друзей и врагов человека составляет от тысячных до миллионных долей миллиметра, рассмотреть их можно только под микроскопом.
Слайд 5
Мельче комаров и мошек В много-много тысяч раз. Тьма невидимых зверушек Жить предпочитает в нас. Микрофлора организма человека «весит» до 1,5 кг. Бактерии живут на коже, слизистых оболочках, в органах пищеварительной системы, выполняя роль наших помощников и защитников. «Вредные» микробы – также чувствуют себя в нашем теле весьма комфортно, а при ослаблении иммунитета и вовсе «распоясываются », провоцируя различные заболевания.
Слайд 6
Частое мытье рук для современного человека не просто признак хорошего воспитания и аккуратности. Эта несложная процедура способна защитить от опасных заболеваний, ведь именно через грязные руки микробы-возбудители попадают в наш организм.
Слайд 7
Мытье рук с соблюдением определенных правил – один из лучших способов профилактики, который требует только мыла и теплой воды.
Слайд 8
Если мы будем коротко стричь ногти, под ними не будет черной каемки грязи и, конечно, бактерии содержащиеся в ней, не попадут к нам внутрь, и мы не будем болеть Тоже самое можно сказать о носовом платочке. Он необходим при кашле и чихании. Надо отворачиваться и прикрываться им, чтобы микробы не летели на товарищей.
Слайд 9
Всем известно, что при царапинах и порезах нужно смазать рану дезинфицирующим веществом: спиртом, перекисью водорода или йодом, чтобы не оставить микробам шансов.
Слайд 10
Если грязными руками Кушать или трогать рот, Непременно от микробов Сильно заболит живот.
Слайд 11
Хорошей питательной средой для микробов являются продукты , содержащие много воды (молоко, бульоны), а также мясо, рыба и т. д.
Слайд 12
В местах скопления людей (метро, общественный транспорт, супермаркеты, концертные и кинозалы) количество микробов доходит до 300 тысяч на один кубический метр.
Слайд 13
На открытом воздухе микробов значительно меньше, поэтому очень полезно гулять на свежем воздухе в лесу, в парке.
Слайд 14
Большинство людей уверены, что от микробов — один вред и их нужно стремиться уничтожать всеми доступными средствами: начиная с мытья рук и заканчивая обработкой каждого квадратного сантиметра квартиры . Но это не так есть много полезных микробов.
Слайд 15
Запахи лука и чеснока полезны. Они уничтожают микробы разных болезней. Поэтому чаще нужно употреблять лук и чеснок в пище, для организма они очень полезны. Пенящийся квас, мягкий ноздреватый хлеб — мы бы не попробовали их, если бы не наши друзья — микроорганизмы.
Слайд 16
Полезные микроорганизмы, которые обитают в организме человека помогают бороться с болезнями, участвуют в пищеварении.
Слайд 17
Мельчайшие живые существа играют на Земле свою неоценимую роль. Бактерии преобразовывают органические вещества в неорганические, очищая нашу планету от мусора.
Слайд 18
Игра Полезно Вредно
Наталья Безрукова
Проект на тему «Микробы»
Проект тема: «Микробы»
Руководитель: Безрукова
Наталья Васильевна, воспитатель детского сада «Петушок» г. Нефтегорска
Введение.
Человек в течение жизни подвержен многим инфекциям. Попадая в организм через грязные руки, немытые овощи и фрукты, воду или дыхание бактерии могут вызывать опасные заболевания.Бактерии живут всюду: в воздухе, на земле, в воде и почве, в растениях и животных. Невидимые простым глазом бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь. И чтобы оградить себя от этих заболеваний, дети должны с малых лет знать, как бороться с этими инфекциями. Должны усвоить культурно – гигиенические навыки, которые обезопасят их здоровье.
Цель исследования – формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о микробах, оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека.
Задачи:
– получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
– узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
– подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью;
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы детьми в окружающей их жизни.
Основная часть.
Первый этап – проблемная ситуация. Проблема возникла во время проведения гигиенических процедур, когда дети мыли руки,возник вопрос: «Говорят, нужно мыть руки перед едой, а то на них много микробов, так что же такое микробы?» Так возникла проблема. Дети стали выдвигать различные предположения, рассуждать о том, что они знают о микробах. Вместе с детьми была заполнена карта познания, дети отвечали на вопрос «Что я знаю о микробах?». Это позволило узнать, какими знаниями владеют дети. Затем была заполнена карта познания «Что я хочу узнать?». Это помогло на этапе планирования выбрать наиболее интересующую и посильную тему для дальнейших исследований. Здесь же были затронуты детьми и вопросы, касающиеся осознанного отношения к своему здоровью,потребности к здоровому образу жизни: «Можно ли увидеть микробы?», «Где живут микробы?», «Как микробы передвигаются?», «Что едят микробы?», «Так ли опасны микробы для человека?», «Как микробы появляются?», «Как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм?».
Второй этап – планирование работы. Дети высказывали свои идеи реализации проекта. Были выбраны темы проектов, ими как, было сказано выше, явились вопросы, заявленные детьми в разделе «Что я хочу узнать?», это очень важно для поддержки детской познавательной инициативы. Здесь же обсуждалось, что можно сделать в условиях детского сада, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы, к кому обратиться за помощью.В итоге были выбраны направления исследований: «Так ли опасны микробы для человека?», «Как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм?» «Можно ли увидеть микробы?»,
«Полезные и вредные микробы?».
Третий этап – исследовательский.
№ Виды деятельности Пути реализации Задачи
1.Игровая Дидактические игры: «Часы здоровья», «Умею – не умею»,
«Найди пару», «Угадай на ощупь», «Правила гигиены»,
«Хорошо или плохо», «Вредные или полезные», «Это можно или нет», «Мой день», «Опасно не опасно». Систематизировать представления детей о здоровье, чистоте и здоровом образе жизни
2. Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы
К. И. Чуковский
«Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», С. Прокофьев «Румяные щеки», Г. Б. Остер «Петька – микроб».
Рассматривание иллюстраций журналов, энциклопедий. Развивать способность внимательно слушать, рассуждать, выражать собственные эмоции.
3. Изобразительная Рисование «Мы микробов не боимся» (кляксография)
Коллективная аппликация «Овощи и фрукты – полезные продукты» Развивать фантазию, творчество, самостоятельность.
4. Познавательно – исследовательская
Знакомство с оптическим прибором – микроскоп.
Опыты: «Что за зверь – плесень?», «Кислое молоко»Наблюдения: «Такой разный микроб».
Исследовательская игра: «Чистые руки», «Чих» Расширять знания детей о свойствах микробов.
5. Совместная деятельность с родителями Подбор литературы для проекта.
Помощь в организации экспериментов.
Пополнение развивающей предметно – пространственной среды. Привлечь родителей к совместной деятельности.
6. Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры, игры – эстафеты, физкультминутки, гимнастика после дневного сна. Прививать любовь к физической культуре и спорту, формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
7.Коммуникативная Беседы:
– о полезных и вредных микробах,
– береги здоровье.
Составление рассказов и сказок о здоровье.
Загадки про здоровье. Дать общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо заботиться. Развивать коммуникативные навыки, связную речь.
Четвертый этап – презентация. Систематизировав накопленный за время проекта материал, была подготовлена мультимедийная презентация, ее представили Антипов Алексей и Кочеткова Вероника воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности № 6.
Презентация.
Самое дорогое у человека – это здоровье. И чтобы его сохранить, с детства мы должны знать,сколько опасностей подстерегает ребенка: вирусы, инфекции, различные болезни.
Чтобы обезопасить себя, уметь вести борьбу с заболеваниями, мы предлагаем свой проект «Такие разные микробы».
Алёша: Изучаем мы микробы, знаешь Вероника, что такое?
Вероника: Да, я знаю, что микроб –ужасно вредное животное: коварное и главное щекотное. Такое вот животное в живот залезет и спокойно там живет. А от него полно хлопот и насморк, и чихание, и пот.
Алёша: Когда мы стали рассматривать этих животных под микроскопом, то увидели палочки, точки, шарики, которые дышат, двигаются и подпрыгивают как мячики.
Вероника: Здорово, Алёша! Покажи, как они прыгают?
Алёша: Да вот так (подпрыгивает то на одной, то на другой ноге).
Вероника: А вот Наталья Васильевна нам сказала, что мы их без микроскопа не увидим. Микробов много на волосах, на теле и особенно на руках. Для этого надо чаще мыть руки.
Вероника: А ты сегодня мыл руки, Лёша?
Алёша: Конечно мыл. Я руки мою несколько раз в день с мылом.
Вероника: Молодец! Значит, у тебя на руках нет микробов.
Алёша: Но микробы бывают и на животных, на шерсти собак и кошек.
Вероника: Да, конечно. Я видела, как собака подбегала к мусорному баку.
Алёша: А уж там-то микробов много!
Вероника: Нельзя гладить собак и кошек на улице!
Алёша: Но микробы едят все: хлеб, фрукты, овощи, суп, землю, краску. У меня 2 кусочка хлеба. Один с плесенью, там поселился микроб. Другой – свежий кусочек хлеба, пахнет хорошо! Вкусно!
Вероника: В кусочке с плесенью сидят микробы, есть его нельзя! А вот этот я после своего выступления съем. Оставь его мне, Леша!
Алёша: А руки ты помоешь?
Вероника: Конечно, помою!
Алёша: А ты, Вероника, любишь сок?
Вероника: Люблю!
Алёша: А йогурт?
Вероника: Тоже люблю!
Алёша: Чтобы получился вкусный кефир, йогурт, ряженку, сыр и, конечно, сок – постарались микробы.
Вероника: Вот это да!
Алёша: Но, в основном микробы ужасные. Если они поселятся у нас в горле – будет ангина.
Вероника: Если в ухе – воспаление уха, во рту – стоматит.
Алёша: В животе – понос или по – научному диарея.
Вероника: Да, все-таки это вредные существа.
Алёша: Мы их даже нарисовали (вот посмотрите).
Вероника: Чтобы вас не съели эти вредные животные,запомните правила:
Постарайтесь не лениться,
Каждый раз перед едой.
Прежде чем за стол садиться
Руки вымойте с водой.
От простой воды и мыла
У микробов тает сила.
Алёша: И чтобы не болеть, не подхватить микробы, предлагаем всем сделать зарядку «Две лягушки»:
На болоте две лягушки,
Две веселые подружки:
Рано утром умывались
Полотенцем растирались.
Ручками похлопали, ножками потопали.
Повернулись влево, вправо.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям большой привет!
Заключение
В процессе исследований выяснилось, что микробы не настолько уж опасны. Человек научился с ними бороться. Некоторые микробы даже приносят пользу. В ходе проекта дети усвоили – чтобы быть здоровым, надо уметь себя защитить, т. е. осознали значимость здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье.
Список используемой литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. – СПб., Детство – ПРЕСС, 2005г.
2. Баль Л. В., Ветрова В. В. Букварь здоровья – М. ТЦ Сфера, 2000г.
3. Береги здоровье. Беседы с ребенком. Издательство «Карапуз»
4. Голицина Н. С. ОБЖ для дошкольников. –М., Издательство «Скрипторий 2003», 2011г.
5. Ликум А. «Всё обо всём», 2003 г.
6. Люцис К. Азбука здоровья. – М. Русское энциклопедическое товарищество, 2004г.
7. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. – М. –ТЦ Сфера, 2004г.
8. Шорыгина Т. А. Спортивные сказки. – М. –ТЦ Сфера, 2014г.
9.«Я познаю мир». Медицина, 2002 г.