Полезные и вредные бактерии для 3 класса
Бактерии – крошечные организмы, рассмотреть которые можно только при помощи микроскопа.
Где живут бактерии
Невооруженным глазом бактерии увидеть невозможно из-за их малого размера. Именно поэтому мы не замечаем, как много бактерий на всех окружающих нас предметах. Даже самый чистый стол или тщательно вымытая посуда всегда покрыта множеством бактерий.
Много бактерий живет в воде, воздухе, еде, внутри и снаружи живых организмов. Некоторые бактерии не боятся тяжелых условий окружающей среды. Они, например, могут жить в морозилке или близко к жерлу вулкана.
Строение бактерий
По строению бактерии сильно отличаются от других живых существ, например, растений или животных. Их тело состоит всего из одной клетки, покрытой несколькими слоями оболочки. Под оболочкой есть вязкая жидкость, в которой находятся «органы» бактерии, благодаря которым она может питаться, передвигаться и размножаться.
Форма у бактерии может быть самой разной. Бывают круглые, продолговатые бактерии, бактерии по форме напоминающие палочки, запятые, звездочки и спирали.
А еще бактерии бывают подвижными и неподвижными. Неподвижные бактерии не могут передвигаться самостоятельно. У подвижных бактерий есть специальные выросты на боках. Бактерия шевелит этими выростами и так передвигается.
Часто бактерии не имеют цвета, но встречаются красноватые или зеленоватые бактерии.
Что едят бактерии?
У бактерий нет рта, но их оболочка способна пропускать через себя питательные вещества из той среды, в которой находится бактерия.
В пресных и соленых водоемах живут бактерии, которые умеют питаться энергией Солнца. Они, как и большинство растений на земле, улавливают солнечные лучи и преобразуют их в энергию для жизни.
Есть бактерии, живущие за счет потребления химических веществ. Они поглощают водород, железо или аммиак.
Большое число бактерий селится в гниющих фруктах, деревьях, останках живых существ и питается этой неприятной пищей.
Нужен ли бактериям воздух?
Почти всем живым существам необходим воздух для дыхания. Даже морские животные нуждаются в кислороде, который они добывают из воды. Но некоторые бактерии научились жить даже там, где кислорода нет. Поэтому ученые разделили бактерии на 2 вида:
- Аэробные (которым для жизни необходим кислород)
- Анаэробные (которые могут жить без кислорода)
Первый вид бактерий может поселиться почти везде: на поверхностях предметов, на коже, в еде, в напитках. Анаэробные бактерии прячутся там, где другим бактериям не выжить. Они способны жить в плотной почве, в герметично закрытой банке с консервами и даже внутри тела человека.
Анаэробные бактерии довольно опасны. Они вызывают заболевания, с которыми сложно справиться.
Размножение бактерий
Большинство бактерий размножаются делением. Это значит, что маленькое тельце просто разделяется на 2 половины и получается 2 новых взрослых бактерии. Процесс происходит очень быстро. При хорошем питании и условиях окружающей среды из одной бактерии за день может образоваться огромное количество новых бактерий.
Бактерии плохие или хорошие?
Может показаться, что бактерии умеют только вредить. Но это не так. Конечно же, бактерии вызывают разные заболевания и осложняют заживление ран. Еще бактерии портят продукты питания, а их выделения делают еду ядовитой.
Но ученые научились использовать бактерии во благо людям. Особый вид бактерий превращает молоко в кефир, другие способны произвести из молока сыр. Соленые или квашеные овощи также получаются благодаря бактериям. Часть сильных лекарств удалось изобрести именно с использованием бактерий.
Бактерии приносят пользу и в дикой природе. Они разлагают остатки погибших животных и растений и этим очищают природу от отходов, повышают плодородность почвы.
Слово «бактерии» у большинства людей ассоциируется с чем-то неприятным и с угрозой для здоровья. В лучшем случае вспоминаются кисломолочные продукты. В худшем – дисбактериоз, чума, дизентерия и прочие неприятности. А бактерии есть везде, они бывают плохие и хорошие. Что же могут скрывать микроорганизмы?
Что такое бактерии
Бактерия в переводе с греческого значит «палочка». Это название не говорит о том, что имеются в виду вредные бактерии.
Такое название им дали из-за формы. Большинство этих одиночных клеток выглядят как палочки. Также они бывают в виде треугольников, квадратов, звездчатых клеток. В течение миллиарда лет бактерии не меняют внешний облик, могут меняться только внутренне. Они могут быть подвижные и неподвижные. Бактерия состоит из одной клетки. Снаружи она покрыта тонкой оболочкой. Это позволяет ей сохранять форму. Внутри клетки нет ядра, хлорофилла. Есть рибосомы, вакуоли, выросты цитоплазмы, протоплазма. Самая большая бактерия была найдена в 1999 году. Её назвали “Серая жемчужина Намибии”. Бактерия и бацилла обозначают одно и то же, только имеют разное происхождение.
Человек и бактерии
В нашем организме постоянно происходит борьба, которую ведут вредные и полезные бактерии. Благодаря этому процессу, человек получает защиту от различных инфекций. Различные микроорганизмы окружают нас на каждом шагу. Они живут на одежде, летают в воздухе, они вездесущи.
Наличие бактерий во рту, а это порядка сорока тысяч микроорганизмов, защищает десна от кровотечения, от пародонтоза и даже от ангины. Если у женщины нарушается микрофлора, у неё могут начаться гинекологические заболевания. Соблюдение элементарных правил личной гигиены поможет избежать таких сбоев.
От состояния микрофлоры полностью зависит иммунитет человека. Только в желудочно-кишечном тракте находится почти 60% всех бактерий. Остальные расположились в дыхательной системе и в половой. В человеке живет порядка двух килограммов бактерий.
Появление бактерий в организме
Только что родившийся малыш имеет стерильный кишечник.
После его первого вздоха в организм попадает множество микроорганизмов, с которыми ранее он не был знаком. При первом прикладывании малыша к груди мать передает с молоком полезные бактерии, которые помогут нормализовать микрофлору кишечника. Не зря врачи настаивают на том, чтобы мать сразу после рождения своего ребенка покормила его грудью. Также они рекомендуют продлить такое кормление как можно дольше.
Полезные бактерии
Полезные бактерии бывают: молочнокислые, бифидобактерии, кишечная палочка, стрептомиценты, микоризы, цианобактерии.
Все они играют важную роль в жизни человека. Одни из них предотвращают появление инфекций, другие используют в производстве лекарственных препаратов, третьи поддерживают баланс в экосистеме нашей планеты.
Виды вредных бактерий
Вредные бактерии могут вызвать у человека ряд серьезных заболеваний. Например, дифтерию, сибирскую язву, ангину, чуму и многие другие. Они легко передаются от заразившегося человека через воздух, еду, прикосновение. Именно вредные бактерии, названия которых будут приведены ниже, портят продукты питания. От них появляется неприятный запах, происходит гниение и разложение, они вызывают заболевания.
Бактерии могут быть грамположительными, грамотрицательными, палочковидными.
Названия вредных бактерий
Названия | Место обитания | Вред |
Микобактерии | пища, вода | туберкулез, проказа, язва |
Столбнячная палочка | почва, кожа, пищеварительный тракт | столбняк, мышечные спазмы, дыхательная недостаточность |
Палочка чумы (рассматривается специалистами как биологическое оружие) | только в организме человека, грызунов и млекопитающих | бубонная чума, пневмония, кожные инфекции |
Хеликобактер пилори | слизистая оболочка желудка человека | гастрит, пептическая язва, вырабатывает цитоксины, аммиак |
Сибироязвенная палочка | почва | сибирская язва |
Палочка ботулизма | пища, зараженная посуда | отравление |
Вредные бактерии способны долгое время находиться в организме и всасывать полезные вещества из него. При этом они способны вызвать инфекционное заболевание.
Самые опасные бактерии
Одна из самых устойчивых бактерий – это метициллин. Его знают больше под названием «золотистый стафилококк» (Staphylococcus aureus). Этот микроорганизм способен вызвать не одно, а несколько инфекционных заболеваний. Некоторые виды этих бактерий стойки к воздействию мощных антибиотиков и антисептиков. Штаммы этой бактерии могут жить в верхних отделах дыхательных путей, в открытых ранах и мочевыводящих каналах каждого третьего жителя Земли. Для человека с сильным иммунитетом это не представляет опасности.
Вредные бактерии для человека – это также патогены под названием Salmonella typhi. Они являются возбудителями острой инфекции кишечника и брюшного тифа. Такие виды бактерий, вредных для человека, опасны тем, что вырабатывают токсические вещества, которые крайне опасны для жизни. При протекании болезни происходит интоксикация организма, очень сильная лихорадка, высыпания на теле, увеличивается печень и селезенка. Бактерия очень стойка к разным внешним воздействиям. Хорошо живет в воде, на овощах, фруктах и прекрасно размножается в продуктах из молока.
К самым опасным бактериям относится также бактерия Clostridium tetan. Она вырабатывает яд под названием «столбнячный экзотоксин». Люди, которые заражаются этим патогеном, испытывают страшные боли, судороги и очень тяжело умирают. Болезнь называется столбняк. Несмотря на то что вакцину создали ещё в 1890 году, каждый год на Земле от неё умирает 60 тысяч человек.
И ещё одна бактерия, которая способна привести к смерти человека, – это Mycobacterium tuberculosis. Она вызывает туберкулез, который устойчив к воздействию лекарств. При несвоевременном обращении за помощью человек может умереть.
Меры профилактики распространений инфекций
Вредные бактерии, названия микроорганизмов изучают со студенческой скамьи медики всех направлений. Здравоохранение ежегодно ищет новые методы для профилактики распространения инфекций, опасных для жизни человека. При соблюдении мер профилактики не придется тратить силы на поиск новых способов борьбы с такими заболеваниями.
Для этого необходимо вовремя выявлять источник появления инфекции, определить круг заболевших и возможных пострадавших. Обязательно необходимо изолировать тех, кто заражен, и провести дезинфекцию очага заражения.
Второй этап – это уничтожение путей, через которые могут передаваться вредные бактерии. Для этого проводят соответствующую пропаганду среди населения.
Под контроль берут объекты питания, водоемы, склады с хранением продовольствия.
Каждый человек может противостоять вредным бактериям, всячески укрепляя свой иммунитет. Здоровый образ жизни, соблюдение элементарных правил гигиены, защита себя при половом контакте, использование стерильных одноразовых медицинских инструментов и оборудования, полное ограничение от общения с людьми, находящимися на карантине. При попадании в эпидемиологический район или в очаг заражения необходимо строго выполнять все требования санитарно-эпидемиологических служб. Ряд инфекций приравниваются по своему воздействию к бактериологическому оружию.
Слайд 1
БАКТЕРИИ Бактерии. Общая характеристика, многообразие и значение
Слайд 2
БАКТЕРИИ – самые маленькие и самые простые живые существа на Земле. ПЕРВЫЕ БАКТЕРИИ ПОЯВИЛИСЬ, ВЕРОЯТНО, БОЛЕЕ 3,5 МЛРД ЛЕТ НАЗАД И НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОЧТИ МИЛЛИАРДА ЛЕТ БЫЛИ ЕДИНСТВЕННЫМИ ЖИВЫМИ СУЩЕСТВАМИ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ.
Слайд 3
Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. Как и всех микроскопических существ он назвал их « анималькули ». История изучения бактерий Рисунки Левенгука
Слайд 4
Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е. Сканирующий электронный микроскоп
Слайд 5
Клетки бактерий очень малы. Сравните размеры бактерий с толщиной человеческого волоса Размеры бактерий
Слайд 6
Бактерии, в зависимости от формы клеток, делят на несколько групп: шаровидные —кокки, палочковидные — бациллы или палочки, спиралевидные — спирохеты Формы бактерий
Слайд 7
Сине-зеленые водоросли — это тоже бактерии. Они способны к фотосинтезу, как растения, и не нуждаются в органических веществах для питания Сине-зеленые водоросли
Слайд 8
Способы питания бактерий
Слайд 9
Быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы Значение бактерий
Слайд 10
Быстрое размножение паразитических бактерий в организме человека приводит к тому, что например простудное заболевание развивается меньше чем за день Значение бактерий
Слайд 11
Вредные бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую язву, ангину, пищевые отравления, и др.), животных и растений (например, бактериальный ожог яблонь). Благоприятные внешние условия увеличивают скорость размножения бактерий и могут вызвать эпидемии .
Слайд 12
Пути передачи болезнетворных бактерий
Слайд 13
Большинство бактерий человеческого организма очень полезны для него . В кишечнике любого человека содержится примерно три килограмма бактерий. Эти друзья человека помогают ему справиться со всеми трудностями. Самые полезные бактерии – бифидобактерии . Если их в организме 98%, то человек здоров. Бифидобактерии — это настоящие стражи человеческого организма. Как только в него захочет проникнуть какая-либо болезнетворная бактерия, бифидобактерии вступают с ней в бой и убивают ее.
Слайд 14
Полезные бактерии нужно поддерживать в организме, так как они очень сильно помогают ему. Людям необходимо употреблять кисломолочные продукты, так как в них содержится много бифидобактерий. Тысячелетиями человек использовал молочнокислых бактерий для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения..
Слайд 15
Где обитают бактерии Бактерий много в почве, в воздухе, на дне озер и океанов Они живут в холоде, во льдах Арктики, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку В раскалённых песках пустыни, и в горячих кислотных источниках. Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость с температурой выше 90 среды; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море.
Слайд 16
В атмосфере они присутствуют в каплях воды, и их обилие там обычно зависит от запыленности воздуха. Так, в городах дождевая вода содержит гораздо больше бактерий, чем в сельской местности. В холодном воздухе высокогорий и полярных областей их мало, тем не менее они встречаются даже в нижнем слое стратосферы на высоте 8 км. Где обитают бактерии
Слайд 17
Заключение Бактерии и в природе и в жизни человека имеют большое значение. Некоторые из них вредны для других организмов (растений, животных, человека), так как вызывают заболевания. Однако способность бактерий активно перерабатывать органические вещества, превращая их сначала в перегной, делает незаменимым их участие в круговороте веществ на Земле.
Слайд 18
Повторение и закрепление материала Где обитают бактерии? Как питаются бактерии? На какие группы делятся бактерии по питанию? Каково значение бактерий в природе? Каково значение бактерий для человека? Как бактерия переживает неблагоприятные для нее условия? Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Урок-исследование.
Основное содержание: Бактерии. Виды
бактерий, места их обитания, роль в природе.
Цели и задачи.
- Познакомиться с обитателями Земли.
- С помощью проблемных вопросов, проведения
учебного исследования повышать интерес к учебно
– познавательной деятельности. - Формировать и развивать умение чётко и
правильно формулировать ответы, быстро находить
верное решение. - Развивать умение работать с энциклопедической
и справочной литературой. - Развивать практические умения и навыки
учащихся, потребность в получении новых знаний.
Формировать умение работать в группе. - Воспитывать у школьников положительные
личностные качества. Чувство товарищества,
коллективизма, взаимовыручки.
Проблема исследования: Бактерии
помогают или вредят человеку.
Характеристика деятельности учащихся
(универсальные учебные действия):
– Работа с научными текстами.
– Лабораторная работа с использованием
цифрового микроскопа.
– Сравнение исследуемых объектов по общим
признакам.
– Обобщение знаний.
Ход урока
1. Проверка приобретённых ранее знаний.
Игровой момент. Решение практических задач.
Классификация представителей живой природы по
общим признакам. Презентация выполненных работ.
Работа в группах по 4 человека. (Приложение
5.doc)
Распределите представителей живой природы на
подгруппы. Наклейте таблички с названиями на
один из листов цветной бумаги. Цвет выберите
сами.
Как называются эти подгруппы: классы,
товарищества, царства? Выберите верный ответ.
2. Определение темы урока. Работа с
кроссвордом. (Приложение 4.doc)
Кроссворд по теме “царства природы”.
Чёрный ящик.
– Назовите предметы, стоящие на столе (пакет с
кефиром, колба с землёй, коробочка с лекарством,
пакет с удобрениями).
– Как вы думаете, что может объединять эти
разные предметы? (В них могут жить бактерии).
3. Открытие новых знаний.
1). Работа с текстами учебника (страницы 46 – 47).
– Внимательно прочитайте текст учебника.
– Что интересное узнали из прочитанного
(высказывания учеников).
2). Работа с презентацией. (слайды 1 – 4)
Бактерии – самые маленькие организмы, из
живущих, на планете Земля.
Выдвижение гипотезы. Бактерии, какие они:
вредные или полезные?
Путешествие в прошлое. В 17 веке голландский
учёный Антони ван Левенгук рассмотрел в
микроскоп целый мир микроскопических организмов
и назвал их АНИМАЛЬКУЛИ или ЗВЕРУШКА.
Микробиологи стали называть эти живые существа
БАКТЕРИЯ, что в переводе с греческого означает
ПАЛОЧКА. Как вы думаете, почему именно так такое
название дали этим живым существам?
4. Работа с микроскопом. Наблюдение за
бактериями.
– Скажите, кто из вас видел бактерии?
– А почему вам не удалось увидеть бактерии?
– Кто из вас знает, как они выглядят?
– Как вы думаете, что надо сделать, чтобы увидеть
бактерии?
– Рассмотрите бактерии в цифровой микроскоп.
Расскажите, что вы увидели по плану:
1. На что похожи бактерии.
2. Какого они размера.
– Нарисуйте бактерии, которые видели в
микроскоп.
5. Продолжение работы с презентацией. (Слайды
5 – 10)
Знакомство с видами бактерий, роль в природной
среде, среда обитания.
6. Первичное закрепление знаний.
- Сапрофиты – извлекают питательные вещества из
мертвого и разлагающегося органического
материала. - Симбионты – живут совместно с другими
организмами и часто приносят им пользу, например,
клубеньковые бактерии. - Паразиты – живут внутри другого организма или на
нем, укрываются и питаются его тканями.
Продолжение работы с презентацией. (Слайды 11 –
14)
Роль бактерий в природной среде.
Вредные бактерии вызывают тяжёлые
заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую
язву, ангину, пищевые отравления, и др.), животных
и растений (например, бактериальный ожог яблонь).
Благоприятные внешние условия
увеличивают скорость размножения бактерий и
могут вызвать эпидемии.
Большинство бактерий человеческого организма
очень полезны для него. В кишечнике любого
человека содержится примерно три килограмма
бактерий.
Эти друзья человека помогают ему справиться со
всеми трудностями. Самые полезные бактерии –
бифидобактерии. Если их в организме 98%, то человек
здоров. Бифидобактерии — это настоящие стражи
человеческого организма. Как только в него
захочет проникнуть какая-либо болезнетворная
бактерия, бифидобактерии вступают с ней в бой и
убивают ее.
Полезные бактерии нужно поддерживать в
организме, так как они помогают человеку. Людям
необходимо употреблять кисломолочные продукты,
так как в них содержится много бифидобактерий.
Тысячелетиями человек использовал
молочнокислых бактерий для производства сыра,
йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.
Проверка усвоения знаний (Слайды 15 – 17)
– Внимательно рассмотрите изобразительный
коллаж, и расскажите, где обитают бактерии.
Самостоятельная аналитическая работа в
парах.
– Используя учебник, страницы 46, 47, заполните
таблицу. (Приложение 3.doc)
Вывод. (Слайд 16)
Польза | Вред |
1. Потребляют остатки мёртвых организмов, очищая природу, формируя перегной в почве. 2. В желудке человека, животного помогают 3. Используют в кулинарии для приготовления | Попадая в организм человека, животного, растения бактерии вызывают различные заболевания. |
– Как вы ответите на поставленный в начале
путешествия вопрос:
Бактерии – какие они: вредные или полезные? (Слайд
17)
Итог урока
– Что интересное узнали на уроке?
– Оцените урок. Раскрасьте в дневнике строку с
данным уроком. (Слайд 18)
Домашнее задание.
1). Прочитать текст в учебнике страницы 46–48.
2). Собрать интересну информацию о бактериях.
(можно пользоваться Карточкой помощницей (Приложение 2.doc)
Дополнительный материал для учителя (Приложение 1.doc)