Полезные функции выполняет государство в условиях рынка
Прочитайте текст и выскажите свое мнение по вопросам к тексту
Должно ли государство регулировать экономику
Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.
А. Фелдстайн.
Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.
Р. Альфонсин.
1 Совпадает ли позиция авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.
2 Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку?
3 Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста , ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.
4 Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведения, приведите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной экономики.
1) не совпадает
Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики
Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии…
2) 1ый – Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. 2ой – рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны.
3) нестабильнось совокупного продукта и инфляции, снижение темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ
государственное регулирование не может в полной мере стабилизировать инфляцию, так как на неё влияет множество иных, иногда потусторонних, факторов
4) а) Установка прогрессивного налогооблажения
б) регулирование приватизированных общественных услуг
в) поддержка малых и средних компаний
г) планирует государственный бюджет
1)Нет. Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии…
2) 1-Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости.
2- Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны.
3) 1- нестабильность совокупного продукта и инфляции, падение рождаемости и система налогообложения.
2- инфляция, образование и здравохранение
4) – Установка прогрессивного налогооблажения
– Регулирование приватизированных общественных услуг
– Поддержка малых и средних компаний
– Создавать условия для функционирования рынка.
Особенности рыночной экономики
Определение 1
Рыночная экономика – это система хозяйствования, которая опирается на свободное предпринимательство и ценообразование.
Рыночная система базируется на рынках продуктов, ресурсов, финансов, капитала. Цена на них складываются под влиянием предложения и спроса, а роль государственного вмешательства в экономические процессы резко ограничена. Многие эксперты считают, что появление рыночной экономики стало следствием времени и изменения потребностей общества.
Отличительными чертами рыночной экономики являются:
- Независимость субъектов хозяйствования.
- Формы собственности многообразны, предприниматели могут самостоятельно выбирать наиболее подходящую из них.
- Ценообразование устанавливается вследствие соотношения предложения и спроса.
- Отношения между субъектами являются договорными.
- Ограниченное вмешательство государства.
Независимость субъектов порождает конкурентную борьбу. Каждый субъект преследует собственные интересы, что ведет к неизбежному пересечению сфер влияния, что порождает конкурентную борьбу. Конкуренция является двигателем рыночной экономики, научно-технического прогресса. Многообразие форм собственности представлено частной, государственной, коллективной и общинной формами имущества. Рыночное ценообразование становится следствием работы механизма соотношения предложения и спроса. Государство практически не вмешивается в экономику напрямую, но оно сохраняет ряд инструментов, позволяющих влиять на отношения между субъектами. Сюда относят налогово-бюджетную и финансово-кредитную политику. Кроме того, государство оставляет за собой право прямого вмешательства при критических обстоятельствах.
Замечание 1
Рыночная экономика предоставляет свободу выбора субъектам. Она способствует эффективному и рациональному распределению ресурсов. Рыночная система быстро адаптируется к заданным условиям, способна гибко подстраиваться под изменяющиеся условия среды. Кроме того, конкуренция между субъектами способствует повышению качества товаров, услуг, помогает быстро корректировать неравновесие.
Государство в экономике
Государство является институтом управления всеми внутренними процессами в стране. Оно обеспечивает общественные интересы, защищает граждан от внешних и внутренних угроз. Основная задача государства – выработка законов и осуществление политики, направленной на рост и развитие. На макроэкономическом уровне государство может выступать в роли как продавца, так и покупателя. Оно не только регулирует отношения между субъектами хозяйствования косвенными методами, но и выступает их активным участником.
Государство не может заниматься коммерческой деятельность в силу своей исторической природы. Оно имеет право на получение налоговых выплат и проведение обязательных сборов, которые позволяют ему осуществлять его функции. То есть, обеспечением государства занимается население и реальный сектор экономики, которые являются налогоплательщиками.
Государство имеет право регулировать денежную массу. За это отвечает Центральный банк страны. Он имеет исключительное право на выпуск денежных знаков. Кроме того, Центральный банк регулирует ключевую процентную ставку, является главным кредитором финансовой системы страны. Он независим от государства, но является государственным органом, контролирующим денежную массу.
Государство заинтересовано в благополучии граждан и предпринимателей, так как его доход напрямую зависит от доходов населения. Чем выше качество и условия жизни, тем активнее население в экономическом плане. Оно стремится к саморазвитию, новаторству, что способствует научно-техническому прогрессу. В свою очередь инновации являются инструментом интенсивного развития экономики, что положительным образом сказывается на всех макроэкономических показателях.
Функции государства в рыночной экономике
Вмешательство государства в рыночную экономику стало изучаться в конце тридцатых годов двадцатого века. Тогда учетные обратили внимание на провалы рынка и на цикличность экономического развития. То есть на определенных этапах рыночный механизм не справлялся с нагрузкой, не мог выровнять соотношение предложения и спроса. В этом случае требовалось прямое вмешательство государства. Субъекты хозяйствования часто негативно воспринимают государственное регулирование, не обладая полной информацией о состоянии рынка. Чтобы снизить негативное влияние государство подбирает наиболее подходящие инструменты вмешательства.
Функции государства в рыночной экономике выражаются следующими действиями:
- Обеспечение правого регулирования, которое влияет на все сферы жизни экономических агентов.
- Защита интересов коммерческих структур.
- Стимулирование инновационной деятельности.
- Составление прогнозов, влияние на эффективность планирования.
- Стабилизация для установления баланса в сфере занятости, движения денежных потоков, правовой деятельности организаций.
- Подключение доступных механизмов в общественные отношения.
- Решение конфликтов и обеспечение гарантий сторон.
Государство выполняет производственную функцию. Оно обеспечивает безопасность материально-технической базы. То есть, государство осуществляет контроль над условиями труда, над работой инфраструктуры, соблюдением техники безопасности и так далее. Государство участвует в распределении ресурсов. Через законы и нормативно-правовые акты оно влияет на монополии, чтобы поддержать доступ к их товарам и услугам для широкого круга потребителей.
Поддержание справедливой конкуренции является одной из задач государства. Именно конкуренция обеспечивает развитие рыночной экономики, способствует ее санации. Стабилизация экономики с помощью государственных инструментов строится на обеспечении равных условий для всех участников.
Замечание 2
Таким образом, государство является гарантом экономической стабильности. Для того, чтобы не нарушить нормальное функционирования рыночного механизма, оно применяет ограниченный набор финансовых инструментов, способствующих регулированию отношений между экономическими агентами.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели — блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
Одна из важнейших функций — стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.
Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6 %). Безработица — не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.
В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социальнозначимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.
Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономические субъекты в равные условия. Они определяют права собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, предупреждают злоупотребления, обеспечивают защиту потребителя. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.
В развитом рыночном хозяйстве правовая основа должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйствующих субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Обеспечение правовой базы функционирования сложившейся рыночной экономики реализуется путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок.
На этапе перехода к рыночным отношениям новая правовая база хозяйствования только формируется. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства, содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Создаются адекватные условиям рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение приватизации государственной собственности.
Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практикой и уже в силу этого несовершенно. По мере становления рынка несовершенство хозяйственного законодательства становится все более очевидным, возникает потребность в существенных изменениях. Объективные противоречия между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становятся необычайно острыми. Прежде чем вносить коррективы в правовые нормы хозяйствования, нужно каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект от таких изменений с ущербом от действующих норм.
Рыночное распределение доходов признает только один критерий — итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут высокие доходы для преуспевающих в конкурентной борьбе и низкие — для потерпевших в ней неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Поэтому в рыночной экономике государство берет на себя функцию перераспределения доходов и ресурсов, стремясь сгладить остроту социально-экономических противоречий, не допустить обнищания отдельных социальных слоев.
Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также небеспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.
Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должна стать эффективная система оплаты труда работников бюджетной сферы.
Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику, социальное страхование, организует денежное обращение, стимулирует использование имеющихся научно-технических результатов, проводит глубокие структурные преобразования производства, обеспечивает решение вопросов фундаментальной науки, поддерживает достаточный уровень обороноспособности, производит общественные блага, оказывает помощь малорентабельным, но важным для хозяйства производствам и т.д.
Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: защита среды обитания человека, развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др.