Полезные функции государства в условиях рынка

Роль и значение государства в рыночной экономике

Рыночная экономика — экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

Роль государства в управлении экономикой — это процесс вмешательства, основанный на необходимости регулирования правительством рыночной экономики.

Государство регулирует экономическую сферу путем принятия правовых актов и законов, устанавливает правовые основы функционирования рыночного механизма. Также в лице учреждений и государственных предприятий выступает в роли действующего субъекта рынка, выпускает продукцию, организует производство и осуществляет закупки.

Благодаря наличию властных полномочий занимает особое место в системе субъектов рыночных отношений.

Особенности статуса государства

  1. Наличие суверенитета. Власть независима в своих проявлениях и не подчиняется никому в пределах страны. Обладает полнотой власти в рамках территориальных границ.
  2. Монопольное право принятия норм права и нормативно-правовых актов, которые являются обязательными для всех участников рынка и должны соблюдаться. Только государству принадлежит право нормативного регулирования общественных отношений.
  3. Установление и взимание налогов с участников, физических лиц, предприятий.
  4. Регулирование всех сфер общественной жизни, обладание властными полномочиями.

Из-за частных изменений в экономике правительство регулярно вмешивается в управление, борется с кризисами, поддерживает слабые социальные группы.

Причины для государственного вмешательства

  1. Борьба с безработицей, потребность в регулировании отношений между работником и работодателем.
  2. Предотвращение последствий кризисов и спадов производства.
  3. Стимулирование развития и роста.
  4. Поощрение конкуренции и устранение монополии.
  5. Перераспределение доходов.
  6. Охрана окружающей среды и экологии.
  7. Поддержание неприбыльных отраслей, необходимость в финансировании науки, образования, медицины.
  8. Защита интересов отечественных производителей, развитие национального производства.
  9. Разрешение социальных проблем, оказание помощи населению.

Основные функции государства

  1. Регулирование рынка и регламентация правил поведения для его участников.
  2. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.
  3. Функция обеспечения конкуренции. Выражается в поддержании правил честной игры на рынке и свободного ведения предпринимательской деятельности. Означает борьбу с монополиями, проведение антимонопольной политики, создание и обеспечение равных условий для всех субъектов, реализация условий для свободной торговли, ликвидацию барьеров для выхода продукции на рынок.
  4. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами. Поддержка предприятий в случае кризиса, дотации жизненно важным отраслям, субсидии для малого бизнеса.
  5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
  6. Распределение и перераспределение национального дохода.
  7. Стимулирование развития технологий и внедрения инноваций.
  8. Прогностическая функция предполагает планирование экономического развития и предвидение опасности возникновения рисков и негативных тенденций. Включает выработку планов развития и схем по ликвидации негативных последствий кризисов.
  9. Стабилизация — поддержание равновесия баланса финансовых потоков, борьба с инфляцией и сокращениями рабочих мест. Поддержание стабильности экономической системы, борьба с безработицей.
  10. Защита частной собственности. Частная собственность является основой рыночной системы, поэтому правительство обязуется охранять ее от возможных посягательств.
  11. Регулирование денежного обращения. Контрольные органы следят за количеством денег в обороте и при необходимости уменьшают его или увеличивают.
  12. Контроль внешнеэкономической деятельности. Государство устанавливает правила ведения внешней торговли, участвует в экспорте и импорте, вводит таможенные пошлины, защищает интересы отечественных производителей перед иностранными. Утверждает нормы по заключению международных договоров и вводит критерии для заключения сделок.
  13. Производство общественных благ. Именно государство обеспечивает существование таких общественно-полезных учреждений как школы, больницы, университеты, библиотеки. Данные заведения не приносят прибыли и финансируются органами власти в общественных целях.
  14. Обеспечение работы рыночной системы. Устанавливают правила функционирования рыночного пространства, разрешают хозяйственные споры.
  15. Регулирование рынка труда. Органы власти решают трудовые споры, регламентируют взаимоотношения между сотрудником и нанимателем, выплачивают пособие по безработице, помогают через биржи труда трудоустроиться. Устанавливают минимальный размер заработной платы, следят за уплатой работодателем социальный взносов в фонды.
  16. Контроль над уровнем цен. На некоторые продукты устанавливают пределы цен, выше или ниже которых стоимость не должна подняться.
  17. Распределение ресурсов. Выполняют перераспределение путем взимания налогов.  
  18. Защита национальных интересов страны на международной арене. Сюда относят заключение сделок с участием государства по сотрудничеству с другими странами, участие в международных экономических организациях и союзах.

Экономическая политика

Экономическая политика — процесс выполнения экономических и финансовых функций путем воздействия на рыночные процессы средствами государственного механизма для достижения конкретных целей.

Примеры целей:

  • Экономический рост.
  • Создание условий для полноценной работы рынка.
  • Обеспечение занятости населения.
  • Гарантия финансовой безопасности и стабильности.
  • Достижение эффективности в экономике и выполнение ключевых показателей страны.

 Задачи:

  • Охрана основ современной рыночной экономики.
  • Производство общественных благ.
  • Оказание социальной помощи уязвимым слоям населения.

 Виды регулирования экономики

 Способы регулирования делят на прямые и косвенные.

 Прямые:

  • Издание законов и актов.
  • Государственные заказы.
  • Расширение гос.сектора.
  • Лицензирование некоторых видов деятельности.

 Косвенные:

  • Проведение денежно-кредитной политики.
  • Фискальные мероприятия.

 Методы также классифицируют по средствам влияния:

  • Правовые — принятие актов и норм, регулирующих деятельность субъектов.
  • Административные — издание обязательных односторонних властных распоряжений и приказов.
  • Экономические — материальное стимулирование участников хозяйственной деятельности к должному поведению.
  • Морально-этические — формирование в обществе определенного отношения к предпринимателям и проводимой политике.

Денежно-кредитная политика

Ее цели:

  • Поддержание платежного баланса страны.
  • Достижение экономического роста.
  • Сдерживание инфляции.
  • Обеспечение занятости, предотвращение безработицы.

 Инструменты:

  • Операции на открытом рынке. Центральный банк продает ценные бумаги, когда следует уменьшить денежную массу в обороте. И покупает их, когда следует уменьшить число свободных денежных средств у населения.
  • Учетная ставка. С ее помощью центральный банк регулирует объем кредитов, выдаваемых коммерческими банками гражданам. Учетная ставка представляет собой процент, под который центральный банк кредитует коммерческие банки. Чем она выше, тем выше ставка по кредиту и как следствие тем меньшее количество граждан будет брать заемное финансирование.
  • Изменение нормы обязательных резервов. Введение нормативов по объему денег, которые банки должны оставить в резервах и не пускать в оборот.

Фискальная политика

Представляет комплекс налоговых мероприятий, которые проводит министерство финансов и налоговая служба.

Методы:

  • Государственные расходы.
  • Взимание налогов и обязательных сборов на территории страны.

Регулирование рынка

Состоит из прямых и косвенных способов.

Прямые:

  • Перераспределение ресурсов.
  • Перераспределение доходов.
  • Гос.сектор.
  • Защита основ рынка — разрешение споров, антимонопольное законодательство.
  • Нормативное регулирование экономической сферы.
  • Лицензирование отдельных видов деятельности.

 Косвенные:

  • Регулирование денежной массы в обороте.
  • Установление и взимание налогов и обязательных платежей с населения и предприятий.
  • Внешнеэкономическая политика.

Источник

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение гене­ральной цели — блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищеннос­ти личности. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Одна из важнейших функций — стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой оп­ределенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискаль­ной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регу­лирует банковский процент и налоговые ставки. В общем государст­во для сглаживания циклических колебаний в период спада экономи­ки проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятос­ти населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естествен­ным считается ее уровень до 6 %). Безработица — не только серьез­ная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой нацио­нальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому госу­дарство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного на­селения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответ­ствующие службы занятости, организует новые рабочие места, пере­подготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структу­ра цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный про­цесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различ­ные методы воздействия, проводить определенную политику цено­образования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на же­лезнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государ­ство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты произ­водителям социальнозначимых товаров, устанавливает так называе­мые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономические субъекты в равные условия. Они определяют права собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, предупреждают злоупотребления, обеспечивают защиту потребите­ля. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные ор­ганы, принимающие действенные меры к нарушителям.

В развитом рыночном хозяйстве правовая основа должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, фор­мируя у хозяйствующих субъектов чувство неуверенности в завтраш­нем дне. Обеспечение правовой базы функционирования сложившейся рыночной экономики реализуется путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок.

На этапе перехода к рыночным отношениям новая правовая база хозяйствования только формируется. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развиваю­щихся институтов рыночного хозяйства, содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Создаются адекватные условиям рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение приватизации государственной собственности.

Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сро­ки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практи­кой и уже в силу этого несовершенно. По мере становления рынка несовершенство хозяйственного законодательства становится все более очевидным, возникает потребность в существенных изменени­ях. Объективные противоречия между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становятся необычайно острыми. Прежде чем вносить кор­рективы в правовые нормы хозяйствования, нужно каждый раз соиз­мерять предполагаемый положительный эффект от таких изменений с ущербом от действующих норм.

Рыночное распределение доходов признает только один крите­рий — итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капи­талов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут высокие дохо­ды для преуспевающих в конкурентной борьбе и низкие — для по­терпевших в ней неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало, что распределение до­ходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Поэтому в рыночной экономике государство бе­рет на себя функцию перераспределения доходов и ресурсов, стремясь сгладить остроту социально-экономических противоречий, не допус­тить обнищания отдельных социальных слоев.

Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Зна­чительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопро­изводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной эко­номики.

Возможности использования трансфертных платежей как кана­ла перераспределения доходов также небеспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях госу­дарство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обяза­тельным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должна стать эффективная система оплаты труда работни­ков бюджетной сферы.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику, социальное страхование, ор­ганизует денежное обращение, стимулирует использование имеющих­ся научно-технических результатов, проводит глубокие структурные преобразования производства, обеспечивает решение вопросов фун­даментальной науки, поддерживает достаточный уровень оборонос­пособности, производит общественные блага, оказывает помощь ма­лорентабельным, но важным для хозяйства производствам и т.д.

Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: защита среды обитания человека, развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др.

Источник

Государство в рыночной экономике

Определение 1

Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой систему управления, которая строится на необходимости вмешательства регулирования государства в функционирование рыночной экономики.

Государство представляет собой основной управляющий институт всех сфер жизнедеятельности общества.
Посредством государственных законов регламентируется деятельность всех действующих систем хозяйствования, при этом государство проявляет свои функции в качестве субъекта осуществления рыночной экономики, так и управляющего института.

Институт государственного управления характеризуется спецификой, которая позволяет ему занять особенное положение в системе субъектов рыночных отношений.

Положение государства в рыночной экономике

Положение государства в рыночном хозяйстве определяется наличием нескольких признаков:

  • Суверенностью, которая проявляется в том, что государственная власть независима в среде международных отношений и никому не подчинена в пределах отдельно взятой страны.
  • Монопольное положение государства в сфере принятия обязательных для всех законов. В рыночной экономике все субъекты должны подчиняться нормам, принятым и утвержденным аппаратом государственного управления.
  • Система налогообложения, включающая в себя законы, регламентирующие круг налогоплательщиков, размеры и сроки выплат соответствующих видов налогов и взносов.
  • Государство – субъект, регулирующий все сферы жизнедеятельности физических и юридических лиц.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Значение государства

Роль государства в рыночной экономике обусловлена тенденциями частого изменения условий рынка.
При любых изменениях рыночных условий государство должно оперативно вмешиваться в положение вещей, вводя новые правила, налоги, нормативно-правовые акты.

Данное вмешательство не всегда приветствуется субъектами рыночной экономике, в частности предпринимателями различных масштабов. Чтобы сглаживать это вмешательство, делая его менее болезненным для жизнедеятельности предприятий, осуществляются попытки подбора наиболее приемлемых инструментов вмешательства. Это может осуществляться в форме оптимизации изданных законов (например, в сфере налогообложения), внесения поправок и адаптации действующей законодательной базы под новые условия рынка.

Функции государства в рыночном хозяйстве

В рыночной экономике для государства присущи некоторые функции, которыми определяется его роль в экономической системе и сфера деятельности государственных структур. Можно назвать некоторые функции государства в рыночной экономике:

  • Правовое регулирование, выражающееся в государственном регулировании всех сфер жизнедеятельности субъектов государственных отношений.
  • Защитная функция, которая обеспечивает условия гарантии функционирования коммерческих структур от недобросовестной конкуренции. Эта функция может реализоваться посредством антимонопольного комитета.
  • Поощрение развития технологий и расширения производства.
  • Прогностическая функция, заключающаяся в планировании и прогнозировании проявления определенных тенденций в области коммерческих отношений.
  • Стабилизация, при которой государство способно принимать меры для установления равновесия баланса финансовых потоков, организации новых рабочих мест, надежных условий функционирования организаций и др.
  • Регулирующая функция, проявляется посредством включения соответствующих механизмов и инструментов в сферу общественных отношений.
  • Правовая функция, являющаяся своеобразным правовым институтом, уравновешивающим правовые конфликты субъектов управления.

Производственная функция государства

Отдельно следует выделить производственную функцию государства, наличие которой дает возможность гарантии безопасного функционирования производственного процесса в материально-техническом аспекте.

Данная функция нужна при создании удовлетворительных условий производства для того, чтобы получить в итоге продукцию высокого качества. В структуру обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности всех сфер включается поставка сырья для производств, обеспечение предприятий требуемыми ресурсами (сырье, рабочая сила, технологии и др).

Замечание 1

Главная особенность производственной функции заключается в перераспределении ресурсов и доходов, что необходимо для качественного функционирования всей экономической системы государства.

Распределение дохода и ресурсов происходит для того, чтобы исключить распространение монопольных тенденций.

Функция обеспечения конкуренции и стабилизации

Замечание 2

Роль государства в функционировании рыночной экономики также проявляется в том, что оно обеспечивает добросовестную конкуренцию и стабилизацию.

Для обеспечения добросовестной конкуренции государство предпринимает некоторые меры, которые направлены на урегулирование коммерческих запросов субъектов рыночной экономики, создание равноправных условий нормального функционирования каждого из них. Все это может определить атмосферу качественной конкуренции для того, что бы повысить уровень обслуживания и производимой для рынка продукции.

Функция стабилизации заключается в принятии определенных законов, которые способствуют обеспечению равных условий деятельности всех участников рыночных отношений с целью стабилизировать их положение.

Само понятие стабилизации представляет собой создание новых рабочих мест для не трудоустроенных граждан, вследствие чего платежеспособность общества повышается. Этот факт положительным образом может отразиться на условиях функционирования рынка.

Наряду с этим данное направление имеет риск, заключающийся в непредвиденности развития событий. Для расширения масштабов производства необходимо быть готовыми к тому, что в это же время вырастут и сопутствующие расходы, которые впоследствии потянут за собой безработицу и обесценивание денежной массы.

Источник