Полезные детские игры по таблице умножения
Учить таблицу умножения скучно всем детям. Мотивация, что при знании таблицы умножения будешь быстро решать примеры, как-то не срабатывает. А вот мотивация выигрывать в настольные игры с помощью знания таблицы умножения срабатывает очень хорошо. Да даже если ребенок путается и плохо помнит случаи типа 4х7 или 8х6, все равно играйте с ним в эти игры – со временем он запомнит все случаи умножения.
1|| КТО БЫСТРЕЕ. ВАРИАНТ С ЯИЧНОЙ КОРОБКОЙ
В стандартной яичной коробке 10 углублений. Мы взяли пенопропиленовую упаковку от яиц, вымыли с мылом, обсушили и вклеили в хаотичном порядке на дно углублений кружочки с цифрами от 0 до 9 (дополнительно продублируйте числа на внутренних стенках ячеек, чтобы лучше было видно). Нужно взять два кубика лего одинакового цвета. Кладем кубики в коробку, закрываем и трясем. Открываем и смотрим, чьи кубики в какие ячейки упали.
Задача: быстрее назвать произведение чисел, на которые выпали кубики. Кто быстрее – тот зарабатывает балл (баллы лучше записывать), в конце игры побеждает тот, у кого больше всего баллов.
2|| КТО БЫСТРЕЕ. ВАРИАНТ С ИГРАЛЬНЫМИ КАРТАМИ
Из колоды выберите карты от 2 до 10. Перетасуйте и раздайте равное количество игрокам (в эту игру удобнее играть вдвоем). Теперь одновременно вытаскивайте по одной карте из своей колоды и умножайте значения друг на друга. Кто первый назовет правильный ответ, тот забирает себе обе карты. Если никто не смог назвать правильный ответ, карты идут в сброс. После того, как карты на руках закончились, подсчитайте, у кого оказалось больше выигранных карт.
3|| МЕМОРИ
Мемори удобно отрабатывать знание таблицы умножения на какое-то одно значение. Например, ребенок плохо запоминает таблицу умножения на 4 – сделайте мемори именно на 4. Будет 10 карточек с множителями и 10 карточек со значением произведения. Игра идет по очереди, как в обычном мемори – тот, кто правильно перевернул пару карточек, забирает ее себе, а в конце игры идет подсчет, у кого больше карточек.
4|| ИГРА «КЛЕТОЧКИ»
Вам понадобится игровое поле, вы можете распечатать его по ссылке, а также игральные кости (но у игральных костей ограничение до 6 точек) или яичная коробка из первой игры, или даже карты из второй, в общем что-то, что будет вам подсказывать числа для умножения. Каждый игрок выбирает свой цвет маркера. Первый игрок делает ход, например, бросает кубики и ему выпадают 6 и 4. Ищет на игровом поле клетку с числом 24 внутри и рисует своим маркером линию на одной из сторон этой клетки.
Ускоренный вариант игры: делает линии на двух любых сторонах или вовсе всю клетку обводит. Следующий ход совершает второй игрок. Если произведение выпавших чисел совпадает со значением клетки предыдущего игрока, то он может поставить свою линию на той же клетке. А если клетка уже обведена, то он может зарисовать клетку своим маркером и тогда она считается захваченной им. Можно играть, пока игровое поле не закончится, а можно на отведенное время. В конце игроки подсчитывают, кому сколько клеток удалось захватить.
5|| БИНГО
Как играть в бинго, знают все. Вам понадобятся игровые поля по числу игроков и карточки с выражениями из таблицы умножения. Вместо кубышек можно использовать кубики лего. Итак, вы вытаскиваете карточку за карточкой и называете множители, а дети отыскивают на своих полях значение произведения и заставляют свои поля кубиками. Кто первый полностью заполнит свою карточку – тот и выиграл.
Жанна Алибулатова
Нам таблица умножения не кажется чем-то очень сложным, но вот для ребенка как раз наоборот. Взрослым надо немного помочь своему школьнику упростить задачу и сделать её изучение более интересным.
Сейчас таблицу умножения учат во втором классе, и часто задают ее учить летом. Если ваш ребенок не выучил до сих пор, наши советы помогут быстро и в игровой форме выучить таблицу умножения.
История
А вы никогда не задумывались, кто же придумал таблицу умножения?
Многие называют таблицу умножения «Таблицей Пифагора». И думают, что Пифагор и был ее основателем, но прямых доказательств этому нет. Мнения ученых разделились.
В школе первая таблица умножения была введена в средневековой Англии, перемножались числа до 12. И сохранилась в таком виде до сегодняшнего дня. Кстати, в Индии таблица включает в себя числа до 20.
Самая старая таблица умножения (до 10) была найдена при раскопках в Китае возрастом примерно 305 г. до н.э. Также в Японии при раскопках нашли фрагмент дощечки с записями умножения чисел.
Но есть еще версия, что родом таблица умножения из Месопотамии. На раскопках древнего Вавилона нашли табличку возрастом около 4000 лет с шестидесятеричной системой исчисления.
В России таблица появилась благодаря математику Леонтию Филипповичу Магницкому, в 1707 году.
Древние дощечки с изображением таблицы умножения.
С чего начать и как учить. Советы для родителей:
-объясните, что умножение нужно для того чтобы упростить и ускорить вычисления, дети должны понимать зачем вообще её нужно учить;
– повесьте таблицу умножения на видное место в комнате ребенка;
– объясните принцип:
Например: 2×4 это то же самое, что 2+2+2+2 или 7×3 это то же самое, что 7+7+7 и т.д.
– покажите закономерности таблицы;
– познакомьте ребенка с таблицей Пифагора и ее устройством. При перемножении чисел на их пересечении получается правильный ответ;
– учите по не многу;
– чаще повторяйте по порядку и вразнобой;
– не заставляйте ребенка, постарайтесь увлечь;
– не ругайте, если что-то не получается, возможно ребенку нужно чуть больше времени для запоминания, проявите терпение;
– хвалите ребенка за успехи;
– применяйте умножение на практике. Например, у вас дома есть коробка конфет состоящая из 3х рядов и в каждом ряду по 5 конфет. Как можно быстро посчитать все конфеты? Конечно, поможет таблица умножения 3×5=15.
Выявляем закономерности
100 в 28 примеров.
В таблице умножения 100 примеров, ребёнку кажется, что это очень много и можно учить это все лето. Но 100 примеров можно сократить до 36, и поможет в этом таблица Пифагора.
1 из 1
Предложите детям самостоятельно заполнить таблицу Пифагора:
1 из 1
Ребенку несложно будет ее заполнить, даже если он еще не знаком с умножением.
1 из 1
Заполнив таблицу, можно увидеть закономерности. Например, что числа повторяются. И применив переместительное свойство умножения (это значит, что 5×8 это то же самое, что 8×5), можно сократить таблицу до 55 примеров. Также видим, что: при умножении на 1, остаётся тоже число, при умножении на 2 увеличивается вдвое, при умножении на 10, в конце появляется ноль. И в итоге нужно запоминать не 100, а 28 примеров.
Ещё закономерности:
– все ответы в примерах умножения на 5 заканчиваются на 5 (если нечетное 7×5=35) или 0 (если четное 6×5=30).
– при умножении на 4, удваиваем дважды число. Например: 8×4, значит 8+8=16 и 16+16=32.
– при умножении на 9, можно применить следующую закономерность: умножать на 10 легко, просто добавляем 0, 4×10=40, а при умножении на 9 ответ меньше на то число, на которое умножаем 40-4=36, следовательно, 4×9=36.
– ответы в примерах умножения на 5 меньше в два раза, чем на 10. Например: 8×10=80, а 8×5=40.
Как ещё можно выучить
С точки зрения психологии люди делятся на аудиалов (хорошо запоминают при помощи слуха), визуалов (запоминают при помощи зрительного образа) и кинестетиков (запоминают при помощи ощущений, чувств ). Понаблюдайте за своим ребенком и поймете, какой способ ему больше подходит.
Аудиалы:
1.Стихотворения
2. Детские песенки
Визуалы:
1. Обучающие мультфильмы.
2. Яркие таблицы на стене с рисунками и числами.
3.Таблица умножения в раскрасках.
Кинестетики:
1.Изучать таблицу умножения можно с помощью карточек с изображенными на них цифрами. Дети сами могут составлять из них примеры.
2.Изучение на пальцах.
Таблица умножения на 9 (как раз в мультфильме про фиксиков показан этот способ)
1. Держим руки перед собой, ладони смотрят вниз.
2. Представляем, что у каждого пальца есть свой номер. Мизинец на левой руке будет первым, на правой 10, остальные по порядку.
3. Пробуем умножать на примеры: 5×9
Загибаем палец, который мысленно был у вас пятым.
4. Число пальцев до загнутого пальца показывает десятки в ответе, в нашем случае это 4 пальца = 40
5. Количество пальцев справа покажет единицы. В нашем случае это 5
6. 40+5=45 и 5×9=45
Учим таблицу умножения с помощью лего:
Метод древних славян:
Игры для запоминания и закрепления таблицы умножения
1. Битва прямоугольников
Материалы: 2 ручки разных цветов (можно взять фломастеры или карандаши), 2 игровых кубика, лист бумаги в клеточку.
Игра предназначена для 2х человек. Первый кидает кубики и рисует на листе бумаги квадрат или прямоугольник. Их стороны равны числам на кубиках. Например, кубики выпали 4 и 7, то рисуем прямоугольник с одной стороной 4, другой 7 и т.д. В середине каждой фигуры нужно писать площадь получившейся фигуры (или сколько клеточек она занимает), в нашем случае 4×7=28. Начинать надо из верхнего угла. Далее кидает кубики противник и начинает заполнять свое поле уже с противоположного угла.
После следующего хода получившаяся фигура должна касаться своей предыдущей хотя бы одной стороной. Если фигура не помещается в оставшееся свободное поле, то игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто займет больше место на листе.
2. Бродилка с удвоением.
Правила игры сохраняются, как и для обычной бродилки, только ходы удваиваются. И дети постепенно запоминают умножение и на 2.
3. Карточки.
Материалы: небольшие карточки с написанными на них примерами без ответов.
Перемешайте карточки и пусть ребенок вытаскивает по одной. Отвечает правильно, кладет ее в сторону, отвечает неправильно возвращает обратно. Если игроков двое, можно устроить соревнование, кто больше наберет карточек с правильными ответами, тот победил.
4. “Наоборот”.
Понадобятся также карточки, но вместо примеров пишем на них ответы. Ребенок должен назвать все примеры ответом, на которые будет это число. Например, 40 4×10, 8×5.
5. “Кружочки – крестики”
Материалы: 2 листа бумаги, 2 ручки, 2 игральных кубика.
Расчертить лист бумаги на секции, в каждой секции будет записываться один ход. Игроки кидают кубики по очереди. Первый кубик показывает сколько кружков необходимо нарисовать, а второй количество крестиков в этих кружках.
6. “Веселые таблицы”
Материалы: фишки (пуговицы, цв.бумага и т.д.), таблицы с числами.
Количество игроков от 2х человек. Каждому игроку выдается по 10 фишек (у каждого свой цвет). Посередине кладем карточку с числами (они получаются при умножении до 12). Первый игрок кидает кубики, полученные числа складывает и умножает на 3. И на полученное число ставит свою фишку. Далее следующий игрок проделывает те же действия. Если игрок попадает на фишку соперника, чужая фишка “выбивается”. Если на свою же, то этот номер считается “заблокированным”. И если попасть на него в третий раз, игрок пропускает ход, даже если эти фишки свои. Побеждает тот, у кого быстрее закончились фишки.
Как видите, существует много способов выучить таблицу умножения легко. Прежде чем его выбрать подумайте, что будет интересней вашему ребенку. Проявите терпение и понимание к вашему маленькому школьнику!
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ
Составь слово.
На доске записаны выражения. Выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает одно из выражений и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующим ответу выражения (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слово, например «молодцы», побеждает.
Лучший счетчик.
На доске записаны выражения: справа и слева их количество одинаковое: 9 • 9, 3 • 8, 7 • 8, 9 • 4, 4 • 8, 9 • 3, 6 • 7, 7 • 3.
По команде учащиеся начинают записывать или выкладывать из разрезных цифр соответствующие ответы, один – слева, другой – справа. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием. (Проводя эту игру, нужно чаще повторять те случаи умножения и деления, которые труднее запоминаются. Учитель фиксирует ошибки, затем записывает их на заранее подготовленных лентах.)
Отбей мяч.
Учитель называет любое выражение (5 • 9), бросает ученику мяч, ученик говорит ответ и возвращает мяч учителю. Затем учитель снова называет пример, бросает мяч другому ученику и т. д.
Живая математика.
У учащихся карточки с цифрами от 0 до 9. Учитель читает выражение (3 • 2). Выходит, встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6. (Можно давать выражения на деление. Если в ответе двузначное число, встают двое учащихся.)
Делится – не делится.
Учитель называет различные числа, а ученики поднимают руку, если число делится, например, на 3 (на 4, на 5) без остатка.
Не скажу.
Учащиеся считают от 1 до 20 (30, 40 и т. д.) по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 2, они говорят: «Не скажу».
Лыжники.
На доске записаны два ряда выражений для двух вариантов:
I вариант: 5 • 7, 7 • 8, 9 • 3, 8 • 9, 3 • 4…
II вариант: 4 • 9, 6 • 8, 7 • 3, 9 • 9, 9 • 2…
(Аналогично можно дать выражения для деления или, например, вперемежку для двух действий.) Дети считают и записывают только ответы. На следующем уроке после проверки работ учитель сообщает, кто добрался до финиша, не «споткнулся», то есть правильно решил все выражения. С тем, кто «споткнулся», учитель потом повторяет соответствующие случаи умножения и деления. Для быстрой проверки привлекаются консультанты.
Не подведи друга.
К доске одновременно выходят двое (четверо) учеников. Учитель читает выражение, например 6•7 и предлагает составить четыре выражения на умножение и деление с этими же числами. Первый ученик составляет выражения на умножение, а второй – на деление. Если выражения составлены верно, учитель одобряет детей за слаженность в работе. Запись на доске выглядит так: 6 • 7 = 42, 7 • 6 = 42, 42 : 6 = 7, 42 : 7 = 6.
День и ночь.
Когда учитель произносит слово «Ночь», учащиеся кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время учитель читает (записывает) выражение для устного счета на деление или умножение. Следует небольшая пауза. Затем учитель говорит: «День». Дети открывают глаза, садятся прямо, и те, кто сосчитал, поднимают руку и говорят ответ.
(Игра ценна тем, что дает возможность сосредоточиться при счете детям с замедленной реакцией, приучает их воспринимать задание не только по записи, но и на слух.)
Кто скорее, кто вернее?
Учитель раздает на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от 0 до 9, так что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т. д. Учитель читает выражение, например 4 • 4. Учащиеся должны быстро сосчитать, сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16. Очко засчитывается тому ряду, в котором быстрее и в то же время правильно составлен ответ. Ряд, набравший большее число очков, выигрывает.
(Игра способствует не только закреплению определенного вычислительного навыка табличного умножения и деления, но и уточнению понимания поместного значения цифр – учащимся нужно встать гак, чтобы число читалось правильно. Перестановка в записи десятков и единиц рассматривается как проигрыш.)
Точки.
Для проведения этой игры необходимы специальные трафареты (плотный картон размером 20 х 15 см). Сверху пишутся цифры 1, 2, 3 … 9. То же самое пишем слева вниз по вертикали, то есть трафарет напоминает таблицу Пифагора, только на месте пересечения линий по горизонтали и вертикали делаются прорези (пробиваются отверстия). Таким образом, получается сетка с 81 отверстием. По заданию учителя учащиеся вместо записи ответа ставят точку в отверстии нужного ответа.
Возможен другой вариант игры. На каждую парту учитель раздает по одному трафарету (один трафарет для двоих, сидящих за одной партой). С обратной стороны трафарета прикрепляется листок бумаги. По команде учителя один ученик ставит в любом месте отверстия точку, а другой составляет выражение по данному ответу. В другой раз роли учеников меняются.
(Эта игра наиболее эффективна тем, что она позволяет за минимальный отрезок времени воспроизвести наибольшее количество ответов, выявить ошибки каждого ученика.)
Проверь себя.
Для игры нужны карточки, на которых записаны результаты умножения каких-либо чисел, например 18. Учитель показывает карточку, а учащиеся должны записать выражение с таким ответом.
У кого больше выражений?
Учащимся предлагается составить и записать табличные случаи умножения со следующими числами 35, 48, 24, 81 и т. д. Выражения составляются в тетрадях. Проверка осуществляется так: один из учеников читает выражение с ответом 35, остальные подчеркивают его у себя, другой читает следующее выражение и т. д. Выигрывает тот, кто составит больше выражений.
Кроме этих игр, можно проводить игры «Поймай рыбку», «Кто больше соберет грибов?», «Садовники» и другие.
Проводятся они так: на вырезанных из бумаги или картона рыбках, грибах, яблоках и т. п. на обратной стороне записаны выражения. Учащиеся по очереди берут карточку, переворачивают ее и решают. Правильно решил – поймал рыбку, сорвал гриб, яблоко и т. д.
Кроме того, игровая форма управления иногда выражается в использовании рисунков – изображений любимых детских героев: Незнайки, Буратино, Карлсона и т. д. К этой группе относится игра «Проверь Незнайку». К доске прикрепляется рисунок – изображение Незнайки, и тут же записывается несколько выражений с решениями. Некоторые из них решены с ошибками. Учитель показывает на какое-либо выражение, учащиеся проверяю! его. Если решение правильное, то в классе полная тишина. Если решение неправильное, дети хлопают в ладоши.
Прочному запоминанию табличных случаев умножения способствует работа с сорбонками. Сорбонки (от названия Парижского университета) имеют широкую сферу применения для усвоения иностранных слов, формул и т. д. Сорбонки для усвоения таблицы умножения – это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы, например, 7 • 8, на другой – ответ: 56.
Имея набор таких листочков, ученик играет: правильно – неправильно? 5 • 6 = 30. Правильно, карточка ложится в одну сторону. 7•6… Забыл. Карточка откладывается в другую сторону. Постепенно остаются карточки с неусвоенными элементами таблицы. С ними ученик тренируется в последующие дни.
Перевертыши.
Эта игра используется при изучении таблицы числа 9. Посмотрев, дети отмечают, что у этой таблицы интересные ответы.
Стоит переставить цифры в ответе второго, получится ответ последнего, если переставить цифры третьего ответа, то получается ответ предпоследнего и т. д.
Таблица умножения на пальцах.
При умножении на 9 пальцы рук могут служить счетным прибором. Для этого обе руки кладутся на парту. Как для этого используются все 10 пальцев, покажем на примерах. Пусть требуется умножить 3 на 9. Слева направо найдите третий палец и загните его. Тогда слева от загнутого пальца выпрямленными будут 2 пальца, они будут обозначать 2 десятка. Справа от загнутого пальца выпрямленными окажутся 7 пальцев, они означают 7 единиц. Сложите 2 десятка и 7 единиц, получите 27.
Возьмите другое выражение: 6 • 9. Отсчитаем слева направо 6 пальцев и шестой загнем. Тогда слева от загнутого пальца окажется 5 пальцев – это 5 десятков, а справа от загнутого пальца будет 4 пальца – это 4 единицы. Получится 54.
Ритмические игры
Эти игры вводятся за 1-2 месяца до изучения таблицы умножения. Игры вводятся постепенно, каждая последующая предлагается после того, как усвоена предыдущая.
Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают молча, про себя, одновременно выполняя под счет движения.
Счет через 2.
Хлопнуть в ладоши (сказать про себя – 1), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать – 2, хлопнуть в ладоши (сказать про себя – 3), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать – 4) и т. д.
Счет через 3.
Коснуться руками ног (сказать про себя – 1), хлопнуть в ладоши (сказать про себя – 2), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя – 3), коснуться руками ног (сказать про себя – 4), хлопнуть в ладоши (сказать про себя – 5), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя – 6) и т. д.
Счет через 4.
Коснуться рукой правой ноги (сказать про себя – 1), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя 2), хлопнуть в ладоши (сказать про себя – 3), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать – 4. Коснуться рукой правой ноги (сказать про себя – 5), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя – 6), хлопнуть в ладоши (сказать про себя – 7), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя – 8) и т. д.
Счет через 5.
Коснуться руками ног (сказан, про себя – 1), коснуться правой рукой левого плеча (сказать про себя – 2), коснуться левой рукой правого плеча (сказать про себя – 3), хлопнуть в ладоши (сказать про себя 4), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя – 5) и т. д.
Счет через 6.
Коснуться рукой правой йоги (сказать про себя – 1), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя – 2), коснуться правой рукой левого плеча (сказать про себя – 3), коснуться левой рукой правого плеча (сказать про себя – 4), хлопнуть в ладоши (сказать про себя – 5), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя – 6) и т. д.
Счет через 7.
Топнуть правой ногой (сказать про себя – 1), топнуть левой ногой (сказать про себя – 2), коснуться рукой правой ноги (сказать про себя – 3), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя 4), дотронуться двумя руками до плеч (сказать про себя 5), хлопнуть в ладоши (сказать про себя – 6), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя – 7) и т. д.
Счет через 8.
Топнуть правой ногой (сказать про себя – 1), топнуть левой ногой (сказать про себя – 2),
коснуться рукой правой ноги (сказать про себя – 3), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя – 4), коснуться правой рукой левого плеча (сказать про себя – 5), коснуться левой рукой правого плеча (сказать про себя – 6), хлопнуть в ладоши (сказать про себя – 7), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя – 8) и т. д.
Счет через 9.
Топнуть правой ногой (сказать про себя – 1), топнуть левой ногой (сказать про себя – 2), коснуться рукой правой ноги (сказать про себя – 3), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя – 4), коснуться правой рукой левого плеча (сказать 5), коснуться левой рукой правого плеча (сказать про себя – 6), дотронуться до головы (сказать про себя – 7), хлопнуть в ладоши (сказать про себя – 8), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя – 9) и т. д.