Полезные блага которые необходимы людям это
Потребность – это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.
В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей:
- 1. Материальные потребности – в пище, одежде, жилье…
- 2. Духовные – удовлетворяются в занятиях наукой, искусством, в получении образования. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.
- 3. Социальные-связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности.
Они могут быть и материальными, и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.
В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста Авраама Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:
- – физиологические потребности (голод, жажда…)
- – потребности самосохранения (безопасность, защищенность)
- – социальные потребности (чувство духовной близости, любовь)
- – потребности в уважении (самоуважение, признание)
- – потребности в самоутверждении (саморазвитие, самореализация).
Согласно теории, первые две группы потребностей относятся к «низшему» порядку, остальные – к «высшему». До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.
Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем развития двух сфер:
- 1. В сфере материального производства создаются вещественные ценности (промышленность, сельское хозяйство, строительство…) и оказываются материальные услуги (транспорт, торговля, бытовое обслуживание…).
- 2. В непроизводственной сфере создаются духовные, нравственные и другие ценности и оказываются аналогичные услуги (образование, культура…).
Источником удовлетворения потребностей является благо.
Благо – это любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность.
Классификация благ:
- 1. Материальное благо – дары природы (климат, земля, воздух), продукты производства (здания, машины, продукты питания).
- 2. Нематериальное благо – это благо, воздействующие на развитие способностей человека (здравоохранение, искусство, музей, театр, образование).
Нематериальные блага подразделяются на две группы:
- – внутренние – блага, данные человеку природой, которые он сам в себе развивает (музыкальный слух – музицирование, голос – пение);
- – внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (деловые связи, протекция…).
- 3. К экономическим благам относятся те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, то есть которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями. Это явление связано с редкостью ресурсов.
- 4. Не экономические блага (даровые блага) предоставляются природой без усилий человека (воздух, вода…). Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека.
- 5. К общественным благам относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, радиопередачи, прогнозы погоды, уличное освещение, маяки…
Общественные блага отличаются от «необщественных» следующими двумя характеристиками:
- 1. отсутствие соперничества в потреблении общественных благ. Потребление такого блага каким-либо потребителем не уменьшает количества этого блага для других. Например, прослушивание радиопередачи одним радиослушателем не лишает такой же возможности других.
- 2. невозможность воспрепятствовать потреблению общественного блага. Например, невозможно запретить использовать свет маяка одними кораблями в угоду другим.
Особое место среди благ, необходимых человеку, занимают услуги.
Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезную эффективность, удовлетворяющая какие-либо потребности человека. Специфика услуги в том, что они не имеет вещественной формы, но является результатом деятельности человека, имеющим полезный эффект (торговля, банно-прачечное хозяйство, ремонтные работы…)
1. Потребности и ресурсы. Факторы производства. Возрастающая роль технического прогресса в развитии хозяйственной деятельности.
Потребности человека многообразны. Американский ученый А. Маслоу расположил все потребности по принципу иерархии в следующем восходящем порядке от «низших» – материальных до «высших» – духовных:
- – физиологические потребности (в еде, питье, тепле, воспроизводстве рода);
- – потребности безопасности и самосохранении (защищенность от внешних врагов, преступников, болезней);
- – потребность в социальных связях (любви, дружбе, общении с людьми, причастности к какой-либо группе и т. д.);
- – потребности в уважении (признание человека как личности, самоуважение, приобретение определенного статуса, авторитета);
- – потребности в саморазвитии (совершенствование всех способностей и возможностей человека).
Эти потребности принято представлять в виде пирамиды, в основании которой лежат биологические потребности людей, над которыми возвышаются духовные потребности человека как социальной личности.
Ресурсы производства – это совокупность различных природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.
В экономической теории ресурсы подразделяются на следующие группы:
- – природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества. Среди них различаются неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия ветра) и исчерпываемые (могут быть возобновляемыми – лес, вода и невозобновляемыми – нефть, газ, месторождения руды и др.). Многие природные ресурсы редки, а их запасы с каждым днем уменьшаются;
- – материальные – все созданные человеком (рукотворные) средства производства и предметы труда, которые сами являются результатом производства;
- – трудовые – трудоспособное население;
- – финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства;
- – информационные – данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.
Наряду с понятием «ресурсы производства» экономическая теория оперирует понятием «факторы производства». Когда речь идет о ресурсах, имеют в виду те природные и социальные силы, которые потенциально могут быть вовлечены в производство, а факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.
В экономической теории выделяют основные и дополнительные факторы производства. К основным факторам производства относят труд, землю и капитал. По мнению ведущих экономистов, к дополнительным факторам производства можно отнести предпринимательство, науку как производительную силу, информационные технологии.
Факторы производства:
- – труд – способности и навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг. Если говорить точнее, то здесь речь идет о рабочей силе как совокупности физических и духовных сил человека, его способности к труду. Рабочая сила в каждой конкретной стране (регионе) ограничена количеством взрослого трудоспособного населения. Снижение рождаемости и связанное с ним старение населения ставят проблему эффективного использования рабочей силы очень остро;
- – капитал – это созданные людьми производственные ресурсы – здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортные средства, полуфабрикаты используемые в производстве. Их количество в экономике не безгранично, кроме того, они имеют свойство изнашиваться в процессе функционирования, поэтому периодически требуют замены;
- – земля – естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (полезные ископаемые, лес, вода, воздух, участки территории);
- – предпринимательские способности (предпринимательство) – это особый вид человеческой деятельности, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать другие факторы производства;
- – наука – как фактор производства представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Особенности этого фактора производства заключаются в том, что наука:
- – в качестве элемента производительных сил становится участником производства;
- – оказывает воздействие на уровень эффективности производства;
- – влияет на процесс подготовки высококвалифицированной рабочей силы;
- – определяет уровень технологии и организации производства;
- – превращается в непосредственную производительную силу.
Информация как фактор производства обеспечивает систематизацию знаний, материализованных в систему механизмов, машин, оборудования, моделей менеджмента и маркетинга. Все большее значение в современном производстве приобретает экологический фактор, который выступает либо в качестве импульса экономического роста, либо как ограничитель его возможностей в связи с отрицательным воздействием на природную среду.
Некоторые экономисты выделяют как особый экономический ресурс время. Люди в своей производственно-экономической деятельности располагают ограниченным количеством этого невоспроизводимого ресурса.
Большое влияние на эффективное использование ресурсов оказывает технология производства, представляющая собой конкретные способы обработки предметов труда, определенный порядок производственных процессов, а также организация производства, обеспечивающая слаженность функционирования всех его ресурсов. Организация производства, труда и управления называется менеджментом, который в экономической литературе XX в. считают фактором производства.
Особую роль в современной экономике играет и такой фактор, как инфраструктура – совокупность отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства.
Все факторы производства, во-первых, неразрывно связаны и являются взаимозаменяемыми. Во-вторых, каждое благо для своего производства требует определенного набора факторов. В-третьих, любое благо может быть произведено путем использования различных факторов в разнообразных сочетаниях и пропорциях. В-четвертых, хозяйствующий субъект, организующий производство, соединяет все его факторы таким образом, чтобы получить больше продукта при возможно меньших затратах. В-пятых, все экономические факторы, или факторы производства, имеются в ограниченном количестве. Это ставит перед обществом проблему их эффективного использования. В-шестых, организация производства обеспечивает согласованное функционирование всех факторов производства, их пропорциональное количественное соотношение, взаимозаменяемость.
Главной целью и фактором производства, его развития и совершенствования является человек. Как участник производства он выступает в трех лицах. С одной стороны, человек является производителем, непосредственно участвующим в создании благ и услуг. С другой стороны, он потребитель, использующий все, что получено в процессе производства. Кроме того, человек координирует, согласовывает действия производителей и потребителей, выполняя функцию управленца.
Необходимо обратить внимание на то, что деньги не являются производственным фактором. Из денег ничего нельзя сделать, но они являются условием приобретения ресурсов. Денежные средства привлекаются для покупки факторов производства у их владельцев, и тем самым обеспечивается реальная возможность соединить ресурсы в едином производственном процессе.
В экономической науке на протяжении столетия шла дискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара. Классическая политэкономия признавала приоритет за трудом в его абстрактном выражении. Затем наибольшее распространение получила концепция трех факторов производства: труда, капитала и земли. Предпринимательство как особый фактор впервые выделил А. Маршалл, правда, у него он назывался «организацией». В настоящее время экономисты рассматривают процесс производства как органичное единство всех факторов производства.
Под научно-техническим прогрессом (НТП) следует понимать непрерывный процесс количественного роста и качественного совершенствования всех элементов общественного производства, как вещественно-материальных, объективных (средств труда и предметов труда), так и субъективных (работников производства), а также совершенствование методов их сбалансированного взаимодействия в процессе производства на базе новейших достижений науки и техники.
Этот процесс в строительном производстве находит свое выражение в создании новой и совершенствовании действующей строительной техники и технологий; росте механизации и автоматизации производственного процесса; создании и использовании новых видов строительных материалов и конструкций, освоении новой и совершенствовании ранее производимой товарной продукции, повышении ее качества; научной организации труда и управления производством; росте квалификационного и образовательного уровня производственных работников, изменении квалификационной и отраслевой структуры производства и занятости и т. д.
Основу НТП составляют научные знания, получаемые в результате фундаментальных и прикладных исследований и разработок, направленных на познание законов природы и общества и лежащие в основе создания новой и совершенствования уже применяемой техники. Нынешний этап НТП получил название научно-технической революции (НТР).
НТР базируется на качественно новом уровне развития науки. В ее основе лежат фундаментальные исследования современного естествознания, связанные с физикой, химией, биологией, кибернетикой, космологией, которые открывают новые горизонты в познании материи и форм ее движения, они определяют развитие атомной энергетики, лазерной техники, микробиологии и автоматизированного управления.
Символом НТР стала вычислительная техники и информационные технологии, освобождающие управление производством от ограничений, порождаемых идеологическими и физиологическими способностями человека.
НТР как революция вообще характеризуется коренными изменениями, скачкообразными переходами от одного качественного состояния к другому. НТР свойственно и поступательное развитие, т.е. любое изменение к лучшему, передовому, более совершенному. Таким образом, НТП по содержанию протекающих процессов следует трактовать как более широкое понятие, чем НТР. Он включает и эволюционные, и революционные преобразования в технике. НТП является основой интенсификации производства. Он оказывает определяющее воздействие на все факторы развития строительного производства, позволяет более рационально использовать трудовые ресурсы, добиваться производства товарной продукции высокого качества.
Прогресс науки и техники обеспечивает решение такой важнейшей социально-экономической задачи, как облегчение труда, обогащение его творческим содержанием. Реальная экономия труда определяется использованием в строительном производстве научно-технических достижений, воплощающихся в новых средствах производства, новых формах соединения личных и вещественных его факторов.
Источник
Тема. Какие блага необходимы человеку.
Цель урока: научить понимать что такое блага, ввести понятия «экономические блага: потребительские и инвестиционные; товары и услуги».
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Беседа по вопросам.
1. Что такое потребности?
2. Какие виды потребностей вам известны?
3. По способу удовлетворения какие виды потребностей мы выделяем?
Ощутив жажду – ты пьешь чай, кофе, воду. Замерзнув, ты одеваешь теплую одежду. Экономисты говорят: «все, что удовлетворяет наши потребности – это блага».
Часть необходимых для жизни человека благ он берет от природы – это бесплатные блага.
Бесплатные блага люди не делают, а находят в природе в готовом виде для использования. Бесплатность таких благ относительна. Она означает только то, что эти блага не являются продуктом людского труда, а получены от природы. В случае неблагоприятных условий в обществе вырастает количество так называемых, платных благ для пользователя (питьевая вода, лекарственные растения, чистый воздух и многое другое).
Человеку необходимо гораздо больше благ, чем дает природа, поэтому люди научились добывать или создавать необходимые для них блага. Те блага, которые человек специально делает, чтобы удовлетворить свои потребности, называют экономическими.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
Обрати внимание на те вещи, которыми ты пользуешься, ты убедишься в том, чтобы их получить – их надо сначала сделать на разных заводах, фабриках. Это экономические блага.
IV. Изучение нового материала.
Экономические блага отличаются от бесплатных тем, что они являются результатом различной трудовой деятельности человека, направленной на производство необходимых благ, удовлетворяющих потребности. Экономические блага всегда ограничены.
Производство экономических благ происходит по плану или задумке. Процесс создания благ человеком отличается от инстинктивных действий пчел, которые создают улей, или бобров, которые делают запруды на реках, тем, что человек действует целенаправленно на реализацию поставленной цели. Для создания своих благ, человек должен использовать другие блага. Например, твой свитер связан из ниток, а обувь сделана из кожи.
Ныне человечество изготовляет десятки миллионов различных благ, и все они, точно также как и бесплатные блага, предназначаются для удовлетворения потребностей человека.
Экономические блага, которыми пользуется человек, очень различны. Одними можно пользоваться годами (мебель, автомобиль, холодильник и др.). Такие экономические блага называют долгодействующими, т. е. вещами длительного пользования. Другие экономические блага человек использует один раз (хлеб, сахар, мороженое и т. д.) Вини – Пух говорил, что мед – это вещь, которая вот она есть, и ее сразу нет. Их называют краткосрочные. Таким образом, критерием деления благ будет временной отрезок – длительно или краткосрочно используется человеком.
Различают также потребительские блага – это полезное свойство товара или услуги, с помощью которой удовлетворяется те или иные потребности людей. Носители потребительских благ могут иметь различное предназначение: для производства, для личного потребления.
Инвестиционное благо – это …
В повседневной жизни мы чаще пользуемся иной классификацией благ – это товары и услуги.
Товары и услуги – это экономические блага, которые являются результатом человеческого труда. Главной их задачей в рамках экономики есть возможность продаваться и покупаться.
Товары – это вещественные экономические блага. Все товары можно потрогать, взвесить, их можно переставить с места на место, сохранять и упаковывать. Товары легко отличить от тех людей, которые их изготавливают. Холодильник, телевизор, изготовленный на заводе в Украине или другом государстве, используется в ваших домах. Электрофен, компьютер, мебель – это товары, однако они выполняют только свою функцию.
Потребительские товары – это товары, идущие на удовлетворение человеческих потребностей.
Инвестиционные товары – это производство оборудования, металла, стройматериалов и пр., которые используются для расширения производства.
Мы уже с вами говорили, что потребности бывают многих видов, в том числе и социальные. Удовлетворение этих потребностей невозможно без особой деятельности людей, таких как врача, учителя, водителя, тренера. Если у тебя болит зуб, ты идешь к врачу. Учитель дает необходимые знаний и ты используешь их в жизни. Эта деятельность необходима для тебя, чтобы удовлетворить свои социальные потребности. Но блага, сделанные этими людьми отличаются от товаров. К ним нельзя прикоснуться, они неотъемлемая часть от человека, который их производит. Такие экономические блага называют услугами.
Услуги – это экономические блага, которые не имеют товарной формы, их дают людям, которые нуждаются в них, в форме целенаправленной обслуживающей.
Среди множества товаров, которые существуют в мире, есть такие, которые удовлетворяют одну и ту же потребность. Например, кофе, чай, спагетти, колготки, печенье и т. д. Такие товары называют взаимозаменяемыми, или субститутами. Некоторые услуги могут быть взаимозаменяемыми. Например, перевозку пассажиров можно осуществлять при помощи самолета, поезда, автобуса.
Кроме того, существуют товары, которые могут удовлетворять потребности лишь в комплексе. Это автомобиль и бензин, фотоаппарат и фотопленка. Такие товары называют взаимодополняемыми, или комплиментарными.
И так, чтобы жить человек имеет возможность удовлетворять свои потребности при помощи благ. Часть благ он берет от природы, а часть благ создает. Экономические потребности выделяются среди прочих тем, что удовлетворяются с помощью товаров и услуг – продуктов труда, предназначенных для обмена или продажи.
Что необходимо для создания благ, мы поговорим на следующем уроке.
Вопрос на обдумывание. Человек не может сразу одеть несколько пар обуви или костюмов. Почему же люди ратуют за повышение производства этих товаров и хваляться, что производят таких-то товаров на 1 жителя своей страны больше, чем другие?
V. Закрепление новых знаний и умений.
Глоссарий.
Блага – это все то, что удовлетворяет наши потребности.
Различают блага:
Бесплатные – те, которые берут люди от природы.
Экономические – те блага, которые человек специально создает и пользуется все время для удовлетворения своих потребностей. Они делятся по времени использования на краткосрочные (которыми человек пользуется один раз) и долгосрочные (которыми пользуются все время, долго).
Экономические блага делят на товары и услуги.
Товары – это экономические блага, которые имеют вещественное выражение.
Услуги – экономические блага, которые даются в форме обслуживания.
Субституты (взаимозаменяемые товары) – это товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность.
Комплименты (взаимодополняемые, комплиментарные) – это товары и услуги, которые дополняют друг друга и могут действовать только в комплексе.
VI. Домашнее задание.
Задание.
1. Приведите примеры бесплатных благ, экономических благ.
2. Назовите одним словом перечисленные экономические блага:
а) конфета, молоко, шоколад, сметана. Это…
б) магнитофон, фотоаппарат, лампа. Это…
3. Приведите примеры товаров и услуг.
4. Подумайте, что общего и различного между товарами и услугами.
Практическая работа.
Проведите исследования среди своих одноклассников, знакомых. Выяснимте их потребности в комплиментарных товарах. Данные занесите в таблицу.
Ф. И.О. учащегося | Имеет потребность в: | Какие комплиментарные товары необходимы для удовлетворения этой потребности. |
Иванов Сергей | фото | фотоаппарат, пленка |
Проверь себя.
1. Где говорится лишь о бесплатных благах:
а) кока-кола, платье, лыжи; б) пиво, магнитофон, посуда; в) минералы, солнце, море;
г) бумага, резинка, автомобиль.
2. Где точнее перечислены экономические блага:
а) услуги врача, дрова, ветер; б)компьютер, орехи, макароны; в) сигареты, тепло, книжки; г) масло, верстак, кока-кола.
3. Что отличает услуги от товара:
а) редкость; б) возможность удовлетворять потребности; в) не чувствительность;
г) польза.
Глоссарий.
Блага – это все то, что удовлетворяет наши потребности. Различают блага:
Бесплатные – те, которые берут люди от природы.
Экономические – те блага, которые человек специально создает и пользуется все время для удовлетворения своих потребностей. Они делятся по времени использования на краткосрочные (которыми человек пользуется один раз) и долгосрочные (которыми пользуются все время, долго).
Экономические блага делят на товары и услуги.
Товары – это экономические блага, которые имеют вещественное выражение.
Услуги – экономические блага, которые даются в форме обслуживания.
Субституты (взаимозаменяемые товары) – это товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность.
Комплименты (взаимодополняемые, комплиментарные) – это товары и услуги, которые дополняют друг друга и могут действовать только в комплексе.
Задание.
1. Приведите примеры бесплатных благ, экономических благ.
2. Назовите одним словом перечисленные экономические блага:
а) конфета, молоко, шоколад, сметана. Это…
б) магнитофон, фотоаппарат, лампа. Это…
3. Приведите примеры товаров и услуг.
4. Подумайте, что общего и различного между товарами и услугами.
Практическая работа.
Проведите исследования среди своих одноклассников, знакомых. Выяснимте их потребности в комплиментарных товарах. Данные занесите в таблицу.
Ф. И.О. учащегося | Имеет потребность в: | Какие комплиментарные товары необходимы для удовлетворения этой потребности. |
Иванов Сергей | фото | фотоаппарат, пленка |
Проверь себя.
1. Где говорится лишь о бесплатных благах:
а) кока-кола, платье, лыжи; б) пиво, магнитофон, посуда; в) минералы, солнце, море; г) бумага, резинка, автомобиль. чнее перечислены экономические блага:
2. Где точнее перечислены экономические блага:
а) услуги врача, дрова, ветер; б)компьютер, орехи, макароны; в) сигареты, тепло, книжки; г) масло, верстак, кока-кола.
3. Что отличает услуги от товара:
а) редкость; б) возможность удовлетворять потребности; в) не чувствительность;
г) польза.
Источник