Полезны ли полезные привычки 5 класс
Классный час в 5 классе
ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни
Оборудование: листы ватмана, клей, цветные карандаши или фломастеры.
Ход классного часа
Интерактивная беседа
Классный руководитель: Здравствуйте! Улыбнувшись, мы друг другу сказали. Просто здравствуйте.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
А все потому, что мы сказали друг другу « здравствуйте!»
Здороваясь, люди желают друг другу здоровья. А как вы думаете, от чего зависит наше здоровье? Ответы детей.
Прослушивание и обсуждение отрывка из сказки Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц». «Есть такое твердое правило, – сказал мне Маленький принц. – Встал поутру. Умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».
– Какую замечательную привычку Маленький принц взрастил в себе? Можно ли баобабы сравнить с вредными привычками, которые человек побеждает в себе?
Ответы детей.
Классный руководитель: – Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «привычка»? Выслушав ответы, учитель предлагает обратиться к объяснению этого понятия в толковом словаре Д. Ушакова.
«Привычка – образ действия, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычными, постоянными для кого-нибудь». Таким образом, привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к вам. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, помогать по дому, без напоминаний делать уроки. Это все привычки полезные. Давайте продолжим начатый список. А теперь давайте вместе подумаем, какими бывают вредные привычки?
Игра-упражнение «Сорняки и розы»
На цветных листочках напишите полезные привычки, а на белых – вредные.
Дышать свежим воздухом
Заниматься спортом
Соблюдать чистоту и порядок
Спать достаточно
Чаще улыбаться
Любить жизнь
Почаще есть рыбу, овощи, фрукты
Пить воду, молоко, соки, чай
Как можно больше ходить
Помогать окружающим
Больше читать
Слоняться без дела
Сидеть дома
Играть на компьютере
Употреблять алкоголь, курить
Смотреть часами телевизор
Быть раздражительным
Унывать, сердиться, обижаться
Переедать
Грызть ногти, карандаш или ручку
Употреблять нецензурные слова
Опаздывать
Много болтать
Затем листы с плохими привычками скомкать и выбросить в мусорное ведро.
Так мы сделаем первый шаг от избавления привычек.
А вот хорошие привычки мы будем в себе вырабатывать.
Классный руководитель: Давайте, в начале нашей работы определим отношение к своему здоровью, своему образу жизни. А сделаем мы это при помощи цветных наклеек. Ребятам предлагается выбрать наклейку-цветок желтого, красного или голубого цвета в соответствии с их значением:
К.– я веду здоровый образ жизни;
Ж.- я стараюсь, но не всегда получается;
Г.- я не обращаю внимание на свое здоровье.
Выберите наклейку нужного цвета и прикрепите к листку, который есть у ваших команд.
Выполнение.
Классный руководитель: Вот так выглядит ваше отношение к своему здоровью. Очень хорошо, что мы смогли оценить его, задумались о том, что очень важно для каждого современного человека. Все ли задумываются о своем здоровье?
Одна из основных проблем XXI века – сохранение здоровья. Важная составляющая – это отказ от вредных привычек и выработка привычек полезных.
Работа в группах.
Классный руководитель Мы с вами совершим путешествие в Царство хороших привычек.
Классный руководитель: Просмотрев мультфильм из серии «Смешарики», угадайте, о какой полезной привычке мы с вами поговорим сначала. (Просмотр мультфильма «Распорядок»)
Первая хорошая привычка – это соблюдение распорядка дня. Режим дня – это сочетание слов вызывает у многих школьников раздражение: ведь соблюдение режима требует проявление воли. Школьникам кажется, что легче жить, не выполняя его. Но это неверно. На самом же деле беспорядочный образ жизни истощает силы человека, мешает ему добиться поставленных целей.
Конкурс 1 « Мой режим дня».
Командам раздаются конверты с разрезанным на полоски перечнем режимных моментов. Команды должны разложить их по порядку и отметить, как проходит их день. (см. Приложение)
Классный руководитель: Как вы думаете, с чего должен начинаться день здорового человека? Конечно, с утренней гимнастики. Утреннюю гимнастику часто называют зарядкой. Не случайно говорят: утро определяет день. Утренняя гимнастика помогает приобрести бодрость, положительный настрой, будит и заряжает организм на весь день.
Значит, следующая хорошая привычка – это зарядка по утрам, занятия спортом. Ни для кого не секрет, что трудно заставить себя по утрам делать зарядку. А такие упражнения помогут сделать не только физическую разминку, но и зарядиться хорошим настроением. Занятия спортом же укрепляют наше здоровье.
Тест, который поможет оценить уровень своего физического развития
Отвечать честно самому себе.
Соблюдаю ли я режим дня?
Да—3, нет—1.делаю ли я утреннюю зарядку?
Да—3, нет—1.С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?
Да—3, нет—1.Занимаюсь ли я физическим трудом?
Да—3, нет—1.Вызывает ли у меня отвращение табачный дым?
Да—3, нет—1.Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине?
Да—3, нет—1.Люблю ли я свежий воздух?
Да—3, нет—1.Много ли я двигаюсь?
Да—3, нет—1.Умею ли я плавать?
Да—3, нет—1.
Подсчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой ступени физического развития вы находитесь.
9-13 баллов—низкая. Задумайтесь над вашим здоровьем.
14-19 баллов—средняя. Не всегда все получается.
20-27 баллов—высокая. Ваше здоровье в порядке.
Конкурс 2 « Веселая зарядка» и «Любители спорта»
А теперь небольшую зарядку под музыку для вас проведет ученица нашего класса. Попрошу всех встать. Немного отдохнем и разомнемся. Звучит музыка. Ученики повторяют движения.
Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю выйти 5 участникам. Они выбирают карточки, на которых написано название вида спорта. Одна команда показывает пантомиму, другие разгадывают, что за вид спорта был показан.
Классный руководитель: Вы знаете также, что основными режимными моментами являются завтрак, обед и ужин. С пищей человек получает все вещества, необходимые для роста, развития организма и для пополнения энергии, затрачиваемой при физическом и умственном труде. Основные пищевые вещества: углеводы – самый главный источник энергии. Они просто необходимы для работы мышц, сердца и нервной системы. Белки – основной строительный материал для всех органов и тканей организма. При недостатке белков может замедлиться рост волос, снизиться сопротивляемость к болезням, ухудшиться умственная и физическая работоспособность. Жиры – также важный источник энергии. Ведь они при сгорании в организме выделяют в два раза больше калорий, чем углеводы. Витамины и минеральные вещества помогают нормальному росту и развитию организма. Они способствуют правильному обмену, повышению умственной и физической работоспособности, хорошей сопротивляемости организма различным заболеваниям. В вашем возрасте питаться в течение дня следует 4 раза. Попробуем составить меню на один день.
Конкурс 3 «Составь меню».
Классный руководитель: Составьте меню на завтрак, обед и ужин. Выберите те блюда, которые считаете нужными. Напишите их на карточке «Меню». (см. Приложение)
Для поддержания своего здоровья очень важно, чтобы ваше питание было сбалансировано.
Конкурс 4 «Хорошее настроение».
Классный руководитель: Кроме физического здоровья существует еще и психическое. Часто вы не задумываетесь, что словами обижаете своих одноклассников, друзей, родителей. И эти слова ранят душу и сердце людей, наносят им психологическую травму. Поэтому очень хочется сказать о «добрых словах», которые тоже способствуют укреплению здоровья.
Игра- тренинг «Нить добрых слов»
Предлагается выйти учащимся для игры. В руки одному дается клубочек. Начало нити он оставляет у себя, и, называя своего соседа добрым и ласковым словом, передает клубочек и т.д. В конце получается круг с нитью, натягивая которую учащимся предлагается почувствовать силу и взаимосвязь дружеских взаимоотношений.
-Надо гнать со своего лица сердитое выражение, чаще улыбаться. Психологи установили: улыбка не только признак хорошего настроения, но и способ его улучшить. Будьте же приветливы. Это поможет сохранить здоровье и вам, и тем, кто вас окружает.
Конкурс 5 «Чистота – залог здоровья».
Классный руководитель: Как вы думаете, а что должно быть чистым у человека? Какие правила чистоты вы можете назвать?
мыть руки перед едой,
умываться
стирать и гладить свои вещи,
чистить каждый день зубы
наводить порядок в помещении
не мусорить
мыть за собой посуду
и т. п.
Конкурс 6 «Правила хорошего тона».
Классный руководитель:
Когда вы встречаете взрослых, друзей, знакомых, что нужно сделать? Здороваться
Мальчик и девочка входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда девочка).
Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Мужчина)
Чем вытирает губы после еды культурный человек? (Салфеткой)
Если ты опоздал на урок. Что нужно сделать? (Извиниться и попросить разрешения у учителя пройти в класс)
Если ты нечаянно толкнул соседа. Твои действия. (Извиниться)
Как нужно себя вести в общественном месте? (Не шуметь)
Если разговаривают между собой взрослые, а тебе нужно что-то спросить. Как ты поступишь? (Дождаться, пока договорят)
Что нужно сделать с телефоном во время уроков? (убрать в сумку, выключить звук)
Мама подарила подарок, который вы долго ждали. Ваши действия. (Отблагодаить)
Классный руководитель Мы с вами совершили путешествие в Царство хороших привычек.
Представьте себе, что вы работаете в туристском агентстве. Вы получили задание – сделать рекламу одной из хороших привычек. Продолжительность рекламы – 1 минута. Каждая группа получила ключевые слова для работы. В течение 5 минут вы будете работать над текстом рекламного ролика. Желательно, чтобы каждый член группы сказал несколько слов о «своём» городе. (5 минут на подготовку)
Группа 1. Привычка чистить зубы.
Группа 2. Привычка не мусорить, соблюдать чистоту.
Группа 3. Привычка заниматься спортом.
Группа 4. Привычка говорить вежливые слова.
Дети рекламируют одну из хороших привычек.
6. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель Нужно ли нам было говорить о наших привычках?
Полезен ли такой классный час для нас? (Ответы детей)
Учитель:
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Не возможно без труда.
Постарайтесь не лениться-
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь-
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Желаю всем крепкого здоровья, быть умными, добрыми и счастливыми.
Спасибо за работу на уроке!
Приложение
Подъем
Зарядка
Завтрак
Свободное время
Дорога в школу
Прогулка
Ужин
Умывание
Дорога из школы
Отдых
Обед
Подготовка ко сну
Учебные занятия
Приготовление уроков
Сон
Тема: Здоровье и наши привычки.
Классный час в 5 классе (седьмой вид).
Учитель: Терентьева Жанна Юрьевна, Пермский край, г. Лысьва, 2013 год
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Закрепить у учащихся представление о полезных и вредных привычках, пропагандировать здоровый образ жизни.
Способствовать формированию у учащихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.
Развивать культуру общения через работу в группе, воспитывать культуру публичного выступления.
Форма классного часа: работа по группам.
Ход занятия.
Этап (мотивационный).
Определение темы классного часа и показ видеофрагмента «Приветствие на разных языках».
Задание:
– определить, что говорят все эти люди на разных языках.
Все эти люди произносят слова приветствия на разных языках, что звучит по-русски как «Здравствуйте!». (начинается показ презентации). На самом деле это не просто слова приветствия, но пожеланья друг другу доброго здоровья.
Попробуйте определить тему нашего классного часа.
Этап: Тема «Здоровье и привычки». Наш девиз:Я здоровье сберегу,
сам себе я помогу.
Слово предоставляется Арине и Саше.
Арина:
Здоровье человека – бесценный дар природы, который дается ему в подарок к первому дню рождения.
Но человек он не ценит того, что ему досталось даром, пока не потеряет это.
Саша Пойлов:
Учёные считают , что человек может прожить 100- 200 лет. Умереть в 70 лет, как считали древние греки, это значит умереть в колыбели.
Арина:
Так от чего же зависит наше здоровье?
Учитель:
На этот вопрос мы будем отвечать в течение всего классного часа. Николаева Евгения расскажет вам от чего зависти наше здоровье.
Далее учитель показывает презентацию .Рассказывает Николаева Евгения:
На здоровье человека влияют следующие факторы:
Фактор – наследственность – эта часть здоровья передаётся нам в наследство от наших родителей. Составляет она 10 процентов.
Фактор – окружающая среда – 20 процентов. Сюда входит экологическая обстановка, которая нас окружает, воздух, которым мы дышим и т. д.
Фактор – наш образ жизни, наши привычки от которых зависит 60 процентов здоровья.
Диалог с учащимися.
Учитель: (слайд с диаграммой): На этой диаграмме хорошо видно, что большая часть здоровья зависит от нас самих, от того какой образ жизни мы ведём и от наших привычек.
– Что такое привычка?
Привычка – это то, что делаешь постоянно. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель.
Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое –то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнёт его выполнять не задумываясь.
На экране картинки:
– Назовите привычки, которые показаны на картинках?
Как можно их назвать? (полезные). У любого человека есть вредные привычки. Назовите вредные привычки.
Привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказать влияние на здоровье человека.
Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными.
Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными.
Этап: Задание№1:
Работа в группах.
– Сейчас мы посмотрим, как вы понимаете какая привычка полезная, какая – вредная.
Каждая группа подходит к коробке, где лежат разные предметы, связанные со здоровыми или вредными привычками. Одна группа должна выбрать предметы, связанные с вредными привычками, другая – с полезными.
Каждый по очереди показывает предмет, читает стишок, связанный с привычкой и называет её. Стихи учащимся выдаёт учитель.
Стихи: Вредные привычки. 15 мин.
Чипсы
Мясо, овощи и фрукты —
Натуральные продукты,
А вот чипсы, знай всегда,
Это вредная еда.
Сигареты
Кольца дыма ты пускаешь –
Ох, как сильно прогадаешь!
Олимпийских пять колец
Не видать тебе, юнец!
Кока–кола
Вы не пейте кока‐колу,
Не полезная она,
Лучше съешьте вы капусту
Поделюсь ей с вами я.
По телевизору тюлень
Смотрел мультфильмы целый день.
А после до конца недели
У бедного глаза болели.
Кириешки
Надя ела кириешки
и солёные орешки,
заболел у ней живот
лучше б съела кашу. Вот!
У курицы нынче болит голова:
Вчера позвала её в гости сова,
Они прогуляли всю ночь напролёт,
А днём наша курица носом клюёт.
Стихи: Полезныепривычки
Скакалка
Я качаюсь на качели,
На скакалочке скачу,
Ведь здоровый образ жизни
Очень я вести хочу.
Лук
Чтобы хворь вас не застала,
В зимний утренний денек
В пищу, вы употребляйте:
Лук зеленый и чеснок.
Расчёска
Ты расчёску уважай,
А другим её не давай.
Без неё, друзья мои,
Будем мы, как дикари!
Банан
Каждый день с утра пораньше
Ешь банан и апельсин,
Чтоб на личике пригожем
Больше не было морщин.
Лимон
Каждый день съедай лимон —
Будешь крепок и силен,
Перестанешь ты болеть
И от счастья будешь петь!
Книга
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Мыло
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Я здорова и красива.
В этом главная вся сила.
Малышей не обижаю,
Старших слушаю и уважаю.
Этап. Игра «Полезные и вредные привычки» – физкультминутка. (1-2 мин)
Полезные привычки приветствуем (хлопаем), вредные топчем ногами (топаем).
Играть на мобильном телефоне.
Ходить хмурым.
Придерживаться режима дня.
Грызть ногти.
Уважать старших.
Вовремя и самостоятельно делать уроки.
Пробовать незнакомые вещества.
Грубить людям.
Умываться по утрам и вечерам.
Прогуливать занятия в школе.
Быть на свежем воздухе.
Этап. Выполнение задания со слайда № 12.
Этап. Работа в группах и защита плакатов.
1 группа делает плакат «Привычки – враги».
2 группа делает плакат «Привычки – друзья».
5 Этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Классный час.
Полезные и вредные привычки.
Задачи:
1. Образовательная:
систематизация и обобщение знаний детей о полезных и вредных привычках, дать представление о пагубных привычках, о том, что важнее прививать полезные привычки, чем искоренять вредные.
2. Воспитательная:
воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни и пропагандировать его.
3. Развивающая:
развивать у детей творческие способности, внимание, логическое мышление.
Оборудование:
- Презентация «Вредные привычки”.
- Дидактический материал (карточки с фрагментами рисунков на тему: “Полезные и вредные привычки”).
Предварительная работа:
- Конкурс рисунков на тему «Я выбираю спорт».
- Сочинения на тему «Полезные и вредные привычки».
Ход урока.
Девизом нашего классного часа станут слова :
Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!
В прошлом году мы с вами говорили о полезных и вредных привычках, о важности соблюдения режима дня. А какие привычки мы называем «вредными»? (ответы детей)
(Стук в дверь)
Кто пришел в нежданный час?
Классный час у нас сейчас.
Мы гостей сюда не ждали.
Да и что за странный вид?
Что-то он не веселит.
Вы кто такие? Отвечайте!
Классный час не омрачайте!
1 ученик: Я люблю покушать сытно,
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я всё и без разбора,
Потому что я …обжора!
2 ученик: Ну, а я ленив и скучен,
Я с платочком неразлучен.
Не люблю играть и петь,
Мне бы лучше пореветь.
Главный нытик я из класса,
А зовут меня все … плакса!
3 ученик: Не люблю я , братцы, мыться,
С мылом, щеткой не дружу.
Вот поэтому, ребята.
Вечно грязный я хожу.
И сейчас не потому ли
Назовут меня … грязнулей?
4 ученик: Честно я скажу ребятам:
Быть опрятным, аккуратным
Очень трудно самому.
Сам не знаю, почему.
Вещи всюду я бросаю
И найти их не могу.
Что схвачу, в том и бегу.
Где штаны? А где рубаха?
Я не знаю. Я – неряха!
5 ученик: Вы – компания на славу.
Только скучно что-то стало.
Мы поем и веселимся,
И играем и резвимся.
Ну а вы – грустны, плаксивы,
Вы неряхи, вы ленивы.
И обжоры и слепцы.
Словом, попросту глупцы.
Нам, увы, не по дороге.
Уносите, братцы, ноги!
Не найдете среди нас
Вы друзей себе сейчас!
6 ученик: Все мы любим умываться
И опрятно одеваться.
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья.
К спорту мы неравнодушны,
Аккуратны и послушны.
Вот любимые продукты:
Витамины, соки, фрукты…
Мы сильны, крепки, красивы –
Всем на зависть и на диво.
Хором скажем вам сейчас…
Нет вам места среди нас!
Ребята, а как вы понимаете выражение «пагубные привычки»? (ответы детей)
Расскажите все, что вы знаете о табаке и табачном дыме. (заслушать ответы детей и обобщить знания). Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые, это – никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют легкие. Почему же все народы пристрастились к курению? Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него, человек теряет власть над собой и своими поступками. Желание закурить отвлекает от других дел, не позволяет сосредоточиться, резко изменяет образ жизни. Ухудшается память, внимание, повышается утомляемость, снижается зрение, слух.
Игра «Выбери правильный ответ»
Если рядом курят, то нужно:
– отойти в сторону;
– попросить не курить в вашем присутствии;
– попросить прикурить .
Обсудить последствия:
– Я решаю курить (желтые зубы, запах изо рта, замедление роста и развитие болезней, ссоры с родителями и т.д.)
– Я решаю не курить (не надо обманывать родителей, брать без разрешения деньги или сигареты, у меня будут красивые белые зубы и т.д.)
А как вы думаете, зачем люди пьют алкогольные напитки? Что такое алкоголь? (ответы детей) Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве и т.д.) В переводе с арабского, алкоголь означает «одурманивающий». Основой всех алкогольных напитков является этиловый спирт, который и вызывает состояние опьянения. Приходилось ли вам общаться с людьми, которые выпили много алкоголя?
Как ведут себя такие люди?
Какое чувство они вызывают у вас?
Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает к алкоголю и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Алкоголь – это средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудное существо.
Почему пьяного человека сравнивают со свиньёй? («Напился как свинья!»)
Почему нельзя слушать чужих людей, брать у них незнакомые продукты, пробовать их, нюхать?
Есть одурманивающие вещества, которые могут выглядеть очень привлекательно – в виде жвачек, таблеток, витаминов, сигарет, приятно пахнущих веществ. Попробовав их один раз, захочется снова и снова. Эти вещества называются «наркотиками». От наркотической зависимости очень трудно вылечиться. Поэтому, не вступайте в разговор с незнакомыми людьми. Не садитесь в чужие машины. Не принимайте угощение от посторонних людей.
Показ презентации «Вредные привычки».
(Работа по составлению плаката с девизом классного часа) Каждый учащийся выбирает картинку «Полезные и вредные привычки» и приклеивает, комментируя её месторасположение: в высоко поднятых руках или в ногах, топчущих всё плохое.
В заключение нашего классного часа, я полагаю, что каждый из вас может гордиться собой, если научится самостоятельно мыслить, если научится говорить
НЕТ любым вредным привычкам
.