Полезное на родительском собрание для 3 классов
Родительское собрание в 3 классе на тему: « Возрастные особенности третьеклассников»
Цель: повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей третьеклассников.
«Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение!
Воспитание – это терпение.
Понимать, принимать, терпеть…
Где не хватает терпения надо бы постараться понять,
Где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка,
Всегда люблю.»
Симон Соловейчик
– Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Сегодня мне хотелось бы поговорить о возрастных особенностях третьеклассников.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Их физическое взросление сопровождается социальным взрослением: расширяется круг друзей и в этот круг входят ребята не только этого возраста, но и те, кто постарше.
Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию и в этот период начинают анализировать свои поступки и поступки других людей, родителей, учителей, пытаются получить больше «свободы».
Ребята учатся оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивать познавательную рефлексию.
В этот период у некоторых детей происходит снижение самооценки, он думает «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте, он не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.
Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к взрослым, может сформулировать, что ему нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
Не для кого не секрет, чем больше мы общаемся с ребенком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазн плохого поступка. В этот период ребенку главный помощник и советчик – семья, его родные и близкие люди.
Что необходимо вашему ребенку сейчас?
1.Вера в свои силы, успехи.
2.Уход за своей одеждой, комнатой, книгами.
3.Приучать к пунктуальности.
4.Учить уважать права и чувства других людей.
5.Учить терпению, самоконтролю.
Сейчас я предлагаю Вам проанализировать следующие ситуации.
1. Вы обратились к ребенку с просьбой что-либо сделать. И получили отказ. Ваша реакция?
(Аргументировать свою просьбу и спросить причину отказа).
2. Ребенок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться?
(Грубость детей может быть следствием грубости и бестактности самих родителей – по отношению к друг другу, к детям, окружающим. Грубость возникает и тогда, когда требование несправедливо или невыполнимо).
3. Ребенок постоянно опаздывает в школу, долго собирается.
(Обыграть ситуацию. отмечать плюсом или минусом вовремя совершенное действие. За каждый минус – раньше укладывать спать).
4. Сын, придя из школы, рассказывает о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какова ваша реакция?
(Разобрать ситуацию, выяснить, что думает ребенок по поводу драки,
почему она произошла, как он относится к задире, есть ли у задиры
хорошие качества, как ему помочь наладить отношения между
ребятами.)
5. Мой сын постоянно разбрасывает все: тетради, книги, игрушки. Убирать не хочет. Не слушается. Как быть в такой ситуации?
(Если ребенок чем-то уже занят, указать время, через которое он это должен сделать обязательно. До тех пор пока не выполнит требование родителя не позволять заниматься другими делами.)
Я провела анкету для детей по следующим вопросам
1.«Рассказываю ли я своим родителям о своих поступках в школе (хороших и плохих).
2.Если не рассказываете, то почему».
3.Почему я грублю родителям.
4.Обижаетесь, злитесь ли вы на родителей, за что.
Послушайте некоторые ответы детей на эту анкету……………….
Тест « Какие мы родители?»
Прошу Вас ответить на вопросы словами: Да, иногда, нет
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
3.Если ребёнок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
4. Ваш ребёнок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
5. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
6.Сознаёте ли вы, что среда, окружающая ребёнка, оказывает на него существенное влияние?
7.Признаёте ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка?
8.Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чём- либо своего ребёнка?
9 Неприятно ли вам « отделываться» от ребёнка фразой типа: « У меня нет времени» или « Подожди, пока я закончу работу»?
10. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
Ключ к тесту
За ответ «да» поставьте себе 2 очка,
за ответ « иногда» – 1 и за ответ «нет» – 0.
Менее 6 очков.
О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление.
И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков.
Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чём над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься.
А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.
И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков.
Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удаётся ли ещё кое-что немного улучшить?
Советы родителям
1.Завтра, когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему : «Доброе утро» и … не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.
2.Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
3.Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
4.Это мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребёнок работает – он растёт. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
5.Быть может, вам кажется, что бабушка портит вашего ребёнка, и вместо того, чтобы воспитывать ребёнка, вы воспитываете бабушку. Скандалы в доме ещё опаснее.
6.В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.
7.Наши разговоры нередко с детьми бедны, поэтому ещё раз посоветуем: каждый день вслух читайте хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.
8.Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.
Я хочу закончить собрание словами В.А.Сухомлинского:
«Воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, надо!»
До новых встреч!
Примерные разработки родительских собраний 3 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Значение общения в развитии личностных качеств ребенка
Задачи собрания:
Определить значение общения для детей и взрослых.
Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.
Вопросы для обсуждения:
Общение и его роль в жизни человека.
Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей.
План проведения собрания
Выступление учителя, подготовленное по данным специальной литературы.
Оперативное анкетирование и анализ ответов родителей и учеников, если и они отвечали на аналогичные вопросы.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Сколько времени в день вы отводите на общение с ребенком?
2. известно ли вам от самого ребенка о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы, как зовут его соседа или соседку по парте?
3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребенка?
Второе собрание
Тема: Трудовое участие ребенка в жизни семьи.
Его роль в развитии работоспособности
и личностных качеств
Задачи собрания:
Ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.
Определить роль семьи в воспитании трудолюбия ребенка.
Вопросы для обсуждения:
Труд и его значение в жизни ребенка.
Интеллектуальный труд и работоспособность.
Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия ребенка.
План проведения собрания
Разбор ситуаций (выступление педагога).
Используя результаты анкетирования родителей, проведенного до собрания, учитель останавливается на конкретных педагогических ситуациях.
Ознакомление с выставкой.
Родители знакомятся с подготовленной учениками к собранию фотовыставкой «Труд в нашей семье».
Рекомендации родителям.
Педагог дает рекомендации по физиологическим аспектам детского труда, а также советы по развитию работоспособности и воспитанию трудолюбия.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Любит ли ваш ребенок трудиться?
2. Что он любит делать?
3. Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей помощью?
4. Как долго может трудиться ваш ребенок?
5. Работа выполняется увлеченно или неохотно?
Третье собрание
Тема: Воображение и его роль
в жизни ребенка
Задачи собрания:
Подчеркнуть важность воображения в общем и эстетическом развитии ребенка.
Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.
Вопросы для обсуждения:
Роль воображения в жизни человека.
Роль воображения в развитии эстетической культуры ребенка. Встреча родителей с учителем музыки, педагогами музыкальной школы, учителем рисования и специалистами, работающими в области других видов искусств.
План проведения собрания
Анкетирование родителей.
Выступление классного руководителя по проблеме.
Педагог рассматривает проблемы воображения в жизни ребенка, сообщает данные анализа анкет, заполненных родителями к собранию. Результаты анкетирования педагог использует в дальнейшей работе в классе.
Выступления представителей творческих профессий.
Консультации с ними желательно организовать для родителей после собрания.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Умеет ли ваш ребенок фантазировать и мечтать?
2. Любит ли ваш ребенок перевоплощаться?
3. Стимулируется ли в семье желание ребенка проявить фантазию, выдумку (сочинение стихов, поздравлений к празднику, ведение дневников, украшение дома и т. д.)?
Конспект родительского собрания
“Что ребенок хочет сказать мне своим поведением”
Такое собрание можно провести в первом классе для ознакомленя с поведением детей, или во втором-четвертом классах, если определенная группа детей отличается плохим поведением. Классному руководителю необходимо привлечь к обсуждению психолога и совместно с ним провести исследование, предложив детям закончить ряд предложений:
“Чаще всего я плохо себя веду, когда…”;
“Чаще всего я смеюсь, когда…”;
“Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…”;
“Чаще всего я плачу, когда…”;
“Чаще всего я злюсь, когда…”;
“Чаще всего я обижаюсь, когда…”;
“Мне хорошо, когда…”;
“Мне плохо, когда…”.
Задачи:
обсудить с родителями причин плохого поведения детей;
добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и наметить соответствующие пути коррекции.
Форма проведения: беседа.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Педагог: Уважаемые мамы и папы! Нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с плохим поведением детей. Давайте подумаем, почему ребята плохо себя ведут и что мы можем сделать в этой ситуации. Предлагаю обсудить некоторые вопросы.
2. Обсуждение вопросов с родителями
Для обсуждения поочередно предлагаются те или иные вопросы. Родители высказывают свои предположения, учитель фиксирует все варианты на доске.
Почему дети плохо себя ведут? (Варианты ответов: хотят привлечь внимание, им скучно, хотят разозлить взрослых и т. д.)
Когда, в каких случаях и при каких обстоятельствах плохое поведение ребят достигает наибольшей активности? (Варианты ответов: при посторонних, на улице, в гостях, в школе, когда приходят в гости сверстники и т. д.) Вывод: плохое поведение демонстрируется, когда есть зрители.
Что вы при этом чувствуете? (Варианты ответов: злость, обиду, гнев, ярость и пр.)
Какие действия вы совершаете или хотите совершить, когда вам не нравится поведение вашего ребенка? (Варианты ответов: хочется убежать, ударить, закричать, замкнуться, уйти, обидеться, отомстить, наказать и т. д.)
Что в идеале мы должны делать в данной ситуации? (Варианты ответов: успокоиться; проанализировать, почему так происходит, кто в этом виноват, что делать дальше.)
3. Обобщение ответов на вопросы
Педагог: Попробуем обобщить все сказанное. Обычно мы плохо ведем себя тогда, когда хотим добиться от других определенной реакции на это. Дети же ведут себя плохо потому, что сомневаются в собственной способности занять достойное место посредством самовыражения в каком-нибудь совместном деле. Они еще не умеют жить согласно жизненным принципам взрослых, зато обнаруживают, что самовыражения легко достичь плохим поведением. Недостаточно просто любить ребенка – необходимо помочь ему почувствовать, чего он стоит и какую пользу может принести вам его способность проявить себя в том или ином деле.
Когда плохое поведение ребенка становится невыносимым, мы пытаемся как-то повлиять на него, для чего часто применяем тактику запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе вопрос: “Что ребенок хочет сказать мне своим поведением?” Это позволяет вовремя снять надвигающуюся в отношениях с ним угрозу и одновременно способствует коррекции такого поведения с нашей стороны.
4. Результат детского анкетирования
Педагог: Давайте посмотрим на результаты опроса детей. Что говорят сами ребята, каковы наиболее распространенные ответы?
Педагог показывает родителям результаты проведенного совместно с психологом исследования – самые популярые варианты окончания предложений:
“Чаще всего я плохо веду себя, когда чего-то не понимаю. Это происходит случайно. Я не хочу, а это все равно происходит”;
“Чаще всего я смеюсь, когда счастлив, когда рядом друзья, когда мама приходит с работы рано”;
“Чаще всего у меня хорошее настроение, когда в школе ставят хорошие оценки, когда дарят подарки”;
“Чаще всего я плачу, когда мне обидно, плохо, грустно, иногда – просто так”;
“Чаще всего я злюсь, когда указывают на мои недостатки, говорят обо мне плохо, не хотят меня слушать, не любят”;
“Чаще всего я обижаюсь, когда меня несправедливо обвиняют”;
“Мне хорошо, когда меня любят, жалеют, понимают, уважают, не кричат на меня”;
“Мне плохо, когда меня не понимают, обижают, ругают, когда смеются надо мной”.
5. Выводы и предложения
Педагог обсуждает с родителями полученную информацию, привлекает к обсуждению психолога, который дает свои рекомендации. Главное – относиться к детям с теплом и пониманием, любить и поддерживать их.
Тематика родительских собрания на учебный год, 3 класс
Для младшего школьника характерна повышенная потребность в общении со взрослыми, больший авторитет для него имеет учитель, но и семья, отношения с родителями представляют для него большую ценность. Связь с семьей у детей этого возраста еще достаточно крепка. В младших классах родители обычно оказывают учителю большую помощь, которая касается и учебной, и воспитательной работы с классом. Искренний интерес родителей к делам класса, сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление «включиться» в жизнь детей делают процесс воспитания более эффективным.
Одной из главных ступеней в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги за год. Избираемая на собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловлен деятельностью конкретного классного коллектива, а также закономерностями развития личности младшего школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, состоянием здоровья учащихся.
Организуя работу с родителями, школа реализует следующие цели:
1. Просветительская – необходимо научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на детей в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная – обогащение родительского коллектива эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия детей и родителей.
Критериями эффективности работы классного руководителя с родителями в начальной школе служат.
• уровень сформированности положительного отношения к школе;
• ее престиж в глазах семьи родителями;
• уважительное отношение к педагогическому коллективу;
• наличие в классном и родительском коллективе традиций.
В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как несоблюдение педагогической этики.
Первый запрет – на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения учителя с родителями должны носить деловой характер и касаться вопросов развития личности ребенка.
Второй запрет – на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Все вопросы и претензии, возникающие у родителей, рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях и собраниях. О принятых мерах родители извещаются.
Третий запрет – на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. д.
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Вот несколько рекомендаций:
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, участников собрания, приглашенных, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте методы, активизирующие деятельность: ролевые игры, педагогические ситуации, групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании более непринужденным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:
1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, волнующие их больше всего. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников – и благополучных ребят, и детей «группы риска» – ушли с собрания с верой в
Тематическое планирование собраний в 3 классе
Вариант 1
1. Тайна «Мирного домика».
2. Анатомо-физиологические особенности младших школьников.
3. Психологические особенности младшего школьника.
4. Неуспеваемость: причины и способы решения проблем.
5. Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека.
6. Характер моего ребенка: что можно в нем изменить и что нельзя.
7. Роль отцов в семейном воспитании.
8. Эффективное общение с ребенком.
9. Спортивный праздник «Джунгли зовут».
Вариант 2
1. Но прежде всего мы родители.
2. Как воспитать в ребенке уверенность в себе.
3. Письменная речь младших школьников.
4. Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем.
5. Характер моего ребенка.
6. Эстетическое воспитание младших школьников.
7. Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни?
8. Второй ребенок в семье: почему возникают проблемы?
9. Семейный спортивный праздник «Мы любим спорт».
Вариант 3
1. Но прежде всего мы родители.
2. Характер моего ребенка: что в нем можно изменить, а что нельзя.
3. Гиперактивный ребенок.
4. Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем.
5. Как повысить самооценку ребенка и почему это важно.
6. Что значит быть хорошим отцом?
7. Военно-спортивная игра «Зарница».
8. Почему наши дети так говорят.
9. Способности ребенка: как их распознать и развить.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?
Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок
Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса
Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности
Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!