Полезное ископаемое с помощью которого отапливают помещения и готовят
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
Технологическая карта внеурочного занятия по предмету окружающий мир
на тему: «Природные ископаемые. Кладовые земли» для 4 класса
Составитель: Богданова Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов
Тема внеурочного занятия:Природные ископаемые.
Тип внеурочного занятия: Игра-путешествие «Кладовые земли»
Цели урока:
Деятельностная цель:
формировать у обучающихся новые способы действия по изучению полезных ископаемых;
формировать исследовательские умения посредством мыслительных операций анализа, сравнения, наблюдения;
способствовать воспитанию любви к природе;
содействовать воспитанию нравственно-этических качеств обучающихся.
выбрать личностно значимые способы и средства учебной деятельности;
освоить исследовательские умения, необходимые для анализа учебного материала.
Содержательная цель:создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные умения:
классифицировать полезные ископаемые;
называть свойства полезных ископаемых;
читать карту;
называть регион, изображенный на карте, и определять его границы.
Личностные УУД:
– устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом;
– определять общие для всех правила поведения;
– определять правила работы в парах;
– оценивать усваиваемое содержание исходя из личных ценностей;
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на внеурочном занятии;
– высказывать свое предположение на основе учебного материала;
– осуществлять самоконтроль;
– совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на внеурочном занятии.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в карте России;
– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания и незнания);
– извлекать информацию из иллюстраций, карты, схем;
– проводить анализ учебного материала.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами русского языка;
– уметь строить монологическое высказывание на заданную тему;
– уметь осуществлять речевое взаимодействие в процессе учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Оборудование:презентация «Кладовые земли», раздаточный материал, видеоролик «Самые удивительные минералы».
Основные понятия урока: природные ископаемые, нефть, известняк, уголь, глина, руда, газ, геолог, гранит, месторождение.
Ход внеурочного занятия
Как вы думаете, что такое кладовые земли?
Мир камня сказочно интересен и во многом засекречен. Вся неживая природа выступает перед нами, по существу, в каменном обличье. Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями – ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, поражают нас долговечностью, красотой. Наиболее красивые и драгоценные минералы сделались символом знатности и богатства. Мы должны понимать: «Природа может все и все творит» Мишель Монтень. Именно, ваш ум и ваши знания помогут сохранить наши богатства.
Это полезные ископаемые, минералы, которые добывают люди.
Беседа, практический. Постановка проблемы.
3.Сообщение новых интересных фактов по теме (5 мин)
Знаете ли вы, что…
Самый популярный минерал среди людей – соль, она применяется как минимум в 14.000 различных случаях.
В пещерах не зря запрещают трогать руками сталактиты и сталагмиты. При попадании на их поверхность жира и пота, содержащихся на поверхности нашей кожи, рост этих необычных образований может прекратиться.
В Мертвом море растворено около 11.600.000.000 тонн соли.
Соль находят даже в метеоритах, падающих на Землю из окружающего пространства.
Так как канарейки чрезвычайно чувствительны к метану в воздухе, их особенность нередко использовали шахтеры, которые, при спуске в шахту, брали с собой клетку с канарейкой. И если птичка начинала себя плохо чувствовать, необходимо было быстро уходить из шахты.
Словесный, наглядный, практический. Открытие нового. Фронтальная работа.
4. Игровой этап
(25 мин)
Ребята, сегодня мы отправимся в необычное, виртуальное путешествие по нашей стране.
И первая наша остановка – Якутия.
Знаете ли вы, какие полезные ископаемые здесь добываются?
Сейчас мы это проверим. Вам нужно отгадать загадки.
Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
На кухне y мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.
Туп конец,
Востёр резец.
Режет листы,
Летят куски.
Ни огня, ни света,
А огнём блестит.
Молодцы! Далее мы отправляемся в Сибирь и на Урал.
А пока мы в пути, чтобы не заскучать, предлагаю вам задание в парах.
Найди “лишнюю” пару.
• глина — кирпич;
• апатит — удобрение;
• сталь — ножницы;
• вода — стакан;
• алюминий — самолёт.
Вот мы и прибыли на следующую станцию. Перед нами — богатства Сибири и Урала. Но разве это полезные ископаемые? Что это перед нами? Давайте их разгадаем!
Да
Нефть
Уголь
Газ
Алмаз
Золото
Вода – стакан
Ребусы
Золото, алмаз.
Соль, газ
Железо, мрамор
Практический метод, беседа. Фронтальная и парная работа.
Прежде, чем мы вернемся к нам в Ростовскую область, чтобы скоротать время в дороге, давайте разгадаем кроссворд.
1. Горючее полезное ископаемое, которое перерабатывают в бензин.
2. Полезное ископаемое, состоящее из раковин умерших морских животных.
3. Полезное ископаемое, которое добывают шахтёры.
4. Материал, из которого делают посуду.
5. Полезное ископаемое, из которого выплавляют металлы.
6. Полезное ископаемое, с помощью которого отапливают помещения и готовят.
7. Профессия человека, отыскивающего места расположения полезных ископаемых.
8. Полезное ископаемое, которое состоит из кварца, слюды и полевого шпата.
9. Место, где залегают полезные ископаемые.
10. Место добычи каменного угля.
11. Открытое место добычи полезных ископаемых.
Вот мы и дома!
Люди с давних времен использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых, которые залегают у нас на Дону. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете пословицы и наши полезные ископаемые.
Как ни лепи песок, он все рассыпается.
На песке дом не построишь.
Глину не мять — горшков не видать.
Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.
Печаль точит человека, как ржавчина железо.
Железом добывают золото, а золотом железо.
Куй железо, пока горячо.
А теперь вопросы посложнее. Давайте определим наших умниц и умников!
Викторина “В поисках подземных кладовых”
(За каждый правильный ответ – 1 балл)
А1. Какое полезное ископаемое самое прочное?
1) известняк
2) гранит
3) каменный уголь
4) торф
А2. Какое полезное ископаемое может плавиться?
1) глина
2) песок
3) нефть
4) железная руда
А3. Из какого полезного ископаемого получают жидкое топливо?
1) из глины
2) из железной руды
3) из нефти
4) из торфа
А4. Какое полезное ископаемое обладает пластичностью?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) гранит
В1. В каком полезном ископаемом можно увидеть остатки морских организмов?
1) в торфе
2) в известняке
3) в буром угле
4) в природном газе
В2. Какое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»?
1) нефть
2) природный газ
3) каменный уголь
4) торф
С1. Какие полезные ископаемые горючи?
1) природный газ
2) песок
3) торф
4) нефть
С2. Какие полезные ископаемые используют в строительстве?
1) песок
2) известняк
3) гранит
4) глину
В завершение нашего путешествия я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Самые удивительные минералы».
Нефть
Известняк
Уголь
Глина
Руда
Газ
Геолог
Гранит
Месторождение
Шахта
Карьер
Нужно правильно вставить выделенное слово.
А1-2
А2-4
А3-3
А4-1
В1-2
В2-1
С1-1,3,4
С2-1,2,3,4
Практический метод, беседа. Фронтальная работа.
6. Итог. Рефлексия. Самооценка (3 мин)
– Ребята, что же такое «кладовые земли»? Почему так называют полезные ископаемые? Что нового вы сегодня узнали? Какие задания вам понравились больше?
Наше занятие окончено. До свидания!
Словесный, фронтальный
Ресурсный материал [РМ]
Задание для парной работы:
Найди “лишнюю” пару.
• глина — кирпич;
• апатит — удобрение;
• сталь — ножницы;
• вода — стакан;
• алюминий — самолёт.
Кроссворд
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 29197
Главный Попко
более месяца назад
Просмотров : 24
Ответов : 1
Лучший ответ:
Главный Попко
1 Нефть2 Известняк3 Уголь4 Глина5 Руда6 Газ7 Геолог8 Гранит9 Месторождение 10 Шахта
более месяца назад
Ваш ответ:
Комментарий должен быть минимум 20 символов
Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт
Лучшее из галереи за : неделю месяц все время
Другие вопросы:
Суррикат Мими
Есть два бедона, в одном в два раза больше чем во втором, из первого перелили 30л, а второй добавили 5л, после чего во втором стало на 1,5 раза больше, какое изначально кол-во литров было в бедонах
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 4
Ответов :
Суррикат Мими
Помогите пожалуйста: Если х=20,то 180:х=______ P.S. ответ желательно с пояснением.
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 10
Ответов : 1
Мари Умняшка
Серия из 7 партретов учениц воспитательного общества благородных девиц выполнено
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 4
Ответов : 1
Пармезан Черница
В 75 г воды растворили 5г бромида калия.Рассчитайте массовую долю вещества в полученном растворе
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 7
Ответов : 1
Главный Попко
Дано: P₁Q₁=4 см P₂Q₂=6 см ∠hk=85° Построить ΔABC
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 6
Ответов :