Полезное ископаемое используемое в строительстве 4 буквы кубановедение

Полезное ископаемое используемое в строительстве 4 буквы кубановедение thumbnail

Автор admin На чтение 13 мин. Просмотров 1 Опубликовано 21 ноября, 2020

Полезное ископаемое используемое в строительстве 4 буквы кубановедение

Полезные ископаемые. Кубановедение 4 класс

Допиши определение. В случае затруднения обратись к тексту учебного пособия на стр. 27.

Полезные ископаемые — это всё то, что добывается из недр земли и используется человеком.

Используя текст учебника на стр. 27 — 30, заполни таблицу «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».

Хозяйственное использование

Нерудные (сырьё для производства строительных смесей)Гравий, песок, щебень, мергельИспользуют для производства строительных материалов. На промышленных предприятиях его используют для производства гипсокартона, гипсовых смесей. Минеральные воды и лечебные грязиЙодобромные воды, минеральные воды Ейска, Сочи, Хадыженска, Анапы, Горячего Ключа, лечебные грязи Таманского полуостроваЙодобромные воды используют для производства йода и других препаратов, необходимых в медицине, быту, сельском хозяйстве. Минеральные воды помогают излечить болезни сердца, нервной системы, органов пищеварения. Грязевые процедуры применяют для лечения многих заболеваний.

Подпиши условные значки, которыми принято обозначь полезные ископаемые на карте.

Условными обозначениями покажи на контурной карте (стр. 35) месторождения полезных ископаемых, которые добывают на Кубани.

Используя приложения, отметь на «ленте времени», в каком году на Кубани была пробурена первая нефтяная скважина.

Запиши ответ на вопрос: где находится памятник «вышка — бабушка»?

В 1864 году была пробурена первая в России нефтяная скважина в долине реки Кудако (Крымский район). В 1958 году на этом месте был сооружен памятник. Местные жители называют его «вышка — бабушка».

Сочини сказку про то, как поспорили ископаемые, какое из них полезнее. Свою работу проиллюстрируй.

Однажды поспорили природные ископаемые, кто из них главнее. Горючие полезные ископаемые говорили: «Мы дарим человеку тепло, мы самые главные!». Мергель, песок, гравий и щебень заявили: «Нет, мы самые главные. Без нас люди не смогут создать себе дома, а без уютных домов, что за жизнь?». Долго спорили полезные ископаемые, пока их спор не разрешил человек. «Все вы нужны и важны, ценю я Вас и буду беречь,» — сказал он. С тех пор все полезные ископаемые для человека друзья.

Источник

Урок по кубановедению «Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые — песок и глина).»
план-конспект урока (4 класс) по теме

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме «Полезные ископаемые». К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_kubanovedeniyu_4_klass.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект проведения урока.

Тема урока: « Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».

(Строительные полезные ископаемые – песок и глина.)

урок совершенствования ЗУН (по М.И. Махмутову).

урок практических работ (урок-практикум).

  • обобщить знания детей о строительных полезных ископаемых, добываемых в Краснодарском крае: песке и глине, по материалам жизненных наблюдений;
  • Воспитывать любознательность, активность, интерес к изучаемой теме и природе Краснодарского края.
  • Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, умение делать выводы, устную речь.
  • установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые: песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании;
  • выяснить, как человек использует песок и глину в хозяйстве, в промышленности .

Физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых (песок и глина), вода, воронка с фильтром (вата), кусочек стекла, стеклянная посуда для проведения практической работы (банки или стаканы), ложка, лупа.

  1. Организация начала урока .
  2. Вступительная беседа.

Учитель: Загадаю вам загадку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. Что же это за кладовая? (Почва или земля.)

— Как вы думаете, какие ещё богатства таит в себе земля? (Полезные ископаемые)

— Объясните, почему «полезные» и почему «ископаемые»?

Учитель: Наш край богат полезными ископаемыми. Они залегают в предгорьях, горах и Кубано-Приазовской низменности.

Разделите эти полезные ископаемые на группы (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные), по свойствам).

Песок, нефть, природный газ, глина, железная руда, гранит, мрамор, каменный уголь.

Полезные ископаемые

рудные (металлические)

горючие строительные железная руда

природный газ глина

А без неё мало что едят. (Каменная соль)

2)Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

3)Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

4)Он очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

5) Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина).

6) Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

— Сегодня на уроке мы узнаем, почему песок и глину называют «детьми гранита», а стакан и кирпич – «внуками» гранита.

3. Обобщение материала и совершенствование ЗУН.

— Кто из вас видел песок, глину?

— Какую форму имеют песчинки?

(Проводится опыт с лупой, рассматривается форма песчинок)

— Какого цвета песок?

Вы любите, ребята, Как нитка золотая

Пересыпать песок. У вас из кулака

В руках у вас лопата, Бежит струя густая

Ведёрко и совок. Прохладного песка.

— Мы часто встречаем в жизни песок, но близко рассматриваем его, когда не спешим, например, на пляже – где греемся на песке, пересыпаем его в руках, строим из песка сооружения.

Слайд № 6. Но почти никогда или совсем не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита — образуются песчинки. Время, ветер, дождь, солнце и ещё раз время разрушили горы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок. Кварц – самая прочная часть гранита, поэтому и кварцевый песок очень прочен.

— Где в хозяйстве применяют песок?

(Рассказывают ученики, а учитель дополняет)

(Из цемента и песка делают строительный раствор, используют песок при изготовлении бетона, посыпают зимой дороги, чистят от грязи и копоти посуду, делают стекло, стеклянную посуду, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номеров домов). Из белого силикатного песка делают силикатный кирпич (белого цвета)).

Учитель: За многие годы вода рек и ручьёв смывает песчинки с гор, переносит их и откладывает на дне рек и по берегам (пляжи и косы) морей.

Так образуются скопления песка – месторождения. Слайд № 11. Залегают они обычно неглубоко, поэтому песок добывают открытым способом в карьерах или со дна реки.

(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 13) далее проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).

(Ученики демонстрируют опыты у доски для всех остальных учащихся, самостоятельно делают выводы по проведённым опытам, при необходимости остальные ученики помогают сделать выводы

Слайд № 12 . (Каждое свойство песка выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство песка.)

  1. Определи, что твёрже: стекло или песок. Для этого потри песком по стеклу.
  2. Определи, что легче: песок или вода. Для этого насыпь песок в банку с водой.
  3. Смочи водой песок. Вылепи из него любую форму. Можно ли это сделать? (определение вязкости).
  4. Растворяется ли песок в воде?
  5. Определи, есть ли у песка запах?
  6. Блестит ли песок?
  7. Обладает ли песок свойством сыпучести?
  8. Определение водопроницаемости песка (с помощью воронки с фильтром).

— На какие свойства песка опирается человек при его использовании в хозяйстве и в промышленности?

Схема-ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 13.

(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 21) в конце урока проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).

-Как вы думаете, какая судьба ждёт полевой шпат и слюду при разрушении гранита? (Образуется глина)

-Какого цвета бывает глина?

-Как вы думаете, от чего это зависит? (От цвета полевого шпата.)

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что, добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)

Слайд № 15 . (Каждое свойство глины выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство глины.)

1) Что твёрже: глина или стекло? Как это узнать?

2) Что легче: глина или вода? Как это определить?

3) Смочить глину водой. Вылепить из неё любую форму. Можно ли это сделать? Какой вывод вы можете сделать? (Глина пластичная, вязкая.)

4) Определите, есть ли у глины запах? (Запах сырости)

5) Обладает ли глина свойством сыпучести?

6) Растворяется ли глина в воде?

7) Определение водопроницаемости глины (фильтрование воды через протёртую глину).

— Какие выводы вы можете сделать о свойствах глины?

— Где в хозяйстве и промышленности используют глину?

(Рассказывают ученики, а учитель дополняет.)

(Изготавливают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.)

Слайд: № 16, № 17, № 18, № 19.

— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

(При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт.)

Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства. Черноморские казаки устраивали гончарные печи – «горно» и обжигали в них посуду.

«Одно гончарное дело остаётся исключительно за казаками и держится наследственно в известных только местах, где свойство земли ему благоприятствует. Разнообразными произведениями его горн славится курень Пашковский на Кубани. Не только круглолицая казачка, но и худощавая черкешенка снимает сметану с пашковского муравленого глетчика».

(И.Попко «Черноморские казаки»)

Месторождения песчаников – в поймах рек Кубани и Белой, в окрестностях Гулькевичей и Кропоткина. Около станицы Прочноокопской и хутора Фортштадт Новокубанского района находится месторождение глины, годной для производства кирпича и черепицы. Месторождения глины есть также в Белоглинском, Динском, Брюховецком, Ленинградском, Каневском, Стародеревянковском районах. В Краснодарском крае известно 42 месторождения строительных песков. Из них 18 разрабатываются, 20 месторождений подготавливаются к освоению, 2 – составляют резерв и 1 месторождение разведывается. Наиболее крупные месторождения строительного песка – Азовское (В Северском районе, в 2 км к северу от ст. Азовской. Мощность пластов песка – 4 м 70 см.) и Армавирское (В Новокубанском районе, в 4 км на северо-восток от ж-д. станции Армавир. Мощность пластов — от 2 м 50 см до 5 м.)

А)Игра «Что из чего сделано?»

(Демонстрация изделий, изготовленных из песка, глины и др. полезных ископаемых. Дети должны угадать, что из чего изготовлено.)

Б) Закрепление проводится по схемам — ЛОС (листам опорных сигналов)

Схема – ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 21.

Источник

Презентация к уроку по кубановедению «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые — песок и глина).»
план-конспект урока (4 класс) по теме

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме «Полезные ископаемые». К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_kubanovedeniyu_v_4_klasse_prezentatsiya.ppt2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок по кубановедению в 4 классе. Тема урока: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». (Строительные полезные ископаемые- песок и глина.) Учитель начальных классов МОУ СОШ № 42 г. Краснодара Нуждова Надежда Ивановна.

Разделите эти полезные ископаемые на группы: нефть песок природный газ глина железная руда гранит мрамор каменный уголь горючие природный газ нефть каменный уголь строительные мрамор гранит глина песок рудные железная руда (металлические)

Вы любите, ребята, Пересыпать песок. В руках у вас лопатка, Ведёрко и совок.

На пляже мы пересыпаем песок в руках, строим из песка фигуры и сооружения.

Время, ветер, дождь, солнце и ещё раз время разрушили гранитные горы, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок.

Где в хозяйстве и промышленности применяют песок? Производство оконного стекла и силикатного кирпича.

Где в хозяйстве и промышленности применяют песок? (Эмаль для покрытия посуды, табличек с номерами домов и названиями улиц, производство стекла для изготовления посуды, сувениров .)

Где в хозяйстве и промышленности применяют песок? (Производство стекла для изготовления посуды и ёлочных игрушек.)

За многие годы вода рек и ручьёв смывает песчинки с гор, переносит их и откладывает на дне рек и по берегам (пляжи и косы морей).

Песок добывают открытым способом в карьерах или со дна реки.

Свойства песка. твёрдый тяжелее воды вязкий не растворяется в воде не имеет запаха блестит сыпучий пропускает воду

Глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

Свойства глины. мягкая тяжелее воды пластичная, вязкая имеет запах сырости не сыпучая не растворяется в воде плохо пропускает воду

Где в хозяйстве и промышленности используют глину? (Производство игрушек (сувениров), посуды.)

Куракинская керамика (деревня Ферапонтово). Где в хозяйстве и промышленности используют глину?

Где в хозяйстве и промышленности используют глину? саман для строительства производство кирпича

Где в хозяйстве и промышленности используют глину? производство керамогранита (состоит из нескольких сортов белой глины, кварцевого песка, полевого шпата, красящих веществ) и керамической плитки .

глиняная посуда Где в хозяйстве и промышленности используют глину?

Домашнее задание. Найдите среди предметов, которые вас окружают дома, как можно больше изделий, изготовленных из песка и глины.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала.

В презентации представлены слайды «Путешествие по Краснодарскому краю».

Цели 1) формировать понятие «полезные ископаемые», познакомить со способами добычи полезных ископаемых, классификацией полезных ископаемых по их состоянию, по назначению, используя краевед.

Урок направлен на формирование умения работать с картой, коллекционным материалом. Знакомство с полезными ископаемыми своего края, свойствами, применением, охраной.

Урок окружающего мира (ОНЗ) с использованием мобильного класса. Групповая форма работы. Технология деятельностного метода.

Урок для 3 класса по программе «Планета знаний» с использованием мобильного класс с применением сингапурских структур.

Источник

Источник

Доброго всем дня, на протяжении многих веков своего существования созидающее человечество постоянно:

— строило себе уютные жилища и воздвигало величественные сооружения,

— сооружало великолепные дворцы и создавало монументальные архитектурные скульптуры,

которые невозможно было создать без прекрасного природного материала, поэтому, сегодня я расскажу вам о том, какие полезные ископаемые используются в строительстве современных домов и отделочной облицовке административных зданий.

Именно натуральное минеральное сырье нашей земли, что дает нам щедрая природа используется в строительном деле в естественном или переработанном виде, в качестве разнообразных не рудных материалов, извлеченных из недр земли.

Расширенная классификация строительных ископаемых

Не рудные, а значит неметаллические полезные ископаемые горных пород и природных минералов, использовались человеком в виде строительного сырья с давних времен.Ископаемые горных пород

Из них он возводил стены своих домов и воздвигал величественные пирамиды, вырезая из белого известняка огромные и тяжелые строительные плиты, скрепляя их часто глиняным раствором.

И по сей день, наша строительная отрасль промышленности использует не только старинные строительные материалы наших древних предков, но и вновь освоенные материалы –

  1. белый известняк и рассыпной доломитовый щебень,
  2. сыпучий песок и осадочный каолин,
  3. отполированный гранит и крупнообломочный гравий,
  4. пластичная глина и полупрозрачный селенит,
  5. блестящий мрамор и сульфатный гипс,
  6. мраморный оникс и рыхлый торф,
  7. поваренная соль и горные листвениты,
  8. мелкая галька и алюмосиликат лабрадорит,
  9. каменный уголь и глинисто-карбонатный мергель,
  10. белоснежный мел и вулканическая пористая пемза


многие из этих природных натуральных материалов используются:

  • для изготовления бетона и цемента,
  • получения известковых растворов и скрепляющих смесей,
  • производства кирпича и стекла,

а такие распиленные и отполированные, красивые и строительные природные камни, имеющие узорчатую симпатичную расцветку и уникальные декоративные свойства, применяются для облицовки архитектурных сооружений и создания из мелких разноцветных фрагментов настенных мозаичных панно в виде картинных искусственных композиций, оживляющих прекрасным образом внешний и внутренний интерьер современных зданий.

Классифицируется эта строительная группа полезных ископаемых по двум основным направлениям — по области применения и по геологическому происхождению, поскольку один и тот же добытый природный материал может использоваться в различных отраслях промышленности.

Общие сведения по составу и объемам добычи строительных материалов

Состав большинства строительных материалов определяется объективными геологическими процессами, происходящими на протяжении длительного времени в земной коре, поэтому зависит от состава материала горных пород и видов минералов, содержащихся в них.Строительные материалы

В связи с чем, все горные строительные материалы имеют несколько физических состояний и образованных пород, в которых они могут находиться —

  1. твердое или плотное,
  2. мягкое или рыхлое,
  3. осадочные валунно-гравийно-песчаные, глинистые и органогенные ледниковые отложения,
  4. магматические или вулканические из полиминеральной породы гранита, габбро и лабрадорита,
  5. видоизмененные метаморфические из перекристаллизованных, то есть очищенных твердых разновидностей мрамора, кварцита и гнейса,

образованные в результате природных изменений, под влиянием физико-химических процессов, происходящих, как на поверхности, так и в толще земной коры.

Под влиянием этих природных факторов изменилась молекулярно-кристаллическая структура полезных ископаемых, атомные элементы которых в группах позволили придать им необычные свойства:

  • твердость и хрупкость,
  • огнеупорность и ковкость,
  • прочность и пластичность,
  • вязкость и долговечность,
  • спекаемость и легкоплавкость,
  • водоупорность и инертность,
  • адсорбирование и тугоплавкость,
  • морозоустойчивость и растяжение,
  • блеск и цвет,

позволяющие использовать их не только в строительной сфере, но и в других отраслях промышленности –

  1. стекольной и металлургической,
  2. бумажной и керамической,
  3. химической и парфюмерной,
  4. текстильной и нефтеперерабатывающей,
  5. пищевой и сельскохозяйственной.

Видимо поэтому объемы добычи не рудных строительных материалов за последние годы в несколько раз превысили добычу рудных полезных ископаемых.

Да и сам структурный состав не рудных строительных материалов может значительно видоизменяться не только от самих стандартных параметров, но и геологических месторождений, и даже от их расположения и перспективности разработки.

Прежде, чем осуществлять промышленную добычу того или иного природного материала необходимо произвести его объективную визуальную оценку возможностей применения в строительном или промышленном производстве.

Оттого в наши дни активно ведутся геологические поиски вновь открываемых месторождений строительных материалов, где ежедневно осваиваются и постоянно разрабатываются новые карьерные месторождения, бурятся глубокие скважины и строятся подземные шахты.

Поскольку для формирования всех полезных ископаемых на нашей огромной земле необходимо довольно продолжительное время и некоторые природные условия определенной температуры и давления, поэтому есть огромный смысл в бережном сохранении и рациональном использовании природных ресурсов.

Способы добычи и применения строительных ископаемых

На протяжении многих тысячелетий своего существования разумное человечество выработало несколько способов добычи ископаемых и главными из них являются:

  1. открытый,
  2. закрытый
  3. и комбинированный,

где первый из этих трех методов добычи является менее затратным, поскольку используется в открытом карьере с применением полностью механизированной техникой – карьерных бульдозеров, ковшовых экскаваторов и большегрузных автомашин.Механизированная техника

При этом способ добычи определяется:

  • экономическими условиями,
  • транспортными затратами
  • и глубиной залегания ископаемых.

В многовековом развитии человеческой цивилизации строительные полезные ископаемые сыграли важнейшую роль, поскольку этот прекрасный материал относительно легко поддается механической обработке –

  1. распиливанию на компактные прямоугольные блоки
  2. и их шлифованию с полировкой,

приобретая приятный внешний вид. А использовался этот натуральный природный материал:

  • в древнем Египте и средневековой Европе,
  • в античной Греции и экзотической Индии

Античная Грециядля создания знаменитых на весь мир древних пирамид и огромных статуй сфинксов, величественных дворцов и замков с многочисленными скульптурными композициями, мраморных мавзолеев и грандиозных по своей красоте соборных колонн, которые многие столетия своим грандиозным величием радуют нынешних современников, поскольку не подвержены никаким природным физико-химическим разрушениям.

Очень жаль, но эти прекрасные времена классического стиля, как и сама средневековая античность ушли в далекое прошлое и теперь натуральный строительный материал идет в основном на красивую внутреннею и внешнюю отделку в качестве декоративной облицовки. Для постройки современных зданий применяют –

  1. прочный керамзитобетон и теплый кирпич,
  2. дешевые пенобетонные блоки и надежный ракушечник,
  3. керамические блоки и пористый газобетон,
  4. легкий древесный арболит и прессованные шлакоблоки,


из которых сегодня возводятся высокие стены жилых домов и административных зданий. А крупный гравий и сыпучий щебень используют для строительства автомобильных и железных дорог.

В народном хозяйстве и промышленности строительных материалов активно используют дорожно-строительные материалы –

  • песчано-гравийные смеси и минеральные порошки,
  • естественные камни и асфальтобетонные блоки.


А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, какие полезные ископаемые используются в строительстве домов и облицовке зданий. Может быть, вам приходилось использовать этот прекрасный природный материал или любоваться его превосходным видом, поделитесь вашими ощущениями с читателями блога в комментарии к статье. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. Здесь вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Источник