Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на продукты
Влияние микроорганизмов и факторов внешней среды на свойства пищевых продуктов.
Большинство пищевых продуктов содержит белки, жиры и углеводы, которые при наличии воды являются хорошей питательной средой для микроорганизмов. Размножаясь, они разлагают составные части пищевых продуктов, образуя продукты распада. Это обусловлено ферментативной деятельностью микроорганизмов, многие из. которых вырабатывают сильные ферменты. На способности микробов выделять те или иные ферменты основано их применение и различных областях народного хозяйства. С давних пор известно и широко используется, например, в пищевой промышленности и быту способность дрожжей разлагать сахара. Выделяя ферменты мальтазу и сахарозу, дрожжи расщепляют углеводы и частично белки, образуя спирт и углекислый газ. Это свойство используется в виноделии, пивоваренной и хлебопекарной промышленности. Благодаря образованию углекислого газа при брожении теста происходит разрыхление его, что позволяет при выпечке получить пористые («пышные») хлебные изделия. Вкусовые качества и усвояемость хлеба в результате применения дрожжей улучшаются. Широкое применение находят некоторые микробы при изготовлении молочнокислых продуктов, вызывая молочнокислое брожение, при котором разлагается молочный сахар и образуется молочная кислота. Такой способностью обладают молочнокислый стрептококк, болгарская и ацидофильная палочки. Подбирая культуры молочнокислых микробов, можно помучить разнообразные виды молочнокислых продуктов с высокими вкусовыми и диетическими свойствами. Приготовление квашеной капусты, соленых огурцов также основано на свойстве микробов вызывать молочнокислое брожение. В приготовлении соленой сельди, килек, анчоусов использовано свойство микробов вызывать протеолитические изменения в тканях – расщеплять белок. Вследствие частичного расщепления молекул белка и изменения физико-химических свойств продуктов под влиянием этих микробов создаются специфический аромат и вкус. Однако известны не только полезные свойства микробов, но и отрицательное их влияние на пищевые продукты. Многие микроорганизмы, вызывая разложение составных частей пищевого .продукта, не улучшают, а ухудшают его качества. К таким микроорганизмам в первую очередь относятся гнилостные Proteus . Рост и размножение этих микробов сопровождаются разложением белковых веществ и накоплением продуктов распада, многие из которых обладают неприятным вкусом или имеют резкий неприятный запах. К их числу относятся такие органические вещества, как индол, скатол, кадаверин, гистамин, газы – сероводород, аммиак, фосфин, метиламин. На определении промежуточных продуктов распада основаны многие методы санитарной экспертизы пищевых продуктов. Читать также: Витамины В результате гнилостного распада поверхность пищевых продуктов с плотной консистенцией ослизняется, становится липкой. Вследствие комплекса изменений при гниении пищевые продукты теряют свои первоначальные органолептические свойства и становятся недоброкачественными. При гниении в продуктах могут размножаться и патогенные для человека микробы, например сальмонеллы, палочка ботулинуса, так как патогенные микроорганизмы особенно хорошо используют для своего питания и усваивают продукты частичного расщепления белка. В связи с этим пищевые продукты с явлениями гнилостного разложения в случае их употребления представляют большую опасность в отношении пищевых отравлений. Работники пищевой промышленности, общественного питания и торговли обязаны соблюдать необходимые условия предохранения продуктов от микробного разложения. Контроль за выполнением этих условий является весьма существенным разделом работы СЭС. Условиями, благоприятствующими размножению гнилостных микробов, являются тепло, наличие в продукте белка и влаги, невысокая кислотность. Высокое содержание белка в водной среде представляет прекрасную питательную среду для микробов. Особенно быстро подвергаются гнилостному разложению такие продукты, как мясо, молоко, рыба, яйца, вареные колбасы. В условиях повышенной температуры значительно ускоряется размножение микробов. Наряду с ростом микробов и усилением их ферментативной деятельности происходит активирование ферментов, находящихся в самих тканях. Эти ферменты также расщепляют белковые вещества, жиры и углеводы с образованием тех же самых продуктов распада, что и при гниении. Наибольшее размножение гнилостных микробов и действие ферментов происходят при температуре 20-25 °С (до 40-45°С). Низкая температура и пониженная влажность, наоборот, создают неблагоприятные условия для роста бактерий. . Следовательно, основным условием, которое широко применяется в практике пищевых предприятий с целью сохранения продуктов, является использование пониженной температуры (хранение скоропортящихся продуктов в специальных охлаждаемых шкафах или холодильниках). Следует, однако помнить, что холод не вызывает гибели микробов, а только задерживает или прекращает их жизнедеятельность и что в благоприятных условиях они могут продолжать вредное влияние на качество продуктов. Кроме того, существуют некоторые виды бактерий, способные размножаться в условиях пониженной температуры, даже близкой к 0 градусов. (например Bact. Fluorescens), а также многочилсенные плесени. Кроме охлаждения, для предохранения продуктов от размножения в них микробов применется высушивание или добавление веществ, повышающих концентрацию водородных ионов (маринование), а также другие способы консервирования, при которых создаются неблагоприятные условия для развития микробов. Читать также: Овощи, фрукты и ягоды. Химический состав Под действием микробов в процессе хранения изменяются также свойства жиросодержащих продуктов: сала, масла, шоколада. При этом играют большую роль такие микробы, а также некоторые грибы (Penicillium ). Эти микробы выделяют фермент липазу, расщепляющую жир на его составные части – глицерин и жирные кислоты. Накопление свободных жирных кислот в жире повышает его кислотность. Однако свойства жиров изменяются факторов – кислорода воздуха и света. Под влиянием кислорода воздуха происходит окисление жира. В нем накапливаются , кетоны, окисленные кислоты, которые приводят к прогорканию или осаливанию продуктов, содержащих жир. При прогоркании вкус продукта становится горьким; при ославании продукты, содержащие жир, по вкусу напоминают стеариновую свечу. Солнечный свет усиливает окисление в десятки раз. Качество пищевых продуктов в значительной степени зависит от влажности окружающего воздуха. При повышенной влажности некоторые продукты (сушеные фрукты и овощи, сахар, соль, кондитерские изделия, сухари, мука) жадно впитывают влагу из воздуха и увлажняются, что способствует плесневению.l
Сочетание повышенной влажности и повышенной температуры стимулирует процессы тканевого дыхания и роста в таких продуктах питания, как картофель, свекла, морковь, лук и других корнеплодах. Прорастание их ведет к нерациональному расходованию накопленных в растениях запасов (углеводы, витамины, минеральные элементы) и снижению в этих -условиях пищевой ценности указанных продуктов. Качество пищевых продуктов может быть снижено при неосторожном обращении во время перевозки, реализации, хранения. ухудшает их вкус, но и представляет эпидемиологическую опасность, так как с пищей в организм людей могут попасть споры B. botulinus, яйца некоторых гельминтов и др. Загрязнение пищевых продуктов спорами В. botulinu при их прорастании, размножении и токсинообразовании нередко приводит к отравлению – ботулизму. Присутствие в пищевых продуктах яиц гельминтов может обусловить глистные заболевания среди людей при несоблюдении санитарно-гигиенических правил в процессе обработки загрязненных продуктов. Поэтому при хранении, перевозке и реализации должны строго соблюдаться условия, способствующие сохранению первоначального качества продуктов.
Пищевые продукты, инфицированные патогенными микробами- дизентерийной, брюшнотифозной палочками, возбудителями паратифов и др., попадая в организм человека, могут вызвать тяжелые инфекционные заболевания – дизентерию, брюшной тиф, паратифы. Некоторые микробы способны обусловить пищевые отравления. К таким микробам относятся сальмонеллы, кишечной палочки, возбудители ботулизма, штамм стафилококка, Возбудитель ботулизма штамм стафилококка при размножении в продуктах способны образовывать яды – экзотоксины. Употребление таких продуктов вызывает интоксикацию организма человека. Патогенные стафилококки широко распространены в природе. Они могут попадать в продукты с рук, особенно при гнойничковых заболеваниях, с верхних дыхательных путей (катары, ангины, болезни зубов), при антисанитарном состоянии помещений, где приготовляется пища, от больных маститами животных. Особую опасность представляют продукты, зараженные возбудителями инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, для предприятий общественного питания и организованных коллектив.
7 класс
Тема: «Микроорганизмы. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые
продукты. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях».
Цель. Познакомить учащихся с ролью микроорганизмов в процессе приготовления и
хранения продуктов питания . Формировать у учащихся правильное восприятие места и
роли человека в глобальной системе «природа-человек-общество», понимания
взаимозависимости её составляющих в обеспечении безопасности.
Задачи.
Сформировать у учащихся представление о полезных и вредных воздействиях на
пищевые продукты.
Дать представление о возбудителях инфекционных заболеваний, путях передачи
человеку разными способами и доврачебной помощи при пищевых отравлениях.
Воспитывать здоровый образ жизни , формировать физическое и нравственное
здоровье.
Выработать у учащихся осознанной ответственности за негативные стороны
деятельности человека, повышающие факторы риска и уровней опасности.
Правильно определять признаки пищевых отравлений и оказать доврачебную
медицинскую помощь.
Системообразующие понятия: микроорганизмы , инфекция , пищевые отравления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение и обобщение
III. Изучение новой темы
Делим класс/подгруппу на 2 рабочие группы. Одна группа получает притчу, другая –
картинки. Каждой группе предлагается определить смысл полученного материала.
И по возможности определить тему урока. (Ответы учащихся)
I группа
Притча: Одна женщина привезла с юга корзину персиков. Каждый день она съедала по
одному персику, выбирая те, которые уже начинали портиться.
А когда корзина опустела, она вдруг поняла, что так и не попробовала ни одного целого,
вкусного персика.
II группа
Кишечник человека населен множеством микроорганизмов. Среди них есть и наши
друзья, помогающие усваивать пищу, синтезирующие витамины, защищающие нас от
инфекций, а есть враги, способные отравлять организм, вызывать различные болезни.
Среди полезных микроорганизмов важнейшее место занимают бифидобактерии пяти
видов: В. bifidum, В. longum, В. adolescentis, В. breve, В. infantis. В норме они составляют
85-98% от общего числа бактерий. Очень важно, чтобы в микрофлоре кишечника
присутствовали все пять видов бифидобактерий, присущих человеческому организму.
Только все вместе они обеспечивают эффективную защиту.
Микроорганизмы — это организмы, невидимые невооруженным глазом из-за их
незначительных размеров.
Критерий размера — единственный, который их объединяет.
В остальном мир микроорганизмов еще более разнообразен, чем мир макроорганизмов.
ВЕЩЕСТВА (МИКРООРГАНИЗМЫ)
– бифидобактерии – бактерии
– плесени
– дрожжи
Человек, как и машина, состоит из различных частей. Их называют части человеческого
тела. Знать устройство своего тела очень важно. Если машина сломалась, необходимо
выяснить в какой части произошла поломка, чтобы её устранить и машина вновь
заработала. А если заболел человек? Чтобы устранить болезнь необходимо знать какой
части человеческого тела нужна срочная помощь.
Человек, как и любое живое существо, постоянно совершенствуется и меняется под
воздействием многих факторов, и одним из самых значимым является пища.
Благодаря плодоядному устройству пищеварения и способности «уживаться» с широким
спектром микроорганизмов, человек способен усваивать как свою пищу, так и хищников и
травоядных. Это и способствовало его выживанию, как вида, при отсутствии видовой
пищи. Человек выжил благодаря преимущественно мясному рациону. Но чем больше он
засиживался на такой «диете», тем более желанной средой обитания он становится для
микроорганизмов. Такая смена рациона человека резко высвободила уйму времени,
которое тратилось ранее на собирательство, и стало толчком для использования огня и
оружия. Так же резко расширилась среда обитания.
Наше время. Для снабжения пищей стремительно возрастающего населения городов к
продуктам питания потребовалось применение технологий удобрения, консервации,
рафинирования, быстрой заморозки, пастеризации и т.д. Что не только сказывалось на
уменьшении содержания в них питательных веществ, но и в появлении вредных. И без
того шаткий организм плотоядного человека начинает все больше «разбалтываться» под
влиянием промышленной пищи.
Вместе с развитием пищепрома набирала свои обороты и медицинская сфера, цель
которой была скомпенсировать последствия современного питания. Но её
злоупотребление лекарствами и антибиотиками, обильное использование их для лечения
симптомов болезней, а не причин, привела к еще большему хаосу в симбиозе человека и
организмов микрофлоры. Системы организма расшатывалось буквально малейшим
дуновением ветра. «Здоровый организм» стал практически недостижимой роскошью.
К отягчающим обстоятельствам нашего времени можно отнести загрязненность внешней
среды, недостаток физической активности и «тяжелый» общий эмоциональный фон в
обществе.
В индустриальной эре количество вариаций болезней и патологий усилено растет,
начиная проявляться буквально с «пеленок». Все больше набирают обороты
адаптационные патологии нового питания, вроде ожирения, гипертонии, диабета и рака.
Нормы же здоровья усиленно падают, видимо, чтобы не замечать общего «тупикового»
состояния дел.
Сегодня каждое новое потомство рождается в принципиально ином мире, с все более
заниженными «нормами» здоровья и самоощущения.
У нас настолько много неестественной пищи в рационе, что мы попросту становимся не
пригодны для взаимодействия с любыми, даже болезнетворными бактериями. Именно по
этим причинам сегодня смертность от инфекционных заболеваний практически сведена к
нулю. Зато мы больше стали гибнуть от сердечно-сосудистых заболеваний и ново-
образований, вроде рака.
Поведенческие реакции и состояние психического здоровья (аппетит, сытость,
познавательные способности, настроение и жизнестойкость, способность справляться со
стрессом).
Если полезных микроорганизмов в кишечнике не хватает, то власть в свои руки берут
патогенные и условно-патогенные микробы. Нарушение в равновесии кишечной флоры и
называется дисбактериозом. На фоне дисбактериоза не только нарушается процесс
усвоения пищи, но активизируются заболевания различных систем организма —
пищеварительной, иммунной, дыхательной, кроветворной, сердечнососудистой и др.
Микроорганизмы в жизни человека могут сыграть злую шутку. Они паразитируют на
болезнетворных тканях и органах, накапливаются и размножаются в крови, обеспечивая
заражение, процесс гниения и токсикации организма. Бактерии способны поразить целые
органы. Так например, туберкулезная палочка, в случае попадания в легкие ведет к скорой
гибели человека.
Для примера более детально рассмотрим самые популярные продукты, полученные с
помощью разных типов брожения.
Так, согласно мнению журнала “Немецкая молочная промышленность”, под термином
функциональное питание следует понимать такие продукты питания, которые
целенаправленно отвечают питательно – физиологическим требованиям определенных
слоев населения (дети, пожилые, некоторые этнические группы со своеобразными
ферментными особенностями и т.д.).
Что из этого следует?
Естественно, проблемы легче избежать, чем лечить. Для этого проводятся следующие
мероприятия при технологии приготовления блюда:
Правила, позволяющие избежать отравления
Обязательно мыть руки.
Использовать при приготовлении пищи инструменты с соответствующей маркировкой.
Убирать рабочее место.
Хранить инвентарь и посуду в строго отведенных местах.
Раздельно хранить сырье и готовую продукцию.
Недопустимо использовать продукты с истекшим сроком хранения. блюдать правила и сроки
хранения продуктов
Применять достаточную тепловую обработку.
Продукты, не требующие тепловой обработки, тщательно промывать теплой, а затем горячей
водой.
Доврачебная помощь при пищевых отравлениях
Выяснить, какой продукт стал причиной отравления, и изъять его.
Промыть желудок пострадавшему тремя – четырьмя стаканами бледно-розового раствора
марганцовокислого калия и вызвать рвоту.
Дать пострадавшему активированный уголь (20 – 30 таблеток на 1 стакан воды).
Повторно промыть желудок через 2-3 часа.
Вопросы для закрепления нового материала
1. Что такое микроорганизмы?
2. Назовите полезные и вредные воздействий микроорганизмов на пищевые продукты:
3. Как избежать пищевых инфекций?
4. Назовите признаки пищевых отравлений.
5. Как оказать первую медицинскую помощь при отравлении?
2. Минеральные вещества и их влияние на организм человека.
Минеральные вещества входят во все продукты питания. По количественному составу их
можно разделить на макроэлементы (железо, магний, калий, кальций, натрий, фосфор) и
микроэлементы (йод, фтор, бром, марганец, алюминий, кобальт).
IV. Подведение итогов
1.Планируемые предметные результаты: 7 кл.
Обучающиеся должны знать:
- о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства, ядохимикатов, пестицидов и т. п.; о применении системы автоматического проектирования при конструировании и моделировании одежды; общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях; правила оказания первой помощи при ожогах, поражении током, пищевых отравлениях; санитарные условия первичной обработки мяса и мясных продуктов, правила оттаивания мороженого мяса, правила варки мяса для вторых блюд, способы жаренья мяса, посуду и инвентарь для приготовления мясных продуктов; требования к качеству готовых блюд, правила подачи готовых блюд к столу; общие сведения о роли кисло-молочных продуктов в питании человека, об ассортименте кисло-молочных продуктов, технологию приготовления творога в домашних условиях, кулинарные блюда из творога и технологию их приготовления; способы приготовления пресного теста, раскатки теста, способы защипки краёв пельменей и вареников, правила варки их, способы определения готовности; назначение и правила первичной обработки фруктов и ягод, технологию приготовления пюре и желе; роль комнатных растений и способы их размещения в интерьере, влияние комнатных растений на микроклимат. Искусство дарить цветы; основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику сложных переплетений, зависимость свойств тканей от вида переплетения; виды лёгкого женского платья, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к нему, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа основы ночной сорочки, особенности моделирования плечевых изделий: назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) и краевых (окантовочного с открытыми и закрытыми срезами, окантовочного тесьмой), технологическую последовательность обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачной, притачивание кулиски; экономную раскладку выкройки из ткани с направленным рисунком, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения первой примерки, выявление и исправление дефектов изделия; единство стиля костюма, причёски, косметики и интерьера, правила пользования средствами косметики и снятия масок, выполнение макияжа.
Должны уметь:
- оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении;
- определять качество мяса, оттаивать мясо, приготавливать полуфабрикаты из мяса, выбивать и формовать полуфабрикаты из котлетной массы, готовить блюда из мясных полуфабрикатов и мяса, определять их готовность и подавать к столу; приготавливать простоквашу, кефир, творог, блюда из творога; приготавливать пресное тесто и блюда из него, защипывать края пельменей и вареников; проводить первичную обработку фруктов и ягод, приготавливать фруктовые пюре, желе и муссы; выращивать комнатные растения и размещать их; соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских; закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обмётывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой; работать с журналами мод, читать и строить чертёж, снимать и записывать мерки, моделировать фасоны платья; выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной, накладной с закрытыми срезами) и краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный тесьмой), обрабатывать пройму и горловину подкройной обтачной, притачивать кулиску; выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и асимметричными полосами, заготавливать косые обтачки, обрабатывать срезы рукавов и низы платья.
2.Содержание программы
1.Вводный урок – 2 часа
2.Кулинария- 14 часов
Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работы
Определение доброкачественности продуктов органолептическим способом. Определение срока годности консервов по маркировке на банке.
Варианты объектов труда
Мясо, рыба, молоко. Говяжья тушенка. Консервированный зеленый горошек.
Технология приготовления пищи
Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста
Основные теоретические сведения
Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформление изделий из теста (по выбору).
Варианты объектов труда.
Праздничный пирог, торт, пряник, пирожные.
Пельмени и вареники
Основные теоретические сведения
Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Правила варки
Практическая работа:
Первичная обработка муки. Приготовление теста и начинки. Изготовление вареников или пельменей. Варка пельменей или вареников. Определение времени варки. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Варианты объектов труда.
Пельмени, вареники.
Сладкие блюда и десерт
Основные теоретические сведения
Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления сладких блюд и десерта.
Практические работы
Приготовление желе и муссов. Приготовление пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов. Приготовление компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Приготовления мороженого в домашних условиях. Подача десерта к столу.
Варианты объектов труда.
Фруктовое желе, мороженое, компот, суфле.
Заготовка продуктов
Основные теоретические сведения
Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра. Способы определения готовности. Условия и сроки хранения.
Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).
Практические работы
Предварительная сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Определение количества сахара. Приготовление варенья из ягод, джема из малины, красной и белой смородины, повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов, цукатов из апельсиновых корок. Консервирование черной смородины с сахаром без стерилизации.
Варианты объектов труда.
Варенье из яблок, смородины, крыжовника и др.
3.Рукоделие -10 часов.
Вязание крючком
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись.
Практические работы
Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком. Изготовление образцов вязания крючком.
Варианты объектов труда.
Образцы вязания. Рисунки орнаментов. Шарфик, шапочка.
Тестопластика, ниткографика
Основные теоретические сведения
Материалы, используемые для работы. Виды заполнения угла и окружности. Способы плетения. Технология выполнения работ.
Практические работы
Подбор инструментов, приспособлений, материалов для плетения. Изготовление изделий из теста, вышивка на картоне.
Варианты объектов труда.
Рисунки схемы вышивки. Изготовление картин, панно.
4.Элементы материаловедения – 2 часа
Основные теоретические сведения
Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей их искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из искусственных волокон.
Практические работы:
Изучение свойств тканей из искусственных волокон. Определение раппорта в сложных переплетениях.
Варианты объектов труда.
Образцы тканей со сложными переплетениями. Рисунки раппортов.
5.Элементы машиноведения – 4 часа
Основные теоретические сведения
Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Наладка швейной машины.
Практические работы
Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий. Устранение неполадок в работе швейной машины.
Варианты объектов труда.
Челнок швейной машины. Образцы обработки срезов зигзагооборазной строчкой различной ширины.
6.Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом – 8 часов.
Основные теоретические сведения
Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Особенности моделирования плечевых изделий. Зрительные иллюзии в одежде.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Эскизная разработка модели швейного изделия. Моделирование изделия выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Выполнение эскизов спортивной одежды на основе цветовых контрастов.
Варианты объектов труда.
Таблица с результатами измерений своей фигуры. Чертеж плечевого швейного изделия, выкройка. Эскизы спортивной одежды.
7.Технология изготовления плечевого изделия -14часов
Основные теоретические сведения
Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Особенности раскладки выкройки на ткани с крупным рисунком.
Практические работы
Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий и точек на детали кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда.
Платье, халат, ветровка, ночная сорочка, блузка с цельнокроеным рукавом.
8.Технологии ведения дома. Уход за одеждой.- 4 часа
Основные теоретические сведения
Понятие об экологии жилища. Микроклимат в доме. Современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума. Роль освещения в интерьере.
Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.
Практические работы
Подбор и посадка декоративных комнатных растений. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.
Варианты объектов труда.
Декоративные панно, подушки, шторы, каталоги бытовой техники, комнатные растения.
9.Электротехнические работы – 2 часа
10.Творческие, проектные работы -6 часов
11. Резерв – 2 часа
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Даты |
7 а | 7 б | 7 в | |
Вводный урок-2 ч | |||
1-2 | Первичный инструктаж на рабочем месте | 2 ч | |
Физиология питания-2 ч | |||
3-4 | Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции и отравления. Профилактика и первая помощь. | 2 ч | |
Кулинария. Технология приготовления пищи -10 ч | |||
5-6 | Технология приготовления пищи. Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста | 2 ч | |
7-8 | Изделия из пресного теста. Технология приготовления пельменей и вареников. | 2 ч | |
9-10 | Изготовление пресного теста и начинки для вареников | 2 ч | |
11-12 | Песочное тесто. приготовление выпечки из песочного теста. | 2 ч | |
13-14 | Сладкие блюда и десерты. Украшение десертных блюд | 2 ч | |
Заготовка продуктов-2 ч | |||
15-16 | Сладкие заготовки. Способы приготовления, условия и сроки хранения | 2 ч | |
Рукоделие–10 ч | |||
17-18 | Вязание крючком.: традиции и современность. инструменты и материалы, узоры и их схемы | 2 ч | |
19-20 | Подготовка инструментов и материалов к работе. Набор петель крючком | 2 ч | |
21-22 | Выполнение образцов вязания полустолбиком | 2 ч | |
23-24 | Технология выполнения различных петель и узоров. | 2 ч | |
25-26 | Вязание полотна крючком | 2 ч | |
Элементы материаловедения-2 ч | |||
27-28 | Свойства искусственных волокон. Виды переплетений нитей в тканях | 2 ч | |
Элементы машиноведения–4 ч | |||
29-30 | Двухниточный машинный стежок и принцип получения простой и зигзазообразной строчки | 2 ч | |
31-32 | Наладка швейной машины (практическая работа). Устранение неполадок в работе швейной машине | 2 ч | |
Конструирование и моделирование плечевого изделия-8 ч | |||
33-34 | Виды женского легкого платья и спортивной одежды. | 2 ч | |
35-36 | Снятие мерок для плечевого изделия. Построение основы чертежа плечевого изделия в масштабе 1:4 | 2 ч | |
37-38 | Особенности моделирования плечевого изделия. Моделирование выбранного фасона | 2 ч | |
39-40 | Построение чертежа выкройки в натуральную величину. Подготовка выкройки к раскрою | 2 ч | |
Технология изготовления плечевого изделия-14 ч | |||
41-42 | Правила подготовки ткани к раскрою. Экономная раскладка. Раскрой ткани | 2 ч | |
43-44 | Перенос контурных и контрольных линий на деталях кроя. Способы обработки изделия в зависимости от модели | 2 ч | |
45-46 | Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя | 2 ч | |
47-48 | Правила ТБ. Обработка выреза горловины обтачкой. | 2 ч | |
49-50 | Сметывание изделия. Проведение примерки. Устранение дефектов. | 2 ч | |
51-52 | Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. | 2 ч | |
53-54 | Влажно-тепловая обработка. Контроль качества и оценка изделия | 2 ч | |
Технология ведения дома-4 ч | |||
55-56 | Эстетика и экология жилища. | 2 ч | |
57-58 | Требования к интерьеру детской комнаты и прихожей. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты или прихожей | 2 ч | |
Электротехнические работы-2 ч | |||
59-60 | Электроосветительные и электронагревательные приборы | 2 ч | |
Творческие проектные работы-6 ч | |||
61-62 | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно – подг |