Полезное действие по удовлетворению потребностей населения

Полезное действие по удовлетворению потребностей населения thumbnail
Лекции.Орг

Полезное действие по удовлетворению потребностей населения
Устал с поисками информации? Мы тебе поможем!

Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утвержденных государством мини­мальных стандартов или оплата по льготным тарифам.

Виды услуг:

1) полезные действия (медицинская помощь, лекарствен­ное обеспечение, протезирование, социальное обслуживание на дому и пр.);

2) натуральное содержание (детей – в детских дошкольных учреждениях, престарелых и инвалидов – в домах-интернатах, лиц, не имеющих места жительства,- в домах ночного пребы­вания и пр.).

Льготы также являются объектами материальных правоот­ношений по социальному обеспечению.

Льгота – это предоставление дополнительных прав или освобождение субъектов социального обеспечения (физичес­ких лиц) от исполнения части обязанностей. Например, бесплатный проезд на транспорте, снижение или освобождение от оплаты жилья и коммуналь­ных услуг и др.

Стаж является юридическим фактом в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пен­сий, пособий по временной нетрудоспособности, а также не­которых других правоотношений в социальном обеспечении.

В законодательстве упоминаются следующие виды стажа:

• страховой стаж;

• общий трудовой стаж (ОТС);

• профессиональный стаж;

• выслуга лет;

• непрерывный трудовой стаж (НТС).

В статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. “Об основах обязательного социального стра­хования” говорится, что страховой стаж – это суммарная про­должительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. А в статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачи­вались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.

Очевидно, что между этими формулировками существует принципиальная разница, которую следует хорошо усвоить. В первом случае уплата взносов никак не связана с трудовой деятельностью, что противоречит основополагаю­щей идее социального страхования. Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности уплаты взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью.

Страховой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Продолжительность в годах отражает коли­чественную сторону. Качественная сторона выражается в спе­цифике производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местнос­ти, приравненные к ним). С учетом указанных характеристик страховой стаж можно разделить на общий и профессиональ­ный (специальный). Причем профессиональный (специаль­ный) стаж является частью общего страхового стажа.

В страховой стаж включаются также периоды, когда граж­данин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с времен­ной нетрудоспособностью, безработицей и т.п.).

Периоды, не связанные с работой и уплатой страховых взносов (военная и приравненная к ней служба, уход за ребе­нком и др.), включаются в страховой стаж при определении права на трудовую пенсию, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Общий трудовой стаж (ОТС) учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002 г., т.е. до введения в дейст­вие ФЗ от 17.12.2001 г. “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.012002 г., независимо от перерывов.

Периоды, включаемые в ОТС, перечислены в п.4 ст. 30 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. Прежде всего, в ОТС входит любая работа по трудовому договору, работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия; иная работа, на которой работник подлежал государственному пенсионному страхованию. Период твор­ческой деятельности членов творческих союзов, а также лите­раторов и художников, не состоявших в таких союзах, прирав­нивается к указанной работе.

К иной общественно-полезной деятельности, засчитывае­мой в ОТС, относится служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, в органах внутренних дел РФ, внешней разведки, федеральной службы безопасности и дру­гая приравненная к военной служба. С1993г. военную службу в РФ проходят по призыву и по контракту.

В ОТС включаются периоды временной нетрудоспособ­ности работающих лиц, инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пре­бывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице, учас­тия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоу­стройства.

Читайте также:  Каковы особенности рельефа полезные ископаемые страны

Важно отметить, что в отличие от прежнего законодатель­ства Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” устанавливает, что продолжительность ОТС оп­ределяется только в календарном порядке.

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный раз­мер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного ка­питала, который отражен на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01,2002 г.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федера­льному закону от 15.12.2001 г. “О государственном пенсион­ном обеспечении в Российской Федерации”. Право на пенсию по старости имеют граждане:

• ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, по достижении возраста 50 лет (мужчины) и 45 лет (женщины) при на­личии ОТС не менее пяти лет;

• получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвида­ции ее последствий, а также занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения.

Другим категориям граждан пенсия по старости назнача­ется при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответст­вующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предус­мотренном Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вслед­ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

Профессиональный (специальный) стаж застрахован­ного лица – это суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяже­лыми и вредными) условиями труда, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались страховые взносы в Пен­сионный фонд РФ (ст.1 ФЗ от 01.04.1996г. “Об индивидуаль­ном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”).

Наличие профессионального стажа устано­вленной продолжительности приводит к возникнове­нию права на пенсию по старости до достижения обычного пенсионного возраста – 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины).

В соответствии со ст.27 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российс­кой Федерации” право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохранено для лиц, работавших в течение установленного срока на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах. При этом применяются Списки № 1 и № 2 производ­ств, цехов, профессий и должностей, утвержденные Постано­влением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также иные Списки согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537. Кроме того, они должны иметь стра­ховой стаж от 15 до 25 лет.

В отношении каждого вида работ применяются свои Списки.

Трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если застрахованное лицо проработало на указанных в Списках работах не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003 г. Лицам, отработавшим менее половины тре­буемого срока, а также принятым на работу после 01.01.03 г, будут назначаться профессиональные пенсии.

Своеобразным основанием, определяющим право на дос­рочную пенсию, является территория, на которой осуществ­лялась трудовая деятельность. К таким территориям относят­ся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также местности, подвергшиеся радиоактивному загрязне­нию. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением СМ СССР от 10.11.1967 г. № 1029, которое действует и сегодня с внесен­ными в него изменениям. Что касается Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загряз­нения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то он содержится в постановлении Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582. Границы радиоактивных зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с уче­том других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.

Лицам, проработавшим 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местнос­тях, трудовые пенсии по старости назначаются ранее дости­жения обычного пенсионного возраста при наличии страхово­го стажа – 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Читайте также:  Формула метода суммы чисел срока полезного использования

Право на досрочную пенсию на равных основаниях с ли­цами, работавшими на подземных работах, на работах с вре­дными условиями труда и в горячих цехах, имеют граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения. Досрочные пенсии назначаются гражда­нам постоянно проживающим (работающим) на территории: зоны проживания с правом на отселения; зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также граж­данам, работающим в зоне отселения, но не проживающим в этой зоне.

Особым видом профессионального стажа является выс­луга лет. Она служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста либо по достижении уста­новленного законом возраста.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет:

• федеральные государственные служащие;

• военнослужащие по контракту;

• профессиональные спасатели;

• лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы;

• лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;

• и другие.

Условия назначения пенсий федеральным государствен­ным служащим регламентированы ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”. Что касается пенсий за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципаль­ным служащим, то условия их предоставления регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъек­тов РФ и актами органов местного самоуправления.

Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются много­численными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ.

Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в свя­зи с которой она назначена. Для некоторых категорий работ­ников сделано исключение – им предоставлено право на полу­чение пенсии за выслугу лет независимо от оставления дан­ной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждени­ях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и некоторым другим.

Непрерывный трудовой стаж (НТС) – это продолжитель­ность последней непрерывной работы, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в зако­не. Если перерыв в трудовой деятельности при переходе с одной работы на другую не превысил установленных законом сроков и увольнение не вызвано виновным поведением ра­ботника, то НТС не прерывается. В социальном обеспечении юридическое значение придается НТС только при назначении пособий по временной нетрудоспособности.

Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабо­чих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию утверждены постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 г. № 252, которые действуют и сегодня с учетом изменений и дополнений.

Помимо работы по трудовому договору, в НТС включается служба в Вооруженных Силах, МВД, ФСБ (и тогда, когда они именовались по-другому), в партизанских отрядах, время обучения в училищах и школах профессионально-техничес­кого образования, если перерыв между днем освобождения от службы или учебы и поступления на работу или учебу не превысил трех месяцев, время работы в качестве председа­телей колхозов, время вынужденного прогула в случае восс­тановления на работе, а также некоторые другие периоды.

При переходе с одной работы на другую непрерывный стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил одного ме­сяца, при увольнении после 01.09.1983 г. по собственному же­ланию без уважительных причин – трех недель. Допускаемый перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для проезда к новому месту жительства. Если в течение трудоуст­ройства на новую работу, гражданин был временно нетрудос­пособен, что удостоверено медицинским учреждением то срок, в течение которого сохраняется НТС, удлиняется на число дней болезни.

Правилами 1973 г. предусмотрены случаи сохранения НТС, если перерыв в работе не превысил двух или трех меся­цев, а также независимо от продолжительности перерыва в работе. При увольнении за виновные действия НТС не сохра­няется. Определенные периоды не прерывают НТС, но не засчитываются в него.

Специальная норма применяется при расторжении трудо­вого договора женщиной в связи с необходимостью ухода за ребенком в возрасте до 14 лет или ребенком-инвалидом до 16 лет. В этом случае НТС не прерывается при условии посту­пления на работу до достижения ребенком указанного возра­ста (постановление Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, ох­ране материнства и детства, укреплению семьи”).

Читайте также:  Срок полезного использования капитального вложения в арендованное имущество

В случае увольнения беременных женщин и женщин с де­тьми до 3 лет в связи с ликвидацией работодателя при отсут­ствии у него правопреемника и невозможности подбора им подходящей работы, время со дня увольнения до достижения ребенком указанного возраста включается в НТС для назна­чения пособий по государственному социальному страхова­нию (Указ Президента РФ от 05.11.1992 г. № 1335).

В результате пенсионной реформы 2001 г. кратное исчисле­ние стажа в большинстве случаев отменено.

Периоды, включаемые в страховой стаж для приобрете­ния права на трудовую пенсию, подсчитываются по их факти­ческой календарной продолжительности. Единственным иск­лючением является работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которая засчитывается как полный календарный год. Перечень сезон­ных отраслей промышленности утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 04.07.1991 г. № 381.

Время работы граждан, занятых на эксплуатации ЧАЭС и в зоне отчуждения включается в ОТС и в профессиональный стаж в полуторном размере.

Дата добавления: 2015-10-27; просмотров: 478 | Нарушение авторских прав | Мы поможем в написании ваших работ!
| Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

в общественных благах

Как уже упоминалось, любое общество испытывает потребность в так называемых общественных благах — национальной обороне, образовании, здравоохранении и пр. Эти блага не исключаемы из потребления. Кроме того, население употребляет их в массовом порядке, и крайне сложно отделить тех, кто платит за потребление общественных благ, от тех, кто потребляет их бесплатно. Возникающие высокие трансакционные издержки измерения делают рыночное производство общественных благ неэффективным. Для производства общественных благ в оптимальном количестве целесообразно взимать плату со всех граждан, что под силу лишь государству.

При этом, чем выше уровень жизни населения, тем выше требования к качеству этих услуг, что порождает высокие налоги.

Проблема обеспечения национальной,

вт.ч. экономической безопасности

Абсолютная свобода перемещения капитала, рабочей силы, товаров и услуг нереализуема в принципе, поскольку создает угрозу безопасности страны.

Национальная безопасность — комплексное понятие, включающее экономическую, а также политическую, экологическую, информационную, военную, демографическую и культурную безопасность.

Обеспечение национальной и, прежде всего, экономической безопасности предполагает защиту жизненно важных интересов индивидуума и общества в целом, возможность самостоятельно определять будущее страны.

В целях обеспечения экономической безопасности государство проводит политику протекционизма (фр. protectionnisme; лат. protectio — букв, прикрытие) — защищая национальный рынок от иностранной конкуренции и при этом активно поощряя выход национальных предприятий на внешние рынки.

Протекционистские барьеры ставятся на пути тех объектов рынка, которые не просто нежелательны, но и губительны для экономики, поскольку создают угрозу ее устойчивому развитию. В роли барьеров могут выступать высокие таможенные пошлины, запреты и количественные ограничения — квотирование (квота от ср.-лат. quota — часть, приходящаяся на каждого от лат. quot — сколько).

Протекционистские барьеры ставятся при следующих обстоятельствах:

  • • при импорте продукции, вытесняющей национальных производителей с внутреннего рынка;
  • • импорте услуг стратегически важных отраслей (это сфера теле- и радиовещания, услуги общественного транспорта, банковского и страхового сектора, газо- и водоснабжения и пр.);
  • • заинтересованности нерезидентов в инвестициях в те объекты и отрасли, где участие нерезидентов по соображениям экономической безопасности должно быть ограничено (например, добыча полезных ископаемых, сфера банковских и страховых услуги пр.);
  • • притоке иммигрантов сверх потребностей рынка страны или усиливающем криминогенность, социальную напряженность, межнациональную рознь и пр.

Приходится использовать различные барьеры, а также сохранять государственную или смешанную собственность на те предприятия, которые имеют стратегически важное значение для обеспечения экономической безопасности страны. Это одна из причин, почему частная собственность не может быть единственно возможным режимом собственности в реальных условиях.

Источник