Полезно решать одну задачу разными способами

Полезно решать одну задачу разными способами thumbnail

Войнова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов,

МОУ «СОШ №56 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Саратов

Решение задач разными способами – средство повышения интереса к математике.

Люди научились считать 25-30 тысяч лет тому назад. О значении математики как предмета школьного преподавания М.В.Ломоносов в записке о преподавании физики, химии и математики пишет так:

«А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».

        Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.

        Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является решение задач разными способами.

        Большие возможности для развития интереса учащихся к математике имеют задачи и их решения разными способами. Для кого из ребят интересна математика? Да математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи, научив их решать задачи разными способами, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.

        Однако в практике обучения математике различные способы решения ещё не заняли достойного места. Причин этому много, и в частности, недостаточная ориентация на эту работу в учебниках, методических пособиях для учителей. Учитель поэтому зачастую не владеет теми приёмами, с помощью которых можно отыскать другие способы решения. А без этого невозможно и детей научить находить разные способы решения, трудно использовать эти способы решения для других целей обучения и воспитания.

         В начальном курсе математики текстовые задачи могут быть решены различными способами : алгебраическим, практическим, графическим, табличным, схематическим, комбинированным.

         Рассмотрим различные способы решения текстовых задач на конкретных примерах.        

Арифметический способ.

Начальный курс математики ставит своей основной целью научить младших школьников решать задачи арифметическим способом, который сводится к выбору арифметических действий, моделирующих связи между данными и искомыми величинами. Решение задач оформляется в виде последовательности числовых равенств, к которым даются пояснения, или числовым выражением.

Задача. «Утром ушли в море 20 маленьких и 8 больших рыбачьих лодок, 6 лодок вернулись. Сколько лодок с рыбаками должно вернуться?»

I способ.     1. 20+8=28(л.) ушли в море.

                   2. 28-6=14(л.) должны вернуться.

                   Выражение.(20+8)-6=14(л.)

II способ.     1. Сколько больших лодок должно вернуться? 20-6=14(л.)

                   2. Сколько всего лодок должно вернуться? 14+8=22(л.)

                   Выражение.(20-6)+8=14(л.)

III способ.   1. Сколько маленьких лодок должно вернуться? 8-6=2(л.)

                         2.Сколько всего лодок должно вернуться? 20+2=22(л.)

                        Выражение.(8-6)+20=14(л.)

    Ответ: должно ещё вернуться 22 лодки. Задача решена различными арифметическими способами.

        Если у учащихся нет навыков решения задач различными арифметическими способами или вызывает затруднение их нахождение, можно предложить следующие методические приёмы:

        1. разъяснение плана решения задачи;

        2. пояснение готовых способов решения;

        3. соотнесение пояснения с решением;

        4. продолжение начатых вариантов решения;

        5. нахождение «ложного» варианта решения из числа предложенных.

Алгебраический способ.

         Текстовые задачи решаются либо синтетическим методом (вычисления в прямом порядке, от числовых данных условия к числовым результатам, о которых спрашивается в задаче), либо аналитическим (вычисления в обратном порядке с рассуждениями, идущими от вопроса задачи). Примерами этих последних являются задачи о «задуманном числе», а также задачи на части. Естественным оформлением решения таких задач служит составление уравнения – алгебраический метод. Он состоит из следующих шагов: 1.Введение неизвестного. 2.Выражение через это неизвестное величин, о которых говорится в задаче. 3.Составление уравнения. 4.Решение уравнения. 5.Осмысление результата и формулирование ответа.

         Задача: «У Иры втрое больше наклеек, чем у Кати, а у Кати на 20 наклеек меньше, чем у Иры. Сколько наклеек у Кати?».

         Вначале составим схему уравнения, содержащую не только математические знаки, но и естественные слова.

         ( Ирины наклейки) – (Катины наклейки) = 20 наклеек.

         Получилась вспомогательная модель задачи – частичный перевод текста на математический язык. Введём неизвестное. Пусть х – число Катиных наклеек. Тогда число наклеек у Иры равно х  3.

         Составим уравнение   х  * 3 – х = 20

        2  * х = 20

        Х=20:2

        Х=10

Ответ: у Кати 10 наклеек.

         При обучении алгебраическому методу решения текстовых задач полезно дополнить схему решения самым первым шагом – составлением схемы уравнения, в которую включаются как математические символы, так и нематематические записи и даже рисунки.

Графический способ.

Это способ решения задачи с помощью чертежа.

Задача: «Рыбак поймал 10 рыб. Из них 3 леща, 4 окуня, остальные щуки. Сколько щук поймал рыбак?»

           лещи                                        окуни                                         щуки

Этот способ, так же как и практический, позволяет ответить на вопрос задачи, не выполняя арифметических действий.

        Построение чертежа помогает найти другой арифметический способ решения задачи.

Задача: «На одной машине увезли 28 мешков зерна, на другой на 6 мешков больше, чем на первой, а на третьей на 4 мешка меньше, чем на второй. Сколько мешков зерна увезли на третьей машине?»

I способ.                1. 28+6=34 (мешка) – увезли на второй машине.

                        2. 34-4=30 (мешка)- увезли на третьей машине.

Ответ : на третьей машине увезли 30 мешков зерна.

        Если же мы построим чертеж к этой задачи, то легко найдем другой арифметический способ решения.

28 мешков

I. 

6 мешков

28 мешков

II.

4 мешка

Читайте также:  Минута смеха полезна как кг чего

28 мешков

III.

?

  1. На сколько больше мешков увезли на третьей машине, чем на первой?       6-4=2(мешка)
  2. Сколько мешков увезли на третьей машине? 28+2=30 (мешков)

Ответ: на третьей машине увезли 30 мешков зерна.

Из приведенных примеров следует вывод: графическое оформление задачи может определить ход мыслительного  процесса и является средством выявления различных способов решения одних и тех же задач. При этом легче усматриваются разные логические основы, содержащиеся в условии задачи; такие способы определяются анализом наглядного сопровождения задачи, на которые учащиеся направляются постановкой учителем соответствующих заданий.

Логический способ.

         Задача: «В 6 банок поровну разложили 12 кг варенья. Сколько надо таких же банок, чтобы разложить 24 кг варенья?»

          В данном случае логическая основа задачи  проявляется на двух уровнях – открытом и скрытом, т. е. здесь две логические основы. В первом случае направление мыслительного процесса определяется вопросами:

  1. Сколько кг варенья помещается в одну банку?   12:6=2(кг)
  2. Сколько банок потребуется для 24 кг варенья?    24:2=12(б.)

           Во втором случае ход того же процесса определяется другими вопросами:

1.Во сколько раз больше стало варенья?   24:12=2(раза)

Если варенья стало в два раза больше, значит, и банок потребуется в два раза больше.

         2.Сколько потребуется банок?   6 * 2=12(б.)

Ответ: потребуется 12 банок.

Табличный способ.

         При решении некоторых задач хорошим подспорьем является табличная форма.

Задача: «У Саши в коллекции 8 жуков и пауков. У всех насекомых 54 ноги. У одного жука 6 ног, а у одного паука – 8ног. Сколько жуков и сколько пауков у Саши в коллекции?»

Количество жуков

Количество пауков

Количество ног у всех жуков

Количество ног у всех пауков

Всего ног

1

7

6

56

62

2

6

12

48

60

3

5

18

40

58

4

4

24

32

56

5

3

30

24

54

Ответ: у Саши в коллекции 5 жуков и 3 паука.

Схематический способ.

         В числе способов решения задач можно назвать схематическое моделирование. В отличие от графического способа решения, который позволяет ответить  на вопрос задачи, используя счёт и присчитывание, схема моделирует только связи и отношения  между данными и искомыми. Эти отношения не всегда возможно представлять в виде символической модели (выражение, равенство). Тем не менее, моделирование текста задачи в виде схемы позволяет ответить на вопрос задачи. Покажу это на примере.

         Задача: «В двух вагонах ехали пассажиры, по 36 человек в каждом вагоне. На станции из первого вагона вышло несколько человек, а из второго вагона вышло столько человек, сколько осталось в первом. Сколько всего пассажиров осталось в двух вагонах?»

         В данном случае схема выступает как способ и как форма записи решения задачи.

Ответ: в двух вагонах осталось 36 человек.

Комбинированный способ.

         В этом случае для записи решения задачи могут быть использованы одновременно схема и числовые равенства.

         Задача: «В альбоме для раскрашивания 48 листов. Часть альбома Коля раскрасил. Сколько листов осталось нераскрашенными, если Коля раскрасил в 2 раза больше, чем ему осталось?»

Решение задачи можно оформить так:

Раскрасил

Осталось

48:3=16(л.)

Ответ: остались нераскрашенными 16 листов.

         На всех уроках, если встречается  задача, допускающая разные способы решения, стараюсь  детям дать возможность найти их.

Я считаю, что очень важно и полезно после  решения  задачи  разными способами предложить ребятам ряд заданий творческого характера. Рассмотрим некоторые из них на примере.

Задача: «С одной яблони собрали 15 кг яблок, а с другой 30 кг. Все эти яблоки разложили в ящики, по 5 кг в каждый. Сколько ящиков потребовалось?»

1 способ. (15+30):5=9(ящ.)

2 способ. 15:5+30:5=9(ящ.)

Главный вопрос после решения задачи: «Почему мы смогли решить задачу двумя арифметическими способами?» Потому что и 15, и 30 можно разделить на 5 без остатка.

Задания творческого характера.

1.Какие числовые данные можно использовать вместо 15 и 30, чтобы задача решалась двумя способами и почему? 10 и 45, 25 и 50…главное, чтобы оба числа делились на 5.

2.Какие числовые данные можно использовать вместо 5, чтобы задача решалась двумя способами и почему? 3, так как и 15, и 30 можно разделить на 3 без остатка.

3.Яблоки разложили в ящики по 4 кг. Какие числовые данные можно взять вместо 15 и 30, чтобы задача решалась двумя способами и почему? 8 и 32, 16 и 40…главное, чтобы оба числа делились на 4 без остатка.

4.С яблонь собрали 21 кг и 27 кг яблок. По сколько кг яблок можно разложить в один ящик, чтобы задача решалась двумя способами и почему? По 3 кг, так как и 21, и 27 можно разделить на 3 без остатка.

5.Составьте аналогичную задачу по выражению, чтобы она решалась двумя способами. (12 +…) : 6

Умелое использование различных способов решения задач на уроках математики в начальных классах оказывает положительное влияние на развитие мышления и творческих способностей детей, на формирование их личности и исследовательских навыков, является залогом устойчивого  интереса к математике.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В педагогической и методической литературе общепринятым является мнение, что решение задач разными способами является эффективным педагогическим приемом, поскольку это способствует повышению уровня математических знаний и умений учащихся, развитию их исследовательских способностей, пробуждает творческую фантазию и интерес к изучению математики.

Однако, если данный прием применять бессистемно и неорганизованно, решая каждый раз, когда это возможно, задачи разными способами, то это может привести и к обратному результату: потере у учащихся интереса к изучаемому, неосознанности выполняемых ими действий, бесполезной трате времени. Перед тем, как предложить учащимся какую-либо задачу, учитель должен досконально изучить ее сам: установить возможные связи с другими задачами, отыскать различные способы решения и выявить целесообразность рассмотрения этих способов для конкретной педагогической ситуации.

На одну задачу, решаемую разными способами, можно смотреть как на своеобразную систему, удовлетворяющую всем предъявляемым к ней требованиям. Такие системы задач в зависимости от типа или этапа урока, специфики рассматриваемых способов решения позволяют добиться различных целей при условии правильной организации работы с ними.

Читайте также:  Пнш урок полезные ископаемые 3 класс окружающий мир

Выделим основные цели решения одной задачи разными способами или методами.

1. Выявление межпредметных связей: алгебра – геометрия, тригонометрия – геометрия и др.

2. Обобщение и систематизация полученных знаний, установление взаимосвязей между различными теоретическими фактами.

3. Выявление сущности определенных методов, их отличительных черт, достоинств и недостатков при применении к конкретным классам задач.

4. Вооружение учащихся различными методами решения задач с целью обретения ими уверенности в своих силах, возможности в случае затруднения перейти к другому приему решения.

5. Демонстрация рациональности, эффективности и изящества одних и нерациональности и порою ошибочности других способов.

6. Показ учащимся одного из приема самоконтроля.

В соответствии с выделенными целями определяются целесообразность и место данных систем задач в учебном процессе, разрабатывается методика их применения и решения.

Рассмотрим на конкретных примерах, как решение одной задачи разными способами или методами может помочь в осуществлении каждой из перечисленных целей.

Выявление межпредметных связей способствует осознанному усвоению учащимися материала, убеждению их в силе математических методов, которые могут быть использованы в разных областях знаний. Поэтому имеет смысл проводить интегрированные уроки, например, алгебры и геометрии.

Пример 1. Вычислите .

Способ 1 (алгебраический).

Пусть – это какой-то угол α первой четверти. Тогда задача заключается в нахождении , если известно, что .

Воспользуемся формулой понижения степени:

= .

Вычисляя , получим .

Способ 2 (геометрический).

Воспользуемся понятиями синуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, теоремой Пифагора и свойством биссектрисы треугольника.

Важно также сопоставлять арифметический и алгебраический способы решения одной и той же задачи.

Известно, что задачи на концентрацию вызывают значительные затруднения у учащихся. Если же показать им некоторые арифметические способы их решения, то это поможет учащимся осознать основные идеи, используемые при решении задач данного вида.

Пример 2. Имеется лом стали двух сортов, причем первый сорт содержит 10% никеля, а второй 30%. На сколько тонн стали больше нужно взять второго сорта, чем первого, чтобы получить 200 т стали с содержанием никеля 25%?

Способ 1 (алгебраический).

Пусть первого сорта нужно взять х тонн, а второго у тонн. Тогда в стали первого сорта содержится 0,1х тонн никеля, а в стали второго сорта 0,3у тонн никеля. Поскольку в новом сплаве никеля стало 25%, т.е. 0,25·200 = 50 т, то получим следующую систему уравнений:

Из этой системы находим, что х=50, а у=150. Значит, стали второго сорта нужно взять на 100 тонн больше.

Способ 2 (арифметический).

Найдем разность между процентным содержанием никеля в каждом из двух сортов стали и полученном сплаве:

25% – 10% = 15%, 30% – 25% = 5%.

Полученные результаты показывают, что 10%-ного сплава следует взять 5 частей, а 30%-ного – 15 частей. Отсюда легко находится, что нужно взять 50 тонн стали первого сорта и 150 тонн стали второго сорта.

Таким образом, получаем более простой и изящный способ решения задачи, который может применяться при решении подобных задач.

При обобщении и систематизации знаний решение задач разными способами позволяет охватить большой теоретический материал, установить связи между изучаемыми понятиями и фактами.

Пример 3. Найдите радиус окружности, вписанной в равнобедренный треугольник с основанием 10 и боковой стороной 13.

Способ 2 (использование понятия синуса острого угла прямоугольного треугольника).

Из треугольника ВСН находим . Затем из треугольника ВКО имеем ОК = ВО· , т.е. , .

Способ 3 (использование свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки к окружности).

Согласно указанному свойству, СН = СК = 5. Значит, ВК = 13 – 5 = 8.

ВО = 12 – r.

Из треугольника ВКО по теореме Пифагора имеем:

, .

Способ 4 (использование формулы S=pr).

, а . Следовательно, .

Для достижения третьей цели, т.е. выявления сущности отдельных методов необходима их демонстрация на какой-либо одной задаче. Обычно разные методы демонстрируют на разных задачах, учитывая при этом, какой из них в каждом конкретном случае более эффективен. При таком подходе метод может невольно связаться с самой задачей, а его сущность и значимость остается на втором плане. Когда же разные методы испробованы на одной задаче, то у учащихся появляется возможность оценить их, сравнить, уяснить их особенности. Рассмотрим пример, когда к геометрической задаче применяется векторный, координатный и собственно геометрический методы решения.

Пример 4. Докажите, что в прямоугольном треугольнике длина медианы, проведенной к гипотенузе, равна ее половине.

Метод 1 (векторный).

Возведем обе части этого равенства в квадрат: . Поскольку векторы и перпендикулярны, то . Отсюда получаем равенство: , которое является верным.

Таким образом, , т.е. .

Метод 2 (координатный).

Примем точку А за начало прямоугольной системы координат, а стороны АВ и АС поместим на координатных осях.

Чтобы учащиеся были уверены в своих силах при решении задач и могли переходить от одного приема к другому, необходимо уже при объяснении нового материала рассматривать несколько способов получения верного результата.

Пример 5. Решите уравнение: .

Способ 1 (аналитический).

Данное уравнение равносильно совокупности двух систем:

При решении этой совокупности получаем корни: и .

Способ 2 (замена переменной).

Применяя свойство модуля , перепишем уравнение в следующем виде: . Сделаем замену: , Получим уравнение: , откуда , . Имеем: , т.е. .

Способ 3 (функциональный).

Функция является четной. Тогда решим уравнение для . Получим . И возьмем корень, ему симметричный: .

Получаем: и .

Для достижения пятой цели необходимо подбирать такие задачи, способы решения которых значительно отличаются в плане их эффективности и рациональности, либо задачи, позволяющие выявить некорректность отдельного способа с целью получения важных теоретических выводов.

Пример 6. Решите уравнение: .

Если предложить учащимся самостоятельно решить данное уравнение, то они могут воспользоваться различными преобразованиями /1/.

Способ 1.

, , , .

Откуда или .

Способ 2.

, , , .

Получаем, что

Способ 3.

, , .Ответ. .

Если в каждом из трех способов решения сделать проверку, то получим, что и являются посторонними корнями. Таким образом, используя первый и второй способ, получили корень , а при решении третьим способом этот корень «исчез». Это произошло вследствие преобразований, сужающих ОДЗ уравнения. Данный пример наглядно показывает, какую опасность таят в себе такие преобразования, и может послужить началом разговора об источниках появления посторонних корней и потери корней.

Читайте также:  Какую полезную мощность развивает насос поднимающий

Итак, мы рассмотрели несколько примеров решения задач разными способами. Еще раз обратим внимание на то, что их специфика зависит от целей, поставленных учителем. Теперь обратимся к методике использования таких систем задач на уроках математики. Очевидно, что особенности методики также связаны с целями решения одной задачи разными способами.

Для достижения первой цели, т.е. выявления межпредметных связей, необходимо на первых порах проводить интегрированные уроки. На таких уроках рассматриваются две-три задачи, решаемые разными способами. При этом не следует перед учащимися просто ставить проблему отыскания нескольких способов решения. Нужно четко указать им, что данная задача имеет несколько приемов решения (например, алгебраический и геометрический), а затем подробно остановиться на каждом из них. Если у учащихся возникают трудности, то учитель может наводящими вопросами подвести их к идее решения.

В дальнейшем, когда у учащихся сформируется определенный навык перехода от одной области знаний к другой, можно отказаться от интегрированных уроков. Выявление межпредметных связей следует проводить на обычном уроке, предлагая учащимся самостоятельно найти несколько способов решения одной задачи.

При обобщении и систематизации знаний помощь учителя в отыскании разных способов решения одной задачи должна быть минимальной. Необходимо четко поставить перед учащимися цель: решить задачу двумя, тремя, четырьмя и т.д. способами. Работа может проходить самостоятельно или в группах.

При самостоятельной работе учащимся дается определенное время на решение задачи, после чего, каждый из них сообщает, сколько способов ее решения им было найдено. Затем к доске вызывается любой из учащихся, нашедших только один способ решения задачи, и демонстрирует его. После этого учитель выясняет, кто еще из учащихся «увидел» этот способ, и вызывает к доске следующего учащегося для показа другого способа и т.д.

Примерно так же может быть построена работа в группах. Каждая группа ищет как можно больше способов решения какой-либо задачи, после чего подводятся итоги, и происходит демонстрация способов. В классах с невысоким уровнем подготовки учитель каждой группе может дать задание решить задачу каким-то конкретным способом. Затем представители групп показывают свои способы решения, происходит обсуждение их достоинств и недостатков.

Если поставлена цель ознакомить учащихся с различными методами решения задач, то на первых порах самостоятельность учащихся минимальна. Сначала учитель показывает сущность основных методов, приводит различные примеры. Следующим важным шагом является демонстрация применения различных методов при решении одной и той же задачи. Это позволит учащимся сопоставить изученные методы, провести их сравнительную характеристику, выявить преимущества того или иного методы при решении определенных задач.

Когда учащиеся в достаточной мере овладеют различными методами решения задач, необходимо увеличить степень их самостоятельности. Учащиеся должны при минимальной помощи учителя уметь применять разные методы к решению одной задачи, делать выводы о целесообразности их использования в каждом конкретном случае, грамотно аргументировать свою позицию.

Для достижения четвертой цели учителю необходимо уже при объяснении нового материала вводить различные способы решения одного и того же типа задач (например, аналитический и графический способы решения уравнений с параметром).

В классах с высоким уровнем подготовки учащиеся могут принимать непосредственное участие в поиске таких способов. В классах с невысоким уровнем подготовки учитель сам демонстрирует разные способы решения какого-то вида задач. И в том, и в другом случае необходимо, чтобы учащиеся проанализировали и сопоставили возможные способы, выявили их достоинства и недостатки. Полезно предлагать учащимся задания по предварительному выбору способа решения той или иной задачи в зависимости от ее содержания.

В случае, когда необходимо выявить рациональность и правильность отдельных способов решения задачи, учащимся дается самостоятельное задание по поиску этих способов. Такая работа с одной стороны развивает исследовательские способности учащихся, а с другой – позволяет осознать ошибочность каких-либо действий.

Так при решении логарифмического уравнения (пример 6) и разборе возможных способов используемых преобразований, учитель может организовать дискуссию, в процессе которой поднимаются вопросы о равносильности уравнений и тождественных преобразованиях, нарушающих ОДЗ уравнения. Такой прием будет гораздо более эффективным, чем просто озвучивание учителем этих вопросов. Знания, полученные учащимися при такой работе, станут осознанными и прочными.

Таким образом, методика использования педагогического приема решения одной задачи разными способами в значительной степени зависит от поставленных целей.

Вопросы и задания

1. В чем выражается эффективность использования такого педагогического приема как решение одной задачи разными способами?

2. С какими целями можно связать решение одной задачи разными способами?

3. В чем выражается сущность каждой из этих целей?

4. Каковы характерные особенности методики использования приема решения одной задачи разными способами?

5. В каких случаях учащиеся принимают активное участие в поиске различных способов решения задачи?

6. Решите задачи разными способами:

1) В равнобедренном треугольнике АВС АВ=6, АС=ВС=5. Найдите радиус описанной окружности.

2) В равнобедренном треугольнике АВС АВ=16, АС=ВС=10. Найдите длину медианы АМ.

3) В треугольник АВС вписана окружность, которая точкой касания делит сторону ВС на отрезки, длиной 5 и 9 см. Найдите радиус окружности, если .

4) Решите уравнение: .

7. Приведите пример решения одной задачи разными способами при выявлении межпредметных связей: алгебра-геометрия, тригонометрия-геометрия.

8. Определите, какой цели соответствует решение уравнения четырьмя способами: возведением обеих частей уравнения в квадрат, введением вспомогательного аргумента, методом универсальной подстановки, разложением на множители. Отыщите эти способы и опишите методику использования полученной системы задач.

9. Подберите любое уравнение с параметром, которое решается несколькими способами. Опишите методику использования полученной системы задач.

10. Решите задачи к любому параграфу учебника «Геометрия 7-9» под ред. Л.С. Атанасяна и выделите те из них которые решаются разными способами. Рассмотрите эти способы.

Рассмотреть различные способы доказательства свойства биссектрисы треугольника в статье Амелькиной Г. Несколько решений одной задачи. Свойство биссектрисы треугольника. / Газета «Первое сентября. Математика», 2005. – № 1. – с.18-24.

11. Составьте библиографию статей по теме за последние 20 лет в журнале «Математика в школе», газете «Первое сентября. Математика».

Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 13449; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник