Полезно ли тормозить двигателем или нет
Ещё с автошколы мы знаем, что торможение двигателем – исключительно правильная привычка, которая отлично выручает, скажем, на скользкой дороге, да и не только. Однако есть и мнение, что тормозить стоит исключительно на нейтрали, а замедление на передаче с отпущенной педалью газа для моторов исключительно вредно. Есть ли хоть какое-то основание у этих слухов? Будем разбираться.
Как происходит торможение двигателем
Отчего вообще замедляется машина, если на ходу и на передаче отпустить педаль акселератора? Сказываются аэродинамические потери и потери на качение колес, трение в трансмиссии, но основным фактором будет именно торможение двигателем.
Многие водители не совсем верно представляют себе суть процесса. Механическое трение вовсе не является основным фактором, тормозящим автомобиль. Разве что на дизельных моторах, где нет дроссельной заслонки и рестриктора на выпуске, все замедление будет обусловлено внутренними потерями мотора и теплоотдачей сжимаемого воздуха.
Бензиновые двигатели создают тормозной момент в первую очередь за счет насосных потерь. При закрытой дроссельной заслонке мотор теряет много-много энергии в попытке перекачивать воздух своими поршнями, создавая разрежение во впускном коллекторе. А вот потери на сжатие-расширение воздуха тут как раз минимальны. Величина тормозного момента зависит в основном от оборотов двигателя и степени разрежения, которая регулируется дроссельной заслонкой.
Принудительный холостой ход
Давно прошли те времена, когда на холостом ходу у мотора “закидывало” свечи из-за подачи слишком разреженной смеси и втягивания масла в камеры сгорания. Сейчас расход масла больше 300-400 граммов на 1 000 км является поводом для капитального ремонта, а топливо при торможении двигателем не подается вообще, вплоть до самых малых оборотов. Сплошная польза и экономия.
Когда же нужна тяга, система управления двигателем моментально подаст топливо, без всяких провалов тяги. И совершенно ничего страшного с мотором, на первый взгляд, не происходит. Производители двигателей позаботились о том, чтобы этот режим работы двигателя не вызывал каких-то явных проблем.
Режим торможения двигателем с прекращением подачи топлива получил название «принудительный холостой ход». Именно этот режим используется при торможении двигателем на всех современных машинах.
Но все же скептики, которые говорят о травматичности такого режима, тоже правы. И вот почему.
Чем именно вредно торможение двигателем
Начнем с простой и незаметной проблемы. Поршневая группа современных моторов скомпонована несимметрично. С целью снижения боковой нагрузки на поршень в ВМТ поршневой палец смещен относительно оси цилиндра, да и ось коленчатого вала не совпадает с осью цилиндров. При торможении двигателем вся эта асимметрия оборачивается против мотора.
Боковые нагрузки на поршень увеличиваются, и при том же модуле момента они будут даже выше, чем при рабочем ходе. Асимметрия подшипников скольжения коленчатого вала, шатунных головок и поршневого пальца тоже рассчитана на рабочий ход, а не торможение двигателем.
А все вместе это означает, что тормозить мотором нужно аккуратно, не создавая слишком большой тормозной момент. Механика попросту плохо переносит «обратные» нагрузки.
Повышенный износ клапанов двигателя, работающих без смазки бензином при длительных торможениях, сказывается несильно, тем более что температура клапанов в этот момент падает. Но на моторах, проходящих столь любимую мастерами «холодную обкатку», которая по сути не что иное как принудительный холостой ход, просто очень уж затянувшийся, седла клапанов изнашиваются на порядок интенсивнее, чем в реальной эксплуатации.
Как ни странно, и банальное разрежение во впускном коллекторе может вредить двигателю. В режиме торможения двигателем оно в полтора-два раза выше, чем при работе на холостом ходу. Соответственно, растут утечки через все уплотнения, увеличивается нагрузка на систему вентиляции картера. Разрежение внутри блока цилиндров при работающей без клапана системе вентиляции может привести к несанкционированному подсосу воздуха снаружи.
Особенно много хлопот доставляют изношенные сальники клапанов. При большом разрежении на впуске масло в жидком виде поступает прямо с распредвала во впускной коллектор. А не справляющийся с нагрузкой маслоотделитель добавляет еще сколько-то из картера. Масло тянет и через поршневую группу, прямо в цилиндры. При наличии турбины — еще и через нее.
Такая «пиковая» подача масла, особенно на уже изношенном моторе, приводит к появлению нагара на свечах, поломкам катализатора и закоксовыванию поршневых колец. Не говоря уже о выбросах в окружающую среду. И в довершение всего, перепады давления сказываются на ресурсе гибких элементов впуска — разнообразных трубок, клапанов и тому подобных элементов.
Попадание пыли и грязи из выпускного коллектора во впуск и непосредственно в цилиндры тоже на совести режима торможения двигателем. Особенно оно опасно, когда катализатор близко расположен к коллектору и активно крошится. А еще когда на выпуске присутствует много твердых частиц сажи, что характерно для режимов прогрева и нагрузочных режимов двигателей с непосредственным впрыском топлива.
В цилиндры вся пыль и грязь попадает из-за того, что у фаз газораспределения есть перекрытие. А значит, мотор хоть немного, но успевает втянуть воздуха из выпускного коллектора. При наличии клапана рециркуляции выхлопных газов (EGR) и его негерметичности, что бывает достаточно часто, пыль и грязь попадают непосредственно во впускной коллектор. Ну а любая грязь в цилиндрах — это повышенный износ и риск задиров, а также повреждения клапанов.
И последняя неприятность, которая грозит мотору в режиме принудительного холостого хода — это ударные нагрузки из-за резкого изменения частоты вращения коленчатого вала и перекрут. Иными словами, просто неаккуратное обращение со сцеплением и коробкой передач. Крутильные колебания в работающем двигателе всегда есть, но обычно они не опасны для самого мотора, а навесное оборудование защищено демпферными шкивами, муфтами свободного хода или другим образом.
Но все меняется, если двигателем тормозить. Подвод момента со стороны маховика совсем иначе нагружает коленчатый вал, в таком режиме он более уязвим, к тому же отбор мощности на вспомогательные механизмы и ГРМ все равно идет на переднем конце коленвала. Но куда неприятнее для мотора возможные резкие нагрузки от трансмиссии. А ведь моменты, воздействующие на двигатель, могут оказаться на порядок выше, чем крутящий момент собственно мотора. Именно так в большинстве случаев и ломают коленчатый вал, повреждают ГРМ и перекручивают его намного выше номинала.
От грубых ошибок в работе трансмиссией на режиме торможения нельзя подстраховаться. И даже АКП здесь, увы, не панацея — при поломках коробки ударные нагрузки не щадят и двигатель, хотя вряд ли они будут настолько велики, что поломают его сразу.
Ничего нельзя делать
Итак, мы поняли, что слухи о вреде торможения двигателем вполне обоснованны, в особенности если у вас машина с пробегом “за 150”. Что не отменяет полезности техники торможения двигателем во имя безопасности движения. Если отказываться от этой полезной привычки не хочется, но при этом есть желание немного продлить жизнь двигателю, то что же делать? Осмелюсь дать несколько советов:
1. Не используйте торможение двигателем слишком интенсивно.
Тормозите на максимально высокой передаче, старайтесь не переходить на низшие передачи при торможении без особой необходимости. В обычных городских условиях тормозите на четвертой-пятой передачах вплоть до снижения оборотов в зону холостого хода.
В горах не стоит выбирать заведомо более низкую передачу, чтобы и тормозило, и тянуло, и чтобы не переключаться лишний раз. И даже на скользких покрытиях на машинах с АБС при скоростях движения менее 30 километров в час можно смело закончить торможение на нейтрали.
2. Не используйте длительные торможения двигателем в городском цикле.
Лучше выбирайте скорость, при которой у вас будет минимум торможений вообще. Торможение двигателем — не панацея от ошибок в выборе скорости движения, и в плане расхода топлива далеко не бесплатно. Более 70% избыточной кинетической энергии машины будет растрачено зря.
И тем более вредно движение на низших передачах в городе с контролем скорости только педалью газа, без использования тормозов. Это годится разве что при плохом состоянии штатной тормозной системы или неработоспособности сцепления или коробки передач.
Послесловие
В статье автор предпочитал использовать термин “разряжение” как устоявшийся для описания процессов в ДВС в технической литературе. Однако при редактуре и корректуре мы решили отдать должное формальным правилам русского языка и заменили “я” на “е”, тем более что суть явления здесь та же самая, а здесь оговориться, чтобы не задеть чувства тех, кто также считает авторское написание верным.
Опрос
А вы тормозите двигателем?
Использование основной тормозной системы – самый безопасный способ замедлить работу автомобиля, как в обычных условиях, так и в аварийной ситуации. Но на сколько, эффективно оно?
Что такое торможение двигателем?
Торможение двигателем – это процесс замедления автомобиля, с использованием силы двигателя. Этот процесс начинается, когда вы перестаёте нажимать на педаль газа, тем самым перекрывая дроссельную заслонку и доступ воздуха к цилиндрам, прекращая выработку полноценной энергии, и создавая тормозное усилие, которое останавливает автомобиль.
Такое торможение, возможно только во время движения автомобиля. И когда, вы выжимаете сцепление, замедляющая сила двигателя отключается, созданная закрытием дроссельной заслонки и не переходит на трансмиссию, а автомобиль продолжает движение с той-же скоростью. Ну, а когда вы переключаетесь на более низкие передачи, вы сможете ускорить этот процесс.
Преимущества
Одним из ключевых преимуществ является то, что оно снижает износ компонентов тормозной системы. Поскольку тормозная система основана на принципах трения, она изнашивается каждый раз, когда вы нажимаете на педаль тормоза.
Использование комбинации, торможения двигателем и тормозной системы, поможет безопасно управлять авто, снижая износ тормозных накладок и тормозного диска.
Еще одно преимущество, которое даёт торможение двигателем, – это качественный контроль, ситуации при спуске. Понижая передачи во время спуска, вы сможете управлять скоростью при помощи двигателя автомобиля, а не только тормозами, что исключит перегрев тормозной системы или полный отказ, в худшем варианте.
Торможение двигателем, также полезно на скользком покрытии. Когда дорога скользкая, вы рискуете заблокировать колеса и увести автомобиль в занос, особенно если вы паникуете.
Наносит ли торможение двигателем, вред автомобилю
Многие водители, часто задают вопросы, не является ли такая техника вредной для двигателя и трансмиссии. Все это зависит от того, насколько близко к красной черте находится стрелка оборотов двигателя, и как долго она там остается.
При включении более низкой передачи, чтобы произвести торможение двигателем, вы должны убедиться, что обороты двигателя были не слишком высокие.
Но не беспокойтесь, если обороты двигателя не много выше, чем вы ожидали; при условии, что они находятся ниже красной линии, то нет никаких рисков для двигателя – даже если он работает очень громко.
Но ещё кое-что, что следует запомнить, это когда торможение двигателем является чреватым последствиями, для системы трансмиссии. При резком понижении с высокой передачи на низкую, и вы можете передать повышенную нагрузку на коробку передач и диск сцепления, что может повлечь за собой, лишние затраты на ремонт, по сравнению со стоимостью новых тормозных накладок.
Чтобы уменьшить нагрузку на коробку передач, немного увеличьте обороты при понижении передачи, а затем медленно и плавно отпустите сцепление. Это позволит переключиться на более низкую передачу, без неудобного толчка и с минимальным износом в системе трансмиссии.
Как тормозить двигателем?
Торможение двигателем в автомобиле с механической коробкой передач – это простой процесс, но первые попытки, могут потребовать новых навыков.
Скажем, что вы едете со скоростью 60 километров в час на пятой передаче и приближаетесь к светофору. Если вы хотите постепенно замедлиться, снимите ногу с педали газа и переключитесь на более низкую передачу. Это замедлит работу автомобиля, и вам не нужно будет нажимать по тормозам. Затем вы можете использовать технику сцепления и торможения, чтобы безопасно останавливать автомобиль, ограничивая износ тормозных колодок.
Эффективное торможение двигателем – это вопрос времени, поэтому практика сделает его совершенным.
Уважаемые гости – переходите на мой канал, кликнув – Pit Stop, ставьте лайки и не забывайте подписываться (это Вас ни к чему не обяжет, а Вы будете чаще встречать мои статьи в ленте Дзен), впереди ещё много нового и интересного!
О том, как правильно беречь мотор и трансмиссию, а также тормозные механизмы, рассказывает автомобильный эксперт Вячеслав Субботин.
Колодки на современных автомобилях выхаживают не слишком долго. На передних дисковых тормозах они держатся примерно 50 тысяч километров, а на задних барабанных около 100 тысяч. Но хорошие водители увеличивают срок службы колодок почти на треть. Для этого используется старый прием — торможение двигателем.
Последовательно переключать передачи
Еще на заре автомобилестроения торможение двигателем считалось чуть ли не основным. Грамотный переход с высших передач на низшие в механической коробке позволял избавить от лишних нагрузок тормозные механизмы, которые в прошлом веке были ненадежны. Сейчас это тоже актуально, так как тормоза стали слишком мощными, и хорошая гидравлическая система при экстренном использовании так сжимает диски, что значительно вырабатывает материал колодок. Поэтому чем меньше топчешь педаль, тем лучше.
Лучше всего приспособлена для торможения двигателем механическая коробка передач. Она надежна, неприхотлива и способна переносить высокие нагрузки.
«Тормозить двигателем не только можно, но и полезно для автомобиля, — рассказывает Субботин. — Главное делать это без рывков и плавно, последовательно переключая передачи с высшей на низшую. Нельзя перескакивать через две и более передачи. Тогда нагрузки на трансмиссию будут в рамках нормативных величин и не повлекут снижения ресурса мотора и трансмиссии».
Технология торможения мотором проста. При закрытии дроссельной заслонки автомобиль «повисает» на трансмиссии. Чем выше обороты мотора, тем сильнее происходит замедление. Лучше всего машина тормозит, когда стрелка тахометра висит в пределах 4-5 тысяч оборотов. Поэтому при отпускании педали газа на 80 км/ч можно включать третью передачу, а на 60 км/ч уже вторую. Тогда замедление будет заметным, а нагрузка на механику не очень сильной и даже меньшей, чем при интенсивных разгонах в положении акселератора «в пол».
Три причины забыть про колодки
«Торможение двигателем полезно по трем причинам, продолжает Субботин. — Во-первых, езда на передаче при плавном замедлении помогает экономить топливо, нежели чем его жечь в бесполезных циклах „разгон-торможение“.
Во-вторых, лучше работает вакуумный усилитель. Тормоза при необходимости будут схватывать лучше. Ну и третья причина — это хорошая смазка мотора и трансмиссии».
При высоких оборотах масляный насос работает в полную силу и прогоняет масло через все скрытые каналы. Силовой агрегат прекрасно смазывается и происходит его дополнительное охлаждение. Снимаются локальные перегревы, вызванные дефицитом смазки, который всегда наблюдается при долгом движении на высшей передаче.
Поэтому полезно время от времени взбадривать мотор торможением перед светофором последовательным перебором передач вниз. А на первой передаче, когда машина замедлилась до скорости пешехода, ее можно зафиксировать штатными тормозами.
Смотрите также:
- Почему нельзя подолгу выжимать сцепление на механической коробке? →
- Почему нельзя постоянно держать ногу на педали сцепления? →
- Можно ли тормозить двигателем на машинах с автоматом? →
Оставить
комментарий (3)
В определенных ситуациях за рулем, например, на скользкой дороге и обледенелом спуске, останавливать машину педалью тормоза не рекомендуется, нужно тормозить двигателем, правильно используя тягу автомобиля. Часто автовладельцы ошибочно полагают, что такое торможение двигателем приводит к повышенной нагрузке на моторы и может привести к серьезным неисправностям автомобиля. Поговорим поподробнее о том, можно ли испортить мотор, если часто тормозить двигателем.
Тормозим двигателем
В каких случаях тормозят двигателем?
Торможение двигателем будет актуально в тех случаях, когда у авто имеются неисправности с тормозной системой или же на обледенелой дороге необходимо исключить блокировку колёс, что часто возникает при нажатии на педаль тормоза. Такая остановка двигателем используется даже в тех случаях, когда машины оснащены антиблокировочной системой и стабилизацией курса. Часто требуется замедлить автомобиль именно уменьшением тяги на горных дорогах и серпантинам, где постоянное нажатие на педаль тормоза может привести к перегреву дисков и колодок.
При этом непонятно, возрастает ли нагрузка на мотор при таком стиле управления автомобилем, можно ли практиковать торможение двигателем или в этом случае существенно увеличивается нагрузка на мотор и трансмиссию, что приводит к их серьезным поломкам. У мастеров, которые занимаются ремонтом автомобилей, нет единого мнения на этот счет.
Вредно ли торможение двигателем?
По словам специалистов, торможение двигателем может действительно привести к неполадкам силового агрегата, однако такие поломки не будут носить серьёзного характера, да и чтобы они появились, необходимо едва ли не постоянно практиковать такую манеру управления автомобилем.
При торможении двигателем может увеличиваться нагрузка на поршневую группу, отмечается износ шатунных головок или коленчатого вала. Подобное несколько сокращает срок эксплуатации двигателей, которые могут раньше срока потребовать капитального восстановления.
Установлено также, что при длительном замедлении двигателем быстрее изнашиваются клапана, на которые существенно возрастает нагрузка. Частота вращения коленвала резко изменяется, что приводит при торможении двигателем к нагрузкам ударного типа. Если у силового агрегата уже имеется существенный износ, то подобное воздействие может лишь усугубить имеющиеся поломки.
Подобные неисправности могут отмечаться в том случае, если автовладелец злоупотребляет таким торможением двигателем, используя его при необходимости и без. Если же правильно тормозить двигателем, не нагружая при этом силовой агрегат, то можно исключить даже малейший шанс поломки. Не следует резко бросать педаль газа, что может привести не только к повышенной нагрузке на коленвал и клапанную группу, но и отправить автомобиль в занос.
Помните также, что при таком торможении двигателем задние стоп-сигналы не включаются, поэтому водителю сзади сложно понять, замедляется ли машина или же она движется с постоянной скоростью. Это увеличивает опасность дорожно-транспортных происшествий, в особенности в условиях города в плотном потоке транспорта.
Подведём итоги
Опытные водители зимой на скользких дорогах или же на горных серпантинах часто применяют торможение двигателем, что позволяет избежать повышенной нагрузки на диски и колодки, предупреждая при этом блокировку колёс и появление заноса автомобиля. Если пользоваться таким торможением постоянно, то это приводит к увеличению нагрузки на поршневую группу, клапана и коленвал. Однако, если правильно использовать тягу двигателя, применяя такой способ торможения лишь при необходимости, то можно полностью избежать каких-либо неприятностей и серьезных поломок силового агрегата.
Торможение двигателем может привести к поломкам силового агрегата лишь в том случае, если автовладелец постоянно практикует такой способ замедления за счет уменьшения тяги мотора.