Полезно ли играть в шахматы с самим собой
Прежде всего хотелось бы сразу выдвинуть несколько тезисов (лично моё мнение), соглашаться вам с ними или нет – дело уже ваше.
- Шахматы – интеллектуальный вид спорта.
- При этом шахматы ≠ интеллект, точно также, как и спорт ≠ здоровье.
- Если человек является очень сильным шахматистом, это еще не говорит о том, что он чрезвычайно умён.
- Шахматы безусловно служат прекрасным инструментом для развития памяти, логического мышления, внимания, усидчивости, интеллектуальной выносливости.
Думаю, что в целом на вторую часть вопроса я ответил, нельзя исключительно на основнии шахматных результатов объективно сравнивать интеллектуальные данные мужчин и женщин. Тем более, что мужчин в шахматы играет значительно большее количество, это я уже как учитель/тренер по шахматам вам говорю.
Теперь же вернемся к первой части вашего вопроса, почему женщины и мужчины играют отдельно. Дело в том, что у профессиональных шахматистов существует такое понятие, как рейтинг FIDE. Этот рейтинг формируется на основании сыгранных партий с другими профессиональными шахматистами. Например, сыграл Ян Непомнящий достаточно успешно в первой половине турнира претендентов в Екатеринбурге, у него прибавилось 10 пунктов к рейтингу. Если совсем уж упростить, то: выигрываешь – прибавляется рейтинг, проигрываешь – уменьшается.
И вот тут мы сталкиваемся с жестокой, как кому-то может показаться, реальностью, сравним топ рейтинги мужчин:
И женщин:
Нетрудно заметить, что разница в рейтингах колоссальная. Между Магнусом Карлсеном и Хоу Ифань разница в более, чем 200 пунктов, между топ-10 примерно та же. Это настоящая пропасть. Это как между мастером FIDE (2300) и гроссмейстером (2500+). Стоит также отметить, что в топ-100 сильнейших шахматистов мира всего одна женщина, как раз-таки Хоу Ифань.
(Хоу Ифань)
В чем причины того, что женщины играют слабее мужчин в шахматы, можно рассуждать долго, да и не вижу смысла на этом зацикливаться. Если интересует мнение шахматистки-профессионала, ознакомьтесь с интервью Анны Музычук (3х чемпионка мира – 2х по блицу, 1х по быстрым, 3х чемпионка Европы – 2х по блицу, 1х по быстрым, вицечемпионка мира 2017) на эту тему.
(Анна Музычук)
Но хочу еще обратить ваше внимание на то, что среди женщин были такой силы шахматистки, что играли и соревновались на равных с мужчинами. Первой в этом роде была Вера Францевна Менчик, уроженка еще Российской империи, которая обыгрывала Макса Эйве (5й чемпион мира по шахматам). Сперва она играла только с женщинами, стала первой чемпионкой мира по шахматам, однако затем решила соревноваться с мужчинами. Сперва это конечно вызвало улыбки и насмешки.
(Вера Менчик)
Гроссмейстер Кмох заметил: «Если Вера Менчик наберет больше трех очков, я поступлю в женский балет». Когда Менчик набрала третье, Кмох заметно занервничал. Ещё очко, и – слово есть слово – придётся идти в балет, а как-то не очень и хотелось. К счастью для него, на трёх очках Менчик остановилась. С другим известным шахматистом Альбертом Беккером же получилось куда забавнее и поучительнее. Он имел неосторожность пошутить, мол, а давайте создадим клуб её имени. Туда предлагалось принимать только мужчин, проигравших Вере за шахматной доской. Те, кто сыграет же с ней вничью, станут кандидатами на вступление в почетный клуб. Ирония в том, что именно на этом же турнире Беккер проиграл Вере и стал членом этого клуба, а затем общим решением его признали бессменным президентом. В конечном итоге в «клубе» оказалось 147 шахматистов-мужчин. Ещё ровно столько же числились кандидатами.
Полноправной наследницей дела Веры Менчик является Юдит Полгар (одна из трех сестер-шахматисток), которая никогда не боролась за женскую шахматную корону, а всегда играла среди мужчин. Юдит получила звание мужского гроссмейстера в 15 лет. Она стала самым юным на тот момент гроссом, даже превзойдя достижение Фишера, который как-то шутил, что может любой женщине дать фору коня и всё равно победит. На что отвечали, мол, Фишер есть Фишер, но конь есть конь. В 1991 году она стала чемпионом Венгрии (среди мужчин), побеждала на супертурнирах в Гастингсе, Мадриде, Джакарте. На турнире в Вейк-ан-Зее 2003 года Юдит Полгар заняла второе место (8 из 13 очков), пропустив вперёд только Вишванатана Ананда. Юдит обыгрывала Анатолия Карпова, Гарри Каспарова, Виши Ананда и даже действующего прямо сейчас чемпиона мира Магнуса Карлсена (когда тот был еще помоложе).
(Юдит Полгар)
Гроссмейстер Алексей Широв, который много раз играл с Юдит Полгар, сказал о ней: «Она – убийца, и чует мат уже за двадцать ходов». Юдит Полгар до сих пор остаётся единственной женщиной-гроссмейстером, которая достигала супергроссмейстерского рейтинга 2700. Её наивысший рейтинг – 2735 (У Хоу Ифань было максимум 2680), а сама она занимала 8-ю позицию в общем топ-рейтинге FIDE. После ухода Юдит из профессиональных шахмат, женские шахматы стали воспринимать значительно менее серьёзно. Во-первых это связано с тем, что не стало женщин с супергроссмейстерским рейтингом 2700+ (поэтому, если вы слышите фразу “женский шахматный супертурнир”, это значит, что там играют сильнейшие шахматистки мира, но супергроссмейстеров среди них нет). Ну и во-вторых, как я уже писал ранее, Хоу Ифань – единственная женщина в топ-100 и занимает лишь 84 место, тогда как вторая по силе шахматистка в мире Хампи Конеру лишь на 336, наша же сильнейшая соотечественница Александра Горячкина на 353 (на апрель 2020). Пренебрежительная фраза «учите эндшпиль» звучит практически после каждого крупного женского турнира.
Что я хочу сказать в заключении этого чрезвычайно длинного ответа, на который, как мне кажется, было бы преступлением отвечать коротко, следовать стереотипам или новомодным веяниям. Ибо, как мне кажется, к любому вопросу нужно подходить с разных сторон и точек зрения.
Мужчины среднестатистически играют в шахматы больше, и значительно лучше. Абсолютно некорректно сравнивать умственные способности мужчин и женщин только из-за того, что в топ-100 рейтинга FIDE всего одна женщина.
А для любителей находить в таких вещах корреляцию с умственными способностями, могу также добавить, что в том же самом топ-100 рейтинга есть русские, поляки, американцы, там есть арабы, индусы, но нет, о ужас, ни одного чернокожего шахматиста. Вот это поворот!
Шахматы- это древняя интеллектуальная игра родом из Индии.
Эту игру можно сравнить с компьютерными играми RPG, где для победы необходимо не только знание правил, но и умение предугадывать шаги соперника, выстраивать наиболее выгодные стратегии. Любой человек в этой игре находит то, что ему ближе всего. Одних привлекает возможность реализовать сложную и красивую комбинацию. Другим нравится ощущать себя полководцем, ведущим свои войска к победе, получать особое удовольствие, когда простая пешка, пройдя через всю доску, превращается в самую сильную фигуру – королеву. Третьи любят шахматы за объективность. Роль судьи в этой игре практически равна нулю. Важна только победа.
Научиться играть можно в любом возрасте. Все, что для этого нужно – это доска, фигуры и желание. Вы можете записаться к тренеру, обратиться к родным или самостоятельно изучить правила. Про игру в шахматы написано множество книг, изложено немало статей в интернете.
И все же, лучший способ освоить шахматы – это практика, практика, практика
После того, как вы выучите основные правила, можно будет приступить к изучению базовых составляющих игры: как разыгрывать дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Необходимо будет решать разные задачи и этюды для развития тактического и позиционного видения. И, конечно же, игровая практика с разбором ошибок. Все эти составляющие эффективнее проходить с тренером. Уже через год или два вы выработаете очень важные качества:
– 1. Логика, мышление. В процессе игры все время тренируется мозг, ведь приходится мысленно просматривать разные варианты ходов в поиске самого лучшего. Со временем все процессы проходят быстрее, и каждый новый уровень способствует развитию мышления.
– 2. Память. В ходе игры шахматист рассчитывает множество вариантов, четко представляя позицию. Профессиональные шахматисты могут играть с закрытыми глазами, делая каждый ход в уме. Память развивается и тогда, когда шахматист осваивает дебюты (начало игры).
– 3. Внимательность и усидчивость. Вы можете вести всю партию, но, расслабившись лишь на минуту, потерять преимущество, поэтому бдительность и концентрацию необходимо сохранять на протяжении всей игры.
– 4. Планирование. Играя в шахматы, всегда нужно просчитывать 2-3 хода наперед. Это тоже отражается на мышлении. К примеру, просыпаясь по утрам, я машинально просчитываю, как эффективнее и быстрее все успеть. Поэтому позволяю себе спать немного дольше.
– 5. Воображение. Размышление в уме развивает воображение и фантазию. Ведь неспроста шахматы считают не просто спортом, но и целым искусством. Богатая фантазия – это основа творчества.
После того, как вы почувствуете себя уверенно на доске, можно принимать участие в турнирах. Обычно турнир проходит по швейцарской системе с неограниченным количеством участников, где в 9 турах определяется победитель. Это целый мир со своими взлетами и падениями, и где каждый новый тур – новое испытание. В начале, скорее всего, вы будете статистом турнира, который набирается опыта и знаний. Анализ каждого поражения будет основой будущих побед, и через какое-то время, возможно, вы станете победителем. На этом этапе шахматист развивает в себе новые качества:
– 6. Конкурентоспособность. Турнир, в котором принимают участие сотни шахматистов, где одно поражение лишает золота, определяет самого лучшего спортсмена.
– 7. Стрессоустойчивость (умение проигрывать). К турниру вы готовитесь месяцами, некоторые соревнования проходят раз в год и прежде, чем победить один раз, вы проиграешь 10 (здесь я имею в виду крупные турниры). После такой школы проблемы в учебе или на работе кажутся цветочками.
– 8. Распределение временем. Шахматы бывают 3 видов: классические, активные и блиц. В классических шахматах каждому противнику дается по 2 часа времени, в активных – полчаса, в блиц – 5 минут. Если вы не успели уложиться во время, то вы проиграли. Таким образом шахматы учат правильно распределять время, а это важный фактор на каждой школьной контрольной работе и для каждого задания от работодателя. –
– 9. Работоспособность, выдержка. Во время домашних тренировок вы развиваете тактическое и позиционное понимание. Во время турнира вам предстоит колоссальная нагрузка. Полупрофессиональный шахматист на одну игру тратит около 4-5 часов, на подготовку 2-3 часа, и таких туров 9-11 подряд.
– 10. Воля, характер. Как и другие виды спорта, шахматы закаляют характер и силу воли. В вас зарождается новая мечта. Вы учитесь достигать её, терпеть удары (поражения) и не сдаваться.
P.S.
И напоследок немного юмора:
Учитесь на чужих ошибках 🙂
Вместо пролога к другой истории. Просто чтобы продемонстрировать ход мысли.
Однажды… на самом деле, уже больше года назад – я играл с разными концепциями.
На самом деле, в тот раз я прочёл чью-то мысль о том, что русские не понимают ключевую западную идею “win-win”; более того, отечественный менталитет больше склонен рассуждать в категориях “lose-lose”. (Классический пример – анекдот про крестьянина, которому ангел предложил исполнение любого желания, с условием, что сосед получит то же самое, но в два раза больше. Крестьянин сказал: “Выбей мне глаз”. Вот это и есть “lose-lose”, мне будет плохо, а тебе будет ещё хуже. Или наоборот. Короче, кто-то тогда жаловался, что отечественные предприниматели нередко готовы упустить собственную прибыль, лишь бы лишить прибыли конкурента.)
Затем я лениво выстроил шкалу, от высшего к низшему:
win : win
win : lose
lose : lose
Затем вспомнил про Спиральную динамику, где в качестве идеала для “магов спирали” упоминалась концепция “win : win : win”. Взаимовыгодное решение, _плюс_ улучшение общей ситуации. Естественно, “win : win : win” должно было встать над простым “win : win”.
Затем я решил повеселиться и подумать о различных критериях оценки ситуации. Например, что значит “улучшение ситуации”? Как-то Переслегина посетила мысль, что существует три глобальных идеи – “сохранение” (“экология”), “развитие” (“эволюция”) и “внезапная трансформация” (“революция”). В высшей степени триалектично! Будучи интелем, он перемножил их друг на друга и получил девять мемов (или парадигм, или чего-то ещё), типа “сохранения с оттенком развития” и “революции с оттенком сохранения”. Каждой он присвоил свой цветовой код (“революция с оттенком революции” получила красный :)), затем он подумал ещё чуть-чуть и добавил к ним десятую идею, “чистую трансценденцию” или что-то в этом роде.
Но это всё мура. А с “сохранением”, “эволюцией” и “революцией” можно было поиграть. Допустим, в ситуации “win : win : win” среда/система может выиграть с точки зрения сохранения статус-кво или с точки зрения дальнейшего развития. И это будут разные выигрыши. Или даже выигрыш системы может заключаться в приближении революционной трансформации системы в какую-нибудь иную систему. Три разных win’а!
Потом, сколько существует сторон в любом конфликте? На одном сайте мне встретилась попытка создать очередную общую теорию всего на основе числа пять (как пальцы на руке). Для общения с людьми там была предложена следующая пятёрка: “я”, “ты”, “мы”, “он”, “те”. Этого достаточно.
Но для простоты, можно ограничиться тройкой. “Я”, “Ты”, “Он”. Соответственно, в конфликте может выиграть либо одна сторона, либо другая, либо третья, потому что всегда есть кто-то третий… либо могут выиграть все.
По примеру Переслегина, можно было добавить “высшую трансценденцию”, как прямое вмешательство Бога. У него ведь тоже есть мнение? Вот уже получилась семёрка – надо оценивать обе стороны конфликта, третью сторону, которая непосредственно в конфликте не участвует, интересы системы с точки зрения сохранения-развития-трансформации, а также Божественную Волю. (“У Хари Сэлдона бы план…”)
Да. Тут я вспомнил, что мне это напоминает:
“На мое предложение: «Ну а теперь, давайте рассказывайте», — он достает из портфеля две стереоскопические модели, одна из которых представляет собой двойной тетраэдр, основания которого соединяются, образуя звезду Давида. Значит, он один из тех мыслителей, которые представляют свои идеи фигурально. У его модели есть свое название; он называет ее «фан» (Fahn). Существует множество таких «фанов», и для каждой главными метками являются две вершины тетраэдров и шесть углов звезды.
После того, как я изучил этот «фан», он стал посвящать меня в подробности:
«То, что в образе есть истина (wahr), то в сфере материи — мера (та?). Истина (wahr) и мера (maß) как единицы находятся на одной линии; они являются как бы парными и тем самым подобными, но в то же время они противны (geglich) [sic!] и тем самым не равнозначны. Единицы „время” и „пространство” не только находятся на одной линии, но являются в то же время полюсами одной оси. А вокруг этой оси, а именно вокруг полюса „время”, располагаются, образуя треугольник, величины „хотение” (will), „истина” (wahr) и „смысл” (sinn), с другой же стороны, вокруг полюса „пространство” — „мера” (maß), „толчок” (rack) и „сила” (kraft). Эти образуемые образными и материальными единицами тетраэдры, соединенные крест-накрест своими основаниями, и составляют то, что я называю „символическим фаном”».
Такие фаны он выстраивает в неограниченном количестве, о чем бы ни шла речь: о земле и небе, эросе и сексусе, консервативном и революционном, жизни и смерти: я вижу, что он умеет работать со своей моделью. Для обозначения отдельных точек фана у него есть особый и богатый словарь с вкраплением гамбургских диалектизмов. Так, например, «толчок» (rack) обозначает кинетическую энергию в отличие от статической «силы» (kraft)”.
Вот, осталось добавить дьявола, как воплощение материи (пространства) напротив Бога, как как воплощения времени (движения от начала к концу). Ну и две слившиеся пирамидки… (Я, правда, забыл уже, на какой пирамидке люди, а на какой – переслегинские принципы. Видимо, люди – три стороны конфликта – на божественной, а дьявол играет за систему.)
Посмотрев на это внутренним взором и похихикав, я отправил сырую концепцию в помойное ведро.
Но переслегинские триалектичные принципы мне понравились. Возвращаясь к началу, я решил считать, что “win : win” – это развитие (игра с ненулевой суммой; два человека поссорились и стали качаться и развиваться, чтобы доказать друг другу собственную крутизну), “win : lose” – сохранение/экология (игра с нулевой суммой), а “lose : lose” – революция (нам будет плохо, а они вообще сдохнут, и за счёт этого кому-нибудь когда-нибудь станет лучше).
В конечном счёте, выросло из этого нечто совсем иное :).
День добрый, дорогой друг!
Сегодня на чаше весов польза и вред шахмат. Что перевесит, можно догадаться заранее даже несведущему человеку. Однако хочется быть максимально объективным. Ибо любой, даже самый лучший инструмент, — нуждается в правильном использовании.
Полезность
Собственно польза от занятий и игры в шахматы мало кем оспаривается, ибо кроме наблюдений за развитием детей, проводились и специальные исследования.
В Бельгии проводили такой эксперимент. В школьную программу включили уроки шахмат. В этой программе участвовали около 3 тыс. детей.
Результаты показали, что у 20 с лишним процентов детей наблюдалось ускорение умственного и даже физического развития. Успеваемость улучшилась по всем предметам.
Преимущества шахмат довольно очевидны. Тем не менее, давайте остановимся конкретнее, какие полезные качества личности развивают шахматы.
Логическое мышление
Шахматист во время партии, по сути дела, решает одну и ту же повторяющуюся задачу: поиск наилучшего решения. В данном случае хода. По сути это процесс принятия решений, который разбирается в ВУЗовской программе.
Со временем этот механизм оттачивается до автоматизма, становится подсознательным и переносится в повседневную реальность.
Согласитесь, качество принимаемых решений ключевым образом влияет на нашу жизнь.
Творческое начало
Доказано, что во время шахматной партии синхронно работают оба полушария мозга. Это оптимальный режим его деятельности.
Мы знаем, что у каждого человека есть творческое начало. Другое дело, что творческий потенциал может дремать до поры до времени. А может и вовсе оказаться нереализованным.
Важно «разбудить» творческое начало. Шахматы помогают творческим способностям выйти на поверхность.
Возможно, вы знаете, что гроссмейстер Марк Тайманов был всемирно известным музыкантом, чемпион мира Василий Смыслов великолепно играл на скрипке и даже давал концерты.
Немало шахматистов можно найти и среди известных в других областях людей. Я уже перечислял примеры, повторяться не будем.
Самостоятельность
За шахматной партией человек находится наедине с возникающими вызовами и проблемами. Принимать решения нужно самостоятельно, спросить совета не у кого.
Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в результате собственных решений.
Кроме того, эти решения принимаются в условиях противодействия партнера.
Ответственность
Самостоятельность формирует ответственность. Решения за доской требуют концентрации внимания, выдержки, просчета последствий.
Во многом шахматная партия моделирует жизненные ситуации. Привычка искать и находить верные, часто нестандартные решения, — станет незаменимым помощником в жизни.
Эмоциональный интеллект
Это способность понимать свои эмоции, управлять ими. А также распознавать эмоции других людей.
Для дальнейшей жизни эмоциональный интеллект имеет чрезвычайно важное значение. Мы знаем, что большинство известных, успешных людей в истории, — обладали развитым эмоциональным интеллектом.
Они научились «считывать» эмоции вначале свои, затем других и затем управлять ими. А значит и самими окружающими людьми, ибо именно эмоции – спусковой механизм при принятии решений.
Шахматист во время партии не может не наблюдать за партнером. Он учится понимать его состояние, предугадывать решения.
Со временем он лучше понимает, что могут означать те или иные реакции партнеров.
Параллельно игрок учиться влиять на партнера с помощью своих эмоций. Способный в этом плане человек научается подавать те сигналы, которые считает нужным. Иногда эти процессы идут непроизвольно. Но они всегда идут и опыт записывается «на корочку».
Обратная сторона медали
Я бы выделил две проблемы, которые могут возникнуть при занятиях шахматами.
Вернее, — скорее недостатки, минусы, которые можно и нужно нивелировать.
1. Чувство меры, конечно же, — никто не отменял. Если человек занимается чем-то слишком много, это может иметь «побочные» эффекты.
Шахматы не исключение. Чрезмерные амбиции, стремление отодвинуть все на задний план во имя результатов, увеличивают влияние неудач, поражений, без которых не обойтись.
Это как лекарство, — в оптимальной дозировке лечит, а при «переборе» — сами понимаете. Отсюда и решение: шахматы не должны заслонять собой все остальные аспекты полноценной жизни.
2. Игра малоподвижная в плане физической активности. Однако, это во многом стереотип. Как шахматист с почти полувековым опытом, могу сказать, что энергетические затраты во время турнирной партии таковы, что игрок может запросто сбросить полтора –два кило.
Кроме того, во время партии не возбраняется вставать изо стола и ходить. Чем большинство шахматистов с удовольствием пользуются.
Резюме
Важно правильно организовать занятия ребенка. Да и взрослого тоже.
Так, чтобы преимущества шахмат реализовать в полной мере и избежать ситуаций, когда в занятиях шахматами присутствуют минусы, о которых сказал чуть выше.
Для этого не нужно изобретать велосипед. Все необходимое есть в онлайн школе шахмат «Шахматы с Жориком».
Методики давно существуют. Также как и профессионалы, которые помогут организовать занятия. Мы поможем построить процесс занятия шахматами так, чтобы он приносил как положительные эмоции, так и максимальную пользу.
Занимайтесь шахматами сами и обучайте ребенка. Минусы шахмат легко преодолимы, а преимущества очевидны. Полагаю, мы с вами с этим сегодня определились.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного дня!