Полезно ли детям слушать классическую музыку

Полезно ли детям слушать классическую музыку thumbnail

Полезно ли детям слушать классическую музыку

Ученые уже давно доказали, что классическая музыка очень благотворно влияет на детей, даже еще в том периоде, когда они находятся в утробе матери.

Так чем же полезна классическая музыка детям, особенно в раннем возрасте?

Произведения таких великих композиторов как Моцарта, Шуберта, Чайковского, Бетховена помогают восстановиться организму после сложного дня и даже помочь стать более здоровыми.

Интеллектуальное развитие. Слушая классическую музыку еще в утробе или уже после рождения, в младенчестве, у детей специалисты определили более быстрый рост клеток, которые отвечают за интеллект.

Полезно ли детям слушать классическую музыку

Успокаивающий эффект. Спокойная классическая музыка благотворно воздействует на психику ребенка и помогает ему упокоиться перед сном. Особенно это важно,  если ваш ребенок очень непоседлив и часто перевозбуждается в течение дня, а также подвержен резкой смене настроений.

Читайте также: Какая музыка заставляет проявиться скрытые таланты ребенка

Включите своему чаду одну из спокойных классических мелодий, попросите закрыть глаза и предложите пофантазировать. Спросите у него, что он видит, где бы могла звучать такая музыка по его мнению? Возможно, действие происходит в каком-то замке или сказочном лесу. Говорите ему о том, что надо расслабить по очереди части тела. Такое прослушивание поможет не только успокоить ребенка, но и поможет ему развивать свою фантазию.

Воспитание музыкального вкуса. Классическая музыка помогает привить ребенку хороший музыкальный вкус. От того, какую музыку слушает ребенок в детстве и какую слушают его родители, зависят его предпочтения в будущем. Но также чрезвычайно важно не перенасытить неокрепшую психику  каким-то одним направлением и не вызвать чувства отторжения. Всего должно быть в меру. Кроме того, избегайте резких композиций, опер, арий, масштабных оркестровых исполнений – для детского восприятия это еще слишком сложно и скорее будет восприниматься как жуткий раздражающий шум.

Полезно ли детям слушать классическую музыку

Громкость композиций также имеет значение. Пусть это будет скорее фоновая спокойная и приятная музыка несколько раз в день, чем полноценный концерт на всю мощность. Для прослушивания в детской рекомендуется выбирать исполнение произведений камерным составом, либо же моноинструментом. Благо, с нынешним доступом к информации, поиск таких вариантов классики не должен составлять большого труда.

Читайте также: Музыка какого композитора оказывает влияние на интеллект ребенка

Разделяйте музыку для разного времени суток. Спокойная музыка должна звучать перед сном, а более веселая и задорная – во время бодрствований. При выборе композиций стоит прислушиваться к своей интуиции и ощущениям. Если вам мелодия не нравится, то заставлять слушать силой себя и ребенка нет никакого смысла. От музыки важно получать удовольствие, только тогда будет положительный эффект, а иначе есть риск быстро утомить себя и ребенка, а также стать раздражительными.

Какие произведения выбирать? Чаще всего специалисты рекомендуют слушать Моцарта. Его симфонии наиболее оптимально подходят для восприятия детьми. Кстати, по наблюдениям ученых, всего лишь 10 минут в день прослушивания шедевров Моцарта повышают уровень IQ на 8-10 пунктов!

Источник

Чаще всего первой музыкой для маленьких детей являются колыбельные песни, которые заботливые мамы напевают своим крохам, не имея никакого музыкального образования. Более современные родительницы, будучи беременными, слушают классическую музыку регулярно, полагая, что таким образом мелодии великих композиторов благотворно повлияют на общее развитие плода. И действительно, согласно многочисленным исследованиям, те малыши, которые в утробе матери и после рождения прослушивали классику, легче справляются с логическими задачами, они спокойны, их психика более устойчива к раздражителям разного рода, их творческий потенциал значительно выше в сравнении с детьми, с которыми прослушивание музыки не практикуют. Но все ли так безоблачно? В чем заключается главная польза музыки и в каких случаях она может нанести непоправимый вред психическому здоровью ребенка?

Польза музыки для детей

Польза классической музыки

Говоря о пользе музыкальных произведений, подразумевают именно классические мелодии. Ведь, как утверждают исследователи, психологи и музыковеды, классика оказывает особое влияние на психику и здоровье человека, на его развитие. Особенно полезна классическая музыка для маленьких детей. Однако и здесь важно правильно подобрать репертуар. Так, мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта, Листа успокаивают и заинтересовывают малыша. А вот органная музыка Баха считается слишком тяжелой для детского восприятия, малыши чувствуют тревогу, прослушивая мелодии этого великого композитора.

В целом регулярное прослушивание классических мелодий детьми:

  • положительно влияет на развитие мозговой деятельности;
  • улучшает восприятие нового материала;
  • стимулирует память;
  • нормализует эмоциональное состояние крохи (снимает тревожность, успокаивает, уменьшает неуверенность в себе);
  • развивает творческое и логическое мышление;
  • формирует коммуникабельные навыки;
  • воспитывает силу воли, целеустремленность, терпеливость, усидчивость, любовь к труду;
  • помогает побороть психические, двигательные и речевые расстройства.

Существует 3 неопровержимых факта, доказывающих пользу музыки.

  1. Музыка оказывает благотворное влияние на все участки головного мозга. Классические мелодии хороши тем, что в одночасье активизируют мозговые участки, которые отвечают за речь и эмоции ребенка, его физическое, социальное и умственное развитие.
  2. Гармония души и тела. Прослушивание классических произведений благотворно влияет на духовный мир человека, превозносит его эмоциональное и интеллектуальное начала, улучшает физическое состояние, причем происходит все это одновременно. Тот, кто хоть единожды внимательно слушал классику, наверняка ощущал это невероятное чувство, когда внутри тебя происходит что-то необъяснимое, ликует душа, перехватывает дух… Для растущего организма эти ощущения необходимы, как воздух и вода.
  3. Пение – прекрасный способ установить крепкую психологическую связь между ребенком и родителем. Когда родители поют своему малышу колыбельные, он учится любить, понимать эмоции и настроение, распознавать интонации.

Стоит также учитывать, что музыка больше принесет пользы, если ее прослушивание будет добровольным. Не нужно заставлять ребенка слушать мелодии мировых классиков! Ненавязчиво включайте мелодии во время ежедневных игр, сна, отдыха. Выбирайте разный репертуар и обязательно обращайте внимание на реакцию ребенка: если мелодия ему не нравится, не включайте ее больше. А вот музыку, которая пришлась ребенку по душе, обязательно добавьте в плейлист и используйте с удовольствием.

Как классика влияет на здоровье детей?

Отдельно хочется затронуть тему влияния классических мелодий на здоровье ребенка. Существует такое понятие, как музыкотерапия. Ученые доказали, что музыка способна излечить человека от многих заболеваний. Под музыкотерапией понимают метод, в котором музыка используется, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения двигательных и речевых расстройств, страхов, поведенческих отклонений и т.д. А ведь на сегодняшний день детей с подобными проблемами очень много, и виной всему темп современной жизни, за которым взрослые пытаются угнаться, забывая о самом дорогом – о своих детях. Часто свою любовь и заботу родители заменяют компьютерами, планшетами и телефонами. Вследствие этого дети становятся малообщительными, замкнутыми, появляются проблемы с поведением. Одним из лучших методов решения этой проблемы и является музыкотерапия, где музыка – бесценный помощник.

Музыкотерапия состоит из совокупности методов и приемов, направленных на формирование эмоциональной сферы ребенка, а также из практических упражнений и занятий, которые способны нормализовать психическое состояние детей. Правильно подобранная музыка способна снять усталость, сконцентрировать внимание, расслабить и раскрепостить, взбодрить и улучшить настроение. При этом используется не только прослушивание музыки, но и пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, театрализация и пр. С помощью музыки дети с различными проблемами (слабовидящие, с ДЦП, задержкой психического развития и т.д.) учатся понимать чувства и различать настроения, которые передает мелодия. Именно это позволяет сформировать чувственный контакт с окружающим миром и, как следствие, психоэмоциональная сфера детей меняется в корне, причем в лучшую сторону.

Влияет ли классическая музыка на развитие личности ребенка?

Классическая музыка оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Если говорить о личности ребенка, то мелодии классиков позволяют:

  • воспитать музыкальный вкус;
  • привить эмоциональную отзывчивость;
  • привить любовь к физическим упражнениям, если они проводятся под музыкальное сопровождение, а ритмика в свою очередь позволяет улучшить осанку ребенка, координацию и четкость его движений и ходьбы;
  • укрепить голосовые связки, развить речь и правильное дыхание на занятиях пением;
  • развить внимание, быстроту реакций, организованность, мелкую моторику на занятиях с игры на музыкальных инструментах;
  • расширить кругозор при прослушивании музыкальных аудиосказок;
  • уравновесить внутренний мир ребенка, унять вспыльчивость, агрессию;
  • развить коммуникабельность ребенка, улучшить настроение, снизить страх знакомства с новыми людьми;
  • воспитать целеустремленность, дисциплинированность, ответственность.

Более того, дети, которые регулярно посещают музыкальные кружки, учатся пению и игре на музыкальных инструментах, реже попадают в «плохие» компании, поскольку музыка отвлекает от опасных увлечений и дает детям правильное позитивное направление в жизни.

Полезно ли детям слушать классическую музыку

Вам могут быть интересны темы:

Может ли музыка нанести вред ребенку?

Безусловно, не вся музыка полезна для подрастающего поколения в одинаковой мере. Правильно подобранные мелодии способствуют всестороннему развитию детей. Но сегодня существует много музыкальных направлений, которые разрушают психику ребенка и не несут никакой полезной информации. К примеру, поп-музыка, шансон, реп – все это бессмыслица, музыка для развлечения, но никак не для развития интеллектуальных способностей ребенка, его психоэмоционального и физического здоровья.

Что касается рока и прочей тяжелой музыки, то ее влияние на живые организмы не просто негативное, но и вовсе разрушительное. Исследования показали, что громкая, мрачная музыка тормозит рост растений, разрушает структуру молекул воды, а снежинки от такого звучания из прекрасных и идеальных превращаются в настоящее безобразие. И поскольку человек – неотъемлемая часть природы, то влияние тяжелой музыки на развитие ребенка так же губительно, ведь в процессе прослушивания рока в организме человека выделяется стресс-гормон, который стирает информацию из мозга.

Учитывая все вышесказанное, можно уверенно сказать, что польза классической музыки для развития ребенка очевидна. Поэтому, если у вашего малыша есть желание или способности к музицированию, не медлите ни минуты – запишите кроху в музыкальную школу. Это отличный способ сделать ребенка успешным и счастливым.

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник

Валентина Юрьевна Иванцова
Консультация для педагогов: «Нужно ли слушать с детьми классическую музыку?»

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим) слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. А ведь все родители мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы маленький росток будущей талантливости, порадо-ваться рано проявившемся у него «удивительным» способностям. Кроме того, наверное, хотят видеть своего ребёнка добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны искусством, если начать с самого раннего детства. Из всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни. И если в детстве ребенок не получил полноценных впечатлений, то это с трудом восполнимо впоследствии в юношеском и в более взрослом возрасте.

Музыка – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка. В результате общения с музыкой детям передаются её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки: благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное от-ношение к миру. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека. Исследования известных ученых, педагогов, психологов показали, что музыка влияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шуберта, П. Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на умственное развитие и физическое оздоровление. Научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют нам, педагогам, необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. В этой связи возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала. Однако следует отметить, что эстетические чувства не даны ребёнку в готовом виде с рождения. Являясь сложным психическим образованием, они формируются в течении всей жизни человека и развиваются параллельно накоплению жизненного опыта и познанию окружающего мира. Само по себе эстетическое чувство развиваться не способно и его воспитание требует особых подходов, учитывающих возрастные особенности развития детей. Вот поэтому необходимо развивать способность к восприятию музыки, которая является основой возникновения сопереживания художественному образу. Только благодаря этому дошкольник может открыть для себя увлекательный мир образов музыки, осмыслить их жизненный смысл, вырасти чутким и отзывчивым человеком.

Что же побудило меня заняться заявленной проблемой?

В современном педагогическом мире остро стоит вопрос музыкального восприятия детьми. В детском саду работаю 37лет и могу с точностью сказать, что не все ребята интересуются музыкой, многие новенькие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, отвлекаются, не запоминают музыкальные произведения. Разнообразие современной музыки, не несущей никакой ценности и смысла слушания и при этом отдаление слушателей от классической музыки из-за сложности её музыкального языка, и привело меня к идее изучения методов и приемов.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, в непосредственной образовательной музыкальной деятельности в детском саду. Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии. Приобщить ребёнка к миру искусства задача очень сложная, но важная и интересная.

Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности в детском саду. А исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях, знаниях и умениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, является наиболее развивающим и в то же время самым сложным видом музыкальной деятельности. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошколят. Организация и проведение НОД – встреч детей с произведениями классической музыки значительно обогащает их не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом развитии.

Живая классическая музыка оставляет яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, знакомит с его эталонами, создает мотивацию к занятиям классическим искусством, способствует формированию начал музыкальной и художественной культуры, поможет преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса. Приобщение детей к слушанию классической музыки необходимы в наше быстротечное время, что способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы внутренней гармонии с самим собой и окружающем миром и подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой – классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Занимаясь с детьми слушанием музыки я все чаще стала замечать, что многие дети никак не реагируют на музыкальные произведения или делают вид, что слушают; многие затрудняются или стесняются высказать свои эмоции, рассказать о том образе, который услышали. У меня стали появляться вопросы:

1. Почему дети не понимают классическую музыку?

2. Может не могут слушать и слышать музыку?

3. Может не могут рассказать о ней, стесняясь остальных детей?

4. Может в группе мало звучит музыки?

5. Может дома не слушают музыку?

Все эти вопросы требовали немедленного поиска нужного решения: я обратилась к методической литературе и стала исследовать интересующий меня вопрос. Изучив технологии ведущих педагогов, остановилась на тех, которые мне и сейчас помогают в работе. (см. Опыт работы)

Дети с огромным желанием идут в музыкальный зал, слушают с удовольствием сложные композиции, легко ориентируются в музыкальных терминах, проявляют интерес к незнакомой музыке, услышанной в свободной деятельности, ищут встречи с музыкой дома.

Особенности современного мира таковы, что детей окружает в основ-ном «легкая» музыка. Они слышат её везде: дома, по радио, в парке, в транс-порте. Думаю, что музыкальное разнообразие необходимо, но при этом, важно учитывать огромное воспитательное воздействие и предпочтение отдаю классической музыке. И все-таки, почему классическая музыка, а не рок, джаз, эстрада? Да, потому, что классика как бы разговаривает с детской душой на доступном уровне, не опускаясь до упрощения и вульгаризации, а, затрагивая то, что взрастит эмоциональный опыт, опыт сорадости, сочувствия, сотворчества, содействия. В результате развиваются основы музыкальной культуры, у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве.

«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»

Д. Б. Кабалевский

Счастье каждого педагога – увидеть плоды своего нелёгкого труда. Я понимаю-я ВИЖУ! И мне приятно, когда мои дети хотят слушать классическую, просто хорошую музыку, петь, танцевать, перевоплощаются в сказочных героев и радуются когда идут в музыкальный зал на встречу с музыкой, искусством и со мной.

Источник