Полезно ли читать псалтирь по усопшим

Полезно ли читать псалтирь по усопшим thumbnail

Что такое Псалтирь?

Псалтирь представляет собой книгу Ветхого Завета, сборник священных гимнов (псалмов). Написаны они были разными авторами почти 3 тысячи лет назад. Автором основной ее части (не менее 78 псалмов) является пророк и царь Давид. Псалтирионом на греческом языке назывался древний струнный музыкальный инструмент, с помощью которого исполнялись богослужебные песнопения. В Православии эта книга используется очень широко — в частности, Псалтирь по усопшим.

Псалтирь по усопшимЧтение Псалтири по усопшим

Согласно Священному Преданию, в 5 веке до Рождества Христова эти песнопения были собраны в один сборник иудейским первосвященником Ездрой. За этой книгой и закрепилось название Псалтирь, а сами гимны получили названия псалмов. Книга Псалтирь вошла в состав книг Ветхого Завета. 

В середине 9 века святые братья Кирилл и Мефодий перевели Псалтирь на славянский язык. В 1491 году в Кракове (Польша) появилось первое типографское тиснение этой книги на славянском.

Для православного человека Псалтирь всегда имела большое значение. Так, псалмы использовались не только в церковных богослужениях, но и как назидание во время домашнего чтения. Кроме того, Псалтирь была основной учебной книгой. Многие поколения учились по ней читать и писать.

Структура Псалтири

Православная Псалтирь состоит из 150 псалмов и еще одного, которого нет в тексте на евреейском. 151-й псалом на славянский язык был переведен с греческого. Все псалмы для удобства их использования собраны в 20 разделов, которые называются кафизмами (глава, раздел) (от греческого слова «кафизо » — «сижу»). При их чтении, согласно Церковному Уставу, разрешается сидеть.

Псалмы учат восхвалять Господа в любых жизненных ситуациях. Свою актуальность эти тексты не теряют и в современном мире. Во многих псалмах прослеживается пророческий характер. Это «Откровение внутри Откровения».

Так, например, в псалме 21 имеется описание крестных страданий Спасителя:

«Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (Псалтирь, 21:8-9). 

Святитель Амвросий Медиоланский, 340-397:

«Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а книга псалмов соединяет в себе все это и есть некая полная сокровищница спасения человеческого».

Духовная польза Псалтири

Еще с ветхозаветных времен Святые Отцы относились к Псалтири как к руководству в прославлении Господа. Поэтому псалмы всегда широко и активно употреблялись в церковном богослужении. Из них состоит бо́льшая часть Часов, Междочасий, Повечерия и Полунощницы. Псалмы, полностью или отдельные стихи из них, читаются во время Божественной Литургии, на молебнах. 

«Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид. Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, – всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбы палестрою, для победителей венцом, на пиршествах веселием, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний» (святитель Григорий Нисский, 335-394).

Апостол Павел в своих Посланиях советовал христианам петь псалмы (Послание к Ефесянам, 5:19, Послание к Колоссянам, 3:16). Он считал это особенно полезным для вразумления. Пение псалмов в раннехристианские времена воодушевляло верующих во время гонений на Церковь. Также псалмы читали во время различных трудов и занятий, как назидание во время отдыха.

Блаженный Иероним (4-5 век) писал:

«Земледелец, идя за плугом, поет аллилуйя; покрытый потом жнец развлекается псалмами, и виноградарь, срезывая кривым ножом виноградные ветви, поет что-нибудь из Давида».

В любое время и в любых обстоятельствах чтение Псалтири считалось приятным и полезным занятием.

Псалтирь по усопшим — для чего читают

После смерти христианина для облегчения загробной участи его души в храмах совершаются заупокойные службы. Родные и близкие возносят к Богу особые молитвы о прощении грехов умерших людей. Среди православных христиан еще в глубокой древности сложилась благочестивая традиция непрерывно читать Псалтирь по усопшим. Особенно это считалось важным в течении 40 дней после смерти (до совершения частного суда над душой покойного).

Причем Псалтирь о упокоении читают над телом усопшего мирянина, монаха и диакона. Над священником и епископом читается Евангелие. Псалмы призваны утешить как слово Божие. А их чтение, по учению Православной Церкви, приравнивается к умилостивительной жертве Господу для прощения грехов усопшего. Само усердие в чтении Псалтири говорит о любви к ближнему, о заботе о нем.

Начать читать Псалтирь по усопшим дома желательно сразу после «Последования по исходе души». Эти тексты можно найти в полном православном молитвослове.

Заупокойный псалом

Самым длинным псалмом из всей Псалтири является псалом 118. Он один составляет 17 кафизму. В Православии именно его считают заупокойным, используют как особое моление Господу о душе умершего.

Каждый стих псалма 118 проникнут мыслью, что единственное спасение можно найти только у Бога. Для этого необходимо исполнять Святую Его волю, беседовать с Ним, прося просветить, вразумить, укрепить, избавить от различных неприятностей, восстановить при падении, избавить от врагов. Здесь заключено все упование человека на Божие милосердие.

В Православии 118 псалом входит в состав погребальной и заупокойной службы. Исполнение его с припевами «Аллилуия» после каждого стиха свидетельствует об уверенности в победе над смертью, которую верующие получили через искупительную жертву и Воскресение Спасителя.

Как читается Псалтирь по усопшим

В православных богослужебных книгах нет определенных указаний, каков должен быть порядок чтения Псалтири по усопшем. Но так называемая Следованная Псалтирь содержит в себе объединенные в кафизмы псалмы. Каждая кафизма поделена  на славословия без всяких добавлений. Обычно в конце этой Псалтири размещены особые тропари и молитвы, которые читаются после окончания кафизмы. Определенного порядка поминания усопших при чтении Псалтири нет. На практике употребляются различные молитвы. Читать Псалтирь по усопшим может любой верующий.

После прочтения начальных молитв следует читать первую кафизму. При отметке «Слава» нужно произнести:

«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь! Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже! (трижды). Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:…» (имя усопшего православного христианина в родительном падеже).

В начале следующей части кафизмы, произносится:

«Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь!»

Затем — очередная часть кафизмы. При следующей «Славе» идет повторение молитв об усопшем.

При чтении Псалтири за упокой в конце кафизмы после «Отче наш» покаянные тропари необходимо заменить на тропари по усопшим: «Со духи праведных… В покоище Твоем Господи…Слава: Ты еси Бог… И ныне: Едина Чистая…» Текст этих тропарей можно найти в конце Псалтири в «Последовании по исходе души от тела». Затем следует прочесть «Господи помилуй» (40 раз) и молитву по кафизме.

Потом:

«Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь!»

И читается очередная кафизма.

По окончании кафизмы или всей Псалтири нужно прочесть молитвы “После прочтения…”.

Источник

Почему принято читать именно Псалтирь по усопшим?

Обычай читать или петь псалмы у гроба усопшего идет из глубокой первохристианской древности. По свидетельству Предания, апостолы три дня провели при гробе Божией Матери в псалмопении. «Апостольские постановления» предписывают: «Погребая умерших, износите их с псалмами». Сложилась традиция при гробе архиереев и иереев, как проповедников и служителей Слова Божия, читать Святое Евангелие, а при гробе диаконов и всех остальных усопших православных христиан читать Псалтирь.

Псалтирь по усопшим

Чтение Псалтири по усопшим христианам, с одной стороны, является помощью и утешением со стороны живущих душе умершего, которая в это время предстоит перед Богом, ожидая Его праведного суда. Если в течение нашей земной жизни нам бывает необходима молитвенная помощь, то как переоценить ее значение в этот момент, когда решается участь души в вечности! Отечники, Прологи полны сказаний о том, как именно молитвы родственников, монастырской братии помогли умершему человеку избавиться от вечных мук, умолили Бога о милосердии или, по крайней мере, поддержали его душу, смягчили страдания.

С другой стороны, чтение Псалтири, как и отпевание, нужно не только умершему, но и его близким. Когда человек остается наедине со своей болью, утратой, душу его охватывает отчаяние, и последствия могут быть очень тяжелыми. А если он в этот момент обратится к Богу и пустоту в его душе заполняет молитва, человек обязательно ощутит поддержку и помощь.

Кроме того, смерть близкого – назидательный пример для думающего человека. Он понимает, что и ему придется пройти тем же путем. И слова псалмов, молитв, звучащих на отпевании, могут дать такому человеку пищу для размышления, показать, в чем смысл жизни и смерти.

Подробнее о порядке чтения Псалтири в этом случае.

В сам момент смерти или непосредственно после нее следует читать Последование по исходе души от тела. Это последование призвано облегчить душевные страдания умирающего. Затем родственники начинают чтение Псалтири. Кафизмы читаются одна за другой. Если есть возможность установить череду, Псалтирь читается непрерывно до отпевания. Если нет – чтение продолжается по возможности.

Чтению предшествуют обычное молитвенное начало, затем читаются кафизмы. После каждой статии на «Славах» прочитывается особая молитва о новопреставленном. Эта молитва читается также на отпевании и вкладывается в руку усопшему. Псалтирь читается непосредственно около тела покойного или, если родственники не могут приехать, заочно. После погребения до сорокового дня продолжается чтение Псалтири о новопреставленном: по кафизме в день.

Церковному человеку, конечно, стоит взять благословение на чтение Псалтири о новопреставленном у священника. Ведь он в любом случае придет в храм со своей болью, и священник узнает о смерти близкого или родственника своего прихожанина. Если человек редко приходит в храм и мало что знает о вере, не будет ничего страшного, если он будет читать Псалтирь и без благословения. Возможно, для кого-то это станет первым знакомством со Священным Писанием. Душа человека наиболее умягчается в минуты скорби. И возможно, семечко, которое упадет в душу во время чтения Псалтири, отпевания, даст впоследствии всходы. Мне приходилось встречать людей, которые именно после смерти близких задумались о смысле жизни, о своих грехах, покаялись и пришли к Богу.

Почему во время чтения кафизм можно сидеть?

Собственно, само слово «кафизма», которое с греческого переводится «сидение», указывает на эту богослужебную практику. Эта традиция перешла в приходские храмы из монастырей. В монастырском богослужении чтение кафизм занимает большое количество времени. В это время монахи, как правило, молятся Иисусовой молитвой и слушают чтение Псалтири. Если другие последования – это именно молитвенные обращения к Богу, то чтение кафизм воспринимается и как назидательное чтение.

Получается, что псалмы можно читать не только как молитву?

Псалтирь – это уникальная книга, которую можно читать и как молитву, и как назидательное чтение. И в богослужении она именно так и используется. Не только в храме, но и дома Псалтирь можно читать именно как книгу, а не как молитвенное обращение. У меня был знакомый – по рождению мусульманин, типично восточный человек. Он сознательно после ряда жизненных скорбей и испытаний пришел ко Христу. Церковнославянский давался ему с трудом, а вот Ветхий Завет он очень любил. И часто читал Псалтирь, рассуждая над каждым псалмом. Слушать эти рассуждения было очень интересно. Для него Псалтирь была и молитвой, и пищей для размышления, и кладезем житейского опыта.

В Псалтири встречаются места очень сложные для понимания. Существуют ли переводы или толкования псалмов?

Конечно, существуют. В первую очередь, это синодальный перевод Библии на русский язык, сделанный в 19 в. При переводе использовались тексты Священного Писания на древнегреческом и древнееврейском языках. Это очень грамотный перевод, которым мы пользуемся до сих пор.

Во время богослужения, в домашней молитве псалмы читаются на славянском языке. Для их лучшего понимания можно использовать учебную Псалтирь, где перевод дан именно с церковнославянского.

Безусловно, современному человеку сложно понять не только букву, но и самый дух псалмов. Поэтому обязательно нужно читать творения, в которых дается толкование Псалтири, причем не только историческое, но и духовное, прообразовательное. Самые известные толкования принадлежат свтт. Иоанну Златоусту, Афанасию Великому, Феодориту Кирскому. Им свойственно символическое толкование Псалтири, которое способно дать читающему более глубокое, возвышенное понимание псалмов.

Источник

Полезно ли читать псалтирь по усопшим

    

Святитель Амвросий
Медиоланский говорит: «Во всем писании дышит
благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она
преимущественно. История наставляет, закон учит,
пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а
книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная
врачебница спасения человеческого». В храме псалмы
читаются ежедневно за всяким утренним и вечерним
богослужением. В чем же заключается духовная польза чтения
Псалтири? Почему важно неукоснительно использовать эту
книгу в своем домашнем молитвенном правиле? На эти вопросы
отвечают священнослужители Русской Православной
Церкви.

***

Священник Димитрий Шишкин
Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий
Шишкин:

Читая Псалтирь, мы, несмотря на все наши грехопадения,
воздвигаем свои сердца горе

– Псалтирь –
собрание, должно быть, самых древних богослужебных
текстов, составленных в разное время разными людьми, но в
основе своей написанных ветхозаветным царем и пророком
Давидом. Уже исходя из того, что книга эта –
богослужебная по преимуществу, польза её заключается в
возможности теснейшего и живого молитвенного общения
человека с Богом. А цель такого общения – наше
освящение и приобщение благости Божией. Кроме
богослужебного употребления, существует древняя
православная традиция домашнего, или
«келейного», чтения этой великой книги. В
любом случае, духовная польза чтения Псалтири заключается
в принесении духовных плодов, которые суть: любовь,
радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание
(Гал. 5, 22). Всё это –
дары Духа Святого, но подаются они ищущим Бога, и чтение
Псалтири, с одной стороны, служит исповеданием этого
нашего искания, а с другой – в этом искании нам
помогает. Потому что псалмопевец Давид именно и отличался
крайним своим, всецелым устремлением к Богу. Притом он не
лишен был грехов и треволнений, и страхов, и борений (всё
это нашло отражение в Псалтири), как это свойственно и
нам. Но всю эту житейскую, скажем так, мятежность Давид
преодолевал непрестанно крайним упованием на Бога с
любовью и покаянием. Вот почему, читая Псалтирь, мы вместе
с этим великим мужем и сами, несмотря на все наши
грехопадения, скорби и трудности, воздвигаем свои сердца
горе, в надежде, что Господь не оставит нас, но по
молитвам святого, также познавшего трудности земного
странствия, подаст нам решимость неотступного и
повседневного устремления ко Господу и упования на Него. А
то, что Господь никогда не оставляет человека, имеющего
такое сокрушенное сердечное расположение и соответствующие
труды, – множество подтверждений этому мы опять же
находим в Псалтири, где Давид снова и снова благодарит
Господа за то, что во всех многосложных и опасных
обстоятельствах жизни Он не оставляет раба Своего,
одаривая многими милостями и щедротами, главная из которых
– сама возможность теснейшего и живого общения с
Богом.

Священник Павел Коньков
Священник Павел Коньков

Священник Павел
Коньков:

Строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три
тысячи лет

– Псалтирь – самая популярная сейчас книга
Ветхого Завета. Исходя из смысла коротких песней, которые
раньше исполнялись под аккомпанемент похожего на гусли
инструмента, можно понять, что их авторы ставили своей
целью восхваление Бога в любых житейских ситуациях: от
покаяния и славления Бога до восхождения на крутые ступени
ветхозаветного храма. А поскольку и у современного
читателя довольно разнообразная жизнь, то и строки
Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи
лет. К сожалению, существует довольно серьезный перегиб в
обществе: многие считают Псалтирь исключительно книгой,
чтомой по усопшим. Но это умаляет значение прекрасного
труда пророка Давида и единомышленников. Ведь те строки о
покаянии, о справедливости Божией, о Его милости, о заботе
и о долге верного последователя помогают не только
усопшим, но более читающим. Именно в этом я вижу источник
духовной пользы Псалтири.

Протоиерей Олег Стеняев
Протоиерей Олег Стеняев

Протоиерей Олег
Стеняев:

– В Евангелии от Матфея мы читаем о событиях,
которые происходили на Голгофе: А около девятого часа
возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани?
то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня
оставил?
(Мф. 27, 46). Этот текст воспроизводится
Христом из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты
оставил Меня?
(Пс. 21, 2). Таким образом, Господь
Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты
жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов
находить для себя молитвенные слова утешения. И
действительно, когда мы молимся по Псалтири, то, с одной
стороны, восхваляем Бога, так как в еврейской традиции эта
книга с древности называется – Книга Восхвалений
(ивр. ‏תהלים‏‎
(тəhилим). А с другой стороны, многие псалмы имеют
покаянную содержательность, направленность, и они
подсказывают нам такие слова, которые помогают нам в
сердечном раскаянии перед Богом раскрыть свою душу и
совершить акт настоящего покаяния. А так как в Псалтири не
только покаянные, но и хвалительные псалмы, мы и каемся
пред Богом, читая Псалтирь, и прославляем Его, читая
Псалтирь, а также воспеваем Его чудные Имена, которые во
множестве присутствуют на страницах Псалтири, когда
говорится о Боге – Великом, Могущем, Милосердном,
Любвеобильном и т.д.

В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По
Псалтири учили детей читать

В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По
Псалтири учили детей читать. И когда в Советское время
занимались изучением берестяных грамот, то, хотя люди в
основном на бересте писали на житейские темы, можно было
выявить скрытые цитаты. По скрытым цитатам определили, что
самой читаемой книгой Древней Руси является именно
Псалтирь. Второе место занимали притчи царя Соломона. Уж
не знаю почему. Может, потому, что там очень часто
затрагивается семейная тематика, воспитание детей, –
то, что было близко нашим предкам, которые воспринимали
Православие прежде всего как образ жизни.

Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда
человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает
ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно
предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И
всякий раз, когда православный христианин или христианка,
взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают
по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору. И,
живя на земле, они как бы оказываются на небесах.

Священник Валерий Духанин
Священник Валерий Духанин

Священник Валерий
Духанин:

Псалтирь – это Божие слово к нам. Сам Бог дал нам
Псалтирь как пример и образец молитвы

– Почему важно читать Псалтирь, а не только
молитвослов или акафисты? Потому что псалмы – это не
просто древние, трудно понятные молитвы, как многие
думают, а часть Священного Писания, данного нам Самим
Богом. Если любая молитва – наше обращение к Богу,
стремление к Нему, подобно как пламя свечи устремляется к
небу, то Псалтирь – это Божие слово к нам, это свет,
нисходящий с неба и просвещающий самые тайные стороны
нашей души. Псалтирь – книга Богооткровенная. Через
царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример
и образец молитвы. «Вот так вы должны обращаться ко
Мне, каяться во грехах, чего-то просить, прославлять
Своего Творца и восхищаться Промыслом
Божиим», – говорит нам Господь через
священную книгу Псалтири.

Псалтирь – духовная защита от любых темных сил

Псалтирь включает в себя всё, все виды молитв: здесь и
покаяние во грехах, и прошение в различных нуждах, скорбях
нашей жизни, и благодарение Бога за Его многочисленные
благодеяния, и радостное славословие Господа как нашего
Отца и Промыслителя. Псалтирь – духовная защита от
любых темных сил, и вместо того чтобы всюду бояться
какой-то там порчи, достаточно просто читать регулярно
Псалтирь, так что к тебе не приблизится никакой
искуситель. Не случайно псалмы включены практически во все
церковные моления и молебны.

Псалтирь вкратце излагает Священную историю – от
сотворения мира и вплоть до Страшного Суда, о котором
сказано, что Господь грядет судити земли: судити
вселенней в правду и людем истиною Своею
(Пс. 95,
13). Всё наше богослужение насыщено священными строками из
Псалтири, поэтому тот, кто дома читает псалмы, тот и в
храме лучше понимает богослужение.

Псалтирь – это камертон, который задает очень
точный тон всей духовной жизни

Иногда говорят, что мы не понимаем псалмов, и, значит,
зачем их читать. Но если мы не понимаем состав лекарства,
то это не значит, что в болезни мы не должны его
принимать. Как еще говорят, «ты не понимаешь, зато
бесы понимают»: они отходят от искушаемого человека,
когда слышат священные слова псалмов. Если не начать
читать Псалтирь, то ты ее так никогда и не научишься
понимать. Смысл становится понятен по мере нашего
возрастания и духовного опыта, когда псалмы входят в нашу
духовную жизнь, когда они становятся созвучны голосу
нашего сердца.

Псалтирь имеет исключительную ценность, о которой мы
подчас не задумываемся. Эту ценность трудно передать на
словах. Ее понимаешь со временем. Псалтирь – это как
камертон, который задает очень точный тон всей духовной
жизни. Псалтирь дает нам духовную бодрость и трезвость,
освобождает сердце от нашедших искушений, помогает
выправить свой жизненный путь по стезе исполнения Божией
воли.

Источник