Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять

Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять thumbnail

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~




– СТИХИ О КАМНЯХ –

Полезно камни наблюдать,
Над ними можно размышлять,
Ценней же прочего – желание
Законы жизни их понять.
Прочесть сокрытые в них тайны,
Что им присуще, что – случайно.
И поделиться, рассказать
О том, что удалось узнать.

Однажды, камни наблюдая
Мне вдруг подумалось о том
Что быть немалой пользе в том,
Чтоб из того, что мне открылось,
Хотя бы маленькая часть –
В стихах однажды воплотилась.
Так родились в моих сенях
Стихи о милых мне камнях.

~-~-~-~~*~~-~-~-~


– КРАСОТА И БЛЕСК
КРИСТАЛЛОВ –

Красота и блеск кристаллов
Всем и каждому понятны.
Беглый взгляд они чаруют,
Формы их уму занятны

Много граней у кристаллов,
Блеск, включения, прозрачность.
И волнуют ум пытливый
Цвет, и форм неоднозначность.

Искушённый наблюдатель
Разглядит их жизни тайны,
И по полочкам разложит
Всё, что кажется случайным.

Сколько их – неповторимых
Восхитительных кристаллов,
Божьим промыслом рождённых,
Где-то были – и не стало!

Дерзкой мастера рукою
Превращённых в украшения
Дам капризных. Много-ль толку
От их праздного ношения?

А любовь и созерцание,
Силой тёмною гонимы,
Как и праведные души –
Нынче мало кем ценимы.

Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять

    ~~~***~~~

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


– КРИСТАЛЛ –
Когда наскучит суета,
Дела, людские лица,
Я знаю выход – я могу
В кристалле раствориться.
В его прозрачной глубине 
– Незыблемая вечность
В нём есть и радость, и покой,
И мира бесконечность.
 

Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять

  ~~~***~~~

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


МОРИОН –

Откуда, чёрный морион, в тебе такая сила?
– С доисторических времен Земля её копила.
В своих камнях она дала – защиту нам от силы зла,

И помощь от безумья, и повод для раздумья,
И тихие мгновенья души отдохновенья.
 

Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять

       
~~~***~~~

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


– ДРУГИЕ ИЗМЕРЕНИЯ –

Иные камни в те уносят измерения,
Где Инь и Ян ещё не знали разделения,
Где в диком хаосе гармония рождалась.
Застыла в нём. И с ним переплеталась.
 

Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять

  ~~~***~~~

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


– КРИСТАЛЛ И СОЛНЦЕ –

Таинственных хранитель сил
И древности преданий
– Кристалл холодный, дар Земли
В одежде дивных граней.

Вот он лежит передо мной,
Глубин земных посланец,
И с ним играя, Солнца луч
Свой исполняет танец.
 

Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять

  
~~~***~~~  

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
 


СТАВРОЛИТ –

Еще не выросли леса, не волновались воды,
Земля, безвидна и пуста – начало всей Природы.

Земная твердь и твердь небес,
И свет первоначальный.
До времени безлюдных мест
Вид грозный и печальный.

Но всемогущий Божий Дух,
Как первый благовест,
Уже вложил в земную твердь
Предвечный Божий Крест.

Настала полнота времён, и нам из недр творения
Как чудо Божье явлен Он, – знак скорби и спасения.

Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять 

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~

– И ШАЛЬНОЙ ХОЛОДОК ИЗУМРУДА –

И шальной холодок изумруда,
И тепло золотого топаза,
И простого кальцита премудрость
– Лишь они не обманут ни разу.

В них, в безмолвных осколках вселенной,
Искры вечных гармоний сверкают.
Повседневности образ надменный
В этих искрах бледнеет и тает.

Они дарят покой и защиту,
Они дарят огонь вдохновенья,
Заплетаясь цепочкой единой
С нашей бренностью – в вечности звенья.

Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять  

Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять  

Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять

 ~-~-~-~”~*~”~-~-~-~



– ТУРМАЛИН –


Однажды с неба радуга упала в огорчении
Что краток в небе век её, и нету приключений
А Мать-Земля, приняв её, нашла ей применение –
Мол, хватит дурью маяться, раскрась-ка мне
каменья!

И каждый камень взял, что смог. И что ему
положено
Один проказник-турмалин всё мечется
встревоженно
Любой наряд ему к лицу. А то и два, и три к
концу
Он всех камней нарядней стал,
и все цвета в себя вобрал.

Прозрачные и яркие кристаллы одиночные,
В срастаниях похожие на клумбочки цветочные –
Сверкают, душу радуя. И украшают полочки –
То призмочки пузатые, то тонкие иголочки.

И дома моего уют
Наполнен тем, что в нём живут –
Мои друзья, прекрасные каменья,
Дары Природы и источник вдохновения.

 

Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять            
Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


– ЧЁРНЫЕ КВАДРАТЫ –


В рисовании кристалла смысла нет в серьёзном
смысле
Если ты его не любишь,  не одушевляешь мыслью
Если ты в него не вложишь – понимание природы

Если есть оно, конечно.
Если нет – рисуй восходы
Или, может быть, закаты.
Или чёрные квадраты.

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~ 

 


– ОТ ГРАНЕЙ ХРУСТАЛЯ –



От граней хрусталя
Блеснёт холодный свет.
И луч его, скользя к границе мира,
Со взглядом перекрестится твоим,
Как золотая тонкая рапира.

 

     Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять

        ~~~***~~~

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


    
– МАГМА и РУДЫ –

Чтоб снять в земной коре напряг,
Где твердь её волнуется –
В ней магматический очаг
Местами образуется.

Текучесть магмы ей дает
Возможность к продвижению
К земной поверхности,
Чтоб там – случиться извержению.
Застывши же на глубине
(отнюдь не по своей вине)
Рождает магма дивные
Массивы интрузивные,
Которых газами и жаром
Для нас, людей, великим даром
– Родятся, крепнут и растут
Скопления различных руд.

 ~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


– ПИРИТ –

Маршрут позади,
разбираем трофеи,
Подарок судьбы или сказочной феи –
Средь кварцевой жилы на счастье добыта
Прекрасная друза кристаллов пирита.

Такие находки – всегда как впервые:
Сверкают вершины кубов золотые,
На гранях штриховка, ступенечки роста,
Порядок и хаос – всё сложно и просто.

И, самую малость, на гранях пирита
Пестрит побежалости радуга. Свита
Его окружает из кварца, кальцита,
Покрытых присыпками халькопирита.

Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~



ТЕЛА из СРОСШИХСЯ КРИСТАЛЛОВ –
Внутри пород, средь руд, отвалов,
Подобны то ежу, то шару,
Встречаются то тут, то там
– Тела из сросшихся кристаллов
Пирита, кварца и иных
Разнообразных минералов.
От центра в стороны растут,
Конкрециями их зовут.

Плотны, зернисты иль лучисты
Но формы, в принципе, любой,
Они – конкреции. А что же
Они являют нам собой?

Как для великого началом
Явиться может всякий вздор,
Так и кристаллов зарождению
Способствует мельчайший сор.

Конкреции подобны взрыву
В сильно замедленном кино –
Кристаллов группы, зарождаясь,
Растут от точки, расщепляясь.
Природа-ж малой точки той
Бывает сложной иль простой,
Но для пытливого ума
О том написаны тома.

В жеодах всё наоборот:
От стенок каверн и пустот,
Поверхность оных покрывая,
Кристаллов дружная семья,
У основания срастаясь,
Лишь к центру пустоты растёт.
Внутри которой создаёт –
Подобие дворцовых залов,
В которых стенки из кристаллов.

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~

– ДРУЗА –

Друза – это полный хаос
Разно сросшихся кристаллов.
Взрыв, обвал, нагроможденье,
Форм и бликов наважденье.
Только в каждой новой друзе
Что-то новое таится.
В друзах кварц непредсказуем,
И со всех сторон искрится.
Этот хаос привлекает,
Граней множеством сверкает.
Если в прочем беспорядок
Огорчает и смущает,
То в срастаниях кристаллов
– Неизменно восхищает.

Дар природы первозданной,
Друза с горным хрусталём
– Чувства добрые рождает,
И приносит радость в дом.

 ~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


БЕРИЛЛ –

Тихий вечер. Тоска, одиночество.
И усталость, и нет больше сил.
Опостылело всё. И лишь хочется
Взять, и молча глядеть на берилл.

Что ни грань – то картина изографа
И на каждой – особый сюжет,
Не создаст гармоничней которого
Ни художник, ни маг, ни поэт.

В глубине его – воды текучие,
Он струится, как вешний ручей,
Этот камень поможет при случае
Лучше тысячи лучших врачей.

 ~-~-~-~”~*~”~-~-~-~

– ИЗУМРУД –

Изумруд зеленоокий
Цветом сочный и глубокий,
Восхитительный и скромный
– Не бывает он огромный,
Но, не мал и не велик
Он отбрасывает блик.

Сохраняя в себе тайны
Жизни каменной событий,
Наблюдательному взору
Дарит радости открытий.
А умело обработан,
Обрамлён в златой каркас,
Сочной зеленью своею
Он бодрит, и тешит глаз.

Холодочек изумруда
Не возникнет ниоткуда.
Много лет трудиться надо,
Чтоб он стал вам как награда.
Камень мудрости и силы,
Страж душевного покоя.
С суетой соприкоснётся –
Треснет, может расколоться.

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


ХРИЗОЛИТ –

Хризолит подарит мягкость,
Гнев ненужный устранит.
Он к уму притянет ясность,
И любовь воспламенит.

Только хризолит, носимый
На груди подруги милой –
Обладает благотворной,
Исключительною силой.

Если радостно сияют
Хризолиты на груди,
Впереди – любовь и счастье
А все беды – позади!

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


САМОЦВЕТЫ –

Для тех, кто носит самоцветы,
Жизнь и прекрасна, и проста –
Открыты вечности врата,
Подвластны тайна и мечта.

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


 

«ВОДОПРОВОД»

В подземном царстве для жеод
Был проведён водопровод:
Они проточные с тех пор,
Струится через них раствор.

И в направлении той струи
Кристаллов тонкие слои
Растут быстрее. И они
Вдоль по течению реки
Дают ростки и гребешки,
Подобно водорослям рек…
Меж тем – проснулся человек
И фантастический свой сон
В научный труд оформил он.

Мораль сей басни такова…
Нет, не помогут тут слова.
.
(В тему псевдонаучной схоластической
концепции «протекания растворов»
              
через агатовые и иные жеоды)

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


   «…!!!…»

Кристалл под Солнцем заискрился,
И пробудил в душе мечты –
Весь мир вокруг преобразился
Когда на камень смотришь ты!

Взирай почаще на каменья,
Смелее трогай их рукой,
И будет в мыслях озарение,
И обретёт душа покой!

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~



КАМНИ МОЛЧА НАБЛЮДАЮТ –

Сегодня, по статистике,
Пол-мира тонет в мистике,
Сплошь псевдо-эзотерики
В коммерческой истерике.

Меж тем в умах брожение
О «правильном ношении»,
И о бредовых практиках
С камнями обращения.

Камней же душам молчаливым –
Быть высоко над этим сором.
Они лишь молча наблюдают,
Смеясь над ним своим узором.

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~



– Много граней у кристаллов –

Много граней у кристаллов,
Блеск, включения, прозрачность,
И волнуют ум пытливый
Цвет, и форм неоднозначность.

В одном из них – бездонность моря,
В другом журчание реки.
Вобрал топаз всю синь небес,
А кварц включений буйный лес.

Когда же камень достаётся
Тому, кем верховодит бес,
Его пытаются представить
Как кладезь всяческих чудес.

Уж тут Лукавый не скучает
И всех наивных научает
Простое усложнять пытаться,
И в глупостях соревноваться.

Брелками, бусами, шарами,
Прикрыв себя со всех сторон
Иные мнят себя богами
Эзотерических икон.

Но только всё это пустое,
В кристаллах – Божья благодать.
И если камни созерцать,
То можно многое понять.

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


– ПЕРЕД ТВОРЦОМ –

Прежде чем кристалл разрушить,
Создавая украшение –
Помолись перед Творцом,
Попроси прощения.

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


– ТВОРЦА
НИКТО НЕ ПРЕВЗОШЁЛ! –

Попытки Божью красоту
Своим умом разнообразить –
Наверно, тщетны.
Исказить – возможно. Иль обезобразить.
Творца никто не превзошёл,
Велик лишь тот, кто путь нашёл.

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~


– МОЯ ТИХАЯ ГАВАНЬ –



Возможно, я жив до сих пор потому,
Что Бог посылает в прощение
За грешно-сумбурную бытность мою
– Способность с камнями общения.

Какое общение? – спросите Вы.
Сказать на словах не сумею, увы.
Но если по жизни запутался я
В них – тихая,
добрая гавань моя.

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~

“”””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””

Стихотворения
опубликованы в авторских сборниках

“Стихи разных лет” (2005),

и
“Благодаря и вопреки”
(2013)

Copyright © В.А.Слётов,
2005-2021.
Копирование запрещено!
При цитировании указание автора
и прямая гиперссылка на сайт https://mindraw.web.ru обязательны

Источник

“Полезно камни наблюдать, над ними можно размышлять,

ценней же прочего – желанье законы жизни их понять.

Прочесть сокрытые в них тайны, что им присуще, что – случайно.

И поделиться, рассказать, о том, что удалось узнать«

Программа «Тайны подземного царства» является существенным дополнением базовых школьных дисциплин – географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов. Кроме этого много времени уделяется изучению национально-регионального компонента.

Программа «Тайны подземного царства» знакомит учащихся с миром минералов (в том числе самоцветных камней), горных пород, окаменелостей, с миром палеонтологии, показывая древность жизни на Земле. В школьной программе отводится мало времени на изучение этих тем. Важно расширить знания школьников, дать представление о минеральных богатствах нашего района, области, страны. Минеральные ресурсы являются не восполняемыми, поэтому с ранних лет ребёнок должен знать о бережном использовании природных богатств своей родины.

      Ранняя ориентация на определение профессии должна происходить уже в детстве. Программа «Тайны подземного царства» не ставит перед собой задачу – превратить каждого обучающегося в геолога или палеонтолога. Пусть специалистами станут единицы, но это будут настоящие увлечённые своей профессией люди. В умах всех остальных останутся, кроме памяти об увлекательных походах, необходимые каждому современному человеку представле­ния о минералогии, палеонтологии, полезных ископаемых.

Особенности и новизна программы:

1) В городе Бердске нет кружков, объединений, профильных классов, центров дополнительного образования, занимающихся изучением минералогии и палеонтологии, не смотря на располагающие для этого факторы: близость к Бердску некоторых мраморных карьеров; близость к Бердску мест добычи полезных ископаемых; близость к Бердску территорий на которых встречаются останки животных прежних эпох (например, животных мамонтовой фауны); наличие исторических фактов о случаях нахождения на территории г. Бердска останков животных мамонтовой фауны; а так же наличие в городе Музея «Природа», в котором собраны достаточно большие палеонтологические коллекции и коллекции камней и минералов. Поэтому, наличие данной программы по минералогии и палеонтологии уже является особенностью.

2) На базе кабинета объединения создан мини музей, в котором собраны экспонаты, привезённые бывшими учащимися из краеведческих экспедиций. При реализации программы используются: палеонтологическая коллекция и коллекция камней и минералов данного мини музея.

3) При реализации программы так же используются: палеонтологическая коллекция (уникальные древние окаменелости, отпечатки древней флоры и фауны, коллекция мамонтовой фауной, останки скелета динозавров, различные кораллы, остатки древних моллюски и т.п.); коллекция камней и минералов Музея «Природа» МАОУ ДО ДООЦТ “Юность”.

4) Также особенностью программы является организация экскурсий и экспедиций по Новосибирской области, в которых вместе с учащимися принимают участие родители.

5) Учащиеся, успешно освоившие программу «Тайны подземного царства», принимают участие самостоятельно или с родителями, в Летней полевой школе, ежегодно организуемой МАОУ ДО ДООЦТ «Юность» совместно с Национальным исследовательским Томским государственным университетом на территории Кемеровской области.

6) Настоящая программа предусматривает посещение краеведческих музеев области; Геологического музея Новосибирска.

7) После окончания срока реализации программы, учащиеся-выпускники могут продолжить обучение у того же педагога, но по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе “Исследователи природы”.

Педагоги

Морозова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее педагогическое образование, окончила Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова по специальности преподаватель биологии и химии.

Педагогический стаж: 10 лет.

Повышение квалификации:

· 2014г: 11 Международная научно-практическая конференция, посвящённая 80-летию ФГБОУ ВПО “НГПУ”;

· 2014г: Областной семинар “Совершенствование профессиональной компетенции руководителей музеев в современных условиях;

· 2016г: 12 Межрегиональная НПК по музейной педагогике и музееведению “Развитие музейной педагогики в образовательном пространстве НСО”;

· 2016г: Курсы повышения квалификации: “Музей. Семья. Школа. Разработка и реализация авторских педагогических технологий”;

· 2018 год: Курсы повышения квалификации: “Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования”.

· 2019 год: Областные курсы повышения квалификации по дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе “Инструментарий проектной деятельности педагога«.

· 2020 год: Курсы по оказанию первой медицинской помощи.

Педагог является Победителем таких конкурсов, как: Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками, Городской конкурс проектных работ учащихся и педагогов «Учитель + Ученик», Областной фестиваль творчества педагогических коллективов образовательных учреждений «Признание-2016», Международный конкурс педагогического мастерства под девизом «Одаренному ребенку – одаренный наставник», Региональный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды», Региональный этап Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей.

Содержание программы

Учебно-тематический план (2 часа в неделю/ 72 часа в год):

  1. Земля – планета тайн – 4 часа.
  2. Геология – 20 часов.
  3. Минералогия – 22 часа.
  4. Палеонтология – 24 часа.
  5. Итоговое занятие – 2 часа.

Цели программы

Ознакомление школьников с основами геологии, минералогии и палеонтологии.

Задачи:

Обучающие:

  1. дать начальные знания по основам важнейших геологических наук (геологии, палеонтологии, минералогии, учения о полезных ископаемых);
  2. расширить знания о минералах, горных породах и окаменелостях;
  3. расширить знания о древних и вымерших животных и растениях;
  4. дать первоначальные навыки определения ископаемых организмов, минералов и горных пород по внешним признакам;
  5. способствовать формированию умений работы с различными источниками геологической информации;
  6. формировать практические навыки научной и исследовательской деятельности.

Развивающие:

  1. развивать наблюдательность, логическое мышление и другие качества, необходимые исследователю;
  2. развивать самостоятельность, умение делать выводы;
  3. способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся;
  4. развивать мотивированный, осознанный интерес к геологическим знаниям
  5. развивать способность к творческому мышлению;
  6. развивать умение видеть красоту, ценность, неповторимость объектов природы.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство ответственности за окружающую среду;
  2. воспитывать элементарные навыки гуманного межличностного общения;
  3. воспитывать элементарные навыки общения в коллективе.

Результат программы

Предметные результаты:

Учащиеся будут знать:

· значение понятий «геология», «минералогия», “палеонтология”;

· основные понятия геологии, минералогии и палеонтологии;

· строение земной коры;

· эры в развитии Земли;

· виды горных пород;

· причины извержений вулканов и землетрясений;

· особенности внешнего вида, свойств, значение самых известных камней и минералов;

· способы применения минералов в быту и на производстве;

· особенности развития жизни на Земле;

· особенности основных этапов эволюции жизни на Земле;

· наиболее известные ископаемые организмы;

· особенности внешнего вида и жизнедеятельности древних и вымерших организмов.

Учащиеся будут уметь:

· определять и описывать камни и минералы;

· описывать камни и минералы.

· работать с образцами ископаемых организмов;

· определять и описывать древних/вымерших животных;

Личностные результаты:

у учащихся будут сформированы:

· ответственное отношение к учению;

· умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

· внимательность;

· умение учиться;

· умение воспринимать новую информацию;

· умение вступать в дискуссию;

· умение доводить дело до конца;

· умение взаимодействовать и работать в группе;

· умение получать информацию с помощью различных источников;

· бережно относиться к природе;

· умение следовать правилам безопасности в работе.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия

· умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

· умение презентовать результаты своей деятельности;

· умение приводить примеры,

· умение устанавливать взаимосвязь между историческими фактами и явлениями и высказывать свое отношение к данным фактам и явлениям;

· умение осуществлять учебно-исследовательскую работу;

· понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем;

· умение строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные универсальные учебные действия (умение организовать свою деятельность):

· умение придерживаться плана, сохраняя общую последовательность действий;

· умение организовывать свое рабочее (учебное) место;

· умение завершать задание и добиваться запланированного результата;

· умение использовать в работе инструменты (приборы, приспособления, оборудования, снаряжение).

Коммуникативные универсальные учебные действия (умение общаться и взаимодействовать с людьми):

учащиеся научатся:

· работать в парах и малых группах;

· слушать и слышать педагога;

· публично представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.

Особые условия проведения

Принимаются учащиеся, увлекающиеся естествественными науками.

Материально-техническая база

  1. учебный кабинет (зонирован: рабочая зона, зона отдыха, игровая зона, выставочные стенды, информационно-познавательная зона; оформление кабинета соответствует содержанию программы и постоянно обновляется);
  2. учебная мебель (столы ученические, стол педагога, ученическая доска, стулья, шкафы для хранения материалов);
  3. видеоаппаратура, магнитофон;
  4. компьютер, ноутбук;
  5. фотоаппарат;
  6. для проведения занятий используются ресурсы различных объектов МАОУ ДО ДООЦТ «Юность»: Музея «Природа» (экспонаты, коллекции, муляжи, экспозиции, экспедиционные находки, результаты полевых исследований, архивные альбомы и сборники), Мини Музея объединения (экспонаты, коллекции, экспозиции, экспедиционные находки, результаты полевых исследований, архивные исследовательские работы);
  7. микроскопы, лупы;
  8. предметные стёкла, колбы, пробирки, ёмкости различного объёма;
  9. лакмусовая бумага;
  10. бумага, клей, скотч, кисточки;
  11. набор безопасных химических веществ для проведения простейших лабораторных исследований;
  12. приборы для проведения простейших лабораторных исследований.

Информационное обеспечение:

  1. демонстрационный материал (плакаты, таблицы, фотографии, слайд – программы, мультимедийные презентации, коллекции животных, растений, камней и минералов);
  2. учебно-методическая и познавательная литература (энциклопедии, сборники, серии книг для школьников);
  3. видеоматериал (фильмы, видео-экскурсии, видеосъёмка из экспедиций);
  4. методические пособия (определители растений, животных, камней и минералов, отпечатков древних растений);
  5. методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  6. тесты, анкеты, опросники;
  7. карты планирования исследовательской работы, карты индивидуальных заданий по исследовательской работе, дневники наблюдения за ходом исследования.

Источник