Полезно камни наблюдать над ними можно размышлять

~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– СТИХИ О КАМНЯХ –Полезно камни наблюдать,
Над ними можно размышлять,
Ценней же прочего – желание
Законы жизни их понять.
Прочесть сокрытые в них тайны,
Что им присуще, что – случайно.
И поделиться, рассказать
О том, что удалось узнать.Однажды, камни наблюдая
Мне вдруг подумалось о том
Что быть немалой пользе в том,
Чтоб из того, что мне открылось,
Хотя бы маленькая часть –
В стихах однажды воплотилась.
Так родились в моих сенях
Стихи о милых мне камнях.~-~-~-~~*~~-~-~-~
– КРАСОТА И БЛЕСК
КРИСТАЛЛОВ –Красота и блеск кристаллов
Всем и каждому понятны.
Беглый взгляд они чаруют,
Формы их уму занятныМного граней у кристаллов,
Блеск, включения, прозрачность.
И волнуют ум пытливый
Цвет, и форм неоднозначность.Искушённый наблюдатель
Разглядит их жизни тайны,
И по полочкам разложит
Всё, что кажется случайным.Сколько их – неповторимых
Восхитительных кристаллов,
Божьим промыслом рождённых,
Где-то были – и не стало!Дерзкой мастера рукою
Превращённых в украшения
Дам капризных. Много-ль толку
От их праздного ношения?А любовь и созерцание,
Силой тёмною гонимы,
Как и праведные души –
Нынче мало кем ценимы.
~~~***~~~
~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– КРИСТАЛЛ –Когда наскучит суета,
Дела, людские лица,
Я знаю выход – я могу
В кристалле раствориться.
В его прозрачной глубине
– Незыблемая вечность
В нём есть и радость, и покой,
И мира бесконечность.
~~~***~~~
~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
–
МОРИОН –Откуда, чёрный морион, в тебе такая сила?
– С доисторических времен Земля её копила.
В своих камнях она дала – защиту нам от силы зла,
И помощь от безумья, и повод для раздумья,
И тихие мгновенья души отдохновенья.
~~~***~~~~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– ДРУГИЕ ИЗМЕРЕНИЯ –
Иные камни в те уносят измерения,
Где Инь и Ян ещё не знали разделения,
Где в диком хаосе гармония рождалась.
Застыла в нём. И с ним переплеталась.
~~~***~~~
~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– КРИСТАЛЛ И СОЛНЦЕ –Таинственных хранитель сил
И древности преданий
– Кристалл холодный, дар Земли
В одежде дивных граней.Вот он лежит передо мной,
Глубин земных посланец,
И с ним играя, Солнца луч
Свой исполняет танец.
~~~***~~~~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
–
СТАВРОЛИТ –Еще не выросли леса, не волновались воды,
Земля, безвидна и пуста – начало всей Природы.Земная твердь и твердь небес,
И свет первоначальный.
До времени безлюдных мест
Вид грозный и печальный.Но всемогущий Божий Дух,
Как первый благовест,
Уже вложил в земную твердь
Предвечный Божий Крест.Настала полнота времён, и нам из недр творения
Как чудо Божье явлен Он, – знак скорби и спасения.
![]()
~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– И ШАЛЬНОЙ ХОЛОДОК ИЗУМРУДА –
И шальной холодок изумруда,
И тепло золотого топаза,
И простого кальцита премудрость
– Лишь они не обманут ни разу.В них, в безмолвных осколках вселенной,
Искры вечных гармоний сверкают.
Повседневности образ надменный
В этих искрах бледнеет и тает.Они дарят покой и защиту,
Они дарят огонь вдохновенья,
Заплетаясь цепочкой единой
С нашей бренностью – в вечности звенья.
![]()
![]()
~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– ТУРМАЛИН –
Однажды с неба радуга упала в огорчении
Что краток в небе век её, и нету приключений
А Мать-Земля, приняв её, нашла ей применение –
Мол, хватит дурью маяться, раскрась-ка мне
каменья!И каждый камень взял, что смог. И что ему
положено
Один проказник-турмалин всё мечется
встревоженно
Любой наряд ему к лицу. А то и два, и три к
концу
Он всех камней нарядней стал,
и все цвета в себя вобрал.Прозрачные и яркие кристаллы одиночные,
В срастаниях похожие на клумбочки цветочные –
Сверкают, душу радуя. И украшают полочки –
То призмочки пузатые, то тонкие иголочки.И дома моего уют
Наполнен тем, что в нём живут –
Мои друзья, прекрасные каменья,
Дары Природы и источник вдохновения.
![]()
~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– ЧЁРНЫЕ КВАДРАТЫ –В рисовании кристалла смысла нет в серьёзном
смысле
Если ты его не любишь, не одушевляешь мыслью
Если ты в него не вложишь – понимание природы
Если есть оно, конечно.
Если нет – рисуй восходы
Или, может быть, закаты.
Или чёрные квадраты.~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– ОТ ГРАНЕЙ ХРУСТАЛЯ –
От граней хрусталя
Блеснёт холодный свет.
И луч его, скользя к границе мира,
Со взглядом перекрестится твоим,
Как золотая тонкая рапира.
~~~***~~~
~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– МАГМА и РУДЫ –Чтоб снять в земной коре напряг,
Где твердь её волнуется –
В ней магматический очаг
Местами образуется.Текучесть магмы ей дает
Возможность к продвижению
К земной поверхности,
Чтоб там – случиться извержению.
Застывши же на глубине
(отнюдь не по своей вине)
Рождает магма дивные
Массивы интрузивные,
Которых газами и жаром
Для нас, людей, великим даром
– Родятся, крепнут и растут
Скопления различных руд.~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– ПИРИТ –Маршрут позади,
разбираем трофеи,
Подарок судьбы или сказочной феи –
Средь кварцевой жилы на счастье добыта
Прекрасная друза кристаллов пирита.Такие находки – всегда как впервые:
Сверкают вершины кубов золотые,
На гранях штриховка, ступенечки роста,
Порядок и хаос – всё сложно и просто.И, самую малость, на гранях пирита
Пестрит побежалости радуга. Свита
Его окружает из кварца, кальцита,
Покрытых присыпками халькопирита.
~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
–
ТЕЛА из СРОСШИХСЯ КРИСТАЛЛОВ –Внутри пород, средь руд, отвалов,
Подобны то ежу, то шару,
Встречаются то тут, то там
– Тела из сросшихся кристаллов
Пирита, кварца и иных
Разнообразных минералов.
От центра в стороны растут,
Конкрециями их зовут.Плотны, зернисты иль лучисты
Но формы, в принципе, любой,
Они – конкреции. А что же
Они являют нам собой?Как для великого началом
Явиться может всякий вздор,
Так и кристаллов зарождению
Способствует мельчайший сор.Конкреции подобны взрыву
В сильно замедленном кино –
Кристаллов группы, зарождаясь,
Растут от точки, расщепляясь.
Природа-ж малой точки той
Бывает сложной иль простой,
Но для пытливого ума
О том написаны тома.В жеодах всё наоборот:
От стенок каверн и пустот,
Поверхность оных покрывая,
Кристаллов дружная семья,
У основания срастаясь,
Лишь к центру пустоты растёт.
Внутри которой создаёт –
Подобие дворцовых залов,
В которых стенки из кристаллов.~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– ДРУЗА –
Друза – это полный хаос
Разно сросшихся кристаллов.
Взрыв, обвал, нагроможденье,
Форм и бликов наважденье.
Только в каждой новой друзе
Что-то новое таится.
В друзах кварц непредсказуем,
И со всех сторон искрится.
Этот хаос привлекает,
Граней множеством сверкает.
Если в прочем беспорядок
Огорчает и смущает,
То в срастаниях кристаллов
– Неизменно восхищает.Дар природы первозданной,
Друза с горным хрусталём
– Чувства добрые рождает,
И приносит радость в дом.~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
–
БЕРИЛЛ –Тихий вечер. Тоска, одиночество.
И усталость, и нет больше сил.
Опостылело всё. И лишь хочется
Взять, и молча глядеть на берилл.Что ни грань – то картина изографа
И на каждой – особый сюжет,
Не создаст гармоничней которого
Ни художник, ни маг, ни поэт.В глубине его – воды текучие,
Он струится, как вешний ручей,
Этот камень поможет при случае
Лучше тысячи лучших врачей.~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– ИЗУМРУД –
Изумруд зеленоокий
Цветом сочный и глубокий,
Восхитительный и скромный
– Не бывает он огромный,
Но, не мал и не велик
Он отбрасывает блик.Сохраняя в себе тайны
Жизни каменной событий,
Наблюдательному взору
Дарит радости открытий.
А умело обработан,
Обрамлён в златой каркас,
Сочной зеленью своею
Он бодрит, и тешит глаз.Холодочек изумруда
Не возникнет ниоткуда.
Много лет трудиться надо,
Чтоб он стал вам как награда.
Камень мудрости и силы,
Страж душевного покоя.
С суетой соприкоснётся –
Треснет, может расколоться.~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
–
ХРИЗОЛИТ –Хризолит подарит мягкость,
Гнев ненужный устранит.
Он к уму притянет ясность,
И любовь воспламенит.Только хризолит, носимый
На груди подруги милой –
Обладает благотворной,
Исключительною силой.Если радостно сияют
Хризолиты на груди,
Впереди – любовь и счастье
А все беды – позади!~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
–
САМОЦВЕТЫ –Для тех, кто носит самоцветы,
Жизнь и прекрасна, и проста –
Открыты вечности врата,
Подвластны тайна и мечта.~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
«ВОДОПРОВОД»В подземном царстве для жеод
Был проведён водопровод:
Они проточные с тех пор,
Струится через них раствор.И в направлении той струи
Кристаллов тонкие слои
Растут быстрее. И они
Вдоль по течению реки
Дают ростки и гребешки,
Подобно водорослям рек…
Меж тем – проснулся человек
И фантастический свой сон
В научный труд оформил он.Мораль сей басни такова…
Нет, не помогут тут слова.
.
(В тему псевдонаучной схоластической
концепции «протекания растворов»
через агатовые и иные жеоды)~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
«…!!!…»Кристалл под Солнцем заискрился,
И пробудил в душе мечты –
Весь мир вокруг преобразился
Когда на камень смотришь ты!Взирай почаще на каменья,
Смелее трогай их рукой,
И будет в мыслях озарение,
И обретёт душа покой!~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
–
КАМНИ МОЛЧА НАБЛЮДАЮТ –Сегодня, по статистике,
Пол-мира тонет в мистике,
Сплошь псевдо-эзотерики
В коммерческой истерике.Меж тем в умах брожение
О «правильном ношении»,
И о бредовых практиках
С камнями обращения.Камней же душам молчаливым –
Быть высоко над этим сором.
Они лишь молча наблюдают,
Смеясь над ним своим узором.~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– Много граней у кристаллов –Много граней у кристаллов,
Блеск, включения, прозрачность,
И волнуют ум пытливый
Цвет, и форм неоднозначность.В одном из них – бездонность моря,
В другом журчание реки.
Вобрал топаз всю синь небес,
А кварц включений буйный лес.Когда же камень достаётся
Тому, кем верховодит бес,
Его пытаются представить
Как кладезь всяческих чудес.Уж тут Лукавый не скучает
И всех наивных научает
Простое усложнять пытаться,
И в глупостях соревноваться.Брелками, бусами, шарами,
Прикрыв себя со всех сторон
Иные мнят себя богами
Эзотерических икон.Но только всё это пустое,
В кристаллах – Божья благодать.
И если камни созерцать,
То можно многое понять.~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– ПЕРЕД ТВОРЦОМ –Прежде чем кристалл разрушить,
Создавая украшение –
Помолись перед Творцом,
Попроси прощения.~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– ТВОРЦА
НИКТО НЕ ПРЕВЗОШЁЛ! –Попытки Божью красоту
Своим умом разнообразить –
Наверно, тщетны.
Исказить – возможно. Иль обезобразить.
Творца никто не превзошёл,
Велик лишь тот, кто путь нашёл.~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
– МОЯ ТИХАЯ ГАВАНЬ –
Возможно, я жив до сих пор потому,
Что Бог посылает в прощение
За грешно-сумбурную бытность мою
– Способность с камнями общения.Какое общение? – спросите Вы.
Сказать на словах не сумею, увы.
Но если по жизни запутался я
В них – тихая,
добрая гавань моя.~-~-~-~”~*~”~-~-~-~
“”””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””””
Стихотворения
опубликованы в авторских сборниках
“Стихи разных лет” (2005),
и
“Благодаря и вопреки”
(2013)
Copyright © В.А.Слётов,
2005-2021.
Копирование запрещено!
При цитировании указание автора
и прямая гиперссылка на сайт https://mindraw.web.ru обязательны
“Полезно камни наблюдать, над ними можно размышлять,
ценней же прочего – желанье законы жизни их понять.
Прочесть сокрытые в них тайны, что им присуще, что – случайно.
И поделиться, рассказать, о том, что удалось узнать«
Программа «Тайны подземного царства» является существенным дополнением базовых школьных дисциплин – географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов. Кроме этого много времени уделяется изучению национально-регионального компонента.
Программа «Тайны подземного царства» знакомит учащихся с миром минералов (в том числе самоцветных камней), горных пород, окаменелостей, с миром палеонтологии, показывая древность жизни на Земле. В школьной программе отводится мало времени на изучение этих тем. Важно расширить знания школьников, дать представление о минеральных богатствах нашего района, области, страны. Минеральные ресурсы являются не восполняемыми, поэтому с ранних лет ребёнок должен знать о бережном использовании природных богатств своей родины.
Ранняя ориентация на определение профессии должна происходить уже в детстве. Программа «Тайны подземного царства» не ставит перед собой задачу – превратить каждого обучающегося в геолога или палеонтолога. Пусть специалистами станут единицы, но это будут настоящие увлечённые своей профессией люди. В умах всех остальных останутся, кроме памяти об увлекательных походах, необходимые каждому современному человеку представления о минералогии, палеонтологии, полезных ископаемых.
Особенности и новизна программы:
1) В городе Бердске нет кружков, объединений, профильных классов, центров дополнительного образования, занимающихся изучением минералогии и палеонтологии, не смотря на располагающие для этого факторы: близость к Бердску некоторых мраморных карьеров; близость к Бердску мест добычи полезных ископаемых; близость к Бердску территорий на которых встречаются останки животных прежних эпох (например, животных мамонтовой фауны); наличие исторических фактов о случаях нахождения на территории г. Бердска останков животных мамонтовой фауны; а так же наличие в городе Музея «Природа», в котором собраны достаточно большие палеонтологические коллекции и коллекции камней и минералов. Поэтому, наличие данной программы по минералогии и палеонтологии уже является особенностью.
2) На базе кабинета объединения создан мини музей, в котором собраны экспонаты, привезённые бывшими учащимися из краеведческих экспедиций. При реализации программы используются: палеонтологическая коллекция и коллекция камней и минералов данного мини музея.
3) При реализации программы так же используются: палеонтологическая коллекция (уникальные древние окаменелости, отпечатки древней флоры и фауны, коллекция мамонтовой фауной, останки скелета динозавров, различные кораллы, остатки древних моллюски и т.п.); коллекция камней и минералов Музея «Природа» МАОУ ДО ДООЦТ “Юность”.
4) Также особенностью программы является организация экскурсий и экспедиций по Новосибирской области, в которых вместе с учащимися принимают участие родители.
5) Учащиеся, успешно освоившие программу «Тайны подземного царства», принимают участие самостоятельно или с родителями, в Летней полевой школе, ежегодно организуемой МАОУ ДО ДООЦТ «Юность» совместно с Национальным исследовательским Томским государственным университетом на территории Кемеровской области.
6) Настоящая программа предусматривает посещение краеведческих музеев области; Геологического музея Новосибирска.
7) После окончания срока реализации программы, учащиеся-выпускники могут продолжить обучение у того же педагога, но по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе “Исследователи природы”.
Педагоги
Морозова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Образование: высшее педагогическое образование, окончила Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова по специальности преподаватель биологии и химии.
Педагогический стаж: 10 лет.
Повышение квалификации:
· 2014г: 11 Международная научно-практическая конференция, посвящённая 80-летию ФГБОУ ВПО “НГПУ”;
· 2014г: Областной семинар “Совершенствование профессиональной компетенции руководителей музеев в современных условиях;
· 2016г: 12 Межрегиональная НПК по музейной педагогике и музееведению “Развитие музейной педагогики в образовательном пространстве НСО”;
· 2016г: Курсы повышения квалификации: “Музей. Семья. Школа. Разработка и реализация авторских педагогических технологий”;
· 2018 год: Курсы повышения квалификации: “Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования”.
· 2019 год: Областные курсы повышения квалификации по дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе “Инструментарий проектной деятельности педагога«.
· 2020 год: Курсы по оказанию первой медицинской помощи.
Педагог является Победителем таких конкурсов, как: Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками, Городской конкурс проектных работ учащихся и педагогов «Учитель + Ученик», Областной фестиваль творчества педагогических коллективов образовательных учреждений «Признание-2016», Международный конкурс педагогического мастерства под девизом «Одаренному ребенку – одаренный наставник», Региональный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды», Региональный этап Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей.
Содержание программы
Учебно-тематический план (2 часа в неделю/ 72 часа в год):
- Земля – планета тайн – 4 часа.
- Геология – 20 часов.
- Минералогия – 22 часа.
- Палеонтология – 24 часа.
- Итоговое занятие – 2 часа.
Цели программы
Ознакомление школьников с основами геологии, минералогии и палеонтологии.
Задачи:
Обучающие:
- дать начальные знания по основам важнейших геологических наук (геологии, палеонтологии, минералогии, учения о полезных ископаемых);
- расширить знания о минералах, горных породах и окаменелостях;
- расширить знания о древних и вымерших животных и растениях;
- дать первоначальные навыки определения ископаемых организмов, минералов и горных пород по внешним признакам;
- способствовать формированию умений работы с различными источниками геологической информации;
- формировать практические навыки научной и исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, логическое мышление и другие качества, необходимые исследователю;
- развивать самостоятельность, умение делать выводы;
- способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся;
- развивать мотивированный, осознанный интерес к геологическим знаниям
- развивать способность к творческому мышлению;
- развивать умение видеть красоту, ценность, неповторимость объектов природы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за окружающую среду;
- воспитывать элементарные навыки гуманного межличностного общения;
- воспитывать элементарные навыки общения в коллективе.
Результат программы
Предметные результаты:
Учащиеся будут знать:
· значение понятий «геология», «минералогия», “палеонтология”;
· основные понятия геологии, минералогии и палеонтологии;
· строение земной коры;
· эры в развитии Земли;
· виды горных пород;
· причины извержений вулканов и землетрясений;
· особенности внешнего вида, свойств, значение самых известных камней и минералов;
· способы применения минералов в быту и на производстве;
· особенности развития жизни на Земле;
· особенности основных этапов эволюции жизни на Земле;
· наиболее известные ископаемые организмы;
· особенности внешнего вида и жизнедеятельности древних и вымерших организмов.
Учащиеся будут уметь:
· определять и описывать камни и минералы;
· описывать камни и минералы.
· работать с образцами ископаемых организмов;
· определять и описывать древних/вымерших животных;
Личностные результаты:
у учащихся будут сформированы:
· ответственное отношение к учению;
· умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
· внимательность;
· умение учиться;
· умение воспринимать новую информацию;
· умение вступать в дискуссию;
· умение доводить дело до конца;
· умение взаимодействовать и работать в группе;
· умение получать информацию с помощью различных источников;
· бережно относиться к природе;
· умение следовать правилам безопасности в работе.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия
· умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· умение презентовать результаты своей деятельности;
· умение приводить примеры,
· умение устанавливать взаимосвязь между историческими фактами и явлениями и высказывать свое отношение к данным фактам и явлениям;
· умение осуществлять учебно-исследовательскую работу;
· понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем;
· умение строить сообщения в устной и письменной форме.
Регулятивные универсальные учебные действия (умение организовать свою деятельность):
· умение придерживаться плана, сохраняя общую последовательность действий;
· умение организовывать свое рабочее (учебное) место;
· умение завершать задание и добиваться запланированного результата;
· умение использовать в работе инструменты (приборы, приспособления, оборудования, снаряжение).
Коммуникативные универсальные учебные действия (умение общаться и взаимодействовать с людьми):
учащиеся научатся:
· работать в парах и малых группах;
· слушать и слышать педагога;
· публично представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Особые условия проведения
Принимаются учащиеся, увлекающиеся естествественными науками.
Материально-техническая база
- учебный кабинет (зонирован: рабочая зона, зона отдыха, игровая зона, выставочные стенды, информационно-познавательная зона; оформление кабинета соответствует содержанию программы и постоянно обновляется);
- учебная мебель (столы ученические, стол педагога, ученическая доска, стулья, шкафы для хранения материалов);
- видеоаппаратура, магнитофон;
- компьютер, ноутбук;
- фотоаппарат;
- для проведения занятий используются ресурсы различных объектов МАОУ ДО ДООЦТ «Юность»: Музея «Природа» (экспонаты, коллекции, муляжи, экспозиции, экспедиционные находки, результаты полевых исследований, архивные альбомы и сборники), Мини Музея объединения (экспонаты, коллекции, экспозиции, экспедиционные находки, результаты полевых исследований, архивные исследовательские работы);
- микроскопы, лупы;
- предметные стёкла, колбы, пробирки, ёмкости различного объёма;
- лакмусовая бумага;
- бумага, клей, скотч, кисточки;
- набор безопасных химических веществ для проведения простейших лабораторных исследований;
- приборы для проведения простейших лабораторных исследований.
Информационное обеспечение:
- демонстрационный материал (плакаты, таблицы, фотографии, слайд – программы, мультимедийные презентации, коллекции животных, растений, камней и минералов);
- учебно-методическая и познавательная литература (энциклопедии, сборники, серии книг для школьников);
- видеоматериал (фильмы, видео-экскурсии, видеосъёмка из экспедиций);
- методические пособия (определители растений, животных, камней и минералов, отпечатков древних растений);
- методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- тесты, анкеты, опросники;
- карты планирования исследовательской работы, карты индивидуальных заданий по исследовательской работе, дневники наблюдения за ходом исследования.