Полезно для всех учителей русского языка

Полезно для всех учителей русского языка thumbnail

Статьи

Внеурочная деятельность

Чтобы помочь вам провести более продуктивные уроки, сократить время на выполнение повседневных задач, расширить возможности для творчества и проектной деятельности, мы собрали ссылки, которые, надеемся, сделают вашу работу интереснее. А многие из этих ресурсов пригодятся еще школьникам и их родителям.

17 сентября 2020

Для всех учителей

11.jpg

  • УРОК.РФ — педагогическое сообщество, предназначенное для работников школьного, дошкольного и дополнительного образования, а также для всех специалистов, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью.
  • ФИПИ — сайт Федерального института педагогических измерений, на котором уже размещены демоверсии  ОГЭ и  ЕГЭ 2021 года и опубликованы открытые банки заданий ГИА.
  • 1сентября.рф — известный издательский дом предлагает учителям более десятка уникальных проектов: фестиваль методических разработок, конкурсы, курсы повышения квалификации, вебинары, онлайн-выставки.
  • school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  • ict.edu.ru — федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
  • pedsovet.org — всероссийский интернет-педсовет.
  • SkySmart – онлайн-школа для детей и подростков.
  • Фоксфорд.ру — возможность пройти бесплатное дистанционное обучение у экспертов МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны. 
  • interneturok.ru — открытые уроки по всем предметам школьной программы, содержат тесты, тренажеры и конспекты. Учитель найдет готовые материалы для урока, может послушать видеолекции по детской психологии.
  • Youtube-канал Drofapublishing — архив вебинаров авторов учебников, ученых, преподавателей, учителей-практиков, открытые уроки, интервью с ведущими специалистами.
  • Медиатека «Просвещения»— это электронные учебники издательства, а также доступ к другим полезным материалам: рабочим программам, методическим пособиям, курсам повышения квалификации, интерактивным рабочим тетрадям.
  • Canva — онлайн-сервис по созданию диаграмм и графиков самостоятельно или на основе готовых шаблонов. 

Дошкольное образование

12.jpg

  • ДЕТсад — сайт для детей и взрослых.
  • Детский портал «Солнышко» — познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.
  • Раздети —  познавательный сайт для детей и взрослых с обучающими уроками
  • Маам —  международный образовательный портал
  • Наша сеть —  социальная сеть работников образования
  • дошколенок.ру —  сайт для воспитателей детских садов

Начальная школа

13.jpg

  • Учебно-методический кабинет — методические разработки, блоги, конкурсы, сценарии для внеклассной работы.
  • Открытый класс — рабочие материалы по УМК «Начальная школа XXI века».
  • Занков.ru — официальный сайт системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

Русский язык и литература

15.jpg

  • Грамота.ру — справочный материал по всем разделам русской грамматики, десятки словарей, познавательные статьи о языке, учебные диктанты.
  • Культура письменной речи — учебно-справочный, нормативный и методический материал по русскому языку, а также собрание типичных ошибок.
  • Правила русского языка — справочный сайт, на котором собраны грамматические правила.
  • TextoLogia.ru — интернет-журнал, созданный с целью привить интерес к русскому языку, литературе, языкознанию. Исторические вопросы, интересные факты, популярные статьи, справочная служба.

Иностранные языки

16.jpg

  • EnglishTips.org — огромное количество материалов для изучения и преподавания английского языка.
  • Native-english.ru — грамматика английского языка, интерактивные тесты, игры, идиомы, тексты песен.
  • Goethe Institut — официальный сайт Института Гёте, который содержит информацию как для педагогов, так и для учеников: образцы упражнений, тренировочные тесты для подготовки к экзаменам международного уровня, страноведческую информацию, игры, методические советы

История, обществознание, право

17.jpg

  • Антропогенез.ру — собрание информации о последних результатах научных исследований в области антропосоциогенеза.
  • Эксперт.ру — сайт журнала, аналитического издания по актуальным вопросам социально-экономического, политического и культурного развития нашей страны.
  • historic.ru — онлайн-библиотека, охватывающая весь период истории человечества от первобытной эпохи до Новейшего времени, материалы по методологии истории, энциклопедии, книги и статьи, исторические карты.

География

18.jpg

  • Российское географическое общество — информация о структуре, составе, экспедициях, научной и просветительской деятельности Российского географического общества.
  • Practical Science — возможность построения карт по статистическим данным, а также наглядные материалы по экологии.
  • «Вокруг света» — сайт популярного журнала о путешествиях, приключениях, открытиях.

Математика

19.jpg

  • Московский центр непрерывного математического образования и его интернет-библиотека — эти сайты работают с целью сохранения и развития традиций математического образования, поддержки различных форм внеклассной работы со школьниками (кружков, олимпиад, турниров и т. д.), методической помощи руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики. 
  • Etudes.ru — на сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, рассказывающие о математике и её приложениях.
  • Geogebra — приложение с открытым исходным кодом, специально разработанное как средство изучения и обучения геометрии и алгебре.
  • Линия УМК Муравиных — дидактические материалы и авторские рекомендации по работе с учебниками.

Информатика

20.jpg

  • Klyaks@net — информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ, в том числе материалы для подготовки к ЕГЭ. 
  • Сообщество учителей информатики — коллективный блог о компьютерах и методике.

Естествознание

21.jpg

  • Элементы — научно-популярные лекции, мастер-классы, плакаты, блоги ученых, библиотека, решение научных задач .
  • Постнаука.ру — собрание видеолекций и текстов, списков книг по всем отраслям научного знания, представленных авторитетными специалистами в своих областях научных исследований.

Физика

22.jpg

  • Наука и техника: электронная библиотека — подборка научно-популярных публикаций. 
  • convert-me.com — интерактивный калькулятор измерений. Перевод различных единиц измерения из одной системы в другую: вес и масса, объем и вместимость, длина и расстояние.
  • physics.nad.ru — анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике сопровождаются теоретическими объяснениями. 
  • Задачник «Кванта» — архив задач по физике, опубликованных в журнале «Квант» с 1970 по 1999 год. Решения задач приводятся отдельно по номерам.
  • Виртуальный музей космонавтики — российская космонавтика в фотографиях, схемах и объемных моделях космических аппаратов и стартовых комплексов. 

Биология

24.jpg

  • Биомолекула — научно-популярный сайт, посвящённый молекулярным основам современной биологии и практическим применениям научных достижений в медицине и биотехнологии.
  • Biodat — справочно-информационный ресурс по биологии и экологии, а также система совместной работы, позволяющая в интерактивном режиме разместить результаты своих исследований и наблюдений.
  • Коллекции Дарвиновского музея — детальная информация об экспонатах крупнейшего биологического музея.
  • Проект «Вся биология» — научно-образовательный проект, посвященный биологии и родственным наукам.
Читайте также:  Рекомендации по вопросам экспертизы заявки на полезную модель

Химия

23.jpg

  • Журнал «Химия и химики» — научно-популярный электронный журнал, выпускаемый с 2008 г. Наиболее интересны разделы, содержащий видеоопыты по химии, описание рабочего места химика-профессионала. 
  • Справочник химика — краткая химическая энциклопедия, периодическая таблица и свойства химических элементов, свойства драгоценных минералов.
  • Школьные олимпиады по химии — Московская городская олимпиада по химии. Задания, решения, результаты с 2002 г. по настоящее время.

Искусство и музыка

14.jpg

  • Google Arts & Culture — коллекции искусства со всего света и исторические события, повлиявшие на мировую культуру.
  • ProstoyKarandash — видеоуроки рисования в различных стилях.
  • Музыкальная фантазия — тематические аудиосборники, разработки уроков, караоке детских песен, музыкальные мультфильмы и ноты.

ОБЖ

25.jpg

  • ОБЖ.рф — все, что нужно учителю основ безопасности жизнедеятельности: методические разработки, статьи и справочники, видеоуроки, конкурсы. 
  • Культура безопасности жизнедеятельности — проект МЧС России о поведении в чрезвычайных ситуациях, оказании доврачебной помощи: мультимедийные материалы, тесты, методические рекомендации.
  • Nukemap — на карте можно наглядно показать зоны поражения в случае ядерного удара в любую точку планеты.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Источник

Задание 1. Сформулируйте свои доводы за/против использования безотметочного обучения. Возможно ли его принципиальное использование на уроках Вашей предметной области? Если да, то как это может выглядеть?

Возможно ли использование метода «Эссе» на уроках Вашей предметной области? Разработайте по 2-3 темы эссе по Вашей предметной области для разных ситуаций: 1)эссе – самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа); 2)эссе – 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу; 3)эссе – 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала; 4)эссе – 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме. Какой (-ие) из методов педагогических измерений, предположительно, будет (-ут) более эффективны на уроках по Вашей предметной области и почему?

Ответ на вопрос:

Безотметочное обучение – актуальная тема в современном образовании. Кто-то считает «классическую» пятибалльную систему правильной, кто-то придерживается мнения, что безотметочная система более эффективна и продуктивна.

Доводы «За»:

  • Отсутствие стрессовой ситуации получения «плохой» (Двойки) отметки. Наличие разных видов поощрения: в словесной форме (Молодец! Хорошо! Попробуй еще! И т.д.), зачетные книжки, лист учебных достижений и др.

  • Реализуется личностно-ориентированный подход за счет введения маршрутных листов, в которых прописывается план изучения темы. Задания даются в зависимости от уровня подготовленности учащегося.

  • Ребенок, зная, что не получит плохую отметку, открыто может сказать о том, что ему не понятно при изучении определенной темы. Тем самым учитель может ликвидировать пробелы учащегося.

  • Учащийся учится самостоятельно контролировать ход своей учебной деятельности и ее оценка, что отсутствует при отметочной системе. Самоконтроль и самооценка становятся внутренним мотивирующим фактором, что играет важную роль для ребенка в процессе обучения.

Доводы «Против»:

  • Отсутствие внешней оценки, что приводит к необходимости постоянно мотивировать учащегося.

В процессе бучения наряду с традиционными методами оценки знаний, умений и навыков, используются и современные методы. К ним относится и эссе. Данный метод часто используется на уроках литературы и русского языка. Тем более, что эссе является одним из основных заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Предлагаемые темы эссе по русскому языку:

1) эссе – самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа): «Сочинение о маме», «Мир современных профессий».

2) эссе – 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М.Е. Салтыков – Щедрин), «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими» (В.В. Виноградов), «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»  (К.Г. Паустовский). 

3) эссе – 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала: «Зачем нужна культура речи?», «Нужны ли русскому языку заимствования?»

4) эссе – 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулированных на уроке мыслей и выводов по теме: «Роль причастий в речи», «Зачем нужны предлоги?».

Задание 2. Какие формы заданий в тестовой форме Вы можете выделить? Какие из них, на Ваш взгляд, целесообразнее использовать на уроках Вашей предметной области? Ответ обоснуйте. Разработайте по 2-3 тестовых задания для каждой формы тестового задания, которые Вы определили как наиболее подходящие для Вашей предметной области.

Читайте также:  Кориандр порошок полезные свойства и противопоказания

Ответ на вопрос:

По общепринятой классификации можно выделить тестовые задания четырех основных форм:

  • задания закрытой формы, в которых испытуемый выбирает правильный ответ из данного набора ответов;

  • задания открытой формы, требующие от испытуемого самостоятельного получения ответов;

  • задания на установление соответствия, выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;

  • задания на установление правильной последовательности, в которых требуется указать правильный порядок действий или процессов.

Использование тестовых заданий дает возможность быстро оценить знания учащихся. Для выполнения тестовых заданий учащиеся должны уметь работать с предложенной информацией, с текстом. Это умение формируется на уроках русского языка и литературы.

На уроках русского языка и литературы можно использовать все формы тестовых заданий. При повторении или закрепления изученного материала подойдут тесты открытого и закрытого типа, на установление соответствия. При работе с текстом как по русскому языку (чаще на уроках по культуре речи), так и по литературе учителя используют задания на установление правильной последовательности.

Например, по русскому языку при изучении или закреплении темы «Орфография. Фонетика. Лексика» в 5 классе можно предложить такие задания закрытой формы:

  1. Укажите слово, в котором Ь не пишется:

А) сел…д…; В) кос…ба;

Б) веч…ный; Г) реч…ка

2. Найдите слова, в которых происходит оглушение согласных:

А) молотьба;

Б) разжечь;

В) отбелить;

Г) голубка;

Д) намажь;

Е) макушка.

Задания открытой формы при изучении раздела «Синтаксис»:

  1.  Замените словосочетание деревянные лавочки, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  2. Сделайте синтаксический разбор предложения: Было так тихо, что издалека слышался треск ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.

Задания на установление соответствия:

  1. Укажите вид связи в словосочетании: I) согласование; II) управление; III) примыкание:

А) грустная песня;

Б) написать поэму;

В) видеться часто;

Г) пойти в кино;

Д) интересный роман;

Е) встретить друга;

Ж) замечание педагога;

З) говорить медленно;

И) попросить послушать.

2. Укажите, чем выражено подлежащее: а) существительное; б) местоимение; в) числительное; г) глагол; д) словосочетание; ж) прилагательное.

I) Счастливые часов не наблюдают.

II) На солнышке Полкан с Барбосом лежа грелись.

III) Семь не делится на два.

Задания на установление правильной последовательности на уроках по культуре речи. Например, при написании изложения в 5 классе можно в начале урока дать следующее задание:

  1. В тексте «перепутаны» абзацы. Восстановите текст. (К. Паустовский «Рыжий кот»)

А) Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота, который обворовывал нас каждую ночь.

Б) Это был кот, который потерял всякую совесть. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

В) Это было уже не воровство, а грабеж среди бела дня.

Г) Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и рассказали, что на рассвете кот пронесся через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

Или на уроках, посвященных Морфемике и словообразованию можно предложить задания такого типа:

  1. Восстановите последовательность разбора слова по составу:

  1. Укажи основу слова.

  2. Выдели окончание, изменив форму слова .

  3. К данному слову поставь вопрос и определи часть речи.

  4. Выдели приставку.

  5. Выдели корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2-3 однокоренных слова.

  6. Укажи суффикс (если есть).

Таким образом, с помощью метода тестового контроля учащиеся самостоятельно выбирают правильное решение, что способствует объективной оценке своих знаний.

Задание 3. Что понимается под эффективностью педагогической оценки? Сформулируйте предложения, направленные на повышение эффективности оценки достижений учащихся на основе собственного опыта ведения занятий по Вашему предмету. Каким образом, на Ваш взгляд, можно уменьшить необъективность педагогической оценки?

Ответ на вопрос: Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.

Процессу повышения эффективности оценки достижений учащихся могут послужить следующие факторы:

  1. Необходимо наличие мотивации учащихся на каждом уроке. Дети должны понимать, что грамотная и правильная речь (письменная и устная) очень важна. Без знаний норм литературного языка, без богатого словарного запаса человек не сможет правильно сформулировать свои мысли, передать какую-либо информацию окружающим.

  2. При работе с текстами на уроках русского языка учитываем интересы и потребности детей. Например, в классах с физико-математическим уклоном можно брать тексты из различных технических журналов.

  3. Использовать на уроках разнообразные методы и приемы ( не менее 2-3 на каждом уроке), чтобы учащимся было интересно, не скучно.

  4. Учитываем возраст учащихся. В 5 классе детям больше нравится играть, угадывать, искать ответы на вопросы. В старших классах учащиеся более самостоятельны, здесь уже можно применять научно-исследовательские методы, метод составления проектов и др.

  5. Использовать разные методы оценивания (безотметочное), в зависимости от возраста. Например, по русскому языку в старших классах помимо контрольных работ можно провести зачет после изучения какого-либо раздела и др.

Читайте также:  Полезные упражнения для женщин в возрасте

Чтобы педагогические оценки были более объективные, со стороны администрации школы должна проводиться системная работа. Проведение входных, промежуточных, итоговых контрольных работ, различных научно-практических конференций и олимпиад на уровне школы, с привлечением всех учащихся. Необходимо привлекать независимых экспертов. Например, провести образовательное событие «200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова» для всех учащихся с независимыми экспертами: родителями, приглашенными гостями (педагоги других школ, сотрудники районной библиотеки и т.д.).

Задание 4. Разработайте структуру портфолио учащегося по Вашей предметной области. Выделите специфические (характерные именно для Вашей профессиональной области) структурные элементы такого портфолио.

Ответ на вопрос: Система контроля знаний по русскому языку и литературе очень важна. Портфолио по предмету помогает проследить индивидуальное развитие ученика по предмету. Ученик учится обобщать свой опыт, подводить итоги знаний, презентовать себя. Предлагаю пример портфолио по русскому языку и литературе.

Структура портфолио по русскому языку и литературе.

I) Титульный лист: ФИО, учебное заведение, класс, контактная информация, фото.

II) Содержание портфолио по разделам:

  1. Оценочный лист учащегося. В начале изучения каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку. В ходе изучения материала ученик фиксирует, что пройдено, какие темы понятны / непонятны, какие вопросы хотелось бы задать учителю.

  2. Достижения в освоении программных художественных текстов. Например, список текстов, необходимых для прочтения в каком-либо классе. В этом списке отмечать произведения, которые учащийся прочитал.

  3. Достижения в освоении основных разделов русского языка: Фонетика и орфоэпия, Орфография, Грамматика, Лексикология, Стилистика, Культура речи, Синтаксис, Морфология, Фразеология и этимология – контрольные работы, выполненные задания, зачеты и др. Замечания по устранению пробелов по данным разделам.

  4. Достижения в освоении письменных навыков анализа художественных текстов. Здесь можно представить анализы произведений, сочинения, изложения.

  5. Достижения в исследовательской и творческой деятельности. В этом разделе учащийся может рассказать о своей исследовательской деятельности: участии в конференциях различного уровня, чтениях, олимпиадах по русскому языку и литературе. Фотографии с различных театральных постановок, музыкальных композиций, участие в конкурсах выразительного чтения и т.д.

  6. «Проба пера». Здесь можно представить произведения собственного сочинения: стихотворения, сказки, рассказы и т.д.

  7. Отзывы одноклассников, педагогов (учителей, заместителя директора), родителей по проделанной работе учеником по данным предметам за четверть, год.

III) Приложение (на усмотрение ученика).

Специфическими элементами данного портфолио являются почти все разделы, кроме оценочного листа учащегося и отзывов (эти разделы можно применять в портфолио и по другим предметам).

Задание 5. Укажите, какие средства оценки результатов обучения Вы считаете наиболее применимыми в Вашей профессиональной деятельности (в Вашей предметной области) и почему?

Ответ на вопрос:

Наиболее приемлемые средства оценки результатов обучения по русскому языку и литературе являются тестирование, мониторинг, портфолио.

Для итогового контроля подходят тестовые задания, с помощью которого можно проверить уровень подготовки каждого учащегося по всем основным разделам курса. Тестирование представляется наиболее удобной формой проверки компетенций – лингвистической и языковой. 

Мониторинг знаний включает и оценку, и динамику. В результате мониторинга учитель видит объективную картину о ходе и результатах изучения той или иной темы. Педагог может отследить динамику учащегося при изучении какого-либо раздела. Например, по русскому языку, учитель может завести по каждому разделу (Фонетика и орфоэпия, Орфография, Грамматика, Лексикология, Стилистика, Культура речи, Синтаксис, Морфология) на каждого ученика оценочный лист, в котором будет отслеживать динамику контрольных работ, тестовых работ, зачетов и др. Причем данную диагностику может отслеживать как педагог, так и сам ученик.

Оценочные листы могут стать одним из разделов портфолио учащегося. Портфолио является одним из главных средств накопления информации об образовательных результатах ученика. Основными разделами портфолио являются показатели предметных результатов по русскому языку и литературе и показатели личностных результатов во внеучебной деятельности. 

Источник