Полезная теория для егэ по русскому языку
Речь. Анализ средств выразительности.
Задание: Прочитайте фрагмент рецензии, в котором рассматриваются языковый особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка.
В этом задании проверяется умение соотнести функцию изобразительно-выразительного средства, охарактеризованную в небольшой рецензии на исходный текст, и термин, указанный в списке (4 термина из 9 предложенных).
Определение терминов, которые чаще всего требуется найти.
языковое средство
определение
примеры
анафора (единоначатие)
повторение слов или словосочетаний в начале предложения
Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки опускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем все “до лампочки”. Вот от чего опускаются руки.
антитеза (противопоставление)
резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста.
Всю мировую литературу я разделяю на два типа – литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского – и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова!
вопросно-ответная форма изложения
форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними.
Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма – дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех.
гипербола
художественное преувеличение
Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба XX века. Имя этой болезни – ксенофобия.
градация
синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.
Ведь и правда: что толку в смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости, если за ними не стоит совесть?!
Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над увечным человеком.
гротеск
художественное преувеличение до невероятного, фантастического
Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы на Земле люди.
инверсия
обратный порядок слов в предложении (при прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение – после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами.)
Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.
Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя.
Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских.
ирония
вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Забил заряд я пушку туго и думал: “Угощу я друга, постой-ка, брат-мусью”.
Отколе умная бредешь ты, голова?
Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато-серый, серовато-черный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет предельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался “сон разбойника”. В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах.
композиционный стык
повторения в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому что только после нее возможна простая человеческая жизнь. Жизнь, ради которой погибли миллионы.
контекстные антонимы
слова, которые в языке противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте.
Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
контекстные синонимы
Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая.
лексический повтор
повторение в тексте одного и того же слова.
– Эти люди – ваши родственники?
– Да, – сказал он.
-Все эти люди – родственники?
– Безусловно, – сказал он.
– Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох?
литота
художественное преуменьшение
Мы со своими амбициями меньше муравьев лесных.
метафора (в том числе развернутая)
перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета (развернутая метафора – это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом).
Добрых людей на свете был, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, …опрокинулся и затонул.
Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…
метонимия
перенос значения (переименование) на основе смежности явлений.
Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом. Траурный Моцарт зазвучал под стенами собора.
Однородные ЧП
синтаксическое средство выразительности, позволяющее
а) подчеркнуть различные качества чего-либо;
б) увидеть динамику действия;
в) в деталях услышать, понять, увидеть что-либо.
Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.
оксюморон
соединение в образе или явлении несовместимых понятий
Сладостные мучения испытывал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне.
окказионализмы
индивидуально-авторские неологизмы
Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других?
олицетворение (персонификация)
присвоение предметам неживой природы свойств живых существ
Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь, все дальше…
парцелляция
намеренное дробление предложения на значимые смысловые части
Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт.
перифраза
описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова
Особое место занимало у него в словаре слово “золото”.
Золотом называлось все, что хотите. Уголь и нефть – черное золото. Хлопок – белое золото. Газ – голубое золото.
риторический вопрос
выражение утверждения в вопросительной форме
Кто из нас не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?
риторическое восклицание
выражение утверждения в восклицательной форме
Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас!
риторическое обращение
фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.
Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?
сарказм
едкая ирония
И каждый раз, откровенно халтуря на работе (“сойдет!…”), что-то слепляя на авось (“перемелется!…”), что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя (“да ладно, обойдется…”), закрывая глаза на собственную небрежность (“плевать…”), мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы!
сравнительный оборот (в том числе развернутое сравнение)
сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано:
1. С помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что, как будто и т.д.
ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов…
2. с помощью слов похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с…
И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.
3. родительным падежом существительного
Лак на скрипке был цвета крови
4. творительным падежом существительного
Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была бешеным взлетом к невозможному, быть может запретному…
5. сравнительным оборотом
Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества.
6. отрицанием ( не сопоставлением, а противопоставлением)
Не скрипка – душа музыканта звучала в этой тоскующей мелодии.
7. придаточным сравнительным
Рядом с ним, может быть, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких меннезингеров.
синтаксический параллелизм
одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, абзацев.
Что такое канцелярит?
Это – вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит – застойность, неподвижность.
Это – нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже – родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.
Это – вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.
эпитет
художественное определение, т.е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство.
Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга… Пуст рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.
эпифора
одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.
Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского – мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу – мы знаем.
Тренировочные задания помогут в подготовке ЕГЭ по русскому языку.
Для каждого задания есть:
- теория;
- практика в виде тестовых заданий;
- алгоритм решения;
- видеоразбор.
Задание 1. Определение главной информации текста
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 2. Средства связи предложений в тексте
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 3. Определение лексического значения слова
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 4. Постановка ударения
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 5. Употребление паронимов
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 6. Лексические нормы
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова)
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 9. Правописание корней
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 10. Правописание приставок
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 13. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 15. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 16. Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 17. Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 18. Знаки препинания в предложениях с вводными словами
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 21. Постановка знаков препинания в различных случаях
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения
Задание 22. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 24. Лексическое значение слова
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 25. Средства связи предложений в тексте
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 26. Языковые средства выразительности
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 27. Сочинение
- Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
- Критерии оценивания сочинения
- Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2021
- Речевые клише для идеального сочинения
- Требования к оформлению сочинения
- Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ
- Сочинение на тему «Письмо другу»
- Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку
- Решай варианты ЕГЭ по русскому языку.
- Демоверсия ЕГЭ 2021 по русскому языку
- Кодификатор по русскому языку от ФИПИ направит тебя в изучении необходимых тем, которые потребуются для выполнения заданий в русском языке. И какие знания и умения требуются при выполнении заданий.
Как узнать, к чему готовиться
Чтобы выяснить, какие именно темы вам предстоит повторять, не нужно рыскать по сомнительным сайтам, поскольку все наиболее важные сведения о ЕГЭ собраны на портале ФИПИ – Федерального института педагогических измерений, который и отвечает за разработку экзаменационных материалов. Аттестации по русскому языку на сайте этого учреждения посвящен отдельный блок, где можно скачать демонстрационный вариант теста и другие файлы, в том числе кодификатор, в котором и представлены темы для подготовки. Перечислять их все мы не будем, ограничимся лишь разделами:
- фонетика;
- лексика, фразеология;
- морфология;
- синтаксис;
- орфография;
- пунктуация;
- выразительность речи;
- речь.
Большинство из этих разделов включает в себя целый ряд тем, знание и понимание которых проверяются на экзамене. Их перечень и послужит для вас ориентиром при подготовке. Стоит добавить, что материалы на сайте ФИПИ всегда обновляются с учетом последних нововведений в структуре экзамена. Теоретическую базу, о которой мы говорим, изменения затрагивают мало, но в любом случае стоит помнить, что информацией из первых рук можно считать лишь те сведения, которые представлены на сайте института.
Какие умения проверяются на экзамене
В том же кодификаторе перечислены основные умения, которые проверяются на итоговой аттестации по русскому языку. Стоит понимать, что теория – это опора, но на ЕГЭ проверяется не столько знание самих правил, сколько способность ими пользоваться, поэтому, изучая основы, важно понимать, для чего они вам нужны и какие навыки вам необходимо будет продемонстрировать на экзамене. Вот что должен уметь одиннадцатиклассник согласно кодификатору ФИПИ:
- Анализировать. Определять лингвистические явления, принадлежность языковых единиц. Контролировать собственную речь, оценивать свои высказывания и чужой текст с точки зрения грамотности и эффективности в решении коммуникативных задач. Проводить языковой анализ текстов различных жанров. Отличать варианты нормы от ее нарушения. Объяснять взаимосвязь лингвистических фактов с историко-культурными.
- Читать. Исходя из коммуникативной задачи, использовать ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и прочие виды чтения. Владеть приемами информационной обработки печатного текста. Извлекать нужные сведения из учебно-научных, справочных и других источников.
- Писать. Создавать и редактировать тексты разных видов и жанров. Применять в письменной речи основные лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные и прочие нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы. Соблюдать правила речевого поведения.
Эти требования применимы ко всем учащимся, сдающим ЕГЭ. Дополнительно в кодификаторе указаны специфические умения, НЕобязательные для старшеклассников из тех регионов, где русский язык не считается основным.
Также на сайте ФИПИ представлены методические рекомендации для подготовки к экзамену, и в этом документе список проверяемых умений представлен уже более подробно, развернуто, а все его пункты привязаны к перечисленным выше разделам теории.
Раздел | Умения |
---|---|
Фонетика | Использовать теоретические знания в ходе правописания. Соблюдать орфоэпические нормы. Проводить фонетический разбор. Находить выразительные фонетические приемы в тексте. |
Лексика, фразеология | Соблюдать лексические нормы литературного языка. Употреблять слова согласно их значениям. Оценивать точность и уместность словоупотребления в чужой и собственной речи. Искать в печатном тексте способы лексической выразительности, в том числе неологизмы, а также стилистически окрашенные, заимствованные и устаревшие слова. Подбирать синонимы и антонимы. Проводить лексический разбор. |
Морфология | Относить слово к той или иной части речи, исходя из его грамматических признаков. Проводить синтаксический разбор с опорой на знания в области морфологии. Различать омонимичные словоформы и относить их к соответствующим частям речи (например, слово «пила» может быть как существительным, так и глаголом прошедшего времени). Проводить морфологический разбор. Соблюдать морфологические нормы и оценивать с этой точки зрения чужую речь. Находить приемы морфологической выразительности в тексте. |
Синтаксис | Определять виды и способы связи слов в конструкциях (предложениях, словосочетаниях) различных типов. Исходя из грамматических признаков и смысла предложения, относить его к той или иной синтаксической модели. Использовать знания в области синтаксиса в ходе правописания и морфологического разбора слов в предложении. Подбирать синтаксические синонимы. Соблюдать синтаксические нормы литературного языка и оценивать с этой позиции чужую и собственную речь. Проводить синтаксический разбор. Выявлять в тексте приемы синтаксической выразительности. |
Орфография | Использовать орфографические, фонетические, лексические, морфологические и словообразовательные правила при письме. Проводить орфографический разбор разных языковых единиц. Соблюдать орфографические нормы русского языка и оценивать в этом отношении чужую и свою собственную речь. |
Пунктуация | Использовать правила и соблюдать нормы пунктуации в речи, оценивать с этой точки зрения собственные и чужие высказывания. Проводить пунктуационный разбор предложения и текста в целом. |
Выразительность речи | Анализировать текст, находя в нем различные выразительные средства – фонетические, синтаксические и прочие. Характеризовать различные средства выразительности (например, троп, прием). |
Речь | Различать разные стили речи: научный, официально-деловой, литературно-художественный и прочие. Определять тему и идею текста, анализировать его структуру. Правильно вычленять языковые единицы внутри текста, анализировать их. Верно понимать тему, цель написанного, выявлять скрытую информацию. Создавать тексты разных стилей, жанров. Выбирать корректные языковые средства согласно целям высказывания и внешним (экстралингвистическим) факторам. Последовательно, связно и логично излагать мысли, адекватно выражать собственное отношение к явлениям действительности вообще и к прочитанному в частности. Определять и комментировать проблему текста. В речи соблюдать нормы литературного языка – лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные. |
В файле с методическими рекомендациями есть и другая информация, которая будет полезна в рамках теоретической подготовки. Так, например, каждый раздел теории сопровождается развернутым комментарием, где авторы, исходя из результатов ЕГЭ прошлых лет, разбирают наиболее распространенные ошибки выпускников и указывают, на какие правила стоит обратить особое внимание.
Полезная литература
Поняв, какие разделы теории вам предстоит повторить и какие умения отточить в ходе подготовки, важно правильно подобрать справочную литературу. В магазинах вы найдете десятки учебных пособий, в которых собраны все правила русского языка для ЕГЭ. Последние едины, но представлены совершенно по-разному, поэтому брать первое попавшееся на глаза издание не стоит. Мы собрали 5 книг, которые безусловно заслуживают доверия:
- Цыбулько И. П. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат, М., 2020;
- Драбкина С. В., Субботин Д. И. ЕГЭ-2020. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации, М., 2020;
- Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Егораева Г. Т., Груздева Е. Н., Ляшенко Е. Л. ЕГЭ-2020. Русский язык. Эксперт в ЕГЭ, М., 2020;
- Заярная И. Ю. Орфография. Комплексная подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и ВПК, СПб, 2020;
- Заярная И. Ю. Синтаксис и пунктуация. Комплексная подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и ВПК, СПб, 2020.
Обратите внимание, что все примеры пособий, которые мы привели, изданы в 2020-м, то есть в год публикации этой статьи. Дело в том, что структура ЕГЭ периодически меняется, поэтому и заниматься следует по самым новым учебникам. Тем не менее наиболее авторитетные их авторы не меняются, поэтому наш небольшой перечень будет полезен и после 2020-го. Помимо пособий, в качестве учебного материала для подготовки к ЕГЭ по русскому языку вам обязательно понадобятся словари: толковый, орфографический, орфоэпический, лексической сочетаемости и другие.
Осваивая теорию, не забывайте выполнять тренировочные задания по пройденным темам. Желаем удачной подготовки и ни пуха ни пера на экзамене!