Полезная модель как объект правовой охраны
Полезные модели представляют собой уникальные технические решения, предназначенные для устройств и отвечающие необходимым критериям патентоспособности, предъявляемым к ним на законодательном уровне.
Полезные модели являются одним из видов объектов интеллектуальной собственности (в аббревиатурном написании – ИС) и по правовому статусу их следует относить к промсобственности.
Объекты промсобственности удовлетворяют насущные материальные потребности людей и способствуют развитию научно-технического прогресса. Эта особенность отличает объекты промсобственности от иных объектов ИС, предназначаемых для удовлетворения духовных потребностей человека.
Полезные модели представляют собой особый тип объектов промсобственности, по своему функционалу они близки к техническим решениям, имеющим правовой статус изобретений, но, в то же время, отличаются от них по цели назначения.
Так, если для изобретений целью является создание принципиально нового решения какой-либо поставленной задачи, то для модели, основной целью выступает – улучшение или усложнение полезного функционала у уже имеющихся и применяемых в повседневной жизни технических решений.
Другой отличительной чертой модели является то обстоятельство, что она реализуется на практике только в каком-либо устройстве, то есть диапазон ее материального воплощения намного уже, нежели, чем у технических решений, имеющих статус изобретений.
Таким образом, полезные модели предназначаются только для удовлетворения материальных потребностей человека и реализуются в различных устройствах, в целях повышения их функциональности и, соответственно, полезного действия.
Указанные особенности полезных моделей отражаются и на их правовом статусе среди остальных объектов промсобственности. С учетом этих особенностей, законодатель установил соответствующие критерии патентоспособности для объектов промсобственности такого типа.
Критерии патентоспособности моделей и их значение
Анализ норм патентного законодательства показывает, что законодатель предъявляет к моделям только два основных требования:
- Она должна быть новой, то есть сведения о ней или сходных с ней технических решениях ранее не должны были находиться в открытых общедоступных источниках;
- Она должна быть применимой и востребованной в промышленности, то есть ее целевое предназначение заключается в последующем применении в производственных масштабах.
Каких – либо иных требований законодатель к модели не выдвигает.
Это означает, что если автор модели создает новое полезное техническое решение, расширяющее функционал какого-либо устройства, которое может быть востребовано и произведено в промышленном масштабе, то государство предоставляет ему необходимую юридическую охрану.
Следует отметить, что юридическая охрана рассматриваемого объекта промсобственности максимально сможет продолжаться до десяти лет, по истечении которых модель будет передана в общественное достояние.
Технические решения, которые не соответствуют или не вполне соответствуют законодательно предъявляемым к ним требованиям относительно их новизны и применимости в промышленном масштабе, юридическую охрану от государства не получают и могут использоваться без каких-либо ограничений любыми лицами, выразившими желание их использовать.
Таким образом, критерии патентоспособности представляют собой основные условия предоставления государством юридической охраны техническим решениям, расширяющим функциональность устройства.
Неисполнение этих условий или несоответствие им лишают модель возможности получения соответствующего правового статуса.
Необходимость проведения процедуры госрегистрации
Помимо требований, определяющих патентоспособность, другим обязательным условием предоставления юридической охраны техническим решениям, расширяющим функционал устройства, является императивное требование законодателя о прохождении ими процедуры госрегистрации.
Здесь следует особо отметить, что незарегистрированные объекты промсобственности государство охранять не берется. Любые незарегистрированные объекты промсобственности юридической охране не подлежат, независимо от того обладают они в полной мере патентоспособностью или нет.
И на это существует вполне объективная причина: госрегистрация моделей и дальнейшее поддержание правоустанавливающих документов на них в силе осуществляется только по факту оплаты соответствующих патентных платежей. Таким образом, юридическая охрана осуществляется государством на возмездной основе.
Таким образом, получение правового статуса объекта промсобственности и его юридическую охрану в этом качестве, техническое решение, расширяющее функциональность устройства, может получить только тогда, когда оно успешно пройдет процедуру госрегистрации.
Госрегистрация объектов промсобственности осуществляется сотрудниками специального регистрирующего органа, каковым является фед. институт промсобственности (в аббревиатурном написании – ФИПС).
Вся необходимая информация о моделях, успешно прошедших процедуру госрегистрации, заносятся сотрудниками ФИПСа в специальный госреестр полезных моделей, после чего их правообладателям выдаются правоустанавливающие документы (патенты) на них.
Правоустанавливающий документ (патент)
Правоустанавливающий документ представляет собой охранную грамоту технического решения, получившего правовой статус модели. В нем четко должно быть обозначено:
- срок ее действия (максимально – десять лет);
- автор модели;
- законный обладатель исключительных правомочий.
После выдачи правоустанавливающего документа, любые вопросы, имеющие отношение к юридической охране технического решения, расширяющего функциональность устройства, а также использование его в договорных правоотношениях (передача в залог, пользование или отчуждение и т.д.) могут быть разрешены только при наличии правоустанавливающего документа (патента).
Временная юридическая охрана
Процесс госрегистрации технических решений, расширяющих функциональность устройства, занимает длительное время.
В этой связи, в целях соблюдения и защиты прав заявителей, государство предоставляет временную юридическую охрану модели еще до момента принятия решения сотрудниками фед. института промсобственности о выдаче правоустанавливающего документа на нее или об отказе в такой выдаче.
Временная юридическая охрана определяется датой поступления соответствующей заявки на госрегистрацию объекта промсобственности, то есть с того момента, когда сотрудники фед. института промсобственности зарегистрируют поступление в их ведомство пакета необходимых документов на госрегистрацию модели, или поступление последнего документа, в том случае, если заявка на госрегистрацию дополнялась или изменялась заявителем.
Дату, с которой модели предоставляется временная юридическая охрана, также называют датой приоритета технического решения, расширяющего функциональность устройства.
Следует иметь в виду, что временная юридическая охрана моделей может предоставляться не только по заявлению на территории России, но также и в случаях, когда подобное заявление подается в других государствах.
Однако подать заявку на госрегистрацию на иностранной территории возможно только при условии, что данные государства, являются участниками Парижской Конвенции по вопросам охраны промсобственности, а также при условии соблюдения заявителем соответствующих правовых норм.
Такая возможность существует в связи с тем, что Россия является участницей указанной Конвенции как правопреемница Союза Советских Социалистических Республик.
После подачи заявления на регистрацию модели в иностранном государстве, необходимо своевременно обратиться с таким же заявлением в российский фед. институт промсобственности, чтобы подтвердить статус этой заявки.
Поддержание правоустанавливающих документов в силе
Действие юридической охраны на технические решения, расширяющие функциональность устройства, распространяется только при условии поддержания в силе их правоустанавливающих документов.
Это означает, что государство не предоставляет юридическую охрану всем зарегистрированным объектам промсобственности в течение всего максимально-возможного срока автоматически.
Правоустанавливающие документы нуждаются в постоянном продлении, путем своевременной уплаты патентных платежей и подачи в патентное ведомство соответствующих заявлений.
При этом в обязанности сотрудников фед. института промсобственности не входит оповещение правообладателей объектов промсобственности о необходимости уплаты патентных платежей в целях поддержания правоустанавливающих документов в силе. По мнению законодателя, собственники должны озаботиться этими вопросами своевременно и самостоятельно.
В этой связи в фед. институте промсобственности действует довольно жесткое правило: если сроки оплаты патентных платежей пропускаются, то юридическая охрана автоматически прекращается.
Следует отметить, что восстановить пропущенные сроки впоследствии бывает очень непросто, а иногда, если сроки были сильно запущены, и вообще, невозможно.
Последствия приостановления или прекращения юридической охраны
Прекращение юридической охраны выражается в том, что полезная модель теряет свой правовой статус объекта промсобственности и досрочно и навсегда переходит в общее достояние, после чего любой желающий может использовать ее без выплаты какого-либо вознаграждения бывшему правообладателю в своих собственных интересах.
Если юридическая охрана только приостанавливается, то ее можно впоследствии восстановить, оплатив патентные пошлины и обратившись в фед. институт промсобственности с соответствующим заявлением.
Приостановление юридической охраны позволяет всем желающим использовать техническое решение, расширяющее функциональность устройства, без выплаты вознаграждения правообладателю до момента восстановления исключительных правомочий правообладателя.
При этом следует иметь в виду, что когда юридическая охрана будет восстановлена, лицо, использовавшее техническое решение, расширяющее функциональность устройства (или приготовившееся для такого использования) получает обеспеченную законом возможность продолжить его использование по праву послепользования и в дальнейшем, без выплаты какого-либо вознаграждения правообладателю модели, в том же объеме, в каком использовал это техническое решение (или сделал все необходимые приготовления для его использования) до момента восстановления на него юридической охраны.
Ïîëåçíàÿ ìîäåëü è åå îáúåêòû
Ïîíÿòèå ïîëåçíîé ìîäåëè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ñòàëî þðèäè÷åñêè çíà÷èìûì ñðàâíèòåëüíî íåäàâíî. Ïðàâîâàÿ îõðàíà ïîëåçíûõ ìîäåëåé â íàøåé ñòðàíå áûëà âïåðâûå óñòàíîâëåíà Ïàòåíòíûì çàêîíîì ÐÔ â 1992 ã., õîòÿ åùå â 1924 ã. ïîñòàíîâëåíèåì ÖÈÊ è ÑÍÊ ÑÑÑÐ «Î ïðîìûøëåííûõ îáðàçöàõ (ðèñóíêàõ è ìîäåëÿõ)» ïðàâîâàÿ îõðàíà ïðåäîñòàâëÿëàñü ìîäåëÿì, êîòîðûå ìîæíî ðàññìàòðèâàòü â êà÷åñòâå ïðîîáðàçà èõ ñîâðåìåííîãî àíàëîãà. Ðîññèÿ â ýòîì îòíîøåíèè íå áûëà ïèîíåðîì, ïîñêîëüêó èíñòèòóò ïðàâîâîé îõðàíû ïîëåçíûõ ìîäåëåé ê óêàçàííîìó âðåìåíè ñóùåñòâîâàë â öåëîì ðÿäå ñòðàí, íàïðèìåð, â Ãåðìàíèè (ñ 1891 ã.). ßïîíèè, Èòàëèè, Èñïàíèè, Êèòàå, Àâñòðàëèè, Áðàçèëèè, Ôèíëÿíäèè è äð. Ïîëåçíûå ìîäåëè îõðàíÿþòñÿ íîðìàìè ïàòåíòíîãî ïðàâà è â íåêîòîðûõ áûâøèõ ñîþçíûõ ðåñïóáëèêàõ, îáðåòøèõ íûíå ñàìîñòîÿòåëüíîñòü. Ýòî ïðåæäå âñåãî Ãðóçèÿ, Êàçàõñòàí, Óêðàèíà, Óçáåêèñòàí.
Ñ 1911 ã. ïîëåçíûå ìîäåëè âêëþ÷åíû â êà÷åñòâå ñàìîñòîÿòåëüíîãî îáúåêòà â Ïàðèæñêóþ êîíâåíöèþ ïî îõðàíå ïðîìûøëåííîé ñîáñòâåííîñòè.
Íàöèîíàëüíûå íîðìàòèâíûå àêòû, ðåãóëèðóþùèå îòíîøåíèÿ ïî ïîâîäó ïðàâîâîé îõðàíû ïîëåçíûõ ìîäåëåé, ïîäõîäÿò ê ôîðìóëèðîâêå îáúåêòà îõðàíû è óñëîâèÿì ïàòåíòîñïîñîáíîñòè ïîëåçíîé ìîäåëè íåîäèíàêîâî.  ßïîíèè, íàïðèìåð, ïîíÿòèå ïîëåçíîé ìîäåëè ôàêòè÷åñêè ñîâïàäàåò ñ ïîíÿòèåì èçîáðåòåíèÿ, â òî âðåìÿ êàê â Ãåðìàíèè îíî çíà÷èòåëüíî óæå ïîñëåäíåãî.
Ñîãëàñíî ï. 1 ñò. 1351 ÃÊ ÐÔ â êà÷åñòâå ïîëåçíîé ìîäåëè îõðàíÿåòñÿ òåõíè÷åñêîå ðåøåíèå, îòíîñÿùååñÿ ê óñòðîéñòâó. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ïåðâîíà÷àëüíàÿ ðåäàêöèÿ ï. 1 ñò. 5 Ïàòåíòíîãî çàêîíà ÐÔ äàâàëà íàì èíîå îïðåäåëåíèå ïîëåçíîé ìîäåëè, à èìåííî êàê êîíñòðóêòèâíîãî âûïîëíåíèÿ ñðåäñòâ ïðîèçâîäñòâà è ïðåäìåòîâ ïîòðåáëåíèÿ, à òàêæå èõ ñîñòàâíûõ ÷àñòåé.
Õàðàêòåðèçóÿ ïîëåçíóþ ìîäåëü â êà÷åñòâå òåõíè÷åñêîãî ðåøåíèÿ, çàêîíîäàòåëü, êàê è â ñëó÷àå ñ ïîíÿòèåì èçîáðåòåíèÿ, íå îïðåäåëÿåò ñàìîãî òåðìèíà «òåõíè÷åñêîå ðåøåíèå».
Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ñóùíîñòü ïîëåçíîé ìîäåëè êàê òåõíè÷åñêîãî ðåøåíèÿ âûðàæàåòñÿ â ñîâîêóïíîñòè ñóùåñòâåííûõ ïðèçíàêîâ, äîñòàòî÷íîé äëÿ äîñòèæåíèÿ îáåñïå÷èâàåìîãî ïîëåçíîé ìîäåëüþ òåõíè÷åñêîãî ðåçóëüòàòà, ò.å. óêàçàííàÿ ñîâîêóïíîñòü íàõîäèòñÿ â ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííîé ñâÿçè ñ òåõíè÷åñêèì ðåçóëüòàòîì.
Ñàì òåõíè÷åñêèé ðåçóëüòàò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé õàðàêòåðèñòèêó òåõíè÷åñêîãî ýôôåêòà, ÿâëåíèÿ, ñâîéñòâà è ò.ï., îáúåêòèâíî ïðîÿâëÿþùèõñÿ ïðè èçãîòîâëåíèè ëèáî èñïîëüçîâàíèè óñòðîéñòâà.
Òåõíè÷åñêèé ðåçóëüòàò ìîæåò âûðàæàòüñÿ, â ÷àñòíîñòè, â ñíèæåíèè (ïîâûøåíèè) êîýôôèöèåíòà òðåíèÿ; â ïðåäîòâðàùåíèè çàêëèíèâàíèÿ; â ñíèæåíèè âèáðàöèè; â óìåíüøåíèè èñêàæåíèÿ ôîðìû ñèãíàëà; â ïîâûøåíèè áûñòðîäåéñòâèÿ êîìïüþòåðà.
Ïîëó÷àåìûé ðåçóëüòàò íå ñ÷èòàåòñÿ èìåþùèì òåõíè÷åñêèé õàðàêòåð, â ÷àñòíîñòè, åñëè îí:
- ïðîÿâëÿåòñÿ òîëüêî âñëåäñòâèå îñîáåííîñòåé âîñïðèÿòèÿ ÷åëîâåêà ñ ó÷àñòèåì åãî ðàçóìà;
- äîñòèãàåòñÿ ëèøü áëàãîäàðÿ ñîáëþäåíèþ îïðåäåëåííîãî ïîðÿäêà ïðè îñóùåñòâëåíèè òåõ èëè èíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè íà îñíîâå äîãîâîðåííîñòè ìåæäó åå ó÷àñòíèêàìè èëè óñòàíîâëåííûõ ïðàâèë;
- çàêëþ÷àåòñÿ òîëüêî â ïîëó÷åíèè òîé èëè èíîé èíôîðìàöèè è äîñòèãàåòñÿ òîëüêî áëàãîäàðÿ ïðèìåíåíèþ ìàòåìàòè÷åñêîãî ìåòîäà, ïðîãðàììû äëÿ ÝÂÌ èëè èñïîëüçóåìîãî â íåé àëãîðèòìà;
- îáóñëîâëåí òîëüêî îñîáåííîñòÿìè ñìûñëîâîãî ñîäåðæàíèÿ èíôîðìàöèè, ïðåäñòàâëåííîé â òîé èëè èíîé ôîðìå íà êàêîì-ëèáî íîñèòåëå.
Åñëè ïîëåçíàÿ ìîäåëü îòíîñèòñÿ ê íîñèòåëþ èíôîðìàöèè, â ÷àñòíîñòè ìàøèíî÷èòàåìîìó, è õàðàêòåðèçóåòñÿ ñ ïðèâëå÷åíèåì ïðèçíàêîâ, îòðàæàþùèõ ñîäåðæàíèå èíôîðìàöèè, çàïèñàííîé íà íîñèòåëå, òî òåõíè÷åñêèé ðåçóëüòàò íå ñ÷èòàåòñÿ îòíîñÿùèìñÿ ê ñðåäñòâó, âîïëîùàþùåìó äàííóþ ïîëåçíóþ ìîäåëü, åñëè îí ïðîÿâëÿåòñÿ ëèøü áëàãîäàðÿ ðåàëèçàöèè ïðåäïèñàíèé, ñîäåðæàùèõñÿ â óêàçàííîé èíôîðìàöèè. Îòìå÷åííîå íå îòíîñèòñÿ ê ñëó÷àþ, êîãäà ïîëåçíàÿ ìîäåëü âîïëîùåíà â ìàøèíî÷èòàåìîì íîñèòåëå èíôîðìàöèè, â òîì ÷èñëå ñìåííîì, ïðåäíàçíà÷åííîì äëÿ íåïîñðåäñòâåííîãî ó÷àñòèÿ â ðàáîòå òåõíè÷åñêîãî ñðåäñòâà ïîä óïðàâëåíèåì çàïèñàííîé íà ýòîì íîñèòåëå ïðîãðàììû, îáåñïå÷èâàþùåì ïîëó÷åíèå óêàçàííîãî ðåçóëüòàòà.
Åñëè ïðè ñîçäàíèè ïîëåçíîé ìîäåëè ðåøàåòñÿ çàäà÷à òîëüêî ðàñøèðåíèÿ àðñåíàëà òåõíè÷åñêèõ ñðåäñòâ îïðåäåëåííîãî íàçíà÷åíèÿ èëè ïîëó÷åíèÿ òàêèõ ñðåäñòâ âïåðâûå, òåõíè÷åñêèé ðåçóëüòàò çàêëþ÷àåòñÿ â ðåàëèçàöèè ýòîãî íàçíà÷åíèÿ.
Ïîëåçíàÿ ìîäåëü êàê òåõíè÷åñêîå ðåøåíèå ïî ñâîåé þðèäè÷åñêîé ïðèðîäå ÿâëÿåòñÿ íåìàòåðèàëüíûì áëàãîì.
Òàê æå êàê è èçîáðåòåíèå, îíà èäåàëüíà è ôèêñèðóåò ëîãè÷åñêîå ïîíÿòèå èñêóññòâåííî ñîçäàâàåìîãî ëèáî óëó÷øàåìîãî ìàòåðèàëüíîãî îáúåêòà, èìåíóåìîãî óñòðîéñòâîì.
Îáúåêòû ïîëåçíîé ìîäåëè. Ðîäîâûì îáúåêòîì ïîëåçíîé ìîäåëè ÿâëÿåòñÿ óñòðîéñòâî. Óñòðîéñòâà õàðàêòåðèçóþòñÿ, â ÷àñòíîñòè, ñëåäóþùèìè ïðèçíàêàìè, êîòîðûå â îñíîâíîì ñîâïàäàþò ñ ïðèçíàêàìè óñòðîéñòâà-èçîáðåòåíèÿ:
- íàëè÷èåì êîíñòðóêòèâíîãî ýëåìåíòà;
- íàëè÷èåì ñâÿçè ìåæäó ýëåìåíòàìè;
- âçàèìíûì ðàñïîëîæåíèåì ýëåìåíòîâ;
- ôîðìîé âûïîëíåíèÿ ýëåìåíòà èëè óñòðîéñòâà â öåëîì, â ÷àñòíîñòè ãåîìåòðè÷åñêîé ôîðìîé;
- ïàðàìåòðàìè è äðóãèìè õàðàêòåðèñòèêàìè ýëåìåíòà è èõ âçàèìîñâÿçüþ;
- ìàòåðèàëîì, èç êîòîðîãî âûïîëíåí ýëåìåíò èëè óñòðîéñòâî â öåëîì;
- ñðåäîé, âûïîëíÿþùåé ôóíêöèþ ýëåìåíòà.
Âèäîâûìè îáúåêòàìè ïîëåçíîé ìîäåëè ÿâëÿþòñÿ êîíñòðóêöèè è èçäåëèÿ.
Ïîä êîíñòðóêöèåé ïîíèìàåòñÿ ñîñòàâ è âçàèìíîå ðàñïîëîæåíèå ÷àñòåé êàêèõ-ëèáî ìàøèí, ìåõàíèçìîâ, àïïàðàòîâ, óñòàíîâîê, ïðèñïîñîáëåíèé è ò.ï. Êîíñòðóêöèè õàðàêòåðèçóþòñÿ ôóíêöèîíàëüíîé ñâÿçüþ îáðàçóþùèõ èõ ÷àñòåé è ïðîñòðàíñòâåííûì ðàñïîëîæåíèåì ïîñëåäíèõ.
Ïîä èçäåëèåì ïîíèìàåòñÿ óñòðîéñòâî, êîòîðîìó ïðèäàíà òîâàðíàÿ ôîðìà.
Ñëåäóåò ïîä÷åðêíóòü, ÷òî ïîëåçíàÿ ìîäåëü ìîæåò áûòü îõàðàêòåðèçîâàíà â âèäå ïðèìåíåíèÿ ïî îïðåäåëåííîìó íàçíà÷åíèþ. Îáúåêòîì ïðèìåíåíèÿ äîëæíî, ïî ñìûñëó ï. 1 ñò. 1351 ÃÊ ÐÔ, âûñòóïàòü óñòðîéñòâî. Âìåñòå ñ òåì âîçìîæíîñòü õàðàêòåðèñòèêè óñòðîéñòâà ïîëåçíîé ìîäåëè ÷åðåç ïðèçíàê ñðåäû, âûïîëíÿþùåé ôóíêöèþ ýëåìåíòà, íå èñêëþ÷àåò âàðèàíòà âêëþ÷åíèÿ â îáúåì ïðàâîâîé îõðàíû æèäêîãî, ãàçîîáðàçíîãî, ïîðîøêîîáðàçíîãî è ò.ï. âåùåñòâà.
Ðåçóëüòàòû èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ïðàâîâàÿ îõðàíà êîòîðûì â êà÷åñòâå ïîëåçíûõ ìîäåëåé íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ. Ïðè îïðåäåëåíèè ãðóïïû ðåçóëüòàòîâ èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ïðàâîâàÿ îõðàíà êîòîðûì â êà÷åñòâå ïîëåçíûõ ìîäåëåé íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ, çàêîíîäàòåëü èçáðàë â îòëè÷èå îò èçîáðåòåíèé åäèíñòâåííóþ îáîáùàþùóþ ôîðìóëèðîâêó, ïîëó÷èâøóþ çàêðåïëåíèå â ï. 5 ñò. 1351 ÃÊ ÐÔ.
Èòàê, â êà÷åñòâå ïîëåçíûõ ìîäåëåé ïðàâîâàÿ îõðàíà íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ;
- ðåøåíèÿì, êàñàþùèìñÿ òîëüêî âíåøíåãî âèäà èçäåëèé è íàïðàâëåííûì íà óäîâëåòâîðåíèå ýñòåòè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé;
- òîïîëîãèÿì èíòåãðàëüíûõ ìèêðîñõåì.
Ïðîìûøëåííûå îáðàçöû è òîïîëîãèè èíòåãðàëüíûõ ìèêðîñõåì ÿâëÿþòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàçíîâèäíîñòüþ îõðàíÿåìûõ îáúåêòîâ èíòåëëåêòóàëüíîé ñîáñòâåííîñòè.
Ïîçèöèÿ çàêîíîäàòåëÿ, ñîãëàñíî êîòîðîé ðåøåíèÿ, êàñàþùèåñÿ òîëüêî âíåøíåãî âèäà èçäåëèé (ïðîìûøëåííûå îáðàçöû), îòíîñÿòñÿ ê îáúåêòàì, êîòîðûì íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ïðàâîâàÿ îõðàíà â êà÷åñòâå ïîëåçíîé ìîäåëè, è îäíîâðåìåííî ê îáúåêòàì, êîòîðûå íå ÿâëÿþòñÿ èçîáðåòåíèÿìè, íî íå ê îáúåêòàì, êîòîðûì íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ïðàâîâàÿ îõðàíà â êà÷åñòâå èçîáðåòåíèÿ, íå ïîääàåòñÿ ðàöèîíàëüíîìó îáúÿñíåíèþ.
Оглавление
Введение 2
1. Правовая охрана полезной модели_ 3
1.1. Полезная модель как объект правовой охраны_ 3
1.2. Особенности проверки заявки на полезную модель 4
1.3. Временная правовая охрана 5
1.4. Преобразование заявки_ 5
1.5. Особенности составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель. 6
1.5.1. Составление заявки_ 6
1.5.2. Новизна 8
2. Составление и подача заявки на полезную модель 9
2.1. Подача заявки на выдачу патента на полезную модель (далее – заявка) 9
2.1.1. Лицо, имеющее право на подачу заявки_ 9
2.1.2. Процедура подачи заявки_ 9
2.2. Заявка на полезную модель 9
2.2.1. Объект полезной модели_ 9
2.2.2. Предложения, которые не охраняются в качестве полезных моделей_ 10
2.2.3. Требование единства полезной модели_ 10
2.2.4. Состав заявки_ 11
2.2.5. Документы, прилагаемые к заявке 11
2.2.6. Представление документов 11
2.3. Содержание документов заявки_ 12
2.3.1. Заявление о выдаче патента 12
2.3.2. Описание полезной модели_ 14
2.3.3. Формула полезной модели_ 17
2.3.4. Материалы, поясняющие сущность полезной модели_ 19
2.3.5. Реферат 19
2.4. Недопустимые элементы_ 19
2.5. Терминология и обозначения 20
2.6. Оформление документов заявки_ 20
2.6.1. Пригодность для репродуцирования 20
2.6.2. Отдельные листы, размер листов 20
2.6.4. Нумерация листов 20
2.6.5. Написание текста 20
2.6.6. Химические формулы_ 21
2.6.7. Математические формулы и символы_ 21
2.6.8. Графические изображения 21
Заключение 23
Список литературы_ 24
Введение
В 1992 г. в Российской Федерации введена правовая охрана нового для нашей страны объекта промышленной собственности – полезной модели. В этой связи российский законодатель счел необходимым, в отличие от изобретений, в отношении которых указаны только условия их патентоспособности, сформулировать понятие полезной модели (пункт 1 статьи 5 Патентного закона). Это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Иными словами, объектами полезной модели могут быть только устройства.
В настоящее время правовая охрана полезных моделей (иногда их называют малыми изобретениями) предусмотрена более чем в 40 странах мира. К полезным моделям предъявляются менее строгие требования. Среди условий их патентоспособности – новизна и промышленная применимость, а изобретательский уровень здесь не учитывается.
Критерий промышленной применимости полезной модели идентичен соответствующему критерию, предусмотренному для изобретений.
Неохраноспособны в качестве полезных моделей, помимо тех объектов, которые исключены из патентоспособных изобретений, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений и животных, а также их применение по новому назначению.
Более детальные требования к полезным моделям закреплены в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель 1994 г.
На основании перечисленный в статье 5 Патентного закона перечня объектов, не охраняемых патентным законом в качестве полезной модели, следует в каждом случае оценивать, а были ли правомерными действия Роспатента по признанию того или иного объекта в качестве полезной модели, изобретения или промышленного образца, подпадает ли названный объект под законодательное определение “полезной модели”.
Осуществление государственной политики в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов и предусмотренных Патентным законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-I с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 07 февраля 2003 г. № 22-ФЗ, введенным в действие с 11.03.2003, за исключением абзацев четырнадцатого и пятнадцатого пункта 2, абзаца восьмого пункта 23, пункта 30 статьи 1 и пункта 1 статьи 7 в части, касающейся секретных изобретений, которые вступают в силу с 1 января 2004 года функций в этой сфере возлагается на федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает в соответствии со своей компетенцией нормативные правовые акты о применении настоящего Закона.
Как следует из всего выше сказанного, следует, что основной целью курсовой работы является изучение вопроса правовой охраны полезных моделей.
Правовая охрана полезной модели
Полезная модель как объект правовой охраны
К полезным моделям относится[[1]] конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Не трудно видеть, что в качестве полезной модели могут выступать те же средства, что и в качестве объекта изобретения “устройство”.
Условиями патентоспособности полезной модели являются новизна и промышленная применимость, т.е. в отличие от изобретения к ней не предъявляется требования изобретательского уровня.
Кроме отсутствия “изобретательского уровня” как условия патентоспособности важной особенностью правовой охраны полезной модели является то, что охранный документ на нее выдается без проверки соответствия условиям новизны и промышленной применимости, “под ответственность заявителя без гарантии действительности”, как отмечено в пункте 1 статьи 23 Закона[[2]]. Соответствие полезной модели установленным для нее условиям патентоспособности оценивается только в случае оспаривания охранного документа после его выдачи, причем лишь в пределах мотивов, содержащихся в возражении лица, оспаривающего охранный документ[[3]].
Российская Федерация не является “пионером” в вопросах правовой охраны такого объекта промышленной собственности как полезная модель. До введения в действие Патентного закона Российской Федерации, предусматривающего правовой институт полезной модели, такой институт уже существовал в целом ряде стран, в том числе промышленно развитых, таких как ФРГ, Япония, Испания, Италия, Китай, Бразилия и др. Сроки действия охранного документа, выдаваемого на полезную модель, значительно меньше, чем срок действия патента на изобретение и не превышают 10 лет (в Японии), колеблясь в других странах в пределах от 3 до 5 лет.
Как правило, к полезным моделям относят конструктивные решения. Иногда это условие не сформулировано явно, но имеет, в конечном счете, указанный смысл. Так, в Китае полезной моделью может быть новое техническое решение, относящееся к форме, структуре при сочетании этих двух элементов продукта, пригодного для практического использования. Такая формулировка исключает охрану в качестве полезной модели способа, а также любого жидкого, газообразного, порошкообразного и т. п. вещества.
Охранный документ выдается обычно в “явочном порядке”, без проведения экспертизы на соответствие условиям охраноспособности, хотя последние и записаны в законодательстве. Среди этих условий, в отличие от Патентного закона Российской Федерации, в некоторых странах (в частности в ФРГ) имеется и “изобретательский шаг”, рассматриваемый как несколько более слабое условие, чем требование изобретательского уровня, предъявляемое к патентоспособным изобретениям. На практике эти требования проверяются только в случаях оспаривания выданного охранного документа, в частности, при возникновении коллизий по поводу использования полезной модели.
С учетом упрощенной процедуры выдачи охранного документа на полезную модель и пониженного “стандарта” охраноспособности (отсутствия требования изобретательского уровня) этот документ в Патентном законом Российской Федерации называется не патентом, а свидетельством и для него установлен меньший срок действия – 5 лет с даты подачи заявки (с возможностью продления на 3 года по ходатайству его обладателя) против 20 лет для патента на изобретение. [[4]]
Что же касается прав, предоставляемых свидетельством на полезную модель его обладателю, то они такие же, как и у обладателя патента на изобретение. Поэтому в Законе используется общий термин “патентообладатель”. Аналогично в целях единообразия используется и понятие “патентоспособность” несмотря на то, что охранный документ, выдаваемый на полезную модель, называется свидетельством, а не патентом.
Преимущества патентообладателя перед другими лицами достаточно очевидны. С учетом стимулирующего влияния таких преимуществ в сочетании с относительно невысоким уровнем требований к полезной модели и упрощенной процедурой выдачи охранного документа на нее представляется, с одной стороны, обоснованным предположение, что Закон может существенно изменить ситуацию на рынке, в особенности в отношении несложных и поддающихся быстрому освоению в производстве видов продукции.
Однако, с другой стороны, можно предположить, что по мере становления рыночных отношений предоставление патентной монополии создателям ординарных решений будет восприниматься общественностью как неадекватная оценка их вклада в технический прогресс, что повлечет необходимость внесения тех или иных корректив в институт правовой охраны полезных моделей.