Полезная модель и промышленный образец международная охрана
Основным международным договором, посвященным охране прав на объекты промышленной собственности, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. в редакции Стокгольмского акта 1967 г.
Данный договор является фундаментом всей системы международной охраны промышленной собственности. В соответствии со ст. 1 данной Конвенции создан Союз по охране промышленной собственности.
Парижская конвенция прямо устанавливает принцип независимости регистрации и охранных документов, который означает, что права на объект промышленной собственности существуют отдельно и независимо друг от друга в разных государствах мира. Регистрация объекта, отмена регистрации, признание ее недействительной в одном государстве никак не влияют на права в отношении данного объекта в другом государстве.
Конвенция содержит ряд правил, имеющих основополагающее значение для международной охраны любых объектов промышленной собственности:
Во-первых, в основе международно-правовой охраны объектов промышленной собственности лежит правило национального режима, сформулированное в ст. 2 Конвенции, согласно которому граждане и юридические лица стран Союза пользуются на территории любого государства-члена национальным режимом плюс правами, специально предусмотренными Конвенцией. Национальный режим включает также право граждан государства Союза пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, что и собственные граждане.
Во-вторых, Конвенция содержит исключительно важные правила о приоритете (ст. 4). Основное их содержание состоит в том, что лицо, которое подало заявку на регистрацию объекта в любой из стран Парижского союза, имеет преимущественное право на регистрацию этого же объекта в течение определенных сроков в любой другой стране Союза. При этом датой подачи заявки (и, следовательно, датой регистрации) в другой стране будет считаться не дата фактической подачи заявки в ее национальное ведомство, а дата подачи в первом государстве (дата первой заявки). По дате первой заявки будет определяться и новизна регистрируемого объекта.
Конвенция устанавливает срок конвенционного приоритета для патентов и полезных моделей в 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков — в 6 месяцев со дня, следующего за днем подачи первой правильно оформленной заявки в любой из стран Парижского союза. Под правильно оформленной национальной подачей заявки следует понимать всякую подачу, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране, какова бы ни была дальнейшая судьба этой заявки.
В Конвенции содержится ряд унифицированных материально-правовых норм, относящихся к изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам, охраняемым, как правило, на основе патентов.
ст. 4 ter устанавливает личное неимущественное право изобретателя быть названным в качестве такового в патенте (право на имя).
закреплено правило о патентоспособности объектов, ограниченных в обороте на территории государства-участника. В выдаче патента не может быть отказано, и патент не может быть признан недействительным только на основании того, что запатентованный или изготовленный запатентованным способом продукт ограничен в обороте на территории государства-участника (ст. 4 quater).
Конвенция предусматривает право государств-участников принимать меры, необходимые для предотвращения злоупотреблений, могущих возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например в случае длительного неиспользования изобретения (п. 2 ст. 5). Под такими мерами в первую очередь понимается выдача третьим лицам принудительных лицензий на использование охраняемого объекта. Данное правило обусловлено тем, что использование запатен-тованного объекта является не только правом, но и обязанностью патентообладателя.
В случае если выдача принудительной лицензии оказывается недостаточной для пресечения злоупотреблений, национальное законодательство может предусмотреть возможность лишения прав на патент (кроме патента на промышленный образец), но не ранее двух лет с момента выдачи первой принудительной лицензии (п. 3 ст. 5 Конвенции).
Ст. 5 ter предусматривает свободное (т.е. без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения) использование запатентованных объектов, если они являются частью транспортных средств.
Конвенция устанавливает правила в отношении ввоза продуктов, изготовленных запатентованным в стране ввоза способом.
Договор о патентной кооперации 1970 г. (РСТ – Patent Cooperation Treaty) в редакции 1984 г. Условием участия в Договоре является участие в Парижской конвенции.
Договор относится только к охране изобретений и полезных моделей. Выдачу единого патента РСТ не предусматривает, но, тем не менее, он создал процедуру, применение которой значительно упрощает зарубежное патентование изобретений.
Основные положения процедуры патентования:
Заявитель, желающий запатентовать изобретение в других государствах-участниках, подает одну заявку в свое национальное ведомство (или межправительственную организацию) с указанием всех государств, в которых он желал бы получить патенты. Если в отношении какого-либо государства можно испрашивать регио-нальный патент, то заявитель может указать региональный патент в заявке. Такая заявка называется международной. Требования к оформлению международной заявки установлены ст. 3—8 РСТ, а также Инструкцией к Договору. В частности, заявка должна со-держать:
заявление о выдаче патентов,
описание изобретения,
один или несколько пунктов формулы изобретения, чертежи (если это необходимо),
аннотацию (реферат).
Датой подачи международной заявки является дата ее получения национальным ведомством (международной организацией) либо дата получения исправлений к заявке, если они были необходимы.
Правовые последствия подачи международной заявки заключаются в том, что любая правильно оформленная международная заявка с установленной датой международной подачи имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном в ней государстве (п. 3 ст.11).
После подачи один экземпляр международной заявки хранится в получающем ее ведомстве, один направляется в Международное бюро ВОИС для регистрации и один — в международный поисковый орган для проведения по заявке международного поиска (получающее ведомство может одновременно обладать правом проведения международного поиска).
После получения заявки указанные ведомства проводят по ней экспертизу и выносят решение о выдаче патента или об отказе в его выдаче на основании национального законодательства.
Кроме международного поиска по просьбе заявителя проводится и международная предварительная экспертиза по международной заявке (гл. II РСТ).
Вопросам соотношения и взаимодействия с РСТ большое место уделено в Евразийской патентной конвенции 1994 г., которая заключена между государствами — членами СНГ и имеет 10 участников. Условием участия в Конвенции является членство в ООН и участие в Парижской конвенции и Договоре о патентной кооперации. В отличие от Парижской конвенции и РСТ Евразийская конвенция представляет собой региональный договор о выдаче единого патента (только на изобретения).
Выдаваемый в соответствии с Конвенцией патент именуется евразийским патентом. Он является именно международным, а не национальным.
Основные положения Конвенции.
В соответствии со ст. 2 учреждена Евразийская патентная организация, цель которой — выполнение административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей Евразийских патентов. Конвенция и Инструкция к ней содержат материальные нормы права, регулирующие правовой режим евразийского патента (ч. III Конвенции, гл. II Инструкции). В частности, установлены условия патентоспособности (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость), правило относительно приоритета (он определяется в соответствии с Парижской конвенцией), срок действия патента (20 лет) и т. д.
Евразийская заявка подается либо через национальное ведомство договаривающегося государства, либо непосредственно в Евразийское ведомство. Отказ в выдаче Евразийского патента не препятствует заявителям в получении патентов по национальной процедуре
Евразийский патент может быть получен и по процедуре РСТ, так как он является региональным патентом, подпадающим под действие этого Договора.
Международная регистрация промышленных образцов осуществляется в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов от 2 июля 1999 г. Участником Женевского акта может стать любое государство—участник ВОИС и любая международная организация, имеющая ведомство, в котором может быть получена охрана на про-мышленные образцы.
Международную регистрацию в соответствии с Женевским актом осуществляет Международное бюро ВОИС. Правом на подачу заявки обладают: граждане государств-участников; граждане государств—членов международных организаций, участвующих в Женевском акте; лица, имеющие постоянное или обычное местожительство на территории договаривающейся стороны или имеющие на этой территории действительное и нефиктивное промышленное или торговое предприятие (ст. 3). Заявка может быть подана по выбору заявителя либо непосредственно в Международное бюро, либо через национальное ведомство государства-участника, которому принадлежит заявитель (п. 1-а ст. 4).
Международная заявка может содержать заявление о приоритете одной или нескольких предшествующих заявок, поданных в любой стране — участнике Парижской конвенции или стране — члене Всемирной торговой организации, либо в отношении такой страны.
Международная регистрация в каждом из указанных в заявке государств-участников имеет такое же действие, что и предостав-ление охраны на промышленный образец в соответствии с на-циональным законодательством (п. 2-а ст. 14). Срок охраны про-мышленного образца, прошедшего международную регистрацию, составляет пять лет с даты регистрации. Он может продлеваться на дополнительные периоды по пять лет при условии уплаты по-шлин. Общий срок охраны составляет 15 лет, кроме случаев, когда национальное законодательство предусматривает более дли-тельный срок (ст. 17).
Договор о патентном праве 2000 г. направлен на унификацию патентного законодательства государств-участников, особенно в части процедур и формальных требований, предъявляемых при подаче заявки на патент. Делается это путем установления минимальных стандартов, которым должно соответствовать законодательство договаривающихся государств. При этом допускается установление правил, являющихся более благоприятными для заявителей и патентообладателей по сравнению с теми, которые предусмотрены Договором. Таким образом, заявитель или патентообладатель может быть уверен, что законодательство государства-участника либо соответствует положениям Договора, либо предусматривает меньше требований и является, следовательно, более благоприят-ным.
БИЛЕТ №10
Понятие обход закона
Обход закона – намеренное и искусственное создание лицом коллизионной привязки гражданско-правового отношения к какой-либо определенной национальной правовой системе, и создание тем самым коллизии законов с целью вызвать применение одного национального закона и избежать применения другого (неблагоприятного).
Основным международным договором, посвященным охране прав на объекты промышленной собственности, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности1883 г. в редакции Стокгольмского акта 1967 г.
Данный договор является фундаментом всей системы международной охраны промышленной собственности. В соответствии со ст. 1 данной Конвенции создан Союз по охране промышленной собственности.
Парижская конвенция прямо устанавливает принцип независимости регистрации и охранных документов,который означает, что права на объект промышленной собственности существуют отдельно и независимо друг от друга в разных государствах мира. Регистрация объекта, отмена регистрации, признание ее недействительной в одном государстве никак не влияют на права в отношении данного объекта в другом государстве.
Конвенция содержит ряд правил, имеющих основополагающее значение для международной охраны любых объектов промышленной собственности:
Во-первых, в основе международно-правовой охраны объектов промышленной собственности лежит правило национального режима, сформулированное в ст. 2 Конвенции, согласно которому граждане и юридические лица стран Союза пользуются на территории любого государства-члена национальным режимом плюс правами, специально предусмотренными Конвенцией. Национальный режим включает также право граждан государства Союза пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, что и собственные граждане.
Во-вторых, Конвенция содержит исключительно важные правила о приоритете (ст. 4). Основное их содержание состоит в том, что лицо, которое подало заявку на регистрацию объекта в любой из стран Парижского союза, имеет преимущественное право на регистрацию этого же объекта в течение определенных сроков в любой другой стране Союза. При этом датой подачи заявки (и, следовательно, датой регистрации) в другой стране будет считаться не дата фактической подачи заявки в ее национальное ведомство, а дата подачи в первом государстве (дата первой заявки). По дате первой заявки будет определяться и новизна регистрируемого объекта.
Конвенция устанавливает срок конвенционного приоритета для патентов и полезных моделей в 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков — в 6 месяцев со дня, следующего за днем подачи первой правильно оформленной заявки в любой из стран Парижского союза. Под правильно оформленной национальной подачей заявки следует понимать всякую подачу, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране, какова бы ни была дальнейшая судьба этой заявки.
В Конвенции содержится ряд унифицированных материально-правовых норм, относящихся к изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам, охраняемым, как правило, на основе патентов.
Ø ст. 4 ter устанавливает личное неимущественное право изобретателя быть названным в качестве такового в патенте (право на имя).
Ø закреплено правило о патентоспособности объектов, ограниченных в обороте на территории государства-участника. В выдаче патента не может быть отказано, и патент не может быть признан недействительным только на основании того, что запатентованный или изготовленный запатентованным способом продукт ограничен в обороте на территории государства-участника (ст. 4 quater).
Ø Конвенция предусматривает право государств-участников принимать меры, необходимые для предотвращения злоупотреблений, могущих возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например в случае длительного неиспользования изобретения (п. 2 ст. 5). Под такими мерами в первую очередь понимается выдача третьим лицам принудительных лицензий на использование охраняемого объекта. Данное правило обусловлено тем, что использование запатентованного объекта является не только правом, но и обязанностью патентообладателя.
В случае если выдача принудительной лицензии оказывается недостаточной для пресечения злоупотреблений, национальное законодательство может предусмотреть возможность лишения прав на патент (кроме патента на промышленный образец), но не ранее двух лет с момента выдачи первой принудительной лицензии (п. 3 ст. 5 Конвенции).
Ø Ст. 5 ter предусматривает свободное (т.е. без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения) использование запатентованных объектов, если они являются частью транспортных средств.
Ø Конвенция устанавливает правила в отношении ввоза продуктов, изготовленных запатентованным в стране ввоза способом.
Договор о патентной кооперации 1970 г. (РСТ – Patent Cooperation Treaty) в редакции 1984 г. Условием участия в Договоре является участие в Парижской конвенции.
Договор относится только к охране изобретений и полезных моделей. Выдачу единого патента РСТ не предусматривает, но, тем не менее, он создал процедуру, применение которой значительно упрощает зарубежное патентование изобретений.
Основные положения процедуры патентования:
Заявитель, желающий запатентовать изобретение в других государствах-участниках, подает одну заявку в свое национальное ведомство (или межправительственную организацию) с указанием всех государств, в которых он желал бы получить патенты. Если в отношении какого-либо государства можно испрашивать региональный патент, то заявитель может указать региональный патент в заявке. Такая заявка называется международной. Требования к оформлению международной заявки установлены ст. 3—8 РСТ, а также Инструкцией к Договору. В частности, заявка должна содержать:
Ø заявление о выдаче патентов,
Ø описание изобретения,
Ø один или несколько пунктов формулы изобретения, чертежи (если это необходимо),
Ø аннотацию (реферат).
Датой подачи международной заявки является дата ее получения национальным ведомством (международной организацией) либо дата получения исправлений к заявке, если они были необходимы.
Правовые последствия подачи международной заявки заключаются в том, что любая правильно оформленная международная заявка с установленной датой международной подачи имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном в ней государстве (п. 3 ст.11).
После подачи один экземпляр международной заявки хранится в получающем ее ведомстве, один направляется в Международное бюро ВОИС для регистрации и один — в международный поисковый орган для проведения по заявке международного поиска (получающее ведомство может одновременно обладать правом проведения международного поиска).
После получения заявки указанные ведомства проводят по ней экспертизу и выносят решение о выдаче патента или об отказе в его выдаче на основании национального законодательства.
Кроме международного поиска по просьбе заявителя проводится и международная предварительная экспертиза по международной заявке (гл. II РСТ).
Вопросам соотношения и взаимодействия с РСТ большое место уделено в Евразийской патентной конвенции 1994 г., которая заключена между государствами — членами СНГ и имеет 10 участников. Условием участия в Конвенции является членство в ООН и участие в Парижской конвенции и Договоре о патентной кооперации. В отличие от Парижской конвенции и РСТ Евразийская конвенция представляет собой региональный договор о выдаче единого патента (только на изобретения).
Выдаваемый в соответствии с Конвенцией патент именуется евразийским патентом. Он является именно международным, а не национальным.
Основные положения Конвенции.
В соответствии со ст. 2 учреждена Евразийская патентная организация, цель которой — выполнение административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей Евразийских патентов. Конвенция и Инструкция к ней содержат материальные нормы права, регулирующие правовой режим евразийского патента (ч. III Конвенции, гл. II Инструкции). В частности, установлены условия патентоспособности (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость), правило относительно приоритета (он определяется в соответствии с Парижской конвенцией), срок действия патента (20 лет) и т. д.
Евразийская заявка подается либо через национальное ведомство договаривающегося государства, либо непосредственно в Евразийское ведомство. Отказ в выдаче Евразийского патента не препятствует заявителям в получении патентов по национальной процедуре
Евразийский патент может быть получен и по процедуре РСТ, так как он является региональным патентом, подпадающим под действие этого Договора.
Международная регистрация промышленных образцовосуществляется в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов от 2 июля 1999 г. Участником Женевского акта может стать любое государство—участник ВОИС и любая международная организация, имеющая ведомство, в котором может быть получена охрана на промышленные образцы.
Международную регистрацию в соответствии с Женевским актом осуществляет Международное бюро ВОИС. Правом на подачу заявки обладают: граждане государств-участников; граждане государств—членов международных организаций, участвующих в Женевском акте; лица, имеющие постоянное или обычное местожительство на территории договаривающейся стороны или имеющие на этой территории действительное и нефиктивное промышленное или торговое предприятие (ст. 3). Заявка может быть подана по выбору заявителя либо непосредственно в Международное бюро, либо через национальное ведомство государства-участника, которому принадлежит заявитель (п. 1-а ст. 4).
Международная заявка может содержать заявление о приоритете одной или нескольких предшествующих заявок, поданных в любой стране — участнике Парижской конвенции или стране — члене Всемирной торговой организации, либо в отношении такой страны.
Международная регистрация в каждом из указанных в заявке государств-участников имеет такое же действие, что и предоставление охраны на промышленный образец в соответствии с национальным законодательством (п. 2-а ст. 14). Срок охраны промышленного образца, прошедшего международную регистрацию, составляет пять лет с даты регистрации. Он может продлеваться на дополнительные периоды по пять лет при условии уплаты пошлин. Общий срок охраны составляет 15 лет, кроме случаев, когда национальное законодательство предусматривает более длительный срок (ст. 17).
Договор о патентном праве2000 г. направлен на унификацию патентного законодательства государств-участников, особенно в части процедур и формальных требований, предъявляемых при подаче заявки на патент. Делается это путем установления минимальных стандартов, которым должно соответствовать законодательство договаривающихся государств. При этом допускается установление правил, являющихся более благоприятными для заявителей и патентообладателей по сравнению с теми, которые предусмотрены Договором. Таким образом, заявитель или патентообладатель может быть уверен, что законодательство государства-участника либо соответствует положениям Договора, либо предусматривает меньше требований и является, следовательно, более благоприятным.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: