Полезная информация для воспитателей доу от психолога
Главная / Консультационный пункт
«Зачем нужен штатный психолог в детском саду?» – недоумевают многие родители, ошибочно полагая, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств. А вместе с тем, работы у него и в дошкольном учреждении может быть предостаточно.
Как правило, в детских садах работают психологи-педагоги, которые наравне с основным педагогическим (или психологическим) образованием получили дополнительные навыки в работе с детьми определенной возрастной категории. Детсадовские психологи помогают малышам быстрее адаптироваться в коллективе, выявляют какие-либо особенности развития, помогают устранить проблемы психологического характера и консультируют родителей относительно поведения и воспитания детей.
Консультационная работа психолога в детском саду может носить общий характер и быть ориентирована на преподавательский состав учреждения. В данном случае рекомендации психолога относятся к актуальным вопросам конкретного коллектива, направлены на повышение эффективности процесса обучения и касаются методов воспитания малышей той или иной возрастной группы.
Также психолог в детсаду проводит индивидуальные и плановые консультации с родителями воспитанников. Это могут быть групповые просветительские занятия или беседа тет-а-тет. Главное, что в ходе этих консультаций родители ребенка получают возможность объективно оценить развитие и поведение своего малыша, понять, что является нормой для этого возраста, а что может говорить об отклонении, получить советы психолога относительно грамотного воспитания и того, как с минимальными затратами сил и нервов пережить очередной возрастной кризис ребенка.
Помимо этого, специалист в детском саду проводит психопедагогическую диагностику, то есть следит за усвоением детьми учебной программы и при необходимости проводит консультации с педагогами или коррекционную работу с воспитанниками. На основе тестовых заданий психолог делает выводы об успехах конкретного малыша и группы в целом, что дает возможности для планирования дальнейшей работы с данным детским коллективом.
Консультации для родителей педагога-психолога Багировой Е.О.
- Упражнения для развития общей и мелкой моторики “Рассказываем и показываем. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Правила общения с ребенком. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Рекомендации по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Йоговская гимнастика для малышей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Если ребенок упрямится. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Определение страха. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Возрастная динамика страза от 1 года до 3 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Упражнения на позитивное мышление. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Воспитание уверенности в себе у детей старшего дошкольного возраста. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Шпаргалка для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Характеристика детей с разными типами темперамента. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- 9 кинезиологических упражнений. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Игра на снятие эмоционального напряжения у дошкольников “Котята”. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Игра на снятие эмоционального напряжения у дошкольников “Шаронадуватель”. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Игра на снятие эмоционального напряжения у дошкольников “Встреча”. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
Игры на снятие эмоционального напряжения у дошкольников. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Психическое развитие ребенка от 1 до 3 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Как воспитывать ребенка после краха семьи. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Если вам не нравятся некоторые черты характера вашего ребенка. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Возрастные особенности детей старшей группы. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Познавательное развитие. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Рекомендации родителям по общению с детьми после развода. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Развитие познавательной активности у дошкольников. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Нервный тик у детей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Упражнения, направленные на развитие самоуважения ребенка, развитие спонтанности с 6 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Упражнения, направленные на развитие самоуважения ребенка, развитие спонтанности с 5 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Упражнения, направленные на развитие самоуважения ребенка, развитие спонтанности с 4-х лет.Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Упражнения, направленные на развитие самоуважения ребенка, развитие спонтанности с 3-х лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Нарушение поведенческих реакций. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Кризис 3-х лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Трудности адаптации. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- К чему адаптируется ребенок в ДОУ. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Условия успешной адаптации детей к ДОУ. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Игры, направленные на сенсорное развитие детей 1-3 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Что делать, если ребенок перевозбужден перед сном. Памятка для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть
- Когда у родителей разные подходы к воспитанию. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию файл PDF
- Психологическое здоровье дошкольников. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию файл PDF
- Здоровый образ жизни формируется в семье. Консультация для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию файл PDF
- Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей. Консультация для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию файл PDF
- Роль семьи в профилактике асоциального поведения детей. Консультация для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию файл PDF
- Роль семьи в воспитании дошкольника. Консультация для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию файл PDF
Секрет успеха.Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию файл PDF
Ребенок упрямится, капризничает. Что делать родителям? Консультация для родителей, подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию файл PDF
Рекомендации родителям. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию файл PDF
Взаимоотношение родителей с детьми. Тренинг для родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию файл PDF
Пошаговая модель поддержки гиперактивного ребенка. Консультация для родителей, подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию файл PDF
Сочинение сказочных историй как способ определения эмоциональных проблем ребенка. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию файл PDF
- Ябеда-корябеда: почему ребенок ябедничает и что с этим делать? Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию файл PDF
- Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка. Подготовила воспитатель Ардашева Г.Н. – посмотреть консультацию файл PDF
- Сборник упражнений, позволяющий снять стресс у ребенка. Посмотреть файл PDF
- Что делать, если ребенок боится темноты. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Воспитание с помощью сказки. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста. Особенности детского темперамента.Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Как обычно ведут себя дети во время адаптации. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Где мой папа: или как сказать малышу правду? Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Что делать, если ребенок впадает в истерику. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Почему дети часто болеют в период адаптации. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Ребенок боится темноты – основные способы преодоления страха. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Мой ребенок кусает детей. Норма ли это? Гиперопека родителей. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Ребенок не хочет ходить в детский сад. Как ему помочь? Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Возрастные особенности детей 2-3 лет. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Шесть способов избавления от гнева. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Магические слова. Как сделать, чтобы ребенок рос сильным, счастливым и уверенным в себе. (По материалам журнала “Мой кроха и я”). Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Особенности детского темперамента. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Детские страхи. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Когда ребенок сосет одеяло. Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О. – посмотреть консультацию (файл PDF)
- Психолог советует. Как сохранить эмоциональное благополучие ребенка. Подготовила педагог-психолог МБДОУ ЦРР ДС №51 Багирова Е.О. – посмотреть консультацию
Оставьте комментарий
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Рекомендации воспитателям при работе с детьми
Педагог-психолог: О.В. Подсекина
П.Вычегодский, 2016 г.
Как разрядить негативные эмоции
Приступы агрессии происходят не от капризов и прихоти ребенка, а от того, что действия эти неконтролируемы и всегда сопровождаются повышенной нервной возбудимостью, истериками, чрезмерной плаксивостью, подавленным состоянием.
Предложите ребёнку варианты снять напряжение и «разрядить» свою злость: «Когда ты очень злишься, бить других нельзя, можно сделать вот что (на ваш выбор):
Давай мы с тобой:
поколотим подушку руками!
покидаемся подушкой!попинаем подушку ногами!
покидаем мягкие игрушки (в корзину, на пол, на диван).будем мять в комок листы бумаги! (обычные листы бумаги, газету резко сминают в комок за 1 секунду).
покидаемся бумажными комками в стену или друг в друга!
порвём бумагу!
будем обзываться овощами.нарисуем того, на кого ты злишься, и потом его зачирикаем.
слепим того, на кого ты злишься, а потом его раздавим.
попросите малыша нарисовать на альбомном листе причину агрессии и предложите порвать листок.
вдохнуть и досчитать до 10.
выплеснуть всю злость на подушки, то есть побить ее, как боксерскую грушу.
переключите внимание на что-то другое.
займите ребенка спортивной игрой (гимнастикой, футболом).
Все это нужно не просто сказать, а обязательно продемонстрировать ребёнку, показывать, как это делать и вовлечь его в процесс.
Каждый раз, когда вы видите, что ребёнок злится, озвучивайте (проговаривайте) его чувства, показывайте понимание и поддержку и предлагайте ему какой-нибудь из вариантов выше. Скорее всего, со временем, у него появится свой любимый способ, и он сможет справляться без вас.
Таким образом, вы помогаете ребёнку выплеснуть напряжение, разрядить свою негативную эмоцию и при этом он не причинит вред себе, взрослым или другим детям.
ПОМОЩЬ ПРИ СТРАХЕ
Не оставляйте ребенка одного. Страх тяжело переносить в одиночестве.
Говорите о том, чего ребенок боится. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако ученые давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если человек говорит о том, чего он боится — поддерживайте его, говорите на эту тему.
Не пытайтесь отвлечь фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д.
Предложите человеку сделать несколько дыхательных упражнений, например таких:
Положите руку на живот; медленно вдохните, почувствуйте, как сначала воздухом наполняется грудь, потом живот. Задержите дыхание на 1—2 секунды. Выдохните, Сначала опускается живот, потом грудь. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза;
Глубоко вдохните. Задержите дыхание на 1—2 секунды. Начинайте выдыхать. Выдыхайте медленно и примерно па середине выдоха сделайте паузу на 1 -2 секунды. Постарайтесь выдохнуть как можно сильнее, Медленно повторите это упражнение 3 – 4 раза. Если человеку трудно дышать в таком ритме, присоединитесь к нему дышите вместе. Это поможем ему успокоиться, почувствовать, что вы рядом.
Если боится ребенок, поговорите с ним о его страхах, после этого можно поиграть, порисовать, полепить. Эти занятия помогут ребенку выразить свои чувства.
Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.
Помните — страх может быть полезным (если помогает избегать опасных ситуаций), поэтому бороться с ним нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.
ПОМОЩЬ ПРИ ТРЕВОГЕ
Очень важно постараться разговорить ребенка и понять, что именно его тревожит. В этом случае, возможно, человек осознает источник тревоги и сможет успокоиться.
Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. В этом случае можно попытаться составить план, когда, где и какую информацию можно получить.
Попытайтесь занять ребенка умственным трудом: считать, писать и т.д. Если он будет увлечен этим, то тревога отступит.
Физический труд, домашние хлопоты тоже могут быть хорошим способом успокоиться. Если есть возможность, можно сделать зарядку или совершить пробежку.
******************
ПОМОЩЬ ПРИ ПЛАЧЕ
Слезы — это способ выплеснуть свои чувства, и не следует сразу начинать успокаивать человека, если он плачет. Но, с другой стороны, находиться рядом с плачущим человеком и не пытаться помочь ему – тоже неправильно.
В чем же должна заключаться помощь? Хорошо, если вы сможете выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами. Можно просто сесть рядом, приобнять человека, поглаживая по голове и спине, дать ему почувствовать, что вы рядом с ним, что вы сочувствуете и сопереживаете ему. Помните выражения «поплакать на плече», «поплакать в жилетку» — это именно об этом.
Можно держать человека за руку. Иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.
ПОМОЩЬ ПРИ ИСТЕРИКЕ
В отличие от слез, истерика — это то состояние, которое необходимо постараться прекратить. В этом состоянии человек теряет много физических и психологических сил.
Помочь ребенку можно, совершив следующие действия:
Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с ребенком наедине, если это не опасно для вас.
Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с человеком, держите его за руку, поглаживайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.
После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»).
После истерики наступает упадок сил. Дайте ребенку возможность отдохнуть.
Умыться ледяной водой — это поможет прийти в себя.
Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания на 1—2 секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1—2 секунды, медленный вдох и т.д. — до того момента, пока не удастся успокоиться.
ПОМОШЬ ПРИ АПАТИИ
В состоянии апатии помимо упадка сил наваливается безразличие, появляется ощущение опустошенности. Если ребенка оставить без поддержки и внимания, то апатия может перерасти в депрессию.
В этом, случае можно произвести следующие действия:
Поговорите с ребенком. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он вам или нет: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?».
Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно нужно снять обувь).
Возьмите ребенка за руку или положите свою руку ему на лоб.
Дайте ему возможность поспать или просто полежать.
Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (можно прогуляться, сходить выпить чая).
Помассируйте мочки ушей и пальцы рук – это места, где находится огромное количество биологически активных точек. Эта процедура поможет нам немного взбодриться.
Сделайте с ребенком несколько физических упражнений, но не в быстром темпе.
После этого приступайте к выполнению тех дел, которые необходимо сделать. Выполняйте работу в среднем темпе, старайтесь сохранять силы. Например, если вам нужно дойти до какого-то места, не бегите — передвигайтесь шагом.
Не беритесь за несколько дел сразу, в таком состоянии внимание рассеяно и сконцентрироваться, а особенно на нескольких делах, трудно.
Постарайтесь при первой же возможности дать полноценный отдых.
ПОМОЩЬ ПРИ ЧУВСТВЕ ВИНЫ ИЛИ СТЫДА
Поговорите с человеком, выслушайте его. Дайте понять, что вы слушаете и понимаете его (кивайте, поддакивайте, говорите «угу», «ага»).
Не осуждайте человека, не старайтесь оценивать его действия, даже если вам кажется, что человек поступил неправильно.
Дайте понять, что принимаете человека таким, какой он есть.
Не пытайтесь переубедить человека («Ты не виноват», «Такое с каждым может случиться»). На этом этапе важно дать человеку выговориться, рассказать о своих чувствах.
Не давайте советов, не рассказывайте о своем опыте, не задавайте вопросов — просто слушайте.
***********
ПОМОЩЬ ПРИ НЕРВНОЙ ДРОЖИ
Нужно усилить дрожь. Возьмите ребенка за плечи и потрясите его в течение 10—15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.
После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть.
Желательно уложить его спать.
Категорически нельзя:
1. Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе.
2. Укрывать пострадавшего чем-то теплым.
3. Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.
ПОМОЩЬ ПРИ ДВИГАТЕЛЬНОМ ВОЗБУЖДЕНИИ
Острая реакция на стресс может проявляться в двигательном возбуждении, которое может стать опасным для самого пострадавшего и окружающих. В этом случае постарайтесь найти возможность физически остановить ребенка.
Прежде, чем пытаться ему помочь, убедитесь, что это не опасно для вас. Помните, психологическая помощь возможна только в случае, если пострадавший отдает себе отчет в своих действиях.
Задавайте ребенку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит его задуматься. Любая интеллектуальная активность снизит уровень активности физической.
Предложите прогуляться, сделать несколько физических упражнений, выполнить какую-то физическую работу (что-то принести, переставить и т.д.), так, чтобы он почувствовал физическую усталость.
Предложите совместно сделать дыхательную гимнастику.
Например, такую:
Встаньте. Сделайте медленный вдох, почувствуйте, как воздух заполняет сначала грудную клетку, потом живот. Выдыхайте в обратном порядке — сначала нижние отделы легких, потом верхние.
Сделайте паузу в 1—2 сек. Повторите упражнение еще 1 раз. Важно дышать медленно, иначе от переизбытка кислорода может закружиться голова.
Продолжайте глубоко и медленно дышать. При этом на каждом выдохе постарайтесь почувствовать расслабление. Расслабьте руки, плечи, спину. Почувствуйте их тяжесть. Концентрируйтесь на дыхании, представьте, что выдыхаете свое напряжение.
Сделайте 3—4 вдоха-выдоха.
Некоторое время (примерно 1—2 минуты) дышите нормально.
Снова начинайте медленно дышать. Вдыхайте теперь через нос, а выдыхайте через рот, сложив губы трубочкой. При выдохе представьте, что осторожно дуете на свечку, стараясь не погасить пламя.
Старайтесь сохранять состояние расслабленности, Повторите упражнение 3—4 раза.
Дышите как обычно.
ПОМОЩЬ ПРИ ГНЕВЕ, ЗЛОСТИ, АГРЕССИИ
Сведите к минимуму количество окружающих.
Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или избить подушку).
Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
Демонстрируйте благожелательность.
Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. В противном случае агрессивное поведение будет направлено на вас.
Нельзя говорить: «Что ты за человек!?». Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».
Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями, но только в том случае, если это уместно.
Если вы ругаете, не принимайте агрессивные позы: беседа сквозь зубы, сжатые кулаки, сжатые челюсти.
НЕ переходите на крик.
Старайтесь на агрессию ребенка отвечать мирно, это быстрее его успокоит.
Агрессия может быть погашена страхом наказания, если:
— нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;
наказание не должно стать унижением для ребенка;
— наказание строгое и вероятность его осуществления велика.
И в качестве заключения: в любом случае старайтесь как можно больше говорить с ребенком, он должен чувствовать, что нужен, что его любят.