Полезная информация для воспитателей детского сада

Полезная информация для воспитателей детского сада thumbnail

Предметно-пространственная среда – как средство формирования речи дошкольников

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Динамический анализ практической ситуации, за последние несколько лет, свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Для  развития и формирования правильной  речи дошкольников, в нашем ДОУ широко  используется  предметно-пространственная  среда.

Предметно-пространственная среда – это система  материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.

Назначение   предметной  среды –   приобщение  детей,   к  какой- либо    действительности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Среда  в  подготовительной   группе – поле деятельности,  образ  жизни, передача опыта,    творчество,   предметное   образование. Она    достаточно  разнообразна,  что    стимулирует    исследовательскую деятельность и способствует формированию   речи ребенка.

В  группе оформлен речевой уголок, который периодически сменяется и пополняется. Созданы папки чистоговорок, скороговорок, считалок, пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик (в картинках), которые используются детьми не только во время НОД, но и в самостоятельной деятельности.  

Для развития мелкой моторики детям предложены  различные виды мозаик, пазлов, трафаретов для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и различные виды раскрасок.

Оформлена картотека дидактических игр и упражнений по различным разделам:

– фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – «Парные картинки»;

– звукопроизношение:  игры на автоматизацию звуков:  ««Паровоз», «Подбери и назови» и др.;

– лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные); развивающие пазлы,  игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.; 

– грамматический строй речи: игры  «Чей хвост?», «Один – много», «Назови ласково»,  «Чего нет?» и др.; 

– связная речь: сюжетные картинки, игры: «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

– обучение грамоте: схемы слов, предложений; игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.

Собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения  задач по развитию речи. Среди них:

  • альбомы на разные звуки;  
  •  упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики с картинками;
  • картотеки речевых игр, стихов-диалогов;
  • книги

   Окружающая  среда создана так, чтобы  она  была  интенсивно  развивающей,  провоцирующей   возникновение   познавательного   интереса  ребенка, его  волевых    качеств,   эмоций   и   чувств. В группе  выставлен   различный  материал (книги, журналы, картинки),  который меняется,  в  зависимости  от  настроения  детей  или  новых  эстетических  вкусов.

Для развития интонационной выразительности  используется:  настольный  театр («Теремок», «Колобок»,  «Волк  и семеро  козлят»   и т.д.); теневой    театр   («Три   поросенка»,  «Красная  Шапочка»   и т.д.); детям    предлагаются   сюжетно – ролевые   игры («Магазин», «Почтальон» и т.д.); уголок  ряжения,  в  которых   дети   могут  воплощаются   в  различных  персонажей.  

Участвуя в играх-драматизациях, дети становятся более раскованными, у них развивается умение использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, инсценировку).  В эмоциональном отношении  речь детей звучит то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.

Читайте также:  Масло облепихи чем полезно что лечит

Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни.

Работа  по  формированию     правильной  речи проводится не только во время образовательной деятельности, но и во  время совместной деятельности    педагога  и  детей:

– на прогулках: наблюдение-звукоподражание, чтение художественного слова; игры: подвижные, хороводные с использование различных считалок, речевок, потешек, чтение стихов с выполнением движений; игровые упражнения   на   звукоподражания;

– индивидуальная работа с детьми в речевом уголке: артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковые игры, массаж речевых точек и т. д.;

–  сюжетно-ролевые  игры, игра драматизация, театр  кукол;

–  развлечения, праздники;

– труд в природе, в уголке природы, самообслуживание, дежурство, хозяйственно-бытовой     труд;

–  режимные моменты: прием пищи, одевание на прогулку (с прогулки), умывание,  подготовка    ко    сну  (подъем);

– чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, потешек, скороговорок,  пословиц;

–  беседы, рассматривание  иллюстраций, картин, книг.

Для родителей оформлены консультации на различные темы по предметно-пространственной среде и  развитию речи, например: «Создание эффективной предметно-пространственной среды в домашних условиях», «Учимся, играя» и др. где они могут узнать, как можно дома заниматься с ребенком.

При правильной организации процессов воспитания и обучения происходит гармоничное развитие всех психических и физических процессов: мышление, память, воображение, восприятие, речь. Для развития речи дошкольников можно использовать сотни методов и техник: от скороговорок и словесных игр до пересказов и творческих сочинений.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Предметно-пространственная среда способствует обогащению всех сторон  речи дошкольника. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, созданная пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. 

Источник

Хороший воспитатель – это специалист, который сочетает в своей работе личный опыт, опыт других воспитателей и современные разработки для дошкольного образования на государственном уровне. Знания в сфере образования постоянно меняются и обновляются. 

Мы собрали 10 проверенных ресурсов, которые публикуют последние новости дошкольного образования, практические инструменты и наработки для воспитателей. Они пригодятся каждому педагогу, который работает с дошкольниками. Остается только найти подходящий план урока, игру или упражнение и применить его в работе.

1. Сайт российского образования

Воспитатель должен быть в курсе последних новостей образования: какие постановления вступают в силу, какие рекомендации дают для работы. На федеральном портале регулярно публикуют официальные новости и ведомственные решения . Сайт касается всех направлений образования, но для воспитателей есть отдельный раздел “Дошкольники”. На него следует обратить особое внимание. Кроме новостей здесь размещают государственные конкурсы, в которых можно принять участие. У портала есть официальная страница в ВК, но там передается не вся информация.

2. Журнал “Современное дошкольное образование”

Журнал относится к научным изданиям и предназначен для воспитателей и родителей.  Выходит раз в два месяца. Особый акцент придается практической работе с детьми. В журнале рассказывают про оригинальные занятия и игры, книги и игрушки.  Журнал платный – печатная версия дороже электронной. Из бесплатных материалов на сайте можно почитать новости дошкольного образования и узнать о конкурсах. Редакция  рассматривает работы специалистов, которые соответствуют правилам и формату журнала. При желании воспитатель может предложить свою работу для публикации. Статья должна быть научно-популярной, учебно-методической или практико-ориентированной. И освещать проблемы развития дошкольников и дошкольного образования в России и за ее пределами.

3. Журнал “Дошкольник”

Всероссийский журнал выходит в начале каждой недели в pdf-формате. Все выпуски журнала воспитатель может бесплатно скачать на сайте. Каждый выпуск посвящен определенным темам, которые можно увидеть на обложке журнала. На сайте кроме журнала можно найти материалы по любому предмету для дошкольника. Они представлены в формате игр, презентаций, лекций и поделок. Воспитатели могут не только черпать идеи для занятий с этого ресурса, но и делиться своим опытом. Для этого нужно подать заявку в редакцию. На сайте авторы публикуются бесплатно, а за возможность публиковаться в журнале нужно заплатить. Зато после одобрения статьи можно получить сертификат публикации.

Актуально: программа повышения квалификации для заведующих ДОО и воспитателей “Особенности работы организации дошкольного образования в сложной санитарно-эпидемиологической обстановке”, 72 часа, стоимость от 1650 руб. Подробнее

4. Образовательная социальная сеть

На ресурсе NSportal воспитатель может легко создать свой мини-сайт или сайт детского сада. Для этого не нужны специальные технические навыки. На сайте можно публиковать статьи, новости и объявления, создавать обсуждения и добавлять фотографии. Другие воспитатели могут комментировать статьи автора и общаться друг с другом на форуме. Форум живой и активный, поэтому можно быстро получить ответ на интересующий вопрос. 

Читайте также:  Полезный напиток 100 к 1 ответ

Пользователи создают группы по интересам для общения на важные для них темы. Функционал сайта позволяет на основе групп организовать крупные образовательные проекты. Кроме этого на сайте в общем доступе находится  библиотека полезных материалов для воспитателей – видео и аудиозаписи по разным предметам, игры и планы уроков.

5. Развивающие онлайн-игры “Играемся”

Воспитатели постепенно вводят дистанционные форматы в обучение. Сайт “Играемся” отлично поможет в этой задачей. На портале воспитатель найдет детские обучающие компьютерные игры разной сложности. Приятный дизайн сайта и игр располагает задержаться на нем и попробовать разные форматы. Дети моментально увлекаются этими играми. И конечно, они помогают развитию ребенка. Есть игры на внимание и память, на логику и мышление, раскраски, пазлы, загадки и другие интересные задания. Их разрабатывали профессиональные детские психологи и иллюстраторы. Рекомендуем сделать эти игры элементом обучения детей. Но помните, что дошкольникам желательно проводить за компьютером не дольше 30 минут в день.

6. ДетскийСад.ру

На сайте есть много полезных разделов для родителей и воспитателей. По ним удобно ориентироваться, чтобы выбрать материалы интересующей вас тематику. Воспитателям стоит обратить внимание на раздел “Семья и дети”. Там опубликованы интересные статьи о физическом развитии детей, о детской гигиене, о значении игр в обучающем процессе, об организации праздников в детском саду, о детских болезнях и детской психологии. 

7. Сайт “Воспитатель”

На сайт загружены конспекты занятий по различным категориям. Ресурсом удобно пользоваться из-за приятного дизайна и понятной классификации. Воспитатель может взять здесь готовые уроки. В них нет лишней информаци – удобные для восприятия тексты по делу, красивые изображения и яркие заготовки для игр и заданий. Именно такие материалы лучше всего подходят для проведения занятий с дошкольниками. Кроме планов уроков, на сайте есть загадки, тестирования и другие интерактивные форматы взаимодействия по разным предметам.

8. Сайт “Воспитатель” 2

Сайт называется так же как предыдущий, однако “начинка” у них разная. На этом портале с простым дизайном много полезной информации. Воспитатель может скачать материалы для занятий, игры, загадки, презентации и даже книжки. Все материалы очень яркие и доступны для скачивания в pdf-формате. Из недостатков – нет четкого распределения литературы и презентаций по темам. Придется постараться, чтобы найти книгу на конкретную тему. С материалами к урокам такой проблемы нет. Есть четкая структура, но внешний вид инструкций к урокам не очень презентабельный. Мало изображений.

9. Центр Адалин

Сайт отличается огромным количеством идей для поделок. Они разбиты на категории – осенняя тематика, к Новому году, ко дню Матери и к другим праздникам. Плюс рукоделие классифицировано по материалам для изготовления – пластилин, листья, бумага. Кроме поделок, на сайте есть онлайн-букварь. С его помощью дети могут изучать буквы в игровой форме. Еще на сайте можно почитать много статей на тему детского развития.

10. Мой детский сад

Сайт работает больше 15 лет. За это время там накопились методические разработки, игры, руководства и сценарии для занятий с детьми. Авторы этих работ – профессиональные воспитатели. Поэтому, если вы относите себя к ним, можете бесплатно разместить там свои материалы. Они будут опубликованы после проверки модераторами. Проект еще год назад развивался, но сейчас нет прежней активности, поэтому модераторы могут быть не на связи. В связи с этим рекомендуем использовать этот ресурс только как источник полезных материалов.

Читайте также:  Имбирь полезные свойства для мужчин рецепты с фото

Если статья вам понравилась, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале, где 5 звезд – очень понравилась.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Источник

Ева Норина
Советы начинающему воспитателю

Воспитатель детского сада – довольно трудоемкая, но в то же время интересная профессия. Человек, выбирающий ее, должен понимать, что плоды своей профессиональной деятельности он получит не сразу, а только спустя многие годы, когда из озорных девчонок и мальчишек вырастут взрослые люди, которые добьются в своей жизни определенного успеха.

ВОСПИТАТЕЛЬ — ЭТО ЭНТУЗИАСТ, ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ РАДИ ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТЫ, А ПОТОМУ ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТ ДЕТЕЙ И ЛЮБИТ СВОЮ ПРОФЕССИЮ.

Начинающий воспитатель это не всегда молодой человек, нередко встречаются люди более зрелого возраста, которые решили переквалифицироваться из своей основной специальности в специальность воспитателя.

Наверняка, каждый новичок согласится с мнением А. С. Макаренко, который говорил, что как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.

Человеку, решившему посвятить свою рабочую деятельность детям, предстоят годы обучения, прохождение практики, защита дипломной работы и, наконец, устройство на работу в дошкольное учреждение.

Какие же трудности могут подстерегать начинающего воспитателя?

Работа воспитателя заключается не только в непосредственном контакте с детьми и их родителями, а также в тесном сотрудничестве с другими работниками детского сада. Нередко получается так, что «молодежь» не может найти общий язык с «передовиками». В коллективе всегда есть воспитатели более опытные, у них стоит поучиться и начинающему педагогу.

Не стоит бояться или стеснятся задавать вопросы, они должны понять и поддержать новичка, так как сами не так давно проходили это испытание. Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок. Прислушиваясь к их советам, вы покажете, что уважаете их педагогический стаж, и они пользуются у вас авторитетом.

Для успешной работы с детьми необходимо завоевать у них доверие и авторитет. Причем это завоевание необходимо осуществлять с первых минут пребывания начинающего воспитателя с детьми. Если у вас не будет с детьми доверительных отношений, тогда у вас будут проблемы с вопросом дисциплины, которая является главным условием успешной и продуктивной работы с детьми.

С чего же начать? Конечно же, со знакомства, представьтесь детям, расскажите им что-нибудь о себе, заинтересуйте их своей личностью. Обязательно проявите интерес к каждому ребенку, чтобы дети понимали, что они вам не безразличны.

ДЕТИ — ПРЕВОСХОДНЫЕ ПСИХОЛОГИ, КОТОРЫЕ НЕ ТЕРПЯТ ФАЛЬШИ, ПОЭТОМУ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЕГДА ИСКРЕНЕН С НИМИ.

При работе с детьми нужно руководствоваться следующими принципами:

Добиваясь уважения к себе, необходимо проявлять его к другим. Каждый ребенок – это уже личность, которая требует к себе уважения.

Нужно быть честными с детьми и обязательными. Слова воспитателя никогда не должны расходиться с действиями. Дети не будут уважать человека, который сам не верит в то, что говорит.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, пользуйтесь этим для достижения успеха. Контакт воспитателя с детьми должен быть построен на игре. Настоящий воспитательиспользует игру во всех сферах детской деятельности: на прогулке, на занятиях, когда они умываются или ложатся спать и т. д.

С какими бы трудностями не пришлось столкнуться начинающему педагогу при работе с детьми не стоит отчаиваться и «вешать голову», ведь за свои труды вы обязательно будете вознаграждены счастливым блеском глаз и лучезарными улыбками своих воспитанников.

Источник