Полезная информация для школьников по профориентации

Полезная информация для школьников по профориентации thumbnail

Профориентация в школе

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели и задачи профориентации в школе

Цели школьной профориентационной работы

  • Профориентационная работа в школеФормирование у детей готовности к труду.
  • Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
  • Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

Задачи школьной профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
  • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

Школьная профориентация

Этапы профориентации в школе

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».

В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

Начальная школа, 1-4 классы

Профориентация в школеНа этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

Для получения развёрнутого материала по возможностям и структуре профориентационной работы в начальной школе можно обратиться к статье «Профориентация в начальной школе, 1-4 классы».

Средняя школа, 5-7 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

Подробное описание профориентационной работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней школе, 5-7 классы».

Средняя школа, 8-9 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».

Старшеклассники, 10-11 классы

Формы профориентационной работы в школеЭто наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Статья «Профориентация старшеклассников, 10-11 классы» предлагает подробное описание о процессе профориентационной работы в старших классах, выборе необходимых ЕГЭ и необходимых шагах для поступления в высшее учебное заведение.

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.
  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

  • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
  • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Оценка эффективности профориентационной работы в школе

Этапы профориентации в школеДля проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:

Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

Потребность осознанного выбора будущей профессии

Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

Осознание школьником общественной значимости труда

В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

Осознание школьников своих возможностей и интересов

Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

Цели и задачи профориентации в школеИндивидуальный характер профориентации

Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

Ожидаемые результаты школьной профориентации

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

Источник

Красные штаны — неотъемлемый атрибут человека, который ищет себя. Если у вас пока нет брюк помидорного, свекольного или хотя бы вишнёвого цвета — бегом в магазин, а потом изучать чужие советы.

Иногда ты внезапно понимаешь, что абсолютно не знаешь, кто ты, и есть ли у тебя то пресловутое «призвание», о котором все твердят с пеленок.

Чаще всего ответ приходит так же внезапно: случайная листовка на улице или реплика за соседним столиком в кафе. А для того, чтобы скрасить время в мучительный промежуток между двумя этими моментами, и придумана профориентация.

Сама идея профориентации стала популярной в начале XX века, когда у людей одна за одной возникали новые возможности реализовать себя. С того времени появилось огромное количество способов найти свой путь: от энциклопедий до деловых игр. Итак, что же вы или ваши близкие можете сделать в случае острой необходимости найти себя?

Данный список содержит в себе очень разные возможности: от известных каждому способов до веяний последних лет. Создан он для старшеклассников, однако, если вам «далеко за», вы тоже найдёте здесь полезные идеи. Также важно понимать, что граница между многими идеями, изложеннымии ниже, весьма условна, так что у вас нет задачи выбрать единственно верный идеальный способ.

Если вы понимаете, что хотите, но нуждаетесь в большем количестве информации, вам больше подойдут стажировки, встречи с представителями конкретных компаний, профильные лагеря. Другие способы подойдут, если вы абсолютно не знаете, в каком направлении двигаться. ​

Исследовать специальные ресуры о выборе профессий

Это могут быть книги, карьерные путеводители, базы специальностей, базы видео о компаниях. Интернет при правильном использовании превращается из бездны материалов в полезную базу знаний. Атлас новых профессий, подборка видео представителей разных индустрий или банальный каталог направлений обучения — примеры сайтов, которые могут стать отправной точкой для постановки гипотез о том, что тебе подходит.

Вот ещё список полезных и любопытных ресурсов:

  • 12+ Проект Skills Map о новых профессиях;
  • 12+ Проект Smartia о профессиях, навыках и личных историях;
  • 14-18 Портал «Моё образование» и подбор специальностей по экзаменам ЕГЭ;
  • Алгоритм по выбору специальности, который можно скачать к себе на компьютер (от проектов «Образ жизни» и Smart Course);
  • 14+ Профилум — интерактивный каталог профессий с уровнем зарплат и требованиями;
  • 14+ Отзывы студентов об университетах на StudyGuru;
  • 14+ Портал об образовании и карьере Учёба.ру;
  • 18+ Путеводители по сферам деятельности и компаниями (ENG);
  • Книга «Странные профессии»;
  • Книга «Как выбрать профессию в 17 лет»;
  • Книга «Профессия художник-иллюстратор» — отличный пример историй конкретных людей, которые разными путями пришли к одной профессии. ​

Пройти онлайн-курс

Раньше люди боролись за 8-часовой рабочий день, сейчас многие считают зазорным уходить с работы раньше полуночи. Культ долгих трудовых дней по-прежнему жив и процветает. Современные школьники не отстают — подгоняемые родителями и картинками успеха из соцсетей, они учатся по 10-12 часов в день, каждый день. Какие уж здесь тренинги? Пообедать бы успеть.

Но на случай особой занятости клиента один за одним появляются онлайн-продукты. Вот, например, четырёхнедельный курс от Brainify.

Конечно, вы получаете меньше обратной связи и непосредственного опыта; с другой стороны, это отличный способ поработать над собой в удобном режиме, в удобном месте, за удобные деньги. ​

Пройти тест

Пройти тест можно в интернете или в одном из профориентационных центров. Некоторые известные тесты, доступные онлайн, собраны в обзорной статье.

А вот бонусом ещё несколько:

  • Тест от Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»;
  • Тесты на портале Учеба.ру;
  • Карьерный компас;
  • Тесты по профориентации в различных сферах.

Почти всегда с тестом можно приобрести и подробную интерпретацию результатов — по скайпу, лично или в письменном формате. Собственно сам тест имеет ценность только в комплекте с вдумчивым пояснением. ​

Встретиться с коучем, психологом или тьютором

Что может сказать о нас совершенно незнакомый человек, если мы сами, люди, которые засыпаем и просыпаемся рядом с собой всю жизнь, не понимаем, чего хотим? Не больше и не меньше, чем может сказать зеркало. Важно: все эти «зеркала» добиваются эффекта по-разному:

  • Коуч — специалист, который задаёт вопросы, которые мы сами себе не зададим, не даёт советов, а помогает вам принять решение самостоятельно. Работа коучей основана на пяти принципах, например «У каждого человека есть все ресурсы для того, чтобы достичь того, что он хочет». Важно: коуч работает только с тем, у кого есть внутренняя потребность разобраться в себе.

Основные ссылки: Международный Эриксоновский университет коучинга; Международная Федерация Коучинга.

  • Тьютор — специалист, который сопровождает процесс самоопределения подростка, в том числе и профессиональное. Тьютор обустраивает образовательную среду, помогает разобраться в существующих возможностях и сделать выбор. Тьютор даёт не ответы, а инструменты.

Основные ссылки: Биржа тьюторов; Московский тьюторский центр.

  • Психолог — более широкое понятие, чем предыдущие два. Психолог может комбинировать разные подходы и методы работы, но в контексте профориентации он, прежде всего, интерпретирует резуальтаты тестирования и выдаёт рекомендации.

Перед началом совместной работы с любым из специалистов важно узнать, что он вкладывает в свою профессию, где и как получал опыт. Важно и просто прислушаться к себе — комфортно ли вам рядом с этим человеком, готовы ли вы работать вместе с ним для достижения общей цели.

Поучаствовать в деловой игре, квесте и бизнес-играх

Сейчас появляется всё больше мероприятий по профориентации в игровом формате: симуляции, деловые игры, даже квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых надо разобраться). Основное отличие: участник узнает всё через максимально приближенный к реальности собственный опыт и последующее обсуждение.

Деловые игры позволяют примерить на себя новую реальность и новую роль, дают много пищи для самоанализа.

  • Деловая игра от Школы тренинга НИУ ВШЭ;
  • Бизнес-игры от PROекта PRO;
  • Кейс-чемпионаты от проекта Changellenge. ​

Сходить на тренинг

С чем у нас ассоциируются тренинги? Стульчики в кругу и перезаряженный ведущий, который пытается вдохновить вялую аудиторию. Несмотря на все стереотипы, качественный тренинг может быть мощным толчком к новым ответам и новым вопросам. Как же оценить качество тренинга, если вы никогда не были на подобных мероприятиях? И где вообще найти тренинги по профориентации?

Избегайте тренингов, которые гарантируют вам выбор университета или места работы к концу занятия или курса. Подобные громкие слова — способ увеличения продаж, а не показатель качества. После хорошего тренинга у вас должно быть больше вопросов, чем ответов, и понимание своих последующих действий. Тренинг — это особая среда. На следующий день вы можете поменять свои решения, передумать всю свою жизнь заново — это нормально. Качественный тренинг даёт инструменты, а к решению вы придёте, когда будете готовы.

  • Тренинговый центр КОТ;
  • Smart Course;
  • КИД.Travel;
  • Курс Профи. ​

Попасть на экскурсию в компанию

Экскурсия, или field trip (выход в поле) — возможность не только услышать, но и увидеть, чем живут сотрудники приглянувшейся компании. Попасть за кулисы можно самостоятельно, договорившись с представителями офиса (и здесь неважно, кто вы — школьник или повидавший виды специалист), либо приняв участие в одной из организованных экскурсий. Плюсы экскурсии: атмосфера компании и люди как на ладони. Минусы: даже самая хорошая экскурсия, с возможностью задавать любые вопросы и решением задачек из реальной жизни, показывает лишь тонкий-тонкий верхний слой пирога. И, конечно же, важно помнить, что компании в одной и той же сфере могут быть кардинально разными, что за одной и той же должностью могут скрываться абсолютно разные задачи и проекты.

Многие компании сейчас самостоятельно организуют экскурсии у себя. Просто проверьте их сайт.

  • PROeкт PRO;
  • В рамках программы «Образ жизни: город». ​

Сходить в тематический парк с разными профессиями

Способ профориентации, который, к сожалению, доступен только детям до 14. От пожарного до хирурга — всё собрано на одной площадке.

  • Kidzania в Москве;
  • Мастерславль. ​

Устроиться на стажировку и shadow training

Многие школьники мечтают о стажировке, а многие просто берут и устраиваются. О законах относительно работы школьников подробно написано здесь.

Для компаний стажировки это палка о двух концах: с одной стороны, возможность привлечь самых талантливых и амбициозных сотрудников, предоставив им шанс попробовать себя, обучив их и заразив их духом своей компании, с другой стороны, любой стажёр, и юный, и опытный, — это издержки, которые могут не окупиться.

Shadow training — один из видов обучения новых сотрудников. Новенький просто прикрепляется к старенькому и проводит с ним от одного дня до нескольких недель. Сейчас этот формат используется и как альтернатива экскурсиям. В случае с shadow training ты действительно видишь, как проходит день специалиста: с кем он общается, какие задачи и в какой пропорции выполняет. Минус: не так просто найти тех, кто согласится на несколько часов и тем более дней добавить к себе неотвязный хвостик, которые следит за каждым твоим движением.

Программы стажировок лучше всего изучать непосредственно на сайтах компаний, центров развития карьеры различных университетов, а также на порталах по поиску стажировок и работы для студентов:

  • Портал на SuperJob;
  • Портал career.ru. ​

Прогуляться на дни открытых дверей университетов, образовательные выставки, ярмарки вакансий и другие мероприятия

На подобные мероприятия стоит ходить, если вы готовы стать настоящим исследователем: задавать как можно больше вопросов и смотреть во все глаза на людей. Без этого вы попросту потеряете время. Для того, чтобы провести время с пользой, необходимо чётко прописать, на какие вопросы вы хотите получить ответ, кто может ответить на них (представители компании или университета, выпускники вуза, специалисты по профориентации или же кто-то другой), возможно, подготовить резюме.

  • Дни открытых дверей на портале Учёба.ру. ​

Пообщаться с представителем той профессии, которая вам интересна

Мало у кого из нас среди друзей есть представители всех профессий. Однако вместе с вами мы организуем уникальную мозаику всех возможных образов жизни. Договориться о встрече с интересным для вас человеком гораздо проще, чем многие думают. И поверьте, если вы школьник, который проявил инициативу и сам позвонил или написал известному спецу, ваши шансы не меньше, а, возможно, даже больше, чем у выпускника или поработавшего человека. Почему? Инициативные школьники по-прежнему вызывают прилив уважения. Ведь многие выпускники университетов пасуют перед задачей начать общение. Главное — бережно относиться к времени того, с кем вы собираетесь встречаться: заранее прочитать информацию о нём, заранее посмотреть, чем занимается компания, в которой он работает.

Алгоритм того, как найти нужного человека и установить контакт, можно найти здесь. Есть и гораздо более простой способ: сейчас проходит всё больше встреч с представителями определенных профессий, цель которых состоит именно в рассказе о сфере их деятельности.

  • Проект «Продленка»;
  • С ноября в рамках проекта «Образ жизни». ​

Поехать в лагерь по профориентации

Есть как минимум 3 типа лагерей, которые полезны именно для ответа на вопрос «чего я хочу».

1. Непосредственно профориентационные лагеря

Лагеря чаще всего комбинируют сразу несколько форматов профориентации: деловые игры и ролевые игры, встречи с представителями профессий, тренинги.

«Образ жизни» — программа, которая предлагает смотреть на поиск себя как на череду исследований и экспериментов. Участники со всей России и из стран СНГ живут в центре Москвы, нон-стоп общаются с представителями разных образов жизни, посещают различные компании, выполняют миссии.

Мы вместе — летние и зимние программы от студенческой организации НИУ ВШЭ. Ключевые форматы: деловые игры и мастерские. Огромное внимание уделяется навыкам коммуникации. Удивительная атмосфера создаётся дружным сообществом, внутри которого общение продолжается и после выпуска из школы.

LifeCamp — профориентационный лагерь, построенный на продолжительной симуляции, во время которой каждый участник может попробовать себя в новой роли. Хотя лагерь проходит в Красноярском крае, программа уже стала известна и за его пределами.

2. Лагеря и школы, которые предлагают несколько специальностей

Летняя многопрофильная школа, организованная НИУ ВШЭ. Школа даёт возможность участникам со всей России ближе познакомиться с одной из четырёх сфер, каждая из которых представлена в НИУ ВШЭ. Лекции и мастер-классы от преподавателей университета, деловые игры и время для нестандарных мероприятий — всё это создаёт насыщенную программу ЛМШ, куда с каждым годом растет конкурс (школа бесплатна).

Зимняя пущинская школа — вряд ли можно распробовать науку лучше, чем в ЗПШ. Специально для преподавания в ЗПШ приезжают учёные мирового уровня, некоторые из них работают за рубежом. Опыты, исследования, эксперименты.

Летняя школа — здесь вы найдёте все, от журналистики до математического моделирования, от художественного кино до поведенческой экономики. Единовременно на площадке собираются от 150 до 600 человек. Школа открыта не только для школьников, но для желающих любого возраста.

3. Лагеря и школы, которые сфокусированы на одной сфере деятельности или специальности — возможность глубже узнать выбранную сферу и проверить, готов ли ты заниматься ей каждый день.

  • GoTo — школа программирования и робототехники;
  • Школа молекулярной и теоретической биологии;
  • Профориентационные программы по различным специальностям на Proforientator.

Источник: Newtonew

Источник