Полезная информация для родителей подготовительная группа

Шестой   год  жизни  –                                    

        хочу   все  знать!

   К пяти годам   ребенок:

-обладает словарным запасом около 3000 слов,

-знает  свой адрес,

-пользуется предложениями  из 5-6 слов,

-пользуется всеми типами предложений,в том  числе и сложными,

-умеет пересказывать,

-правильно произносит практически все звуки,

-определяет право-лево у себя,но не у других,

-знает простые антонимы (большой-маленький;твердый-мягкий),

-пользуется прошедшим,настоящим и будущим временем.

-знает назначение предметов и может  сказать,из чего они сделаны.

Вот ваш ребенок и переходит на новый уровень развития,                                         начинается старший дошкольный возраст.Последняя ступенька перед школой.Конечно,кто-то пойдет в школу с шести лет,кто-то с семи,все равно готовиться будут все.

Не перегружайте  ребенка обилием кружков и разнообразных обучающих программ.Попытайтесь соразмерить свои планы и намерения в отношении ребенка с ЕГО ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Если вы заметили,что ребенок говорит слишком быстро,как будто не хватает дыхания,возбуждается,если в речи появляются запинки,немедленно обращайтесь к врачу-невропатологу и к                              логопеду.

    Особое  внимание   обращайте на  словарь                                                

ребенка,на то,как включаются в него новые слова.

Ребенку  на 6 году жизни нужно знать такие тонкости,как обозначение словом различных качеств и свойств, да не простых,а передающих оттенки,степень,характер.Проще говоря,речь идет о прилагательных в сравнительной степени (горячий-горячее,мягкий-мягче),о наречиях (быстро,медленно),о передаче оттенков цвета                         (светло-коричневый).

    Перед нами стоит задача:сделать так,чтобы ребенок почувствовал многообразие значений слова,его оттенков.Начать можно с придумывания  СРАВНЕНИЙ.

    Апельсин – какой? (круглый,крепкий,упругий,оранжевый,кислый т .д.)

    Какая сегодня погода? (туманная,сырая,грустная и т.д.)

     Поиграйте  в  РИФМЫ.

 Если мамы  дома нет-

Кто сготовит  нам ….обед?

Нужно мамочке помочь-

Помогает маме …….дочь.

Дочь наварит свежих щей,

В щи положит  ……овощей.

Учите  с ребенком    СТИХИ.Но механическое заучивание не требуется, ребенок должен понимать стихи,воспринимать их,а не просто повторять как набор слов.

Говорите с ребенком о профессиях, с какими инструментами работает специалист,какую технику использует.

Расскажите  ребенку,кем  работают ваши члены семьи.

Раз уж речь   у нас зашла о прфессиях,то уточним,что теперь вашему ребенку доступно понимание и усвоение слов-обозначений,которые ребенок может самостоятельно образовывать.

Например,кто ухаживает за лесом? Лесник.А за садом? Садовник.

Можно потренировать ребенка в образовании слов при помощи суффиксов:

Мясо-мясник                                                                                                                                             учить-учитель                                                                                                                гриб-грибник                                                                                                                   водить-водитель                                                                                                             строить-строитель                                                                                                 носить-носильщик

Пора уже убедиться в том,что ребенок понимает и использует в своей речи сложные предлоги:из-за,из-под.

Выполнение сложных  инструкций,которые вы даете,будет здесь подспорьем:»Достань   карандаш из-под книжки».Предложите ребенку ответить на вопросы: «Откуда я достала ручку?» (из-под стола),        «Окуда я достала куклу?» (из-за  шкафа).Важно,чтобы ребенок хорошо понимал,что вы от него хотите,тогда при выполнении действий или во время ответов слова быстрее переходят из пассивного запаса,то есть того,что известно ребенку вообще,в активный,то есть к тем словам,которые используются в речи.

 Помогайте ребенку закреплять знания об окружающем.Очень хорошо развивает умение свободно подбирать слова игра «Подбери  слово»:

                  Щука  плавает,а снегирь? (снегирь летает).

                  Гусеница ползает,а заяц?  (заяц скачет).

Читайте также:  Клевер полезные свойства и противопоказания как заваривать

                  Мышь живет в норе,а сова?(сова живет в дупле).

                  Самолет летит в небе,а корабль? (корабль плывет ).

                   У  кошки котята,а у собаки? (у собаки щенки).

Игра  «Дополни предложение»:

«Мы устали,потому что …..»

«Я удивился,потому что …..».Так ребенок ставится в условия,когда необходимо думать,придумывать,воображать и облекать  это в слова.

Ребенок уже многое понимает и чувствует в этом возрасте,и с ним нужно разговаривать на языке нормального человеческого общения.И еще раз позволим себе напомнить:ребенка нужно любить.

Ребенок уже понятно и убедительно выражает свои мысли.

Старайтесь стимулировать рассказывание,как бы вы не были заняты,попробуйте находить время для общения.

Иногда родителей беспокоит,что ребенок.по-прежнему,допускает в речи грамматические ошибки:        «нам дали много яблоков»,»мы видели лошадев»  и т.п.Такие  ошибки,если они носят единичный характер,преодолеваются под влиянием речи взрослых,правильной и грамматически безупречной.Исправлять малыша нужно тактично.ни в  коем случае не грубо,иногда между делом.

Приготовьте такие игры,где,например,нужно к одной картинке,изображающей предмет,подобрать (и назвать) картинки,изображающие отдельные части предмета.

Как обычно ребенок все проговаривает вслух.

Машина (колеса.кузов,кабина,руль и т.д.)

Дом       ( крыша.стена,дверь,окно,труба).

Чайник  (носик,ручка,крышка,бочок).

Бабочка (туловище,голова,глаза,усики,лапки,крылья) и т.д.

Обобщающие понятия более или менее закрепились в речи.Если нет,играйте в игру:

Апельсин,яблоко,груша,……это …..фрукты

Волк,заяц,лиса,барсук ……..это животные –какие?-дикие.

Пароход,поезд,автобус …    .это транспорт.

Попробуйте игру в антонимы :         «Скажи  наоборот».

                     Добрый-злой

                     Твердый-мягкий

                     Веселый-грустный

                     Чистый-грязный

                     Говорить-молчать

                     Широко- узко

                     Высоко- низко

                     Слева- справа                 и т.д.

Если хотите,чтобы ребенок пользовался достаточным количеством слов,сами употребляйте их,разнообразьте  свою собственную речь.

                       Заяц прыгает,а ласточка ……

                      Червяк ползает,а рыба …..

                      Лошадь скачет,а змея ….

                      Кошка мяукает,а собака….

                      Овечка блеет,а корова …..

Игра «Четвертый  лишний»,можно предъявлять  ребенку такие картинки,на которых предметы не контрастируют слишком уж явно,то есть различие признаков не лежит на поверхности.

Например,нарисованы три птицы и бабочка.Замечательно,когда ребенок может объяснить свой выбор лишнего предмета.

Вы можете многое сделать для того,чтобы облегчить ребенку первые,самые трудные шаги в школе,а именно ,взятие рубежа под названием «грамота».

Со словами можно и нужно играть .

Игры ,которые вы можете предложить ребенку:

– вы предлагаете ребенку несколько картинок и просите назвать  четко(машина,подушка,карандаш,шапка).Пусть ребенок определит,какой звук есть во всех словах.Предложите  ребенку еще придумать слова,в которых есть звук «ш».Спросите его, в каких словах «ш» слышится в середине,в конце,в начале.

-называя картинки,просите ребенка определить,какой звук первый,какой последний,сколько всего звуков в слове.

-«Закончи слово» – просите ребенка закончить слово определенным звуком: самоле..,вертоле..салю..

  «Договори слово»- просите ребенка закончить слово определенным слогом:

Гу

Шу

Ры            БА

про

Тум

глы

-предложите ребенку изменять один звук в слове и смотреть,что получится:

Сам-сом-сон-сан-сын-сыр-сор-сок.

-попросите ребенка найти ошибки –определить,правильно или неправильно вы произносите слово,называя картинку:

«Субы»  (зубы)

«гонь»   (конь)

«бомик» (домик)  и т.д.

Для исправления  дефектов звукопроизношения обращайтесь к логопеду.Некоторые  несовершенства в звукопроизношении ребенка еще могут сохраняться и на шестом году .Особенно часто встречаются проблемы с такими звуками,как «с»,»ш»,»з».»ж»,их иногда смешивают,то же может происходить со звуками «ц»,»ч»,»щ»,»л»,»р».

Если ребенок посещает логопедические занятия,находите время для закрепления материала и выполнения домашнего задания.Ваш интерес к успехам вашего ребенка –важное средство достижения положительного результата.Используйте любой речевой материал:чистоговорки,потешки,стихи.

                              Итоги:

-к шести годам ребенок обладает словарем около 4000 слов,практически все звуки родного языка произносит правильно,                                                                                                       -умеет рассказывать и пересказывать,                                                     -помнит и может описать прошедшие события.                                                          –пользуется сложными предложениями,употребляет все         части речи,                                                                                                  -рисует,заштриховывает,обводит,                                               -хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги,                                                                                                            -различает и дифференцирует звуки.

Читайте также:  Общественно полезная деятельность в начальной школе 2 класс

Источник

ЗАКАЛИВАНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА ПРОСТУДНЫХ
И ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
(беседа)

Цели: пропагандировать знания по профилактике простудных и инфекционных заболеваний; ознакомить с основными принципами закаливания.

Примерное содержание беседы

Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье человека как «состояние полного физического, психического и социального благополучия».

Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Общепризнано, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний. Оно определяется также гармоничным соответствующим возрасту развитием.

Очень важным в сохранении и укреплении здоровья детей является закаливание организма. Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды. Из всех факторов внешней среды наиболее длительное, по существу непрерывное, воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Закаливание в школьном возрасте следует рассматривать как важнейшую составляющую часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма, главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора и постепенного повышения его дозировки.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

1. Постепенность в увеличении дозировки раздражителей.

Постепенность заключается, прежде всего, в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей, прежде чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах, – раньше чем с ними не проведены обливании.

3. Систематичность начатых процедур.

Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность.

Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. п.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, составляется характеристика ребенка.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм.

Воздух является наиболее действующим средством закаливания для всех детей в любое время года. Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18–20 градусов, жизнь детей должна обязательно быть на воздухе: в холодное время года длительность пребывания детей зависит от погоды, но в среднем до 6 часов. Детей не стоит лишать прогулки даже при температуре воздуха 20–25 градусов. В холодную погоду всем детям перед прогулкой следует смазать лицо детским кремом. Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям.

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, содержат невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Эти лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые отеки, заболевание глаз. Даже при кратковременном действии солнца на кожу у детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение или ожог I степени. Солнечные ванны нужно проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, время пребывания детей 7 лет на солнце, например, 30–40 минут. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головы, остается открытым, а на глаза надевают очки с темными стеклами. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сделать через одинаковые промежутки времени 4 оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой или купание в открытом водоеме.

Читайте также:  Чем полезен природный газ для людей

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах. Водные процедуры имеют перед воздушными то преимущество, что их можно легко дозировать.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно снижают на 1 градус через каждые 2–3 дня.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении сужаются кровеносные сосуды носоглотки. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3–4 дня, снижается на 1 градус и доводится с 36 градусов до 18–16 градусов для детей 7–8 лет.

Перед обливанием водой в течение 1–2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой тканью до слабого покраснения.

Обливание из лейки и душа считается наиболее сильным средством закаливания, чем обтирание, т. к. при обливании вода попадает сразу на все тело.

Купание в открытых водоемах является одним из любимых детьми закаливающим мероприятием. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода. Нельзя купать детей натощак или раньше чем через 1,5 часа после приема пищи. Продолжительность первых купаний должна быть не более 2 минут, в дальнейшем ее постепенно можно увеличить до 8–10 минут. Если во время купания какой-либо ребенок (и не обязательно ваш собственный) синеет, начинает дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется.

Важным мероприятием наравне с закаливанием является профилактика заболеваний: простудных, инфекционных.

Простудными заболеваниями болеют люди всех возрастов, но особенно они опасны для детей. Грипп, ангина вызывают обострение хронических заболеваний, таких как ревматизм, туберкулез, дизентерия, заболевание почек, печени и других органов. Такое распространенное заболевание, как грипп, с удивительной быстротой распространяется по территории. Во время эпидемии гриппа заболеванию подвергаются 10–20, а в некоторых городах 40–50 процентов населения. Источником заражения является больной человек. Больные со слабовыраженными формами заболевания опасны для окружающих в такой же степени, как и больные с отчетливыми симптомами. Остановимся на профилактических мероприятиях.

Если ребенок почувствовал себя плохо, ни в коем случае нельзя отправлять его в школу. Особенно важно исключить возможность общения больного с другими детьми. Следует помнить, что больному выделяют отдельную посуду, постельное белье, полотенце. Ухаживающий за ребенком должен носить маску.

Нужно помнить, что грипп опасная болезнь, которая может протекать в тяжелой форме и приводить к летальным исходам. Кроме того, грипп значительно подрывает защитные силы организма, что обуславливает частые осложнения, опасные для жизни.

Самый верный способ профилактики острых респираторных вирусных заболеваний – закаливание ребенка. Закаливание, конечно, не следует рассматривать как полную гарантию от болезней. Закаленный организм переносит инфекцию намного легче, чем незакаленный.

В период эпидемии следует придерживаться ряда правил, выполнение которых в какой-то степени обезопасит детей. Следует как можно реже выводить детей в общественные места (кино, театры). Необходимо учитывать, что больной заразен не только в первые дни болезни, но и во все последующие, вплоть до исчезновения всех клинических признаков заболевания. В связи с этим отводить детей в школу можно только с ведома врача. Следует помнить, что выполнение таких широко известных и доступных гигиенических мер, как частые проветривания классных помещений, влажная уборка, также снижает вероятность заболевания.

Другим важным мероприятием является профилактика инфекционных заболеваний.

К острым инфекционным заболеваниям относятся корь, краснуха, ветряная оспа, коклюш, скарлатина, свинка, дифтерия, полиомиелит. Взрослые болеют этими болезнями редко, потому что перенесли их в детстве. Источником заражения инфекционной болезнью чаще всего является больной и его выделения: слюна, слизь, мокрота. Микробы передаются в процессе непосредственного контакта с больным, через зараженные им предметы. Распространителями некоторых болезней (дифтерия, дизентерия и др.) могут быть бактерионосители – люди, переболевшие определенной болезнью и продолжающие некоторое время после выздоровления выделять микробы.

Одной из основных причин распространения инфекционных заболеваний является несоблюдение требований гигиены.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, пить кипяченую воду из чистой посуды, при кашле и чихании прикрывать рот и нос носовым платком. Обязательно должны быть приучены после туалета и перед едой мыть руки. Необходимо, чтобы о болезни ребенка члены семьи своевременно сообщали в школу.

Соблюдение профилактических мер является необходимым условием нормального развития, сохранения и укрепления здоровья детей.

Источник