Полезная информация для родителей 1 класса

Родителям  будущего первоклассника

1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок еще маленький

Давайте ему посильную работу  в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем тебе доверить помыть посуду» (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)

 2. Определите общие интересы

Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).

3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, давайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

 4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних

Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

5. Научите ребенка делиться своими проблемами

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

 6. Постоянно говорите с ребенком

Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре, кино, цирке – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам действительно интересно.

 7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка

Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.

 8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка

Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания.

9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получиться обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований. Если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.

  Как организовать занятие с будущим первоклассником

Длительность занятия должна быть 15-25 мин, систематически (3-4 раза в неделю);

Не переходите к следующему заданию, если предыдущее не выполнено (ребенок должен получить удовлетворение от достигнутого результата);

Цель должна заинтересовать ребенка, быть новой и чуть-чуть сложной, но достижимой при помощи взрослого.  

Занятия лучше проводить в виде игры.

Во время занятий будьте терпеливы, не ругайте и не наказывайте малыша за допущенные ошибки, помогайте ему их исправить, чаще хвалите его.

Степень сложности заданий нужно постоянно увеличивать.

Приучайте ребенка выполнять работу до конца, аккуратно, правильно.

Чем целесообразно заниматься?

Развивать образные представления (конструирование, рисование, мозаика, сочинение);

Мелкая моторика – это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи, памяти, внимания.

Для развития мелких движений руки необходимо: лепить, перебирать крупу, работать с конструктором, вырезать по линиям, обводить по трафарету, по шаблону, штриховать в разных направлениях.

Для развития крупных движений – подвижные игры, игры с мячом, катание на лыжах , прыжки на скакалке.

Не стараться «натренировать» ребенка на выполнение заданий, а организовать работу так, чтобы ребенок понял способ решения; работать над пониманием материала, а не над скоростью выполнения;

Стремиться к тому, чтобы начатое дело было доведено до конца;

Очень важно привить ребенку веру в свои силы. Научитесь не огорчать его своим неудовольствием и не сердитесь за непонимание и неумение.

Готовимся к школе!

Никогда не рано готовится к школе и лучше поздно, чем никогда. Ведь ваши совместные игры с малышом,   привлечение его к труду в быту и самообслуживанию, интерес к занятиям и разговор о том, что происходит вокруг, обсуждение увиденного и прочитанного – все это обучение, которое ведет за собой развитие.

  Говорите с ребенком побольше обо всех событиях в течение дня (так вы получите информацию о его словарном запасе, о способности понимать причинно-следственные связи);

Порисуйте, полепите с ним, описывая словами, что и как делаете (станет понятно, насколько ребенок освоил пространственные представления, понятия величины и соотношения);

Поиграйте в слова (вы оцените не только словарный запас, но и способность выделять звуки, умственную работоспособность);

Игра в «загадки». Вы перечисляете предметы мебели, а ребенок отгадывает обобщающее слово «мебель» (развиваются способности к обобщению и анализу);

Игра в «сравнения». Что общего, и чем отличаются мячик и арбуз? (выявите способность анализировать и выделять существенные признаки);

Игры на развитие речи

 1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи, мебель.

2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце – посуда).

3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон).

Читайте также:  Статья в газету о полезных делах

4. Подбор действий к предмету (птица …, собака …).

5. Подбор предметов к действию (лает …, мяукает …).

6. Подбор слов, близких и противоположных по значению: хороший – приятный, хороший – плохой.

Ребенок должен уметь:

считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);

уменьшать и увеличивать число на 1;

сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;

сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, весу;

размещать предметы в порядке возрастания, убывания;

различать цвет и форму предметов;

различать геометрические фигуры;

ориентироваться на листе бумаги.

Что необходимо приобрести к школе

  1. Пенал  
  2. Ручка  с синей, зелёной, красной пастой  
  3. Простые карандаши
  4. Линейка 20-25 см  
  5. Ластик  
  6. Цветные карандаши – 12 цветов
  7. Точилка закрытая  
  8. Тетради в обычную клетку  с полями  
  9. Тетради в  узкую (косую)линейку  
  10. Обложки для тетрадей  
  11. Обложки для учебников  

Для урока труда (папка):

  1.  Пластилин – 6-8 цветов
  2.  Клеёнка для пластилина  
  3.  Цветная бумага (6-7 цветов) – 2 шт.  
  4.  Цветной картон (7-10 цветов) – 2 шт.  
  5.  Клей-карандаш – 1 шт.
  6.  Ножницы с тупыми концами – 1 шт.
  7.  Линейка 20-25 см – 1 шт.

Для урока рисования:

  1. Альбом
  2. Краски акварельные – 12-14 цветов

10.Кисти

11.Стакан-непроливашку

Для урока физкультуры:

Спортивная форма и спортивная обувь со светлой подошвой (не оставляет черных полос на полу),форма для зала ( выбор цвета на классном собрании)

Сменная обувь со светлой подошвой (не оставляет черных полос на полу)- ежедневно.

Ребенок, поступающий в 1 класс должен:

Ø    Знать свое имя и фамилию, домашний адрес, имена членов семьи.

Ø    Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

Ø    Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

Ø    Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов.

Ø    Уметь сравнивать группы предметов –   больше, меньше или равно.

Ø    Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

Ø    Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать цветок), дать ответ, почему он лишний

Ø    Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.

Ø   Уметь отвечать на вопросы и задавать их.

Ø    Иметь элементарные представления об окружающем мире:о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

Ø    Иметь пространственные представления: право-лево,

вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.

Ø    Уметь культурно общаться с другими детьми.

Ø    Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Ø  Иметь представление о сезонных явлениях природы.

Обязательно ли ребенок должен уметь  читать и писать к 1 классу?

Ø    Не обязательно.

Ø    Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).

Ø    Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

При записи ребенка в 1 класс

необходимо представить

следующие документы:

  1. заявление на имя директора школы;    
  2. медицинская карта;
  3.  копия свидетельства о рождении ребенка;

4) справка о регистрации(прописка)

5) копия медицинского страхового полиса;

 6)страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования

7)фотография 3*4

Критерии   готовности ребенка

к школьному обучению

Личностная готовность – ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

Социально-психологическая готовность – умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

Источник

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

(из выступления на родительском собрании для первоклассников)

Подготовила:

Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Первого сентября Ваш ребёнок стал первоклассником. Первый год учёбы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного. Мы, взрослые – и учителя, и родители, – думаю, хотим одного: чтобы школьная жизнь ребёнка была наполнена положительными эмоциями. Для этого важно создавать для него комфортные условия и поддерживать у ребёнка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Быть родителями первоклассника непросто.

Обычно от поступления ребёнка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что первого сентября малыш, как по волшебству, изменится, станет настоящим учеником.

Но, что же происходит в реальности? И второго, и третьего, и десятого сентября он остаётся тем же вчерашним дошкольником. Ребёнок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не выполнить родительские наставления.

Читайте также:  Чем полезна свекла для организма беременной женщины

Нам важно понимать: невозможно стать школьником в один момент. Адаптация ребёнка к школе – это процесс длительный и сложный. Первое время он находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста.

Важно помнить, что ребёнок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что его не нужно осуждать за интерес к игрушкам. Если мы активно поощряем его учебную деятельность, важно поддерживать и его игровую инициативу. Усиление интереса к игре помогает первокласснику снять напряжение. Игровая деятельность с возрастом сойдёт на нет, но если стараться её искоренить, то это не принесёт ребёнку никакой пользы.

Большинство детей идут в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно поддерживать в них это желание. Укрепляя учебную мотивацию ребёнка, Вы, родители, постарайтесь каждый день искренне интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите:

«Что сегодня было самое интересное?» или

«Что нового ты сегодня узнал?»,

«Чем вы занимались на уроке литературного чтения?»,

«Что весёлого было на уроке физкультуры?»,

«В какие игры вы играли?»,

«С каким настроением ты вернулся из школы? Почему?»,

 «С кем ты подружился в классе?» и т.п.

Чтобы у ребёнка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах малышу необходимо ощущение собственной успешности, поэтому в первое время ему особенно важно поощрение. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не самого ребёнка, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности.

Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребёнка похвалить. В этом случае нужно постараться найти что-то такое, что у него хорошо получается, пусть это всего лишь «крючок» из прописи.

В школе ребёнок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Для многих детей это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие отметки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому отметки, которые получает ребёнок, ни в коем случае не должны влиять на Ваше мнение о нём и на Ваши к нему чувства. Важно помочь ему понять: иногда у него что-то не получается, но при этом он сам не становится плохим.

Школьная жизнь – это не только радостные моменты. Иногда ребёнок бывает грустным, рассерженным, обиженным на школу, учителя, одноклассников. Постарайтесь дать ему возможность выразить свои негативные чувства. Первокласснику необходимо наше понимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы тем самым поможем ребёнку освободиться от гнетущих мыслей и чувств.

Начало обучения в школе для малыша – это, прежде всего, большие нагрузки. Школьный режим для него внове. Первоклассник становится раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения – признак переутомления.

В связи с этим, прежде всего, рекомендуется создать для ребёнка щадящий режим. Сохранить дневной сон, ограничить просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером. Хорошо помогают снять напряжение бег, подвижные игры, плавание.

Источник

Самый главный совет: без паники! Да, будут определенные сложности — у каждого ребенка свои. Но малышу нужны адекватные поддерживающие родители, которые помогут преодолеть трудности.

Адаптация к школе проходит по-разному и в норме длится от двух-трех недель до полугода. Продолжительность зависит как от личностных особенностей ребенка и степени его готовности к школьному обучению, так и от сложности учебной программы.

Признаки успешной адаптации

  • Первоклассник идет в школу и возвращается домой с хорошим настроением. Если он веселый и жизнерадостный, не говорит, что в детском саду было лучше, — это хороший знак.
  • Ребенок самостоятельно справляется с проблемами: знает, где находится туалетная комната, самостоятельно переобувается и раздевается/переодевается, обращается к взрослым за помощью.
  • У школьника появились друзья, дома он рассказывает о них и об учительнице.
  • Его здоровье в хорошем состоянии: крепкий сон, отсутствие простуд и жалоб на головные боли и боли в животе.
  • Ребенку интересно учиться, он знает, что в школе важны не перемены, а уроки. Даже если в какой-то момент ему трудно, он преодолевает сложности и готов учиться дальше.

Я становлюсь самостоятельным. 1 класс. Рабочая тетрадь

Клюева Татьяна Николаевна, Флоренко Елена Юрьевна

В рабочей тетради рассказывается о правилах безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. В тетради предлагаются схемы действий ребенка при пользовании электроприборами и газовой плитой, при пожаре, травмировании, встрече с незнакомыми людьми и при других обстоятельствах. Задания и упражнения игрового характера, вопросы, сопровождаемые иллюстрациями, позволяют сформировать навыки безопасного поведения в реальной жизни.

Если ваш ребенок — первоклассник: советы родителям

  • Обязательно соблюдать режим дня. Выспавшийся ребенок спокойнее реагирует на сложности, чувствует себя увереннее и быстрее принимает правильные решения. В первом классе (особенно в первое полугодие) целесообразно сохранить дневной сон. Он будет не таким продолжительным, как это было в детском саду. Но если малыш сильно утомляется (ведь нервная система по-разному реагирует на изменения образа жизни), позвольте ему поспать час после возвращения из школы.
  • Первокласснику будет интереснее придерживаться этого распорядка, если он вместе с мамой или папой продумает режим дня и оформит красочный плакат. Зафиксируйте на нем, что именно школьнику важно сейчас успевать и как это лучше делать. Обязательно оставьте время для игр и любимых мультиков. У ребенка должно закрепиться понимание, что школа — это не кабала, а продуктивная часть жизни.
  • Правильно организовать рабочее место первоклассника. Как это сделать, вы можете прочитать здесь (ссылка на статью Ольги Барановой Рабочее место школьника: как правильно организовать рабочее место ученика дома?).
  • Если до школы ребенок не посещал кружки и секции, где он уже освоился, то в первом классе не стоит устраивать лишний стресс. Главная задача первоклассника — адаптироваться к школьной жизни. Всё остальное второстепенно. Когда он ходит в школу искусств или секцию, где уже хорошо знакомый наставник, друзья, привычные нагрузки, то дополнительное образование впишется в новый этап. Но если первоклашке, привыкающему к учительнице, одноклассникам, урокам и дисциплине, придется еще приобщаться и к факультативным занятиям вне школы, то неокрепшая детская психика может не выдержать такого бремени. Не стоит рисковать психоэмоциональным состоянием ребенка!
Читайте также:  Что такое жимолость чем она полезна

Рекомендации психолога родителям первоклассников

  • Трезвое отношение родителей к способностям сына или дочери — залог адекватного восприятия школьником своих учебных успехов и неудач. Понимающие слабые места ребенка мамы и папы не требуют получать только пятерки и четверки. Интересуйтесь у первоклассника не тем, как сегодня ответил на уроке, а что интересное произошло за учебный день и что новое он узнал. Когда малыш боится, что за полученные отметки его будут ругать, а не поддерживать, он будет до последнего скрывать от вас свои ошибки. Если подобное поведение закрепится, то ребенок научиться обманывать и изворачиваться. В подростковом возрасте это разрушительно влияет на детско-родительские отношения. Помните: лгут тому, кому боятся сказать правду. Не создавайте ситуаций, когда любимый ребенок вынужден стать вруном. Дети не должны воплощать в жизнь амбиции отцов и матерей.
  • Хорошо, если утро первоклассника (да и любого ребенка) начинается с теплых слов заботливых родителей. Не стоит его подгонять и торопить в школу. Правильно рассчитать время подъема, гигиенических процедур, приема пищи, выхода из дома — это задача взрослых.
  • Если вы видите, что после школьник грустит или, наоборот, очень возбужден, поговорите с ним. Узнайте, чем вызвано его настроение. Во-первых, это поможет вашему малышу справиться с эмоциональным напряжением. Во-вторых, такие беседы укрепляют теплые отношения и снижают степень накала конфликтов «отцов и детей» в пубертатный период.
  • Если малыш кривляется, вредничает, манерничает, упрямится и не слушается, значит, его развитие протекает нормально! Указанные признаки — это классика проявления кризиса семи лет. Помогите ребенку прожить этот период продуктивно: давайте больше свободы, не опекайте его, пусть у него будет возможность увидеть последствия своих поступков. Такие уступки взрослых укрепляют самооценку семилетки, помогают ему примерить на себя роль самостоятельного человека и стать увереннее. А рабочая тетрадь с игровыми задачами и упражнениями «Я становлюсь самостоятельным» способствует овладению навыками безопасного поведения дома, на улице и в транспорте.
  • Не обижайтесь, если маленький школьник говорит вам, что правы не вы, а учительница. Это хороший признак. Да, значимость родителя снижается, и первоклассник «возносит на пьедестал» педагога. Так малыш овладевает внутренней позицией школьника, чувствует себя своим в большой школьной семье. Поэтому поддерживайте авторитет учителя и способствуйте укреплению хороших отношений между ним и ребенком.
  • Помогите ребенку и по возможности педагогам в выстраивании здоровых отношений в классе. Пусть дети дружат, поддерживают друг друга, оказывают посильную помощь одноклассникам. Помните, что буллинг (травлю) проще предотвратить в начальном звене, чем бороться с ним в более старшем возрасте. Дети должны понимать: все люди разные и ценность человека не зависит от его внешности, национальности, особенностей развития, интеллекта и материального уровня семьи. Чем крепче детский коллектив, тем ниже вероятность, что когда-нибудь травля разъест души сегодняшних первоклассников.

Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь

Савенкова Любовь Григорьевна, Ермолинская Елена Александровна

Задания, предлагаемые в тетради, позволят развить у ребенка чувстсво цвета и формы, умение видеть и замечать их разнообразие в окружающем мире; помогут преодолеть боязнь чистого листа, научат работать с листом бумаги разного размера, правильно его осваивать. Задания способствуют развитию фантазии и воображения, желания творить, нестандартно решать предложенные задачи, активизировать ассоциативное мышление и память.

Советы родителям первоклассников от учителя

  • Самое сложное задание для новоиспеченных школьников — это письмо. Палочки, крючки, хвостики, буквы, слова и предложения на тетрадном листе требуют максимальной точности контроля движений, когда все пять пальчиков совершают ювелирную работу. Чтобы понять, какой это труд для малыша, возьмите ручку в левую руку (или в правую, если вы левша) и попробуйте написать свое имя. Насколько ровно и быстро у вас получается? А ведь взрослые уже умеют писать! Не стоит ругать первоклассника за некрасивые буквы. Продолжайте развивать мелкую моторику ребенка, чтобы мышцы рук выполняли более тонкие движения. Работа с учебно-методическим комплексом по изобразительному искусству для 1 класса не только помогает школьникам в развитии пространственного мышления и творческих навыков, но и тренирует мелкие мышцы ладоней, что способствует более быстрому и аккуратному письму.
  • Следите за тем, чтобы с утра ребенок сытно позавтракал и выпил достаточно воды. Для того чтобы завтрак был полезным, рекомендуется включать в него фрукты, зерновые и молочные продукты.
  • Научите ребенка собирать портфель. Лучше всего это делать по такому алгоритму:
  1. Несколько раз покажите первоклашке, как сложить школьные принадлежности в ранец с учетом расписания уроков.
  2. Когда ребенок освоит этот шаг, собирайте портфель вместе с ним.
  3. Составьте чек-лист, как собирать портфель, и следите за правильностью выполнения.
  4. Когда убедитесь, что школьник научился это делать самостоятельно, можно его больше не контролировать.
  • Не требуйте от ребенка сидеть за столом, пока он не выполнит весь объем дополнительных заданий. Первоклассник нуждается в физической активности каждые 15–20 минут. Пусть малыш сделает наклоны, приседания, прыжки и снова садится за упражнения.
  • Не стоит переписывать плохо сделанную классную работу. Такая обязанность воспринимается как бессмысленное дело и вызывает отвращение к учебе.
  • Эти несложные в исполнении рекомендации помогут вам справиться с первыми школьными трудностями и сохранить физическое и эмоциональное здоровье ребенка.
  • Педагог-психолог Ольга Иванова

    Источник