Полезная информация для педагогов от психолога

Полезная информация для педагогов от психолога thumbnail

Информация для родителей

«Психолого-педагогические  особенности подростков»

Цель: информационная помощь  педагогу в проведении родительского собрания

Запрос –  для родительского собрания (классный руководитель 7 класса).

Родителям о нас подростках.

К 13 годам накапливается немало проблем переходного возраста. Подростковый возраст – это период онтогенеза  от 10-11 до 14-15 лет.  Это время «закрепление ценностей» и усвоения позитивного опыта в разрешении  проблемных ситуаций.

Именно в этот период необходимы понимание и поддержка взрослого!

Физиологические  особенности подростка:

1.Критический период, т.к. связан с  «трудностями роста»: половым созреванием и  «гармональными выбросами», ростом   мышечной и костной ткани, общей  диспропорции в физиологии и психике.

2. Девочки растут быстрее мальчиков  (поэтому они крупнее и выше).

3.В центральной нервной системе усиление процессов возбуждения над торможением.

4.Рост ЦНС отражается на тонкой моторике,ухудшается почерк и на речи – ответы надо «вытягивать».

5.Возраст 13 – 15 лет – это второй этап  полового созревания. У подростков усиливается интерес  к противоположному полу.

6.Под влиянием гармонов растет мышечная  масса, повышается работоспособность.

Мерило успеха – внешность подростка. Стремление не быть отвергнутыми сверстниками могут начинать курить, хамят,  веселят окружающих, используют тактику  «сердитого внимания».

С психологической точки зрения состояние подростка характеризуется:

1.Непостоянные дружеские связи.

2. Может  произойти смена лидера.

3.Снижение самооценки.

4.Борьба за самостоятельность.

5.Снижение внимания.

6.Упрямство.

7.Раздражительность.

8.Обидчивость.

9.Переутомление.

Проблемы, которые могут возникнуть в переходный период.

1.Нарастает неуверенность в себе.

2.Появляется тревожность, сомнение в собственной значимости для родителей и друзей.

3.Готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого».

4.Из трудных ситуаций ищут пути преодоления, которые могут быть опасные для здоровья.

5. Стремятся освободиться от зависимости взрослых.

6.Могут возникать агрессивные, непредсказуемые реакции защиты, даже если угрозы нет. Данный возраст – пик эмоциональной неуравновешенности.

7.Жажда признания среди сверстников может стать причиной невротических реакций.

8.Тесная эмоциональная связь с родителями вступает в противоречие. Подросток имеет сильную потребность поговорить  о себе со взрослыми.

9.Возникает желание изменить свое состояние, приняв «что-либо» для быстрого улучшения настроения (это опасные предпосылки).

10.Настроение подвержено резким перепадам (от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Незначительное замечание может привести к бурной реакции.

Если нет возможности поговорить со взрослыми могут возникнуть депрессивные настроения, суицидальные  мысли, либо резкие агрессивные  вспышки, направленные на взрослых.

С   педагогической   точки зрения:

1.Не хотят учиться так, как могут

2.Не хотят слушать никаких советов.

3.Не приходят вовремя.

4.Не убирают за собой.

5.Качество учебной деятельности ухудшается (на уроках стремятся общаться, переписываться)

Дети легко могут возбуждаться  и не всегда справляются со своим  состоянием. Это ведет к ухудшению дисциплины особенно на последних уроках или после контрольных работ: учащиеся могут громко говорить и хохотать.   Смех становится одним из способов отреагирования  нарастающего сексуального возбуждения.

Заключение.

Теперь вам предстоит самое трудное и важное применять полученные знания на практике.

Вы должны знать, что вам надо запастись терпением, вниманием, пониманием.

Помните, что иметь веру в ребенка – значит принять его таким , какой он  есть.

Ребенку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в учебе, делах , чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя.

Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра.

Это аванс на долгий и трудный день!

                             Психолог                                                    (М.В. Ускова)

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ

1. Подростку необходим взрослый, для того чтобы научиться быть взрослым!

2.Развитие ответственности за действия и поступки, осознанности начинается в семье. Необходимо решать проблемы на семейном совете.  

3.Назначьте санкции за нарушение или невыполнение требований. Главное, выработайте единое требование к подростку.

4.Не перекладывайте воспитание на плечи  бабушек и дедушек!            

5.Слабая успеваемость – это низкая школьная мотивация, которая обусловлена неумением делать выбор и брать на себя ответственность за решение.

6.Абсолютно бесполезно ругать и наказывать за отсутствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения. Плохое поведение – первый признак, что потребность в «принятии и уважении», «самовыражении» не удовлетворяются.

7.С чего Вам начать? Задайте себе вопрос, а кто для моего ребенка является идеалом (кумир помогает стать подростку лучше)?

8.Домашние задание проверяйте, а не ограничивайтесь вопросом: «Уроки сделал?». Не оправдывайте свое неучастие отсутствием времени. Нет у вас времени -не удивляйтесь, что он плохо учиться.

9.Проверяйте задания только тогда, когда он их закончит.                

10.Объясняйте ребенку его неудачи недостатком прилагаемых усилий.

11.Прививайте уважение к умственному труду собственным примером.

12.Избегайте личностных сравнений с одноклассниками!

13.Установите правила касающиеся школы: 

– посещение школы – обязанность;

– вопрос о выполнении домашних заданий вне обсуждения;

-об оценках ребенок должен сообщать. Спокойно обсуждайте неудачи и набросайте план по   улучшению ситуации;

14. Меры должны быть разумными, логичными и понятными подростку.

15. Чрезмерное давление на ребенка может подавить его мотивацию, он учится без радости.

16.Родительский страх мешает детям стать самостоятельными.

17. Родители должны посещать регулярно родительские собрания, поддерживать контакт с классным руководителем – это положительно скажется на отношении  ребенка как к школе, так и к обучению.

18.Вам необходимо научиться ребенка слушать, понимать и сопереживать.

19.Любовь родителей и положительные эмоции – это близость, привязанность, отзывчивость и хорошие отношения. Отрицательные эмоции вызывают – холодность, враждебность, отторжение.

20.Отношению к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку.

21.Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении.  Если этого нет, то подавляется развитие личности ребенка, влияет на его самооценку и ведет к конфликтным ситуациям между родителями и детьми.

22.Личный пример родителей- следовать тем же принципам, которым учат детей.

23.Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.

Что нужно сделать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?

1.Дайте свободу. Ваш ребенок уже вырос и удерживать его возле себя все равно не удастся. Непослушание – попытка выйти из-под опеки.

2.Никаких нотаций. От вас нужен: спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических суждений. Ребенок имеет право на собственное мнение.

3.Идите на компромисс. Никто еще ничего не доказал с помощью скандала – здесь не бывает победителей.

4.Уступает то, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывают дров. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5.Не надо обижать. Не стремитесь сделать больно с помощью язвительных замечаний или хлопаньем дверей. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

6.Будьте тверды и последовательны. Дети – хорошие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших.

Теперь вам предстоит самое трудное и важное применять полученные знания на практике.  Вы должны знать, что вам надо запастись терпением вниманием пониманием.  Помните, что иметь веру в ребенка – значит принять его таким , какой он  есть.  Ребенку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в учебе, делах , чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя.

Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра.

                                                                                                            Это аванс на долгий и трудный день!

Источник

Рекомендации психолога педагогам

«Создание благоприятного психологического климата в коллективе»

«Благоприятный морально-психологический  климат в коллективе –

основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:

  1. Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, ученикам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.

  2. Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.

  3. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.

  4. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.

  5. Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.

  6. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.

  7. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?

Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.

Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.

Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.

Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.

Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.

Советы психолога

Относительно работы

• Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

• Умейте отказаться вежливо, но убедительно.

• Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.

Относительно самого себя и своей жизни

• Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны.

• Организуйте себе свой День эгоиста.

• Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.

• Составьте расписание неотложных дел после работы.

Относительно мира вокруг

• Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.

• Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Мы, психологи, знаем, что контролировать можно только одного человека — самого себя.

Относительно проведения хорошего урока

Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции: мудрости; терпения, храбрости; работоспособности; оптимизма; преданности своему делу; вольнодумия и свободомыслия,  доброты; отдыха и заботы о здоровье; доброго юмора; такта; веры в каждого ученика. Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!

Как по-философски относиться к жизни

13 фраз о жизни Габриель Гарсиа Маркес:

  1. Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.

  2. Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не      заставят тебя плакать.

  3. Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не      значит, что он не любит тебя всей душой.

  4. Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать      твое сердце.

  5. Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он      никогда не будет твоим.

  6. Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может      влюбиться в твою улыбку.

  7. Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь      мир.

  8. Не трать время на человека, который не стремиться провести его с      тобой.

  9. Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как      встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были      благодарны.

  10. Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.

  11. Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить      людям, просто быть чуть осторожнее.

  12. Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека      и будешь надеяться, что он тебя поймет.

Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно

Источник

      

       В условиях модернизации системы образования, когда приоритетной целью образования провозглашается развитие личности учащегося, особую актуальность приобрела проблема сохранности эмоционального и психологического здоровья педагога. Известно, что при описании профессионального развития педагога негативное влияние особенностей профессиональной деятельности на личность преподавателя рассматривается в контексте профессионального выгорания и снижения эмоциональной устойчивости. Эмоциональную устойчивость следует понимать, как способность осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях. Психологическим условием развития эмоциональной гибкости является осознание педагогом роли и значения эмоциональной сферы личности, в оптимизации деятельности, общения, психического и физического здоровья, как учителя, так и учеников. Людям, посвятившим свою судьбу воспитанию детей, нужна реальная помощь.

Гимнастика мозга – станьте успешными в любом возрасте!

Не в деньгах счастье (стать богатым, но счастливым)

       Сегодня увеличивается не только учебная нагрузка, а вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности педагога, общее переутомление. Проблемы педагога – это проблемы всего современного общества. Надо признать, что инновации в образовательной системе касаются в основном ребенка. А педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, большое количество времени в сутки, проводимого на работе и к, сожалению, ещё много факторов. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».
       Нельзя забывать также о том, что педагоги – это в первую очередь наши современники. Просто люди, живущие здесь и сейчас, и переживающие личные непрофессиональные моменты своей жизни не менее остро и ярко, чем люди, не занимающиеся педагогической деятельностью. Поэтому, не пренебрегая всеми видами деятельности психолога:
– психологическим просвещением (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, информация в СМИ, семинары, «круглые столы», наглядная информация);
– психологическим консультированием (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).

Психологические  садисты.

Люди – паразиты.

Как уберечь себя от клеветы.

Литература:
Аргайл М. Психология счастья. М., Прогресс,1990
Берг В. Карьера – супер игра. М., Интерэксперт, 1998
Бойко, В,В. Энергий Эмоций в общении: Взгляд на себя и других/ В.В. Бойко// «Филинъ».: М., 1996.
Гнездилова, О.Н. Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя/О.Н. Гнездилова// М., 2005
Ибарра Э. Неординарные стратегии, изменяющие карьеру. СПб.: Стокгольмская Школа экономики в С-Петербурге, 2005
Карабекова, Н.В. психологические аспекты профессиональной культуры учителя/ Н.В. Карабекова// педагогика и психология: курс лекций/ Под ред. Л.И. Гриценко. – Волгоград: Из-во ВГАПК РО, 2009.
Коклова. М.О., Феактистова Я.С. Психъологическая поддержка эмоционального здоровья педагогов в рамках внедрения ФГОС второго поколения
О,Кифф Дж. Бизнес-прорыв. Восемь стратегий достижений выдающихся результатов. М., ЭКСМО, 2005
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 1992
Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя/ Митина Л.М.// «Академия». М., 2004.
Пономорева, Г.А. синдром «эмоционального выгорания» у педагогов работающих с особыми детьми и способы его профилактики в условиях образовательного учреждения: (из опыта работы)/Г.А. Пономарева// специальная психология. 2006.
Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. М., ЮНИТИ, 2009
Самоукина Н. Карьера без стресса. СПб.: Питер, 2003
Франкл В. Человек в поисках смысла жизни. М., Прогресс, 1990
Хилл Н. Думай и богатей. М., Парадокс, 1995
Чернов А. Карьера как образ жизни // Ведомости, 22 ноября, 2002
Шаповалов В., Минкина О. Консультирование по карьере. М., Академический проект, 2008
www.standart.edu.ru

Источник