Полезен ли бассейн для гиперактивных детей

Полезен ли бассейн для гиперактивных детей thumbnail

Гиперактивные дети требуют больше внимания, априори расходуя энергию в разы сильнее. Они плохо чувствуют свое тело и не справляются с эмоциональным фоном. Молодые родители отдают все свободное время таким малышам, параллельно занимая их и танцами, и хоккеем, и боевыми искусствами. Перед мамами и папами всегда стоит вопрос: так куда же правильнее отдать гиперактивного ребенка?

Мы за бассейн. У нас есть причины. Вот вам пять самых веских, а дальше решайте сами.

Почему именно бассейн?

Гиперактивные дети часто агрессивны и неуправляемы. Плавание дисциплинирует — этому способствует сама организация пространства. В бассейне ребенок изолирован и ограничен дорожкой, практически не контактирует с другими детьми, полностью сосредоточен на себе и на собственных достижениях.

Неврологию, повышенную возбудимость, расшатанную нервную систему — все это могут только усугубить другие виды спорта. Особенно боевые искусства, которые по умолчанию воспитывают агрессию и защитную реакцию (сейчас не говорим о редких исключениях вроде ушу). Плавание — максимально мирный, успокаивающий, заряженный на внутреннюю гармонию вид спорта.

Бассейн в детском саду

Физические нагрузки снижают повышенную импульсивность

Занятия спортом положительно влияют на общее эмоциональное состояние: ребенок учится концентрации, собранности, уверенности в себе. По словам экспертов, пик гиперактивности наблюдают у детей в возрасте от 4-5 до 7-9 лет. Именно в этот промежуток важно «поймать» настроение ребенка и задать ему правильный вектор. Этот же возраст врачи называют идеальным для занятия плаванием (однако отдавать малыша в бассейн раньше 5 лет медики не советуют).

Чем опасна излишняя импульсивность? Перманентно нервным состоянием, проблемами со сном, плохим самочувствием, неумением ставить цели и достигать их, прокрастинацией во взрослом возрасте. Занятия плаванием обычно проходят по прописанной методике: на таких предсказуемых уроках гиперактивные дети сконцентрированы на конкретных упражнениях; работают по плану, ориентируясь на четкий результат и не отвлекаясь на внешние факторы; активно расходуют энергию (залог налаженного режима).

В Австралии провели эксперимент: почти 200 детей в возрасте от 3 до 5 лет попросили пройти тесты на находчивость и изобретательность. Лучшие результаты показали ребята, которые занимались плаванием. Очевидно, что найти правильное решение и проявить ту самую изобретательность невозможно, если ты не можешь сосредоточиться на конкретном занятии. А именно этому учит плавание.

Ребенок в бассейне

Спортивное плавание воспитывает дисциплину

Плавание — это самодисциплина. Речь идет только о спортивном плавании, в тематических секциях. Работа на время и результат способствует правильному режиму, умению ставить цели и распределять время с юного возраста.

Дисциплина в бассейне

Занятия плаванием способствуют эмоциональной разгрузке

Гиперактивные дети всегда слишком эмоциональны и тревожны, подтверждают исследования. В бассейне занятия проходят под руководством профессионалов, которые мотивируют ребенка выплеснуть лишнюю энергию, словно «вымещая» ее физической. После уроков у ученика должно быть чувство той самой приятной усталости, какое бывает у взрослых после фитнеса.

Раздражение, излишнюю эмоциональность снимает и сама вода — ее успокаивающие свойства ценили еще древнегреческие философы. Если гиперактивный ребенок уже занимается спортом, бассейн будет особенно полезен в дополнение к другим тренировкам. К тому же, в индивидуальных уроках отсутствует тот соревновательный интерес, который есть и в танцах, и в футболе, и в интеллектуальных шахматах. Соревновательный дух гиперактивным детям ни к чему: он только еще больше расстроит и так сложный эмоциональный фон.

Дети в бассейне в детском саду

Тренировки в бассейне закаляют, а вода помогает управлять телом

Факты, которые не будут оспаривать родители ни гиперактивных, ни спокойных детей. Иммунитет укрепляют любые занятия спортом. В бассейне можно составить план круглогодичных тренировок. Кроме того, занятия плаванием держат в тонусе всю мышечную систему (ноги, руки, спина), нормализуют кровообращение, выравнивают осанку и поддерживают общее состояние организма.

Если у ребенка часто бывает ОРВИ, уже заработан сколиоз или проблемы с костной системой, педиатры назначают занятия плаванием. Бассейн предупреждает такие вопросы со здоровьем.

Управлять телом

О чем важно знать, если вы собираетесь отдать ребенка на плавание?

Помните, что занятия должны проходить с профессионалом — гиперактивные дети часто «рвутся в бой», игнорируют меры предосторожности и плохо координируют движения. В связи с этим особенно первые уроки должны проходить всегда под наблюдением тренера или просто хорошего пловца.

За каждое правильно выполненное упражнение гиперактивный ребенок должен получать похвалу. Помните, что эмоциональные дети более остро реагируют на неудачи и скорее ждут похвалы, нежели интроверты, спокойные малыши.

Отдавать ребенка сразу в профессиональную секцию не стоит. Если только вы не хотите вырастить из него спортсмена. Снизить гиперактивность, нормализовать эмоциональный тонус, развить уверенность в себе и закалить организм помогут обычные занятия в бассейне любого образовательного учреждения.

Сегодня практически во всех столичных детских садах и во многих школах есть бассейны. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин в своем личном блоге сделал заявление, что в тех школах, где их нет, ситуацию исправят. Новые учреждения будут проектировать, внося бассейн в планировку.

Советуем, прежде чем вы решитесь отдать ребенка в бассейн, внимательно ознакомиться с отзывами, промониторить районные образовательные учреждения и заранее обозначить малышу плюсы, которые он получит в результате занятий. В итоге психологи советуют дать ребенку принять решение самостоятельно.

Источник

Польза плавания и занятий в бассейне для детей, страдающих дефицитом внимания

Синдром дефицита внимания с гиперподвижностью (СДВГ) является поведенческо-неврологическим расстройством развития, возникающим в детском возрасте. СДВГ может проявляться как преобладанием расстройств функций внимания, так и поведенческими нарушениями, такими как гиперактивность и плохо контролируемая импульсивность поведения. СДВГ является стойким хроническим синдромом, для которого не существует специфического способа лечения. До 1/3 детей с расстройством либо «перерастают» этот синдром, либо адаптируются к нему во взрослой жизни. Если расстройство сохраняется до взрослого возраста, то у человека наблюдается соответствующее заострение черт характера (акцентуация), либо развитее психопатических черт личности, сопровождаемые снижением интеллекта и трудностями с восприятием, обработкой и запоминанием информации.

Синдром гиперподвижности с дефицитом внимания оказывает негативное влияние на качество жизни детей. Наибольшие трудности, как для самих детей, так и для их окружения, представляют собой поведенческие нарушения – недостаток самоконтроля и импульсивность поступков. Такие дети спонтанно, необдуманно и часто неадекватно реагируют на любые ситуации, не дожидаются указаний и инструкций взрослых.

Полезен ли бассейн для гиперактивных детей

Часто такие дети не принимают в расчет потенциально опасные, вредные и разрушительные последствия, связанные с их плохим самоконтролем. Они очень торопливы и нетерпеливы, небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Они склонны подвергать себя и окружающих неоправданному риску, чтобы показать свою смелость. Дети с СДВГ часто повреждают или уничтожают материальные ценности, что может создать серьезные проблемы для родителей. Из-за плохого самоконтроля с ними чаще происходят несчастные случаи и травмы.

Как распознать наличие СДВГ у ребенка? Для детей с синдромом гиперподвижности характерны следующие поведенческие признаки:

  • Дети постоянно вертят что-то в руках, совершают беспокойные движения кистями рук, раскачиваются на месте, извиваются, сидя на стуле.
  • Встают со своего места в классе во время занятий, в залах общественных мест и начинают расхаживать.
  • Проявляют бесцельную двигательную активность в неуместных ситуациях: бегают, прыгают, пытается куда-нибудь залезть, что-то разобрать или разломать.
  • Не могут сосредоточиться на одном занятии, требующем усидчивости и внимания.
  • Бывает болтливым, начинает говорить в неподходящий момент. Отвечает на вопросы до того, как закончат его задавать, заканчивает фразы за других, нетерпеливо перебивает и перехватывает инициативу в разговоре.
  • Берет вещи других без разрешения, вторгается в чужие территории. Не может стоять в очереди, спокойно ждать.

АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ СДВГ

Проблемное плохо контролируемое поведение ребенка при синдроме гиперактивности можно скорректировать с помощью дозированной физической нагрузки и лечебной физической культуры. Направленная физическая активность улучшает познавательные функции ребенка, учит его выполнять команды, концентрировать внимание на определенном действии. Плавание и акватерапия является одним из самых гармоничных вариантов физических нагрузок, улучшающих мышечную выносливость, кровоснабжение органов и тканей и положительно влияющих на особенности поведения. Акватерапия помогает уменьшить самоизоляцию детей с СДВГ и улучшить их социализацию. Значительного снижения импульсивности поведения и гиперактивности занятия акватерапией, как и любым другим видом физической активности, не принесет – эти черты являются прочно утвердившимися в структуре личности. Однако взаимодействие с инструктором во время занятий и новизна ощущений в водной среде, ее вязкие свойства сдерживают ненаправленную гиперактивность и способствуют большей осознанности направленной концентрации внимания и осмысленности действий. Акватерапия способствует улучшению обработки и усвоению информации, что позволяет повысить показатели успеваемости у школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Водная среда для ребенка с СДВГ – пожалуй, одно из немногих мест, где он может отдохнуть от постоянных замечаний и наказаний со стороны родителей и учителей, и сосредоточиться на своих ощущениях, чтобы, наконец, расслабиться и отдохнуть. В бассейне замедляется дыхание, движения становятся мягкими и плавными – это своего рода медитация для ребенка, находящегося в постоянном напряжении. В воде, выполняя указания инструктора, ребенок, наконец-то, сможет заслужить столь долгожданные для него похвалы, и почувствовать, что он тоже может быть успешным.

Для достижения позитивных эффектов рекомендуется не менее 2-3 занятий в неделю средней или высокой интенсивности, продолжительностью не менее 45 минут. Основная цель работы в воде – заставить ребенка веселиться, одновременно укрепляя его мышечную силу и уверенность в себе. Опытный инструктор поможет выпустить избыток энергии и научится концентрироваться на выполнении элементарных задач, подкрепляя каждое достижение ребенка непривычной для него похвалой. Постепенно, испуганный и застенчивый ребенок, с низкой самооценкой, маскирующий свое душевное смятение избытком движений, говорливостью и бьющей через край энергией превратиться в человека, который начнет понимать и принимать свои трудности, строя свою дальнейшую жизнь так, чтобы достичь много как в спорте, так и в делах и в личной жизни.

КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ?

Вы можете записаться на консультацию психолога и врача ЛФК по особенностям акватерапии для детей с СДВГ и записаться на занятия в бассейнах «Аква-Доктор» по телефону: +7 (812) 331-74-78

Источник

Понятие гиперактивности

Гиперактивность – это состояние человека, при котором он чрезмерно подвижен и энергичен, но при этом невнимателен. Чаще всего она свойственна детям. Гиперактивному ребёнку сложно концентрироваться на чём-то одном и удерживать внимание. Он быстро переходит от одного действия к другому, часто бывает импульсивным и неусидчивым. У него могут возникнуть проблемы с коммуникацией как со взрослыми, так и с другими детьми. Он хочет быть везде и всюду. Гиперактивного ребёнка сложно успокоить и заставить заняться одним делом.

Причины гиперактивности

Гиперактивность ребёнка связана не с физиологическими отклонениями, а с поведенческим расстройством развития. В медицине такое состояние называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В настоящее время учёные считают, что причины гиперактивности ребёнка связаны с неправильным развитием в утробе матери и/или сложными родами. Если у матери был долгий токсикоз или у плода выявили внутриутробную асфиксию, то шансы появления гиперактивного малыша увеличиваются втрое. Также любая операция во время беременности и нахождение младенца в больнице способствуют появлению гиперактивности.

Кроме этого, гиперактивность может возникнуть из-за:

  • Гипоксии (кислородное голодание органов и тканей).
  • Курения матери во время беременности.
  • Неправильного питания во время беременности.
  • Частых стрессовых ситуаций.
  • Родов до 38 недель.
  • Затяжного периода схваток.

гиперактивные дети что делать родителям

Симптомы гиперактивности

Чтобы отличить обычного активного и энергичного малыша от ребёнка с дефицитом внимания и гиперактивностью, нужно учитывать несколько факторов. Признаки гиперактивности у детей могут появиться уже в 2-3 года. Поэтому диагноз можно определить в детском саду, когда ребёнок начинает общаться со сверстниками, с воспитателями. Чтобы понять, страдает ли этим недугом ваш малыш или нет, нужно познакомиться с особенностями гиперактивных детей:

  • Волнение и тревога без видимых причин.
  • Смена настроения, постоянные слезы, чувствительность, чрезмерная восприимчивость.
  • Проблемы со сном.
  • Осложнение речи.
  • Коммуникационные проблемы.
  • Абсолютное непослушание.
  • Агрессивное поведение.

В семьях часто возникает вопрос, что делать родителям с гиперактивными детьми. Если вашему малышу свойственны некоторые эти симптомы, вам следует обратиться к врачу. Он проинструктирует вас, что следует делать, какие лекарства принять, как успокоить ребёнка.

как воспитывать гиперактивного ребенка

Как воспитывать гиперактивного ребёнка?

Большинство родителей не представляют, как воспитывать гиперактивного ребёнка. Большие проблемы начинаются, когда малыш сталкивается с новым коллективом – идет в детский сад или школу. Такие дети всегда имеют особое отношение у преподавателей и психологов. Самое главное, что должны запомнить родители, что только они могут помочь ребёнку. Поэтому важно запастись терпением, мудростью, силой воли. Нельзя устраивать скандалы, ругаться и применять физическое насилие. Это только ухудшит ситуацию. Ребёнок станет более замкнутым и неуправляемым. Только при условии, что ребёнок совершил проступок, который сильно навредил другим людям, можно применять данные методы.

Как воспитывать гиперактивного ребёнка:

  • Запреты должны быть сформулированы правильно. В ваших фразах должны отсутствовать слова «нет» и «нельзя». Лучше сказать: «Пойдём вместе попьем чай с конфетами», чем «Нельзя бегать под дождём». Ваши запреты должны быть мотивированы и обоснованы. Например, если ребёнок вечером хочет ещё гулять, но уже поздно, скажите ему, что хотели перед сном прочитать ему интересную сказку. А если вы ещё задержитесь, то не успеете это сделать.
  • Постановка задач должна быть четкой и ясной. Гиперактивные дети хуже усваивают информацию, поэтому говорите коротко и односложно.
  • Гиперактивный ребёнок плохо работает в режиме многозадачности. Не стоит говорить: «Принеси из гостиной тарелки, положи их в раковину, помой руки, а затем иди обедать». Лучше соблюдать последовательность и давать задания по порядку.
  • Соблюдайте контроль над временем. Гиперактивные дети легко увлекаются и забывают про остальные дела. Поэтому необходимо контролировать их.
  • Необходимо составить распорядок дня. Если в комнате у ребёнка будет висеть график действий, он научится аккуратности и пунктуальности. А ещё это успокоит его и приучит к порядку.
  • Несите позитив в жизнь ребёнка. Хвалите его за хорошие оценки, помощь по дому. Научите его замечать прекрасное в деталях. Общайтесь с ним на положительной ноте. Формируйте его отличное настроение. Сглаживайте ссоры и одобряйте хорошее поведение.
  • Помогите ребёнку найти хобби. Это могут быть спортивные секции, езда на велосипеде, чтение книг, игра в театральной студии или на музыкальном инструменте, лепка из глины, плетение из бересты. Ребёнок должен знать, куда выплеснуть свою энергию. И будет лучше, если он выплеснет её в позитивное увлекательное дело, чем в компьютерные игры.
  • Если это необходимо, дайте малышу гомеопатическое средство. Но не стоит перебарщивать с успокоительными. И в любом случае сначала следует посоветоваться с невропатологом и психологом.

как воспитывать гиперактивного ребенка

Спорт для гиперактивного ребёнка

Как помочь ребёнку справиться с гиперактивностью? Многие родители стараются записать малыша во всевозможные секции и кружки, чтобы к концу дня он все-таки утомился и спокойно заснул. Однако гиперактивный ребёнок не становится спокойней. Что делать? Записать в бассейн!

Пространство в бассейне организовано таким образом, что ребёнок, плавая на дорожке, практически не контактирует с другими детьми. Это помогает сконцентрироваться на себе и собственных достижениях. Секции по самообороне, по умолчанию воспитывающие защитную реакцию, и групповые виды спорта только усугубляют гиперактивность. Плавание же способствует расслаблению, успокоению нервной системы, пребывание в воде настраивает на внутреннюю гармонию.

По данным педиатров, пик гиперактивности приходится на 4-5 лет и на 7-9. Этот возраст самый подходящий для начала занятий в бассейне. Отдавать ребёнка в секцию раньше 5 лет врачи не рекомендуют. Спорт поможет малышу научиться концентрироваться, выработает уверенность в себе.

Ученые провели исследование и сделали вывод, что у детей, занимающихся плаванием, больше развиты находчивость и изобретательность по сравнению со сверстниками, увлеченными другими видами спорта.

Плавание в спортивных секциях воспитывает самодисциплину. Работая на время и на результат, ребёнок приучается к правильному режиму, умению ставить цели и достигать желаемого с юного возраста.

У гиперактивных детей специалисты наблюдают повышенную эмоциональность и тревожность. Вода имеет успокаивающее свойство, в бассейне ребёнок эмоционально разгружается. Физические нагрузки в воде вымещают лишнюю энергию. После тренировки ребёнок ощущает приятное чувство усталости.

Если у родителей есть возможность, лучше организовать индивидуальные занятия. Соревновательный дух, присущий таким видам спорта как баскетбол, танцы и даже шахматы, гиперактивному ребёнку ни к чему. Это еще больше расстроит нестабильный эмоциональный фон.

Тренировки в бассейне закаляют иммунитет. Только плавание, как вид спорта, держит в тонусе всю мышечную систему: укрепляется осанка, становятся сильными руки и плечи. Нагрузки в воде нормализуют кровообращение, улучшается общее состояние организма. Бассейн предупреждает такие заболевания, как ОРВИ, сколиоз, проблемы с костной системой.

Прежде чем записать ребёнка на плавание, ознакомьтесь с отзывами о спортивном учреждении, заинтересуйте малыша, перечислите все плюсы, которые он приобретет в результате занятий в бассейне.

гиперактивные дети что делать родителям

Игры для гиперактивных детей

  • «Волшебный клубок». Когда ребёнок наиболее энергичен, заведён и никак не может успокоиться, дайте ему нить пряжи и попросите смотать в клубок. При этом скажите ему, что это клубок не простой, а волшебный. Чем дольше его сматываешь, тем быстрее успокаиваешься. Ваш малыш постепенно привыкнет к этому процессу и, когда он почувствует, что стал слишком заведённый, сам попросит волшебный клубок.
  • «Находим новое». На бумаги фломастером или на доске мелом рисуется любая геометрическая фигура. Члены семьи или друзья ребёнка закрывают глаза, а один из них пририсовывает к фигуре что-то своё. Затем все открывают глаза и находят изменения, и так по очереди. Эта игра развивает концентрацию внимания.
  • «Рыбалка». Участники игры встают в круг, плотно прижавшись друг к другу ногами и руками. Водящий, «рыбка», встает в центр круга и пытается выйти из него. Задача тех, кто стоит в кольце – не выпустить рыбку из сетей. Эта игра улучшает быстроту реакции и развивает координацию движений.
  • «Археологические раскопки». Взрослый засовывает кисти рук в песок или крупу. Задача ребёнка – откопать кисти взрослого, при этом не касаясь их своими пальцами. Данная игра развивает мышечный контроль.
  • «Слушаем тишину». По первым хлопкам в ладоши ребёнок начинает бегать по квартире, шуметь, петь. При звуке вторых хлопков он быстро садится на стул и прислушивается к тому, что происходит в квартире или на улице. А затем рассказывает, что услышал. Это может быть стук сердца, шум машин за окном, посвистывание чайника на кухне. Игра развивает внимание детей и умение владеть собой.
  • «Колокольчик». Дети садятся в круг. Водящему завязывают глаза, а остальным детям дают колокольчик, который они передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Игра способствует развитию слуха.

Источник