Поэтому полезно иметь хотя бы поверхностное представление

Проверочный тест № 4

Часть 1

А1.  В каком слове или сочетании НЕТ звука [ы]?

1) сверхинтересный

2) цикорий

3) чиркнуть

4) к итогам

А2.  В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный?

1) звОнит

2) Атлас (географический)

3)  нефтепровОд

4) добЫча

А3.  Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости.

1) В этот период времени совы особенно активны.

2)  Мы хотели, чтобы он извинился.

3) Лес — наше богатство.

4)  Снег падал, но долго на земле не задерживался.

А4.  В каком примере есть грамматическая ошибка?

1) у обоих подруг

2)  обожжетесь

3) в ста километрах

4) еще выше

А5.  Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Играя в шахматы,

1) развиваются мыслительные способности.

2) мне не было равных.

3) вы учитесь логическому мышлению.

4) необходимо внимание.

А6.  Укажите предложение с грамматической ошибкой,

1) В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителей.

2) Все желающие могут пройти в зал.

3) Он хотел вникнуть во все тайны мироздания.

4) Закрыв книгу, я задумался.

Прочитайте текст и выполните задания А7 — А12.

(1)… (2) Поэтому полезно иметь хотя бы поверхностное представление о памяти, зная,  что углубление в ее тайны — это дело специалистов: врачей, физиологов и психологов. (3) Память — это свойство человеческого мозга. (4) Считают, что она проявляется в трех элемен­тах: запечатление информации, ее сохранение и воспроизведение. (5) В пожилом возрасте люди иногда не помнят, что было с ними час тому назад, то есть у них нарушен элемент запечатления. (6)…

А7.  Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Память играет весьма незначительную роль в освоении учебных дисциплин и в деятельности человека вообще.

2) Дисциплина играет огромную роль в освоении учебных предметов и в деятельности человека вообще.

3) Память играет огромную роль в освоении учебных дисциплин и в деятельности человека вообще.

4) Неизвестно, что играет большую роль в освоении учебных дисци­плин и в деятельности человека вообще.

А8.  Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым в этом тексте?

1) Следовательно,  они  хорошо  помнят  факты  далекого  прошлого, так как элемент сохранения и  воспроизведения функционирует нормально.

2) Однако они  хорошо помнят факты далекого прошлого,  так как элемент сохранения и воспроизведения функционирует нормально.

3) К сожалению, они хорошо помнят факты далекого прошлого, так как элемент сохранения и воспроизведения функционирует нормально.

4) Во-вторых, они хорошо помнят факты далекого прошлого, так как элемент сохранения и воспроизведения функционирует нормально.

А9.  Какие слова являются грамматической основой в третьем (3) предло­жении текста?

1) это свойство

2) память — это

3) свойство мозга

4) память — свойство

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложноподчиненное

2) простое

3) сложное бессоюзное

4) сложносочиненное

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗНАЯ из второго (2) предложения текста.

1) действительное причастие

2) глагол

3) деепричастие

4) страдательное причастие

А12. Укажите значение слова  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ в предложении 2.

1) изображение на сцене

2) понимание, осознание

3) предъявление чего-либо

4) воображение

А13. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окон­чания?

1) прописанный

2) бегущий

3) расчесывая

4) переводчик

А14. На месте каких цифр пишется НН?

Ю(1)ый месяц освещал свежекраше(2)ую зеле(3)ую скамейку. Дом, украше(4)ый к празднику, всем понравился.

1) 1, 2, 3  2) 2  3) 4  4) 2, 3

А15. В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая безударная гласная корня?

1)  наступление разв..валось, волосы разв..вались на ветру, скр..пят перья

2) д..легат, к..вырять, расп..вать (песню), т..бурет

3) б..нзин, к..рниз, б..дон, тр..ллейбус

4) д..зинфекция, интелл..генция, об..жать (слабых)

А16. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..вычка, пр..бывать (в город), пр..каз

2) во..глас, во..становить, в..брыкнуть

3) об..рваться, п..равняться, п..здороваться

4) меж..нститутский, сверх..нтересный, пред..юлъский

А17. В каком ряду во всех  словах пропущена буква Е?

1) дремл..т (дом), он кол..т (дрова), он руб..т (дерево)

2) ве..ло (свежестью), пахн..т (хвоей), гасн..т (день)

3) незамеч..нная (ошибка), он меч..тся, увед..нный

4) неслыш..мый звук, ребенок плач..т, услыш..нный

А18. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1) он расколет..ся, сплош.., выйти замуж.,

2) мне не удаст..ся, нельзя согласит..ся, тиш..

3) с плеч.., около дач.., ноч..

4) отреж..те, спряч..те, отмет..те

А19. В  каком  предложении  во  всех  примерах  должно  быть  слитно написание НЕ или НИ?

1) Она (ни)кому этого (не)сказала.

2) (Ни)что (не)заставит меня это сделать

3) (Ни)кто (не) заметил, что ему (не)здоровилось

4) Жара стояла (не)сусветная.

А20. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (по)громче, (из)далека, (пол)лимона

2) неуже(ли), (на)спех, (пол)Москвы

3) (не)взлюбить, (пол)чайной ложки, (трех)цветный

4) (не)здоровится, (не)навидя, (не)зримый

А21. Укажите  правильное  утверждение  о  пунктуации  в  данном  ни, предложении.

Читайте также:  Хлебный квас и его полезные свойства

В окна с улицы лился глухой шум( ) и летела пыль,

1) простое предложение с однородными членами,  перед союзом запятая не нужна

2) сложное предложение, перед союзом И нужная запятая

3) простое предложение с однородными членами,  перед союзом нужна запятая

4) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так к части сложного предложения имеют общий второстепенный член

А22. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже пред­ложении?

1) Поспешно умываясь (1) и (2) с смирением одеваясь в самое дурное свое платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести! (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6)  прозрачно осве­щенные утренней зарей.

1) 1, 2, 3, 4, 5, б

2) 4, 5, 6

3)  1, 2, 4, 5, 6

4)  1, 4, 5, б

А23. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данных ниже предложениях.

Ведь недаром (1) скажем (2) Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. Математики (3) не случайно(4) занимаются музыкой.

1) 1,2,3,4  2) 1,2  3)3,4  4)2,3

А24. В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1) На взгляд-то он хорош да зелен.

2) Орловский мужик не велик ростом сутуловат глядит исподлобья.

3) Он и упрям и пастырей и глуп.

4) Средний сын и так и сяк.

А25. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Ползти было неудобно ( ) с непривычки болели колени и локти.

2) Вы так просто ей и скажите ( ) Ганин, мол, уезжает.

3) Посмотрит ( ) рублем подарит.

4) Небо очистилось, замелькали звезды ( ) становилось уже светло.

А26. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.

Мы засмотрелись на чудесное творение рук человеческих — пре­красный дом (1) крышу которого (2) венчал маленький флюгер (3) в виде петушка.

1)  1, 2, 3  2)  2  3)1,2  4)1

А27. На  месте  каких  цифр  должны  стоять  запятые  в  данном  ниже предложении?

Лещинский побежал за ними (1) и (2) когда был уже близко (3) услышал другой выстрел (4) раздавшийся справа.

1)  1, 2, 3, 4

2)  2, 3, 4

3)  2,4

4)  1, 3, 4

А28. В  каком  предложении  придаточную  часть  сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Человек, который пришел вчера, оказался приятелем брата.

2) Полная женщина, которая стирала белье, выглядела уставшей,

3) Мы стояли около горы, на вершине которой лежал снег.

4) Вишневые сады, которые овеяны первой оттепелью, хорошо пахнут.

Прочитайте текст и выполните задания А29 — А31; В1 — В8; С1.

  (1) Научный труд требует общей интеллигентности человека. (2) И эта общая интелли­гентность человека дается главным образом гуманитарными науками. (3) Почему? (4) Потому что искусство, искусство слова, живописи, какое угодно искусство, основано на интуиции и воспитывает интуицию, а без интуиции не могут обойтись и естественные науки, и матема­тика. (5) Интуиция — в основе всего, это то, что не может быть заменено никакой компью­терной машиной, а художественное творчество больше всего воспитывает интуицию.

  (6) Ведь недаром, скажем, властитель дум Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось разговаривать с Романом Осиповичем Якобсоном. (8) Он говорил, что перед написанием какой-либо филологической работы он любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой. (9) У него были определенные интересы в живописи. (10) К «своим» художникам он относился, как к вдохновляющему началу, хотя работал совсем в другой области.

(11) Математики не случайно занимаются музыкой, любят музыку. (12) Даже возьмем та – кой пример: талант человека в одной области сказывается и в другой. (13) Скажем, Пушкин – великолепный художник. (14) Лермонтов — тоже художник. (15) Достоевский, как сейчас выясняется, был замечательным портретистом. (16) Таким образом, гуманитарные науки очень важны. (17) То, что в школе на них уменьшают часы, это плохо! (18) Гуманитарные науки должны прежде всего воспитывать понимание искусства, понимание истории и учить нравст­венности.

()

А29. В  каком  предложении  автор  объясняет  значение  художественного творчества для развития аналитических способностей человека?

1) 16  2) 9  3) 5  4)1

А30. Какие типы речи представлены в предложениях 11 – 18?

1) описание

2) рассуждение и описание

3) повествование и рассуждение

4) повествование и описание

А31. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 12  2) 6  3) 9  4) 10.

Часть 2

Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словами.

В1.  Из  предложений  6-9  выпишите  слово,  образованное  способом сложения основ.

В2.  Из предложений 11 — 14 выпишите наречие.

В3.  Из  предложения  16  выпишите  подчинительное  словосочетание  со связью примыкание.

Ответы к заданиям В4 — В8 запишите цифрами.

В4.  Среди  предложений  6  – 10  найдите  простое  односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5.  Среди предложений 1 –  10 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В6.  Среди  предложений  9 -15  найдите  сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с придаточным уступительным.  Напишите номер (-а) этого(-их) предложения(-й).

Читайте также:  Почему куриный бульон полезен для больных

В7. Среди предложений 6 –  17 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 — А31, В1 — В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Не­которые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В8.  « стремится привлечь внимание читателей к проблеме умаления  важности  гуманитарных  наук.  Для  актуализации проблемы  он  использует  прием  ____________  в  предложении  3. В предложении 4 использован________, который выделяет главное, по мысли автора, преимущество гуманитарного знания. Предложение 17 выражает позицию автора с максимальной экспрессией, поэтому в нем_______. »

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) фразеологизм

4) ирония

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения

11) антитеза

12) эпитет

Часть 3

С1.  Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументи­руйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ключ

Часть 1

А1 – 3

А2 – 1

А3 – 1

А4 – 1

А5 – 3

А6 – 1

А7 – 3

А8 – 2

А9 – 4

А10 – 1

А11 – 3

А12 – 2

А13 – 4

А14 – 3

А15 – 3

А16 – 1

А17 – 3

А18 – 4

А19 – 4

А20 – 4

А21 – 4

А22 – 2

А23 – 2

А24 – 1

А25 – 3

А26 – 4

А27 – 2

А28 – 3

А29 – 3

А30 – 2

А31 – 2

Часть 2

В1 – живопись

В2 – не случайно

В3 – очень важны

В4 – 7

В5 – 4,8

В6 – 10

В7 – 9

В8 – 9,8,10.

Часть 3 (примерный вариант сочинения)

  Каждый человек заключает в себе рациональное и чувственное начало, двойственность эта проявляется во всём, что делают люди. Поэтому и науки делятся на два «лагеря»: естест­венные и гуманитарные. Извечен вопрос, что же для человечества важнее. Конечно, без точ­ных наук не было бы никакого прогресса, но ведь все идеи рождает искусство. Вспомним за­мечательные книги наших фантастов такие слова, как «лазер», «робот»… появились значительно раньше, чем их материальное воплощение. Сыграла роль именно интуиция авто­ра, он задумался над тем, что будет нужно человеку будущего, поставил цели.

  Поэтому высказывание показалось мне метким и глубоким. Он удачно вы­строил цепь примеров, показав взаимодействие двух неделимых человеческих начал: чувства и разума. Именно поэтому физик черпает вдохновение в литературе, филолог в живописи, мате­матик в музыке… затронул две составляющие проблемы, во-первых, показал за­висимость двух начал –  рационального и интуитивного друг от друга, а во-вторых, поднял вопрос о необходимости гуманитарного знания в развитии каждого человека, вне зависимости от его увлечений. Здесь с автором высказывания трудно не согласиться. Действительно, в био­графии любого известного человека можно подчеркнуть разностороннюю увлеченность, знание своей и мировой истории, культуры, литературы. Талантливый человек не может быть огра­ниченным, это два взаимоисключающих понятия.

  Остаётся добавить, что автор текста сам, как известно, талантливый публицист. Для того чтобы убедить читателя в своей правоте, он использует различные языковые приёмы. Напри­мер, вопросно-ответную форму изложения, вводные слова, привлекающие внимание собесед­ника (скажем; таким образом), и элементы доверительной беседы (мне приходилось разговари­вать…; возьмём такой пример). В тексте прослеживается логическая последовательность, каждая мысль подтверждается примером, конец перекликается с началом. Завершая свою мысль, поднимает очень актуальную, на мой взгляд, проблему – сокращение гуманитарных предметов в школе. Мне понятна тревога автора, так как именно гуманитарные дисциплины играют главную роль в формировании нравственных качеств личности.

Источник

Чем больше человек знает, тем очевиднее для него, насколько эти знания скудны (вспомним приписываемое Сократу «Я знаю, что ничего не знаю»). С тем же успехом этот закон работает и наоборот: чем меньше человек знает, тем увереннее он в своих знаниях и их безграничности. Сегодня перевели статью о когнитивном искажении раздутой самооценки и иллюзии компетентности — так называемом эффекте Даннинга-Крюгера. Вместе с главным редактором Knowing Neurons Кейт Фейлхабер разбираемся, почему некоторые люди не могут адекватно оценивать свои умения, когнитивные способности и уровень популярности, к каким последствиям это может вести и что отличает по-настоящему компетентных людей.

Однажды в 1995 году крупный здоровый мужчина среднего возраста ограбил два банка Питтсбурга средь бела дня. На нём не было маски или какой-либо другой маскировки, и он улыбался, глядя в камеры видеонаблюдения, прежде чем выходить из каждого банка. Позже той ночью полиция задержала потрясенного преступника Макартура Уилера. Когда ему показали записи с камер, Уилер смотрел в недоумении.

«Но на мне же был сок», — пробормотал он.

Видимо, Уилер считал, что нанесение лимонного сока на кожу делает его невидимым для камер видеозаписи. Ведь лимонный сок используется в качестве невидимых чернил, поэтому, по логике Уилера, пока он не находится рядом с источником тепла, он должен быть полностью невидимым.

Читайте также:  Что полезного содержится в груше в

Полиция пришла к выводу, что Уилер не был сумасшедшим или под воздействием наркотиков — просто он глубоко заблуждался.

На эту историю наткнулся Дэвид Даннинг из Корнеллского университета, который заручился поддержкой своего аспиранта, Джастина Крюгера, чтобы разобраться, что же тогда произошло.

Они рассуждали, что хотя почти все позитивно расценивают свои способности в различных социальных и интеллектуальных сферах, некоторые люди склонны ошибочно их завышать.

Эта иллюзия уверенности сегодня известна как «эффект Даннинга-Крюгера» и описывает когнитивное искажение раздутой самооценки.

Чтобы исследовать этот феномен в лаборатории, Даннинг и Крюгер разработали несколько экспериментов. В одном исследовании они задали студентам ряд вопросов о грамматике, логике и юморе, а затем попросили каждого респондента оценить свои результаты в целом, а также их относительный рейтинг по сравнению с другими студентами. Примечательно, что студенты, набравшие самый низкий результат в познавательных задачах, всегда переоценивали, насколько хорошо они справились. И наоборот — те учащиеся, что занижали себе оценку, выполняли задания лучше, чем две трети остальных.

Читайте также Парадоксы интеллекта: почему умные люди совершают глупости?

Эта «иллюзия уверенности» простирается на сферы за пределами университета и пронизывает реальную жизнь.

В следующем исследовании Даннинг и Крюгер покинули стены лаборатории и отправились на стрельбище, где они опрашивали любителей стрельбы о безопасности оружия. Аналогично их предыдущим результатам, те, кто отвечал на наименьшее количество вопросов правильно, безумно переоценивал свои знания об огнестрельном оружии.

За пределами фактических знаний, эффект Даннинга-Крюгера можно также наблюдать и при оценке людьми множества других личных способностей.

Если вы посмотрите любое шоу талантов, то можете заметить шок на лицах участников, которые не прошли кастинг и были отклонены судьями.

Может показаться забавным, когда люди действительно не подозревают, насколько вводят себя в заблуждение своим же собственным мнимым превосходством.

Безусловно, для нас характерно переоценивать свои способности. Одно исследование показало, что 80% водителей оценивают свои навыки вождения выше среднего, что является статистической невозможностью. И подобные же тенденции наблюдаются, когда люди оценивают свою популярность и когнитивные способности.

Проблема в том, что, когда люди некомпетентны, они не только приходят к неправильным выводам, но, кроме того, они лишены возможности осознавать свои ошибки.

Одно исследование студентов, которое длилось в течение семестра, показало, что успевающие ученики могли хорошо прогнозировать свою эффективность на экзаменах, основываясь на результатах прошлых оценок. Однако самые отстающие учащиеся не признавали своих проблем, несмотря на явные и неоднократные негативные оценки со стороны преподавателей. Вместо того чтобы оказаться в замешательстве, в недоумении или задуматься о своих неверных подходах, несведущие студенты настаивали на своей правоте.

Как писал Чарльз Дарвин в «Происхождении человека» (1871):

«Невежество чаще порождает уверенность, чем знание».

В своем классическом исследовании Даннингу и Крюгеру удалось пронаблюдать, что действительно умные люди не в состоянии точно оценивать свои способности. Те студенты, чьи когнитивные показатели были в верхнем квартиле ⓘВерхний квартиль – часть набора данных с наиболее высокими значениями в статистических исследованиях., недооценивали свою относительную компетентность. Такие студенты полагали, что если задачи им даются легко, то, должно быть, они являются легкими и для всех остальных.

Это так называемый «синдром самозванца», и его можно сопоставить с еще одним аспектом эффекта Даннинга-Крюгера, который проявляется тогда, когда ученики с высокими показателями не могут распознавать свои таланты и считают, что другие не менее компетентны.

Читайте также «Поймай меня, если сможешь»: что такое синдром самозванца

Разница в том, что действительно компетентные люди, в отличие от некомпетентных, открыты для критики и в состоянии корректировать свою самооценку, исходя из соответствующей обратной связи.

И в этом кроется ключ к неразумному поведению того грабителя банка. Иногда мы пытаемся делать вещи, которые ведут к благоприятным результатам, но иногда — как идея с лимонным соком — наши подходы несовершенны, иррациональны, нелепы или просто глупы.

Фокус заключается в том, чтобы не обманываться иллюзией своего превосходства и систематически пересматривать свою компетентность.

В конце концов, как говорил Конфуций,

«Истинное знание — это знание о невежестве».

Эта статья впервые была опубликована в журнале Aeon под заголовком «What know-it-alls don’t know, or the illusion of competence» с лицензией Creative Commons.

Взяо отсюда: https://monocler.ru/effect-danninga-krugera/

Источник