Подземная разработка месторождений полезных ископаемых охрана труда
Основным документом по охране труда и технике безопасности (ТБ) для горняков являются Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом (ЕПБ).
Важнейшими мерами, обеспечивающими благоприятные условия для работы горнорабочих, являются жесткие нормы для предельно допустимых концентраций в шахтной атмосфере вредных газов и пыли, а также ограничение предельных температур в рабочих забоях от +2 до +26оС. Снижение концентрации пыли и газов, а также изменение температуры достигается увеличением количества воздуха, подаваемого в забои, его охлаждением или подогревом.
Каждый трудящийся рудника обеспечивается индивидуальными средствами защиты – каской, спецодеждой, обувью, самоспасателем. Для дополнительной защиты от пыли, помимо общешахтных мер борьбы с запыленностью, применяют индивидуальные меры защиты – респираторы и защитные очки.
Для борьбы с воздействием на человека шума и вибрации не допускается эксплуатация оборудования без устройств или с неисправными устройствами для снижения интенсивности шума и вибрации. При высоком уровне шума применяются противошумные наушники.
Для обеспечения безопасности горных работ к работе на подземном руднике допускают только после инструктажа по ТБ, проводимом на рабочем месте. Инструктаж проводят не реже двух раз в год.
На руднике осуществляется строгий учет всех спустившихся в шахту и вышедших из нее. Учет осуществляют по индивидуальным светильникам и табельным номерам. Если табельный номер не возвращен спустя два часа после окончания смены, руководство принимает меры по выяснению причин задержки.
Все трудящиеся проходят ознакомление с главными и запасными выходами из шахты на поверхность и путями прохода к ним от рабочих мест, а также с правилами личного поведения во время различных аварий.
На шахтах, опасных по газу и пыли, запрещается курить и пользоваться открытым огнем. Запрещается допуск к работе и пребывание на территории рудника лиц в нетрезвом состоянии.
При спуске и подъеме в клетях необходимо беспрекословно подчиняться требованиям рабочих, обслуживающих подъем. Посадка в клеть и выход из нее после подачи сигнала запрещены.
При движении по горизонтальным и наклонным выработкам пассажирского поезда запрещено входить, выходить и высовываться из вагонов, перевозить взрывчатые, легковоспламеняющиеся и едкие материалы.
Запрещается езда на локомотивах, в необорудованных грузовых вагонах и на платформах.
Движение людей по выработке разрешено только по свободному проходу с одной из ее сторон.
Запрещается касаться контактного провода, кабелей и электрооборудования, заходить в машинные камеры и подземные электроподстанции. Стоящие составы следует обходить, ни в коем случае не проходя между вагонетками и не перелезая через них. Через конвейеры переходят только по специальным мосткам, перекинутым через них.
После прохождения вентиляционных дверей их следует закрывать.
Запрещено заходить в закрытые для доступа выработки.
На рудниках, опасных по самовозгоранию руды, запрещено оставлять в очистных забоях скопления рудной мелочи, применять для закладки материалы, склонные к возгоранию, оставлять в выработанном пространстве рудные целики, не предусмотренные проектом.
При возникновении пожара каждый работник обязан немедленно сообщить об этом руководству, принять меры по удалению людей из выработок и по ликвидации очага пожара всеми имеющимися средствами.
Трудящиеся, виновные в невыполнении ТБ, в зависимости от характера нарушений и тяжести их последствий несут ответственность в дисциплинарном или судебном порядке.
На каждом руднике разрабатывают и периодически пересматривают «План ликвидации аварий». Он представляет собой комплекс мероприятий, проводимых при возникновении в подземных условиях тех или иных аварийных ситуаций: подземных пожаров, прорыва воды, выбросов газов, обвалов, отключения электроэнергии и т.п.
Оповещение трудящихся о возникновении аварии производится с помощью световой, громкоговорящей или иной аварийной сигнализации.
Контрольные вопросы
1. Какой документ регламентирует основные мероприятия по технике безопасности на подземных работах?
2. Какими средствами индивидуальной защиты обеспечивается трудящийся подземного рудника?
3. Какие принимаются меры по снижению воздействия на трудящихся шума, вибрации и пыли?
4. Каким образом осуществляется на рудниках учет спуска-подъема шахтеров?
5. Назовите основные требования техники безопасности на транспорте и спуске-подъеме людей.
6. Какие требования техники безопасности устанавливаются при разработке руд, склонных к самовозгоранию?
7. Для чего на рудниках составляют планы ликвидации аварий?
Библиографический список
1. Голик, В.И.Специальные способы разработки месторождений полезных ископаемых [Текст]: учебник для вузов / В.И. Голик, Т.Т. Исмаилов, Г.Б. Дольников. – М.: Изд-во МГГУ, 2008. – 331 с.
2. Городниченко, В.И. Основы горного дела [Текст]: учебник для вузов / В.И. Городниченко, А.П. Дмитриев. – М.: Изд-во МГГУ, 2008. – 464 с.
3. Единые правила безопасности при взрывных работах [Текст] – М.: Недра, (ПБ-13-407-01), 2001.
4. Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом [Текст]. – М.: НПО ОБТ, (ПБ-03-553-03), 2003.
5. Клориньян, С.Х. Машины и оборудование для шахт и рудников [Текст]: справочник /С.Х. Клориньян, В.В. Старичев, М.А. Сребный и др. – М.: МГГУ, 2002. – 362 с.
6. Михайлов, Ю.В. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых. Подземная разработка рудных месторождений в сложных горно-геологических условиях [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю.В. Михайлов. – М.: Академия, 2008. – 316 с.
7. Михайлов, Ю.В. Ценные руды. Технология и механизация подземной разработки месторождений [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю.В. Михайлов. – М: Академия, 2008. – 252 с.
8. Трубецкой, К.Н. Основы горного дела [Текст]: учебник для вузов / К.Н. Трубецкой, Ю.В. Галченко. – М: Академическая книга, 2010. – 264 с.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 12 Разработка месторождений полезных ископаемых
подземным способом
2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 495 « Об утверждении Федерального государственного стандарта среднего профессионального стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ программе подготовки специалистов среднего звена 21.02.15 Открытые горные работы, укрупненная 21.00.00 Прикладная геология, горное дело ,нефтегазовое дело и геодезия, квалификация горный техник
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Разработчики:
_Преподаватель специальных дисциплин__
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Беккер Ольга Васильевна председатель П(Ц)К горных дисциплин преподаватель спец. дисциплин
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рецензент:
Утверждена и рекомендована методическим советом ГБПОУ ИО Бодайбинского горного техникума протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Разработка месторождений полезных ископаемых подземным способом
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Разработка месторождений полезных ископаемых подземным способом является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, 21.02.15 Открытые горные работы, входящей в состав укрупненной группы профессий 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки, в профессиональной подготовке по профессии рабочих.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ОП.12
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь: рассчитывать паспорт БВР при проведении выработок, рассчитывать поперечное сечение подземных выработок, рассчитывать схемы проветривания, циклограмму. Выбирать схемы проветривания, способы вскрытия и системы разработки.
знать: горные работы и выработки; выемочно-погрузочные работы, вскрытие месторождений и способы проведения выработок вертикальных, наклонных, горизонтальных, крепление выработок, системы подземной разработки, современное состояние и перспективы развития горнодобывающих отраслей промышленности; особенности механизации, и автоматизации технологических процессов подземных горных работ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – ___150____ часов, включая в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –100 часов;
практические работы_ 56_ часов:
самостоятельной работы обучающегося – __50____ часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
лабораторные занятия
практические занятия
56
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
50
в том числе:
Расчетно- графические работы
30
Внеаудиторная самостоятельная работа
20
Итоговая аттестацияв форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Разработка месторождений полезных ископаемых подземным способом.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Введение.
Введение Краткое содержание дисциплины и ее связь с другими дисциплинами. Значение разработки россыпных месторождений в экономике страны. Современное состояние и перспективы развития россыпных месторождений в районе.
2
1
РАЗДЕЛ 1.Разработка рудных месторождений подземным способом.
64
1.1.Общие сведения о разработке п/и подземным способом
1.Горнотехническаятерминология и понятия. Классификация подземных горных выработок. Околоствольные выработки. Основные стадии подземной разработки: вскрытие, подготовка и очистная выемка
2
1,2
2,3
3
1.2.Способы вскрытия рудных месторождений.
1.Классификация способов вскрытия. Расположение главных и вспомогательных стволов.
Вскрытие вертикальным наклонным стволом и штольней, комбинированные способы вскрытия, условия применения способов вскрытия , достоинства и недостатки каждого способа
2
1
2.Влияние выемки полезного ископаемого на сдвижение вмещающих пород и поверхности.
Размеры предохранительных целиков.
2
2
3
3
1.3.Проведение подземных горных выработок
1.Понятие о горном давлении.Горное давление в горизонтальных наклонных и вертикальных выработках. Расчет горного давления.
2
2
3
1.4.Крепежные материалы и конструкция крепи горизонтальных наклонных и вертикальных выработок
1.Материалы рудничной крепи: лес, металл, бетон , железобетон и др. Их характеристики.
Виды и конструкции крепи: деревянной , металлической, железобетонной ,набрызгбетонной, анкерной, условия применения крепи, достоинства и недостатки. Паспорт крепления.
2
2,3
1.5.Способы проведения горизонтальных наклонных и вертикальных выработок
1.Обычный и специальные способы проведения выработок. Буровзрывной способ проходки , проходка с применением проходческих комбайнов.
10
2
2.Формы и размеры поперечного сечения выработок, безопасные зазоры, методика расчета размеров поперечного сечения горизонтальных выработок
2,3
Практическая работа №1
Расчет основных размеров поперечного сечения горизонтальной выработки
6
2,3
1.6.Погрузка породы в вертикальных горизонтальных и наклонных выработках.
1.Основное оборудование для погрузки породы: марки погруз.машин, скреперных лебедок, производительность погрузочного оборудования.
2
2,3
2.Организация работ при проходке выработок. Построение цикличного графика, методика расчета циклограммы.
2
2,3
Практическая работа №2
Методика шпуровых зарядов при проведении горизонтальной выработки
6
2,3
Практическая работа №3
Расчет производительности погрузочного оборудования
6
2,3
Практическая работа №4
Расчет паспорта крепления деревянной крепи
6
2,3
1.7.Основные производственные процессы очистной выемки,
1.Основные производственные процессы очистной выемки, состав и взаимосвязь процессов.
Отбойка руды способы отбойки, вторичное дробление руды.
Доставка руды, способы доставки
2
2
1.8.Системы подземной разработки рудных месторождений
1.Классификация и сущность систем, условия применения.
Системы с открытым очистным пространством
2
2,3
2.Камерно-столбовая система
2,3
3.Система с подэтажной отбойкой
2,3
4.Системы разработки с магазинированием руды
2,3
5.Система с закладкой очистного пространства
2,3
Практическая работа №5
Изучение систем разработки рудных месторождений по макетам плакатам диафильмам. Выбор системы разработки из заданных условий.
4
2,3
1.9..Проветривание горных выработок, водоотлив и осушение
1.Рудничная атмосфера , состав рудничного воздуха. Способы проветривания6 нагнетательный всасывающий комбинированный, схемы проветривания. 2.Основное оборудование для проветривания Расчет проветривания тупиковых выработок . Паспорт проветривания
2
Практическая работа № 6
Расчет проветривания тупиковой выработки нагнетательным способом.
4
2,3
Самостоятельная работа при изучении раздела 1
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы Подготовка к расчетной практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, отчетов и подготовка к их защите.
Выполнение индивидуального задания.
Примерные темы задания
Подготовка рефератов по темам: «Условия применения разработки россыпей подземным способом», « Разработка россыпей подземным способом в Бодайбинском районе», «Технология рудных месторождений подземным способом»
«Ведение терминологического словаря
Решение задач по подготовке к практическим работам.
30
РАЗДЕЛ 2. Разработка россыпных месторождений подземным способом
36
2.1.Вскрытие месторождений
1.Способы вскрытия и вскрывающие выработки: вертикальным стволом, наклонным и штольней, условия применения способов вскрытия.
Выбор места заложения вскрывающей выработки. Влияние выемки полезного ископаемого на сдвижение вмещающих пород.
2
Практическая работа №7
Изучение способов вскрытия россыпей, выбор способа вскрытия из заданных условий
2
2,3
2.2.Осушение и водоотлив
Осушение россыпей на поверхности при помощи канав. Способы водоотлива в подзмных выработках.
2
2,3
2.3.Подготовка шахтных полей.
Деление шахтного поля на панели , столбы. Проведение подготовительных нарезных выработок их назначение формы и размеры
2
2,3
2.4.Проведение и крепление горных выработок
1.Особенности разработки талых имерзлых россыпей. Общие сведения об управлении кровлей и материалах крепи. Организация работ при проведении выработок на талых россыпях.
Устойчивость и расчет целиков, способы проведения горных выработок на талых россыпях их крепление и требование к видам крепи.
Разработка мерзлых россыпей.
Проведение выработок на мерзлых россыпях, подготовка шахтного поля, очистная выемка и отбойка песков. Способы отбойки.
2
2,3
2,3
3.Проветривание горных выработок: способы проветривания. Механизация работ. Расчет циклограммы при проведении горизонтальной выработки .Построение циклограммы
2
2,3
Практическая работа №8
Расчет циклограммы при проведении горизонтальной выработки на россыпях.Построение циклограммы
8
2,3
2.5.Системы разработки талых и мерзлых россыпей.
1.Классификация систем разработки.Системы разработки талых россыпей, условия их применения, достоинства и недостатки. Способы управления кровлей при очистной выемке.Меры безопасности при проведении выработок и очистной выемке.
2
2,3
2.Системы разработки многолетнемерзлых россыпей, условия их применения, достоинства и недостатки, способы управления кровлей. Меры безопасности при проведении очистных работ.
2,3
Практическая работа №9
Изучение систем разработки на талых россыпях по плакатам макетам, диафильмам. Выбор системы разработки из заданных условий.
6
2,3
Практическая работа №10
Изучение систем разработки мерзлых россыпей по плакатам макетам, диафильмам. Выбор системы разработки из заданных условий.
6
2,3
Зачетный урок
Контрольная работа
2
2,3
Самостоятельная работа при изучении раздела 2
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы Подготовка к расчетной практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, отчетов и подготовка к их защите.
Выполнение индивидуального задания.
Примерные темы задания
Подготовка рефератов по темам: «Условия применения разработки талых и мерзлых россыпей», « Классификация способов вскрытия», «Управление кровлей, способы управления кровлей», « Системы разработки талых и мерзлых россыпей
«Ведение терминологического словаря
Решение задач по подготовке к практическим работам.
20
итого
150
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технологии горных работ» и компьютерного класса.
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– плакаты по дисциплине;
– компьютер,
– мультимедийный проектор.
Оборудование компьютерного класса:
– компьютеры по числу обучающихся,
– рабочее место преподавателя,
– методические материалы по организации и проведению практических занятий.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
1.Агошков М.И. и Малахов Г.М. « Подземная разработка рудных месторождений». М., Недра 1966г.
2.Борисов Р.С. « Горное дело» М., Недра, 1972г.
3.Демин А.М. «Разработка рудных месторождений открытым способом». М., Недра 1970г.
4.Лешков В.Г. « Разработка россыпных месторождений». М., Недра 1977г.
5.Шехурдин В.К. «Горное дело» М., Недра, 1988г.
6.Шехурдин В.К. «Задачник по горным работам , проведению и креплению горных выработок» М., Недра, 1988г.
Дополнительная литература.
1.Астафьев Ю.П. « Горное дело». М., Недра, 1980г.
2.Справочник по горно- рудному делу.т.1, 2,3. М., Госгортехиздат, 1961г.
3.Хейфиц С.Я. и Балтейтис В.Я. Охрана труда и горноспасательное дело. М., Недра, 1978г.
4.Гордеев Н.А. «Задачник по горным работам ,проведению и креплению горных выработок» ГНТИ литературы по горному делу 1961 г.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь: рассчитывать паспорт БВР при проведении выработок, рассчитывать поперечное сечение подземных выработок, рассчитывать схемы проветривания, циклограмму. Выбирать схемы проветривания, способы вскрытия и системы разработки.
.
Экспертная оценка результатов выполнения практических работ;
Применение программного обеспечения при выполнении практических работ
Дифференцированный зачет
знать: горные работы и выработки; выемочно-погрузочные работы, вскрытие месторождений и способы проведения выработок вертикальных, наклонных, горизонтальных, крепление выработок, системы подземной разработки, современное состояние и перспективы развития горнодобывающих отраслей промышленности; особенности механизации, и автоматизации технологических процессов подземных горных работ
опрос
Экспертная оценка результатов выполнения проверочных работ;
Защита рефератов по темам разделов дисциплины
Экспертная оценка результатов при решении задач
Дифференцированный зачет