Подземная и открытая разработка полезных ископаемых

Подземная и открытая разработка полезных ископаемых thumbnail

МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение

«Благовещенский политехнический колледж»

Тематическая (текущая) лекция.

Сущность открытого, подземного и физико-химических способов

добычи полезных ископаемых. Основная терминология.

Выполнила: Шмырина О.Б.

преподаватель спец.дисциплин

г.Благовещенск

2018 г.

При открытой разработке все горные работы проводят в открытых горных выработках непосредственно с земной поверхности.

Горные работы включает два основных вида – вскрышные и добычные.

Вскрышные работы заключаются в удалении пустых пород, обеспечивающем доступ к полезному ископаемому и его добычу и ведутся с опережением добычных работ во времени и пространстве.

Контур открытых выработок непрерывно перемещается в пространстве, занимая ежегодно новое положение.

В результате выемки вскрышных пород и полезного ископаемого образуется выработанное пространство ступенчатой формы.

Выемка пород в нижнем слое возможна только после выемки горной массы во всех вышележащих слоях или их части.

Основные производственные процессы при открытых горных работах:

– подготовка горных пород к выемке,

– выемочно-погрузочные работы,

– перемещение карьерных грузов автомобильным, железнодорожным, конвейерным или комбинированным транспортом,

– отвалообразование вскрышных пород и складирование полезного ископаемого.

Насыпи пустых пород и некондиционных полезных ископаемых, извлекаемых и удаляемых при открытой разработке месторождения, называют отвалами.

Внутренние отвалы размещают в выработанном пространстве, внешние – вне контуров карьера, как правило в понижениях местности.

Отличительные признаки открытых горных работ:

– добыча производится лишь после удаления пустых пород, при этом выемка производится в основном экскаваторным способом слоями с опережением верхними нижних;

– размеры открытых горных выработок по всем направлениям значительны, что позволяет применять мощное оборудование больших размеров и высокой производительности: большегрузные автосамосвалы грузоподъемностью до 180 т, экскаваторы типа мехлопаты с ковшом вместимостью до 20 м3 и драглайны с ковшами вместимостью 40-100 м3 и длиной стрелы 100-150 м, роторные комплексы производительностью до 12,5 тыс. т/ч, думпкары грузоподъемностью 180 т и т.п.

Достоинства и недостатки открытых горных работ:

Преимущества :

– по сравнению с подземными работами заключаются в следующем: на карьерах обеспечивается более высокая безопасность труда;

– производительность труда на карьерах в 5-8 раз выше, а себестоимость в 2-4 раза ниже, чем в шахтах, а капитальные затраты, связанные со строительством карьера, в 2-4 раза меньше, чем при строительстве шахт равной мощности;

– на карьерах меньше потери полезного ископаемого и легче производить раздельную выемку различных сортов руд;

– при открытой разработке легче увеличить при необходимости производственную мощность предприятия.

Недостатки:

– необходимость отчуждения больших земельных угодий под карьер и отвалы;

– серьезное отрицательное воздействие на окружающую среду – понижение уровня грунтовых вод на больших площадях, загрязнение прилегающих сельхозугодий пылегазовыми выбросами; зависимость от климатических условий, особенно в суровом климате.

В большинстве случаев недостатки перекрываются преимуществами.

Подземная добыча связана с необходимостью проведения сети подземных выработок, по которым осуществляется доступ к полезному ископаемому и его транспортирование на поверхность.

При добыче ископаемых углей наиболее распространен механический способ разрушения, при добыче руд – взрывной.

Добытый уголь транспортируют по горным выработкам скребковыми или ленточными конвейерами, в вагонетках электровозами или лебедками, а также под действием собственного веса по желобам или трубам.

Применяют гидротранспорт – перемещение в потоке воды по трубам или желобам.

Руда на рудниках в пределах добычных блоков транспортируется скреперами или виброустановками, а по горизонтальным выработкам – локомотивной откаткой.

Горную массу до ствола транспортирует служба внутришахтного транспорта.

На поверхность горную массу поднимают в специальных подъемных сосудах – скипах или устройствах – клетях, в которые помещают вагонетки.

В клетях осуществляют спуск-подъем людей, оборудования и материалов.

Комплекс подъемных машин и оборудования называют шахтным подъемом.

Выданное на поверхность полезное ископаемое размещают на складах и отгружают его потребителям или на обогатительную фабрику.

Поверхность современных шахт и рудников представляет собой комплекс зданий и сооружений сгруппированных в блоки:

– здания подъемных машин и копры (конструкции для установки шкивов под канаты клетей и скипов и разгрузки последних в специальных направляющих),

– эстакады,

– помещения электроподстанции,

– механических мастерских,

-компрессорной,

– административно-бытового комбината,

– складские помещения.

Для повышения качества добытого полезного ископаемого осуществляет его обогащение на специальных обогатительных фабриках.

Преимущества подземных работ:

– малое влияние на окружающую среду;

– малая зависимость от климатических условий.

Недостатки подземных работ:

– малые размеры выработок и как следствие небольшие размеры горных машин и малая их производительность;

– высокая опасность и низкий комфорт для работающих;

– существенное ухудшение условий и увеличение опасности газодинамических явлений с ростом глубины

Добычу полезных ископаемых со дна озер, морей, океанов (благородные и редкоземельные металлы) осуществляют в пределах континентального шельфа и ложа мирового океана.

Добычу ведут земснарядами, черпаковыми элеваторами и грейферными грузчиками через водную толщу или через горные выработки, проведенные с земной поверхности.

Средняя глубина подводной разработки в России 30 м.

При геотехнических способах разработки бурят скважины с поверхности или из горных выработок, через них воздействуют на полезное ископаемое с целью изменения его физического или химического состояния и извлекают его после этого на поверхность.

Перевод твердых полезных ископаемых в транспортабельное по скважинам состояние осуществляют:

– механическим разрушением,

– плавлением,

– растворением,

– химической

– бактериально-химической обработкой.

Наиболее распространены:

– подземная выплавка серы,

– подземная газификация углей,

– бактериально-химическое выщелачивание меди

– радиоактивных металлов.

В целом объемы таких работ пока невелики.

Скважинная добыча применяется при извлечении жидких (нефть, термальные и минеральные воды) и газообразных (природный газ) полезных ископаемых.

Процесс добычи нефти включает:

– движение нефти по пласту к забою скважины за счет разности давлений в пласте и у скважины (создаваемой естественным или искусственным путем – закачкой газа или жидкости);

– движение нефти от забоя до устья скважины на поверхности; сбор нефти, газа и воды на поверхности и их разделение.

Особенность добычи газа заключается в том, что весь путь газа при его извлечении из недр, сборе, подготовке к транспортированию и транспорт потребителю герметизирован.

По форме залегания месторождения твердых полезных ископаемых подразделяются на:

– правильные

– неправильные.

К правильным месторождениям относятся:

изометрические – развитые более или менее одинаково во всех направлениях (массивные залежи, штоки, гнезда и пр.);

– плитообразные – вытянутые преимущественно в двух направлениях при относительно небольшой мощности (пласты и пластообразные залежи угля, горючих сланцев, солей, марганцевых руд).

Пласт имеет значительное распространение в земной коре и ограничен двумя более или менее параллельными плоскостями.

Весьма тонкие пласты, не разрабатываемые вследствие малой мощности (до 0,4 м) называют прослойками.

Плоскости соприкосновения пластов отдельных пород называют плоскостями напластования.

Породы над пластом называют кровлей или висячим боком, а под пластом – почвой или лежачим боком.

– трубообразные и столбообразные – вытянутые преимущественно в одном направлении.

К неправильным месторождениям относятся:

– промежуточные

– переходные между правильными формами (линзы, жилы, седловидные залежи,

– складки,

– перегибы,

– тектонически нарушенные свиты пластов и пр.).

Как правило такую форму имеют рудные месторождения.

Жилой называют заполненную минеральным веществом трещину в земной коре, они бывают простые и сложные, ответвления от них называют апофизами.

Большинство месторождений благородных металлов жильные.

Такие формы залегания как штоки, линзы, гнезда, характерны для железных, медных, полиметаллических и других руд.

Они представляют собой полости в земной коре, заполненные минеральным веществом и отличаются друг от друга формой и размерами.

Пласты горных пород в период образования залегали практически горизонтально, но под действием тектонических (горообразовательных) процессов в земной коре их первоначальное положение нарушалось и они могут занимать любое положение и некоторые из них собраны в складки.

Нарушения нормального залегания пластов называют дислокациями.

Дислокации без разрыва сплошности (утонения и утолщения пласта, складчатость) называют пликативными.

Складка выпуклостью вниз называется синклиналью, вверх – антиклиналью.

Дислокации с разрывом сплошности (сбросы, взбросы, надвиги и пр.) называют дизъюнктивными.

Рельеф поверхности месторождения может быть:

равнинным, в виде склона возвышенности,

– возвышенности,

– залежь может находиться под водой.

От рельефа поверхности зависит порядок разработки и возможные средства механизации.

В зависимости от положения относительно господствующего уровня поверхности и глубины залегания различают месторождения:

поверхностного типа – непосредственно выходящие на поверхность или под наносами небольшой (20-30 м) мощности;

глубинного типа – расположены значительно ниже господствующего уровня поверхности, мощность толщи пустых пород 40-250 м;

высотного типа – выше господствующего уровня поверхности;

высотно-глубинного типа частично расположены выше и ниже господствующей поверхности.

Залегание может быть согласным и несогласным с рельефом поверхности.

Положение пластов в земной коре определяется элементами их залегания :

– простиранием

– падением.

Простирание – протяженность пласта в длину, а линия простирания – линия пересечения пласта с горизонтальной плоскостью.

Линия, лежащая в плоскости пласта перпендикулярно линии простирания – линия падения, а само направление этой линии – падением пласта.

Угол линии падения с горизонтальной плоскостью – угол падения пласта.

Направление падения пласта определяется углом, который составляет линия простирания с меридианом.

По углу падения различают залежи:

– пологие (до 8-10о), частный случай – горизонтальные залежи;

– наклонные – с углом падения 8-30о;

круто наклонные – 30-56о,

крутые – 56-90о.

Мощность пласта (залежи) нормальная – расстояние по нормали между кровлей и почвой.

Горизонтальная мощность – то же по горизонтали, вертикальная мощность – по вертикали.

Различают:

– минимальную (возможность применения техники)

– среднюю (для расчетов) мощность пласта.

Количество полезного ископаемого, заключенное в недрах его месторождения, называют запасами (т, м3).

Геологические запасы – общие запасы месторождения или его части, состоят из:

– балансовых запасов,

– забалансовых запасов.

Балансовые запасы – разведанные и изученные запасы, использование которых экономически целесообразно и которые удовлетворяют требованиям, установленным для подсчета запасов в недрах данного месторождения.

Они включают промышленные запасы и потери.

Промышленные запасы – часть балансовых запасов, подлежащая извлечению и выдаче на поверхность.

Отношение промышленных запасов к балансовым называют коэффициентом извлечения.

Потери – часть балансовых запасов, остающаяся в недрах при их разработке.

Отношение потерь к балансовым запасам называют коэффициентом потерь.

Сумма коэффициентов извлечения и потерь равна единице.

Избежать потерь невозможно, их величину можно только снизить за счет удорожающих добычу дополнительных мероприятий.

Фактический уровень потерь колеблется в широких пределах – от нескольких процентов в цветной металлургии до десятков процентов в угольной отрасли.

Забалансовые запасы – разведанные и изученные запасы, использование которых экономически нецелесообразно при современном уровне техники и технологии добычи (малое количество, малая мощность и пр.). С прогрессом техники часть этих запасов переводят в балансовые.

Список используемой литературы

Основные источники:

  1. О.С. Брюховецкий Технология и комплексная механизация разработки месторождений полезных ископаемых, – М.,»Недра» 2011г.

  2. Р.А. Демин, П.П. Зуев Сборник задач по открытой разработке месторождений полезных ископаемых М.: Издательство «Горная книга» ИМГГУ, 2017

  3. В.А. Дьяков Транспортные машины и комплексы открытых разработок, -М., Недра, 2012 г.

  4. В.М. Емельянов Технология бульдозерной разработки вечномерзлых россыпей, М.: Недра, 2016

  5. Б.Л. Евдокимов Железнодорожный транспорт открытых горных работ, – М., Недра, 2015 г.

  6. В.Ф. Замышляев Технического обслуживание и ремонт горного оборудования, – М., Академия , 2013 г.

  7. Методика выполнения курсового проекта по теме «Разработка рудного и нерудного месторождения» составил О.Б.Шмырина, 2015г.

  8. Л.О. Потапов Транспортые машины и комплексы открытых горных разработок, -М., Недра, 2013 г.

  9. Л.О. Потапов Карьерный транспорт, – М., Недра, 2013 г.

  10. Р.Ю. Подэрни Горные машины и автоматизированные комплексы, – М., Недра, 2013 г.

  11. А.К. Радионов Открытые горные работы М.: Издательство «Горная книга» ИМГГУ , 2016

  12. О.А. Томаков Системы разработки при открытых горных работах М.: Издательство «Горная книга» ИМГГУ, 2016

  13. Типовые технологические схемы ведения горных работ на угольных разрезах, 2015г.

  14. К.Л. Хохряков Открытые горные работы М.: Издательство «Горная книга» ИМГГУ, 2016

  15. А.С. Чирков Добыча и переработка строительных горных пород М.: Издательство МГГУ, 2018

  16. В.М. Шорохов Технология и комплексная механизация при разработке россыпных месторождений, М.: Недра, 2015

Дополнительные источники:

  1. С. А. Брылов: Горное дело- М.: Издательство Недра, 2012

  2. М.В. Васильев «Транспорт глубоких карьеров», – М., Недра, 2015 г.

  3. М.В. Васильев «Комбинированный транспорт в карьерах», – М., Недра, 2015 г.

  4. С.А.Демин «Сборник задач по горным работам», – М., Недра, 2015 г.

Источник

Добыча полезных ископаемых составляет важную часть экономики многих государств, включая Россию. Кроме подземной добычи ее важную часть составляет разработка открытым способом — в том случае, если залежи располагаются сравнительно неглубоко. Для этого используются современные технологии, применяется множество видов карьерной спецтехники.

Трудно сказать, когда человечество начало разработку первого в своей истории карьера. Но наверняка это произошло раньше, чем был вырыт первый рудник: добывать ископаемые, находящиеся непосредственно под поверхностью, а то и на ней, — много проще. Так или иначе, будет верным сказать, что человечество эволюционировало вместе с технологией добычи полезных минералов и строительных материалов. В ходе разработки карьера вынимаются и подвергаются сортировке миллионы тонн породы, что не может не влиять на состояние окружающей среды, как минимум — в местном масштабе. Тем не менее потребность цивилизации в полезных ископаемых, начиная с угля и заканчивая драгоценными металлами, век от века растет — а соответственно, растут и масштабы добычи.

К положительным сторонам добычи полезных ископаемых открытым способом нужно отнести такие факторы, как простота подготовительных (вскрышных и других) работ, относительная безопасность участников производственного процесса, сравнительно невысокие затраты на изыскательские работы и собственно добычу, большая производительность при извлечении породы.

Однако, помимо достоинств, у открытой разработки есть и свои недостатки. К ним относятся большое число работающей в карьере техники и оборудования, а значит, и немалые затраты на его приобретение и обслуживание. С углублением котлована растут и расходы на разработку залежей: доставка породы на обогатительный комбинат или пункт предварительной сортировки требует все больших усилий и все более длинных маршрутов для техники, следовательно, растут и затраты компании-разработчика.

Технологический цикл добычи полезных ископаемых открытым способом начинается с геологоразведки.

Необходимо не только найти залежи, но и оценить их объем, состав породы и глубину залегания на предмет целесообразности добычи. Далее проводятся предварительные работы на месте будущих разработок, которые включают в себя осушение (иногда обводнение) территории, прокладку коммуникаций (подъездные пути, электричество, связь, Интернет), выкорчевывание леса и возведение административных и вспомогательных построек. Сколько времени проходит с момента завершения геологоразведки до окончания предварительных работ, однозначно сказать нельзя: это зависит от инвестиций в будущий карьер, характера местности, климатических и погодных факторов.

Карьерный экскаватор

При добыче полезных ископаемых открытым способом — будь то залежи угля, марганца, руд, содержащих металлы, — широко используют карьерные экскаваторы — машины циклического действия, малосвязные или черпающие разрушенные породы и перемещающие их последовательно, прерывая копание на время перемещения породы. Вскрытие месторождений, выемка минералов и их последующая погрузка в транспортные средства — основные функции этих машин. Наряду с гигантскими многоковшовыми шагающими экскаваторами, роторными и канатными электрическими машинами наибольшее распространение при разработках открытым способом получили гидравлические карьерные экскаваторы на гусеничном ходу. Характерный образец машин этого типа — Liebherr R9250. Оснащенный ковшом объемом 15 кубометров, он отлично подходит для работы с самосвалами 100-тонного класса. В зависимости от условий работы модель оснащается дизельной либо электрической силовой установкой мощностью 287 л.с.. Скорость вращения поворотного мотора — 8 оборотов в минуту. Машина может оснащаться как прямой, так и обратной лопатой и способна работать даже при экстремально низких температурах: до минус 40—50 градусов Цельсия. У модели  R9250, как и у других машин семейства экскаваторов Liebherr, низкий центр тяжести и большая глубина копания: 8,7 метра. Полная масса машины — 253,5 тонны.

Собственно разработка карьера начинается со вскрышных работ.

Необходимо удалить поверхностный, пустой слой породы, под которой находятся залежи полезных ископаемых. Для этого слоями удаляется грунт, в результате чего по периметру будущего карьера образуется каскад уступов. Если раньше для этих целей широко применялись буровзрывные работы, то сегодня для вскрышных работ чаще используется специальная техника, прежде всего — экскаваторы и погрузчики, а для вывоза пустой породы — карьерные самосвалы. Чем тоньше поверхностный слой — тем более эффективны горные работы: эффективность разработки открытым способом определяется соотношением перемещенной пустой породы к результату добычи. Количество кубических метров снятого грунта делится на тоннаж изъятого ископаемого.

Карьерный погрузчик
Обладающие куда более внушительными размерами, чем их строительные собратья, эти землеройно-транспортные машины на колесном или гусеничном ходу имеют в качестве главного рабочего органа ковш вместимостью до 10 кубометров и более, шарнирно закрепленный на конце стрелы и разгружающийся вперед. К функциям карьерных погрузчиков относятся рыхлительные и бульдозерные работы, резка и транспортировка породы, а также ее загрузка в кузов самосвала. 
Современные машины этого типа имеют эксплуатационную массу до 62 тонн. Кроме фронтального ковша в качестве сменного оборудования для карьерных погрузчиков используются бульдозерный нож, рыхлитель, грузоподъемная платформа и другие агрегаты.
Яркий представитель семейства карьерных погрузчиков — модель именитого японского производителя спецтехники Komatsu WA600-8. Этот карьерный погрузчик имеет эксплуатационную массу 55 тонн и оснащен ковшом объема 7,03 кубометра. Оригинальный силовой агрегат погрузчика  SAS6D170E-7 мощностью 529 лошадиных сил соответствует стандартам экологичности Tier 4 Final. По словам компании-разработчика, модель имеет целый ряд улучшений сравнительно с техникой Komatsu предыдущих поколений — в частности, у WA600-8 существенно улучшена обзорность кабины, а кресло оператора снабжено функцией подогрева.

Та же самая техника используется для непосредственной добычи полезных ископаемых.

В настоящее время из соображений экономической целесообразности многие процессы автоматизируются — например, все более широкое распространение получают беспилотные самосвалы, не требующие наличия водителя и часто вообще не имеющие кабины; встречаются и объекты, где управление процессом добычи осуществляется полностью дистанционно («умный карьер»). При более высоких первоначальных затратах такой подход гарантирует значительную экономию на оплате труда персонала, а кроме того,  обеспечивает безопасность жизни и здоровья сотрудников добывающего предприятия. Тем не менее даже работа в технически оснащенном карьере по-прежнему считается довольно тяжелой, а порой и экстремальной для человеческого организма и поэтому требует высокой физической и психологической стабильности. В то же время вред от работы в карьере для человеческого организма намного меньше, чем в шахте, а уровень травматизма — существенно ниже.

Полезные ископаемые, добываемые в карьере, подвергаются дроблению и сортировке на месте либо транспортируются самосвалами в перевалочные пункты и далее — на обогатительные комбинаты. Вывоз породы из карьера осуществляется карьерными самосвалами; наиболее вместительные образцы этой техники способны транспортировать около пятисот тонн груза — однако по дорогам общего пользования эта техника в силу своих габаритов передвигаться не может, поэтому к месту работ ее обычно доставляют в разобранном виде, по железной дороге, автотрассе или морским транспортом.

Карьерный комбайн

На смену буро-взрывным методам при разработке полезных ископаемых открытым способом все чаще приходят карьерные комбайны, позволяющие не только добывать материал, но и погружать его напрямую в грузовики либо укладывать в отвалы. Если самосвал занят другой работой, срезанная комбайном порода подается по конвейеру и отсыпается в отвал. Именно так работают комбайны компании Wirtgen. В зависимости от угла поворота их конвейера материал может складироваться в один отвал с 3—5 заходов срезания породы. В дальнейшем материал загружается в кузов самосвала с помощью карьерного погрузчика. В зависимости от высоты полученного отвала при помощи фронтального погрузчика возможно выполнять погрузку материала.
Наиболее производительные карьерные комбайны Wirtgen для разработки мягких и крепких горных пород 4200SM рассчитаны на глубину  фрезерования до 830 и 650 миллиметров при ширине фрезерования 4,2 метра. Кроме своей основной задачи — добычи угля, известняка, боксита, железной руды, фосфатов, горючего сланца, кимберлита, соли — эти карьерные комбайны способны эффективно работать в строительстве, включая дорожное. В частности, этим машинам по силам выполнение таких функций, как прокладка трассы для строительства дорог и сооружения рельсового пути, точное фрезерование траншей, плоскостей и откосов, фрезерование каналов, формирование подошвы тоннеля и восстановление дорог.

Открытым способом добывают множество ценных ископаемых: уголь, янтарь, мрамор, алмазы — список можно продолжать очень долго. А разработка карьера может продолжаться от нескольких лет до многих десятилетий. Например, разработка карьера Бингем-Каньон в США, штат Юта, глубина котлована которого в настоящее время составляет 1200 метров, продолжается с 1863 года.

На особенности добычи влияет множество факторов; горняки говорят, что двух идентичных карьеров в принципе не существует. Тем не менее большинство этих сооружений имеет ряд общих элементов; среди них — рабочий и нерабочий борт; дно или подошва — нижняя площадка уступа; нижний и верхний контуры; вскрышные и очистные уступы; площадки (ниже откоса, выше откоса); пункт приема породы; транспортные коммуникации. Периметр подошвы карьера определяется удобством добычи породы и ее погрузки в карьерные самосвалы.

Карьерный самосвал

Карьерные самосвалы — разновидность внедорожных машин этого типа, используемых при разработке месторождений открытым способом. Из-за внушительных размеров их эксплуатация на дорогах общего пользования невозможна — и к месту работ их доставляют в разобранном виде. Наиболее целесообразной для тяжелых самосвалов признана схема с двумя осями, с разгрузкой назад, с задним или полным приводом Отдельный подкласс карьерных самосвалов составляют машины шарнирно-сочлененной конструкции, для которых используется трехосная схема. Например, такие, как выпускает южноафриканская компания Bell — каждый пятый шарнирно-сочлененный самосвал в мире сходит с ее конвейера. Главная особенность этой техники — наименьшая масса во всех классах грузоподъемности, что достигается благодаря применению высокопрочного сварного шасси из легированной стали и долговечных, оптимизированных для уменьшения веса, компонентов. Среди других особенностей — мощные двигатели  Mercedes Benz и трансмиссии со встроенным замедлителем ZF и Allison. Одна из популярных моделей — BELL B50D с колесной формулой 6×6 при собственной массе 34,5 тонны способна перевозить 45,4 тонны груза. Она оснащена дизельным двигателем мощностью 523 л.с. и 640-литровым топливным баком. Из систем безопасности самосвала нужно отметить автоматический горный тормоз, функцию быстрой заливки топлива с сухим затвором и мониторинг давления в шинах и защиту кабины от опрокидывания и падающих предметов.

Как уже было сказано выше, добыча полезных ископаемых не проходит даром для экологии.

Устройство карьера разрушает ландшафт, складывавшийся веками, а порой и тысячелетиями. Выкорчевываются многие гектары лесов, осушаются озера, производятся взрывные работы, изменяется уровень грунтовых вод. Тысячи кубометров почвы, которые могли бы быть использованы в сельскохозяйственных целях, в ходе вскрышных работ превращаются в отвалы. В зависимости от химического состава грунта отвалы могут содержать элементы, опасные не только для растительного и животного мира, но и для здоровья людей, живущих в близлежащих населенных пунктах. Их жители также страдают от высокого уровня шума, загрязнения сточных вод и выбросов угарного газа от двигателей спецтехники и оборудования.

Несмотря на то, что добыча полезных ископаемых открытым способом наносит ощутимый вред окружающей среде, вредные последствия от нее можно минимизировать. Для этого выработанные карьеры часто заполняют водой, создавая искусственные водоемы, а на прилегающих территориях проводят рекультивацию, засаживая их деревьями и кустарниками. Что касается отвальных пород, из них нередко получают минеральные удобрения, глинозем, а также некоторые виды строительных материалов. Все эти меры позволяют не только частично компенсировать ущерб, нанесенный природе открытыми разработками, но зачастую и получить экономическую выгоду. В мире год от года растет число предприятий, специализирующихся, занятых окультуриванием территории выработанных карьеров и переработкой отходов добычи.

Дробильное оборудование

Нередко первичная переработка полезных ископаемых выполняется непосредственно на месте добычи. Для этого используется различное дробильно-сортировочное оборудование. Например, для обработки известняка и других материалов с невысокой абразивностью хорошо подходят роторные дробилки с горизонтальным валом Telsmith первичного и вторичного дробления. Они сконструированы с большим запасом прочности и имеют цельный массивный ротор, что является их основным преимуществом сравнительно с представленными на рынке аналогами, а также большую камеру дробления, которая обеспечивает высокую производительность и кубовидную форму материала на выходе. Наиболее производительная из дробилок для первичного дробления — Telsmith 6071 с приводом мощностью 800—1500 л.с., которая имеет производительность 1000—2100 тонн в час. Дробилка эксплуатационной массой 89 тонн рассчитана на максимальный размер входящего куска 1422 мм. Из дробилок для вторичного дробления наиболее производительная — Telsmith 5263 с приводом мощностью 300 л.с,; ее производительность достигает 320 тонн в час. Эта модель рассчитана на максимальный размер входящего куска 406 мм; вес дробилки — 22 тонны.

Источник: https://proteh.org/

Источник