Почва полезных ископаемых для 4 класса
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
Цели урока:
- Познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
- Закрепить знания о полезных ископаемых, их применением, свойствами.
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, мыслить логически, высказывать свое мнение, умения проводить опыты.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, дружеские отношения.
Оборудование: Физическая карта России, карта края, схема «Типы почв», образцы почв, материал для опытов, раздаточный материал для тестирования, тест в Power Point.
Приложение 1. Презентация к уроку.
Приложение 2. Тест.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня на уроке мы пополним свои знания о нашей стране, о родном крае, которые тесно связаны с темой прошлого урока.
– Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Полезные ископаемые края.)
– Всё верно. Об этом мы и поговорим.
II. Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа по карточкам. Тест (PowerPoint)
а) Работа с классом, разгадывание кроссворда.
– …. выполняет тест, … и …. работают по карточкам, которые лежат у вас на столе.
– Давайте вспомним, какие полезные ископаемые вы знаете, перечислите.
– А теперь разгадаем кроссворд по теме «Полезные ископаемые».
Начнем разгадывать по горизонтали.
СЛАЙД 1
По горизонтали:
- Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
– Назовите главное свойство гранита? (Прочность.)
– Из чего он состоит? (Полевого шпата, кварца и слюды.)
- Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
– Из чего изготавливают мел?
- Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
– Где применяют песок?
- На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
– Расскажите где его использует человек. (Хим. промышленность, электростанции, котельные, заводы.)
- Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это?
– Почему нефть называют «черным золотом»? (Получают жидкое топливо.)
- Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи…
– Назовите главное свойство железной руды? (Плавкость.)
– Что изготавливают из железной руды? (Чугун, сталь.)
По вертикали:
- Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
– Как образуется глина? (При разрушении гранита.)
- Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение.
– Где используют известняк? (В строительстве.)
- Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
– Какое свойство торфа использует человек? (Горючесть.)
- Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали.
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.
– Какое свойство угля использует человек? (Горючесть.)
– Для чего использует каменный уголь? (Топливо, делают краски, пластмассу.)
– Какие виды угля вы ещё знаете?
(Ответы:
- По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.
- По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.)
– Вы хорошо справились. Спасибо за работу.
– Посмотрите на карту, как же богата наша страна полезными ископаемыми.
– А какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? (никель, медь, золото, платину, каменный уголь, бурый уголь, марганец и т.д.)
б) Работа по карте
– Назовите и покажите на карте крупные месторождения полезных ископаемых в нашем крае начиная с севера на юг? (Талнахское (никель, платина, медь), Гулинское (слюда), Советское (золото), Нижнеангарское (железные руды), Тагарское (железные руды), Бородинское (каменный уголь))
б) Индивидуальная работа по карточке.
1. Опишите полезное ископаемое по плану:
а) Название;
б) Свойства;
в)Способ добычи;
г) Значение, применение.
2. Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства.
Нефть | Жидкое |
Газ | Горючее |
Железная руда | Маслянистое |
Глина | Газообразное |
С резким запахом | |
Легче воды | |
Тяжелее воды | |
Пластичное | |
Плавкое |
3) Работа с тестом (Рower Point)
Тест «Наши подземные богатства»
- Месторождения полезных ископаемых отыскивают…
а) археологи;
б) геологи;
в) строители. - К полезным ископаемым относятся…
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина. - В строительстве используются…
а) торф, железная руда, самоцветы;
б) песок, глина, гранит;
в) мрамор, каменный уголь, малахит. - Металлы получают из…
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, торфа;
в) железной руды, медной руды. - При помощи буровых установок добывают…
а) нефть, природный газ;
б) калийную соль, алмазы;
в) мрамор, гранит. - В шахтах добывают…
а) известняк, ракушечник, гранит;
б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
в) поваренную соль, жемчуг, графит. - В карьерах добывают…
а) известняк, песок, глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь. - Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это…
а) алмаз, известняк, графит;
б) железная руда, поваренная соль, мел;
в) каменный уголь, антрацит, торф.
III. Изучение нового материала.
а) Беседа.
– Можно ли наш край назвать кладовой? А вот кладовая, в которой находятся полезные ископаемые, есть в названии темы нашего урока.
– Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я все терплю и добром плачу. (Земля.)
– Верно, а тема нашего урока «Земля – кормилица».
СЛАЙД 2
– Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей».
– Вспомните, как называется верхний слой земли. (Верхний слой земли называют почвой)
– Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Остатки старых сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)
– Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)
– Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.
СЛАЙД 3
б) Практическая работа
Опыт 1.
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)
– О чем это говорит? (В почве есть воздух.)
Опыт 2.
– Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)
– Вывод? (В почве есть вода.)
Опыт 3.
– Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху – глина.)
Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)
Опыт 4.
– Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)
– Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)
– Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной – гумус.)
Опыт 5.
– Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)
– Кто догадался, что это такое? (Это соль.)
– Совершенно верно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть сопи.)
В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».
в) беседа
– Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.
– Как вы думаете почва везде одинаковая?
– В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.
– Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)
– Давайте познакомимся с видами почв. В нашей стране выделяют несколько видов почв. Самые распространенные из них:
СЛАЙД 4
Тундровые, подзолистые, лесные, чернозём, болотные и луговые.
СЛАЙД 5
– Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.
– Какая почва характерна для тундры? (Тундровая.)
– Какая почва распространена в тайге и смешанных лесах? (Подзолистая.)
– Какая почва будет в лиственном лесу? (Серая лесная.)
– В какой природной зоне – чернозём? (Степи.)
– Где находятся луговые почвы? (Луга.)
– Для чего характерны болотные почвы? (Болота.)
– На территории нашей страны самые распространенные подзолистые почвы.
– Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная? (Чернозем, в ней много перегноя.)
– А какие почвы в нашем крае? (Все.)
– А какая почва распространена на полуострове Таймыр? (Тундровая.)
– Как вы думаете, можно ли ее назвать плодородной? (Нет.) Почему?
– Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?»
– Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой.
г) рассказ ученика
– Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она – земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все уземли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
– Что называют волшебной кладовой? (Землю.)
– А почему? (Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т.д.)
– Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)
– Да, и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)
– Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она – наша кормилица – нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет!
IV. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим, до лужайки добежим (бег на месте).
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки (прыжки на месте на обеих ногах). Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем (ходьба на месте).
а) Работа по учебнику и рабочих тетрадях.
– Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 173 -174 и составим памятку «Как защитить почву на полях». Читать будем по абзацам.
СЛАЙД 6
б) Составление памятки.
- Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;
- сажать полезащитные полосы;
- проводить снегозадержание;
- правильно распахивать;
- умеренно поливать и употреблять удобрения.
– Ещё раз повторим правила защиты почвы.
VI. Закрепление изученного.
СЛАЙД 7
а) Тестирование.
– Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.
– У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.
Тест «Земля-кормилица» (почвы)
- Характерными почвами нашего края являются…
а) черноземы;
б) подзолистые почвы;
в) тундровые почвы;
г) серые лесные почвы. - Черноземные почвы преобладают…
а) в тундре;
б) в лесной зоне;
в) в степях;
г) в пустынях. - Плодородие почвы зависит от количества…
а) песка;
б) перегноя;
в) глины;
г) солей. - Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…
а) вода;
б) воздух;
в) камни;
г) соли. - Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…
а) песок;
б)глина;
в) перегной;
г) ил. - В состав почвы входят…
а) углекислый газ, известняк,воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль,песок, глина, вода, воздух. - Для защиты почвы на полях необходимо…
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения. - Один сантиметр почвы в природе образуется за…
а) 100-150 лет;
б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет;
г) 1-2 года. - Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
б) Взаимопроверка.
– Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.
– Кто не допустил ошибок?
– Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.
VII. Подведение итогов
Выставление оценок.
Домашнее задание
Стр. 171-174, р. т. стр. 53-54
Для 1 группы: ПОДОБРАТЬ ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ О ЗЕМЛЕ.
Образовательные
цели:
1. Обучение умению обобщать знания,
полученные из разнообразных источников.
2. Обобщить знания учащихся о
полезных ископаемых.
3. Обобщить знания учащихся о
разнообразии окружающей нас природы.
4. Формирование коллективных умений
и навыков труда на уроках окружающего мира.
Воспитательные
цели:
1. Развитие любви и уважения к
окружающему нас миру.
2. Воспитание у детей бережного
отношения к природе.
Развивающие цели:
1. Развитие коммуникативных
отношений учащихся.
2. Развитие речи и памяти учащихся.
Оборудование: полезные ископаемые из
раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть,
каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных
сигналов.
Ход урока
1.
Постановка цели урока
– Сегодня мы с
вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для
чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.
– Какие вы полезные ископаемые знаете?
– Почему их называют полезными ископаемыми?
Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с
её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга
железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между
собой.
Называются они, так же как и очень многие другие
вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.
Ископаемые –
потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной
оболочки.
Полезные –
потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные
необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают,
кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде,
оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
– Сейчас
вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3
группы.
– По
ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…
– Итак, на какие 3 группы можно разбить
полезные ископаемые?
1.Горючие полезные ископаемые.
2. Рудные
полезные ископаемые.
3. Строительные полезные ископаемые.
– Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных
ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к
соответствующей группе.
…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.
Приложение
1
– Что образуется при разрушении гранита из кварца?
Песок.
–
О песке нам расскажет…
Во
что превращается полевой шлам и слюда?
В
глину.
–
О глине нам расскажет…
–
Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая
ценится за пределами Республики.
–
Об известняке нам расскажет…
В
старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и
крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали
белокаменной.
О железной руде расскажет…
Приложение 2
–
Кто же добывает полезные ископаемые?
–
Прочитаем о геологах.
–
Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…
Железная
руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения
железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и
значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на
Белорецкий металлургический комбинат (флажок).
Белорецкий сталепроволочный комбинат –
варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для
операций глаза до троса.
Можно смело тащить танкер, нефтяную
вышку.
О каменном угле узнаем с вами из
сообщения…
– По опорному листку расскажет…
Приложение 3
В Башкортостане наиболее крупные месторождения
расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).
– О нефти расскажет…
– По ЛОС расскажет…
Приложение 4
Первые
нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на
карте флажок и значок нефти).
В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в
г.Туймазы. (флажок и значок нефти).
В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод
(флажок на карте).
Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском
округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство
и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.
Мы арендуем только землю – это выгодно, так как платят
только за землю, а за нефть не платят.
На уровне правительства решили восстановить добычу
Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в
недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа
по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.
Физкультминутка
Потрудились
– отдохнём
Встанем
глубоко вздохнём
Руки
в стороны, вперёд
Влево,
вправо поворот
Наклонились,
прямо встали
Руки
вниз и вверх подняли
Руки
плавно опустили
Всем
улыбки подарили.
–
Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.
Так
какие же полезные ископаемые отнесём к строительным
гранит
песок
глина
известняк
к
рудным полезным ископаемым?
железная
руда
и,
наконец, к горючим полезным ископаемым?
каменный
уголь
нефть.
Физкультминутка
–
Поработали, пора и отдохнуть.
Солнце
небо греет слабо,
(руки
вверх и вниз)
По
ночам трещит мороз,
(руки
на пояс, наклоны в стороны)
Во
дворе у Снежной Бабы
(руки
на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел
морковный нос.
(дети показывают на нос)
В
речке стала вдруг вода
Неподвижна
и тверда.
(прыжки
на месте)
Вьюга
злится,
Снег
кружится,
(дети
кружатся)
Заметает
всё кругом
Белоснежным
серебром.
(имитируют
движения руками)
2.
Викторина
– Дети, вам были даны вопросы
викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.
Приложение 5
3.
Кроссворд
Отгадаем кроссворд
Приложение 6
По горизонтали
1. Помните сказку
Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда
знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как
называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.
2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки
лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока
горячо». Железо.
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного
угля. Торф.
5.
Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.
По
вертикали
1. С итальянского языка название этого ископаемого
переводится как «зернистый»? Гранит.
2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.
3. В
природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор. Известняк.
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.
4.
Беседа по прочитанному
– Для чего добывают полезные
ископаемые?
Потому что полезные
ископаемые нам необходимы всегда и везде.
Как
вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
– Прочитаем об этом на с.51 …
Как
вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?
5. Письменный опрос
а)
Тест «Полезные ископаемые».
Приложение
7
На листочках у детей.
1.
1)
2)
3)
2.
1)
2)
3)
3.
1)
2)
3)
4.
1)
2)
3)
5.
1)
2)
3)
–
Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»
Проверка с доски
– Кто выполнил правильно без
единой ошибки?
– Молодцы!
б)
Фронтальный письменный опрос.
– На доске под номерами
записаны названия различных свойств полезных ископаемых.
1 вариант – выбирает из предложенного списка свойства
каменного угля и песка.
2 вариант – свойства нефти и железной руды.
На листочках
1 вариант.
каменный уголь: 1, 4, 5,
7
песок: 2, 4, 6,10, 9;
2
вариант.
нефть:
1, 3, 8,11
железная
руда: 2, 4, 5, 14.
6. Составление таблицы
На парте полезные ископаемые.
–
Показывают образцы полезных ископаемых.
– Рассмотрите образец. Пользуясь
иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним
таблицу.
(показывают гранит)
Как называется это полезное ископаемое.
Основные его свойства?
(зернистый, твердый и прочный)
– Где используется?
(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог,
памятников, отделка станций метро).
Каменный уголь
– Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.
– Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства,
пластмассы, духи.
Нефть
– Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.
– Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин,
лекарство, технический спирт.
Железная руда
– Черного цвета, твёрдое, плотное вещество,
притягивает металлические предметы.
– Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…
Песок
– В виде крупинок, сыпучий.
– Дороги, стекло.
(Приложение 8, Приложение 9)
7. Итог
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе
нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных
ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных
ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые
нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы
лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.
Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему
везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.
1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.
Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой
природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых
организмов. Это удивительно!
Выходит, растения и животные, которые жили очень
давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет,
превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы
пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой
и живой природой, между природой и человеком!
А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?
– Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим
экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы
связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых